Научная статья на тему 'СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ ТЕННИСИСТОВ 10-12 ЛЕТ'

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ ТЕННИСИСТОВ 10-12 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ ТЕННИСИСТОВ 10-12 ЛЕТ»

Ресурсы - знания педагогов о особенностях студента-спортсмена и его личностно-значимых проблемах социально-профессионального самоопределения; - владение современными стратегиями взаимодействия; - информационно-коммуникационная компетентность; - компетентность в проектировании индивидуального образовательного маршрута

Результатдля преподавателя Создание социально-образовательной среды, обладающей условиями для совершения студентом-спортсменом выбора в социально-профессиональном самоопределении и дальнейшей активности в соответствии с выбором.

Результат для студента Уточнение социально-профессионального самоопределения, создание альтернативного сценария профессиональной карьеры

Следует отметить, что программа педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения предполагает индивидуализацию и полную осведомленность педагога о студенте-спортсмене, т.е. знание о его личностно-значимых проблемах социально-профессионального самоопределения, ценностных ори-ентациях в карьере, статусе профессиональной идентичности, этапе спортивной подготовки, графике учебно-тренировочных сборов и соревнований и т.д., чтобы суметь обеспечить адресное педагогическое сопровождение.

Список литературы

1. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития. [Эл. ресурс]. - и^: суЬеНепт-ka.ru/article/n/soprovozhdenie-v-obrazovanii-kak-1еИпо1о§1уа-га2ге$Иетуа-ргоЫет-га2УШуа (дата обращения 01.07.2015)

2. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления [Текст]: монография/

Р.М. Загайнов. - М.: Советский спорт, 2010. - 232с.: ил.

3. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентаци-онныи подход) дис. ... д-ра. пед наук. - СПб, 1995.

4. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).— СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.— 160 с.

5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб.заведений/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 -288 с.

6. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб.пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240с.

7. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: дис... д-ра псих. наук. - СПб. - 1999. - 417 с.

_СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ ТЕННИСИСТОВ 10-12 ЛЕТ

Нургалеев Дамир Ринатович

ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», Институт физической культуры «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая

культура)»

Актуальность исследования. Профессиональный теннис в наши дни значительно помолодел. Появление в мировом рейтинге теннисистов, возраст которых едва превышает 15-16 лет, уже не редкость. Контроль соревновательной деятельности выполняет важную функцию. Результаты, показанные спортсменами на основных соревнованиях подводят итог одного подготовительного цикла и в то же время анализ результатов становится важнейшим фактором влияющем на подготовку в следующих циклах. В понятие оперативный контроль соревновательной деятельности включает измерение и анализ наиболее важных показателей соревновательного упражнения. Их должны проводить на каждых соревнованиях. Представляется, что это вид комплексного контроля наиболее важен. В итоге специалисты получают информацию о структуре соревновательной деятельности, о факторах, которые влияют на результат, и специфических индивидуальных особенностях соревновательной деятельности.

Повышение эффективности подготовки спортсменов в игровых видах спорта во многом зависит от научной

обоснованности системы планирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок. Эти разделы работы в деятельности тренеров, особенно тех, кто работает с юными спортсменами, занимают ведущее место. От того, насколько обоснованны применяемые нагрузки, зависят, в конечном счете соревновательные результаты спортсменов.

При подготовке молодых спортсменов, делающих свои первые шаги в профессиональном теннисе, добиться высоких результатов, не имея четких представлений о соревновательной деятельности невозможно. Все это заставляет искать наиболее эффективные пути становления мастерства юных теннисистов.

В настоящее время спортивные достижения и результаты неуклонно растут, тренеры постоянно ищут новые пути, связанные с подготовкой юных спортсменов, но, как правило, величина нагрузок определяется лишь по субъективному ощущению спортсменов и их тренеров. Огромные физические и психические нагрузки, которые

ложатся на юный организм, требуют научно обоснованной и системной подготовки на протяжении всего спортивного пути.

Для обеспечения правильного планирования тренировочного процесса теннисистов необходимы знания о величинах соревновательных нагрузок и их составляющих.

