"Ready for Work and Defense" (TRP)", available at: http://sh270.krsl.gov.spb.ru/SSK/2015-2016/rasporjazhenie_1165_gto.pdf.
5. Order of the Ministry of Sport of Russia from 12/12/2015 № 1248 "On approval of recommendations for employers on the organization, preparation and implementation of the standards of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Work and Defense" (TRP) for persons engaged in labor activity", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71242604/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.09.2018
УДК 378.172
НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К
ЛЮБИТЕЛЬСКОМУ СПОРТУ
Алёна Олеговна Федорова, ассистент, Светлана Ярославна Биктина, старший преподаватель, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова,
(МГТУ им. Г. И. Носова)
Аннотация
В статье авторами рассмотрена современная система физического воспитания студенческой молодежи не физкультурных вузов. Проведен анализ проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой. Авторы провели исследование по формированию мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом. Проведенное исследование позволило выделить психологические особенности студентов, занимающихся любительским спортом.
Ключевые слова: физическая культура, мотивация, любительский спорт, психологические особенности.
NECESSITY OF ACCOUNTING THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF STUDENTS OF JUNIOR COURSES IN FORMATION OF MOTIVATION TO
AMATEUR SPORTS
Alena Olegovna Fedorova, the assistant, Svetlana Yaroslavovna Biktina, the senior teacher, Nosov Magnitogorsk State Technical University
Annotation
In the article the authors consider the modern system of physical education of students of non-physical higher educational institutions. The analysis of the problem of the formation of motivation for physical training is carried out. The authors conducted the study on the formation of motivation to physical education and amateur sports. The carried-out research has allowed allocating psychological features of the students who are engaged in amateur sports.
Keywords: physical culture, motivation, amateur sport, psychological features.
В настоящее время, в век информационных технологий, люди почти всех возрастов проводят большое количество времени за компьютерами, ведут малоподвижный образ жизни. Из-за этого со школьных лет у многих детей наблюдется искривление позвоночника, в студенческие годы немало молодых людей, страдающих остеохондрозом позвоночника [1].
Помимо этого, большинство людей пренебрегают режимом дня, неправильно питаются, имеют вредные привычки. В связи с этим возрастает актуальность в приобщении молодых людей к занятиям любительским спортом.
Ранее мы проводили исследования, которые позволили нам установить, что такая ценность как здоровье сейчас не в приоритете у студенческой молодежи [5], молодых людей больше интересует материальный достаток, взаимоотношения с противоположным полом, достижение целей. Также мы выясняли отношение молодых людей к правилам
здорового образа жизни. Нами было установлено, что более 70% студентов не придерживаются ЗОЖ.
Также мы установили, что всего 15% молодых людей считают, что физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью здорового образа жизни [5]. Однако, как показывает практика, именно физическая культура и спорт являются важнейшими элементами ЗОЖ. Ещё в Древней Греции Гиппократом было отмечено, что без регулярной физической нагрузки человек не может быть здоровым.
Далее мы проверили уровень мотивации молодых людей к занятиям физической культурой в техническом вузе [6]. Уровень мотивации мы проверяли простым методом анонимного анкетирования. Как выяснилось большинство молодых людей ходят на занятия по физической культуре только для того, чтобы получить зачет по данной дисциплине и если бы данного предмета не было в расписании или же на занятия можно было ходить по желанию, то студенты не ходили бы вовсе. Лишь немногие указали необходимость в данных занятиях. К таким молодым людям относятся в основном спортсмены или же просто студенты, ведущие активный образ жизни. Однако и эти студенты указали недостатки в системе образования по физической культуре в вузе.
В связи с вышеизложенным нами было принято решение организовать опытно-экспериментальную работу по формированию мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом.
Сперва мы выявили педагогические условия, которые будут способствовать формированию мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом. К ним относятся [4]:
1) готовность преподавателя в формировании мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом у студентов технического вуза;
2) повышение уровня осведомленности студентов технического вуза в вопросах здорового образа жизни, физической культуры и любительского спорта;
3) педагогическое содействие формированию у студентов положительного эмоционального и психологического настроя к занятиям физической культурой и тренировочной деятельности.
Следующим этапом стала разработка модели формирования мотивации [3]. Модель формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом студентов младших курсов включает в себя следующие аспекты: социальный заказ общества; цель; методологические подходы и принципы; содержательно-организационный компонент; этапы педагогического исследования, которые характеризуют последовательность действий в ходе научно-исследовательской работы; критериально-оценочный блок, который включает в себя оценку уровня развития компонентов физической культуры; прогнозируемый результат, который заключается в сформированности мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом.
Далее мы разработали подходы к проведению лекционных и практических занятий по физической культуре. Исходя из данных подходов, мы начали проводить занятия со студентами. После того как у молодых людей закрепился интерес к занятиям, мы стали формировать группу, в которой целью стало приобщение студентов к занятиям любительским спортом. В качестве любительского спорта была выбрана легкая атлетика, а именно бег на спринтерские и средние дистанции. Задача заключалась в том, чтобы данные студенты выступали за сборную команду университета по легкой атлетике, принимали участие в городских и областных соревнованиях по легкой атлетике.
