Научная статья на тему 'Управление процессом выявления и поддержки одарённых и талантливых детей в образовательной организации'

Управление процессом выявления и поддержки одарённых и талантливых детей в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТЛИВОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / GIFTEDNESS / TALENT / PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / INTELLECTUAL POTENTIAL / CREATIVE POTENTIAL / DEVELOPING ENVIRONMENT / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников М.В., Лапчинская И.В., Мантуленко С.А.

Введение. Актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнения, поскольку одаренные дети являются золотым фондом развития общества, интеллектуальным потенциалом культурного и экономического развития и процветания страны. Таким образом, основным требованием к системе образования является повышение качества человеческого ресурса, что требует реализации новых подходов в организации деятельности педагогов по отношению к талантливым и одаренным детям, обусловливает необходимость создания системы выявления и поддержки одаренных учащихся. Цель исследования разработать комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся в образовательной организации. Материалы и методы. Использованы методы теоретические: анализ научной литературы по проблеме одаренности; изучение и обобщение педагогического опыта по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности. Результаты. Разработаны и реализованы в образовательном процессе школы организационно-педагогические условия в системе управления образовательной организацией на основе личностно-ориентированных педагогических технологий. Проведена оценка влияния личностно-ориентированных педагогических технологий на эффективность управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в образовательной организации, обобщение и систематизация результатов исследования. Обсуждение. 1. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в образовательной организации на основе личностно-ориентированных технологий. 2. Разработаны методические положения реализации организационно-педагогических условий эффективного управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных детей на основе личностно-ориентированных технологий. Заключение. Исследование подтвердило, что реализация комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей на основе личностно-ориентированных образовательных технологий позволяет добиться положительной динамики в уровне инновационной активности педагогов, в степени внедрения инновационных форм и методов в образовательный процесс, в проявлении исследовательской активности учащихся. Основные положения: выявлено состояние проблемы поддержки и развития одаренных и талантливых детей на основе изучения психолого-педагогической литературы; раскрыты особенности организационно-педагогических условий реализации управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся в образовательном учреждении; обоснована продуктивность конкретных технологий, используемых в практике работы с детьми; проверена на практике результативность комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE PROCESS OF IDENTIFYING AND SUPPORTING GIFTED AND TALENTED CHILDREN IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction. The urgency of the problem under discussion is beyond doubt, since gifted children are the golden fund for the development of society, the intellectual potential of cultural and economic development and prosperity of the country. Thus, the main requirement for the education system is to improve the quality of the human resource, which requires the implementation of new approaches in organizing teachers' activities in relation to talented and gifted children, necessitates the creation of a system to identify and support gifted students. The aim of the paper is to develop a set of organizational and pedagogical conditions for effective management of the process of identifying and supporting talented and gifted students in an educational organization. Materials and methods. Theoretical methods are used-analysis of scientific literature on the problem of giftedness; the study and synthesis of pedagogical experience in identifying and supporting gifted and talented children; empirical-pedagogical experiment; observation, questioning, testing, analysis of products of activity. Results. Organizational and pedagogical conditions in the management system of an educational organization based on personality-oriented pedagogical technologies were developed and implemented in the educational process of the school. The assessment of the influence of personality-oriented pedagogical technologies on the effectiveness of managing the process of identifying and supporting gifted and talented children in educational organization, generalizing and systematizing the results of the research was carried out. Discussion. 1. A complex of organizational and pedagogical conditions has been identified, theoretically substantiated and experimentally verified, ensuring the effective functioning of the management system for identifying and supporting talented and gifted children in an educational organization based on personality-oriented technologies. 2. Developed methodological provisions for the implementation of organizational and pedagogical conditions for the effective management of the process of identifying and supporting talented and gifted children on the basis of student-centered technologies. Conclusion. The study confirmed that the implementation of a complex of organizational and pedagogical conditions for effective management of the process of identifying and supporting gifted and talented children based on personality-oriented educational technologies allows achieving positive dynamics in the level of innovative activity of teachers, in the degree of introduction of innovative forms and methods in the educational process student research activity. Highlights: The state of the problem of supporting and developing gifted and talented children was revealed based on the study of psychological and pedagogical literature; The features of the organizational and pedagogical conditions of the implementation of management of the system for identifying and supporting talented and gifted students in an educational institution are disclosed; The productivity of specific technologies used in the practice of working with children is substantiated; The performance of a complex of organizational and pedagogical conditions for the effective management of a system for identifying and supporting talented and gifted students based on student-centered technologies in an educational institution has been tested in practice.