К настоящему времени выполнено значительное количество работ, в которых исследуются величины соревновательных и тренировочных нагрузок. Однако эти исследования проводились лишь с теннисистами высокой квалификации. Кроме того, результаты, полученные ранее нельзя полностью использовать сейчас, так как в настоящее время изменился стиль игры, техника выполнения действий, увеличился темп игры, количество соревнований и многое другое.

Проведенный нами анализ доступных литературных источников показал, что работ, посвященных изучению соревновательных нагрузок юных теннисистов, нет.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые определяются величины «внешней» и «внутренней» стороны соревновательных нагрузок теннисистов 10-12 лет, а также распределение нагрузок различных величин по дням в соревновательном микроцикле юных спортсменов.

Объект исследования - соревновательная деятельность теннисистов 10-12 лет.

Предмет исследования - показатели технико-тактической подготовленности теннисистов 10-12 лет, а также их распределение в соревновательных микроциклах.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение что, анализ соревновательных нагрузок и их распределение по дням микроциклов теннисистов 1012 лет, позволит выявить требования, предъявляемые к юным спортсменам в соревновательных микроциклах, с целью коррекции планирования их тренировочного процесса.

Целью исследования является, определение величин «внешней» и «внутренний» стороны соревновательных нагрузок теннисистов 10-12 лет при игре на разных типах покрытий.

Задачи исследования:

1) Провести анализ научно-методической литературы.

2) Определить значения показателей внешней стороны соревновательных нагрузок:

• показателей объема;

• показателей интенсивности.

3) Определить значения показателей внутренней сто-

роны соревновательных нагрузок:

• показателей объема;

• показатели интенсивности.

4) Провести ранжирование соревновательных нагрузок по их величине на основе значений внешних и внутренних параметров.

5) Определить варианты распределения нагрузок раз-

ной величины в соревновательных микроциклах.

6) Разработать варианты тренировочных МЦ с учетом распределения нагрузок разной величины, встречающихся в соревновательных микроциклах и определить возможность их применения в тренировочной работе с теннисистами 10-12 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ отечественных и зарубежных литературных

источников, теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Педагогическое обследование соревновательной деятельности с использованием методик:

• хронометрирования

• специальной записи передвижений теннисиста

• пульсометрии

• миокинетической психодиагностики.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

5. Методы компьютерной обработки.

Организация исследования. Исследования соревновательной деятельности теннисистов 10-12 лет проводились в два этапа, с 2014 по 2015 годы.

Основная задача первого этапа, который проходил с 2014г, заключалась в сборе и анализе отечественной и зарубежной научно-методической литературы, а также велись наблюдения за соревновательной деятельностью (СД) ведущих теннисистов Самарской области 10-12 лет, включая членов юношеской сборной команды Самарской области.

Всего с 2014 по 2015 годы было записано и проанализировано 22 матча.

На втором этапе исследования, велась обработка данных СД юных теннисистов, в результате которой, были установлены величины соревновательных нагрузок, а также распределение различных по величине нагрузок по дням соревновательных МЦ.

В 2014-15 годах на основе установленных результатов, был проведен педагогический эксперимент, цель которого заключалась во внедрении в тренировочный МЦ вариантов распределения нагрузок, в соответствии с их распределением в соревновательном МЦ теннисистов 1012 лет. В педагогическом эксперименте приняло участие 9 спортсменов, включая членов юношеской сборной Самарской области.

На последнем этапе 2015 года, проводилось описание, обработка всех полученных исследовательских данных, их анализ.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования вносят новый вклад в теорию физического воспитания - в раздел планирования процесса подготовки юных спортсменов.

Практическая значимость заключается в непосредственном внедрении в практику разработанных тренировочных МЦ, на основе результатов анализа соревновательной деятельности теннисистов 10-12 лет.

Основные положения, выносимые на обозрение:

1. Объем и интенсивность внешней стороны соревновательных нагрузок.

2. Объем и интенсивность внутренней стороны соревновательных нагрузок.

3. Ранжирование соревновательных нагрузок разной величины на основе значений внешних и внутренних параметров.

4. Варианты распределения нагрузок разной величины в соревновательных микроциклах.

