Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чибриков Эдуард Алексеевич, Якушин Сергей Александрович, Чибрикова Мария Эдуардовна, Щепелев Александр Анатольевич, Дидрих Александр Петрович

Введение - пандемия вносит значительные коррективы в образовательный процесс, в том числе и по физической культуре, в настоящее время это актуальный вопрос, которому необходимо уделять внимание. Методика - в процессе занятий физической культурой преподаватели анализируют выполненную работу студентами и на основании этого, строят дальнейший процесс обучения. Результаты и их обсуждение - преподаватели обеспечивают студентам дистанционные занятия учитывая уровень физической подготовленности, а так же учат самостоятельно контролировать свое физическое развитие. Выводы - в период пандемии в вузе учебный процесс направлен, в большей степени, на подготовку студентов к самостоятельным занятиям. Используемая методика позволяет провести анализ деятельности студентов и подобрать дистанционно оптимальный набор средств и методов для самостоятельных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чибриков Эдуард Алексеевич, Якушин Сергей Александрович, Чибрикова Мария Эдуардовна, Щепелев Александр Анатольевич, Дидрих Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS DURING THE PANDEMIC

Introduction - the pandemic is making significant adjustments to the educational process, including physical culture, at present this is an urgent issue that needs to be paid attention to. Methodology - in the process of physical education classes, teachers analyze the work done by students and, based on this, build a further learning process. The results and their discussion - teachers provide students with distance classes taking into account the level of physical fitness, as well as teach them to independently control their physical development. Conclusions - during the pandemic, the educational process at the university is aimed, to a greater extent, at preparing students for independent studies. The methodology used allows analyzing the activities of students and selecting remotely the optimal set of tools and methods for selfstudy.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК378.147

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД

ПАНДЕМИИ

Эдуард Алексеевич Чибриков, старший преподаватель, Сергей Александрович Якушин, старший преподаватель, Мария Эдуардовна Чибрикова, магистрант, Александр Анатольевич Щепелев, старший преподаватель, Александр Петрович Дидрих, старший преподаватель, Екатерина Сергеевна Лифанова, старший преподаватель, Московский

государственный областной университет, Московская область, г. Мытищи

Аннотация

Введение - пандемия вносит значительные коррективы в образовательный процесс, в том числе и по физической культуре, в настоящее время это актуальный вопрос, которому необходимо уделять внимание. Методика - в процессе занятий физической культурой преподаватели анализируют выполненную работу студентами и на основании этого, строят дальнейший процесс обучения. Результаты и их обсуждение - преподаватели обеспечивают студентам дистанционные занятия учитывая уровень физической подготовленности, а так же учат самостоятельно контролировать свое физическое развитие. Выводы - в период пандемии в вузе учебный процесс направлен, в большей степени, на подготовку студентов к самостоятельным занятиям. Используемая методика позволяет провести анализ деятельности студентов и подобрать дистанционно оптимальный набор средств и методов для самостоятельных занятий.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, мотивация, проектная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p408-411

METHODS OF ORGANIZING THE EDUCATIONAL PROCESS DURING THE

PANDEMIC

Eduard Alekseevich Chibrikov, the senior teacher, Sergei Alexandrovich Yakushin, the senior teacher, Maria Eduardovna Chibrikova, the master's student, Alexander Anatolyevich Shchepelev, the senior teacher, Alexander Petrovich Didrikh, the senior teacher, Ekaterina Sergeevna Lifanova, the senior teacher, Moscow State Regional University, Moscow region,

Mytishchi

Abstract

Introduction - the pandemic is making significant adjustments to the educational process, including physical culture, at present this is an urgent issue that needs to be paid attention to. Methodology - in the process of physical education classes, teachers analyze the work done by students and, based on this, build a further learning process. The results and their discussion - teachers provide students with distance classes taking into account the level of physical fitness, as well as teach them to independently control their physical development. Conclusions - during the pandemic, the educational process at the university is aimed, to a greater extent, at preparing students for independent studies. The methodology used allows analyzing the activities of students and selecting remotely the optimal set of tools and methods for self-study.

