REFERENCES
1. Goryunova, L.V., Timchenko, A.V. and Shatravkina, A.V. (2020), Organization and features of postgraduate training for teaching, monograph, Southern Federal University Press, Rostov-on-Don, Taganrog.
2. Askerc, K. and Kocar, S. (2015), "Teaching and the pedagogical training of university teaching staff - practice and opinions under Slovenian higher education legislation", Education Inquiry, vol. 6, No. 2, June, pp. 159-175.
3. Gibbs, G. and Coffey, M. (2000), "Training to teach in higher education: a research agenda", Teacher Development, vol. 4, No. 1, pp. 31-44.
4. Henard, F. and Roseveare, D. (2012), Fostering quality teaching in higher education: policies and practices, an IMHE guide for higher education institutions, OECD Publishing, September, available at: https://www.oecd.org/education/imhe/QT%20policies%20and%20practices.pdf (Accessed 12.05.2022)
5. Lindblom-Ylanne, S. and Hamalainen, K. (2004), "The Bologna declaration as a tool to enhance learning and instruction at the University of Helsinki", International Journal for Academic Development, Vol. 9, No. 2, pp. 153-165.
6. Odalen, J., Brommesson, D., Erlingsson, G., Schaffer, J. and Fogelgren, M. (2019), "Teaching university teachers to become better teachers: the effects of pedagogical training courses at six Swedish universities", Higher Education Research & Development, Vol. 38, No. 2, pp. 339-353.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.05.2022
УДК 372.879.6
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Дарья Олеговна Данилевская, преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань; Алексей Сергеевич Земсков, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара; Лариса Петровна Маслова, кандидат социологических наук, доцент, Николай Владиславович Леонов, преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет,
Казань
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации процесса физического воспитания студентов посредством дистанционных технологий обучения в условиях самоизоляции, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Цель исследования - изучить особенности отношения преподавателей по физическому воспитанию в вузе к дистанционному обучению студентов и его возможностям в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура». Методика и организация исследования. Основу представленного исследования составили методы социологического опроса в форме анкетирования преподавателей кафедр физического воспитания, сравнительного анализа и обобщения данных. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенного исследования показывают, что преподаватели вузов неоднозначно относятся к дистанционному обучению, не всегда объективно оценивают его возможности и собственную готовность к его реализации в процессе физического воспитания студентов. Выводы. Полученные в исследовании данные указывают на необходимость формирования у преподавателей специальных цифровых компетенций, позволяющих решать актуальные учебные задачи в дистанционном режиме взаимодействия с участниками образовательного процесса. Интеграция возможностей дистанционных технологий в практику физического воспитания студентов позволит совершенствовать образовательный процесс и повысит его эффективность.
Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, физическое воспитание, высшее образование, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p108-113
RESEARCH OF THE TEACHERS' ATTITUDE TO DISTANCE LEARNING IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
Daria Olegovna Danilevskaya, the teacher, Kazan (Volga) Federal University, Kazan; Alexey Sergeevich Zemskov, the candidate of pedagogic sciences, docent, Samara State University of Social Sciences and Education, Samara; Larisa Petrovna Maslova, the candidate of sociological sciences, docent, Nikolay Vladislavovich Leonov, the teacher, Kazan (Volga) Federal University, Kazan
Abstract
This article deals with the problem of organizing the process of physical education of students through the distance learning technologies in conditions of self-isolation caused by COVID-19. The purpose of the study is to explore the features of the attitude of physical education teachers at the university to the distance learning and its capabilities in the process of teaching the discipline "Physical Culture". Methodology and organization of research. The methods of sociological survey in the form of the questionnaire of teachers of physical education departments, comparative analysis, and generalization of data formed the basis of the presented study. Results of the study and their discussion. The results show that the teachers at the university have ambiguous attitude to the distance learning, do not always objectively assess its capabilities and their own readiness for its realizations in the process of healthy education of students. Conclusions. The data obtained in the study indicate the need for teachers to develop the special digital competencies that allow them to solve the current educational tasks in the distance learning technologies with participants in the educational process. The integration of the possibilities of distance technologies into the practice of physical education allows students to improve the educational process and increase its effectiveness.