5. Планы тренировочных микроциклов, разработанные с учетом распределения нагрузок в соревновательных микроциклах. Выводы

1. В исследуемой нами научно-методической литературе большое внимание за последние годы уделялось анализу соревновательной деятельности теннисистов высокого класса, и практически отсутствуют данные о соревновательной деятельности теннисистов 10-12 лет. Анализ литературных источников показал, что в практике тенниса отсутствует система планирования нагрузок с учетом их величины при планировании тренировочного процесса юных теннисистов. Наше исследование показало, что этой проблеме стоит уделить особое внимание.

2. Проведенные исследования позволили впервые определить величины соревновательных нагрузок теннисистов 10-12 лет, выявить их состав при нагрузках разной величины и характер распределения по дням МЦ.

В результате наблюдения за соревновательной деятельностью теннисистов 10-12 лет было установлено:

• В соревновательных МЦ, как правило, встречаются нагрузки всех величин. Малые соревновательные нагрузки встречаются достаточно часто, средние -не больше двух в МЦ, одна нагрузка - значительной величины. В соревнованиях первой категории нами было установлено, что встречается до двух нагрузок большой величины в одном соревновательном МЦ.

• Анализ соревновательной деятельности позволил установить, что у теннисистов 10-12 лет на кортах с «медленным» отскоком мяча, длительность матча в зависимости от величины нагрузки в среднем колеблется от 30 до 60 минут, «чистое время» игры составляет в среднем от 5 до 16 минут, игроки выполняют за это время от 80 до 198 ударов, сыграв в среднем от 8 до 22 геймов и пробежав в среднем от 540 до 1430 метров за матч, а объем игровых действий составляет от 97 до 173 ударов в час. Темп и моторная плотность как показатели интенсивности игры на «медленном» покрытии составили не более 11 ударов минуту при малой и большой нагрузке и 16 - при значительной и средней, а моторная плотность матча была от 10 до 15%. Объяснить это можно тем, что, не имея достаточной выносливости, теннисисты не могут играть почти час на высоком темпе.

3. Знание величин нагрузок в тренировочных и соревновательных МЦ является базой при подготовки

правильно спланированного и проведенного тренировочного процесса в детском и юношеском спорте.

Практические рекомендации

1. Нами было отмечено, что во время турнира теннисисты более 2-х раз подряд играют матчи с большой величиной нагрузки. Для того чтобы добиться стабильной и активной игры на протяжении всего турнира, необходимо во время планирования тренировочного процесса учитывать данные показатели.

2. Следует уделять больше времени физической подготовке юных теннисистов, в частности, скоростным, скоростно-силовым качествам и особенно выносливости спортсменов.

3. При планировании тренировочного процесса необходимо учитывать различия в характеристиках нагрузок на покрытиях разного типа. Так, в осеннем подготовительном периода, при проведении тренировок на кортах с быстрым отскоком мяча, целесообразно ориентироваться на параметры нагрузок на этом покрытии. Во время весеннего подготовительного периода, когда занятия проходят на грунте, надо исходить из характеристики нагрузок, свойственных такому покрытию.

4. При подготовке юных теннисистов, необходимо обратить внимание на повышение активности действий (особенно ударов слета, приема подач).

5. Примененные методы регистрации показателей позволяют оценивать разные стороны соревновательной деятельности теннисистов, а также проводить оперативный анализ соревновательной деятельности и вносить обоснованные коррективы в тренировочную и соревновательную деятельность юных спортсменов.

Список использованной литературы

1. Васина Е.В. Внешняя сторона соревновательных нагрузок теннисистов 13-14 лет / Е.В. Васина // Сборник трудов ученых РГУФК: материалы науч. конф. проф.-преподават. и науч. состава РГУФК (Москва, 15-17 февр. 2006 г.) / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М„ 2006. - С. 79 - 84.

2. Скородумова А.П. «Комплексный контроль в спортивных играх» Советский спорт, 2010

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОФИЦЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: НЕКОТОРЫЕ

АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

Овод Владимир Васильевич

начальник кафедры, полковник, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия

имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Ovod Vladimir Vasilevich, Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.