УДК 37.018.43 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-120-127
СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТУДЕНТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Т.Е. Веселкина1, О.Г. Румба1,2, С.В. Кононов1, С.А. Романченко1
^Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия
2Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия
Аннотация
Цель исследования состоит в выявлении эффективных решений в организации обучения физической культуре в дистанционном формате.
Методы и организация исследования. Основными методами исследования являются опрос в виде анкетирования, математико-статистическая обработка данных, общелогические методы теоретического исследования - анализ, обобщение, систематизация. Исследование проводилось в июне-декабре 2021 года в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). Всего опрошено 29 преподавателей физической культуры и 538 студентов 1-3-го курсов. Результаты исследования. В ходе сопоставления результатов анкетирования преподавателей физической культуры и студентов по проблеме реализации дистанционного обучения в период пандемии выявлены и ранжированы наиболее распространенные ответы в выборках. Это позволило уточнить наличие опыта дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса, способы такого взаимодействия и возможности его технического обеспечения; конкретизировать апробированные электронные ресурсы и выделить наиболее эффективные из них; раскрыть особенности организации учебного процесса, его положительные и отрицательные стороны; определить целесообразные варианты содержания физкультурных занятий в дистанционном режиме.
Заключение. В результате обобщения полученных данных сделан вывод о свершившемся факте внедрения дистанционного формата обучения в учебный процесс по физической культуре в вузе. Спрогнозировано дальнейшее развитие данного формата обучения, что обусловливает актуальность педагогических исследований, связанных с систематизацией накопленного опыта и разработкой структуры и содержания дистанционных технологий в обучении физической культуре.
Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, преподаватели физической культуры, студенты, взаимодействие участников образовательного процесса, виды учебных занятий, электронные ресурсы, Пандемия, обучение в условиях самоизоляции, анкетирование.
COMPARISON OF THE RESULTS OF THE SURVEY OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS AND STUDENTS ON THE PROBLEM OF IMPLEMENTING DISTANCE LEARNING DURING THE PANDEMIC
^Ye. Veselkina1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1145-5855; О.в. Rumba12, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9257-3986 S.V. Kononov1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8083-4424 S. A. Romanchenko\ e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3265-7456 1Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, St. Petersburg, Russia 2North-Eastern Federal University in Yakutsk named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia
Abstract
The purpose of the study is to find effective solutions for the organization of physical education classes in distance learning mode.
Methods and organization of research. The main research methods used include a survey in the form of a questionnaire, mathematical and statistical data processing, basic logical methods of theoretical research, namely
analysis, generalization, systematization. The study was conducted in the period of June-December 2021 at the Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (PGUPS). A total of 29 physical education teachers and 538 students ranging from the 1st to the 3rd year of education were interviewed. The results of the study. We compared the results of the survey of physical education teachers and students on the problem of implementing distance learning during the Pandemic, identified and ranked the most common responses in the samples. This allowed us to specify the experience of distance learning interaction between the participants in the educational process, possible ways of such interaction and various possibilities of its technical support. This also enabled us to scrutinize the tested electronic resources and choose the most effective ones, to reveal the specific features of the educational process organization, its positive and negative sides, to determine the appropriate options for the content of physical education classes in distance learning mode. Conclusion. The generalization of the obtained data allowed us to make a conclusion about the fait accompli of the introduction of the distance learning mode into the educational process of physical culture at the university. The further development of this learning mode is predicted, which determines the relevance of pedagogical research related to the systematization of the accumulated experience and the development of the structure and content of distance learning technologies in physical education.
Keywords: distance learning, physical education, physical education teachers, students, interaction of participants in the educational process, types of training sessions, electronic resources, Pandemic, training in self-isolation, questionnaires.