Текст научной работы на тему «Управление процессом выявления и поддержки одарённых и талантливых детей в образовательной организации»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.76.56.009

УДК 37.015.323 ББК 74.202.4

М. В. Кожевников1, И. В. Лапчинская2, С. А. Мантуленко3

^RCID № 0000-0002-2412-5831 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: mihvasko@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-4572-9474 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов

профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: il-aya@mail.ru

3ORCID № 0000-0003-3829-8634 Учитель информатики КГУ «Средняя школа № 6», руководитель городского объединения учителей информатики, г. Лисаковск, Республика Казахстан.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

0

§ E-mail: kafedra-otido@mail.ru

1

ж

I

U

£ О

ж

S у

к ^

и;

со

о «

Аннотация

Введение. Актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнения, поскольку одаренные дети являются золотым фондом развития общества, интеллектуальным потенциалом культурного и экономическо-| го развития и процветания страны. Таким образом, основным требованием к системе образования является повышение качества человеческого ресурса, что требует реализации новых подходов в организации деятельности педагогов по отношению к талантливым и одаренным детям, обус-

ловливает необходимость создания системы выявления и поддержки одаренных учащихся.

Цель исследования — разработать комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся в образовательной организации.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические: анализ научной литературы по проблеме одаренности; изучение и обобще- и

л

ние педагогического опыта по выявлению и поддержке одаренных и р

о

талантливых детей; эмпирические: педагогический эксперимент, наблю- С

о

дение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности. I

Результаты. Разработаны и реализованы в образовательном про- №

р а

л

цессе школы организационно-педагогические условия в системе управле- и

I

ния образовательной организацией на основе личностно-ориентирован-ных педагогических технологий. Проведена оценка влияния личностно- Ц ориентированных педагогических технологий на эффективность управ- Ж

и

ления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в образовательной организации, обобщение и систематизация результа- | тов исследования. ы

I

Обсуждение. 1. Выделен, теоретически обоснован и эксперимен- и тально проверен комплекс организационно-педагогических условий, Н обеспечивающих эффективное функционирование системы управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в образовательной организации на основе личностно-ориентированных технологий. 2. Разработаны методические положения реализации организационно-педагогических условий эффективного управления процессом а выявления и поддержки талантливых и одаренных детей на основе лич-ностно-ориентированных технологий.

Заключение. Исследование подтвердило, что реализация комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей на основе личностно-ориентированных образовательных технологий позво-

ляет добиться положительной динамики в уровне инновационной активности педагогов, в степени внедрения инновационных форм и методов в образовательный процесс, в проявлении исследовательской активности учащихся.

Ключевые слова: одаренность, талантливость, личностно-ориен-тированные технологии, образовательный процесс, интеллектуальный потенциал, творческий потенциал, развивающая среда, организационно-педагогические условия, педагогическая поддержка одаренных детей.

Основные положения:

- выявлено состояние проблемы поддержки и развития одаренных и талантливых детей на основе изучения психолого-педагогической литературы;

- раскрыты особенности организационно-педагогических условий реализации управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся в образовательном учреждении;

- обоснована продуктивность конкретных технологий, используемых в практике работы с детьми;

- проверена на практике результативность комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе лич-

0 «

ж

ч

1 ностно-ориентированных технологий в образовательном учреждении.

I

и £

1 Введение (Introduction) действия раскрытию творческого и

Проблему выявления и поддерж- интеллектуального потенциала та-

| ки развития интеллектуального и лантливых и одаренных детей. Та-

творческого потенциала молодого ким образом, поддержка талантли-

oj поколения связывают с повышени- вых и одаренных детей требует ор-

fca

ем качества человеческого ресурса ганизации условий для их развития

| не только в Казахстане и России, в образовательном учреждении. Дан-

но и во всем мире. Под педагогичес- ное требование отражено в Законе

кой поддержкой понимается специ- «Об образовании» Республики Ка-

ально организованный процесс со- захстан, где акцентируется внимание

на создании развивающей среды для развития одаренности обучающихся [1].

