Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ / АКАДЕМИЯ ГПС МЧС РОССИИ / КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА / ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ / ТРЕНАЖЁРНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перушкин Андрей Владимирович, Динаев Борис Мазанович

В статье освещён вопрос профессионально-прикладной физической подготовки специалистов пожарно-спасательной службы. Рассмотрены особенности преодоления специальной полосы препятствий и занятий на тренажёрном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перушкин Андрей Владимирович, Динаев Борис Мазанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS AT THE STATE FIRE ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA

The article covers the issue of professionally-applied training of fire rescue specialists. It studies peculiaries of special obstacles line overcoming and training complex usage.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ»

Перушкин А. В., Динаев Б. М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АКАДЕМИИ ГПС МЧС РОССИИ

В статье освещён вопрос профессионально-прикладной физической подготовки специалистов пожарно-спасательной службы. Рассмотрены особенности преодоления специальной полосы препятствий и занятий на тренажёрном комплексе.

Ключевые слова: обучение пожарных и спасателей, Академия ГПС МЧС России, кафедра физической подготовки и спорта, полоса препятствий, тренажёрный комплекс.

Perushkin A., Dinaev B.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS AT THE STATE FIRE

ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA

The article covers the issue of professionally-applied training of fire rescue specialists. It studies peculiaries of special obstacles line overcoming and training complex usage.

Keywords: training of firefighters, the State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Department of physical training and sports, obstacle line, training complex.

Деятельность пожарных и спасателей в современных условиях сохраняет черты тяжёлого физического труда и связана со значительными и максимальными физическими нагрузками. Работа осуществляется в условиях, представляющих угрозу жизни и здоровью. Для оперативного состава пожарных и спасателей характерно чередование периодов действия незначительных физических нагрузок и периодов резкого повышения двигательной активности с включением в работу двух третей мышечных групп на фоне высочайшего эмоционального напряжения - стресса, вызванного от-

ветственностью за принимаемые решения, здоровье и жизнь личного состава и спасаемых.

При тушении пожаров и ликвидации стихийных бедствий оперативный состав вынужден работать в условиях повышенной влажности, резкого перепада температур, загазованности и задымлённости, в обеднённой кислородом атмосфере и при высоком уровне шума. Снаряжение весом около 25 кг снижает производительность труда на 27 %. Личному составу приходится подниматься на верхние этажи зданий с помощью штурмовых, выдвижных, автомеханических лестниц, работать в непривычных позах, лёжа, в кислородно-изолирующих противогазах весом около 12 кг, которые ограничивают движения, затрудняют дыхание, уменьшают обзор.

Особенности профессиональной деятельности требуют от будущих специалистов пожарно-спасательных подразделений высокого уровня развития физических качеств и способностей, а также владения профессионально-прикладными умениями и навыками. Для успешной профессиональной деятельности необходимо уделять внимание преимущественно развитию таких физических качеств, как общая функциональная выносливость, сила и производные от неё - скоростно-силовая выносливость, взрывная сила, быстрота, ловкость. Кроме того, необходимо формировать навыки работы с пожарно-техническим вооружением в условиях дефицита времени, преодоления различных полос препятствий (элементы коммуникационных сооружений, узкие проходы,

завалы, лестничные марши), передвижения по узким опорам на большой высоте и ограниченной видимости, а также развивать такие функциональные системы организма как дыхательная, сердечнососудистая, вестибулярная. Для снижения уровня травматизма необходимо использовать средства физической подготовки, направленные на укрепление опорно-двигательного и связочно-суставного аппарата, развитие устойчивости внимания на фоне высоких физических и нервно-эмоциональных нагрузок.

Анализ опыта подготовки пожарных за рубежом и современные исследования отечественных специалистов также указывают на необходимость развития общей функциональной выносливости, силы, скоростно-силовой выносливости, быстроты, ловкости. При этом основными средствами достижения этой цели являются упражнения, подобранные по принципу биодинамического соответствия наиболее характерным профессиональным действиям, направленные на укрепление тех мышечных групп, от которых зависит сохранение высокой работоспо-

собности при решении служебно-боевых задач. Большое значение придается комплексному развитию указанных качеств и прикладных навыков путём использования специальных полос препятствий и тренажёрных комплексов.

Профессорско-преподавательским составом кафедры физической подготовки и спорта Академии ГПС МЧС России разработана и используется специальная полоса препятствий, способная разместиться в типовом спортзале. Она объединяет комплекс элементов (см. рис. 1), последовательно расположенных в условиях ограниченной площади (стандартные размеры спортивного зала - 12x22 м). Элементы представленной полосы препятствий моделируют характерные действия пожарных при выполнении служебных задач. В частности, полоса включает в себя стационарно закреплённые на стене штурмовые лестницы, ход сообщения - «мышеловку», забор, различные препятствия. При преодолении специальной полосы предусматривается выполнение силовых упражнений на перекладине и переноска груза.

Ш

5 ПТТТ"

Ш I

и

\

СП-!

5

ш

<-

А А...

