Научная статья на тему 'Методологические аспекты стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия российской Арктической зоны'

Методологические аспекты стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия российской Арктической зоны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / POTENTIAL / INDUSTRIAL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянский Александр Владимирович

Рассмотрена сущность понятия «стратегическое управление развитием потенциала промышленного предприятия», выяснен состав, содержательно раскрыты научные принципы построения и основные функции отмеченной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полянский Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT FOR DEVELOPMENT POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE RUSSIAN ARCTIC ZONE

The concept “strategic management for development potential of an industrial enterprise” is discussed. Its contents, basic scientific principles of its constructing and major functions of the corresponding control system are contensively described.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия российской Арктической зоны»

УДК 338.262 (985)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

А.В. Полянский

ОАО «Мурманский морской рыбный порт»

Аннотация

Рассмотрена сущность понятия «стратегическое управление развитием потенциала промышленного предприятия», выяснен состав, содержательно раскрыты научные принципы построения и основные функции отмеченной системы управления.

Ключевые слова:

стратегическое управление, потенциал, промышленное предприятие.

Современная парадигма менеджмента рассматривает промышленное предприятие как «открытую» систему, успех развития которой связывается с умением эффективно использовать свой стратегический экономический потенциал с целью создания добавленной стоимости из производимой продукции (работ, услуг). Представление о величине потенциала промышленного предприятия и отдельных его составляющих позволяет осуществить оценку степени и эффективности использования имеющихся ресурсов, резервов ее повышения, поставить задачу обеспечения целенаправленного воздействия на отдачу производственных ресурсов с учетом влияния не только внутренних, но и внешних факторов окружающей среды. Другими словами, речь идет об актуализации проблемы стратегического управления экономическим потенциалом промышленного предприятия.

Стратегическое управление является относительно новой для теории и практики философией и методологией управления, поэтому существует множество мнений по поводу составляющих его базисных понятий: «управление», «стратегия».

В общем случае управление принято рассматривать как субъективный процесс воздействия управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью достижения желаемых результатов, причем субъект управления развитием потенциала промышленного предприятия зачастую носит сложный характер, может включать в себя структуры государственного (федерального и регионального), муниципального и хозяйственного управления, дислоцирующихся не только на территории рассматриваемого предприятия, но и в границах России, за рубежом. Для выяснения сущности стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия рассмотрим вначале сущность понятия «стратегия».

Как справедливо отмечается в работе [1]: «Довольно трудно дать однозначное определение понятию «стратегия», поскольку оно настолько многозначно, что даже при незначительном изменении угла зрения на него картина меняется весьма существенно». Действительно, хотя стратегия является предметом многочисленных исследований, многие авторы, пишущие о ней, избегают определений, либо дают их весьма расплывчато. Создается такое ощущение, что либо все знают, что такое стратегия, и нет смысла тратить время на определение общеизвестного понятия, либо же, напротив, единое понимание стратегии до сих пор не выработано.

Можно выделить значительные различия в подходах к трактовке сущности стратегии. Один из наиболее авторитетных специалистов в области стратегического управления корпорациями И. Ансофф трактует «стратегию» как постановку целей и определение способов их достижения [2]. Такое определение представляется слишком общим, ибо в нем не конкретизировано, какие цели имеются в виду. В этом случае любую человеческую деятельность можно рассматривать как стратегию, ибо такая деятельность практически всегда целенаправленна.

Понятие «стратегия», по мнению А. Чандлера, может быть сведено к определению долгосрочных целей и задач, направлений, на которых сосредоточены основные действия, и

механизмов управления ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели [3]. Такое определение подчеркивает долгосрочный характер целей и задач, необходимость концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Вместе с тем А. Чандлер включает в стратегию и механизм управления необходимыми для достижения цели ресурсами. Механизм этот понимается как определенный набор правил. И. Ансофф также отмечает, что стратегия есть набор правил для принятия решений в условиях частичной неопределенности. Он трактует стратегию бизнеса как широкий набор правил принятия решений и выбора целей, определяющих сферу бизнеса и направление его роста. В отечественной науке близкая точка зрения отражена в книге «Экономическая стратегия фирмы», где отмечено, что «под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы» [4].

