Научная статья на тему 'Направления физического развития, имеющие наибольшее значение для деятельности пожарного при ведении боевых действий'

Направления физического развития, имеющие наибольшее значение для деятельности пожарного при ведении боевых действий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
308
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL EDUCATION / SPECIAL PHYSICAL PREPARATION / INJURY PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осокин Дмитрий Андреевич, Кимяева Светлана Игоревна

В профессии пожарного физическая подготовка зачастую является решающим фактором оказании помощи пострадавшим, ликвидации пожаров и ЧС на территории МЧС России и при выполнении других профессиональных задач. Каждый сотрудник МЧС обязан соответствовать возрастным нормам физического развития и поддерживать уровень подготовки на должном уровне. В данной статье рассматривается общие понятия физической подготовки и физического развития, их ключевые особенности предъявляемые к сотрудникам МЧС России и сформулированы нормативные требования в соответствии с возрастом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осокин Дмитрий Андреевич, Кимяева Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the professions of a firefighter physical training is often the deciding factor to help the victims, extinguish fires and emergencies on the territory of the Russian emergencies Ministry and when performing other professional tasks. Every officer of the Ministry shall be obliged to satisfy the age norms of physical development and to maintain the level of training at the appropriate level. This article discusses General concepts of physical training and physical development, their key features applicable to the employees of EMERCOM of Russia and formulated regulatory requirements in accordance with age.

Текст научной работы на тему «Направления физического развития, имеющие наибольшее значение для деятельности пожарного при ведении боевых действий»

о

SCIENCE TIME

НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИМЕЮЩИЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНОГО ПРИ ВЕДЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Осокин Дмитрий Андреевич, Кимяева Светлана Игоревна, Сибирская пожарно-спасательная академия, г.Железногорск

E-mail: [email protected]

Аннотация. В профессии пожарного физическая подготовка зачастую является решающим фактором оказании помощи пострадавшим, ликвидации ^ пожаров и ЧС на территории МЧС России и при выполнении других о профессиональных задач. Каждый сотрудник МЧС обязан соответствовать возрастным нормам физического развития и поддерживать уровень подготовки на должном уровне. В данной статье рассматривается общие понятия физической подготовки и физического развития, их ключевые особенности предъявляемые к сотрудникам МЧС России и сформулированы нормативные требования в соответствии с возрастом.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая культура,

специальная физическая подготовка, предупреждение травматизма.

Abstract. In the professions of a firefighter physical training is often the deciding factor to help the victims, extinguish fires and emergencies on the territory of the Russian emergencies Ministry and when performing other professional tasks. Every officer of the Ministry shall be obliged to satisfy the age norms of physical development and to maintain the level of training at the appropriate level. This article discusses General concepts of physical training and physical development, their key features applicable to the employees of EMERCOM of Russia and formulated regulatory requirements in accordance with age.

Key words: physical development, physical education, special physical preparation, injury prevention.

Направления физического развития (или воспитания) прежде всего определяются необходимым качественным результатом, согласно которому определяется требуемый режим нагрузок и частота проводимых занятий. Но не

409

о

SCIENCE TIME

только результат играет роль в определении направления развития, наряду с ним стоят не менее важные факторы. Для наилучшего понимания вопроса, прежде всего обратимся к понятию физического воспитания и физической подготовки.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности.

В процессе физического воспитания решаются следующие основные задачи:

- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурноспортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

410

о

SCIENCE TIME

Физическая подготовка - это процесс в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Однако физическое воспитание и физическая подготовка являются не единственными из важнейших факторов физической подготовки сотрудников МЧС в процессе их трудовой деятельности. Наряду с ними стоит физическое развитие, которое определяется предрасположенностью человека к тому или иному виду деятельности, а так же его возрастной категории.

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфологически-функциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

- показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека;

- показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.;

- показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое

411

о

SCIENCE TIME

развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Процесс физического развития подчиняется закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период

становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Теперь, когда мы уже знаем основные факторы, влияющие на процесс физической подготовки человека, можно, руководствуясь требуемыми результатами физической подготовки и учитывая все нюансы, выделить основные направления в развитии профессиональных качеств сотрудника МЧС:

- силовая подготовка, определяющая способность пожарного или спасателя выдерживать те или иные нагрузки в различные временные периоды и с изменяющейся интенсивностью;

- тренировка выносливости, позволяющая подготовить сотрудника к длительной работе в опасной рабочей среде и продолжительному воздействию нагрузок;

- психологическая подготовка, ориентирующаяся на моральную подготовленность сотрудника к выполнению определенного ряда задач в тяжелых рабочих условиях.