Keywords: distance learning, physical culture, physical education, higher education, students.
ВВЕДЕНИЕ
Распространение вирусной инфекции COVID-19 в России в 2020 году привело к принятию особого решения Правительства (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ 14 марта о новых правилах организации образовательной деятельности в российских вузах), в соответствии с которым руководителям высших учебных заведений было предписано организовать взаимодействие обучающихся и преподавателей опосредовано, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1]. В новых условиях организации образовательного процесса происходило не только преобразование взаимодействия педагога и студента, но и изменение формата учебного процесса в целом.
Организация занятий по дисциплине «Физическая культура» с применением дистанционных технологий обучения изменила восприятие процесса физического воспитания не только студентами [2], но и преподавателями и потребовала от них формирования новых компетенций. В новых условиях преподаватели столкнулись не только с техническими трудностями, но и с необходимостью пересмотра содержания некоторых разделов дисциплины, методов обучения и контроля результатов студентов [3]. Возникшие преобразования в условиях преподавания дисциплины «Физическая культура» не могли не оказать влияние на отношение преподавателей к происходящим изменениям и предъявляемым требованиям к организации процесса физического воспитания студентов.
ЦЕЛЬ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - изучить особенности отношения преподавателей по физическому воспитанию в вузе к дистанционному обучению студентов и его возможностям в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура».
Для достижения поставленной цели нами было проведено социологическое исследование в форме анкетирования, в котором приняли участие преподаватели факультета
физической культуры и спорта Самарского государственного социально-педагогического университета и преподаватели кафедры физического воспитания Казанского федерального университета. Разработанная нами анкета включала 10 вопросов. Преподавателям было предложено ответить на следующие вопросы:
1. На занятиях по физической культуре в вузе при дистанционном формате работы, по Вашему мнению, преподаватель может помочь студентам (по выбору из предлагаемых вариантов).
2. Считаете ли Вы, что на занятиях по физической культуре или при выполнении физических упражнений со стороны преподавателя необходим систематический контроль и оценивание деятельности студента? (свободный ответ).
3. В связи с введёнными ограничениями и переходом образовательных организаций на дистанционную форму обучения, укажите положительные изменения в организации учебного процесса по физической культуре в Вашем вузе (свободный ответ).
4. В условиях дистанционного обучения с целью поиска информации для организации занятий студентов по физической культуре укажите, какие Вы использовали информационные ресурсы (свободный ответ).
5. В условиях дистанционного обучения по физической культуре взаимодействие со студентом, по Вашему мнению, наиболее комфортно через (по выбору): а) платформу teams; б) текстовые сообщения в корпоративной почте; в) демонстрацию и контроль через видеозаписи упражнений.
6. В условиях дистанционного обучения при организации самостоятельных занятий физической культурой преподаватель может помочь студентам (свободный ответ).
7. Укажите трудности в организации занятий физической культурой для студентов в условиях дистанционного обучения (свободный ответ, не более 3-х).
8. Назовите условия, которые не позволяют полноценно организовывать самостоятельные занятия студентов по физической культуре (свободный ответ, не более 3-х).
9. Готовы ли вы полностью перейти на дистанционный формат занятий по физической культуре? (по выбору а) да; б) нет).
10. Оцените комфортность самостоятельных занятий физической культурой в условиях дистанционного обучения по 10-ти бальной шкале.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты поведенного нами анкетирования указывают на то, что педагоги в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура» не всегда готовы реализовывать технологии дистанционного обучения и рассматривают их как средство обучения для решения частных дидактических задач. Так, по мнению опрошенных, при дистанционном формате работы, преподаватель может помочь студентам подобрать и подсказать эффективные упражнения для личных целей студента (40,9% опрошенных); подсказать необходимую информацию по методике занятий (27,3% опрошенных); оказать психологическую поддержку и мотивировать на занятия физическими упражнениями (4,5% опрошенных). Следует отметить, что вариант ответа «возможность оказать помощь студенту при изучении техники упражнений и оценки результата обучения» был выбран малым количеством опрашиваемых преподавателей (27,3%). Мы можем предположить, что это связано с трудностями, возникающими в дистанционном формате взаимодействия студента и преподавателя, при непосредственном изучении отдельных элементов.
Интересным представляется мнение преподавателей о значении контроля успеваемости студентов на занятии в дистанционном формате. 86,4% считают, что и в условиях дистанционного обучения необходим регулярный контроль степени освоения программы по физическому воспитанию, указывая на то, что это дисциплинирует и мотивирует студентов. Среди положительных сторон организации процесса физического воспитания студентов в дистанционной форме преподаватели отмечают возможность показать раз-
нообразие видов физической активности с помощью интернет -ресурсов, что стимулирует студентов на выбор того или иного вида упражнений; возможность освоения преподавателями цифровых технологий обучения; снижение затрат времени на переезд к месту занятий; повышение требований к самоконтролю студентов в процессе освоения учебного материала.
Основные трудности преподавания дисциплины «Физическая культура», по мнению опрашиваемых, продиктованы недостаточным техническим оснащением учебного процесса, увеличением времени на подготовку учебного материала в цифровом формате, отсутствием возможности эффективного контроля деятельности студентов в процессе освоения новых двигательных действии; вероятностью получения травмы студентом при выполнении упражнений без страховки со стороны педагога, занятиях в домашних условиях.
Ряд опрашиваемых отметили, что дистанционное обучение, в целом, снижает ценность физического воспитания в жизни студента, может снижать мотивацию к занятиям и, как следствие, приводить к гиподинамии и ухудшению показателей здоровья.
Интересным является мнение преподавателей об информационных ресурсах, которые позволяют эффективно решать поставленные на занятии задачи. 13,6% опрошенных указали, что при подготовке и проведении занятий используют преимущественно личный опыт и знания, видеоресурсы сети интернет и ресурсы социальных сетей для решения образовательных задач применяют36,4% и 4,5% опрашиваемых соответственно. На методические пособия опираются 18,2% опрашиваемых, а также 27,3% используют в дистанционном формате работы специализированные информационные сайты.
14%
36%
5%
Рисунок 1
■ Личный опыт
1 Социальные сети (vk, telegram и т.д.
1 Специализированные информационные сайты
1 Методические пособия
■ Видеосайты (youtube, rutube и т.д.)
18%
Использование информационных ресурсов в условиях дистанционного обучения с целью поиска информации для организации занятий студентов по физической культуре
27%
При этом ресурсы электронных библиотек не указал ни один из опрашиваемых педагогов.
Наиболее комфортным способом взаимодействия со студентами в условиях дистанционного обучения 45,5% опрашиваемых педагогов указали работу в средствах виртуальной обучающей среды, позволяющей создавать и обмениваться видеоконтентом (например, демонстрация выполнения упражнений); в 40,9% случаев указывают возможность эффективного использования платформ для командной работы (Teams, Zoom, Skype и т. п.); в 9,1% - онлайн-сервисы для взаимодействия (ресурсы корпоративной электронной почты и социальных сетей, ЦОР).
При организации самостоятельных занятий физической культурой студентов в условиях дистанционного обучения среди вариантов методической помощи педагоги указали возможность онлайн-консультирования по вопросам методики проведения занятий, подбора упражнений для самостоятельных занятий; рассылки видеоконтента и других информационных материалов с рекомендациями по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями средствами корпоративной электронной почты
и социальных сетей.
Среди условий, которые не позволяют полноценно дистанционно организовывать самостоятельные занятия студентов по физической культуре, 72,7% преподавателей отмечают недостаточное техническое обеспечение дистанционного взаимодействия со стороны обучающихся; 68,2% также отметили отсутствие возможности эффективного контроля техники выполнения упражнения студентами; 54,5% опрошенных указали на ограниченные возможности мест проведения занятий у студентов;27,3% опрошенных указали на трудности в подборе видов упражнений и параметров физической нагрузки для самостоятельных занятий студентов, а также 50% подчеркнули трудности в показе и объяснении правильной техники упражнений.
