УДК 378.17:796.011 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-133-145
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
О.Г. Румба1, Т.Е. Веселкина2, А.Н. Ким1, Е.Н. Копейкина3, Е.С. Борисов1
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия ^Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия
3Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия Аннотация
Цель исследования состоит в обобщении педагогического опыта организации физкультур-но-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме в период пандемии. Методы и организация исследования. Основными методами исследования являются опрос в виде анкетирования, математико-статистическая обработка данных, общелогические методы теоретического исследования - анализ, обобщение, систематизация. Исследование проводилось в июне-декабре 2021 года в трех российских вузах: Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова - СВФУ (г. Якутск), Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I - ПГУПС (г. Санкт-Петербург), Белгородском государственном национальном исследовательском университете - БелГУ (г. Белгород). Всего было опрошено 86 преподавателей, из которых 37 работают в СВФУ, 29 - в ПГУПС, 20 - в БелГУ Результаты исследования. Представлена краткая характеристика респондентов по показателям возраста, пола, образования, опыта работы. Детально проанализированы, сопоставлены и обобщены ответы преподавателей физической культуры трех вузов на вопросы анкеты, направленной на выявление различных аспектов педагогической работы по организации физ-культурно-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме в период пандемии. В ходе исследования уточнялиось наличие опыта работы в дистанционном формате, способы подготовки к такой работе, ее техническое обеспечение, апробированные электронные ресурсы, способы взаимодействия со студентами, особенности организации учебного процесса, отношение к дистанционному формату работы, его положительные и отрицательные стороны. Заключение. В результате обобщения полученных данных был сделан вывод о единообразии трудностей, преодолеваемых в ходе организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме, независимо от вуза и его географического положения. Преподавателями показана схожесть апробированных вариантов решений и оценочных суждений. Кроме того, очевидна идентичность технических характеристик проблемы, выражаемых в доступном арсенале ресурсной базы. Все это указывает на необходимость дальнейшей разработки структуры и содержания дистанционных технологий в обучении физической культуре, поскольку логика развития научно-технического прогресса такова, что данный подход в образовательной деятельности будет продолжать развиваться. Общее отрицательное мнение преподавателей о дистанционном формате обучения физической культуре необходимо учитывать, детально анализировать и адресно прорабатывать варианты решений, многие из которых, вероятно, потребуют принципиально новых подходов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, физкультурно-спортивная деятельность, преподаватели физической культуры, педагогический опыт, взаимодействие участников образовательного процесса, виды учебных занятий, электронные ресурсы, студенты, анкетирование, пандемия.
PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF ORGANIZING PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES OF STUDENTS IN DISTANCE LEARNING MODE DURING THE PANDEMIC
О.G. Rumba1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9257-3986
^Ye. Veselkina2, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1145-5855
AN. tom1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0099-3391
Ye.N. Kopeikina3, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6027-3495
Ye.S. Borisov1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7401-5008
1North-Eastern Federal University in Yakutsk named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia
2Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, St. Petersburg, Russia
3Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia
Abstract
The purpose of the research is to generalize the pedagogical experience of organizing physical culture and sports activities of students in distant learning mode during the Pandemic. Methods and organization of the research. The main research methods used include a survey in the form of a questionnaire, mathematical and statistical data processing, basic logical methods of theoretical research - analysis, generalization, systematization. The study was conducted in the period of June-December 2021 at three Russian universities: at the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov - NEFU (Yakutsk), at the Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University-PGUPS (St. Petersburg), at the Belgorod State National Research University - BelSU (Belgorod). A total of 86 teachers were interviewed, of which 37 work at NEFU, 29 - at PGUPS, 20 - at BelSU. The results of the research. The study presented a brief description of the respondents: their age, gender, education, and work experience. We have analyzed in detail, compared and summarized the answers of the teachers of physical culture of three universities to the questionnaire aimed at identifying various aspects of pedagogical work on the organization of physical culture and sports activities of students in distant learning mode during the Pandemic. In the course of the study we have clarified availability of experience of working in a remote format; methods of preparation for such work; its technical support; well-tested electronic resources; methods of interaction with students; features of the organization of the educational process; attitude to the distant learning mode; its positive and negative sides.
Conclusion. As a result of the generalization of the data obtained, we have made a conclusion about the existence of uniformity of difficulties overcome during the organization of physical culture and sports activities of students in distant learning mode, regardless of the university and its geographical location. The study shows a considerable similarity of the teachers' solutions and value judgments. In addition, the identity of the technical characteristics of the problem expressed in available tools of the resource base is obvious. All this points to the need for further development of the structure and content of distance learning technologies in physical education, since the logic of the development of scientific and technological progress is such that this approach in educational activities will continue to develop. The general negative opinion of the teachers about the distance learning mode of physical culture should be taken into account and analyzed, some targeted solutions, many of which are likely to require fundamentally new approaches, should be developed. Keywords: distance learning, physical culture and sports activities, physical education teachers, pedagogical experience, interaction of participants in the educational process, types of training sessions, electronic resources, students, questionnaires, Pandemic.
ВВЕДЕНИЕ
В 2022 году исполняется 25 лет с момента выхода Приказа №1050 Минобразования РФ от 30.05.1997 г., разрешившего апробацию онлайн-об-разования, что явилось официальным
признанием дистанционного обучения в России. Однако на протяжении двух десятилетий (до 2020 года) дистанционные технологии применялись в основном при обучении слушателей курсов повышения квалификации и профес-
сиональной переподготовки кадров, в работе со студентами заочной и очно-заочной форм обучения, а также с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [7]. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 обусловила новый виток в развитии дистанционного обучения, вынудив образовательные организации перейти на удаленный режим работы, вследствие чего дистанционное обучение трансформировалось из вспомогательной в основную форму контактной работы. Это поставило участников образовательного процесса перед необходимостью в срочном порядке придумывать, осваивать и реализовывать разные формы взаимодействия с целью сохранения необходимого темпа учебного процесса. И, как следствие, актуализировало создание новых разработок в сфере дистанционного обучения — как технических, так и методических [3, 10]. При этом, поскольку дистанционные технологии подразумевают активное использование различных электронных ресурсов, для всех вовлеченных лиц ключевым стал вопрос овладения соответствующими техническими навыками, что потребовало дополнительных усилий и временных затрат. В настоящее время специалистами выделено три этапа (поколения)развития дистанционного подхода в образовании, смена которых главным образом обусловлена появлением новых информационных и коммуникационных технологий [4, 5, 8, 9]. В частности, для первого поколения дистанционного обучения (ХУ111-ХХ вв.) характерным было использование письменных и печатных раздаточных материалов, пересылаемых по почте; для второго поколения (1950-1990 гг.) — использование возможностей радио, телефона, телевидения; для третьего поколения (с
1993 г.) — использование Интернета на основе широкого распространения сервиса World Wide Web (www). Поскольку сейчас продолжается третий этап развития дистанционного обучения, спровоцированная пандемией форс-мажорная ситуация преимущественно разрешается посредством использования коммуникационных возможностей Интернета, ускоренный и всеобъемлющий переход к которым вызвал множество проблем. Проанализировав их, А.С. Смирнова в качестве основных выделила следующие [6]:
— недостаточное материально-техническое обеспечение вузов, включая как нехватку оборудования, так и неполное покрытие интернет-сетями;
— проблемы с онлайн-приложениями, включая их перегрузку, хакерские атаки, «онлайн-хулиганство» и т.п.;
— «падение» университетских сайтов из-за многократного увеличения запросов пользователей;
— недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава в области применения цифровых технологий;
— протесты обучающихся, считающих дистанционное обучение неравноценной заменой традиционному. Иными словами, весь ранее накопленный опыт не подразумевал реально случившегося масштаба перехода на дистанционное обучение в условиях самоизоляции, вызванной пандемией. На момент ее начала имеющийся опыт построения дистанционного обучения в теоретическом аспекте можно было охарактеризовать по следующим направлениям [1]:
— работы, раскрывающие общее понимание дистанционных образовательных технологий и их место в образовательной системе (Д.З. Ахметова, В.Т. Домрачев, Е.С. Полат);
— работы, раскрывающие структуру и содержание вузовского дистанционного обучения (А.Н. Хузиахметов);
— работы, раскрывающие потенциал информатизации образования и технологические возможности дистанционных образовательных технологий (Г.И. Кирилова, В.А. Красильникова, Д.Ш. Матрос);
— работы, раскрывающие подготовку в сфере математической статистики в среде дистанционных технологий (Н.К. Нуриев, В.А. Куклев).
В прикладном аспекте интерес представляют следующие наработки:
— организационные условия сочетания очного и дистанционного образования (Ю.И. Капустина);
— использование электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (М.В. Лапенок);
— совершенствование организационных форм дистанционного обучения (М.А. Евдокимова);
— моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий (И.В. Сергиенко);
— инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения (Т.П. Зайченко).
Однако в результате преодоления вызовов пандемии в системе образования начал формироваться новый опыт, причем зачастую стихийно. И он, безусловно, нуждается в обсуждении, осмыслении, систематизации. Настоящая статья посвящена проблеме организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме в период пандемии, поскольку в контексте происходящего педагогическая работа в данной сфере сопряжена со многими трудностями специфического характера. С одной стороны, физическая культура является сугубо практической дисциплиной, требующей довольно про-
сторных помещений, инвентаря и неукоснительного контроля нагрузки со стороны педагога. С другой стороны, отказаться от нее в отношении лиц, и без того пребывающих в гиподинамическом режиме деятельности на фоне самоизоляции, означало бы еще большее усугубление ситуации. В связи с этим кафедры физической культуры отечественных вузов усиленно работали в дистанционном режиме, а их сотрудники находились в активном поиске эффективных средств и методов взаимодействия со студентами [2, 3]. В публикуемом исследовании будет обобщен опыт работы профессорско-преподавательского состава трех вузов, находящихся в разных географических точках страны: Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Ам-мосова — СВФУ (г. Якутск), Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I — ПГУПС (г. Санкт-Петербург), Белгородского государственного национального исследовательского университета—БелГУ (г. Белгород).
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Инициатива проведения исследования исходила от сотрудников кафедры «Физическая культура» ПГУПС. На кафедре была разработана анкета для опроса преподавателей физической культуры с целью выявления эффективных решений и проблемных зон в организации дистанционного обучения по предмету. Исследование проводилось в июне-декабре 2021 года на базе трех вышеуказанных вузов. Всего было опрошено 86 преподавателей, из которых 37 работают в СВФУ, 29 - в ПГУПС, 20 - в БелГУ. Таким образом, основными методами исследования являются опрос в виде анкетирования, математико-статистическая обработка данных, а также общелогические
методы теоретического исследования — анализ, обобщение, систематизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в результате анкетирования данные в полном объеме представлены в таблице.
Первые вопросы анкеты были направлены на получение обобщенной характеристики респондентов. В частности, было определено, что возраст преподавателей физической культуры участвовавших в исследовании вузов в среднем составляет 40-60 лет (54,65%). В ПГУПС и БелГУ женщин больше, чем мужчин; в СВФУ их практически поровну. У подавляющего большинства есть высшее образование (91,86%), при этом около трети имеют ученую степень кандидата наук (29,07%). Большинство опрошенных работают по специальности более 15 лет (60,47%). На вопрос анкеты о наличии опыта педагогической работы в дистанционном формате практически все респонденты (97,68%) ответили, что ранее такого опыта не имели. Основным способом подготовки к данному формату работы для большинства преподавателей стало самостоятельное овладение дистанционными ресурсами, указанными администрациями вузов в качестве необходимых (68,61%). Помимо этого более трети указали, что самостоятельно подбирали подходящие ресурсы и овладевали ими, а также проходили инструктаж по месту работы. В плане технического оснащения рабочего места установлено, что в основном преподавателями используются собственные оборудование и помещения (77,91%). Общее отношение преподавателей к внедрению дистанционных технологий в обучение в вузе имеет выраженный негативный оттенок: 43,02% выбрали ответ «скорее, отрицательное», 18,61% — «отрицательное». Что касается внедрения
данного формата в обучение конкретно физической культуре, то негативное отношение еще более заметно: 34,88% относятся «отрицательно», 33,72% — «скорее, отрицательно». Однако интересно, что в СВФУ более четверти опрошенных указали, что относятся к дистанционному обучению физической культуре «скорее, положительно», что отчасти может быть связано с климато-географиче-скими особенностями региона. Согласно результатам опроса, дистанционные технологии так или иначе применялись во всех реализуемых вузами формах учебных занятий по физической культуре, однако в основном в практических (83,72%) и самостоятельных (66,28%). При этом наиболее уместным данный формат обучения представляется преподавателям в рамках лекционных (67,44%) и самостоятельных (51,16%) занятий. Наиболее востребованными электронными ресурсами для дистанционного взаимодействия со студентами, согласно обобщенным данным, являются электронная почта (88,37%), программа ZOOM (79,07%) и обучающая платформа вуза (70,93%). Вместе с тем внутри вузов показатели востребованности ресурсов различаются. Так, преподавателями физической культуры СВФУ преимущественно отмечены платформа ZOOM (97,30%), электронная почта (83,78%), обучающая платформа вуза (81,08%) и, кроме того, мессенджер (59,46%). Преподавателями ПГУПС — электронная почта (89,66%), обучающая платформа вуза (79,31%), программа ZOOM (68,97%). Преподавателями БелГУ — электронная почта (95,00%), программа ZOOM (60,00%), социальная сеть (55,00%). В качестве наиболее удобных и эффективных в использовании в обобщенной выборке указаны программа ZOOM (67,44%) и обучающая платформа вуза (52,33%). Данная оценка полностью соотносится с мнением
преподавателей СВФУ, однако в ПГУПС и БелГУ также отмечены возможности электронной почты, а в БелГУ — еще и возможности социальных сетей. Значимым аспектом организации физ-культурно-спортивной деятельности в дистанционном режиме с учетом ее специфики является выбор способов предоставления учебной информации. На соответствующий вопрос анкеты из трех вузов были получены сопоставимые ответы, в соответствии с которыми можно выделить четыре наиболее востребованных способа обмена учебной информацией между преподавателями и студентами: самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с инструкцией, подготовленной преподавателем (72,09%); выполнение физических упражнений под руководством преподавателя в онлайн-режиме (60,47%); видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений и отсылка преподавателю в формате видеоролика (58,14%); подготовка и пересылка преподавателю рефератов на заданные темы (52,34%). Кроме того, достаточно широко практикуется самостоятельное выполнение студентами физических упражнений в соответствии с материалом обучающих видеороликов, размещенных в открытых ресурсах (46,51%), а также в БелГУ — чтение лекций преподавателями в онлайн режиме (45,00%), в СВФУ и ПГУПС - контрольное тестирование в онлайн режиме (40,54% и 41,38% соответственно). Подавляющее большинство преподавателей во всех исследованных вузах ставят под сомнение эффективность дистанционного формата обучения физической культуре: 50,00% характеризуют его как неэффективный, 46,51% считают его менее эффективным, чем очный формат. Более того, практически равное количество опрошенных отметили, что в но-
вых условиях им стало сложнее работать (52,33%) и результативность их работы снизилась (50,00%). У 37,21% отношение к работе не изменилось. Достаточно единодушно преподавателями было оценено и изменение отношения самих студентов к предмету: 65,12% отметили снижение мотивации к физкультурным занятиям, проводимым в дистанционном режиме. В двух последующих вопросах анкеты преподавателям предлагалось выделить положительные и отрицательные стороны дистанционного формата обучения физической культуре. В качестве положительного аспекта 33,72% респондентов указали освоение новых форм обучения. Вторым по распространенности стало утверждение об отсутствии положительных сторон в данном варианте учебной деятельности (23,26%). Наиболее значимыми отрицательными аспектами, по мнению опрошенных, являются три: недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны преподавателя (75,58%); снижение качества знаний (65,12%); снижение тренировочного эффекта занятий (63,95%). Кроме того, многими были указаны технические трудности при обеспечении дистанционного взаимодействия (в БелГУ — 70,00%); снижение интереса к занятиям (в БелГУ — 65,00%); недостаточность методических указаний со стороны преподавателя (в ПГУПС — 65,52%). Заключительный вопрос анкеты был направлен на уточнение наиболее уместных, по мнению преподавателей, видов физических упражнений для использования в дистанционном формате занятий. По мнению большинства, к таковым относятся: общеразвивающие упражнения (81,40%); оздоровительные упражнения (66,28%); упражнения на развитие гибкости (52,33%). Кроме того, многими были указаны упражнения на развитие силы (39,54%) и координации (36,05%).
Таблица - Результаты анкетирования преподавателей по проблеме применения дистанционных технологий в обучении физической культуре в период пандемии COVID-19
Table - Results of a survey of teachers on the problem of using distance technologies in physical education during the COVID-19
№ п/п Вопросы анкеты и варианты ответа Survey Questions and Answer Options СВФУ / NEFU (37 чел.) (37 people) ПГУПС / PGUPS (29 чел.) (29 people) БелГУ / BelSU (20 чел.) (20 people) Всего ответов Total responses (86 чел.) (86 people)
1 Возраст оп рошенных преподавателей
до 40 лет 35,14% 17,24% 30,00% 27,91%
40-60 лет 56,76% 44,83% 65,00% 54,65%
старше 60 лет 8,11% 37,93% 5,00% 17,44%
2 Пол опрошенных преподавателей
мужчины 51,35% 34,48% 25,00% 39,54%
женщины 48,65% 65,52% 75,00% 60,47%
3 Уровень образования опрошенных преподавателей
среднее специальное 2,70% 0,00% 30,00% 8,14%
высшее (профессиональное) 97,30% 100% 70,00% 91,86%
ученая степень кандидата наук 21,62% 27,59% 45,00% 29,07%
ученая степень доктора наук 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
4 Стаж работы преподавателем физической культуры в вузе
до 5 лет 10,81% 0,00% 10,00% 6,98%
5-10 лет 16,22% 13,79% 15,00% 15,12%
10-15 лет 24,32% 6,90% 20,00% 17,44%
15 лет и более 48,65% 79,31% 55,00% 60,47%
5 С началом пандемии (март 2020 года) явилась ли педагогическая работа в дистанционном формате новым опытом для Вас:
нет, не явилась 5,41% 0,00% 0,00% 2,33%
да, стало новым опытом 94,59% 100% 100% 97,68%
6 Каким образом Вы осуществляли подготовку к реализации педагогической работы в дистанционном формате (допустимы несколько ответов):
обучение на специализированных курсах 21,62% 17,24% 0,00% 15,12%
организованные обучающие занятия по месту работы 35,14% 31,04% 5,00% 26,74%
инструктаж по месту работы 32,43% 31,04% 40,00% 33,72%
самостоятельное овладение дистанционными ресурсами, указанными вузом в качестве необходимых для работы 83,78% 51,72% 65,00% 68,61%
самостоятельный поиск и овладение целесообразными дистанционными ресурсами 24,32% 34,48% 70,00% 38,37%
подготовка не осуществлялась 0,00% 3,45% 0,00% 1,16%
7 Каким образом осуществляется техническое обеспечение Вашей педагогической работы в дистанционном формате (допустимы несколько ответов):
все необходимое оборудование и помещение предоставлены вузом 10,81% 6,90% 5,00% 8,14%
вузом предоставлены оборудование и помещение, но их на всех не хватает 13,51% 34,48% 15,00% 20,93%
вузом предоставлены помещения, оборудование используется собственное 37,84% 3,45% 5,00% 18,61%
вузом предоставлено только оборудование 2,70% 0,00% 0,00% 1,16%
используются собственные оборудование и помещения 70,27% 82,76% 85,00% 77,91%
8 Ваше общее отношение к внедрению дистанционных технологий в обучение в вузе:
положительное 21,62% 6,90% 0,00% 11,63%
скорее, положительное 13,51% 17,24% 15,00% 15,12%
скорее, отрицательное 43,24% 37,93% 50,00% 43,02%
отрицательное 13,51% 17,24% 30,00 18,61%
отношение еще не сформировалось 8,11% 20,69% 5,00% 11,63%
Продолжение на следующих страницах 4
Продолжение. Начало на странице 139
№ п/п Вопросы анкеты и варианты ответа Survey Questions and Answer Options СВФУ / NEFU ПГУПС / PGUPS БелГУ / BelSU Всего ответов Total responses
Ваше отношение к внедрению дистанционных технологий в обучение физической культуре:
положительное 13,51% 3,45% 0,00% 6,98%
9 скорее, положительное 27,03% 10,35% 0,00% 15,12%
скорее, отрицательное 29,73% 27,59% 50,00% 33,72%
отрицательное 18,92% 44,83% 50,00% 34,88%
отношение еще не сформировалось 10,81% 13,79% 0,00% 9,30%
В каких формах учебных занятий по физической культуре применялись дистанционные технологии в Вашем вузе (допустимы несколько ответов):
10 лекционные занятия 18,92% 79,31% 45,00% 45,35%
практические занятия 94,59% 82,76% 65,00% 83,72%
самостоятельные занятия 64,86% 55,17% 85,00% 66,28%
контрольные занятия 51,35% 55,17% 50,00% 45,35%
На Ваш взгляд, в каких формах учебных занятий по физической культуре уместно использование дистанционных технологий обучения (допустимы несколько ответов):
11 лекционные занятия 56,76% 79,31% 70,00% 67,44%
практические занятия 48,65% 6,90% 10,00% 25,58%
самостоятельные занятия 62,16% 37,93% 50,00% 51,16%
контрольные занятия 21,62% 24,14% 5,00% 18,61%
В период обусловленного пандемией дистанционного формата обучения какими электронными ресурсами взаимодействия со студентами Вы пользовались (допустимы несколько ответов):
электронная почта 83,78% 89,66% 95,00% 88,37%
12 социальная сеть 43,24% 34,48% 55,00% 43,02%
мессенджер 59,46% 31,04% 20,00% 40,70%
обучающая платформа вуза 81,08% 79,31% 40,00% 70,93%
ZOOM 97,30% 68,97% 60,00% 79,07%
Skype 5,41% 3,45% 0,00% 3,49%
На Ваш взгляд, какие из электронных ресурсов взаимодействия со студентами оказались наиболее удобными и эффективными (допустимы несколько ответов):
электронная почта 18,92% 55,17% 50,00% 38,37%
13 социальная сеть 16,22% 17,24% 45,00% 23,26%
мессенджер 32,43% 17,24% 25,00% 25,58%
обучающая платформа вуза 64,86% 55,17% 25,00% 52,33%
ZOOM 91,89% 51,72% 45,00% 67,44%
Skype 0,00% 3,45% 0,00% 1,16%
В период дистанционного формата обучения какие способы предоставления учебной информации применялись в рамках освоения материала физической культуры в Вашем вузе (допустимы несколько ответов)
чтение лекций преподавателем в онлайн режиме 29,73% 41,38% 45,00% 37,21%
просмотр по ссылке записанной преподавателем лекции 21,62% 20,69% 20,00% 20,93%
рассылка преподавателем ссылок на готовые (чужие) лекции, размещенные в открытых ресурсах 2,70% 17,24% 5,00% 8,14%
14 рассылка преподавателем по почте текста лекции с презентацией 8,11% 27,59% 15,00% 16,28%
рассылка преподавателем по почте плана лекции и списка специальной литературы для самостоятельного изучения 5,41% 10,35% 10,00% 8,14%
выполнение физических упражнений под руководством преподавателя в онлайн режиме 78,38% 51,72% 40,00% 60,47%
самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с инструкцией, подготовленной преподавателем 75,68% 72,41% 65,00% 72,09%
Продолжение ответов на вопрос №14 4
3 Начало ответов на вопрос №14
самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с рекомендованной учебной литературой 24,32% 3,45% 25,00% 17,44%
самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с материалом обучающих видеороликов, размещенных в открытых ресурсах 51,35% 41,38% 45,00% 46,51%
видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений и отсылка преподавателю в формате видеоролика 56,76% 62,07% 55,00% 58,14%
14 отсылка преподавателю графика самостоятельных занятий физической культурой и дневника самонаблюдений 16,22% 17,24% 35,00% 20,93%
подготовка и пересылка преподавателю рефератов на заданные темы 40,54% 65,52% 55,00% 52,34%
подготовка и пересылка преподавателю презентаций на заданные темы 2,70% 17,24% 15,00% 10,47%
устный ответ преподавателю на контрольные вопросы в онлайн режиме 13,51% 13,79% 5,00% 11,63%
контрольное тестирование в онлайн режиме 40,54% 41,38% 25,00% 37,21%
контрольное тестирование в письменном виде 10,81% 20,69% 10,00% 13,95%
Насколько эффективным, по Вашему мнению, является дистанционный формат обучения физической культуре по сравнению с очным форматом:
15 более эффективным, чем очный формат 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
равно эффективным с очным форматом 8,11% 0,00% 0,00% 3,49%
менее эффективным, чем очный формат 56,76% 44,83% 30,00% 46,51%
неэффективным 35,14% 55,17% 70,00% 50,00%
Как повлиял обусловленный пандемией дистанционный формат обучения физической культуре на Ваше отношение к работе (допустимы несколько ответов):
работать стало сложнее 51,35% 51,72% 55,00% 52,33%
работать стало легче 8,11% 3,45% 5,00% 5,81%
16 результативность работы снизилась 54,05% 48,28% 45,00% 50,00%
результативность работы увеличилась 2,70% 0,00% 0,00% 1,16%
мотивация к работе снизилась 16,22% 20,69% 30,00% 20,93%
мотивация к работе увеличилась 0,00% 3,45% 0,00% 1,16%
отношение к работе не изменилось 40,54% 41,38% 25,00% 37,21%
Как повлиял, по Вашему мнению, обусловленный пандемией дистанционный формат обучения физической культуре на мотивацию студентов к занятиям (допустимы несколько ответов):
увеличилась мотивация к вузовским физкультурным занятиям 0,00% 13,79% 15,00% 8,14%
увеличилась мотивация к физкультурным занятиям в рамках специальных учреждений физической культуры 10,81% 6,90% 15,00% 10,47%
17 увеличилась мотивация к самостоятельным физкультурным занятиям 10,81% 3,45% 10,00% 8,14%
мотивация к физкультурным занятиям не изменилась 18,92% 27,59% 35,00% 25,58%
снизилась мотивация к физкультурным занятиям 72,97% 58,62% 60,00% 65,12%
мотивация к физкультурным занятиям изначально отсутствовала 5,41% 0,00% 5,00% 3,49%
Окончание на следующей странице 4
Продолжение. Начало на странице 139
№ п/п Вопросы анкеты и варианты ответа Survey Questions and Answer Options СВФУ / NEFU ПГУПС / PGUPS БелГУ / BelSU Всего ответов Total responses
В чем, по Вашему мнению, заключаются положительные стороны дистанционного формата обучения физической культуре (допустимы несколько ответов):
экономия времени 24,32% 24,14% 5,00% 19,77%
больше свободы в планировании времени 18,92% 13,79% 20,00% 17,44%
возможность индивидуально дозировать физическую нагрузку 16,22% 6,90% 15,00% 12,79%
18 возможность апробировать разные виды физических упражнений 10,81% 6,90% 15,00% 10,47%
более доступный индивидуальный диалог с преподавателем 16,22% 0,00% 5,00% 8,14%
большая осознанность при выполнении физических упражнений 10,81% 10,35% 0,00% 8,14%
увеличение интереса к теоретическим знаниям по физической культуре 2,70% 41,38% 5,00% 16,28%
освоение новых форм обучения 43,24% 24,14% 30,00% 33,72%
положительные стороны отсутствуют 29,73% 0,00% 45,00% 23,26%
В чем, по Вашему мнению, заключаются отрицательные стороны дистанционного формата обучения физической культуре (допустимы несколько ответов):
недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны преподавателя 62,16% 86,21% 85,00% 75,58%
недостаточность методических указаний со стороны преподавателя 16,22% 65,52% 45,00% 39,54%
снижение качества занятий 64,86% 62,07% 70,00% 65,12%
19 снижение тренировочного эффекта занятий 67,57% 58,62% 65,00% 63,95%
отсутствие возможности заниматься предпочитаемыми видами физических упражнений 43,24% 44,83% 10,00% 36,05%
трудности в усвоении теоретических знаний по физической культуре 10,81% 17,24% 15,00% 13,95%
снижение интереса к занятиям 40,54% 31,03% 65,00% 43,02%
технические трудности при обеспечении дистанционного взаимодействия 40,54% 44,83% 70,00% 48,84%
отрицательные стороны отсутствуют 0,00% 3,45% 0,00% 1,16%
На Ваш взгляд, какие виды физических упражнений наиболее уместны для использования в дистанционном формате занятий (допустимы несколько ответов):
общеразвивающие упражнения 81,08% 75,86% 90,00% 81,40%
упражнения на развитие силы 43,24% 34,48% 40,00% 39,54%
упражнения на развитие гибкости 59,46% 37,93% 60,00% 52,33%
упражнения на развитие выносливости 16,22% 13,79% 5,00% 12,79%
20 упражнения на развитие координации 48,65% 20,69% 35,00% 36,05%
упражнения на развитие быстроты 10,81% 3,45% 0,00% 5,81%
гимнастические упражнения 21,62% 20,69% 35,00% 24,42%
легкоатлетические упражнения 2,70% 0,00% 0,00% 1,16%
игровые упражнения 0,00% 3,45% 0,00% 1,16%
упражнения в единоборствах 2,70% 0,00% 0,00% 1,16%
упражнения в плавании 2,70% 0,00% 0,00% 1,16%
оздоровительные упражнения 78,38% 37,93% 85,00% 66,28%
Примечание: СВФУ - Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); ПГУПС - Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (г. Санкт-Петербург); БелГУ - Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
Note: NEFU - North-Eastern Federal University in Yakutsk named after M.K. Ammosov, (Yakutsk), PGUPS - Emperor
Alexander I St. Petersburg State Transport University (St. Peterburg),
BelSU (Belgorod) - The National Research University "Belgorod State University"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты анкетирования преподавателей физической культуры по проблеме применения дистанционных технологии в обучении физической культуре в период пандемии COVID-19 в целом свидетельствуют об идентичности вырабатываемого педагогического опыта в трех вузах, расположенных в разных регионах страны.
Подавляющее большинство преподавателей, невзирая на свои возраст и стаж работы, впервые столкнулись с проблемой организации физкультурно-спортивной деятельности со студентами в дистанционном формате. При этом в основном им пришлось самостоятельно овладевать дистанционными ресурсами, указанными администрациями вузов в качестве необходимых для работы, а в ходе ее осуществления использовать собственные оборудование и помещения. В соответствии с требованиями рабочих программ по учебной дисциплине в дистанционном формате практиковались все предусмотренные формы учебных занятий (лекционные, практические, самостоятельные, контрольные), однако, по мнению преподавателей, данный подход наиболее оправдан в рамках лекционных и самостоятельных занятий. В ходе аврального перехода к дистанционному обучению основными электронными ресурсами взаимодействия между участниками образовательного процесса были электронная почта, программа ZOOM и обучающая платформа вуза, однако наиболее удобными и эффективными в использовании стали две последние из указанных.
Преподавателями был апробирован широкий спектр способов обмена учебной информацией со студентами, в числе которых наиболее доступными оказались: самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с
инструкцией, подготовленной преподавателем; выполнение физических упражнений под руководством преподавателя в онлайн режиме; видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений и отсылка преподавателю в формате видеоролика; подготовка и пересылка преподавателю рефератов на заданные темы. Наиболее эффективными для использования в дистанционном формате видами физических упражнений являются общеразвивающие и оздоровительные, а также упражнения на развитие гибкости, силы и координации. Большинство преподавателей физической культуры скептически относятся к внедрению дистанционных технологий в вузовское обучение в принципе, но еще более отрицательно — в обучение именно физической культуре. Главными минусами такого подхода, по их мнению, являются: недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны преподавателя; снижение качества знаний; снижение тренировочного эффекта занятий. Основным плюсом — освоение новых форм обучения. В целом данный подход оценивается преподавателями либо как неэффективный, либо как менее эффективный по сравнению с очным форматом обучения. Многие отметили, что им стало сложнее работать, указали на снижение результативности своей работы и высказали обеспокоенность снижением у студентов мотивации к физкультурным занятиям.
Таким образом, обобщение полученных данных позволяет сделать вывод о единообразии трудностей, преодолеваемых в ходе организации физкультурно-спор-тивной деятельности студентов в дистанционном режиме, независимо от вуза и его географического положения. Преподавателями показана схожесть апробированных вариантов решений и оценочных суждений. Кроме того, очевидна
идентичность технических характеристик проблемы, выражаемых в доступном арсенале ресурсной базы. Все это указывает на необходимость дальнейшей разработки структуры и содержания дистанционных технологий в обучении физической культуре, поскольку логика развития научно-технического прогресса такова, что данный подход в образова-
ЛИТЕРАТУРА
1. Азими, С. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Сайедамин Азими. - Казань, 2017. - 27 с.
2. Веселкина Т.Е. Некоторые итоги применения дистанционных технологий в обучении студентов физической культуре в период пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Мир образования - образование в мире, 2021. №4(84), С. 286-296. DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_286.
3. Веселкина Т.Е. Опыт построения дистанционного обучения физической культуре в вузе в период пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карма-нова, С.В. Кононов // Культура физическая и здоровье, 2022. №1(81), С. 65-73.
4. Ермолаева М.Е. Ретроспектива развития дистанционного обучения / М.Е. Ермолаева // Проблемы и перспективы развития образования в России, 2011. №12, С. 126-130.
5. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС / Ю.Р. Петькова // Успехи современного естествознания, 2015. №3, С. 199-204.
REFERENCES
1. Azimi S. Distance educational technologies as a means of self-development of students: Abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / S. Azimi. Kazan, 2017. 27 p.
2. Veselkina T.E. Some results of the use of distance technologies in teaching students physical culture during the Pandemic / T.E. Veselkina, O.G. Rumba, N.V. Karmanova, S.V. Kononov // The world of education -education in the world, 2021. No.4(84), pp. 286-296. DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_286.
3. Veselkina T.E. The experience of organizing distance learning of physical culture at a university during a Pandemic / T.E. Veselkina, O.G. Rumba, N.V. Karmanova, S.V. Kononov // Physical culture and Health, 2022. No. 1(81), pp. 65-73.
4. Ermolaeva M.E. A retrospective of the development of distance learning / M.E. Ermolaeva // Problems and prospects of the development of education in Russia, 2011. No. 12, pp. 126-130.
5. Petkova Yu.R. History of the development of distance education. Positive and negative aspects of the MOOC / Yu.R. Petkova // Successes of modern natural science, 2015. No. 3, pp. 199-204.
тельной деятельности будет продолжать развиваться. Общее отрицательное мнение преподавателей о дистанционном формате обучения физической культуре необходимо учитывать, детально анализировать и адресно прорабатывать варианты решений, многие из которых, вероятно, потребуют принципиально новых подходов.
6. Смирнова А.С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии / А.С. