2017. - № 1(21). - С. 85-90.
REFERENCES
1. Batkhina, A.A. (2017), 'Strategies of behavior in intercultural conflict: a review of foreign studies', Social psychology and society, Vol. 8, No. 3, pp. 45-62.
2. Burlakov, S.V., Khlebnikov, A.S. (2020), "Conflict resistance of a teacher in a multicultural educational space", Bulletin of Science and Practice, Vol. 6, No. 11, pp. 390-395.
3. Leonov, N.I. (2019), "Organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of educational work in a sports school of martial arts, Bulletin of the Udmurt University", Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, Vol. 29, No. 1, pp. 87-93.
4. Nikolaeva, A.A. (2019), "Peculiarities of interethnic conflicts in an educational organization", Conflictology of the XXI century. Ways and means of strengthening peace. Materials of the Third St. Petersburg International Congress of Conflictologists, St. Petersburg, pp. 259-261.
5. Pisareva, L.A. (2016), "The Russian education system in the territory of the Republic of Korea: ways of international cooperation and exchange of experience", Russian language abroad, No. 3, pp. 106-111.
6. Savchenko, I.A. (2019), "The study of conflict on an ethnic basis in the educational process", Conflictology of the XXI century. Ways and means of strengthening peace: materials of the third St. Petersburg International Congress of Conflictologists. St. Petersburg, November 15-16, 2019, St. Petersburg, pp. 321-323.
7. Fetaliyeva, L.P. (2017), "Pedagogical work in elementary school on the formation of ethnic tolerance of students", Bulletin of the Social and Pedagogical Institute, No. 1 (21), pp. 85-90.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2022
УДК 378.018.43:796/799
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Виталий Александрович Ходкевич, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Хабаровск; Дарья Владимировна Ходкевич, руководитель физического воспитания, преподаватель, Хабаровский техникум железнодорожного транспорта, Хабаровск
Аннотация
В данной работе рассмотрены актуальные вопросы дистанционного обучения в процессе физического воспитания студенческой молодежи в условиях самоизоляции, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в стране и мире. Преподаватели практических дисциплин оказались вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся, что и определило цель данной работы. Представлены организационные и педагогические условия реализации дистанционного обучения в реальной образовательной практике профессиональной образовательной организации технической направленности. Внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс физического воспитания в дистанционном формате являлся основополагающей задачей, поставленной перед авторами данной работы. Переход на данный формат онлайн-обучения представляется оптимальной формой взаимодействия со студенческим контингентом, что позволяет сохранить темп освоения учебного материала, избежать возможного прерывания учебного процесса в целом. Авторами отмечается важность самостоятельной работы и самоконтроля студентов в условиях работы в дистанционном формате, проведён анализ «встраивания» дистанционного обучения в образовательный процесс с учётом актуализации воспитательной функции образования.
Ключевые слова: обучающийся, физическая культура, средства и методы физической культуры, дистанционное обучение, онлайн-платформы, профессиональная образовательная организа-
ция.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p456-459
DISTANCE LEARNING IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS Vitaliy Alexandrovich Khodkevich, the candidate of pedagogical sciences, docent, Far Eastern State University of Communications, Khabarovsk; Daria Vladimirovna Khodkevich, the head of physical education, teacher, Khabarovsk College of Railway Transport
Abstract
This paper reveals topical issues of distance learning in the process of physical education of student youth in conditions of self-isolation caused by the spread of coronavirus infection COVID-19 in the country and in the world. Practical discipline teachers had to organize the educational process with distance learning technologies based on various methods of delivering electronic content and available communication tools. All of these determined the purpose of this work. This article shows the organizational and pedagogical conditions for implementation of distance learning in the real educational practice at the professional educational organization with technical orientation. The introduction of innovative educational technologies in the educational process of physical education in online format was the fundamental task set for the authors. The transition to online learning format seems to be the best form of interaction with a student, it allows to maintain the pace of mastering the educational material, to avoid possible interruption of the educational process. The authors note the importance of independent work and self-control of students in the conditions of work in online format. The authors analize the "embedding" of distance learning in the educational process taking into account the actualization of the educational function of education.
