Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ГПС МЧС РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ГПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ / ЗОНЫ ЧСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалагинов Василий Дмитриевич, Дорноступ Игорь Борисович

В публикации рассматривается профессионально-прикладная физическая подготовка в государственной противопожарной службе МЧС России. Определены требования профессии к человеку, реализуемые в профессионально-прикладной физической подготовке. Изучены диссертации по профессионально-прикладной физической подготовке в государственной противопожарной службе, рассмотрены применяемые в экспериментальной части исследований препятствия и полосы препятствий. Анализируются средства профессионально-прикладной физической подготовки, используемые на занятиях по физической подготовке в учебных заведениях государственной противопожарной службы МЧС России. Представлена «специальная полоса препятствий пожарного», рациональная схема расположения препятствий для проведения учебного занятия поточным методом. Выявлены зоны ЧСС в которых она преодолевается. Показаны элементы разработанной полосы препятствий, обеспечивающие ее прикладность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалагинов Василий Дмитриевич, Дорноступ Игорь Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE USE OF A "SPECIAL FIREFIGHTER OBSTACLE COURSE" IN THE PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES OF RUSSIA

The publication discusses professionally applied physical training in the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The requirements of the profession for a person implemented in professionally applied physical training are determined. Dissertations on professionally applied physical training in the state fire service were studied, obstacles and obstacle courses used in the experimental part of research were considered. The means of professionally applied physical training used in physical training classes in educational institutions of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia are analyzed. The "special obstacle course of a firefighter" is presented, a rational scheme of the location of obstacles for conducting a training session by a flow method. The heart rate zones in which it is overcome are revealed. The elements of the developed obstacle course that ensure its applicability are shown.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ГПС МЧС РОССИИ»

5. Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2020), "Physical development and adaptive capabilities of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 47-51.

Контактная информация: koldashov88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2021

УДК 796.02

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ГПС МЧС РОССИИ

Василий Дмитриевич Шалагинов, майор внутренней службы, старший преподаватель, Игорь Борисович Дорноступ, доцент, Академия Государственной противопожарной

службы МЧС России, г. Москва

Аннотация

В публикации рассматривается профессионально-прикладная физическая подготовка в государственной противопожарной службе МЧС России. Определены требования профессии к человеку, реализуемые в профессионально-прикладной физической подготовке. Изучены диссертации по профессионально-прикладной физической подготовке в государственной противопожарной службе, рассмотрены применяемые в экспериментальной части исследований препятствия и полосы препятствий. Анализируются средства профессионально-прикладной физической подготовки, используемые на занятиях по физической подготовке в учебных заведениях государственной противопожарной службы МЧС России. Представлена «специальная полоса препятствий пожарного», рациональная схема расположения препятствий для проведения учебного занятия поточным методом. Выявлены зоны ЧСС в которых она преодолевается. Показаны элементы разработанной полосы препятствий, обеспечивающие ее прикладность.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физические способности, полоса препятствий, зоны ЧСС.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p411-415

PROSPECTS FOR THE USE OF THE "SPECIAL FIREFIGHTER OBSTACLE COURSE" IN THE PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES

OF RUSSIA

Vasily Dmitrievich Shalaginov, the Major of Internal Service, senior teacher, Igor Borisovich

Dornostup, the senior lecturer, Academy of the State Fire Service EMERCOM of Russia, Moscow

Abstract

The publication discusses professionally applied physical training in the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The requirements of the profession for a person implemented in professionally applied physical training are determined. Dissertations on professionally applied physical training in the state fire service were studied, obstacles and obstacle courses used in the experimental part of research were considered. The means of professionally applied physical training used in physical training classes in educational institutions of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia are analyzed. The "special obstacle course of a firefighter" is presented, a rational scheme of the location of obstacles for conducting a training session by a flow method. The heart rate zones in which it is overcome are revealed. The elements of the developed obstacle course that ensure its applicability are shown.

Keywords: professionally applied physical training, physical abilities, obstacle course, heart rate

zones.

ВВЕДЕНИЕ

Профессионально-прикладная физическая подготовка определяется как специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Также необходимо отметить, что профессионально-прикладная физическая подготовка воплощает важнейший принцип педагогической системы, а именно принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности. Общая физическая подготовка является основой профессионально-прикладной физической подготовки. Задачами профессионально-прикладной физической подготовки общеизвестны и определены учеными [2, 8]. Необходимо отметить, что задачи профессионально-прикладной физической подготовки определяются требованиями профессии к человеку. Данные требования отражены в профессиональном стандарте «Пожарный», утвержденным Приказом Минтруда России от 07.09.2020 № 575н [1], а также профессиограммой основных видов деятельности сотрудников государственной противопожарной службы [7].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для анализа используемых средств, реализующих профессионально-прикладную физическую подготовку в учебных заведениях ГПС МЧС России, нами были изучены темы рабочей программы дисциплины физическая подготовка.