ВВЕДЕНИЕ
В 2020-21 гг. система образования в большинстве стран мира была подвергнута сложному испытанию, связанному с внезапным переходом на дистанционный формат обучения по причине Пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 [1, 7, 8]. К изменениям подобного масштаба не были готовы большинство учебных заведений ни с позиции материально-технического обеспечения, ни с позиции методического сопровождения, что авральным образом актуализировало создание новых разработок в сфере дистанционного обучения, которое в одночасье трансформировалось из вспомогательной в основную форму контактной работы. Новый опыт построения обучения в условиях самоизоляции формировался во многом стихийно, после чего наступила фаза его осмысления, упорядочивания, систематизации, регламентирования. Российские вузы официально вступили в активный период перестройки формата обучения 16 марта 2020 года, когда Минобрнауки РФ рекомендовало «организовать обучение студентов вне места нахождения вузов, в том числе обеспечить освоение ими образовательных программ с применением дистанционных технологий» [3, 4]. Наиболее сложно выполнение данных рекомендаций реализовывалось применительно к дисциплинам практического характера, что с особой очевидностью просматривается на примере медицинских, творческих, спортивных вузов. Следствием этого является актуальная для сегодняшнего дня тен-
денция осмысления опыта стихийного перехода к дистанционному обучению с акцентом на дифференциацию вариантов сопряжения форматов обучения в зависимости от направлений подготовки и специфики учебных дисциплин. В числе дисциплин практического характера, наиболее трудно адаптируемых под дистанционный формат обучения, особым образом выделяется физическая культура, квалифицирующаяся как обязательная дисциплина базового блока для всех направлений подготовки [5]. С одной стороны, она сугубо практическая, требующая довольно просторных помещений, инвентаря и неукоснительного контроля нагрузки со стороны педагога. С другой стороны, отказаться от нее в отношении лиц, и без того пребывавших в гиподинамическом режиме деятельности на фоне самоизоляции, означало бы еще большее усугубление ситуации [2, 3]. В связи с этим преподаватели физической культуры отечественных вузов находились в активном поиске эффективных средств и методов реализации дисциплины в условиях дистанционного обучения.
Сотрудники кафедры «Физическая культура» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (далее — ПГУПС) в 2020-22 гг. не только нарабатывали собственный опыт построения дистанционного обучения физической культуре, но, кроме того, с июня 2021 г. изучали и анализировали особенности его реализации как с позиции
преподавательского состава вузов других регионов России, так и с позиции студентов. Сопоставлению мнений преподавателей и студентов по вопросу дистанционного обучения физической культуре посвящена настоящая статья — уже четвертая в серии [2, 3, 6].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в июне-декабре 2021 года на базе ПГУПС. Предварительно были разработаны два варианта анкеты, направленной на выявление эффективных решений и проблемных зон в организации дистанционного обучения физической культуре. Один вариант анкеты был адресован преподавателям, второй — студентам. Большинство вопросов в обоих вариантах совпадало, однако некоторые касались конкретной группы респондентов. В анкетировании приняли участие преподаватели трех российских вузов (86 человек) и студенты 1-3-го курсов ПГУПС (538 человек). В настоящей статье будут представлены сопоставительные данные по опыту внутри ПГУПС, что включает анализ результатов анкетирования 29 преподавателей и 538 студентов. Согласно ответам на вопросы-фильтры, средний возраст преподавателей физической культуры в ПГУПС составляет 40-60 лет; средний опыт работы — более 15 лет; в штате кафедры 65,5% женщин и 34,5% мужчин. В числе опрошенных студентов 211 юношей, 327 девушек; из них 224 человека обучались на 1-м курсе, 178 человек — на 2-м, 136 человек — на 3-м. Таким образом, основными методами исследования являются опрос в виде анкетирования, мате-матико-статистическая обработка данных, а также общелогические методы теоретического исследования — анализ, обобщение, систематизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в результате анкетирования данные в систематизированном виде представлены в таблице, в ячейки которой внесены наиболее распространенные ответы в выборках преподавателей и студентов, расположенные в ранжированной последовательности. Согласно полученным данным, дистанционное обучение явилось новым опытом для всех преподавателей физической культуры ПГУПС (100%) и для большинства студентов (60%).
Отношение к самому факту внедрения дистанционных технологий в вузовское обучение у преподавателей и студентов противоположное: 38% преподавателей относятся к этому «скорее, отрицательно», более 70% студентов — в целом положительно (ответы «положительно» и «скорее, положительно»). Однако относиельно обучения именно физической культуре в дистанционном формате оценки выборок сближаются: более 70% преподавателей и более 47% студентов относятся к такому опыту в целом отрицательно, около 45% студентов — в целом положительно.
Обе группы респондентов указали на использование дистанционного обучения в период Пандемии во всех формах учебных занятий. При этом, по мнению преподавателей, наиболее подходящим дистанционный формат является для лекционных (79%) и самостоятельных (38%) занятий; по мнению студентов — для лекционных (84%).
Взаимодействие между преподавателями и студентами в условиях дистанционного обучения осуществлялось преимущественно с помощью электронной почты (90% преподавателей, 79% студентов), обучающей платформы вуза (79% преподавателей, 41% студентов), программы ZOOM (69% преподавателей, 37% студентов). По мнению преподавателей, все три варианта оказались равно эффективными (52-55%); по мнению студентов, самым эффективным вариантом взаимодействия стала электронная почта (80%). Особый интерес вызывают инициированные участниками образовательного процесса способы представления учебной информации в рамках дистанционного обучения физической культуре. Анкетирование показало большое количество творческих наработок в данном вопросе. При этом наиболее востребованными и доступными стали следующие: самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с инструкцией, подготовленной преподавателем (72% преподавателей, 39% студентов); подготовка и пересылка преподавателю рефератов на заданные темы (65,5% преподавателей); видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений и отсылка преподавателю в формате видеоролика (62% преподавателей, 36% студентов); выполнение физических упражнений под руководством преподавателя в онлайн-режиме (52% преподавателей);
Таблица - Результаты анкетирования преподавателей физической культуры и студентов по проблеме применения дистанционных технологий в обучении физической культуре в период Пандемии COVID-19
Table - Results of a survey of physical education teachers and students on the problem of implementing distance learning technologies in physical education during the COVID-19 Pandemic
Преподаватели физической культуры ПГУПС (n=29 чел.) Physical education teachers of PGUPS (n=29 people) Студенты 1-3-го курсов ПГУПС (n=538 чел.) Students of 1-3 years of education of PGUPS (n=538 people)
С началом пандемии (март 2020 года) явилась ли дистанционное обучение новым опытом для Вас?
Да, стало новым опытом - 100% Да, стало новым опытом - 60% Нет, не явилось - 30,9%
Ваше общее отношение к внедрению дистанционных технологий в обучение в вузе:
Скорее отрицательное - 38,0% Положительное - 35,5% Скорее положительное - 36,8%
Ваше отношение к внедрению дистанционных технологий в обучение физической культуре:
Отрицательное - 44,8% Скорее отрицательное - 27,6% Положительное - 24,7% Скорее отрицательное - 24,0% Отрицательное - 23,8% Скорее положительное - 20,1%
В каких формах учебных занятий по физической культуре применялись дистанционные технологии в Вашем вузе?
Практические занятия - 82,8% Лекционные занятия - 79,3% Самостоятельные занятия - 55,2% Контрольные занятия - 55,2% Лекционные занятия - 52,4% Практические занятия - 51,3% Самостоятельные занятия - 35,1%
На Ваш взгляд, в каких формах учебных занятий по физической культуре уместно использование дистанционных технологий обучения?
Лекционные занятия - 79,3% Самостоятельные занятия - 38,0% Лекционные занятия - 84,0%
В период дистанционного формата обучения физической культуре какими электронными ресурсами взаимодействия между преподавателями и студентами Вы пользовались?
Электронная почта - 89,7% Обучающая платформа вуза - 79,3% Zoom - 69,0% Электронная почта - 79,0% Обучающая платформа вуза - 40,7% Zoom - 37,4%
На Ваш взгляд, какие из электронных ресурсов дистанционного взаимодействия между преподавателями и студентами оказались наиболее удобными и эффективными?
Электронная почта - 55,2% Обучающая платформа вуза - 55,2% Zoom - 51,7% Электронная почта - 79,6% Zoom - 32,2% Обучающая платформа вуза - 28,6%
В период дистанционного обучения какие способы представления учебной информации применялись в рамках освоения материала физической культуры?
- Самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с инструкцией, подготовленной преподавателем - 72,4% - Подготовка и пересылка преподавателю рефератов на заданные темы - 65,5% - Видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений и отсылка преподавателю в формате видеоролика - 62,1% - Выполнение физических упражнений под руководством преподавателя в онлайн-режиме - 51,7% - Чтение лекции преподавателем в онлайн-режиме - 41,4% - Самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с материалом обучающих видеороликов, размещенных в открытых ресурсах - 41,4% - Контрольное тестирование в онлайн-режиме - 41,4% - Самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с инструкцией, подготовленной преподавателем - 39,0% - Просмотр по ссылке записанной преподавателем лекции - 36,1% - Видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений и отсылка преподавателю в формате видеоролика - 36,1% - Чтение лекции преподавателем в онлайн-режиме - 31,0% - Самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с материалом обучающих видеороликов, размещенных в открытых ресурсах - 30,1%
Насколько эффективным, по Вашему мнению, оказался дистанционный формат обучения физической культуре по сравнению с очным форматом?
Неэффективным - 55,2% Менее эффективным, чем очный формат - 44,8% Менее эффективным, чем очный формат - 44,8% Равно эффективным с очным форматом - 33,5%
Как повлияло дистанционное обучение физической культуре на мотивацию студентов к занятиям?
Снизилась мотивация к физкультурным занятиям - 58,6% - Мотивация к физкультурным занятиям не изменилась - 34,0% - Увеличилась мотивация к самостоятельным физкультурным занятиям - 25,5% - Увеличилась мотивация к вузовским физкультурным занятиям - 24,3% - Снизилась мотивация к физкультурным занятиям - 22,1%
Продолжение на следующей стр. ►
3 Начало на предыдущей стр.
Преподаватели физической культуры пгупс (n=29 чел.) Physical education teachers of pgups (n=29 people) Студенты 1-3-го курсов пгупс (n=538 чел.) Students of 1-3 years of education of pgups (n=538 people)
В чем, по Вашему мнению, заключаются положительные стороны дистанционного формата обучения физической культуре?
- Увеличение интереса к теоретическим знаниям по физической культуре - 41,4% - Экономия времени - 24,1% - Освоение новых форм обучения - 24,1% - Экономия времени - 74,2% - Больше свободы в планировании времени - 38,7% - Возможность индивидуально дозировать физическую нагрузку - 24,9%
В чем, по Вашему мнению, заключаются отрицательные стороны дистанционного формата обучения физической культуре?
- Недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны преподавателя - 86,2% - Недостаточность методических указаний со стороны преподавателя - 65,5% - Снижение качества занятий - 62,1% - Снижение тренировочного эффекта занятий - 58,6% - Отсутствие возможности заниматься предпочитаемыми видами физических упражнений - 44,8% - Технические трудности при обеспечении дистанционного взаимодействия - 44,8% - Снижение интереса к занятиям - 31,0% - Недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны преподавателя - 37,0% - Снижение качества занятий - 31,4% - Снижение тренировочного эффекта занятий - 27,7%
На Ваш взгляд, какие виды физических упражнений наиболее уместны для использования в дистанционном формате занятий?