Keywords: student, physical education, means and methods of physical education, network interaction, online platforms, professional educational organization.
Современный образовательный процесс направлен на установление взаимообогащающих взаимоотношений между его участниками, обеспечение адаптации обучающихся к современным социально-экономическим факторам, самореализацию и раскрытие творческого потенциала личности. Это, в свою очередь, требует разработки современных образовательных технологий, предполагающих широкое использование современных средств коммуникации для развития личности и ее профессионального становления, что является весьма актуальным на сегодняшний момент времени. Сегодня в центре внимания всех субъектов педагогического процесса должна находиться личность обучающегося. Раскрытие ее творческих и интеллектуальных возможностей на всех ступенях образования должно быть положено в основу современной образовательной политики [1]. Понятие «дистанционное образование» имеет множество определений, «которые можно найти на сайте Евразийской Ассоциации дистанционного Образования (ЕАДО) - http://www.eado.ru». Все они демонстрируют вариативность определений данного понятия. Дистанционное обучение должно обеспечивать получение студентом образовательных компетенций на уровне установленных государственных образовательных стандартов по учебным дисциплинам с проверкой качества усвоения. Основу образовательного процесса в условиях дистанционного обучения составляет интенсивная самостоятельная работа обучающихся. Для этого им предоставляется определенный набор средств обучения в среде дистанционного обучения [2].
Цель исследования заключалась в изучении эффективности применения экспериментальной методики дистанционного обучения в процессе физического воспитания обучающихся профессиональных образовательных организаций технической направленности. Основополагающей задачей данного исследования, являлась задача, оптимизация процесса дисциплин «Физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения.
Предполагалось, что применяемые, посредством IT-технологий, средства и методы физической культуры, позволят эффективно развивать физические качества обучающихся профессиональных образовательных организаций.
В данном исследовании приняли участие обучающиеся 1-4 курсов всех специальностей Хабаровского техникума железнодорожного транспорта.
В процессе данной работы применялись общепедагогические методы, эксперимента и метод строго регламентированного упражнения.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в России и мире в 2020г., сложившейся из-за COVID-19, потребовался переход образовательных организаций, в том числе профессиональных, на дистанционную форму обучения. Возникли трудности в планировании и реализации учебного процесса. Если теоретические дисциплины можно было распланировать и описать, раскрыв содержание лекций и семинарских занятий, то практические дисциплины требуют непосредственного физического присутствия обучающихся и преподавателя в спортивных залах и игровых площадках. Необходимо личное выполнение обучающимися физических упражнений по видам спорта, соблюдение определенной последовательности и устранение ошибок после замечаний преподавателя, направленных на их успешное овладение.
В преддверие перехода обучающихся на дистанционное обучение (октябрь 2020г.) сотрудниками ПЦК «Физическая культура и спорт» ХТЖТ было проведено несколько пробных занятий с использованием некоторых видео онлайн-платформ (Zoom, Skype, Discord). Однако периодически возникающие технические сложности, с которыми столкнулись педагоги в процессе дистанционного обучения: проблемы подсоединения студентов к онлайн-платформам, перебои в работе платформ из-за перегрузки систем и т. п. не позволяли должным образом контролировать ход занятия и выполнения обучающимися требований и норм. В связи с этим было принято решение перехода от прямого контроля обучающихся к опосредованному, т.е. контролю двигательной деятельности через мобильные фитнесс-приложения. Для этого все обучающиеся одной из групп каждого курса и специальности, установили мобильное приложение, фиксирующее пройденное расстояние и время его преодоления. Анализу подверглись по три занятия в каждой из исследуемых групп, определено количество шагов, выполненных каждым из занимающихся за время проведения занятия в очном формате. Учитывая, что учебные группы для занятий по дисциплине «Физическая культура» не разделены по гендерному признаку, были рассчитаны временные и пространственные параметры согласно половым различиям и возрастным группам (курсам обучения). Выявлено, что время активной фазы на занятиях составил в среднем 60±5мин во всех группах, тогда как объём двигательной активности в группах значительно отличался, как и по возрасту, так по половым признакам. В группах первого курса, в нашем случае, объём двигательной активности составил: мальчики - 4700 шагов, девочки - 4500 шагов; второго курса: мальчики - 5000 шагов, девочки - 4850 шагов. В группах третьего и четвёртого курсов у юношей и девушек показатели объёма двигательной активности оказались практически идентичны (юноши - 5500 и девушки - 5300 шагов). Таким образом, были получены опосредованные данные, в значительной мере характеризующие количественные показатели нагрузки, выполняемые обучающимися во время очного занятия с преподавателем, и, следовательно, по нашему мнению, выполняя этот же объём нагрузки за тот же временной отрезок времени, но самостоятельно, обучающийся получит тот же эффект педагогического воздействия.
