Научная статья на тему 'Сопровождение семей с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством реализации коррекционно-развивающей программы детско-родительского Клуба «Развиваемся вместе»'

Сопровождение семей с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством реализации коррекционно-развивающей программы детско-родительского Клуба «Развиваемся вместе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волковская Екатериан Александровна

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волковская Екатериан Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение семей с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством реализации коррекционно-развивающей программы детско-родительского Клуба «Развиваемся вместе»»

4. Ядгарова Л.Д., Файзиева Н.Б. Специфика и структура педагогического процесса // Ученый XXI века. № 11 (24), 2016. С.44-45.

5. Ядгарова Л.Д., Мурадова Г.Б. Сложности перевода речевые стили литературного языка // Academy. № 12 (51), 2019. С. 63-65.

6. Атаева Г.И. Информационные технологии и современное образование // Молодой учёный. № 10, 2016. С. 1166-1167.

7. Атаева Г.И., Акобирова Л. About role of information technologies in modern education // Молодой ученый, 2016. № 10. С. 1165-1166.

8. Исмоилова М.Н., Имомова Ш.М. Интерполяция функции // Вестник науки и образования, 2020. № 3 81. Часть 3. С. 5.

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

Волковская Е.А.

Волковская Екатериан Александровна — учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Крыловский район, Краснодарский край

Аннотация: дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения. Ключевые слова: родители, речевые нарушения, учитель-логопед.

Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи, с чем проблема их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Коррекция речевого дефекта требует очень большого участия со стороны родителей, которые в домашних условиях должны оказать ребенку помощь. К сожалению, многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Малая осведомленность родителей в вопросах развития речи, недооценка ими своевременного воздействия, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении речевых нарушений.

В создавшейся ситуации эффективную помощь может оказать организация постоянного взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей дошкольников возраста, имеющие нарушения речи. Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Одной из основных форм такого взаимодействия являются индивидуальные консультации для родителей. Получить индивидуальную консультацию учителя-логопеда в любом детском саду может любой заинтересованный родитель. В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме. Поэтому для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать детско-родительский Клуб «Развиваемся вместе».

Клуб «Развиваемся вместе» является дополнительным компонентом образовательного процесса, где родители могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия с усилиями учителя-логопеда и педагогов ДОО, дать ребенку все необходимые знания и умения по исправлению недостатков речи и подготовке его к обучению в школе.

Программа предусматривает новую систему взаимодействия с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и их семьями. Реализация программы детско-

родительского Клуба «Развиваемся вместе» позволит оказать специализированную помощь детям, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений, а также на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи их родителям, заинтересованным в развитии ребенка.

Работа данного Клуба актуальна и востребована обществом в настоящее время, она весьма удобна для организации в ДОУ. Представляя собой один из возможных вариантов работы с семьей, данная деятельность направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и ДОУ при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Педагогическая целесообразность программы детско-родительского Клуба «Развиваемся вместе» заключается в повышении педагогической компетентности родителей в вопросах сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа предусматривает организацию коррекционно-развивающей деятельности в тесном сотрудничестве с родителями, в процессе которой осуществляется работа по развитию речи, мелкой моторики, развитию зрительного восприятия сенсорных эталонов, окружающего мира, восприятия пространства и ориентировки в нем, коррекции речевых компонентов и психических процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия).

Отличительные особенности программы детско-родительского клуба «Развиваемся вместе» состоят в следующем:

■ Появляется возможность объединять родителей, сплачивать родительский коллектив, благодаря доброжелательной атмосфере, свободному добровольному участию, выбору тем с учетом общих интересов.

■ Атмосфера свободного общения позволяет более открыто выражать свое мнение, увереннее чувствовать себя всем участникам, без опасения негативных последствий.

■ Родители получают возможность не только открыто задать свои вопросы и поделиться проблемами, но и осознать само наличие таких проблем. Зачастую, родители боятся сами себе признаться в том, что у них что-то идет не так, как хотелось бы или не обращают внимания на мелкие признаки. Придя из любопытства на заседания Клуба, многие находят ответы на свои еще до конца не оформившиеся вопросы.

■ Формат свободного общения, вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим прийти к разрешению своих сомнений.

■ Темы для обсуждения выбираются родителями, таким образом, в рамках Клуба реализуется социальный заказ.

Мероприятия в рамках детско-родительского Клуба «Развиваемся вместе» могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования. Количество участников Клуба определяется по запросам родителей с их согласия на основе собеседования и анкетирования. Мероприятия проводятся преимущественно в форме семинаров-практикумов, мастер-классов, круглых столов, бесед, совместных занятий, логопедических гостиных и др. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний Клуба позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

Список литературы

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками

речи». М.:ТЦ Сфера, 2009.

2. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: «Методическое пособие / Под ред.

Л.С. Вакуленко. СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М.: ГНОМ,

2009 (4 альбома).

4. Серия буклетов «Домашний логопед», 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.