Была разработана «специальная полоса препятствий пожарного», проведены педагогические наблюдения ее преодоления, с помощью пульсометра Polar RS 400 и программного обеспечения Polar ProTrainer 5 была получена пульсограмма преодоления представленной полосы препятствий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для изучения перспектив применения «специальной полосы препятствий пожарного» были проанализированы диссертации по профессионально-прикладной физической подготовке в государственной противопожарной службе. В связи с этим необходимо отметить, что во всех диссертационных работах в экспериментальной части исследования авторами включены либо полосы препятствий, либо отдельные элементы преодоления препятствий, моделирующие деятельность, приближённую к условиям работы на пожаре или другой ЧС [5, 6].

Также показана роль пожарно-строевой подготовки и отмечено, что она обеспечивает сознательное и умелое выполнение рациональных и эффективных приемов и способов действий с пожарной техникой и оборудованием, т.е. имеет узкую направленность изучения и поддержания профессиональных умений, навыков, но не реализует возможности совершенствования физических способностей пожарного [7].

В диссертации Андреева В.И. представлена факторная структура профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов ГПС которая в порядке возрастания определяет важными абсолютную силу, быстроту, гибкость, общую работоспособность, скоростно-силовые качества [3].

Нами были изучены темы рабочей программы дисциплины физическая подготовка, реализующие профессионально-прикладную физическую подготовку в учебных заведениях ГПС МЧС России. Это боевые приемы борьбы, прикладное плавание, преодоление препятствий. В контексте нашего исследования были рассмотрены полосы препятствий темы рабочей программы дисциплины физическая подготовка: полоса препятствий по-жарно-спасательного спорта, полоса препятствий спасательного спорта, специальная полоса спасателей. Препятствия и способы преодоления данных полос регламентированы правилами проведения соревнований по пожарно-спасательному и спасательному спорту. Необходимо отметить, что данные полосы зачастую могут использоваться только в летнее время, что существенно ограничивает их применение.

В противопоставление вышесказанному разработанная нами «специальная полоса препятствий пожарного» может использоваться в условиях спортивного зала и в любое время года. Схема расстановки препятствий представлена на рисунке 1.

О

□ о oQoon

8

{}

ООО

о

О

О 10

10а

о

Примечание: 1 - стартовая скамья, 2 - пожарные рукава, 3 - гимнастическая скамья, 3а - конус, 4 - стационарная штурмовая лестница, 5 - резиновые покрышки, 6 - стационарная штурмовая лестница, 7 - гимнастические маты, 8 - «мышеловка», 9 - турник, 10 - перекладина-рукоход, 10а - «шведская стенка», 11 - кубы, 12 - манекен

Рисунок 1 - Схема расстановки препятствий, последовательность и направление преодоления «специальной

полосы препятствий пожарного»

Разработанная полоса преодолевается в следующем порядке. По команде преподавателя курсант начинает упражнение и переносит пожарные рукава пробегая по гимнастической скамье, обегая конус возвращает их на исходное положение, выполняет подъем и спуск по стационарной штурмовой лестнице с касанием рукой верхней ступени, пробегает препятствие резиновые покрышки, повторно выполняет подъем и спуск по стационарной штурмовой лестнице, затем выполняет на гимнастических матах два кувырка вперед, проползает препятствие «мышеловка», на турнике выполняет подъем-переворот, в висе на руках преодолевает длинную перекладину, не касаясь пола переходит на шведскую стенку, которую преодолевает боком, приставными шагами, далее не касаясь преодолевает препятствия в виде 3 кубов и на финальном этапе проводит транспортировку манекена в безопасное место. Представленное расположение препятствий позволяет использовать поточный метод проведения занятия по физической подготовке при этом обеспечивая высокую моторную плотность.

В результате выполнения контрольной попытки с помощью пульсометра Polar RS 400 и программного обеспечения Polar ProTrainer 5 была получена пульсограмма выполнения «специальной полосы препятствий пожарного», представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Пульсограмма однократного выполнения «специальной полосы препятствий пожарного»

Время однократного выполнения упражнения составило 131 секунда, минимальный ЧСС 108 ударов, максимальный 178 ударов. Необходимо отметить, что упражнение преимущественно выполнялось в 3 и 4 развивающих зонах ЧСС.

ВЫВОДЫ

При анализе диссертационных исследований, посвящённых профессионально-прикладной физической подготовке в ГПС МЧС России, нами выявлено применение в экспериментальной части преодоления препятствий, либо полос препятствий, моделирующих деятельность, приближённую к условиям работы на пожаре или другой ЧС. Разработанная нами «специальная полоса препятствий пожарного» позволяет развивать важные для пожарного физические способности, такие как абсолютная сила, быстрота, гибкость, общая работоспособность, скоростно-силовые качества. Прикладность разработанной полосы препятствий обеспечивается работой с пожарными рукавами, штурмовой лестницей, переноской манекена пострадавшего, преодолением препятствий различной сложности и направленности. Полученная пульсограмма однократного преодоления «специальной полосы препятствий пожарного», выявила выполнение упражнения в 3 и 4 зонах ЧСС, соответствующих зонам работы пожарного на пожаре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении профессионального стандарта «Пожарный»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07 сентября 2020 г. № 575н // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74581080/ (дата обращения: 18.12.2021).

