духовных запросов ребенка-инвалида, а также корректируются сущность и ориентированность досуговых потребностей и занятий. В формировании среды досуга ведущее место занимает социально-культурная деятельность. Культурно-досуговая деятельность активизирует позитивные социально-психологические механизмы социализации личности путем свободной и неформальной деятельности. Она характеризуется высоким социализирующим потенциалом, так как в этой деятельности дети и подростки приобретают навыки социального взаимодействия в самых разных областях общественной деятельности.
Поэтому в культурно-досуговой деятельности, ориентированой на социализацию детей и подростков с ограниченными возможностями, лежат два исходные начала:
- отношения и контакты с окружающей средой и, сперва, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;
- культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность детей и подростков с ограниченными возможностями, на их социальную реабилитацию и статус в обществе.
Социокультурная деятельность может оказать существенное положительное воздействие на людей с ограниченными возможностями всех возрастных и социальных групп, но главное значение она имеет для детей и подростков.
Касательно этой категории ведущая задача социокультурной деятельности - приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям к здоровому образу жизни, гармоничное развитие в мире культуры и искусства. В основе подходов - идея свободной, гармонично-развитой личности, которая направлена на духовно-нравственные ценности и стремится к регулярному самоопределению, самосовершенствованию. Этот метод развития разных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, достижимость творческого самовыражения и объединения индивидуальностей в общность.
Выводы. Таким образом, программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования содействует социальной защищённости на всех фазах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.
Литература:
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов |Гекст| / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
2. Дрешер, Ю.Н. Проблемы здоровья населения и валеологические аспекты образовательной деятельности в социокультурной сфере [Текст] / Ю.Н. Дрешер // Библиотека и библиотекарь в современном мире: сб. ст. — Казань: Медицина, 1999 г.
3. Жарков, А.Д., Чижиков, В.М. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1998. - 338 с.
4. Зайцев, Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России [Текст] / Д.В. Зайцев — Саратов: Научная книга, 2003 г. — 314 с.
5. Иващенко, Г.М. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / Г.М. Иващенко, Б.Н. Ким. М., 1997 г. - 173 с.
6. Обухова К.А. Компоненты психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности в общеобразовательных организациях // Современные проблемы науки и образования. -2018. - № 3
Педагогика
УДК: - 373.2
учитель-логопед Озерова Екатерина Хайдаровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 33 комбинированного вида «Золотая рыбка» (г. Кстово); старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье обсуждаются и анализируются актуальные проблемы дошкольного образования детей с нарушениями речи. В ходе исследования представлены и рассмотрены современные методики реализации работы с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в условиях применения современных информационных технологий, а именно облачных технологий. В исследовании были проанализированы различные облачные технологии, а также процесс их применения в профессиональной деятельности современного педагога-логопеда. Даны выводы о необходимости использования облачных технологий, в условиях работы с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Ключевые слова: облачные технологии, вебинар, педагог-логопед, образовательная организация, дошкольное образование.
Annotation. This article discusses and analyzes the actual problems of preschool education of children with speech disorders. The study presents and considers modern methods of implementation of work with parents of preschool children with speech disorders, in the conditions of application of modern information technologies, namely cloud technologies. The study analyzed various cloud technologies, as well as the process of their application in the professional activity of a modern speech therapist. Conclusions about the need for the use of cloud technologies in working with parents of preschool children with speech disorders.
Keywords: cloud technologies, webinar, speech therapist, educational organization, preschool education.
Введение. Модернизация системы российского образования актуализирует проблемы дошкольного образовательного учреждения, семьи, социума. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями, так как повышение педагогической культуры родителей является основой совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Изложение основного материала статьи. Успех коррекционно-воспитательной деятельности педагога-логопеда в значительной степени зависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевой коррекции, в воспитании и обучении ребенка.
В понимании технологии работы логопеда с родителями, предполагается система взаимосвязанных форм, приемов и методов организации процесса взаимодействия логопеда и родителей, объединенных единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития. Исследования в области данной проблемы вели следующие ученые: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Каше Г.А., Нищева Н.В., Шашкина Г.Р., Самородова Л.Н., Овчинникова Е.В., Волкова Л.С., Волосовец Т.В., Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., Бачина О.В.
Основные задачи логопеда в работе с родителями это:
- установление партнерских отношений с семьей ребенка;
- объединение усилий педагогов и родителей с целью развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопонимания;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживание их уверенности в собственных возможностях;
- обучение родителей приемам логопедической работы;
- привлечение к принятию активного участия в коррекционном процессе.
Перед нами встала следующая задача - найти эффективные формы работы с родителями. Стоит отметить, что традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках, на сегодняшний день имеют объективные трудности. Это ограниченное количество времени у родителей для посещения родительских собраний, консультаций и индивидуального общения с педагогами, ознакомления с материалами, представленными на информационных стендах образовательной организации дошкольного образования. Поэтому, учитывая современный социальный заказ, обусловленный увеличением количества детей с различными речевыми нарушениями и введением требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги-логопеды стремятся осваивать и использовать новые технологии, способствующие повышению эффективности коррекционно-логопедического процесса.