Молодые люди, которых мы пригласили заниматься любительским спортом изначально имели I и II юношеский разряд по легкой атлетике, два человека из общего количества приглашенных студентов имели III взрослый разряд. В качестве пояснения: большинство молодых людей, не занимающихся легкой атлетикой, смогут сразу показать результаты от III юношеского до I юношеского разряда.
Нами был разработан план подготовки легкоатлетов, разработана методика подготовки. Первоначальный этап подготовки включал четыре занятия в неделю, после адаптации молодых людей тренировки стали проходить шесть раз в неделю. К тренирующимся студентам мы применяли индивидуальный подход.
Как следствие, у молодых людей сформировалась мотивация к физкультурно-спор-тивной деятельности. Но, чтобы сохранить достаточную мотивацию к регулярной тренировочной деятельности необходим и обязателен рост спортивных результатов, победы в соревнованиях хотя бы уровня первенства города. Сложность при подготовке уже довольно-таки взрослых людей (1, 2 курсы университета) заключается в том, что в данном возрасте сложно исправить технику бега на оптимальную. При неправильной технике бега сложнее добиться роста результата. В связи с этим мы проводили фото и видеосъемку двигательных действий молодых людей, а затем при помощи программы Бай^И сравнивали их технику бега с техникой бега именитых спортсменов. Также данная программа помогала видеть собственные изменения спортсменов в технике.
В результате тренировок по разработанному плану и методике за период эксперимента одна студентка выполнила норматив кандидата в мастера спорта, три человека выполнили первый взрослый разряд, четыре человека выполнили второй взрослый разряд, два человека выполнили третий взрослый разряд по легкой атлетике на спринтерских и средних дистанциях.
В заключение эксперимента мы сделали вывод о том, что разработанная методика и модель формирования мотивации к занятиям физической культуре и любительскому спорту эффективна. Выделенные педагогические условия способствуют формированию устойчивого интереса к занятиям. Однако мы столкнулись со следующей проблемой, которая связана в основном с тем, что студенты начали тренироваться в довольно-таки зрелом возрасте - проблема психологической готовности к соревновательной деятельности.
Как правило, легкой атлетикой начинают заниматься в возрасте 8-9 лет и на юниорские соревнования (18-19 лет) такие спортсмены уже уверено выходят на старт соревнований. У наших же спортсменов из экспериментальной группы в данном возрасте начались первые соревнования. В связи с этим возникают следующие проблемы:
1 Некоторые молодые люди переоценивают свои возможности. Выходя на старт, такие спортсмены начинают вести забег, либо «цепляются» за группу лидеров. В итоге из-за недостаточной физической и тактической подготовки эти молодые люди показывают значительно худший результат, чем тот результат, на который они готовы в данный момент времени. Как следствие, после соревнований у многих таких студентов «опускаются руки», они начинают сомневаться в себе, им не нравится проигрывать и у менее настойчивых молодых людей может ослабевать мотивация к занятиям тренировочной деятельностью.
2 В другом случае молодые люди, наоборот, недооценивают свои возможности. Так, например, некоторые студенты, которые физически готовы на более высокий разряд, на соревнованиях пропускают вперед любых соперников. В итоге также показывают результат хуже того, на который были готовы. После соревнований эти молодые люди зачастую отмечали, что после забега чувствовали в себе еще много сил, что не выложились во время забега. Отвечая на вопрос, почему не стали обгонять соперников, как правило, звучал следующий ответ: побоялась/лся выходить вперед, так как соперники более опытные, тренируются много лет и т.п. Если из раза в раз будет происходить данная ситуация, то мотивация к занятиям также начинает ослабевать.
3 Следующий случай является также не менее актуальным при работе со студентами, которые начали заниматься легкой атлетикой в юниорском возрасте. Проблема связана с тем, что молодые люди «перегорают» перед стартом. Приведем пример, студентка, которая уже выполнила разряд кандидата в мастера спорта, не могла занимать призовые места. Это связано с тем, что перед крупными соревнованиями (первенство области,
чемпионат федерального округа, юниорский чемпионат России) девушка сильно нервничала, случалось, что не спала ночь перед стартом и, как следствие, перегорала перед самим забегом. Легкое волнение, мандраж свойственны всем спортсменам перед стартами. Такое волнение позволяет организму выработать адреналин, и наоборот помогают успешно провести забег. Сильное же волнение приводит к тому, что спортсмен морально изматывает себя и в момент старта не остается нужных эмоций на забег. В итоге «мышцы отказываются слушаться», спортсмен становится очень зажатым, закисление мышц происходит гораздо быстрее, и молодой человек не может провести забег так, как планировалось. После финиша молодые люди чувствуют себя морально измотанными и подавленными.