2. Адекватность средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки курсантов институтов ГПС МЧС России требованиям служебной деятельности / Г.Н. Германов, В.А. Сморчков, И.В. Машошина, О.К. Падин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 2(108). - С. 57-60.

3. Андреев В.И. Профессиональная направленность физической подготовки курсантов пожарно-технических училищ МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев Владимир Ильич. - Москва, 1995. - 24 с.

4. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Динаев Борис Мазанович. - Шуя, 2009. - 23 с.

5. Жегалова М.Н. Технология профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по направлению «Пожарная безопасность»: дис... канд. пед. наук/ Жегалова Марина Николаевна. - Волгоград, 2012. - 165 с.

6. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России : пособие / М.Н. Марьин и др. - Москва : ВНИИПО,1998. - 114 с.

7. Самсонов Д.А. Теоретико-методические аспекты совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки пожарных: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Самсонов Дмитрий Алексеевич. - Москва , 2005. - 24 с.

8. Совершенствование технологии профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников МВД России / И.А. Сабирова, Г.Н. Германов, М.А. Ильин [и др.] // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 29 апреля 2015 года / под редакцией Г.В. Бугаева, И.Е. Поповой. - Воронеж : Научная книга, 2015. - С. 580-585.

REFERENCES

1. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (2020), "On the approval of the professional standard "Firefighter", Order of September 07, 2020 No. 575n, available at: https://www. www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74581080 (date of access 12/18/2020).

2. Germanov, G.N., Smorchkov V.A., Mashoshina I.V. and Padin, O.K. (2014), "Adequacy of means and methods of professionally applied physical training of cadets of the institutes of the Ministry of

Emergency Situations of Russia to the requirements of official activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (108), pp. 57-60.

3. Andreev, V.I. (1995), Professional orientation of physical training of cadets offire technical schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

4. Dinaev, B.M. (2009), Improvement of professionally applied physical training of cadets in higher education institutions of fire-technical profile, dissertation, Shuya.

5. Zhegalova, M.N. (2012), Technology of professionally applied physical training of students studying in the direction of "Fire safety", dissertation, Volgograd.

6. Maryin, M.N. et al. (1998), Professionography of the main activities of employees of the State Fire Service of the Ministry of Internal Affairs of Russia: manual, VNIIPO, Moscow.

7. Samsonov, D.A. (2005), Theoretical and methodological aspects of improving professional and applied physical training offirefighters, dissertation, Moscow.

8. Sabirova, I.A., Germanov, G.N., Ilyin, M.A. et al. (2015), "Improving the technology of professionally applied physical training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia ", Biomedical and pedagogical foundations of adaptation, sports activity and healthy lifestyle: collection of scientific articles of the IV All-Russian correspondence scientific and practical conference with international participation, Voronezh, April 29, 2015, Scientific Book, Voronezh, pp. 580-585.

Контактная информация: vasilius777@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2021

УДК 796.093

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК МЕТОД ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Марина Геннадьевна Шаргина, кандидат биологических наук, доцент, Владислав Анатольевич Рассамахин, старший преподаватель, Николай Геннадьевич Анфилатов,

старший преподаватель, Алексей Юрьевич Ермаков, преподаватель, Александр Андреевич Востриков, преподаватель, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

В статье нами были поставлены следующие задачи: проверить эффективность соревновательного метода; разработать методы соревновательной практики и соответствующей методологии; выявить отношение студентов к инновационным спортивным технологиям. В процессе разработки проблемы использовались следующие общепедагогические методы: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы; включённое наблюдение; тестирование физической подготовленности. Сравнительный анализ результатов достаточно убедительно показывает, что соревновательный метод является существенным мотивом для молодых людей к посещению занятий физической культурой. Проведение занятий со студентами в формате первенств лиг внутри групп, между группами, курсами позитивно воздействует на мотивацию молодых людей к посещению занятий по физической культуре, т.е. является методом диверсификации.

Ключевые слова: виды спорта, диверсификация, соревновательный метод, студент, инновационные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p415-417

COMPETITIVE METHOD AS A METHOD OF DIVERSIFICATION

Marina Gennadyevna Shargina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Vladislav Anatolyevich Rassamakhin, the senior teacher, Nikolay Gennadievich Anfilatov, the senior teacher, Alexey Yurievich Ermakov, the teacher, Alexander Andreevich Vostrikov, the

teacher, Tyumen Industrial University

Abstract

In the article, we set the following tasks: to test the effectiveness of the competitive method; to develop methods of competitive practice and appropriate methodology; to identify the attitude of students to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.