Весьма распространено представление о стратегии как о плане. Многие авторы, говоря о стратегии, подразумевают именно стратегические планы. Согласно такой трактовке, стратегия есть «планы высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам организации» [5]. В известной работе М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури [6] приводится следующее определение: «Стратегия - детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. По мнению автора статьи, это определение отражает сущность стратегического плана развития организации, но не сущность содержания понятия «стратегия».

Р. Розен в своей книге «Введение в стратегическое управление» определяет стратегию в виде способа ответа на вопрос «как?». Он пишет: «Фокус стратегического управления находится на том, что организация старается достичь в долгосрочной перспективе, когда она собирается этого достичь, т.е. цели организации и то, как она собирается этого достичь, что и представляет собой стратегию организации» [7]. Т. Гранди высказывает аналогичную точку зрения: «...стратегия представляет собой то, как вы собираетесь попасть из исходной точки в ту, пребывание в которой стоит этого. Стратегия также предполагает попадание туда посредством использования конкурентного преимущества, с минимумом трудностей и в максимально короткое время» [8]. В том же ключе звучит и определение М. Портера, гласящее, что стратегия есть обоснованная формула того, как бизнес собирается конкурировать, какие у него должны быть цели, и какую политику можно проводить, чтобы достичь этих целей. Сущность формулирования стратегии - соотнесение компании с ее окружением [9]. Аналогично этому определение стратегии, представленное в книге «Управленческое консультирование»: «Как и в любом деле и организации, стратегия - это выбор дороги, которая ведет от одного состояния (настоящего) к другому (будущему)» [10]. Из представленных трактовок следует, что стратегия понимается не только как совокупность методов, но и как путь, траектория, описываемая экономической системой, движущейся в некотором заданном пространстве параметров. Понятие стратегии как пути или направления встречается и у Э.М. Короткова, который говорит о стратегии как о направлении развития в соответствии с поставленной целью, при этом замечая, что стратегия управления - особое качество функций управления и управленческих решений, персонала управления и организации управления [11].

Существуют также исследования, где стратегия рассматривается как долгосрочное качественно-количественное направление развития экономической системы, касающееся сферы ее деятельности, средств и форм функционирования, а также взаимоотношений с внутренней и внешней средой, приводящее ее к достижению намеченных целей [12]; где стратегия определяется как процесс видения преобразований и процесс выполнения плана развития [13].

Автор полагает, что для выявления сущности такого феномена как «стратегия», следует обратиться к этимологии данного термина. Стратегия (от греч. stratos и ago) - «войско» и «вести». Рассматривая стратегию как элемент управления развитием экономической системы, необходимо сосредоточиться на втором компоненте этого термина - глаголе «вести». Если объект управления необходимо вести, то возникают вопросы: «куда?» и «как?», то есть необходимо задать цель, направление и способ ее достижения. Тогда «стратегия» с экономической точки зрения представляет теоретически обоснованный и практически реализуемый способ перевода объекта управления из текущего состояния в желаемое. Процесс формирования стратегии, таким образом, должен включать анализ и оценку результатов

65

развития объекта управления, обоснование целей его развития и формирование механизма достижения цели. В этом случае стратегическое управление можно трактовать как процесс разработки и реализации стратегии.

Необходимо отметить, что в российской практике стратегическое управление зачастую связывают только с долгосрочным характером принимаемых управленческих решений. Наша позиция состоит в том, что «стратегичность» управления определяется не только (и не столько) долгосрочным характером принимаемых управленческих решений, но состоит, главным образом, в предвидении изменений внешней среды объекта управления, адаптации к ним процессов его развития.

Выше отмечалось, что субъект управления развитием стратегического потенциала промышленного предприятия носит, в общем случае, сложный многокомпонентный характер. В общей теории систем при рассмотрении проблемы создания и обеспечения функционирования сложной системы как единого целого, обладающего новыми интегральными свойствами, присутствуют различные толкования взаимовлияния компонентов (или элементов) системы [14]. С точки зрения сторонников плюралистического направления элементы системы находятся между собой в координационной зависимости, их взаимовлияние не обусловлено разделением на «определяющие» и «определяемые» компоненты. Представители монистического подхода считают возможным выделение на определенных этапах функционирования системы доминирующего элемента. Поэтому в настоящем исследовании мы будем рассматривать в качестве ядра субъекта стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия его менеджмент, квалифицируя присутствие остальных участников рассматриваемого процесса как субъектов влияния. Использование монистического подхода представляется нам вполне оправданным, ибо в соответствии с действующим законодательством именно высший менеджмент промышленного предприятия в конечном счете ответственен за результаты его экономического развития.