Трудности в показе и объяснении техники упражнений Трудности в подборе физической нагрузки (количество повторений...
Трудности в подборе упражнений для дистанционного обучения
Ограниченность места для занятий
Отсутствие внешнего контроля техники упражнений Недостаток оборудования у студентов
72,7
10
20
30
40
50
60
70
80
Рисунок 2 - Условия, которые не позволяют полноценно организовывать самостоятельные занятия студентов
по физической культуре
Результаты изучения оценки комфортности занятий физической культурой в условиях дистанционного обучения по 10-ти бальной шкале показали, что большинство опрошенных преподавателей указывают 6 баллов. Максимальный и минимальный баллы не указал ни один из опрошенных.
25 22,7
20
15
10
0
18,2
4,5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
■ Оценка
Рисунок 3 - Комфортность самостоятельных занятий физической культурой в условиях дистанционного обуче-
Исключительно важной в проведенном анкетировании явилась самооценка готовности педагогов перехода на дистанционный формат занятий по физической культуре. Согласно полученным данным, 100% опрошенных преподавателей заявили, что не готовы полностью реализовывать процесс физического воспитания студентов в дистанционном формате.
ВЫВОДЫ
Обобщая полученные результаты можно сделать вывод о том, что преподаватели рассматривают дистанционный формат обучения по дисциплине «Физическая культура»
0
1 з е,
5
0
ния
только как способ решения частных методических задач, преимущественно теоретических. Ключевые проблемы реализации дистанционного обучения, по мнению участников исследования, продиктованы как техническими условиями организации образовательного процесса, так и ограниченными возможностями дистанционных технологий в решении практических учебных задач по физическому воспитанию, реализации эффективного контроля успеваемости студентов, организации коммуникации с участниками образовательного процесса для оказания непосредственного формирующего воздействия на личность студента. Кроме того, в режиме дистанционного обучения сложным представляется обеспечение безопасности при выполнении упражнений студентом в домашних условиях.
Принимая во внимание полученные результаты анкетирования можно утверждать, что реализация в вузе дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» предполагает разработку новых специфических форм и методов работы преподавателя, направленных на повышение интереса к занятиям, уровня двигательной активности и возможность контроля достижений студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : [сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ro=18515 (дата обращения 27.05.2022)
2. Земсков А.С. Исследование отношения студентов к организации занятий физической культурой в вузе в условиях дистанционного обучения / А.С. Земсков, Д.О. Данилевская // Физическая культура: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской научно - практической конференции (Самара, 30 ноября 2020г.). - Самара : Научно-технический центр», 2020.- C. 42-49.
3. Кузьменкова, Т. Л. Использование дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании / Т.Л. Кузьменкова, А.В. Демочкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 208-211.
4. Организация физкультурного образования в вузе в дистанционном формате в период пандемии коронавируса Covid-19 / И.Г. Калина, Н.П. Тагирова, Р.А. Айдаров, Н.А. Казакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 126-130.
REFERENCES
1. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (2020), "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and relevant additional professional programs in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection on the territory of the Russian Federation", Order of 14.03.2020 N 397, available at: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=18515 (accessed 27.05.2022).
2. Zemskov A.S. and Danilevskaia D.O. (2020), "Research of students' attitude to the organization of physical culture classes at the university in the conditions of distance learning", Physical culture: modern consideration, current problems and development prospects, Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, Samara, 2020, pp. 42-49.
3. Kuzmenkova T.L., Demochkin A.V. (2022), "Use of distance learning technologies in further vocational education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp 208-211.
4. Kalina I.G., Tagirova N.P., Aydarov R.A. and Kazakova N.A. (2021), "Organization of physical education at the university under the distance learning format during Covid-19 coronavirus pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp 126-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.05.2022