Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / обучающийся с ограниченными возможностями здоровья / психолого-педагогическое сопровождение / родители (законные представители) / специалисты психолого-педагогического сопровождения / психолого-медико-педагогические комиссии / inclusive education / students with disabilities / psychological and pedagogical support / parents (legal representatives) / specialists of psychological and pedagogical support / psychological / medical and pedagogical commissions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Анастасия Алексеевна

В статье рассмотрены ключевые вопросы и проблемы сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной среде. Исследуются вопросы оказания помощи в рамках деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (приведены статистические данные комиссии Оренбургской области за 2022 год). Определена роль психолого-педагогического консилиума в процессе сопровождения субъектов образовательной системы. Освещаются этапы и основные направления работы специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов и социальных педагогов) сопровождения семьи, методы работы на различных этапах сопровождения. Отдельный блок отводится действующей системе сопровождения родителей (законных представителей) на территории Оренбургской области, путем создания консультационных служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the key issues and problems of accompanying parents (legal representatives) of students with disabilities in the modern educational environment. The issues of providing assistance within the framework of the activities of psychological, medical and pedagogical commissions are investigated (statistical data of the commission of the Orenburg region for 2022 are given). The role of the psychological and pedagogical council in the process of supporting the subjects of the educational system is determined. The stages and main directions of work of specialists (teachers-defectologists, teachers-psychologists, teachers-speech therapists and social educators) of family support, methods of work at various stages of support are highlighted. A separate block is assigned to the current system of accompanying parents (legal representatives) on the territory of the Orenburg region, through the creation of consulting services.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Педагогика

УДК 37.048

директор Никитина Анастасия Алексеевна

Государственное бюджетное учреждение «Центральная психолого-медико-педагогическая Комиссия Оренбургской области» (г. Оренбург)

СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые вопросы и проблемы сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной среде. Исследуются вопросы оказания помощи в рамках деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (приведены статистические данные комиссии Оренбургской области за 2022 год). Определена роль психолого-педагогического консилиума в процессе сопровождения субъектов образовательной системы. Освещаются этапы и основные направления работы специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов и социальных педагогов) сопровождения семьи, методы работы на различных этапах сопровождения. Отдельный блок отводится действующей системе сопровождения родителей (законных представителей) на территории Оренбургской области, путем создания консультационных служб.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, родители (законные представители), специалисты психолого-педагогического сопровождения, психолого-медико-педагогические комиссии.

Annotation. The article discusses the key issues and problems of accompanying parents (legal representatives) of students with disabilities in the modern educational environment. The issues of providing assistance within the framework of the activities of psychological, medical and pedagogical commissions are investigated (statistical data of the commission of the Orenburg region for 2022 are given). The role of the psychological and pedagogical council in the process of supporting the subjects of the educational system is determined. The stages and main directions of work of specialists (teachers-defectologists, teachers-psychologists, teachers-speech therapists and social educators) of family support, methods of work at various stages of support are highlighted. A separate block is assigned to the current system of accompanying parents (legal representatives) on the territory of the Orenburg region, through the creation of consulting services.

Key words: inclusive education, students with disabilities, psychological and pedagogical support, parents (legal representatives), specialists of psychological and pedagogical support, psychological, medical and pedagogical commissions.

Введение. Развитие инклюзивного образовательного пространства требует от педагогического сообщества новых взглядов на профессиональные задачи и способы их решения. Процесс сопровождения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающийся с ОВЗ) является неотъемлемой частью системы инклюзивного образования. Но в настоящее время данному направлению отводится лишь малая часть, которая зачастую носит формализованный характер.

Многие исследования взаимодействия школы и семьи сосредоточены на точке зрения школы. Однако успешное взаимодействие играет важнейшую роль не только в образовании, воспитании, но и обеспечении психологического благополучия детей, их дальнейшей социализации и интеграции в общество и не может быть определено исключительно в одностороннем порядке.

Изложение основного материала статьи. Семья и школа являются двумя важными заинтересованными сторонами в обеспечении здорового развития и успехов в обучении детей и подростков. Поэтому отлаженное взаимодействие на уровне сотрудничества и партнерства между двумя субъектами образовательного инклюзивного процесса очень важно.

Взаимодействие, осуществляемое в рамках общения, сотрудничества и партнерства между педагогами и родителями предстает как система взаимосвязанных действий, направленных на разработку и реализацию единых подходов к обучению, воспитанию и развитию детей, основанная на распределении функций, в том числе руководства и управления, активном включении всех субъектов образовательного процесса на базе совместной деятельности, взаимной ответственности для достижения значимых результатов.

Сопровождение - это целенаправленная деятельность специалистов, направленная на всестороннюю помощь родителям (законным представителям) в решении проблемных вопросов, повышения качества жизни, а также предупреждение семейного неблагополучия.

