Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадушина Виктория Александровна, Гарина Олеся Геннадьевна, Ерохина Наталья Александровна, Черевишник Наталия Николаевна

Современное общество развивается в условиях цифровой трансформации, которая направлена на организацию учебных занятий физической культурой и спортом в период пандемии. Высшие учебные заведения все чаще внедряют дистанционный формат бучения, при этом сохраняется традиционная модель образования. Авторами рассматриваются проблемы и перспективы перехода студентов и преподавателей на дистанционный формат обучения. Важную роль в этом процессе играют вопросы, связанные с нежеланием студентов заниматься в дистанционном режиме по причине низкой физической активности, которая приводит к гиподинамии. Для изучения противоречий следует выявить не только недостатки традиционной модели образования в современном мире, но и внедрить новые подходы в условиях цифровой трансформации, переосмыслить существующие исследования по данной проблеме. При поддержке президента РФ изданы распоряжения направленные на развитие цифровизации образовательного процесса. Одной из задач, поставленной перед каждым учебным заведением, является организация учебного процесса в дистанционном формате с использование инновационных технологий. Актуальность данной работы заключается в необходимости продвижения в области физической культуры и спорта цифровых технологий, как в дистанционном, так и в очном формате. Исследуется влияние дистанционного обучения на студентов отдельно взятого учебного заведения. Авторами предлагается использовать современные коммуникативные технологии в образовательном процессе, что позволит повысить эффективность занятий физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадушина Виктория Александровна, Гарина Олеся Геннадьевна, Ерохина Наталья Александровна, Черевишник Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATIONS IN THE ORGANIZATION OF EFFECTIVE PHYSICAL CULTURE ACTIVITIES IN A REMOTE FORMAT

Modern society is developing in the context of the digital transformation, which is aimed at the organization of physical education and sports during the pandemic. Higher education institutions are increasingly introducing distance education, while preserving the traditional model of education. Authors consider problems and prospects of transition of students and teachers to distance learning format. Issues related to students' reluctance to engage in distance practice because of low physical activity, which leads to hypodynamia, play an important role in this process. In order to investigate contradictions, it is necessary to expose not only the shortcomings of the traditional model of education in the modern world, but also to introduce new approaches in the context of digital transformation, to rethink existing research on this problem. With the support of the President of the Russian Federation, orders have been issued aimed at developing the digitalization of the educational process. One of the tasks assigned to each educational institution is the organization of the educational process in a distance format with using of innovative technologies. The relevance of this work is the need to promote digital technologies in the sphere of physical culture and sports, both in remote and face-to-face format. The influence of distance learning on students of a separate educational institution is studied. The authors propose to use modern communication technologies in the educational process, which will increase the effectiveness of physical training and sports.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 30-34.

2. Ekaterinushkina, A.V., Antonenko, Yu.S. (2019), "Integrative approach in educational design", Modern trends of fine, decorative applied arts and design, No. 1, pp. 50-55.

3. Mukhina, E.V. (2019), "Research of socio-professional expectations of undergraduates from educational activities in the process of master's training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 1 (167), pp. 218-221.

4. Mukhina, E.V. (2021), "Assessment by specialists of physical culture and sports of problems and prospects of branch master's training", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 39-41.

5. Shadrina, Yu.E., Snegireva T.G. (2019), "From the experience of integrating traditional and active teaching methods", Higher education today, No. 9, pp. 28-32.

Контактная информация: svetadrnk@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2022

УДК 378.172

ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

Виктория Александровна Кадушина, Олеся Геннадьевна Гарина, кандидат философских наук, доцент, Наталья Александровна Ерохина, кандидат социологических наук, доцент, Наталия Николаевна Черевишник, кандидат социологических наук, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратов

Аннотация

Современное общество развивается в условиях цифровой трансформации, которая направлена на организацию учебных занятий физической культурой и спортом в период пандемии. Высшие учебные заведения все чаще внедряют дистанционный формат бучения, при этом сохраняется традиционная модель образования. Авторами рассматриваются проблемы и перспективы перехода студентов и преподавателей на дистанционный формат обучения. Важную роль в этом процессе играют вопросы, связанные с нежеланием студентов заниматься в дистанционном режиме по причине низкой физической активности, которая приводит к гиподинамии. Для изучения противоречий следует выявить не только недостатки традиционной модели образования в современном мире, но и внедрить новые подходы в условиях цифровой трансформации, переосмыслить существующие исследования по данной проблеме. При поддержке президента РФ изданы распоряжения направленные на развитие цифровизации образовательного процесса. Одной из задач, поставленной перед каждым учебным заведением, является организация учебного процесса в дистанционном формате с использование инновационных технологий. Актуальность данной работы заключается в необходимости продвижения в области физической культуры и спорта цифровых технологий, как в дистанционном, так и в очном формате. Исследуется влияние дистанционного обучения на студентов отдельно взятого учебного заведения. Авторами предлагается использовать современные коммуникативные технологии в образовательном процессе, что позволит повысить эффективность занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: учебный процесс, образование, физическая культура, здоровье, дистанционный формат, образовательные платформы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p184-187