С ноября 2020 года по февраль 2021 Хабаровский техникум железнодорожного транспорта работал в дистанционном формате, в это время и прошла апробация методики, изложенной выше. Но и здесь не обошлось без накладок и доработок. Для отметки о своём присутствии на занятии, обучающимися были созданы «группы» в бесплатном сервисе обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи (WhatsApp), в
которой присутствовал и преподаватель, координирующий контроль посещаемости. Только после отметки о своем присутствии, обучающийся приступал к выполнению своего объёма нагрузки (количества шагов), при этом учитывая время выполнения. Формой контроля занятий по дисциплине «Физическая культура» в дистанционном режиме являлся снимок экрана телефона (скриншот) рабочего стола фитнесс-приложения, в котором, при помощи GPS-трекера, отмечен путь перемещения, время выполнения задания и количество выполненных шагов занимающимся. По окончанию семестра и получению модульных зачетов по дисциплине «Физическая культура», обучающиеся приступили к очному формату обучения (февраль 2021г.).
Таким образом, полученные, в ходе исследования данные, позволяют констатировать, что при реализации учебных планов дисциплины «Физическая культура» в дистанционном формате, как преподавателям, так и обучающимся довольно сложно сориентироваться в организации новой формы учебного процесса, эффективность системы дистанционного обучения, по нашему мнению, не может быть реализована в полном объёме.
При организации, как дистанционного обучения, так и контроля, проявилась проблема различного уровня сформированности у обучающихся ответственного отношения к выполнению заданий по дисциплине «Физическая культура».
Возникает необходимость дополнительных исследований и разработок в области интеграции IT-технологий и образовательного процесса в целом, и преподавание дисциплины «Физическая культура» в дистанционном формате, в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шабанов А.Г. Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования :: дис. ... д-ра пед. наук / Шабанов Анатолий Георгиевич. - Барнаул, 2004. - 357 с.
2. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития: монография / А.Г. Шабанов. - Москва : Изд-во Современного гуманитарного университета, 2009. - 284 с.
REFERENCES
1. Shabanov A.G. (2004), Modeling the process of distance learning within the framework of continuous education, dissertation, Barnaul.
2. Shabanov A.G. (2009), Distance learning in the context of continuous education: problems and developmentprospects, monograph, Modern University for the Humanities, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2022
378.14.015.62
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИХ ИГР МЕЖПРЕДМЕТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сайдамин Шамаевич Цакаев, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва
Аннотация
В статье рассматриваются технологические основы организационно-обучающих игр (ОО), используемые для формирования и развития межпредметных связей (МПС) в обучении студентов вуза физической культуры. Условия проектирования организационно-обучающих игр: целостность имитации профессиональной сферы, направленность на самоорганизацию, проблемность обучения, методологическое обеспечение, психологическое обеспечение, а также принципы проектирования ООИ: моделирования и имитации сферы профессиональной деятельности, задачно-проблемной