4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
6. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.
7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.01.2015.
УДК 796.342.082
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ТЕННИСИСТОВ 12-14 ЛЕТ С УЧЕТОМ СМЕНЫ ПОКРЫТИЯ КОРТА
Ольга Николаевна Кудря, доктор биологических наук, доцент, Евгения Вячеславовна Филимонова, преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
Разработана методика развития специальной (скоростно-силовой) выносливости теннисистов 12-14 лет в условиях смены покрытия корта. Предложена схема использования нагрузок различной направленности. Методика реализуется за счет использования 6 комплексов различной направленности.
Ключевые слова: теннисисты 12-14 лет, скоростно-силовая выносливость, корты с разным типом покрытий.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p80-85
TRAINING TO SPEED-STRENGTH ENDURANCE OF THE TENNIS PLAYERS AGED 12-14 YEARS IN THE PRECOMPETITIVE PERIOD TAKING INTO ACCOUNT THE CHANGE OF THE COURT COVERING
Olga Nikolaevna Kudrya, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Eugenia Vyacheslavovna Filimonova, the lecturer, The Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk
Annotation
The methodology of training to the special (speed-strength) endurance of the tennis players aged 12-14 years under the change of court covering has been developed. A scheme for the loads of different directions application has been offered. The technique is implemented through the use of 6 complexes of various orientations.
Keywords: tennis players aged 12-14 years old, speed-strength endurance, courts with different types of coatings.
ВВЕДЕНИЕ
В современном теннисе соревнования проводятся на покрытиях, среди которых выделяют быстрые и медленные. Скорость и высота отскока мяча зависит от характера покрытия, что влияет на эффективность игровой деятельности спортсменов.
Данные литературы и результаты предварительных исследований соревновательной и тренировочной деятельности показывают значимость развития у юных теннисистов выносливости к нагрузкам скоростно-силового характера, выполняемым в зоне большой мощности применительно к условиям смены покрытия корта [1]. Однако, во-
прос о развитии у юных спортсменов скоростно-силовой выносливости, применительно к условиям смены типа покрытия в научно-методической литературе не освещался. Цель исследования - разработать методику развития специальной (скоростно-силовой) выносливости теннисистов 12-14 лет в условиях смены покрытия корта и экспериментально проверить ее эффективность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие теннисисты (мальчики) 12-14 лет (п=30) учебно-тренировочных (УТ) групп 2-го года обучения СДЮСШОР № 35 г. Омска. В ходе констатирующего исследования у спортсменов 12-14 лет было выявлено снижение показателей специальной выносливости при смене типа покрытия [4].
С целью повышения эффективности тренировочного процесса была разработана и апробирована методика развития специальной (скоростно-силовой) выносливости у теннисистов 12-14 лет в условиях смены покрытия корта.
В начале подготовительного периода было проведено комплексное тестирование состояния развития скоростно-силовых качеств спортсменов, включающее общепринятые тесты (прыжок в длину с места, прыжок в высоту, метание теннисного мяча движением подачи, бег 30 м, челночный бег 6*8 м, беговой специальный тест «веер»).
Кроме этого нами был разработан специальный тест для оценки скоростно-силовой (специальной) выносливости «Треугольник»: тренер располагается на середине задней линии. Справа и слева от него, используя ближние коридорные линии и заднюю линию, были начерчены мишени 1м*1м. Испытуемый располагался на противоположной стороне корта, по центру задней линии. Тренер набрасывает мячи испытуемому поочередно в правый и левый угол площадки с темпом 21-23 удара в минуту. Спортсмен, перемещаясь вдоль задней линии, должен отразить мячи вдоль линии коридора и попасть в мишень. Выполнялось две попытки. Каждая попытка продолжительностью 1 минута, перерыв между попытками 1 минута [5].
В ходе исследования проводилось хронометрирование тренировочных занятий, одновременно контролировали показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) с помощью кардиомониторов «Ро1аг-810» для уточнения направленности фактически выполненной тренировочной нагрузки. Оценка эффективности соревновательной деятельности проводилась по материалам видеозаписи игр Российского теннисного тура (РТТ) (Омская область).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты предварительного исследования показали, что распределение нагрузок в годичном цикле тренировки в соответствие с примерной программой спортивной подготовки для СДЮСШОР [3] выглядит следующим образом:
- в общеподготовительном мезоцикле 80% тренировочного времени отводится на общую физическую подготовку (ОФП), 15^20% занимает специальная физическая подготовка (СФП), включая 5^10% скоростно-силовой подготовки (ССП);
- в специальноподготовительном мезоцикле общая физическая подготовка занимает 35^40%, 40% занимает технико-тактическая подготовка (ТТП), 20% отводится на специальную физическую подготовку, включая 10% скоростно-силовой подготовки;
- в соревновательном периоде 50% от общего времени тренировок занимает ТТП, 10-20% - ОФП, 30% - СФП, включая 15% - ССП.