DIGITAL TRANSFORMATIONS IN THE ORGANIZATION OF EFFECTIVE PHYSICAL CULTURE ACTIVITIES IN A REMOTE FORMAT

Viktoiya Aleksandrovna Kadushina, the candidate of sociological sciences, docent, Olesya Gennadievna Garina, the candidate of philosophical sciences, docent, Nataliya Aleksandrovna Erokhina, the candidate of sociological sciences, docent, Nataliya Nikolaevna Cherevishnik,

the candidate of sociological sciences, docent, Y.A. Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov

Abstract

Modern society is developing in the context of the digital transformation, which is aimed at the organization of physical education and sports during the pandemic. Higher education institutions are increasingly introducing distance education, while preserving the traditional model of education. Authors consider problems and prospects of transition of students and teachers to distance learning format. Issues related to students' reluctance to engage in distance practice because of low physical activity, which leads to hy-podynamia, play an important role in this process. In order to investigate contradictions, it is necessary to expose not only the shortcomings of the traditional model of education in the modern world, but also to introduce new approaches in the context of digital transformation, to rethink existing research on this problem. With the support of the President of the Russian Federation, orders have been issued aimed at developing the digitalization of the educational process. One of the tasks assigned to each educational institution is the organization of the educational process in a distance format with using of innovative technologies. The relevance of this work is the need to promote digital technologies in the sphere of physical culture and sports, both in remote and face-to-face format. The influence of distance learning on students of a separate educational institution is studied. The authors propose to use modern communication technologies in the educational process, which will increase the effectiveness of physical training and sports.

Keywords: educational process, education, physical culture, health, distance format, educational platforms.

ВВЕДЕНИЕ

Широко распространенные последствия пандемии COVID-19, возникшей в 20192020 годах, резко увеличили неравенство в области здравоохранения, социального и экономического развития. Для более чем 900 миллионов учащихся по всему миру пандемия привела к ограниченному функционированию школ и ВУЗов. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой всемирное образование столкнулось со значительными трудностями в сфере обучения студентов через дистанционный формат. В высших учебных заведениях возникла острая необходимость в качественном и быстром переходе к цифровому образованию. Эта исключительная ситуация способствовала преподавателям, студентам в минимальные сроки адаптироваться к новому образовательному контексту -дистанционному обучению - и стала своеобразным «толчком» в развитии цифровой трансформации преподавания физической культуры в Вузе. Цифровая трансформация общества регулируется Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»; указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [1]. Актуальность нашего исследования заключается в необходимости внедрения в отрасль физической культуры и спорта цифровых технологий, изменяющих и формирующих новые и эффективные способы проведения занятий физической культурой, а также спортивных мероприятий, как в очном, так и в дистанционном формате обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

К основным возможностям использования в образовательном процессе информационных коммуникативных средств и технологий в рамках рабочей программы по физической культуре мы предлагаем использовать:

- технологии Internet of Things (IoT) - использование гаджетов в процессе обучения (планшетов, смартфонов, браслетов, часов) находят широкое применение в процессе организации онлайн обучения, поиска, сбора и передачи данных о функциональном состоянии занимающихся в процессе занятия;

- заполнения цифрового профиля студента, включающий сведения о виде спорта, разряда(если имеется), о номере УИН ГТО, о сдаче нормативов ГТО;

- технологии инфографики и визуализации учебных материалов осуществляются c помощью программных продуктов PowerPoint, Сanva (https://www.canva.com/), Visme (https://www.visme .co/);

- визуализация учебной информации различного характера (виртуальных и натуральных объектов изучения);

- коммуникация с обучающимися осуществляется в форматах вебинаров, он-лайн-лекций, онлайн-консультаций и видеоконференций, организации дистанционного обучения в случае необходимости c использованием ресурсов образовательной платформы ВigВluВutten (https://www.bbb.sstu.ru). Также для персональных траекторий обучения используются сервисы Zoom, Yandex, ВКонтакге (https://vk.com/);

- мгновенный доступ к учебным материалам, необходимым в рамках изучаемого

курса;

- архивное хранение значительных объемов текстовой и графической информации.