В условиях усовершенствования компьютерных технологий, когда каждый владеет техническими средствами и может найти любую информацию, у педагога появляется возможность более обширного охвата родительской аудитории. В этой связи, одной из основополагающих тенденций педагогического образования остается информатизация. Информатизация, характеризуется как процесс, направленный на создание, развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, который является одним из основополагающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, преодолении кризисных ситуаций и стабилизации государственной экономики и развития системы образования [10].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из эффективных направлений, в условиях реализации тенденции информатизации и цифровизации образования являются облачные технологии. Облачные технологии являются альтернативой классической модели взаимодействия педагогов и родителей обучающихся.
Облачные технологии - это электронное хранилище данных в сети Интернет, которое позволяет хранить, редактировать, а также делиться интересными файлами и документами с нашими друзьями, родителями и коллегами. Они позволяют использовать для общения такие устройства, как ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и прочее.
Как и у любой технологии, облачные технологии имеют как свои определенные достоинства. Доступность - «облака» доступны всем и везде, где есть Интернет и с любого устройства, где есть браузер [26].
В настоящее время существует множество облачных сервисов, которые можно применять в образовательном процессе, в частности, для информирования, взаимодействия, а также педагогического просвещения родителей. К тому же, возможности облачных технологий нацелены на оптимизацию времени.
Средства данных технологий помогают педагогу разнообразить, увеличить эффективность формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с семьями воспитанников.
Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:
1. Оптимизация времени доступа родителей к информации.
2. В оперативном получении информации.
3. В возможности педагога продемонстрировать любые документы, фото, видео, аудиоматериалы.
4. В обеспечении диалога специалиста и родителей, а также индивидуального и группового подхода в работе с семьями.
Сегодня облачные технологии (cloud computing) - уже не некая инновация, знакомая только относительно узкому кругу специалистов, как было ещё совсем недавно. В настоящее время эти технологии в том или ином виде доступны каждому пользователю интернета, и находят всё более активное применение.
С помощью облачных технологий мы выстроили эффективную работу с родителями:
а) интерактивное общение через персональный сайт, электронную почту;
б) sms-рассылки для оперативного оповещения родителей (средствами Viber) создание группы в Viber -это осуществление диалога с родителями, оперативность информации, размещение полезных ссылок по обучению и воспитанию детей, фотоочеты и др.;
в) анкетирование родителей, например, через сервис Google Docs, который предоставляет педагогу-логопеду возможность организовать опрос (анкетирование) родителей с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе. Позволяющие выявить наиболее актуальные проблемы для
родителей, а так же организовать работу учителя-логопеда более эффективно, в соответствии с потребностями родителей;
г) благодаря облачным технологиям родители смогут посмотреть видеоотчет о проведенных мероприятиях, занятиях с детьми;
д) обмен информацией, проведение консультаций, семинаров, мастер-классов на вебинарах в клубе «Нескучный вечер»;
е) создание проекта «Семейная медиатека» (с презентациями игр по речевому развитию дошкольников, созданные родителями). Данный вид работы реализует принцип обратной связи - как важное условие в построении взаимодействия образовательной организации дошкольного образования и семьи. У родителей повышается мотивация к работе с ребенком в домашних условиях за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Обеспечивается распространение позитивного опыта семейного воспитания.
Наиболее интересной формой работы с родителями нам показался вебинар. Вебинар - новая интернет-технология, которая в данное время активно используется теми, кто ценит время и стремится к новым знаниям. Подразумевает активное участие слушателя: Вы можете задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, участвовать в голосованиях, решать задачи, использовать интерактивные режимы и пр. Именно, благодаря хорошей обратной связи в режиме онлайн и удобству организации, вебинары пользуются большим спросом в сети Интернет. Получившие последнее время большое распространение смартфоны (англ. smartphone - умный телефон - мобильный телефон, который дополнен функциональностью персонального компьютера и, имеющий выход в интернет) и планшетные компьютеры, различные типы мобильных устройств с сенсорным экраном, еще больше расширили возможности использования вебинаров в современной жизни. Интернет - конференций, вебинаров в последнее время проводится все больше разными компаниями с самыми разными целями.
С целью проведения вебинара мы выбрали платформу PRUFFME.COM, которая отвечает всем нашим требованиям. Платформа pruffme.com предназначена для проведения групповых виртуальных встреч, занятий, совещаний и т.п.
Основные возможности платформы pruffme.com:
- демонстрация слушателям видеоизображения с вебкамеры и звука с микрофона ведущего;
- демонстрация слушателям презентации (в платных тарифах предусмотрена стрелка-указатель);
- демонстрация слушателям видео- и аудиозаписей;
- возможность открыть чистую «доску для рисования», на которой делать рисунки и вводить текст;
- чат (обмен сообщениями во время вебинара);
- личные сообщения (обмен сообщениями с конкретным участником вебинара; остальные слушатели этих сообщений не видят);
- тестирование (ведущим до вебинара создаётся тест, слушатели участвуют в нём по команде ведущего во время вебинара);
- запись вебинара для возможности его пересмотра в другое время (в платных тарифах);
- ведущий может поделиться со слушателями своими материалами.
