Научная статья на тему 'СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОД ДИВЕРСИФИКАЦИИ'

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОД ДИВЕРСИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ СПОРТА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / СТУДЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаргина Марина Геннадьевна, Рассамахин Владислав Анатольевич, Анфилатов Николай Геннадьевич, Ермаков Алексей Юрьевич, Востриков Александр Андреевич

В статье нами были поставлены следующие задачи: проверить эффективность соревновательного метода; разработать методы соревновательной практики и соответствующей методологии; выявить отношение студентов к инновационным спортивным технологиям. В процессе разработки проблемы использовались следующие общепедагогические методы: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы; включённое наблюдение; тестирование физической подготовленности. Сравнительный анализ результатов достаточно убедительно показывает, что соревновательный метод является существенным мотивом для молодых людей к посещению занятий физической культурой. Проведение занятий со студентами в формате первенств лиг внутри групп, между группами, курсами позитивно воздействует на мотивацию молодых людей к посещению занятий по физической культуре, т.е. является методом диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаргина Марина Геннадьевна, Рассамахин Владислав Анатольевич, Анфилатов Николай Геннадьевич, Ермаков Алексей Юрьевич, Востриков Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE METHOD AS A METHOD OF DIVERSIFICATION

In the article, we set the following tasks: to test the effectiveness of the competitive method; to develop methods of competitive practice and appropriate methodology; to identify the attitude of students to innovative sports technologies. In the process of developing the problem, the following general pedagogical methods were used: theoretical analysis and synthesis of scientific and methodological literature; included observation; testing of physical fitness. The comparative analysis of the results shows quite convincingly that the competitive method is an essential motive for young people to attend physical education classes. Conducting classes with students in the format of the league championship within groups, between groups, courses has a positive effect on the motivation of young people to attend physical education classes, i.e. it is a method of diversification.

Текст научной работы на тему «СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОД ДИВЕРСИФИКАЦИИ»

Emergency Situations of Russia to the requirements of official activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (108), pp. 57-60.

3. Andreev, V.I. (1995), Professional orientation of physical training of cadets offire technical schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

4. Dinaev, B.M. (2009), Improvement of professionally applied physical training of cadets in higher education institutions of fire-technical profile, dissertation, Shuya.

5. Zhegalova, M.N. (2012), Technology of professionally applied physical training of students studying in the direction of "Fire safety", dissertation, Volgograd.

6. Maryin, M.N. et al. (1998), Professionography of the main activities of employees of the State Fire Service of the Ministry of Internal Affairs of Russia: manual, VNIIPO, Moscow.

7. Samsonov, D.A. (2005), Theoretical and methodological aspects of improving professional and applied physical training offirefighters, dissertation, Moscow.

8. Sabirova, I.A., Germanov, G.N., Ilyin, M.A. et al. (2015), "Improving the technology of professionally applied physical training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia ", Biomedical and pedagogical foundations of adaptation, sports activity and healthy lifestyle: collection of scientific articles of the IV All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation, Voronezh, April 29, 2015, Scientific Book, Voronezh, pp. 580-585.

Контактная информация: vasilius777@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2021

УДК 796.093

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОД ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Марина Геннадьевна Шаргина, кандидат биологических наук, доцент, Владислав Анатольевич Рассамахин, старший преподаватель, Николай Геннадьевич Анфилатов,

старший преподаватель, Алексей Юрьевич Ермаков, преподаватель, Александр Андреевич Востриков, преподаватель, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

В статье нами были поставлены следующие задачи: проверить эффективность соревновательного метода; разработать методы соревновательной практики и соответствующей методологии; выявить отношение студентов к инновационным спортивным технологиям. В процессе разработки проблемы использовались следующие общепедагогические методы: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы; включённое наблюдение; тестирование физической подготовленности. Сравнительный анализ результатов достаточно убедительно показывает, что соревновательный метод является существенным мотивом для молодых людей к посещению занятий физической культурой. Проведение занятий со студентами в формате первенств лиг внутри групп, между группами, курсами позитивно воздействует на мотивацию молодых людей к посещению занятий по физической культуре, т.е. является методом диверсификации.

Ключевые слова: виды спорта, диверсификация, соревновательный метод, студент, инновационные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p415-417

COMPETITIVE METHOD AS A METHOD OF DIVERSIFICATION

Marina Gennadyevna Shargina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Vladislav Anatolyevich Rassamakhin, the senior teacher, Nikolay Gennadievich Anfilatov, the senior teacher, Alexey Yurievich Ermakov, the teacher, Alexander Andreevich Vostrikov, the

teacher, Tyumen Industrial University

Abstract

In the article, we set the following tasks: to test the effectiveness of the competitive method; to develop methods of competitive practice and appropriate methodology; to identify the attitude of students to

innovative sports technologies. In the process of developing the problem, the following general pedagogical methods were used: theoretical analysis and synthesis of scientific and methodological literature; included observation; testing of physical fitness. The comparative analysis of the results shows quite convincingly that the competitive method is an essential motive for young people to attend physical education classes. Conducting classes with students in the format of the league championship within groups, between groups, courses has a positive effect on the motivation of young people to attend physical education classes, i.e. it is a method of diversification.