Условия проведения турниров в индивидуальных видах спортивных игр, в частности в большом теннисе, имеют свою специфику. Как показали результаты собственных исследований [4] и данные ведущих специалистов [2], игра на кортах с разным типом покрытия отличается разносторонностью технических действий, объемом технических действий, качественно-количественными параметрами передвижений, что предъявляет
дополнительные требования к организации тренировочного процесса. Однако, реализация традиционной программы не учитывает специфику выступления спортсменов на кортах с разным типом покрытия.
На наш взгляд, включение комплексов упражнений на развитие скоростно-силовых качеств и скоростно-силовой выносливости в предсоревновательном и соревновательном периодах будет способствовать повышению результативности соревновательной деятельности теннисистов 12-14 лет при проведении соревнований на кортах с разным типом покрытий. Достижение высокого уровня развития скоростно-силовой выносливости базируется на совершенствовании основных ее компонентов с помощью сбалансированных комплексов специальных средств и методов спортивной подготовки. Значимым компонентом развития специальной скоростно-силовой выносливости у теннисистов 12-14 лет является обеспечение способности выполнять соревновательные действия в условиях смены покрытия корта. Нами предложена методика развития скоростно-силовой выносливости, которая реализуется в тренировочном процессе специально-подготовительного и соревновательного этапов годичного цикла. Используются повторный, переменный, игровой и соревновательный методы тренировки.
Специальноподготовительный этап (декабрь-февраль) включал 3 мезоцикла (МЗЦ). Соревновательный период (март-май) имел туровую организацию, был представлен тремя МЗЦ. Для каждого МЗЦ разработано содержание микроциклов, состоящих из 3 занятий. В соответствии с задачами каждого этапа, подбирались направленность нагрузки, объем, величина, а также средства и методы тренировки. Была разработана схема использования нагрузок различной направленности в специально-подготовительном и соревновательном периодах годичного цикла (табл. 1).
Таблица 1
Распределение нагрузок в специально-подготовительном и соревновательном
Характеристики нагрузки Специально-подготовительный период Соревновательный период
мезоциклы мезоциклы
1 2 3 1 2 3
1. Аэробная 50% 20% 10% - - -
2. Скоростная (аэробно-анаэробная) 30% 40% 20% 15% 10% 10%
3. Специальные скоростно-силовые нагрузки 15% 30% 30% 40% 60% 30%
4. Нагрузки, направленные на развитие скоростно-силовой выносливости 5% 10% 40% 45% 30% 60%
Для нормирования нагрузок были разработаны 6 комплексов, включающих в себя упражнения и их комбинации, приближенные к соревновательным по форме и особенностям воздействия на организм, направленные, в большей степени, на развитие скоростно-силовых качеств и специальной скоростно-силовой выносливости.1 комплекс предназначен для развития общей аэробной выносливости (кросс, специальные беговые упражнения, в частности, 50м по 4 повтора через 1 минуту отдыха (ЧСС 120^150 уд/мин), а также подвижная игра в течение 15 минут при ЧСС 130^140 уд/мин), методы тренировки: равномерный, переменный, повторный, игровой.
2 комплекс скоростной направленности (беговые упражнения с использованием теннисной площадки) Упражнения выполнялись в режиме - 20с х 3 повторения с паузой отдыха 1 мин. ЧСС 140^160 уд/мин.
3 комплекс состоял из упражнений на развитие специальных и скоростно-силовых способностей (выполнение ударов с одним и несколькими партнерами). Выполнялись упражнения по 1 мин. * 4 раза, пауза отдыха 1 мин. ЧСС составляла 150-160 уд/мин. Использовались - интервальный, переменный, игровой методы.
4 комплекс - направлен на развитие скоростно-силовой выносливости (в основной части тренировочного занятия спортсмены выполняют одно и то же комбинационное
упражнение на теннисном корте). Упражнение выполняется в 3 серии по 4 повтора. Один повтор длится 2 мин., интервал отдыха между повторами 1,5^2 мин. Перерыв между сериями 5 мин. ЧСС при выполнении упражнения 180^190 уд/мин. Методы: повторный, игровой.
5 комплекс - для совершенствования скоростно-силовой выносливости с использованием средств, приближающих игру на твердом покрытии к мягкому, а именно изменяющих высоту отскока мяча (занятие проводится с использованием «мягких» мячей, гимнастических матов, медицинских резиновых бинтов). Выполнялись упражнения по 1 мин. х 4 раза пауза отдыха 1 мин. ЧСС составляла 150^160 уд/мин. Использовались следующие методы: интервальный, переменный, игровой.