Keywords: students, physical education, motivation, project activity.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема совершенствования физического воспитания в ВУЗе сведена к решениям ряда вопросов. В связи с требованиями времени, нас заинтересовал вопрос, как же организовывать занятия обучающихся студентов в период пандемии. В соответствии с учебными планами факультетов, на кафедре физического воспитания Московского государственного областного университета были разработаны два взаимосвязанных блока занятий.

Первый блок - организация практической и оздоровительной деятельности со студентами средствами физической культуры.

Второй блок - теоретический, на котором студенты получают представления о методах обучения физическим упражнениям в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

В процессе таких занятий студенты знакомятся с методиками самоконтроля и стараются применять их в процессе своих занятий [1, 3]. При выполнении заданий самостоятельной работы студенты работают с комплексами упражнений, которые для них разрабатывают преподаватели кафедры и демонстрируют их в Электронной образовательной среде (ЭОС).

Студенты, освобожденные от занятий физической культурой готовят свой комплекс оздоровительной гимнастики, план своей двигательной недельной активности, так же под руководством преподавателей, которые составляют ему рекомендации при личном общении, при помощи программы ZOOM.

МЕТОДИКА

Большое внимание в таких условиях проведения занятий уделяется изучению особенностей различных контингентов занимающихся, тестирования их физического состояния и двигательной подготовленности. При планировании дальнейшей работы преподаватели кафедры проводят анализ выполненной работы студентами. Это делается с использованием интернет технологий (ЭОС или ZOOM), где преподаватель, с помощью наводящих вопросов, помогает студенту найти совершенные им ошибки при выполнении заданий, а затем под его контролем просит повторить задание, при этом он обязательно делает акцент на удачно выполненных элементах упражнения.

В сложившейся ситуации, преподаватели физического воспитания ВУЗов должны развивать познавательный интерес у студентов. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращению к области познания, к самому процессу овладения знаниями. Многообразность познавательного интереса может действовать, как внешний стимул, процесса освоения и средство активизации, а так же влиять на освоение учебного материала, сократилось взаимодействие с другими мотивами. Преподавателю важно не только научить, но и правильно организовать этот процесс наблюдения студентов за своим организмом в процессе организации таких занятий и научить их вести дневники самоподготовки. В процессе обучения со студентами преподаватель ставит перед ними проблемные вопросы, связанные не только с знаниями основ физической культуры, но и с другими интересными знаниями из области анатомии, физиологии и т.д. [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Одной из задач педагогического состава кафедры физического воспитания МГОУ стало обеспечение студентов научно-методическими и практическими рекомендациями по регламентации занятий, нагрузки и отдыха в них, способам самоконтроля и т.д. Также хочется подчеркнуть, что за этот период обучения у студентов учитывается и уровень их физической подготовленности. Им предлагается выполнить следующие задания:

- комплекс упражнений, который студентам необходимо выполнить и предоставить видеоотчет преподавателю;

- контрольные нормативы, выполняются согласно требованиям кафедры физического воспитания;

- план утреней гигиенической гимнастики - студенты составляют и проводят комплекс гимнастических упражнений;

- тестирование - теоретическая часть на знание основ физической культуры.

В дальнейшем их оценивает преподаватель по бальной системе. Важным условием решения всех задач является умение преподавателя и студента анализировать и выбирать наиболее рациональные способы своей деятельности путем сравнительной оценки. Особый интерес, для студентов, представляет отработка умения мобильно включаться в об-

суждение проблемы и подключить к ее анализу всех участников. Высоко оценивается творческий подход студентов к этому [2, 4].

В этот период важное место в работе так же уделяется научно-методической деятельности. Работа по научному направлению носит целенаправленный и систематический характер. Среди форм научно-методической деятельности используется индивидуальная и коллективная деятельность, научные конференции, публикация научных студенческих работ. При работе в условиях модернизации системы образования, разнообразие форм и методов управления научно-исследовательской деятельностью реализуется через систему средств и приемов педагогики сотрудничества и сотворчества.

Таким образом, такая система проведения занятий позволяет преподавателям физического воспитания не только обеспечивать методическую мотивацию студентов, но и обучить их работать самостоятельно. Важным условием решения этих задач является умение преподавателя и студентов анализировать свою деятельность и выбрать наиболее рациональные способы для ее решения.

При реализации этих двух блоков, преподаватели и студенты сталкиваются с материально-техническими проблемами, например, не каждый студент имеет возможность проводить практические занятия дома, трудности возникают и у преподавателей. У них нет необходимой цифровой аппаратуры. Ряд преподавателей просто не подготовлен к работе с компьютерными технологиями, слабая научная разработанность проблемы компьютерных технологий в обучении по дисциплине «физическая культура». Проведенный опрос среди студентов и преподавателей показал также на то, что дистанционная форма занятий их мало мотивирует.

ВЫВОДЫ

В условиях пандемии преподаватели разрабатывают и осуществляют новые подходы к занятиям физической культурой. Преподаватели, проводя занятия дистанционно, уделяют внимание как развитию физических способностей, так и увеличивают объем теоретических знаний студентов и уделяют внимание научно-методической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова О. А. Изучение внимания в процессе занятий физической культурой / О. А. Борисова // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №4 (170). - С. 55-58.

2. Буканов В.Л. Оценка уровня мотивации, активности и самочувствия во время занятий физической культурой у студентов / В. Л. Буканов. - Ярославский педагогический вестник. - 2012. -Т. 2, № 3. - С. 125-128.

3. Семенов Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л. А. Семенов. - Москва : Советский спорт, 2011. - 200 с.

4. Физическая культура : учебник / под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд. стер. - Москва : КНОРУС, 2013. - 424 с.

5. Борисова О.А. Физическое развитие и адаптационные возможности студентов-первокурсников московского государственного областного университета / О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 47-51.

REFERENCES

1. Borisova, O.A. (2019), "The study of attention in the process of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 55-58.

2. Bukanov V.L. (2011), "Assessment of the level of motivation, activity and well-being during physical culture lessons among students", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, Vol. 2, No. 3, pp. 125-128.

3. Semenov L.A. (2011), Introduction to research activities in the field of physical culture and sports: studies, Soviet sport, Moscow.

4. Vilensky M.Ya. (2013), Physical culture: textbook, 2nd ed. erased, KNORUS, Moscow.

5. Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2020), "Physical development and adaptive capabilities of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 47-51.

Контактная информация: koldashov88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2021

УДК 796.02

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ПОЖАРНОГО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ГПС МЧС РОССИИ

Василий Дмитриевич Шалагинов, майор внутренней службы, старший преподаватель, Игорь Борисович Дорноступ, доцент, Академия Государственной противопожарной

службы МЧС России, г. Москва

Аннотация

В публикации рассматривается профессионально-прикладная физическая подготовка в государственной противопожарной службе МЧС России. Определены требования профессии к человеку, реализуемые в профессионально-прикладной физической подготовке. Изучены диссертации по профессионально-прикладной физической подготовке в государственной противопожарной службе, рассмотрены применяемые в экспериментальной части исследований препятствия и полосы препятствий. Анализируются средства профессионально-прикладной физической подготовки, используемые на занятиях по физической подготовке в учебных заведениях государственной противопожарной службы МЧС России. Представлена «специальная полоса препятствий пожарного», рациональная схема расположения препятствий для проведения учебного занятия поточным методом. Выявлены зоны ЧСС в которых она преодолевается. Показаны элементы разработанной полосы препятствий, обеспечивающие ее прикладность.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физические способности, полоса препятствий, зоны ЧСС.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p411-415

PROSPECTS FOR THE USE OF THE "SPECIAL FIREFIGHTER OBSTACLE COURSE" IN THE PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES

OF RUSSIA

Vasily Dmitrievich Shalaginov, the Major of Internal Service, senior teacher, Igor Borisovich

Dornostup, the senior lecturer, Academy of the State Fire Service EMERCOM of Russia, Moscow

Abstract

The publication discusses professionally applied physical training in the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The requirements of the profession for a person implemented in professionally applied physical training are determined. Dissertations on professionally applied physical training in the state fire service were studied, obstacles and obstacle courses used in the experimental part of research were considered. The means of professionally applied physical training used in physical training classes in educational institutions of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia are analyzed. The "special obstacle course of a firefighter" is presented, a rational scheme of the location of obstacles for conducting a training session by a flow method. The heart rate zones in which it is overcome are revealed. The elements of the developed obstacle course that ensure its applicability are shown.

Keywords: professionally applied physical training, physical abilities, obstacle course, heart rate

zones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.