Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ'

СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренные и талантливые дети / национальные системы образования / Европа / Соединенные штаты Америки / Германия / Великобритания / страны Азии / национальные стандарты / gifted and talented children / national education systems / Europe / United States of America / Germany / Great Britain / Asian countries / national standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Мельникова, О.А. Бокова

Авторами статьи проведен аналитический обзор образовательных систем работы с одаренными и талантливыми детьми из США, Германии, Великобритании, отдельных азиатских стран (Китая, Гонконга, Южной Корее, Японии, Тайваня, Сингапура), и выделена специфика, характерная для каждой страны, на основе безоценочного изложения фактов, доступных в реферативной базе данных Elsevier (коллекция журналов Freedom Collection). Лейтмотивом поддержки одаренных детей за рубежом является тот факт, что наличие национальных стандартов, специализированных программ и специальная подготовка учителей для одаренных учащихся помогут направлять и улучшать работу с талантливыми детьми. Показан общемировой тренд в развитии с различными культурными и национальными вариациями, реализующийся повсеместно: понимать различия в обучении и развитии одаренных учащихся, чтобы составить учебный план, инструкции, систему оценок, которые будут развивать таланты учащихся и их способности в полной мере. Педагогам необходимо понимать особенности когнитивного развития одаренных и талантливых учеников, знать о психологических, социальных и эмоциональных потребностях, которые нуждаются в поддержке их развития в школе, дома и в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT AND TRAINING OF GIFTED CHILDREN IN FOREIGN EDUCATIONAL SYSTEMS

The authors of the article carry out an analytical review of educational systems for working with gifted and talented children from the USA, Germany, Great Britain, individual Asian countries (China, Hong Kong, South Korea, Japan, Taiwan, Singapore) and highlight the specifics characteristic of each country on the basis of a non-judgmental presentation of facts available in the Elsevier abstract database (Freedom Collection magazine collection). The leitmotif of supporting gifted children abroad is the fact that the availability of national standards, specialized programs and special teacher training for gifted students will help guide and improve work with talented children. A global development trend is shown with various cultural and national variations being implemented everywhere: to understand the differences in learning and development of gifted students in order to draw up a curriculum, instructions, a grading system that will develop the talents of students and their abilities to the fullest. Educators need to understand the characteristics of the cognitive development of gifted and talented students, to be aware of the psychological, social and emotional needs that need support for their development at school, at home and in the community. The reported study is funded by RFBR according to the research project№ 19-413-220005.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ»

15. Каргаполова Е.В., Войков В.В., Давыдова Ю.А. Региональный школьный технопарк в национальном проекте «Образование». ЦИТИСЭ. 2020; № 2 (24): 14 - 26.

16. Мартьянова О.В., Шабалина В.Я. Региональные инновационные площадки как средство апробации и внедрения инновационных педагогических продуктов в систему образования. Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019; № 2: 159 - 165.

References

1. Kettler T. Modern Curriculum for Gifted and Advanced Academic Students Education. Chicago: Sourcebooks, Inc., 2015.

2. Simpson J., Glover Adams M. Understanding Gifted Adolescents: Accepting the Exceptional. Maryland: Lexington Books, 2015.

3. Suhova E.I., Karpova S.I. Razvitie detskoj odarennosti v otechestvennoj sisteme obrazovaniya. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018; T. 23, № 171: 30 - 42.

4. Popov A.A. Otkrytaya motivacionnaya model' odarennosti kak obrazovatel'naya strategiya nacional'noj bezopasnosti. Available at: http:// opencu.ru/uploads/files/doklad-popova-na-konferencii.pdf

5. Kandaurova A.V., Bojkova S.V., Lapteva N.Yu. Innovacionnye kompleksy v obrazovanii: iz opyta realizacii scenariya podgotovki pedagogov k vyyavleniyu i podderzhke odarennyh detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 102 - 105.

6. Arutyunova A.E., Lavrent'eva A.V. Formirovanie infrastruktury po vyyavleniyu kreativnogo potenciala lichnosti v otrasli obrazovatel'nyh uslug. Vestnik Akademii znanij. 2019; № 3 (32): 35 - 41.

7. Panfilov M.A., Panfilov A.N. Model' centra razvitiya tehnicheskoj odarennosti detej i podrostkov. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014; № 6-1: 96.

8. Shatunova O.V., Gazizova F.S. Detskij universitet kak nauchnyj centr po razvitiyu odarennosti detej sredstvami neformal'nogo obrazovaniya. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2017; № 6: 59.