и и

^ \ с!Г <3^ \

¡7

10

к

к

о

□ "" □ □ "" □

8

7-

1

2

4

3

Рисунок 1. Расстановка снарядов на специальной полосе препятствий в стандартном спортивном зале: 1 - патронный ящик массой 24 кг; 2 - стойки; 3 - препятствия высотой 50 см; 4 - забор высотой 2 м; 5 - стационарные штурмовые лестницы высотой 6 м; 6 - препятствие высотой 1,2 м (гимнастический козёл); - - укороченный бум длиной 4 м и высотой 1,2 м; 8 - ход сообщения длиной 4 м; 9 - перекладина; 10 - отягощение массой 24 кг (спортивная гиря)

Коллектив кафедры разработал и апробировал упражнение «преодоление специальной полосы препятствий пожарного». Разработаны и нормированы контрольные требования к технико-временным характеристикам при выполнении данного упражнения с учётом усложнения в зависимости от года обучения. Упражнение «преодоление специальной полосы препятствий пожарного» включено в рабочую программу обучения в раздел «пожарно-прикладные упражнения» и успешно применяется на занятиях по физической подготовке как средство профессионально-прикладной направленности при подготовке специалистов пожарно-спасательной службы.

Занятия на полосе организуются в соответствии с основными дидактическими принципами обучения. Профессорско-преподавательским составом кафедры разработана методика проведения занятий на данной полосе. Результаты наблюдений показали, что одновременно, сохраняя высокую плотность занятия, на полосе могут находиться до 40 человек. Занятия на полосе обеспечивают высокий уровень физической нагрузки скоростно-силового характера. Как при выполнении отдельных элементов данного упражнения, так и при преодолении всей полосы в тренировочном темпе частота сердечных сокращений достигает в среднем 150, а в контрольном - 210 ударов в минуту. Прирост физических качеств и прикладных навыков очевиден. Полосу можно считать критерием физической готовности к выполнению профессиональных действий, связанных с проявлением прикладных умений и навыков, требующих особой координации, на фоне высокой физической нагрузки.

Полоса препятствий преодолевается в следующем порядке:

- обучаемый из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке, по сигналу берёт двумя руками патронный ящик 1 и двигается вперёд, обегая «змейкой» стойки 2;

- ставит ящик и двигается в обратном направлении, преодолевая прыжками препятствия 3;

- преодолевает забор 4;

- поднимается по расположенной слева вертикальной штурмовой лестнице 5, после касания рукой потолка переходит на лестницу, расположенную справа и спускается вниз;

- преодолевает препятствие 6;

- выполняет подъём и спуск по вертикальным штурмовым лестницам 5;

- преодолевает укороченный бум 7;

- преодолевает на получетвереньках или по-пластунски ход сообщения 8;

- выполняет на перекладине 9 подъём переворотом два раза;

- поднимает десять раз обеими руками гирю 10 по длинному циклу;

- берёт патронный ящик и финиширует по прямой - к месту, откуда стартовал.

Среднее время преодоления дистанции составляет 1 минуту 30 секунд.

Прямым продолжением описанной полосы препятствий стал специализированный тренажерный комплекс. Ядром данного объекта является высотная конструкция, представляющая собой трапецию в виде ажурной прямоугольной конструкции размерами 5x7x6 м с приставленными к ней двумя вертикальными и двумя наклонными лестницами, предназначенными для отработки навыков подъёма на высоту (см. рис. 2).

Рисунок 2. Высотная конструкция тренажёрного комплекса на загородной учебной базе «Нагорное»

Между лестницами на высоте 6 м расположены балки для отработки навыков передвижения по ограниченной опоре и четыре вертикальных шеста для отработки навыков лазания. В торцевые стороны конструкции встроены деревянные фасады с оконными проёмами, оборудованными различными по форме специальными выступами и отверстиями для отработки навыков подъёма на высоты без помощи специального снаряжения. Между центральными окнами фасадов устроены два бума высотой 3 м и один выносной бум с расположенным в 1 м от его края столиком высотой 2 м для отработки навыков прыжков в глубину. Занятия на этих элементах развивают смелость и решительность. По правому краю конструкции оборудовано препятствие «качающийся мост», который представляет собой закреплён-

ный на цепях бум длиной 5 м для отработки навыков равновесия при передвижении по неустойчивой опоре. Все лестницы и высотная площадка оснащены защитными арками для предотвращения падения с высоты. Тренажёрный комплекс может использоваться на утренней физической зарядке, учебных занятиях, физкультурно-спортивной работе и попутной тренировке.

На данном тренажёрном комплексе преподавательским составом кафедры разработана комплексная полоса препятствий, по физиологической нагрузке превосходящая полосу в спортивном зале. В настоящее время ведётся её апробация и нормирование. Идёт подготовка к исследованиям влияния внешних раздражителей и адаптации обучаемых к светошумовым эффектам в условиях ограниченной видимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теребнёв В. В., Грачёв В. А, Шехов Д. А. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-строевая подготовка. - Екатеринбург: Калан, 2008.

2. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка: Знать и уметь. Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.