Общеразвивающие упражнения - 75,9% Оздоровительные упражнения - 37,9% Упражнения на развитие гибкости - 37,9% Упражнения на развитие силы - 34,5% Общеразвивающие упражнения - 87,2% Упражнения на развитие гибкости - 35,5% Оздоровительные упражнения - 25,5% Упражнения на развитие силы - 22,3%
*Примечание: в таблице представлены наиболее распространенные в каждой выборке ответы респондентов на одинаковые вопросы анкеты
*Note: the table shows the most common responses of respondents to the same questions in each sample
чтение лекций преподавателем в режиме онлайн (41% преподавателей, 31% студентов); самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с материалом обучающих видеороликов, размещенных в открытых ресурсах (41% преподавателей, 30% студентов); контрольное тестирование в онлайн-режиме (41% преподавателей); просмотр по ссылке записанной преподавателем лекции (36% студентов). Субъективное мнение респондентов об общей эффективности дистанционного формата обучения физической культуре по сравнению с очным характеризуется его полным неприятием со стороны преподавательского состава (55% считают неэффективным, 45% — менее эффективным) и серьезными сомнениями со стороны студентов (45% считают менее эффективным, 34% — равно эффективным).
Относительно влияния дистанционного обучения на мотивацию студентов к физкультурным занятиям наблюдаются выраженные противоречия между выборками по данному вопросу. Так, 59% преподавателей считают, что мотивация снизилась, и с этим согласны 22% студентов. Однако 34% студентов считают, что мотивация не изменилась, а около 50% — что увеличилась, причем 26% из них отмечают увеличение мо-
тивации к самостоятельным физкультурным занятиям, 24% — к вузовским.
К числу положительных факторов дистанционного обучения физической культуре многие респонденты в обеих выборках отнесли экономию времени (24% преподавателей, 74% студентов). Помимо этого, преподаватели отметили повышение интереса студентов к теоретическим знаниям по физической культуре (41%) и освоение новых форм обучения (24%). Студенты выделили увеличение свободы в планировании времени (39%) и возможность индивидуального дозирования нагрузки (25%). В числе отрицательных факторов дистанционного обучения физической культуре в обеих выборках были указаны: недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны преподавателя (86% преподавателей, 37% студентов); снижение качества занятий (62% преподавателей, 31% студентов); снижение тренировочного эффекта занятий (59% преподавателей, 28% студентов). Помимо этого, преподаватели отметили следующие негативные факторы: недостаточность методических указаний со стороны преподавателя (65,5%); отсутствие возможности заниматься предпочитаемыми видами физических упражнений (45%); технические трудности при
обеспечении дистанционного взаимодействия (45%); снижение интереса к занятиям (31%). С практической точки зрения особый интерес представляет мнение респондентов о видах физических упражнений, наиболее целесообразных и эффективных с позиции их использования в дистанционном формате занятий. Важно отметить, что по данному вопросу мнение в выборках практически полностью совпало. Из предложенных в анкете 12 видов упражнений респонденты выбрали четыре основных: обще-развивающие упражнения (76% преподавателей, 87% студентов); оздоровительные (38% преподавателей, 26% студентов); на развитие гибкости (38% преподавателей, 36% студентов); на развитие силы (35% преподавателей, 22% студентов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение и сопоставление результатов анкетирования преподавателей физической культуры и студентов ПГУПС в целом свидетельствует об успешном решении проблемы стихийного перехода на дистанционный формат обучения физической культуре в период Пандемии COVID-19. При этом подобный опыт оказался неведанным ранее всему преподавательскому составу кафедры «Физическая культура», а также большинству студентов 1-3-го курсов. По результатам полутора лет дистанционного обучения в условиях самоизоляции преподаватели в целом более пессимистично оценивают данный подход в вузовском обучении по сравнению со студентами, большинство из которых воспринимают его позитивно. Однако применительно к обучению именно физической культуре мнения респондентов сближаются в плане отрицательного отношения к дистанционному освоению дисциплины. В обеих выборках подтвердился факт дистанционной реализации всех форм учебных занятий по физической культуре, предусмотренных регламентирующими документами. Из них самой подходящей для данных условий формой являются лекционные занятия. Взаимодействие между участниками образовательного процесса в удаленном режиме осуществлялось преимущественно посредством электронной почты, обучающей платформы вуза, программы ZOOM, каждая из которых положительно оценена респондентами. В период вынужденного дистанционного обучения физической культуре в ПГУПС апро-
бировано множество разнообразных способов представления учебной информации. Однако равно востребованными в обеих выборках стали следующие: самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с инструкцией, подготовленной преподавателем; видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений и отсылка преподавателю в формате видеоролика; чтение лекции преподавателем в онлайн-режиме; самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с материалом обучающих видеороликов, размещенных в открытых ресурсах. Наиболее уместными для занятий в удаленном режиме видами физических упражнений, по мнению респондентов, являются общеразвива-ющие и оздоровительные упражнения, а также упражнения на развитие гибкости и силы. В дистанционном формате обучения физической культуре можно выделить положительные и отрицательные аспекты. По обоюдному мнению преподавателей и студентов, основным положительным фактором является экономия времени; основными отрицательными — недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны преподавателя, а также снижение качества и тренировочного эффекта занятий. В целом, преподаватели расценивают дистанционное обучение физической культуре как малоэффективное и отмечают снижение мотивации у студентов к занятиям. Большинство студентов также считают дистанционный формат менее эффективным, хотя значительная часть выборки оценила его как равнозначный очному. Студентами примерно поровну поляризованы три мнения относительно влияния дистанционного обучения на мотивацию к физкультурным занятиям: не изменилась, увеличилась, снизилась.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о свершившемся факте внедрения дистанционного формата обучения в учебный процесс по физической культуре в вузе. При этом очевидно, что по целому ряду объективных причин данный формат обучения будет продолжать развиваться и это, в свою очередь, обусловливает актуальность педагогических исследований, связанных с систематизацией накопленного опыта и разработкой структуры и содержания дистанционных технологий в обучении физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болбат О.Б. Опыт перехода на дистанционное обучение в период Пандемии коронавируса / О.Б. Болбат, О.Ю. Хекало // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021. №2-1(53). С. 96-98. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-2-1-96-98
2. Веселкина Т.Е. Некоторые итоги применения дистанционных технологий в обучении студентов физической культуре в период Пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Мир образования - образование в мире, 2021. №4(84), С. 286-296. DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_286.
3. Веселкина Т.Е. Опыт построения дистанционного обучения физической культуре в вузе в период Пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Культура физическая и здоровье, 2022. №1(81), С. 65-73.
4. Российская газета от 15.03.2020 г. https:// rg.ru/2020/03/15/minobrnauki-rekomendovalo-vuzam-organizovat-distancionnoe-obuchenie.html (дата обращения: 24.12.2021)
5. Румба О.Г. Об особенностях дополнительных физкультурных занятий студентов в Республике Саха
REFERENCES
1. Bolbat O.B. Experience of transition to distance learning during the Coronavirus Pandemic / O.B. Bolbat, O.Y. Khekalo // International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2021. №2-1(53). С. 96-98. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-2-1-96-98.
2. Veselkina T.E. Some results of the use of distance technologies in teaching students physical culture during the Pandemic / T.E. Veselkina, O.G. Rumba, N.V. Kar-manova, S.V. Kononov // The world of education - education in the world, 2021. No.4(84), pp. 286-296. DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_286.
3. Veselkina T.E. The experience of organizing distance learning of physical culture at a university during a Pandemic / T.E. Veselkina, O.G. Rumba, N.V. Karmanova, S.V. Kononov // Physical culture and Health, 2022. No. 1(81), pp. 65-73.