6 комплекс - для адаптации к игре на мягком покрытии при наступлении «летнего» сезона в комплекс включено упражнение из комплекса 4, но с использованием специальных средств, способствующих приближению «твердого» теннисного покрытия к «мягкому». Такими средствами явились гимнастические маты, коврики, медицинские резиновые бинты. Упражнение выполняется в 3 серии по 4 повтора. Один повтор длится 2 мин., интервал отдыха между повторами 1,5-2 мин. Перерыв между сериями 5 мин. ЧСС при выполнении упражнения 170 уд/мин, Методы: повторный, игровой.
На протяжении специальноподготовительного этапа подготовительного периода в тренировках использовались 4 комплекса упражнений, но 50% от общего времени тренировок в первом МЗЦ занимал комплекс 1, направленный на поддержание (аэробной) выносливости юных теннисистов. Во втором МЗЦ акцент делался на комплексы 2, 3, в третьем - на 4 комплекс.
В тренировочном процессе соревновательного периода были исключены комплексы 1, 2. Во втором МЗЦ комплекс 3 использовался в меньшей степени (10%), комплекс 4 был полностью заменен на комплекс 6; акцент делался на использование комплексов 5, 6, которые содержали в себе комбинационные упражнения на теннисном корте с использованием специфических средств для приближения твердого покрытия к мягкому. Третий МЗЦ, был связан со сменой покрытия корта теннисистами, поэтому в 1 и 2 микроцикле использовались комплексы 5, 6, выполняемые со специфическими средствами, приближающими твердое покрытие к мягкому. В 3-м микроцикле, в тренировочных занятиях использовались комплексы 4, 5, так как произошла непосредственная смена покрытия корта и необходимо было поддерживать уровень специальной выносливости при игре на мягком типе покрытия.
Для проверки эффективности предложенной методики был проведен педагогический эксперимент. В нем участвовали контрольная (КГ, п=15) и экспериментальная (ЭГ, п=15) группы. Показатели скоростно-силовых способностей представителей ЭГ и КГ по окончании педагогического эксперимента имели статистически значимые различия в тестах «прыжок в длину», «прыжок в высоту», «бросок мяча движением подачи» (табл.2) в пользу испытуемых ЭГ.
Таблица 2
Показатели развития скоростно-силовых способностей юных теннисистов в ходе
проведения педагогического эксперимента (Х±п)
Прыжок в длину (см) Бег 30 м (с) Прыжок в высоту (см) Челнок 6х8м (с) «Веер» (с) Бросок мяча (м)
Декабрь к 189,8±15,1 5,14±0,30 39,1±2,2 15,32±0,58 31,76±0,74 18±1,77
э 189,9±15,9 4,95±0,32 42,7±3,6 15,26±0,78 31,25±0,93 17,87±6,24
Март к 185,1±22,6 5,13±0,27 39,2±4,3 17,93±2,17 31,87±0,61 15,38±0,65
э 206,7±19,2 4,82±0,30 49,3±4,6 15,03±0,74* 29,64±1,73 21,4±6,06*
Май к 185,1±11,2 5,16±0,27 40,7±3,3 15,49±0,60 31,96±0,49 21,2±3,73
э 212,6±13,1* 4,79±0,31 51,7±4,5* 14,77±0,78 29,11± 1,77 25,6±5,44*
Примечание: к - контрольная группа, э - экспериментальная группа;
*- различия статистически достоверны при р<0,05.
Для оценки эффективности методики развития скоростно-силовой выносливости использовали разработанный нами тест «Треугольник». Тестирование проводилось в начале (декабрь) и в конце (март) специально-подготовительного этапа подготовительного периода, и по окончанию педагогического эксперимента (май). Данные тестирования представлены в таблице (табл. 3). Результаты тестирования показали, что такие показатели как количество ударов, количество пробеганий за минуту в тесте, ЧСС до тестирования и ЧСС после окончания тестового испытания, не имели достоверных различий.
Таблица 3
Результаты тестирования специальной скоростно-силовой выносливости
(тест «Треугольник») теннисистов 12-14 лет
Кол-во ударов Кол-во пробеганий ЧСС до ЧСС после Кол-во попаданий
Декабрь к 21±0,7 21±0,7 137±9,1 157±1,6 18±0,9
э 21±0,8 21±0,8 137±4,3 156±2,2 18±1,0
Февраль к 21±0,8 21±0,8 138±7,8 159±0,8 18±0,7
э 21±1,2 21±1,2 137±8,2 159±0,9 19±1,0*
Май к 22±0,6 22±0,6 139±7,7 159±1,0 18±0,9
э 22±0,8 22±0,8 138±7,6 158±2,8 21±1,0*
Примечание: к - контрольная группа, э - экспериментальная группа; *- различия статистически достоверны при р<0,05.