Нами было замечено, что наибольшую популярность набирали вебинары, проводимые в виде мастер-классов, семинаров, с использованием презентаций, способствующие активному восприятию информации. Родители отметили эту форму работы удобной, доступной и результативной. И в последующем хотели бы продолжить работать в этом режиме.
- Темы вебинаров определялись самими родителями:
- Артикуляционная гимнастика - это весело!
- Трудный звук - будь детям друг.
- Дыхательная гимнастика - польза для звуков и здоровья детей.
- Фонематический слух - основа письма без ошибок.
- Чистописание, или как сформировать красивый почерк.
- Непослушные буквы, или увлекательное чтение?
- Развитие связной речи - залог будущих сочинений.
- Грамотная речь - грамотное письмо.
Мы определили несколько секретов успешности проведения вебинара:
1. Выбор благоприятного дня и времени суток.
2. Выделение наиболее важной проблемы, касающейся вашей группы, и на этом вы строите разговор с родителями.
3. Правильность подключения к сети Интернет.
4. Возможное использование профайлов с именами родителей.
5. Четко контролировать время и оптимизировать его.
6. Начните разговор с изложения самой темы встречи, с ее основных этапов.
7. Обозначьте место вопросов в конце или по ходу собрания.
8. В ходе вебинара желательно использовать игры, мастер-классы и другие формы взаимодействия.
9. Важно использовать примеры из жизни группы детей, вспомнить забавные и трогательные истории.
Выводы. Таким образом, мы полагаем, что использование облачных технологий, в условиях работы с
родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи поможет активизировать участие взрослых в коррекционной работе; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопонимания; повысить удовлетворенность работой, улучшить эффективность деятельности в области речевого развития детей. В результате чего, сложится положительная динамика речевого и общего развития детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики в конце обучения.
Литература:
1. Ажищева Т.А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями / Т.А. Ажищева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 222-224.
2. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. - М.: Сфера, 2009. - 180 с.
3. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В., Соколова Д.А. Облачные технологии как средство взаимодействия логопеда с родителями, имеющими речевые нарушения // Современные исследования социальных проблем 2018 том 9 № 1
4. Блягоз А.Н. Профилактика речевых нарушений / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. - Майкоп, 2001. -С. 219 - 220.
5. Боровик М.И., Карасева Н.О. «Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком» // «Молодой ученый». - 2016. - № 18. - с. 122
6. Вайс М.Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе / М.Н. Вайс, Т.В. Пустякова // Логопед. - 2010. - № 3. - С. 25.
7. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. - М.: Просвещение, 1989. - 320 с.
8. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж, ЧП Лакоцетин С.С., 2007.
9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.
10. Груздева М.Л., Свинухова М.Ю., Использование информационных технологий для формирования профессиональной мобильности выпускников вузов / Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1(5). С. 219-223.
11. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. -М.: Педагогическое общество России, 2003. - 160 с.
12. Давидович Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?. - Москва, ГНОМ и Д, 2005.
13. Иванова Л.А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей / Л.А. Иванова // Magister Dixit. - 2012. - №1. - С. 29.
14. Карпенкова С.А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями / С.А. Карпенкова // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 77-80.
15. Кудрявцева И.И. Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ / И.И. Кудрявцева // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 111-115.
16. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003
17. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. -2008. - № 10. - С. 102-108.
18. Рогожина О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении / О.А. Рогожина // Логопед. - 2005. - № 2. - С. 46-52.
19. Саввиди М.И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы / М.И. Саввиди // Science Time. - 2015. - № 10 (22). - С. 314-317.
20. Семенова Т.Г. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями / Т.Г. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2008. - №3. - С. 62-66.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155
22. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ГНОМ и Д, 2007. - 238 с.
23. Чернецова А. В. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих задержку психического развития с целью повышения эффективности логопедической работы / А.В. Чернецова // Царскосельские чтения. - 2010. - № 14. - С. 196-199.
24. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. - Москва, Вако, 2008.
25. Шорина Е.П. Формы и технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.П. Шорина // Специальное образование. - 2014. - № 10. - С. 224-227.
26. Широкова Е. А. Облачные технологии [Гекст1 // Современные тенденции технических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 30-33. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/5/1123/ (дата обращения: 22.10.2018).
Педагогика
УДК: 378.147.88
кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации педагогической практики как системообразующего компонента профессиональной подготовки учителей начальных классов. Представлены виды педагогических практик и формы взаимодействия вуза и образовательных учреждений. Рассмотрены новые подходы в организации практик, обеспечивающую теоретическую и методическую подготовку будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель начальных классов, педагогическая практика. Annotation. This article discusses the features of the organization of pedagogical practice as a system-forming component of the professional training of primary school teachers. The types of pedagogical practices and forms of interaction between the university and educational institutions are presented. New approaches to the organization of practices that provide theoretical and methodological training for future primary school teachers are considered. Keywords: professional training, primary school teacher, pedagogical practice.