Несмотря на все усилия образовательных учреждений, преподавателей, направленные на то, чтобы все студенты были вовлечены в учебную деятельность, обеспечение непрерывности образования во время дистанционного формата, оставаясь на связи с педагогами с помощью видеоконференций, электронной почты и других цифровых инструментов, имеются проблемы для полноценного проведения занятий по физической культуре. Дистанционная учебная деятельность сокращает возможности молодежи быть физически активными, развивать физические качества, коммуникативные навыки в процессе спортивных игр для поддержания физической формы, состояния здоровья, что может негативно влиять не только на физическое, но и на психологическое состояние человека. Физическое воспитание требует наибольшего вмешательства для поддержания физической формы, но мнения экспертов, преподавателей разнятся о том, как качественно и эффективно осуществлять обучение в данный период. В данной статье мы приводим результаты исследования среди студентов 3 курса, проведенного на базе «Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина», об одобрении дистанционного обучения в качестве метода проведения занятий физической культурой, состояния их здоровья после данного формата, а также предложены способы организаций эффективных занятий. В опросе принимали участие студенты в количестве 180 человек, которым были предложены вопросы по предложенной тематике. Результаты опроса показали, что 60% не одобряют формат дистанционного обучения (по причине плохой усвояемости материала и сетевых неполадок цифровых площадок, в которых проводились занятия). Результаты по характеристикам здоровья показывают, что 80% опрошенных респондентов чувствуют недомогания (боль в шее, шум в ушах, головокружения, застой кровообращения в области шеи и поясницы). Данные симптомы относятся к нарушению осанки, что негативно сказывается на продуктивности обучающихся и дальнейшим проблемам всего организма. К формату видеоконференции 62% студентов относятся отрицательно, а 38 % - положительно. Кроме того, студенты отмечали, что их не удовлетворяют неполадки с информационно-образовательной средой и с площадкой для видеоконференций (в данном случае в СГТУ имени Гагарина Ю.А. используется платформа BigBlueButton). Для эффективного освоения теоретическим основам физической культуры студенты обучаются в наиболее популярной площадке по дистанционным образовательным технологиям LMSMoodle. Теорию и вариант практических занятий для самостоятельного выполнения с комплексом упражнений и дополнительным тестированием выкладывается в свободном доступе, как показал опрос 85% респондентов, на проведение занятие на данный платформе отреагировало положительно, 15% - отрицательно. Также возможно ведения «дневника самоконтроля», где обучающийся записывает свои

характеристики здоровья в начале и в конце занятия, что позволяет следить за динамикой. Используют дневники - 5% респондентов, 95% - не используют совсем. На вопрос об использование при наличии у студентов умных часов и приложений с характеристиками здоровья, результатов, измерений параметров самочувствия 98% респондентов положительно отнеслись к использованию гаджетов, а 2 % - отрицательно.

ВЫВОДЫ

Исходя из результатов опроса, требуется учитывать влияние нескольких факторов - оснащение материально-технической базой и необходимыми знаниями к ней; выбор методов обучения, которые способствуют значительному улучшению закрепления навыков у обучающихся; методы сохранения и поддержания здоровья студентов, учитывая к какой группе они относятся к специальной медицинской группе или группе лечебной физической культуры. Результаты показывают плохую динамику использования дневника. К примеру, обучающиеся могут записывать ложные характеристики здоровья, подгонять их по субъективным ощущениям, не измеряя пульс. Эта ситуация несёт достаточно значимые погрешности для качественного и эффективного обучения дисциплинам физической культурой как в очном , так и дистанционном формате проведения занятий. Особенно такое отношение к образовательному процессу недопустимо для спецгрупп и групп лечебной физической культуры, для которых отслеживания характеристик здоровья - одни из важнейших методов сохранения стабильного состояния самочувствия. Таким образом, современная реальность определяет цели и задачи модернизации образовательного процесса и педагогического коллектива - грамотно организовать занятия во время любой формы обучения, используя информационные технологии и цифровые инструменты для наиболее эффективного обучения, хотя мы понимаем все недостатки дистанционного образования по программе «Физическая культура и спорт», где в первую очередь должны решаться задачи совершенствовать отдельные системы организма с помощью различных физических упражнений, формировать двигательные умения и навыки, физические качества для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования : постановление Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/#review (дата обращения: 11.03.2022).

2. Аладинская И.А. Преподавание физической культуры в условиях дистанционного обучения / И.А. Аладинская // Актуальные исследования. - 2020. - №16 (19). - С. 73-76.

3. Головяшкина М.А. Педагогический потенциал гаджетов в образовательной среде университета / М.А. Головяшкина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 1 (9). - С. 33-36.

REFERENCES

1. Government of the Russian Federation (2021), "On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education", Decree No. 3759-r of the of December 21, 2021, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/#review (date acces: 11.03.2022).

2. Aladinskaya, I.A. (2020). "Teaching physical education in the conditions of distance learning", Actual research, No. 16 (19), pp. 73-76.

3. Golovyashkina, M. A. (2018). "Pedagogical potential of gadgets in the educational environment of the university", Pedagogy. Problems of theory and practice, No. 1 (9), pp. 33-36.

Контактная информация: ka_vika@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.