Проблема одаренности в теории и практике на разных этапах решалась в педагогике, психологии, философии [2]. Исследователями рассмотрены вопросы:

- выявления и развития одаренности и творчества;

- поддержки и развития общих и специальных способностей одаренных детей.

В работах исследователей республики Казахстан (Р. Р. Бикбула-тов, М. Ж. Жадрина, У Б. Жексенба-ева, Т. И. Смаглий и др.) нашло отражение решение актуальной проблемы выявления и поддержки одаренных детей [1, 3, 4].

В вышеуказанных трудах разрабатывается система дидактических принципов, учебных программ и факультативов для решения задачи выявления и поддержки одаренных детей, подчеркивается значимость и необходимость организации специальной развивающей образовательной среды для развития интеллектуально потенциала одаренных учащихся.

Одаренные дети нуждаются в насыщенной развивающей среде, в которой целенаправленно разными средствами поддерживаются и могут реализоваться их социальная активность, инициатива, самостоятельность и свобода творческого самовыражения [5].

Как показывает практика, современная школа, как правило, имеет план работы с одаренными учащимися, в некоторых школах разработаны собственные концепции развития одаренных детей. Однако уровень реализации таких планов не вполне соответствует заявленным результатам обучения. Организация педагогической поддержки одаренных детей декларируется, но в реальности, как показывает практика, работа с одаренными детьми в массовой школе нередко представлена отдельными мероприятиями по заданным извне, предлагаемым «сверху» программам, акциям и проектам. При этом присутствует тенденция недостаточного внимания к данной проблеме со стороны преподавателей [6]. Анализ содержания образовательных программ показывает отсутствие целостного предс-

3

а §

л ж

№ 3

О

л о о О

ж

О д

д 3

ж О

д 3

Л:

ж ж о-№ ж

ж № О* № д л

л Ж(

№ О

8 О

№ а

ж О

Ж;

3

г

а ж

а к ж ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о к н е

туле

н

I

и

£ к с н и ч п

^

ttj Й5

в,

о к и н в е

«5

тавления вопросов выявления и поддержки одаренных детей в образовательном учреждении, недостаточно разработаны управленческие аспекты проблемы одаренности. Педагоги не в полной мере владеют методикой выявления талантливых детей и детей со скрытой и потенциальной одаренностью, поэтому не учитывают таких особенностей, как психоэмоциональная, познавательная, поведенческая [7]. Это и позволяет рассматривать тему нашего исследования как актуальную проблему.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Экспериментальной базой эмпирического исследования послужила «Средняя школа № 6 г. Лисаковск» (Р. Казахстан). Цель нашей опытно-экспериментальной работы — оценить на практике результативность комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий. Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Определение исходного уров-

ня деятельности школы;

2. Апробирование определенного комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий;

3. Изучение динамики эффективности управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий.

Основанием для определения эффективности проводимой работы является повышение уровня сфор-мированности опыта творческой деятельности учащихся в результате созданных организационно-педагогических условий в образовательном пространстве школы [8].

Опытно-экспериментальное исследование эффективности управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ори-ентированных технологий включало три этапа.

Первый этап опытно-экспериментальной работы (2016-2017 гг.) включал анализ, психолого-педаго-

гической и методической литературы по проблеме исследования, разработку научного аппарата, уточнение опытно-экспериментальной базы исследования. На данном этапе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ научной литературы; теоретический синтез; ретроспективный анализ; изучался передовой и массовый педагогический опыт,

На втором этапе (2016-2017 гг.) нами были разработаны и реализованы в образовательном процессе школы организационно-педагогические условия в системе управления образовательным учреждением на основе личностно-ориентирован-ных педагогических технологий. На данном этапе в исследовании использовались методы анкетирования, тестирования, методы сравнительной характеристики, оценки и самооценки, проведен констатирующий и формирующий эксперимент.

Третий этап (2017-2018 гг.) был посвящен оценке влияния личност-но-ориентированных педагогических технологий на эффективность управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в образовательном уч-

реждении, обобщению и систематизации результатов исследования, формулировке выводов, оформлению текста исследования.

3 Результаты (Results)

На основании анализа результатов опроса педагогов, имевших опыт работы с одаренными детьми, мы выявили, что критериями одаренности, используемыми и признаваемыми наиболее эффективными в педагогической практике, стали: уровень знаний, притязаний, мотивации, познавательной активности — на эти критерии указали 70 % педагогов; на результаты практической деятельности одаренных и талантливых детей как критерии отбора указали 25 % педагогов; выдающиеся когнитивные данные, креативность отметили 10 % педагогов. Также мы, основываясь, на мнении исследователей и на собственных выводах, полагаем возможным использовать критерий удовлетворенности деятельностью для определения качества управленческой детальности по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей [9].

Анализ школьной практики показал, что основными формами ра-

а §

л ж ж л

о -к

л о о о

ж

о д

д 3

ж о д 3

Л:

ж ж

о-

л ж

ж №

О*

л д

л S л Ж(

л о

8 о

№ а

ж о

Ж;

3

г а

ж

а

к ж

ж

0 «

ж

1

ж

I

и §

«

и ж

ж у

к ^

05 ^

50

О «

ж ж

50 50

05

боты с одаренными учащимися в общеобразовательной школе являются групповые занятия, факультативы, предметные кружки, конкурсы, участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам, интеллектуальные марафоны.

Мы разработали и провели индивидуальные занятия кружка «Учусь создавать проект», которые проводились по плану один раз в неделю. Всего 34 часа. Цель— формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Основанием для определения эффективности проводимой работы является овладение знаниями, умениями и навыками творческой деятельности учащимися в результате созданных организационно-педагогических условий в образовательном пространстве школы. Критерий развития образовательной среды основан на количественных показателях: количество детей, участвовавших в конкурсах, олимпиадах и исследовательских мероприятиях, за-

нимающихся в условиях образовательного учреждения в творческих объединениях; на статистических данных по организации системы поддержки одаренных и талантливых детей в школе, потребностях детей и родителей [10].

Реализация условий направлена на создание системы управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в условиях образовательного учреждения (массовой средней школы). Данными условиями стали:

1. Управление образовательным учреждением на основе достоверного измерения деятельности средствами психолого-педагогического мониторинга познавательных способностей учащихся направлено на решение задачи своевременного выявления проблем одаренных детей, возможности своевременного корректирования процесса поддержки и развития одаренности [7, 11].

2. Организация личностно-ори-ентированной развивающей образовательной среды на основе использования личностно-ориентиро-ванных образовательных технологий, направленных на обеспечение взаимодействия и личностное само-

развитие обучающихся.

3. Организация исследовательской деятельности путем включения всех субъектов образования в проектную деятельность направлена на формирование ценностного отношения, мотивированности одаренных школьников.

Сущность исследования заключалась в оценке результативности комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показывают, что произошла динамика в уровне инновационной активности педагогов; повысился уровень инновационной составляющей образовательных программ; степень внедрения инновационных форм и методов в деятельность коллектива школы; изменилось образовательное пространство, учащиеся удовлетворены организацией исследовательской деятельности (65%).

В целом результаты исследования подтвердили эффективность управления образовательным учреж-

дением на основе личностно-ори-ентированных образовательных технологий.

4 Обсуждение (Discussion)

В ходе нашего исследования мы выявили не только позитивные черты в деятельности современной школы, но и проблемные аспекты на пути решения проблемы обучения, воспитания и развития одаренных школьников. Современная школа всё ещё чувствительна лишь к детям, обладающим явной одаренностью. Это нередко приводит к тому, что их способности эксплуатируются в расчёте на быстрые результаты в работе без какой-либо перспективы целенаправленного развития учащихся. Потенциально одаренные школьники и дети с дисгармоничным типом развития одаренности остаются без внимания, а ведь при организации с ними соответствующей работы они могли бы проявить свои яркие и незаурядные способности [12].

Тем не менее, в условиях массовой средней школы именно на педагога ложится задача выявления одаренных и талантливых детей. И хотя мы в нашей работе также используем анкеты самооценки ода-

а §

л ж ж л

о -к

л о о о

ж

о д

д 3

« ж о д 3

ж ж

О-

Л ж

Ж №

О*

л д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л S л Kl

л о

8 о

№ а

ж о

к

3

г а

ж

а

к ж

ж

0 «

ж

1

Ж

I

U

£ «

SJ

ж

ж у

s ^

И5

Й5

50

О «

ж ж

50 50

£ И5

ренности для учащихся, но считаем, что проведение отбора педагогом является более достоверным.

Мы считаем, что одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является создание условий для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей, придание традиционным заданиям на уроках исследовательской или проектной формы. При этом личностно-ориентирован-ные образовательные технологии становятся наиболее эффективным средством управления процессом выявления и поддержки одаренных детей [13].

5 Заключение (Conclusion)

Под педагогической поддержкой одаренных детей мы понимаем специально организованный процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала талантливых и одаренных детей, что требует организации условий для их развития в образовательном учреждении. Образовательный процесс, построенный на основе технологий личностно-ориентированно-го обучения, предоставляет каждому ученику, опираясь на способности, склонности, интересы, ценност-

ные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Задача управления процессом поддержки одаренных и талантливых детей в школе заключается, на наш взгляд, в создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих поддержание и развитие исследовательской активности и исследовательских предпочтений ребенка: 1) управление образовательным учреждением на основе достоверного измерения деятельности; 2) организация личностно-ориентированной развивающей образовательной среды на основе использования личностно-ориентиро-ванных образовательных технологий; 3) организация исследовательской деятельности путем включения всех субъектов образования в проектную деятельность [14].

Апробация организационно-педагогических условий была реализована нами путем внедрения их в образовательный процесс «Средней школы N° 6 г. Лисаковск» (Р. Казахс тан). На основании анализа литературы мы отобрали статистические показатели, характеризующие кри-

терий развития образовательной среды в школе, причем анализу подвергались показатели текущего и прошедшего учебного года.

Нами выявлены следующие результаты проведенной опытно-экспериментальной работы:

- произошла динамика в уровне инновационной активности педагогов;

- повысился уровень инновационной составляющей образовательных программ;

- увеличилась степень внедрения инновационных форм и методов в деятельность педагогического коллектива;

- изменилось образовательное пространство школы, её учащиеся удовлетворены тем, как организуется исследовательская деятельность (65 %).

Исследование подтвердило, что реализация комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей на основе лич-ностно-ориентированных образовательных технологий позволяет добиться положительной динамики в процессе поддержания и развития исследовательской активности обучающихся.

Библиографический список

1. Жексенбаева У. Б. Теория и практика работы с одаренными детьми: монография. Алматы : Каз.НПУ им. Абая, 2004. 270 с.

2. Сергеева В. П. Социально-педагогическое сопровождение как научная и социальная проблема: научно-методический проект социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений : монография. М. : Перспектива, 2009. - 230 с.

3. Жадрина М. Ж. Дифференциация как условие осуществления вариативной образовательной подготовки одаренных детей // Дарын. 2000. № 3. С. 71-81.

4. Смаглий Т. И., Бикбулатов Р. Р. Психолого-педагогические основы развития интеллектуально одаренных школьников. Костанай : КГПИ, 2017. -174 с.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. - 365 с.

6. Андронов О. В., Беликов В. А., Кожевников М. В., Лапчинская И. В. Профессиональная устойчивость бакалавров физкультурного профиля как фактор эффективности профессиональной подготовки в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 10. № 4. С. 48-56. (Серия «Образование. Педагогические науки»).

3

а § л ж ж л 3 О

к л

с

с О

3 О

д д л 3

ж О д а 3

Л ж

ж

о-

№ ж

ж №

О*

д

л л Ж № О

8 О

№ а

ж О

Ж г а ж

а

к ж

ж

7. Дубровина И. В., Лубовский Д. В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. С. 25-33. DOI: 10.17759/pse

8. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. № 2. 2014. С. 143-153.

9. Кожевников М.В., Толмачева А.И. Особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе и специфика управления конфликтами // ЮжноУральский педагогический журнал. Магнитогорск. 2015. № 3. С. 112-118.

10. Карпова С. И. Педагогические подходы к обучению одаренных детей на современном этапе развития отечественного образования // Научное обозрение. 2012. № 3-4. С. 70-84. (Серия 2. «Гуманитарные науки»).

11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб. : Питер, 2002. - 272 с.

12. Беликов В. А., Кожевников М. В., Лапчинская И. В. Коррекция дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 9-21.