9. Ibrasheva L.R. Sistema upravleniya razvitiem talantami estestvennonauchnoj odarennosti shkol'nikov regiona: opyt vzaimodejstviya s profil'nymi predpriyatiyami Upravlenie ustojchivym razvitiem. 2020; № 6 (31): 85 - 90.

10. Trusova N.P., Semenova E.P. Razvitie tvorcheskoj odarennosti detej: opyt vzaimodejstviya shkoly i roditelej uchenikov s pomosch'yu proektov centra distancionnogo obrazovaniya «'Ejdos ». Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2015; № 2: 24.

11. Vinokurova A.A. Innovacionnaya model' mediaobrazovatel'nogo centra razvitiya tvorcheskih sposobnostej detej. Innovacii v sovremennoj nauke: materialy II Mezhdunarodnogo osennego simpoziuma. Ekateringburg, 2013: 39 - 42.

12. Nikitina E.A. Regional'nyj centr dlya odarennyh detej kak infrastruktura podderzhki molodyh talantov. Azimutnauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2017; T. 6, № 1 (18): 131 - 134.

13. Sistema raboty s obuchayuschimisya s povyshennym urovnem intellektual'nogo razvitiya v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Sostaviteli I.A. Bobrova, O.V. Chursinova. Stavropol': SKIRO PK i PRO, 2012.

14. Zapalackaya V.S. Upravlenie razvitiem sistemy raboty s odarennymi det'mi v usloviyah regiona (na primere Moskovskoj oblasti). Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2017; № 1: 47 - 53.

15. Kargapolova E.V., Vojkov V.V., Davydova Yu.A. Regional'nyj shkol'nyj tehnopark v nacional'nom proekte «Obrazovanie ». CITIS'E. 2020; № 2 (24): 14 - 26.

16. Mart'yanova O.V., Shabalina V.Ya. Regional'nye innovacionnye ploschadki kak sredstvo aprobacii i vnedreniya innovacionnyh pedagogicheskih produktov v sistemu obrazovaniya. Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovacii. 2019; № 2: 159 - 165.

Статья поступила в редакцию 12.05.21

УДК 378

Melnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: jamelnikova@list.ru

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT AND TRAINING OF GIFTED CHILDREN IN FOREIGN EDUCATIONAL SYSTEMS. The authors of the article carry out an analytical review of educational systems for working with gifted and talented children from the USA, Germany, Great Britain, individual Asian countries (China, Hong Kong, South Korea, Japan, Taiwan, Singapore) and highlight the specifics characteristic of each country on the basis of a non-judgmental presentation of facts available in the Elsevier abstract database (Freedom Collection magazine collection). The leitmotif of supporting gifted children abroad is the fact that the availability of national standards, specialized programs and special teacher training for gifted students will help guide and improve work with talented children. A global development trend is shown with various cultural and national variations being implemented everywhere: to understand the differences in learning and development of gifted students in order to draw up a curriculum, instructions, a grading system that will develop the talents of students and their abilities to the fullest. Educators need to understand the characteristics of the cognitive development of gifted and talented students, to be aware of the psychological, social and emotional needs that need support for their development at school, at home and in the community.

The reported study is funded by RFBR according to the research project№ 19-413-220005.

Key words: gifted and talented children, national education systems, Europe, United States of America, Germany, Great Britain, Asian countries, national standards.

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: jamelnikova@list.ru

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: bokova_oa@altspu.ru

СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Авторами статьи проведен аналитический обзор образовательных систем работы с одаренными и талантливыми детьми из США, Германии, Великобритании, отдельных азиатских стран (Китая, Гонконга, Южной Корее, Японии, Тайваня, Сингапура), и выделена специфика, характерная для каждой страны, на основе безоценочного изложения фактов, доступных в реферативной базе данных Elsevier (коллекция журналов Freedom Collection). Лейтмотивом поддержки одаренных детей за рубежом является тот факт, что наличие национальных стандартов, специализированных программ и специальная подготовка учителей для одаренных учащихся помогут направлять и улучшать работу с талантливыми детьми. Показан общемировой тренд в развитии с различными культурными и национальными вариациями, реализующийся повсеместно: понимать различия в обучении и развитии одаренных учащихся, чтобы составить учебный план, инструкции, систему оценок, которые будут развивать таланты учащихся и их способности в полной мере. Педагогам необходимо понимать особенности когнитивного развития одаренных и талантливых учеников, знать о психологических, социальных и эмоциональных потребностях, которые нуждаются в поддержке их развития в школе, дома и в обществе.

