preparedness", Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, No. 10 (152), pp. 277-281.
7. Farbey, V. V. (2012), "Management shooting training of biathletes based on the use of technical means with autocontrol of movements", Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, No. 11 (93), pp. 117-121.
8. Farbey, V. V. (2012), "Formation of the type of competitive preparedness of cross-country skiers at the stages of the formation of sportsmanship", Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, No. 3 (85), pp. 180184.
9. Farbey, V. V. (2008), "Special shooting training of biathletes in the shooting range using technical training aids and rhythm-structural complexes", Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, No. 9 (43), pp. 98-103.
10. Chemov, V. V. (2014), Methodological and technological foundations for the integration of motor tasks and regulated breathing patterns of ergogenic effects in the training of qualified athletes, dissertation, Volgograd.
11. Chuev, V.A. (2004), Hypoxic and relaxation means of training effects in the training of soccer players, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2019
УДК 378.172
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛЮБИТЕЛЬСКОГО СПОРТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Алёна Олеговна Федорова, старший преподаватель, Юлия Сергеевна Каюкова,
старший преподаватель, Наталья Владимировна Колямина, старший преподаватель, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
Аннотация
В статье авторами проведен анализ проблемы снижения уровня здоровья молодых людей. Рассмотрено значение физической культуры и любительского спорта для студенческой молодежи нефизкультурных вузов. Авторы продолжают исследование по формированию мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом. Определены конечные цели обучения студентов нефизкультурного вуза на занятиях физической культурой.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, любительский спорт, формирование мотивации, системный подход, цели обучения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.327-330
VALUE OF PHYSICAL CULTURE AND AMATEUR SPORT FOR STUDENTS OF NON-PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY
Alena Olegovna Fedorova, the senior teacher, Yulia Sergeevna Kayukova, the senior teacher, Natalia Vladimirovna Kolyamina, the senior teacher, Magnitogorsk State Technical University
of G.I. Nosov
Abstract
In the article, the authors analyzed the problem of reducing the level of health of young people. The importance of physical education and amateur sports for students of non-cultural universities is considered. The authors continue the study on the formation of motivation for physical education and amateur sports. The ultimate goals of teaching students of a non-cultural university in physical education classes are determined.
Keywords: health, physical education, amateur sports, motivation formation, systematic approach, learning objectives.
Социально экономические перемены, которые происходят в обществе, вызывают необходимость пересмотра всей системы подготовки специалистов в высшей школе. Во-первых, гуманизация образования требует большего внимания к личности, ее
интеллектуальному и физическому развитию, во-вторых, в вузе необходимо подготовить специалиста гражданина, который будет честно выполнять свой гражданский долг и активно использовать свои права, а это без достаточно физической подготовки выполнить затруднительно, в-третьих, необходимо подготовить специалиста, активно участвующего в производственной деятельности, что требует значительных физических сил и физической подготовленности. Как мы видим, физическая культура и любительский спорт являются важной частью общей культуры человечества. В наше время нет ни одной сферы человеческой деятельности, которая не связана с физкультурой и спортом [1, 5].
Однако, на фоне социально-экономических преобразований, которые происходят в нашей стране, следует отметить, что уровень здоровья молодых людей становится с каждым годом все ниже, а качество преподавания не способствует стремлению молодого поколения к освоению ценностей физкультуры, что влияет на снижение мотивации к занятиям. Заметно уменьшается количество бесплатно предоставляемых спортивных и оздоровительных услуг, сокращается число преподавателей, которые имеют возможность творчески подходить к своей работе. Недостаточное количество современных спортивных залов и комплексов, экологическое состояние большинства городов, вредные производства, которые расположены рядом с жилыми домами - все это влияет на состояние здоровья молодых людей [2].
Также значительное влияние на здоровье молодежи оказывает постоянно увеличивающаяся умственная нагрузка, нервно-эмоциональное перенапряжение. В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием постоянно увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок [4].
Физическая культура - единственная дисциплина в нефизкультурном вузе, которая способствует укреплению здоровья, и организма в целом. Как показывают наши наблюдения [2, 3], мотивация к занятиям физической культурой и спором (ФКиС) сильно снижена. В связи с этим, мы начали проводить исследование, посвященное формированию мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом. Мы рассмотрели педагогические условия и разработали модель формирования мотивации к занятиям ФКиС.
С целью формирования у студентов стойкой мотивации к занятиям физкультурой и любительским спортом на кафедре физической культуры МГТУ им. Г.И. Носова осуществляется системный подход к её достижению. Нами определены конечные цели обучения:
1. Формирование у молодых людей мотивации к постоянным занятиям физической культурой и любительским спортом для повышения уровня здоровья и укрепления организма, физического развития и совершенствования, а также повышения физической и умственной работоспособности.
Для этого студенты нашего вуза, во-первых, проходят первичный полный медицинский осмотр в студенческой поликлинике МГТУ, а также повторное медицинское обследование на каждом курсе обучения, во-вторых, мы проводим регулярное тестирование физических качеств студентов, их физической работоспособности (в начале и в конце учебного года, чтобы иметь возможность сравнить показатели, вовремя отреагировать на изменения), в-третьих, определяем умения и навыки выполнения физических упражнений, которые необходимы в профессионально-прикладной деятельности по выбранной специальности.
2. Обучение молодых людей двигательным навыкам и умениям, в том числе тем, которые имеют профессионально-прикладное значение.
В течение четырех лет обучения студенты приобретают знания и умения об использовании физических упражнений, которые имеют оздоровительную и профессионально-прикладную направленность. Так, например, в нашем вузе у молодых людей есть возможность заниматься промышленным альпинизмом, а также имеется специально-медицинское
отделение для студентов с ограничениями в здоровье. При желании студенты могут записаться в спортивные секции по разным видам спорта.