Показатель «количество попаданий», отражающий сохранение точности попаданий в заданную мишень, в предсоревновательном периоде у испытуемых КГ и ЭГ не имел достоверных различий. При проведении тестирования в соревновательном периоде у представителей ЭГ показатели скоростно-силовой выносливости достоверно выше, чем у представителей КГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование разработанной нами методики, позволило усовершенствовать учебно-тренировочный процесс теннисистов 12-14 лет, а именно, повысить уровень развития специальной скоростно-силовой выносливости и как следствие, успешнее выступать на соревнованиях. Юные спортсмены экспериментальной группы поднялись в рейтинге РТТ (Омская область) на 1-2 ступени. Предложенная методика позволяет подготовить юных теннисистов к смене типа покрытия корта, сделать этот переход более «плавным» и показать более высокую эффективность соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васина, Е.В. Соревновательная деятельность теннисистов / Е.В. Васина // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 45.
2. Портнова, О.Ю. Особенности соревновательной деятельности теннисисток высокой квалификации : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Портнова Ольга Юрьевна. - М., 2002. - 20 с.
3. Теннис : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под общ. ред. проф. В. А. Голенко, проф. А.П. Скородумовой. - М. : Советский спорт, 2009. - 137 с.
4. Филимонова, Е.В. Специальная подготовленность теннисистов 12-14 лет при игре на кортах с разным типом покрытий / Е.В. Филимонова, О.Н. Кудря // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8. - C. 1672-1676.
5. Филимонова, Е. В. Тестирование специальной скоростно-силовой выносливости у теннисистов 12-14 лет при игре на кортах с разным покрытием / Е.В. Филимонова, О.Н. Кудря // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования Кемеровской области, г. Кемерово. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2013. - С. 210-214.
REFERENCES
1. Vasina E.V. (2008), "Competitive activity of tennis players", Theory and practice ofphysical culture, No.5, pp. 45.
2. Portnova O.U. (2002), Features of competitive activity of tennis-players of high qualification, dissertation, Moscow, Russian Federation.
3. Ed. Golenko, V.P. and Skorodumova, A.P. (2009), Tennis. Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people, Soviet Sport, Moscow.
4. Filimonova, E.V. and Kudrya, O.N. (2014), "Special readiness of tennis players of 12-14 years at game on courts with the different covering", Basic Research, No 8, pp. 1672-1676.
5. Filimonova, E.V. and Kudrya, O.N. (2013), "Testing a special speed-strength endurance in tennis players 12-14 years old at play on the courts with the different covering", All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 70th anniversary of the Kemerovo region, publishing house "Kuzbassvuzizdat", Kemerovo, pp. 210-214.
Контактная информация: genja23@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 10.02.2015.
УДК 796.386
СТРУКТУРА МОДЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ
Евгений Викторович Кудряшов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
Аннотация
Проблематике моделирования в последние годы уделяется все больше внимания. Накоплен значительный экспериментальный материал, который касается вопросов разработки модельных характеристик. На практике используются различные способы создания этих моделей. Моделирование как метод научного исследования позволяет выделить из бесконечного множественного числа и разнообразия признаков, свойств и характеристик уровня подготовленности спортсменок достаточно ограниченную к приемлемому объему совокупность наиболее существенных параметров. В представленной работе предпринята попытка разработки модели технической подготовленности спортсменок с квалификацией мастер спорта, специализирующихся в настольном теннисе. Представленные материалы могут быть рекомендованы для использования в практической деятельности в качестве ориентиров технического мастерства.
Ключевые слова: настольный теннис, спортсменки, структура, модель, техническая подготовленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p85-87
MODEL STRUCTURE OF TECHNICAL SKILL FOR THE SPORTSWOMEN OF HIGH QUALIFICATION IN TABLE TENNIS
Evgeniy Viktorovich Kudryashov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University
Annotation
Modeling issues in recent years have received increasing attention. The considerable experimental material that relates to the issues of development of model performance has been accumulated. In practice, the different methods are used to create these models. Modeling as a method of the scientific research allows selecting from the infinite number and variety of multiple features, properties and characteristics of the athletes' fitness the fairly limited to the acceptable volume the collection of the most essential parameters. In the present research we attempt to develop the model for the technical preparedness of the athletes qualified as master of sports specializing in table tennis. The materials presented can be recommended for use in the practical activities to guide the technical skill development.
Keywords: table tennis athletes, structure, model, technical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы, в связи с непрекращающимся ростом конкуренции на международной спортивной арене, все больше предъявляются требования к качеству структуры и