Ключевые слова: одаренные и талантливые дети, национальные системы образования, Европа, Соединенные штаты Америки, Германия, Великобритания, страны Азии, национальные стандарты.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-413-220005

Актуальность систематизации знаний о системе образования одаренных детей в мире обусловлена современной тенденцией глобализации всего мирового сообщества. Происходит трансформация и модернизация всех общественных

процессов, в том числе и связанных с образованием. В связи с этим становится все более значимым исследование проблемы обучения одаренных детей и их интеграция в общую систему образования.

Национальные стандарты в образовании для одаренных и талантливых людей в Соединенных штатах Америки. Национальная ассоциация одаренных детей разработала национальные стандарты в области стандартизации оказания услуг и подготовки учителей, чтобы обеспечить высокое качество образования для примерно 3 - 5 миллионов одаренных и талантливых учащихся страны. Высшим приоритетом данного стандарта является обеспечение признания способных учеников и их последующее сопровождение посредством системной организации образовательного процесса. Все учителя должны уметь распознавать одаренного ученика, которому требуется более глубокое и сложное обучение или которому необходимо направление для дальнейшей оценки его способностей. Учителя специализированных программ для одаренных учащихся или те, кто координирует реализацию программ сопровождения талантливых учащихся, должны быть знакомы с теорией, исследованиями, планами учебных программ и образовательной практикой, необходимыми для развития и поддержания высококачественных возможностей обучения в классе для интенсивного обучения учащихся [1].

Общие меры поддержки и сопровождения образования одаренных учащихся в Германии. Прежде чем говорить об организации образовательного процесса в Германии, необходимо рассмотреть, каким образом система образования понимает феномен одаренности. Под способностями понимается потенциал человека к определенному виду достижений. Высокими являются те, что относятся к потенциальным способностям человека, ведущим к выдающимся достижениям, рассматривают механизм трансформации высоких способностей в высокие достижения с учетом личностных параметров одаренного ребенка, а также влияния окружающей среды на процесс обучения.

Модель обучения одаренных учащихся может быть реализована тремя разными способами: ускоренное обучение, углубленное обучение (обогащение) и смешение данных форматов.

Выбор модели обучения определяется психологическими характеристиками одаренного учащегося. Например, ускоренная форма обучения требует высокой скорости обработки, тогда как углубленное обучение - высокой производительности учебного труда. Однако эти форматы тесно взаимосвязаны, например потому, что формы ускорения могут создавать пространство для развития обогащения. Комбинации этих форм будут использоваться в классе из-за особых требований к обучению одаренных и талантливых детей. Поэтому такие комбинации часто называют индивидуальной траекторией обучения одаренных детей (БМБ^ 2009). Формат ускорения позволяют ребенку начинать и заканчивать выполнение учебного плана раньше, что в большинстве случаев влечет за собой сокращенное время обучения. С другой стороны, используя принцип обогащения, можно вносить дополнения и расширения к обычном учебному плану (т.е. параллельный учебный план) или углубиться в учебный план без сокращения общего времени обучения [2].

Общие меры поддержки и сопровождения образования одаренных учащихся в Великобритании. С начала двухтысячных годов работа с одарёнными детьми стала для Великобритании одной из приоритетных задач государственной образовательной политики. Современная английская модель направлена на создание всеобъемлющего общесистемного подхода к образованию одаренных детей. Проанализировав эмпирические данные об обучении одаренных детей в предыдущие годы, британские педагоги пришли к выводу о том, что обучение одаренных детей в отдельных классах или в школах-интернатах для талантливых учащихся будет экономически и психолого-педагогически нецелесообразным. В таких условиях одаренные дети плохо социализируются и, несмотря на то, что у них происходит развитие когнитивных навыков, они не интегрированы в общество, обладают низким уровнем социально-психологических показателей, коммуникативных навыков и т.д. Британская система образования сделала вывод о том, что обучение одарённых детей должно быть инклюзивным: то есть они должны обучаться в тех школах и классах, в которых обучались до того, как были признаны одарёнными. По мнению британских исследователей, одаренность - это динамическое взаимодействие между потенциалом, возможностями / поддержкой и личной мотивацией, поэтому английская модель обучения одаренных детей обозначается следующей формулой: потенциал + возможности и поддержка + мотивация = высокие достижения [3].