Тогда сущность стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия состоит в организации целенаправленной деятельности всех заинтересованных субъектов управления и хозяйствования высшего менеджмента по достижению намеченных стратегических приоритетов и целей его развития на основе эффективной адаптации к изменяющимся параметрам внешней среды.

Из определения сущности стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия вытекает его содержание, которое раскрывают следующие основные этапы управления, различающиеся по целям, задачам, видам обеспечения:

• стратегический анализ развития экономического потенциала промышленного предприятия;

• обоснование стратегических ориентиров и определение стратегических целей развития потенциала промышленного предприятия;

• реализация стратегических приоритетов и целей развития потенциала промышленного предприятия.

Содержательно охарактеризовать стратегическое управление развитием потенциала промышленного предприятия можно, рассмотрев его основные функции. Сложность такой задачи связана с тем, что сегодня нет единого понимания термина «функция управления», функции управления выделяются на разных основаниях [15]. Так, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отмечают, что процесс управления является общей суммой всех функций [6], а А. Файоль, впервые описавший такие функции управления как предвидение, организация, распределение, координация и контроль, так и не определил понятие «функция управления» [16]. Обобщение определений, представленных в научной литературе [17-20], позволяет характеризовать функцию стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия как специфический вид управленческой деятельности, обособившийся в процессе разделения труда, выражающий его содержание в действии, направленном на достижение цели.

В теории управления получил распространение подход, предполагающий выделение «базовых» и «связующих» управленческих функций, причем связующие функции предназначены для реализации «базовых». Применительно к стратегическому управлению развитием потенциала промышленного предприятия автор предлагает рассматривать в качестве базовых

66

функций: стратегическое планирование, включающее функции стратегического анализа

результатов развития отмеченного потенциала; определение стратегических приоритетов и целей его развития, их реализации, а также функцию организации, предусматривающей регламентацию управленческой деятельности в сфере развития отмеченного потенциала, в частности, закрепление ответственности за реализацию отдельных управленческих функций за конкретными звеньями организационной структуры управления. К связующим функциям отнесем функции мотивации, координации, коммуникации и принятия управленческого решения.

Стратегический потенциал промышленного предприятия как сложная система состоит из разнообразных элементов, каждый из которых характеризуется целенаправленным поведением, наличием собственных интересов и стремлением к их удовлетворению. В результате объективно возникает дисбаланс, например, между экономическими интересами промышленного предприятия и территории его дислокации, отдельными субъектами хозяйствования и т.п. относительно стратегического развития потенциала промышленного предприятия. Достижение баланса интересов участников процесса стратегического развития отмеченного потенциала обеспечивает функция координации. Поэтому предлагается включить функцию координации в состав организационной функции управления, обеспечивающей поддержание целостности системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия.

Коммуникация рассматривается как управленческая деятельность по формированию и поддержанию функционирования информационных потоков, составляющих основу для принятия решений в сфере развития потенциала промышленного предприятия. Чтобы достигнуть намеченных стратегических целей развития потенциала промышленного предприятия, недостаточно создания организационной структуры управления и налаживания коммуникационных связей между элементами системы управления, необходимо создать соответствующую мотивацию. Мотивация как реализующая функция стратегического управления развитием предусматривает «побуждение к деятельности» как объекта, так и субъекта управления.

Следует отметить, что хотя проблеме мотивации посвящена обширная литература, само понятие «мотивация» трактуется неоднозначно. Можно выделить три основных подхода к определению ее содержания: мотивация как внутреннее психологическое состояние; мотивация как психологический процесс; мотивация как функция управления. Применительно к предмету настоящего исследования мотивацию как функцию стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия можно определить как целенаправленное воздействие на структуру потребностей, интересов всех участников рассматриваемого процесса развития, которое побуждает их к активной деятельности по достижению лучших конечных результатов. Функция мотивации обуславливает реализацию базовых функций стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия, с ее помощью обеспечивается обоснование и выполнение концепций, программ и проектов в сфере развития отмеченного потенциала.