Keywords: sports, diversification, competitive method, student, innovative technologies.

На сегодняшний день не существует полной методологической базы по применению всех методов диверсификации, она находится в фрагментарном состоянии. Инструментами диверсификации можно обозначить:

1. Внедрение новых видов спорта - силовой фитнес, кроссфит и т.п.;

2. Увеличение числа спортивно-массовых мероприятий по имеющимся видам спорта;

3. Проведение отдельных мероприятий по ГТО;

4. Проведение соревнований между группами и курсами внутри институтов;

5. Введение должностей зам. директора (приказом по институту);

6. Создание института физоргов.

Ожидаемые результаты от применения инструментариев диверсификации:

1. Увеличение числа занимающихся в спортивных секциях (студенты и профессорско-преподавательский состав);

2. Повышение общего числа систематически занимающихся;

3. Повышение уровня мастерства;

4. Увеличение числа участников в кроссе нации, фестивале здоровья и т.д.;

5. Уменьшение количества пропущенных занятий по состоянию здоровья.

Так как приоритетной задачей занятий физической культурой в высших учебных заведениях страны является формирование у каждого студента активной мотивации к заботе о собственном здоровье, приобретении необходимых жизненных и профессиональных навыков, безусловно, необходимых в будущей трудовой деятельности, то одним из путей создания дополнительной мотивации и стимулов к посещению занятий физической культурой студентами был выбран соревновательный метод.

В июле 2016 года департаментом внеучебной деятельности Тюменского индустриального университета было принято управленческое решение, в основе которого лежала гипотеза о том, что создание студенческих лиг по игровым видам спорта и проведение внутри них соревнований создаст дополнительный интерес у студентов к физической культуре и спорту, улучшит психоэмоциональный климат на занятиях и повысит их посещаемость. С целью проверки указанной гипотезы мы решили провести научное исследование, задачи которого заключались в следующем:

- проверить эффективность соревновательного метода, применяемого на занятиях;

- разработать методы соревновательной практики и соответствующей методологии;

- выявить отношение студентов к инновационным спортивным технологиям.

Под соревновательным методом мы понимаем педагогическую технологию, сущность которой заключается в применении состязательной практики с целью повышения уровня физической подготовленности занимающихся. В процессе разработки проблемы использовались следующие общепедагогические методы: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы; включённое наблюдение; тестирование физической подготовленности. Для достижения поставленной задачи мы ввели дополнительно к традиционным типам занятий следующие новые формы:

1. Моделирующие соревновательные ситуации, задачей которых является объективное определение сильнейших студентов для включения в состав команды группы.

2. «Занятия-анализы», проводимые непосредственно после соревнований. Основная цель таких занятий — подвести итог, осмыслить и проанализировать слабые и сильные стороны выступления, как отдельных участников, так и команд в целом.

3. Занятия-состязания - это важнейший элемент рассматриваемой нами методики. Именно они позволяют студентам реализовать полученные ранее и приобретенные в ВУЗе умения и навыки в конкретном виде спорта.

Такие занятия предъявляют ко всем функциям и системам организма обучающихся оптимальные требования, что наиболее полно содействует гармоничному физическому развитию студентов.

В результате исследований, после первых шести академических занятий физической культурой со студентами - первокурсниками был сделан первый контрольный срез учета их посещаемости (таблица 1).

Таблица 1 - Посещаемость занятий физической культурой до начала проведения соревнований

Наименование института Количество учебных групп и студентов % посещаемости

Девушки Юноши

Строительный институт 24; 505 чел. 68 56

Институт сервиса и отраслевого управления 16; 352 чел. 64 60

Институт архитектуры и дизайна 4; 63 чел. 56 68

По окончании первенств студенческих лиг по волейболу и баскетболу, нами был проведен второй контролинг посещаемости (таблица 2).

Таблица 2 - Посещаемость занятий физической культурой после окончания соревнований

Наименование института Количество учебных групп и студентов % посещаемости

Девушки Юноши

Строительный институт 24; 505 чел. 74 80

Институт сервиса и отраслевого управления 16; 352 чел. 71 75

Институт архитектуры и дизайна 4; 63 чел. 57 72

Сравнительный анализ приведенных выше результатов достаточно убедительно показывает, что соревновательный метод является существенным мотивом для молодых людей к посещению занятий физической культурой. Так, посещаемость среди девушек увеличилась в среднем по всем институтам на 4,8%, у юношей, для которых спортивные игры представляют собой более значимый интерес, этот показатель повысился на 10,3%. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Одной из перспективных форм применения соревновательного метода можно считать организацию студенческих лиг по игровым видам спорта.

2. Проведение занятий со студентами в формате первенств лиг внутри групп, между группами, курсами и т.п., позитивно воздействует на мотивацию молодых людей к посещению занятий по физической культуре, т.е. является методом диверсификации.

Контактная информация: mashcashcag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2021

УДК 796.431.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОК

Елена Петровна Шарина, кандидат педагогических наук, доцент, Анатольевна Наталья Москальонова, кандидат педагогических наук, доцент, Анжелика Сергеевна Вар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.