4. Rossiyskaya Gazeta [Russian Newspaper] dated from 03/15/2020 https://rg.ru/2020/03/15/minobrnauki-rekomendovalo-vuzam-organizovat-distancionnoe-obuchenie.html (accessed: 12/24/2021)
5. Rumba O.G. On specificity of additional physical education classes for students in the Republic of Sakha (Ya-
(Якутия) / О.Г. Румба, Е.С. Борисов, Д.К. Гармаева, А.Н. Ким, Н.В. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022, вып. 12(214). С. 491-497. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.
6. Румба О.Г. Педагогический опыт организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме в период Пандемии / О.Г. Румба, Т.Е. Веселкина, А.Н. Ким, Е.Н. Копейкина, Е.С. Борисов // Наука и спорт: современные тенденции, 2022. Том 10 №2, С. 133-145. DOI: 10.36028/23088826-2022-10-2-133-145
7. Apriyanto R. Effectiveness Of Online Learning and Physical Activities Study In Physical Education During Pandemic Covid-19 / Rohmad Apriyanto, Sapto Adi // Kinestetik Jurnal Ilmiah Pendidikan Jasmani, 2021. №5(1). P. 64-70. DOI: 10.33369/jk.v5i1.14264
8. Nigmatulina lu.R. Correction of the training process in a Pandemic: implementation and prospects / lu.R. Nigmatulina, O.G. Rumba, A.A. Skorokhodov // Proceedings of the Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kindom, November 25, 2020). Part 1. P. 187-191. DOI 10.34660/ INF.2020.56.37.023.
kutia) / O.G. Rumba, E.S. Borisov, D.K. Garmayeva, A.N. Kim, N.V. Savvina // Uchenye zapiski universiteta im-eni P.F. Lesgafta, 2022, issue 12(214). pр.491-497. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.
6. Rumba O.G. Pedagogical experience of organizing physical culture and sports activities of students in distance learning mode during the Pandemic / O.G. Rumba, T.Ye. Veselkina, A.N. Mm, Ye.N. Kopeikina, Ye.S. Borisov // Science and sport: current trends, 2022. Vol. 10, №2, pp. 133-145. DOI: 10.36028/2308-8826-202210-2-133-145.
7. Apriyanto R. Effectiveness Of Online Learning and Physical Activities Study In Physical Education During Pandemic Covid-19 / Rohmad Apriyanto, Sapto Adi // Kinestetik Jurnal Ilmiah Pendidikan Jasmani, 2021. №5(1). pp. 64-70. DOI: 10.33369/jk.v5i1.14264
8. Nigmatulina Iu.R., Rumba O.G., Skorokhodov A.A. Correction of the training process in a Pandemic: implementation and prospects. Proceedings of the Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kindom, November 25, 2020). Part 1, pp. 187-191. DOI 10.34660/INF.2020.56.37.023.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Веселкина Татьяна Евгеньевна (Veselkina Tatiana Evgenievna) - кандидат педагогических наук; доцент кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1145-5855. Румба Ольга Геннадьевна (Rumba Olga Gennadievna) - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры» Института физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58; профессор кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9257-3986.
Кононов Сергей Владимирович (Kononov Sergey Vladimirovich) - кандидат педагогических наук; доцент кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8083-4424.
Романченко Светлана Алексеевна (Romanchenko Svetlana Alekseyevna) - кандидат педагогических наук; доцент кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3265-7456.
Поступила в редакцию 28 января 2023 г. Принята к публикации 16 февраля 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Веселкина, Т.Е. Сопоставление результатов анкетирования преподавателей физической культуры и студентов по проблеме реализации дистанционного обучения в период пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, С.В. Кононов, С.А. Романченко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 1 - С. 120-127. Э01: 10.36028/23088826-2023-11-1-120-127
FOR CITATION
VeseLkina I.E., Rumba O.G., Kononov S.V., Romanchenko S.A. Comparison of the results of a survey of physical education teachers and students on the problem of implementing distance Learning during the pandemic. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no.1, pp. 120-127 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1120-127