ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И
СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ
Е.Г. Ермакова, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11855
Аннотация. В данной статье исследуется мотивация студентов к занятиям физической культуры и спорта. Рассматриваются и выявляются мотивы, причины и потребности современного студенчества, влияющие на формирование интереса к занятиям физической культуры и спорта. Представлен перечень наиболее популярных мотивов, проведено исследование, в котором выяснены основные причины мотивации студентов к занятиям физической культуры и спорта. Даны некоторые рекомендации и предложения для привлечение максимально возможного числа студентов для систематических занятий физической культурой и спортом.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, мотивация, здоровье, причины, интерес.
Актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья студентов. Нынешние студенты -это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. Современные студенты ведут малоподвижный образ жизни; сталкиваются с различными трудностями, связанными с нагрузками в учебе, проблемами в межличностном общении. Мотивация - это внутреннее побуждение человека к какой-либо деятельности, которая способна удовлетворить его потребности. В связи с тем, что подрастающее поколение - это будущее нации, изучение мотивов, потребностей и интересов подрастающей молодежи в занятиях спортом и физической культурой играет огромную роль [1].
Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься физической культурой, но и придают этим занятиям осмысленный характер. Формирование мотивации к занятиям спортом, многосложный процесс, необходимо использовать общий и индивидуальный подход к физическим способностям и уровню подготовленности студентов. Здоровая подготовка студентов зависит от грамотности преподавателя.
Помимо практических занятий спортом, в ВУЗах введены теоретические занятия, на которых обращается внимание на формирование интереса к практическим упражнениям у студентов. Теоретические занятия не менее важны, чем практические, потому что они формируют у студента желание изучать различные способы развития своего организма. Правильное сочетание теории и практики способствует развитию познавательного интереса к освоению знаний и их применения [2].
Наиболее популярные мотивы к занятиям:
Оздоровительные мотивы. Наиболее сильной мотивацией молодежи является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. Воздействие физических упражнений можно рассматривать по двум направлениям: формирование здорового образа жизни и уменьшения вероятности заболеваний; лечебное воздействие упражнений.
Эстетические мотивы. Мотивация для улучшения внешнего вида и впечатления, производимого студентами на окружающих.
Коммуникативные мотивы. Занятия спортом в группе (туризм, оздоровительный бег, велоспорт и так далее) являются одной из значительных мотиваций. Совме-
стные занятия физической культурой способствуют улучшению коммуникации между социальными группами.
Конкурентно-соревновательные мотивы. Этот вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить свои спортивные достижения. Стремление победить соперника и достичь определенного спортивного уровня - одна из главных мотиваций к активным занятиям.
Творческие мотивы. Занятия физической культурой и спортом предоставляют неограниченные возможности для развития в творческой и умственной деятельности.
Познавательно-развивающие мотивы. Через познание своего организма и возможностей своего тела можно улучшить их состояние с помощью средств физической культуры. Эта мотивация заключается в желании использовать физические способности своего организма.
Психолого-значимые мотивы. Занятия спортом благоприятно влияют на нервную систему человека. Они помогают студенту обрести уверенность в себе, снять эмоциональное и умственное напряжение, предупреждает развитие стрессовых ситуаций, восстанавливает психическую работоспособность.
Воспитательные мотивы. Физическая культура развивает в личности способности к саморазвитию и самоконтролю. Систематические упражнения способствуют развитию морально-волевых качеств.
Культурологические мотивы. Данная мотивация приобретается у студентов в связи с воздействием средств массовой информации, обществом и социальными институтами.
Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у студентов увеличивается жизнестойкость. Повышение личностного статуса при возникновении конфликтов; решение конфликтов путем физического воздействия на другую личность [3].
Цель исследования: выявление мотивов, потребностей и интереса студентов в занятиях физической культурой и спортом.
Задачи исследования: выявить мотива-ционную составляющую занятий физиче-
ской культурой и спортом у студентов, изучить основные причины, влияющие на формирование интереса к занятиям физической культуры и спорта, провести и проанализировать результаты исследования, внести рекомендации и предложения.
Методы исследования: основным методом исследования является анкетирование, а также беседы, объяснения и убеждения.
Организация и результаты исследования: Исследование проводилось путём анкетирования, было предложено ответить на вопросы по заданной теме. В анкетировании участвовали студенты Пермского государственного аграрно-
технологического университета им. АК. Д.Н. Прянишникова в возрасте 17 - 18 лет в количестве 150 человек. Результаты исследования показали, что, 79% занимаются физической культурой и спортом, из них 74,6% респондентов занимаются как любители, 25,4% занимаются в спортивных секциях, 9,6% из общего числа опрошенных вынуждены заниматься физической культурой так как надо получить зачёт, 11,4% не занимаются физической культурой и нет желания, имея освобождение от занятий по состоянию здоровья, на вопрос участвуете ли вы в соревнованиях 43,5% ответили да, 56,4% - нет. На вопросы причины вашего выбора, почему вы выбрали именно этот вид спорта: 19,3% - узнали из средств массовой информации (интернет, телевидение, журналы, кино), 24,1% - повлияла доступность и окружающая среда (велодорожка, лесопарк, уличные тренажёры, бассейн), 11,4% - пример знаменитых спортсменов, 9,6% - родители, 19,3% - друзья, 17,7% - братья и сёстры, 11,4% -выбор был случайным, 33,8% - эстетический вид (спортивное телосложение, стройная фигура), 6,4% - социальное давление со стороны посторонних людей, из-за слабого здоровья, вынужден заниматься. По результатам исследования можно сделать следующие выводы, о том, что на мотивацию к занятиям физкультурой и спортом существенно влияет желание быть стройным и подтянутым, не мало важна доступность площадок для занятий спортом, парков и спортивных сооружений (бассейн, каток, велодорожка и т.д.),
использование современных информационных технологий позволяет студентам находить интересующий их досуг, увлечения друзей, братьев и сестёр, так же является мощным стимулом, на 9,6% положительно повлияло участие родителей. 43,5% считают, что занимаясь спортом надо участвовать в соревнованиях, стимулом является награждение, самоутверждение и динамика роста результатов. Как предложение тем, кто уже достаточно долгое время занимается физической культурой и спортом у кого сформирована устойчивая привычка к регулярному выполнению физических нагрузок определённого характера, режима, объёма и интенсивности может
быть рекомендована постановка личност-но ориентированных целей, дополнительно должна предоставляться информация о возможности участвовать в физкультурно - оздоровительных, спортивных мероприятиях.
В заключении можно сделать вывод что на формирование мотивов воздействуют как внешние факторы (условия в которых оказывается студент), так и внутренние факторы (желание, увлечения, интересы и убеждения), представленные в статье мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься физической культурой, но и придают этим занятиям осмысленный характер.
Библиографический список
1. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 293-298;
2. Дрокина К.Е. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34).
3. Мартын И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электроный научный журнал. - 2017. - № 6 (36).
FORMATION OF MOTIVATION FOR CLASSES OF PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS AT STUDENTS
E.G. Ermakova, Senior Lecturer
Perm state agro-technological University named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)
Abstract. This article examines the motivation of students to physical education and sports. The motives, reasons and needs of modern students influencing the formation of interest in physical culture and sports are considered and identified. The list of the most popular motives is presented, the research in which the main reasons of motivation of students to occupations ofphysi-cal culture and sports are found out is carried out. Some recommendations and suggestions for attracting the maximum possible number of students for systematic physical education and sports are given.
Keywords: sport, physical culture, motivation, health, reasons, interest.