Анализируя опыт образования одарённых детей в других европейских странах, таких как Франция, Венгрия, Испания, Латвия, Литва, Швеция, можно прийти к выводу о том, что все они в той или иной мере придерживаются либо немецкой, либо великобританской системы образования одарённых детей. Во многих странах существует система тестирования одарённых детей, включающая в себя широко известные тесты Бине, Стэнфордский тест способностей и т.д. Во многих государствах существуют меры поддержки одарённых детей, такие как предметные олимпиады, которые могут быть финансированы как государством, так и частными лицами. В некоторых странах педагоги имеют специальную квалификацию для сопровождения одаренных детей. Например, в Швеции существует система подготовки педагогов для работы с одарёнными детьми на уровне бакалавриата и магистратуры [4].

Общие меры поддержки и сопровождения образования одаренных учащихся в Китае. Образование одаренных детей в Китайской народной республике начало зарождаться в 1978 г., когда были созданы экспериментальные классы как в детских садах, так и в школах. В университетах были открыты в 1984 г.

экспериментальные классы для одаренных школьников младшего и среднего звена в городе Тяньцзинь. В 90-е годы в Пекине был открыт первый экспериментальный детский сад для талантливых дошкольников. В Китае достаточно сложная система образования одарённых и талантливых детей, но при этом она достаточно сильно перекликается с европейской моделью и основана на тех же самых формах обучения - ускорение и обогащение. Китайские учащиеся могут воспользоваться дополнительными внеклассными программами, пропускать определённые классы, обучаясь по программам ускорения [5].

Общие меры поддержки и сопровождения образования одаренных учащихся в Тайване. Согласно Закону о специальном образовании Тайваня, одаренность означает наличие высокого потенциала или достижения в общих интеллектуальных способностях (академические способности (естественные науки, математика, социальные науки или языковые искусства), талант в искусстве (музыка, танцы илирисование), творческие способности, лидерство или другие особые таланты. Учащиеся, чьи способности на половину стандартных отклонений выше среднего или имеют рейтинг выше 93 процентилей, должны быть идентифицированы как одаренные и обеспечены специальными программами. От начальной до старшей средней школы одаренные ученики обычно помещаются в отдельные специальные классы или выбирают программы ресурсного обучения.

Соотношение учеников и учителей в каждом обычном классе составляет два учителя на один класс из 35 учеников, а в специальных классах для одаренных учеников - три учителя на один класс из 30 учеников. Помимо формального педагогического образования, учителя из специальных классов обязаны иметь специальное образование по работе с одаренными учащимися. Старшеклассники, одаренные в области естественных наук, могут поступать в университеты и посещать естественнонаучные программы во время выходных, летних или зимних каникул. В Тайване также реализуются формы обучения для одаренных учеников, такие как ускорение и обогащение.

Варианты ускорения. На основании Закона о специальном образовании на Тайване предусмотрено десять видов ускоренного обучения. Варианты ускорения включают в себя раннее поступление в первый класс; сжатие учебной программы; ускорение по одному или нескольким предметам; пропуск класса по одному или нескольким предметам; ускорение по всем предметам; пропуск классов по всем предметам; ранний выпускной; раннее поступление в неполную среднюю школу, старшую школу или колледж; выбор курса или курсов выше одного или более чем одного ранга; выбор курса или курсов выше одного или нескольких, чем один более ранний этап обучения. Обогащение учебной программы - это методика обучения, разработанная с целью составления соответствующей учебной программы, скорректированной для продвинутых учащихся. Обогащая учебную программу, учителя могут удалить уже известные материалы и предоставить время для деятельности более высокого интеллектуального уровня.

Общие меры поддержки и сопровождения образования одаренных учащихся в Гонконге. С 1997 года Гонконг пользуется статусом Особого административного района. Он сохраняет ответственность за многие внутренние коммерческие и культурные дела, в том числе денежно-кредитные и финансовые политики (статья 110 Основного закона) и полную ответственность за «... развитие и совершенствование образование ...» (статья 136 Основного закона). Центр образования для одаренных детей Хон Чу (FHCGEC) координирует усилия правительства в области образования для одаренных детей. Предоставляет возможности гран-товой поддержки для одаренных студентов, финансовой поддержки профессионального развития учителей и поддержки школ. Правительство разработало четырехкомпонентную модель образования одаренных детей, состоящую из национальной политики, пропаганды, психолого-педагогических исследований, разработки учебных программ педагогического образования и реализации их в школе. Модель подчеркивает, что активное и постоянное взаимодействие между этими четырьмя компонентами является важной составляющей успеха национальной инициативы в реализации образования одаренных учащихся. С точки зрения национальной политики потребности одаренных детей должны быть активной частью политической повестки дня.