13. Пушкина Н. М., Ушатикова И. И. Развивающая среда как фактор актуализации личностного и интеллектуально-творческого потенциала одаренных школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 7. С. 113-122.

14. Рыженькова С. Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государст-

0 венного педагогического университета. 2012. № 4. С. 12-18. DOI: 10.15293/2226-3365

К

M. V. Kozhevnikov1, I. V. Lapchinskaia2, S. A.Mantulenko3

1 _

| 1ORCID No. 0000-0002-2412-5831

^ Academic Title of Professor, Doctor of philology,

Professor of the Department of training of teachers of vocational training and subject

methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

I

S

3

Chelyabinsk, Russia.

« i

« E-mail: mihvasko@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-4572-9474 Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Pedagogy),

Associate Professor of the Department of training of teachers of vocational training and subject methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, ^ Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: il-aya@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3ORCID No. 0000-0003-3829-8634 Informatics teacher at KSU "Secondary School No. 6", Head of the City Association of Informatics Teachers, Lisakovsk, Republic of Kazakhstan. E-mail: kafedra-otido@mail.ru

MANAGING THE PROCESS OF IDENTIFYING AND SUPPORTING GIFTED AND TALENTED CHILDREN

IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION S

<i

s' g

h

3

№ s s

f

Abstract

Introduction. The urgency of the problem under discussion is beyond doubt, since gifted children are the golden fund for the development of society, the intellectual potential of cultural and economic development and prosperity of the country. Thus, the S main requirement for the education system is to improve the qual- S ity of the human resource, which requires the implementation of new approaches in organizing teachers' activities in relation to talented and gifted children, necessitates the creation of a system to identify and support gifted students. g

The aim of the paper is to develop a set of organizational and pedagogical conditions for effective management of the process of identifying and supporting talented and gifted students in an educational organization.

Materials and methods. Theoretical methods are used-analysis of scientific literature on the problem of giftedness; the study and synthesis of pedagogical experience in identifying and sup- S porting gifted and talented children; empirical-pedagogical experiment; observation, questioning, testing, analysis of products of || activity.

Results. Organizational and pedagogical conditions in the management system of an educational organization based on personality-oriented pedagogical technologies were developed and implemented in the educational process of the school. The assessment

a g

a s d

P

P

o -

s

d a s

d £

s

o a

s

o' s

a O

n

s

Ñ' a

s o

s

of the influence of personality-oriented pedagogical technologies on the effectiveness of managing the process of identifying and supporting gifted and talented children in educational organization, generalizing and systematizing the results of the research was carried out.

Discussion. 1. A complex of organizational and pedagogical conditions has been identified, theoretically substantiated and experimentally verified, ensuring the effective functioning of the management system for identifying and supporting talented and gifted children in an educational organization based on personality-oriented technologies. 2. Developed methodological provisions for the implementation of organizational and pedagogical conditions for the effective management of the process of identifying and supporting talented and gifted children on the basis of student-centered technologies.

Conclusion. The study confirmed that the implementation of a complex of organizational and pedagogical conditions for effective management of the process of identifying and supporting gifted and talented children based on personality-oriented educa-| tional technologies allows achieving positive dynamics in the level of innovative activity of teachers, in the degree of introduction of ^ innovative forms and methods in the educational process student 00 research activity.

Keywords: giftedness, talent, personality-oriented technologies, educational process, intellectual potential, creative potential, developing environment, organizational and pedagogical conditions, pedagogical support of gifted children. Highlights:

| The state of the problem of supporting and developing gifted

^ and talented children was revealed based on the study of psycho-^ logical and pedagogical literature;

| ss

The features of the organizational and pedagogical conditions of the implementation of management of the system for identifying and supporting talented and gifted students in an educational institution are disclosed;

The productivity of specific technologies used in the practice of working with children is substantiated;

The performance of a complex of organizational and pedagogical conditions for the effective management of a system for identifying and supporting talented and gifted students based on student-centered technologies in an educational institution has been tested in practice.