Не стоит так же забывать и о важности правильной организации тренажей и занятий по физической подготовке. Установленные порядки указаны в «Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы».

Наставление по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы определяет систему физической подготовки личного состава федеральной противопожарной службы, положения которого распространяются на личный состав структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, научноисследовательских и образовательных учреждений и организаций МЧС России.

Физическая подготовка личного состава является обязательной частью его

412

о

SCIENCE TIME

профессиональной подготовки и направлена на приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению личным составом своих служебных обязанностей, сохранению высокой работоспособности и включает в себя общефизические упражнения (на быстроту, силу, ловкость и выносливость) и служебно-прикладное упражнение (преодоление полосы препятствий).

Руководители органов управления и учреждений несут персональную ответственность за регулярность и качество проводимых занятий по физической подготовке с личным составом.

Решение задач по планированию физической подготовки возлагается на структурные подразделения органов управления и учреждений, организующие профессиональную подготовку, а также на ответственных должностных лиц, назначаемых приказами

Общими задачами физической подготовки личного состава являются:

- развитие и постоянное совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости и выносливости;

- воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности;

- повышение мастерства в служебно-прикладных видах спорта;

- активное внедрение разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме работы, учебы и отдыха;

- овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Специальными задачами физической подготовки личного состава являются:

- овладение и совершенствование навыков выполнения приемов, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным;

- преодоление различных препятствий;

- преодоление полосы препятствий и подъем по штурмовой лестнице;

- развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, пространственной ориентации;

- воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных ситуациях.

Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, теоретические знания, методические умения и навыки. Физическая подготовка организуется и проводится в следующих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной

деятельности, спортивно-массовые мероприятия, самостоятельные занятия.

413

о

SCIENCE TIME

Специальная направленность физической подготовки обеспечивается:

- на учебных занятиях - включением в содержание занятий

соответствующих разделов (тем) физической подготовки, рациональным распределением учебного времени для отработки их содержания,

преимущественным использованием физических упражнений, обеспечивающих развитие наиболее важных прикладных навыков, физических, специальных и психических качеств;

- на утренней физической зарядке - применением преимущественно специальных упражнений, направленных на развитие наиболее важных качеств и навыков;

- в процессе служебной деятельности - использованием физических упражнений, а также отбором комплексов упражнений и соответствующих методических приемов;

- в спортивно-массовой работе - использованием служебно-прикладных видов спорта и упражнений;

- при самостоятельных занятиях - отработкой, наряду с общеразвивающими упражнениями, специальных и имитационных упражнений, освоенных ранее на учебных занятиях.

Развитие и совершенствование физических и психических качеств личного состава достигаются путем выполнения:

- упражнений преимущественно в умеренном и среднем темпах с длительной работой больших мышечных групп, с активной деятельностью всех систем организма: продолжительный бег, кроссы, марш-броски, передвижение на лыжах, плавание, преодоление полосы препятствий, подъем по штурмовой лестнице, спортивные игры;

- упражнений, требующих значительного напряжения мышц: поднимание и переноска тяжести, силовые упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые на количество раз;

- продолжительных скоростных упражнений: бег с ускорениями,

преодоление препятствий, плавание и передвижение на лыжах на короткие дистанции с небольшими перерывами;

- упражнений, требующих быстрой реакции на команды и сигналы, максимальной частоты отдельных движений, скоростных и скоростно-силовых действий: бег на дистанцию до 100 м, прыжки, преодоление отдельных препятствий, спортивные игры;

- упражнений, связанных со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних, точно согласованных действий, к другим и решением внезапных двигательных задач: упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, акробатические упражнения, спуски и повороты на лыжах, спортивные игры;

414

о

SCIENCE TIME

- упражнений в острых эмоциональных ситуациях, в условиях нервнопсихического напряжения, при наличии опасности: выполнение различных упражнений, имеющих элементы риска, на металлической конструкции, преодоление полосы препятствий в усложненных условиях;

- упражнений, содержащих элементы новизны, риска и опасности при

изменении и усложнении условий их выполнения: передвижение на

значительной высоте по узкой опоре, через разнообразные препятствия;

- соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, акробатические упражнения, спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах, упражнения на специальных снарядах;

- упражнений, требующих принятия самостоятельных решений: спортивные игры, выполнение приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- упражнений, связанных с большими и продолжительными физическими нагрузками, и нервно-психическими напряжениями, особенно в условиях состязаний: бег на средние и длинные дистанции, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз;

- достаточно трудных упражнений, содержащих элементы риска, в целях воспитания привычки самоконтроля за своим состоянием, формирования навыков преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения;

- специальных упражнений и дополнительных заданий, требующих отработки сигналов и команд в быстро меняющейся обстановке: спортивные и подвижные игры, различные виды единоборств.

В целях повышения уровня физической подготовленности и успешного выполнения личным составом своих служебных обязанностей личный состав обязан регулярно посещать занятия по физической подготовке, активно участвовать в спортивных тренировках и соревнованиях, в физкультурнооздоровительных мероприятиях, систематически выполнять утреннюю физическую зарядку, а при длительном пребывании в служебных командировках заниматься физической подготовкой самостоятельно.

Занятия по физической подготовке организуются и проводятся в служебное время в течение года по месту службы (работы).

Общее количество времени, отведенное на занятия и сдачу контрольных нормативов для личного состава, составляет не менее 100 часов в год.

415

о

SCIENCE TIME

Возрастная группа Мужчины Женщины

1 до 30 лет до 25 лет

** от 30 до 35 лет от 25 до 30 лет

3 от 35 до 40 лет от 30 до 35 лет

4 от 40 до 45 лет от 35 до 40 лет

5 от 45 до 50 лет от 40 до 45 лет

6 от 50 лет и старше от 45 лет и старше

Рис. 1 Возрастные группы в соответствии с возрастом личного состава для занятий по физической подготовке и сдачи нормативов

Занятия по физической подготовке проводятся в спортивной или форменной одежде, в зависимости от темы занятий, места проведения и погодных условий. Форма одежды устанавливается: на занятиях -

преподавателем (инструктором), проводящим занятие, на проверках - лицом,

^ организующим проверку, при проведении спортивных соревнований - главным о судьей соревнований в зависимости от вида спорта и действующих правил.

Лица, проводящие занятия по физической подготовке с личным составом, обязаны принимать все необходимые меры по предупреждению и недопущению травматизма в процессе физической подготовки.

Предупреждение травматизма обеспечивается:

- тщательной подгонкой обмундирования, спортивной одежды и обуви; проверкой исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения упражнений, инвентаря и оборудования;

- правильной организацией и методикой проведения всех форм физической подготовки, поддержанием в процессе занятий и соревнований высокой дисциплины;

- строгим соблюдением правил проведения спортивных соревнований;

- заблаговременной подготовкой и применением средств страховки, и оказанием помощи при выполнении упражнений (приемов), связанных с риском и опасностью;

- учетом состояния здоровья и физической подготовленности личного состава, особенно имеющего отклонения в состоянии здоровья или перенесшего заболевания;

- постоянным наблюдением за внешними признаками утомления личного состава;

- разъяснительной работой среди личного состава о мерах предупреждения травматизма;

416

а

о

SCIENCE TIME

- соблюдением мер, исключающих возможность обморожений, теплового и солнечного ударов, других обморочных состояний.

Таким образом мы получаем, что подготовка сотрудника МЧС какой бы то ни было сферы деятельности, является не просто комплексом различных упражнений, составленных с учетом всех требований, а целой законодательно установленной и введенной в действие системой, которая целенаправленно развивает все качества личности в пожарном или спасателе от физических до морально-волевых и работает во всех направлениях для подготовки наиболее опытного и обученного специалиста.

Литература:

1. Арестов, Ю. М. Физическая культура и здоровье: учебное пособие для всех специализированных вузов Текст. / Ю. М. Арестов; Московский гос. тех. ун-т гражданской авиации, каф. физ. воспитания. -М.: ГТУГА, 1995.

2. Шойгу, С. К. Учебник спасателя Текст. / С. К. Шойгу, С. М. Куди-нов, А. Ф.

I Неживой, С. А. Ножевой; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. -М. : МЧС России, 0

6 1997. У

3. Физическая культура и здоровье : учебник Текст. / под ред. А. В. Пона-маревой. М., 2001.

4. Тютюков, В.Г. Состояние здоровья как фактор использования и приумножение индивидуальной ресурсности личности профессионала Текст. // материалы Всероссийской научной конференции ФК и С в современном обществе. Хабаровск, 2004. - С. 344-346 .

417

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.