Функция принятия управленческих решений представляет собой управленческую деятельность, предполагающую решение следующих основных задач, связанных с обеспечением стратегического управления потенциалом промышленного предприятия: диагностика

проблемной ситуации; определение критериев, ограничений и условий принятия решений: разработка и выявление альтернатив, выбор альтернативы как принятие решения, реализация решения. По существу, речь здесь идет о стандартной процедуре, отражающей процесс принятия управленческих решений.

Рассмотрим теперь состав системы стратегического управления развитием промышленного потенциала города, который в его наиболее полном виде включает:

• во-первых, комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы управления;

• во-вторых, совокупность взаимосвязанных подсистем: целевой, функциональной,

обеспечивающей;

• в-третьих, совокупность организационных структур, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в сфере стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия.

Построение системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия должно опираться на систему научных принципов. Среди основных отметим принципы целостности, целенаправленности, системности, адаптивности, инновационности и эффективности.

Ведущее место в рассматриваемой системе занимает принцип целостности, существо которого состоит в следующем. Будучи объединенными, взаимодействующие элементы образуют систему, которая обладает целостностью, связанной со структурой системы [21]. Проявление целостности системы стратегического управления развитием потенциала промышленного развития состоит в том, что свойства такой системы не являются только суммой свойств ее составных частей. Система есть нечто большее и в целом обладает такими свойствами, которых нет ни у одной ее части, взятой в отдельности. Поэтому следование принципу целостности означает формирование такой структуры системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия, которая бы позволила разработать совокупность увязанных по управленческой вертикали и горизонтали стратегических документов. Такая совокупность является результатом существования именно системы, но может быть получена только с помощью составляющих систему отдельных элементов.

Следование принципу целенаправленности означает обусловленную задачами развития потенциала промышленного предприятия постановку целей управленческого воздействия, которые должны иметь качественное и количественное выражение. Такие цели призваны прежде всего развивать и конкретизировать принятые стратегические ориентиры развития рассматриваемого потенциала.

Системный подход является важнейшим атрибутом стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия. Следование требованиям принципа системности означает постановку и решение задач стратегического управления развитием потенциала предприятия в контексте интересов участников процесса преобразований в рассматриваемой сфере. Использование принципа системности в качестве одного из ведущих при формировании системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия предполагает применение инструментария общей теории систем. Основоположник этой теории Людвиг фон Берталанфи предложил достаточно широкую трактовку методологии системного подхода, которая в последующие годы получила существенное развитие.

Так, некоторые авторы, конкретизируя понятия теории систем, определяют системный подход как общую методологию, а системный анализ - как прикладную методику исследования, ориентированную на применение математического аппарата. Однако получила распространение и иная трактовка, рассматривающая системный анализ как методологию логического упорядочения или структуризации проблемы, которая затем уже может решаться либо с применением математического аппарата, либо без него. В частности, по мнению авторов книги «Системный анализ и управление проектами» [22], практика системного анализа является в значительной степени искусством.

Системный подход следует рассматривать в качестве одного из методов формирования системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия. Квалифицируя такую систему управления как некую целостность, мы предъявляем к ней определенные требования [23]. Системный подход заставляет нас позиционировать систему стратегического управления развитием экономического потенциала как подсистему системы стратегического управления развитием промышленного предприятия.

Результативность развития потенциала промышленного предприятия во многом определяется воздействием внешней среды и тем, как потенциал адаптируется к изменениям последней. По существу, процесс управления развитием потенциала промышленного предприятия представляет собой постоянное реагирование на необходимость изменений, обусловленных влиянием внешней среды. Поскольку современная внешняя среда характеризуется все увеличивающейся скоростью изменений, имеющих разнонаправленные влияния на развитие потенциала промышленного предприятия, соответствующие управленческие решения в реальном масштабе времени (а лучше с опережением) должна вырабатывать система стратегического управления таким развитием. В условиях нестабильной 68

внешней среды механизм управления развитием экономики в значительной мере становится механизмом приспособления к ней. Как справедливо отмечается в известной работе [6]: «Управление - это адаптация. Таков краеугольный камень современной методологии менеджмента». По нашему мнению этот тезис в полной мере применим к стратегическому управлению развитием потенциала промышленного предприятия, ибо адаптивность является одним из ведущих принципов стратегического управления.