References

1. Zheksenbaeva U.B. (2004) Teorija i praktika raboty s odarennymi det'mi: monografija [Theory and practice of work with gifted children: monograph]. Almaty, Ka-zanskiy natsional'nyy pedagogicheskiy universitet imeni Abaya. 270 p. (In Russian).

nauchnaja i social'naja problema: nauchno-metodicheskij proekt social'no-pedagog-

icheskogo soprovozhdenija kazhdogo uchashhegosja v dejatel'nosti klassnyh rukovodite- §

lej obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Social and pedagogical support as a scientific and social g

problem: scientific and methodological project of social and pedagogical support of each ^

student in the activities of class teachers of educational institutions]. Monografija. Mos- ^

cow, Perspektiva. 230 p. (In Russian). s?

3. Zhadrina M.Zh. (200) Differenciacija kak uslovie osushhestvlenija variativnoj §

s

obrazovatel'nojpodgotovki odarennyh detej [Differentiation as a condition of implemen- ^ tation of variable educational training of gifted children]. Daryn. 3, 71-81. (In Russian).

s

s

4. Smaglij T.I., Bikbulatov R.R. (2017) Psihologo-pedagogicheskie osnovy razvitija intellektual'no odarennyh shkol'nikov [Psychological and pedagogical bases of development of intellectually gifted schoolchildren]. Kostanay, Kostanayskiy gosudar- tt stvennyypedagogicheskiy institut. 174 p. (In Russian).

5. Jasvin, V.A. (2001) Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju [Educational environment: from modeling to design]. Moscow, Smysl. 365 p. (In Russian)

6. Andronov O.V., Belikov V.A., Kozhevnikov M.V., Lapchinskaja I.V. (2018) Professional'naja ustojchivost' bakalavrov fizkul'turnogoprofilja kakfaktor jeffektivnosti § professional'nojpodgotovki v vuze [Professional stability of bachelors of sports profile as

O

0 a

1 o' s a

O

s

s

a factor of efficiency of professional training at the University]. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 10, 4, 48-56. (Seriya "Obrazovaniye. Peda-gogicheskiye nauki"). (In Russian)

7. Dubrovina I.V., Lubovskij D.V. (2017) Razvitie psihologicheskoj kul'tury obuchajushhihsja v kontekste realizacii obrazovatel'nyh standartov [Development of psychological culture of students in the context of the implementation of educational standards]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 22, 6, C. 25-33. DOI: 10.17759/pse (In Russian).

8. Volodin A. A. (2014) Analiz soderzhanijaponjatija "organizacionno-pedagog-icheskie uslovija " [Analysis of the content of the concept "organizational and pedagogical conditions»]. Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki. 2, 143-153. (In Russian)

9. Kozhevnikov M.V., Tolmacheva A.I. (2015) Osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij vpedagogicheskom kollektive i specifika upravlenija konfliktami [Features of interpersonal relations in the teaching staff and the specifics of conflict management] . Magnitogorsk, Juzhno-Ural'skijpedagogicheskij zhurnal. 3, 112-118. (In Russian)

10. Karpova S.I. (2012) Pedagogicheskie podhody k obucheniju odarennyh detej na sovremennom jetape razvitija otechestvennogo obrazovanija [Pedagogical approaches to teaching gifted children at the present stage of development of national education]. Nauchnoye obozreniye. 3-4, 70-84. (Seriya 2. "Gumanitarnyye nauki"). (In Russian)

11. Holodnaja M.A. (2002) Psihologija intellekta: paradoksy issledovanija [Psychology of intelligence: paradoxes of research]. St. Petersburg, Piter. 272 p. (In Russian).

12. Belikov V.A., Kozhevnikov M.V., Lapchinskaja I.V. (2018) Korrekcija dis-grafii u uchashhihsja s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija v uslovijah integrirovannogo

§ obuchenija [Correction of dysgraphia in students with mental retardation in conditions of integrated education]. Vestnik Cheljabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo uni-^ versiteta. 5, 9-21. (In Russian).

à 13. Pushkina N.M. (2013) Razvivajushhaja sreda kak faktor aktualizacii lich-

S nostnogo i intellektual'no-tvorcheskogo potenciala odarennyh shkol'nikov [Developing

environment as a factor of actualization of personal, intellectual and creative potential of gifted students]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 7, 113-122. (In Russian).

14. Ryzhen'kova S.G. (2012) Odarennost'shkol'nika:pedagogicheskie ipsiholog-icheskie aspekty problemy [Gifted student: pedagogical and psychological aspects of the problem]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4, ^ 12-18. DOI: 10.15293/2226-3365 (In Russian).

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.