Процесс сопровождения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве начинается с посещения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

Разные авторы предлагают разные модели взаимодействия педагогов и родителей в инклюзивном образовании, так как данная область является сложной и многогранной и требует индивидуального подхода к каждому ребенку с ОВЗ. В связи с этим, для достижения наилучших результатов в обучении и социализации детей с ОВЗ в инклюзивной среде, существует несколько моделей взаимодействия педагогов и родителей, которые могут быть применены в разных условиях.

При организации процесса обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями требуется специальные условия образования. Необходимость определения специальных образовательных условий определяют ПМПК.

Психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования, призваны обеспечивать: поддержку и сопровождение детско-родительских отношений; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, социальными педагогами, тьюторами) участников образовательных отношений; индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений и др., включая педагогов и родителей обучающихся.

Так в настоящее время на территории Оренбургской области функционируют 16 территориальных ПМПК и одна центральная ПМПК (ГБУ Центральная ПМПК).

Основным направлением деятельности ПМПК является проведение обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута [2, С. 3].

За 2022 года ПМПК Оренбургской области обследовано 14 954 обучающихся (9002 мальчика и 5952 девочки), из них 4147 человек отнесены к категории «ребенок-инвалид» (статистические данные отчетов деятельности ПМПК Оренбургской области).

В рамках деятельности ПМПК более 15 тыс. родителям (законным представителям) оказана консультационная помощь. На рис. 1 представлено количественное распределение обследованных лиц в ПМПК в разрезе возрастных этапов.

6000

4976

5000 4535

4198

4000 3000 2000

1000 624 495

126

о

от 0 до 3-х с 4-х до 7 с Й до 11 с 12 до 16 с 17 до 1Й с 1Й н старше

I Кол-во обследованных

Рисунок 1. Распределение детей, прошедших обследования в ПМПК Оренбургской области за 2022 год

Из рисунка 1 следует, что большое количество обследованных приходится на период дошкольного и школьного обучения. Это может быть связано с тем, что в данном возрасте наблюдаются сенситивные периоды, при которых происходят значительные скачки в развитии (или их отсутствие), что говорит тем самым о проблемах, которые имеются у детей. Стоит отметить, что в возрасте от 0 до 3-х лет наблюдается малое количество обращений в ПМПК. Это можно аргументировать с нескольких сторон:

1. У ребенка наблюдаются некритические изменения в развитии (Родители ждут, что ребенок вырастит, и ситуация изменится).

2. Родители категорически не видят и не замечают проблемы у ребенка.

3. Врачи формально осматривают на профилактических осмотрах (тем самым приводя к упущению проблемы).

Данные аргументы актуализирует роль создания комплекса мер по оказанию ранней помощи на всей территории

Российской Федерации.

Следующим важным этапом для обучающегося с ОВЗ является реализация специальных образовательных условий в образовательной организации (дошкольная, общеобразовательная, средняя профессиональная и организации высшего профессионального образования).

В образовательной организации создаются все необходимые условия для создания комфортной образовательной среды обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации осуществляется следующими специалистами: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги и тьюторы (при необходимости).

В систему сопровождения включены не только педагоги и родители обучающихся с ОВЗ, но представители целого ряд служб (работники образовательных отделов, социальных служб, информационных и консультационных центров, организаций дополнительного образования, культуры и пр.).

Для систематизации работы специалистов на базе образовательной организации функционирует психолого-педагогический консилиум (далее - консилиум). Основной целью консилиума является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации, обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения [3, С. 2].

Специалисты осуществляют свою работу в соответствии с основными направлениями деятельности. В работе применяются следующие направления:

- диагностическое. Диагностическое направление включает в себя проведение анализа с помощью методик с целью изучения какого-либо компонента детско-родительских отношений, взаимодействия между родителями и др. Данное направление является основополагающим для построения следующих направлений в работе. Применяемые методы: анализ документов, беседа, анкетирование, проективные методы;

- просветительское. Это деятельность, которая направлена на распространение знаний, формирование навыков и умений, повышение компетенций всех субъектов образовательного процесса. В рамках направления работы специалисты ориентируются на основные проблемы, которые возникают в процессе работы с родителями. Специалисты сопровождения родителей применяют следующие методы: размещение информации в социальных сетях, в группах Вконтакте (популярное направление), проведение тематических лекториев и другие просветительские мероприятия;

- профилактическое. Это направление, основной целью которого является предупреждение возникновений явлений дезадаптации, разработки рекомендаций для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития, обучающихся учитывающие индивидуальные особенности. Методы работы: диспуты, тренинги, игры и др.;

- коррекционное. Данное направление включает в себя проведение коррекционно-развивающих занятия (не только с обучающимися, но и с родителями). Цель данного направления также зависит от результатов диагностического этапа. В рамках направления используются следующие методы: упражнения, тренинги, различного рода терапии и технологии и др.;

- консультативное. Основной целью направления является выработка стратегии воспитания, обучения и развития ребенка с особыми образовательными потребностями, разработка совместных рекомендаций и др. Основным методом работы является беседа. Может проводится как в индивидуальной, так и групповой форме.