При построении системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия большое значение имеет принцип инновационности. Речь идет о широком использовании управленческих инноваций при реализации функций стратегического управления, возникающих в ответ на потребность в разрешении проблемных ситуаций, что нельзя осуществить иначе как путем целенаправленной модернизации существующей системы управления.

Целесообразность использования тех или иных управленческих инноваций обусловлена ожидаемой проектной эффективностью их внедрения в сферу стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия. Между тем, если портфель эволюционных управленческих инноваций оказывается исчерпанным, или их практическое использование не может принести требуемых результатов, возникает объективная необходимость формирования «заказа науке» на разработку управленческих инноваций революционного характера. В последнем случае речь идет об управленческих инновациях, использование которых призвано привести к значимым качественным изменениям в системе управления, оказывающим существенное положительное влияние на динамику развития объекта управления.

Соблюдение требований принципа эффективности является важным условием построения и функционирования системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия. В связи с этим отметим, что понятие «эффективность управления» не имеет однозначного толкования. Если рассматривать эффективность как соотношение затрат и результатов управления, то необходимо использование количественных характеристик, обоснованность которых вызывает известные сомнения. Например, можно ли относить результаты развития потенциала предприятия целиком на счет системы управления. Если нет, то каков все же вклад системы управления в конечные результаты рассматриваемого развития и т.п. Если же отталкиваться от известной классификации эффективностей, которая предусматривает выделение целевой, технологической и ресурсной эффективности, то следует признать, что отмеченные виды эффективности в определенной мере присутствуют в различных компонентах системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия. Между тем попытки оценки таких эффективностей также приводят к достаточно спорным результатам. По-видимому, по-прежнему не теряет актуальности соображение, высказанное некогда чл.-корреспондентом РАН В.А. Медведевым: «Что касается политической экономии, то здесь необходимо до конца изжить недооценку категории эффективности. Отрицание единого выражения эффективности оказывает плохую услугу хозяйственной политике» [24]. В этой ситуации представляется более конструктивным использовать пусть и спорные методы оценки эффективности управления, чем вообще отказаться от этого важнейшего принципа построения системы стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия.

Выше отмечалось, что субъект стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия носит сложный характер, включает в ряде случаев федеральную компоненту. Если рассматривать проблемы развития стратегического потенциала крупных промышленных предприятий Российской Арктики, то доля влияния федерального центра по понятным причинам здесь особенно значима прежде всего в контексте решения масштабных проблем анализа и прогнозирования пространственного развития промышленного сектора экономики Арктической зоны РФ. Именно федеральная компонента выступает в качестве основного субъекта управления, призванного улаживать существующие и прогнозируемые конфликты интересов, возникновение которых объективно обусловлено в конечном счете процессами экономической глобализации. Речь идет, в частности, о решении весьма сложных спорных вопросов использования нефтегазовых месторождений на Арктическом шельфе, в сфере рыболовства в северных морях, развития Северного морского пути и т.п. В связи с этим возникает вопрос, какая федеральная структура могла бы реализовать эти функции.

Представляется, что центральный аппарат Минрегиона РФ, учитывая громадную территорию Российской Арктики и многообразие условий ее промышленного развития, с такой задачей в полном объеме не сможет справиться, как говорится, по «определению». Перспективным направлением исследований здесь является, по нашему мнению, оценка целесообразности организации в пределах Арктической зоны федерального округа, возглавляемого полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, по примеру уже существующих в стране федеральных округов, созданных Указом Президента РФ еще в 2000 г. [25].