Мы привели основные проблемы, которые возникают в соревновательной деятельности у спортсменов, которые начали заниматься спортом не с детства, а уже в юниорском возрасте. Все эти проблемы связаны, как правило, с неуверенностью молодых людей в своих силах. В связи с этим при работе с такими спортсменами необходимо уделять больше времени психологической подготовке. Если у молодых людей будет долгое время застой в результатах, то многие из них попросту забросят тренировочную деятельность, мотивации будет недостаточно.
Таким образом, тренеру-преподавателю необходимо изучать психологическую литературу. Он должен знать психологические особенности каждого своего спортсмена и знать то, как психологически воздействовать на каждого из них. Также следует уделять время на обучение аутогенной тренировке, медитативной практике.
Психологическая подготовка спортсмена является одной из главных составляющих тренировочного процесса, особенно с теми молодыми людьми, у которых соревновательная практика началась уже во взрослом возрасте [2]. Если группа спортсменов имеют одинаковую физическую подготовку, то из них победит тот, кто готов лучше психологически. А в некоторых случаях бывает так, что спортсмен с сильной психологической подготовкой выигрывает тех, кто на «голову» выше физически, но слабее психологически. Поэтому чтобы из обычного студента, который захотел заниматься любительским спортом, вырастить сильного спортсмена, способного побеждать и выступать на мастерском уровне, необходимо много времени уделять именно психологической подготовке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : КНОРУС, 2012. - 240 с.
2. Занюк, С.Н. Психология мотивации / С.Н. Занюк. - Киев : Эльга-Н ; Ника-Центр, 2002.
- 352 с.
3. Кузьмин, А.М. Модель формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом у студентов технического вуза / А.М. Кузьмин, А. О. Федорова // East European Scientific Journal. - 2018. - #2 (30). -part 4. - C. 33-37.
4. Новикова, А.О. Педагогические условия формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом студентов нефизкультурного вуза / А.О. Новикова, С.Я. Биктина, Ю.С. Бородина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146).
- С. 151-155.
5. Новикова, А.О. Проблема приобщения студентов к занятиям физической культурой: приоритетные подходы / А. О. Новикова, А. М. Кузьмин // Филологические науки : вопросы теории и практики. - 2017. - № 1-1 (67). - С. 206-209.
6. Федорова, А.О. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом [Электронный ресурс] / А. О. Федорова, А. М. Кузьмин // Интернет-журнал Мир науки. - 2018. - № 2. - Режим доступа : https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN218.pdf (дата обращения: 01.09.2018).
REFERENCES
1. Vilensky, M.Ya. and Gorshkov, A.G. (2012), Physical culture and healthy lifestyle of the Student: manual, KNORUS, Moscow.
2. Zanyuk, S.N. (2002), Motivation Psychology, Elga-N. Nika Center, Kiev.
3. Kuzmin, A.M. and Fedorova, A.O. (2018), "Model of formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport at students of technical college", East European Scientific Journal, #2 (30), part 4, pp. 33-37.
4. Novikova, A.O., Biktina, S.Ya. and Borodina Yu.S. (2017), "Pedagogical conditions of formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport of students of not sports higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 151-155.
5. Novikova, A.O. and Kuzmin, A.M. (2017), "Problem of familiarizing of students with occupations physical culture: priority approaches", Philological sciences: questions of the theory and practice, No. 1-1 (67), pp. 206-209.
6. Fedorova, A.O. and Kuzmin, A.M. (2018), "Results of skilled and experimental work on formation of motivation to occupations physical culture and amateur sport", Online journal the World of science, No. 2, available at: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN218.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2018
УДК 612.776.1
ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ В ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ
Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Марк Максимович Герасимов, магистрант, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва
Аннотация
В процессе исследования выявлены факторы, характеризующие систему вегетативной регуляции психофизиологических функций детей 11-12 лет: «вегетативная регуляция сердечного ритма»; «симпатическая регуляция гемодинамического обеспечения деятельности»; «парасимпатическая регуляция гемодинамического обеспечения деятельности». Эти факторы рассматриваются как отдельные аспекты системы вегетативной регуляции, отражающие активность относительно самостоятельных функциональных систем. Обнаружена взаимосвязь показателей физической работоспособности и эффективности умственной работы с симпатической регуляцией гемодинамического обеспечения деятельности.
Ключевые слова: вегетативная регуляция, факторная структура, умственная и физическая работоспособность.
AUTONOMIC REGULATION AT FACTORIAL STRUCTURE OF 11-12 AGED SCHOOLCHILDREN'S FUNCTIONAL STATE
Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Anatolyevich Barantsev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Mark Maksimovich Gerasimov, the master student, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow
Annotation
During the research the authors have identified the factors, characterizing the system of vegetative regulation of 11-12 aged children's psychophysiological functions: "vegetative regulation of heart rhythm"; "sympatic regulation of haemodynamic supply of activity"; "parasympathetic regulation of haemodynamic of activity supply". These factors are considered as the separate aspects of vegetative system regulation, reflecting the activity relatively to self-functional systems. The interrelation of physical working capability indexes and brainwork effectiveness with sympatic regulation of haemodynamic supply of activity has been found out.
Keywords: autonomic regulation, factor structure, mental and physical performance.