Общие меры поддержки и сопровождения образования одаренных учащихся в Сингапуре. В Сингапуре при образовании одаренных детей придерживаются модели обогащения. Ученики помещаются в автономные специализированные классы в обычные школы. Дифференцированная программа реализуется на более высоком когнитивном уровне. Темы рассматриваются более подробно и широко. Большой упор делается на развитии творческих способностей, критического мышления, решении проблем и необычных навыков. Учащимся предлагается работать над проектами самостоятельно. Помимо развития интеллектуальных способностей учеников, не менее важной задачей программы является развитие у учеников социальной осведомленности и приверженности делу внесения вклада в общество. Это достигается посредством обогащенной учебной программы по гражданскому праву и нравственному воспитанию, в которой особое внимание уделяется самосознанию, социальной осведомленности и вовлеченности в жизнь общества.

Общие меры поддержки и сопровождения образования одаренных учащихся в Японии. Япония уникальна тем, что, несмотря на ее место среди передовых стран мира, одаренное образование официально не существует. Вместо этого для одаренных учеников имеются другие возможности, которые дают одаренному образованию «виртуальное» существование. После Второй мировой войны си-

стема образования в Японии была реформирована по принципу предоставления равных возможностей для всех детей и реализовала упрощенный однолинейный учебный план. 4-летняя школьная система была создана для начальной, средней, старшей и высшей школы соответственно. Одаренное образование до войны было отменено, а поступление рассматривалось исключительно по возрасту. На время эгалитаризма обсуждение одаренного образования стало табу. Учебники были стандартизированы в соответствии с национальным стандартом содержания учебной программы, которого должны были придерживаться все школы.

Учителя должны были преподавать предписанный диапазон содержания, и школьники должны были изучать одно и то же при помощи одинаковых методов преподавания. Не было положения об обучении одаренных людей. В 1990-е годы политика правительства изменилась в направлении индивидуализированного обучения в ответ на растущую критику «зубрежки» унифицированных знаний и методов обучения, сосредоточенных на запоминании. Различные методы преподавания и обучения, такие как гибкие небольшие учебные группы и командное обучение, были введены, чтобы облегчить изменение обучения. Занятия могут состоять из межучебных, экспериментальных учебных упражнений и упражнений по решению проблем. Учащиеся могут свободно изучать широкий круг тем, в том числе международные взаимоотношения, ИКТ, окружающую среду, местное благосостояние и здоровье. В последние годы термин «уважение к индивидуальности» часто цитируется в контексте реформы образования. Тем не менее по-прежнему трудно говорить об одаренном образовании в Японии. Концепция развития одаренности и талантов учащихся не рассматривается и открыто не обсуждается, потому что это может привести к критике продвижения элитаризма или меритократии.

Можно сказать, что как такого обучения для одаренных детей в Японии на уровне реализации государственной образовательной политики не существует. Поэтому большая часть исследований японских ученых по проблеме одаренности сосредоточены на исследованиях других стран, часто Китая или Кореи. При этом реализация образования для одаренных детей на практике происходит путем отбора в частные школы.

Общие меры поддержки и сопровождения образования одаренных учащихся в Южной Корее. Для одаренных детей в Корее характерен тщательный отбор очень небольшого числа учащихся 3 - 9 классов. Образование одаренных

Библиографический список

детей в Корее реализуется по модели обогащения. Реализуются различные образовательные программы, направленные на развитие творческих способностей к решению проблем. Существуют классы для одаренных детей, центры обучения, контролируемые офисами школьных округов или университетами, и средняя школа для одаренных детей. Программы обычно предоставляются после школы или в выходные дни, в период каникул. В Корее создана уникальная школа для одаренных детей, выполняющая функции детского университета.

Для отбора одаренных учащихся Национальный исследовательский центр одаренного образования (NRCGE) разрабатывает тесты на логическое мышление и творческое решение проблем. Тесты по математике и естественным наукам проходят каждый год. Их проводят одновременно по всей стране. Каждая провинция или мегаполис несут ответственность за организацию, оценку и использование результатов тестирования.