В настоящее время российские федеральные округа, представляющие собой легитимные элементы системы административно-территориального деления страны, деятельность которых направляется аппаратом полномочного представителя Президента РФ, выступают в качестве эффективного инструмента федерального регулирования регионального развития, потенциал которого далеко не исчерпан. Главный смысл существования таких округов видится в территориальном приближении федеральной власти к субъектам РФ, осуществления взаимодействия центра с регионами; аккумуляции межрегиональных и трансграничных проблем экономического развития в целях совместного поиска компромиссных решений с учетом в первую очередь общероссийских интересов. Тогда речь может идти либо о расширении функций намечаемого к созданию аппарата полномочного представителя Президента РФ во вновь создаваемом Арктическом федеральном округе, либо о создании в пределах такого федерального округа специальной территориальной структуры Минрегиона РФ, наделенной достаточно широкими полномочиями.

Концептуальные предложения по активизации аналитической деятельности аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в сфере стратегического планирования развития промышленности в пределах федерального округа содержатся в книге «Стратегическое управление развитием промышленности в пределах федеральных округов» [26]. Авторы определили целесообразность рассмотрения аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в качестве значимого элемента государственной системы стратегического планирования развития промышленного комплекса страны. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе может иметь собственный предмет аналитической деятельности в сфере развития промышленного сектора экономики, главные стратегические направления которой состоят в следующем:

• познание на основе стратегического анализа результатов развития промышленного сектора экономики в пределах федерального округа сущности происходящих здесь процессов в общем контексте экономических трансформаций в российской и мировой экономике;

• стратегическое прогнозирование процессов пространственного развития промышленного сектора экономики в федеральном округе;

• разработка на стратегическую перспективу согласованных с заинтересованными субъектами управления и хозяйствования плановых решений, направленных на усиление позитивных тенденций и исключение негативных тенденций развития промышленности в пределах федерального округа.

Учитывая масштабность и сложность намечаемых к решению задач, их влияние на стратегическое экономическое развитие страны, представляется целесообразным придать полномочному представителю Президента РФ в Арктическом федеральном округе ранг заместителя председателя Правительства России.

ЛИТЕРАТУРА

I. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации: курс лекций. Режим доступа: www.cfin.ru. 18 с. 2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999. 3. Chandler A. Strategy and structure. London, 1962. 4. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А.П. Градова. 2-е изд. СПб.: Спец. лит., 1999. 5. Мицберг Г. и др. Школы стратегий. СПб., 2000. 6. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. М.: Дело,1992. 7. Rozen R. Strategic management. Fn introduction. Pitman publishing, 1995. 8. Grundy T. Breakthriugh strategics for gruwth. Pitman publishing. 1995. 9. Портер М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. 10. Управленческое консультирование / под ред. М. Кубра. М., 1992. Т. 2.

II. Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКа, 2000. 12. Захарченко В. Стратегия предприятия в переходный период // Бизнес-информация, 1998. №13-14. 13. Lyrch R. Corporate strategy. N.Y.: Pitman publishing, 1997. 14. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 15. Погостинский Ю.А. Системный анализ

функций стратегического управления. СПб.: СПбГАУ, 2006. 16. Файоль А. Общее и промышленное управление. Л;М.: Книга, 1924. 17. Теория управления: учебник / под общей ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003. 18. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / под ред. А.К. Казанцева. М.: Инфра, 1999. 19. Основы теории управления: уч. пос. / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2003. 20. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник. М.: КНОРУС,2005. 21. Перегудов Ф.И. и др. Основы системного анализа / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. Томск: Изд-во НТЛ, 2001. 22. Kleland D. et al. Systems Analysis and Project Manadgement / D. Kleland, W. King. N.Y., 1968. 23. Андреев В.Н. и др. Развитие экономики российского региона: сущность, критериальные требования и условия / В.Н. Андреев, В.Е. Рохчин. Псков: ПГПИ, 2008. 24. Медведев В.А. Управление социалистическим производством: проблемы теории и практики. М.: Политиздат, 1983. 25. Указ Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе / Собр. законодательства РФ. М., 2000. № 20, Ст. 2112. 26. Карлик А.Е., Кондратьева А.В., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития промышленности в пределах федеральных округов России: вопросы теории и методологии. СПб.: СПбГУЭФ, 2011.

Сведения об авторе

Полянский Александр Владимирович - заместитель генерального директора по правовым вопросам ОАО «Мурманский морской рыбный порт»; e-mail: PolyanskiyAV@mmrp.murmansk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.