3. Развитие и совершенствование всех физических качеств у студентов в течение обучения в вузе.
Не все студенты (40%), поступившие на первый курс вуза, приходят на занятия по физической культуре физически развитыми. Некоторые из них (20%) не имеют представления, как использовать средства и методы физкультуры для сохранения и укрепления здоровья. Поэтому основная задача кафедры физической культуры развить все пять основных физических качеств, совершенствовать и поддерживать их развитие на протяжении обучения, приобщить к занятиям любительским спортом.
4. Обучение молодых людей правильному применению средств и методов физической культуры в профессиональной деятельности и на протяжении жизни.
Для студентов разработан специальный дневник здоровья, в котором мы учим студентов следить за состоянием своего организма, подбирать определенную физическую нагрузку в зависимости от целей молодых людей. Студенты обучаются планированию правильному режиму дня, правильного двигательного режима и умению применять средства ФКиС в профессионально-прикладной деятельности. Также проводится обучение аутотренингу для восстановления организма.
5. Проведение спортивных соревнований по различным видам спорта.
Мы организуем универсиаду студентов по разным видам спорта. В универсиаду входят такие виды, как соревнования на гребном тренажере «Concept», кубок первокурсника, баскетбол, волейбол, мини-футбол, легкая атлетика, пауэрлифтинг, бадминтон, настольный теннис и др. Также мы ведем подготовку к сдаче норм ГТО и в течение учебного года студенты имеют возможность сдать данный комплекс и получить удостоверение, при успешной сдаче норм.
К сожалению, ФКиС не всегда занимает главенствующую позицию в жизнедеятельности современных молодых людей в режиме быта, учебного труда и отдыха. Однако использование физических упражнений играет важную роль для сохранения и укрепления здоровья студентов, профилактики заболеваний. Занятия любительским спортом и физкультурой повышают уровень физиологического и физического состояния, а также всестороннего развития физических способностей. ФКиС в нефизкультурных вузах являются самыми массовыми и эффективными способами образования социально активной личности будущих специалистов. Таким образом, данный подход к проведению занятий в нефизкультурном вузе способствует формированию стойкой мотивации к физической культуре и любительскому спорту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьмин, А.М. Модель формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом у студентов технического вуза / А.М. Кузьмин, А. О. Федорова // East European Scientific Journal. - 2018. - No. 2 (30). - Part 4. -P. 33-37.
2. Федорова, А.О. Необходимость учета психологических особенностей студентов младших курсов при формировании мотивации к занятиям любительским спортом / А.О. Федорова, С.Я. Биктина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - P. 279-283.
3. Федорова, А.О. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом [Электронный ресурс] / А. О. Федорова, А. М. Кузьмин // Интернет-журнал Мир науки. - 2018. - № 2. - Режим доступа : https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN218.pdf (дата обращения: 01.09.2018).
4. Фетисов, В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. - М. : Советский спорт, 2005. - 80 с.
5. Колямина, Н.В. Трудности формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у прогрессивной молодежи / Н.В. Колямина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 77-й междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. - Т.2. - С. 402.
REFERENCES
1. Kuzmin, A.M. and Fedorova, A.O. (2018), "Model of formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport at students of technical college", East European Scientific Journal, No. 2 (30), part 4, pp. 33-37.
2. Fedorova, A.O., Biktina, S.Ya. (2018), "The need to take into account the psychological characteristics of junior students in the formation of motivation for amateur sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 279-283.
3. Fedorova, A.O. and Kuzmin, A.M. (2018), "Results of skilled and experimental work on formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport", Online journal the World of science, No. 2, available at: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN218.pdf.
4. Fetisov, V.A. (2005), On the criteria and indicators of the development ofphysical culture and sports in foreign countries, Soviet Sport, Moscow.
5. Kolyamina, N.V. (2019), "Difficulties in the formation of motivation for physical education and sports among progressive youth", Actual problems of modern science, technology and education: abstracts of the 77th international scientific and technical conference, Magnitogorsk, Vol.2, pp. 402.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.12.2019
УДК 797.085.8
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ЭКИПАЖА 8+ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ
Владимир Владимирович Феофанов, преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев,
старший преподаватель, Марк Вячеславович Алексеев, преподаватель, Марат
Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Балтийский государственный
технический университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова Санкт-Петербург
Аннотация
Актуальность работы обусловлена повышением конкуренции на соревнованиях Студенческой гребной лиги, а также спецификой студенческого спорта в общем и в техническом вузе, в частности. Для повышения результативности выступлений команды необходимо искать способы оптимизации тренировочного процесса. В статье представлена методика отбора перспективных гребцов в крупный класс лодки 8+ (восьмерка с рулевым) путем отбора через мелкие классы 2- (двойка без рулевого). Разработанная методика на достоверном (р <0,05) уровне подтвердила свою эффективность.
Ключевые слова: академическая гребля, студенческий спорт, методика отбора, студенческая гребная лига.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.330-333
FORMATION METHODS OF 8+ STUDENT CREW IN ROWING
Vladimir Vladimirovich Feofanov, the teacher, Aleksandr Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Mark Vyacheslavovich Alekseev, the teacher, Marat Valerievich Kupreev, the senior teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh " named after D.F. Ustinov, St. Petersburg
Abstract
The relevance of the study is due to increased competition in the competitions of the Student rowing League, as well as the specifics of student sports in general and in the technical university, in particular. To improve the performance of the team, it is necessary to look for ways to optimize the training process. The article presents a method of selecting promising rowers in a large boat class 8+ (eight with steering) by selecting through small classes 2- (two without steering). The developed method at a reliable (p<0.05) level confirmed its effectiveness.
Keywords: rowing, student sport, selection methodology, student rowing League.