В каждом из них разработано около 85 различных тестов по естествознанию или математике, которые будут использоваться школьными округами для отбора учащихся - одаренных детей. NRCGE разработало более 150 различных учебных материалов для учителей в качестве справочника для обучения математике или естествознанию одаренных учащиеся 4 - 9 классов. Корейская академия наук разрабатывает собственные учебные материалы. В настоящее время корейская система образования ориентирована на разработку более строгой системы мониторинга образовательных программ для одаренных детей в различных школьных округах, включающую в себя как оценку квалификации педагогов, так и систему отбора одаренных детей. В дальнейшем планируется увеличить количество детей, участвующих в реализации программ подготовки одаренных учащихся, и распространить их не только на начальную школу, но и на средние классы.

Обобщая краткий экскурс в специфику сопровождения развития и обучения одаренных детей в зарубежных образовательных системах, следует отметить, что, несмотря на различные и подходы, прослеживается одинаковая с Россией тенденция - внимание государства к таким детям как ценному ресурсу для развития потенциала страны. Отдельно следует отметить, что в Российской Федерации существует достаточно большое количество форм работы с одаренными и талантливыми детьми, аутентичные именно специфике российского менталитета.

1. Gifted Education Strategies. Available at: https://www.nagc.org/resources-publications/resources/gifted-education-us

2. Fischer C., Müller K. Gifted Education and Talent Support in Germany. Center for Educational Policy Studies Journal. 2014; Vol. 4, № 3: 31 - 54.

3. Eyre D. The English model of gifted education. International handbook on giftedness. Quebe. 2009; № 1: 1045 - 1061.

4. Княгинина Н.В., Янбарисова Д.М. Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств. Образовательная политика. 2016; № 4 (74): 108 - 121.

5. Ibata-Arens K.C. Race to the Future: Innovations in Gifted and Enrichment Education in Asia, and Implications for the United States. Administrative sciences. 2012; № 2: 1 - 25.

References

1. Gifted Education Strategies. Available at: https://www.nagc.org/resources-publications/resources/gifted-education-us

2. Fischer C., Müller K. Gifted Education and Talent Support in Germany. Center for Educational Policy Studies Journal. 2014; Vol. 4, № 3: 31 - 54.

3. Eyre D. The English model of gifted education. International handbook on giftedness. Quebe. 2009; № 1: 1045 - 1061.

4. Knyaginina N.V., Yanbarisova D.M. Podderzhka talantlivoj molodezhi: opyt Rossii i zarubezhnyh gosudarstv. Obrazovatel'naya politika. 2016; № 4 (74): 108 - 121.

5. Ibata-Arens K.C. Race to the Future: Innovations in Gifted and Enrichment Education in Asia, and Implications for the United States. Administrative sciences. 2012; № 2: 1 - 25.

Статья поступила в редакцию 21.05.21

УДК 37:01

Bazarkulov S.O., PhD in Religious Studies, Senior Lecturer, Department of Religious Studies and General Education, Osh State University (Osh, Kyrgyz Republic), E-mail: sbazarkulov@mail.ru

THE ROLE OF THE HIDDEN CURRICULUM IN VALUES EDUCATÍON. The aim of the study is to determine the place and role of the hidden curriculum in teaching values. The article clarifies definition and features of the hidden curriculum in school education, describes behavior of teachers in the educational process, the role of the curriculum, which is not spelled out in school culture as a whole. Although the hidden curriculum is generally considered an unwritten rule, it has been largely ignored until now. Today, the hidden curriculum is relevant and in-depth research has begun. It is determined that the purpose of the hidden curriculum in education is the social development of students, the formation of values. The scientific novelty of the research lies in the analysis of the place and role of the hidden curriculum in teaching values. As a result, it is found that an hidden curriculum and an open formal curriculum in education can teach students the intended values only by working together towards a common goal.

Key words: curriculum, hidden curriculum, school culture, values, values education.

C.O. Базаркулов, д-р филос. по религиоведению, доц., Ошский государственный университет, г. Ош, E-mail: sbazarkulov@mail.ru

РОЛЬ СКРЫТОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБУЧЕНИИ ЦЕННОСТЯМ

Цель исследования - определить место и роль скрытой учебной программы в обучении ценностям. В статье уточняются определение и особенности скрытой учебной программы в школьном обучении, описывается поведение учителей в учебном процессе, роль учебной программы в формировании школьной культуре в целом. Было определено, что целью скрытой учебной программы в образовании является социальное развитие учащихся. Научная новизна исследования заключается в анализе места и роли скрытой учебной программы в обучении ценностям. В результате было обнаружено, что скрытая учебная программа и формальная учебная программа в образовании могут научить учащихся предполагаемым ценностям, только работая вместе для достижения общей цели.

Ключевые слова: учебная программа, скрытая учебная программа, школьная культура, ценности, обучение ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.