В рамках каждого направления специалистами разрабатывается план работы с обучающимися, с педагогами, а также с родителями (законными представителями).

Работа специалистов сопровождения с родителями (законными представителями) включает следующие этапы:

1. Знакомство (знакомство специалиста с родителями, сбор анамнеза).

2. Диагностика (на данном этапе специалисты проводят при необходимости диагностические методики, направленные на уточнение данных. Например, диагностика детско-родительских отношений).

3. Коррекционная работа (при необходимости). Ведется работа как с родителями, так и с обучающимися.

4. Просветительская и профилактическая работа. Строится в соответствии с планом работы специалистов, а также по запросам родителей.

В образовательных организациях, где отсутствуют специалисты психолого-педагогического сопровождения ситуация является усугубляющей. Так как сопровождения в данных организациях отсутствую не только родителей, но и детей, тем самым приводя процесс инклюзивного образования к безрезультативным показателям. Администрация образовательной организации «пытается» создать условия путем организации сетевого взаимодействия, но данный процесс приводит к отсутствию системы полноценного сопровождения субъектов образовательного процесса.

С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации внедрены федеральные образовательные программы (далее - ФОП) и федеральные адаптированные образовательные программы (далее - ФАОП).

Одной из задач программ является обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ [4, С. 213]. Также важная роль отводится родителям при построении всего коррекционно-развивающего маршрута, обучающегося с ОВЗ.

Рассмотрим основные проблемные вопросы с которыми родители сталкиваются в процессе сопровождения:

- «молодые» специалисты. Зачастую родители при знакомстве со специалистами обращают внимание на возраст и считают, что молодой значит не опытный. В данном случае необходимо довериться специалисту и прислушиваться к его рекомендациями. Если все-таки вопрос стоит о том, что данный специалист не подходит родителям, то тогда необходимо обратиться к другому специалисту;

- родители не используют и не применяют рекомендации, которые подготовили специалисты. Работа в образовательной организации должна носить комплексный и всесторонний характер, поэтому в обязательном порядке необходимо использовать рекомендации, тогда коррекционный процесс будет протекать с наибольшими результатами;

- в образовательной организации отсутствуют специалисты психолого-педагогического сопровождения, соответственно никакого сопровождения не осуществляется, что приводит к безрезультативности процесса сопровождения;

- безрезультативность процесса сопровождения. Зачастую данный процесс может продолжаться на протяжении всего периода обучения в образовательной организации. Родители зачастую хотят быстрого результата (чтобы мой ребенок заговорил, научился считать за неделю, выучить таблицу умножения за несколько дней). В данном случае необходимо специалистам четко ставить маленькие цели, в том числе для родителей;

- не принятие «диагноза» ребенка. Родители не хотят признавать то или иное нарушение ребенка, что влечет за собой отсутствие результатов в сопровождении детей.

Сопровождение родителей (законных представителей) может осуществляться как в образовательной организации, где обучается ребенок, так и за ее пределами. Так, например, в системе образования Оренбургской области выстроена система по оказанию консультационной, психолого-педагогической, методической и диагностической помощи родителям (законным представителям).

В 2023 году грантовую поддержку на реализацию данных услуг получили: «Родительский Университет ОГПУ» (ФГБОУ ВО ОГПУ), «Родители и дети: шаги навстречу» (МАОУ «Импульс-центр» г. Оренбурга), «Ступени приемного родительства» (AHO «Центр практической психологии» г. Орска). На постоянной основе осуществляет свою деятельность в данном направлении Консультационный центр «Мы вместе» на базе ГБУ Центральная ПМПК [1,С. 30].

В рамках своей деятельность специалисты данных организаций оказывают всестороннюю помощь родителям детей в возрасте от 0 до 18 лет по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей. Проводятся вебинары, осуществляются индивидуальные консультации, а также проводится работа в формате тренинговой работы. Специалисты, оказывающие помощь: консультанты служб, диспетчеры, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, медицинские специалисты и др. Данные службы позволяют восполнять дефицит специалистов в образовательной организации, но является исчерпывающей мерой в современном образовательном пространстве.

Таким образом, организация и реализация взаимодействия педагогов и родителей в инклюзивном образовании имеет большое значение для обеспечения эффективной учебной деятельности каждого ребенка, независимо от его возможностей, индивидуальных потребностей и способностей. Взаимодействие между педагогами и родителями может выстраиваться на основе процессуальной модели, которая в том числе может включать в себя помощь и открытую поддержку со стороны квалифицированных специалистов дополнительного сопровождения.

Выводы. Подводя итог стоит отметить, что система сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ в современном образовательном пространстве недостаточно развита, что требует в свою очередь систематизации построения психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса, дополнительных квалифицированных специалистов, а также развития системы ранней помощи.

Литература:

1. Никитина, A.A. Конструктивная модель взаимодействия педагогов и родителей в системе инклюзивного образования / A.A. Никитина, H.A. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - №3 (226). -С. 28-33.

2. Приказ Министерства образования и науки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

3. Распоряжение Министерства просвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.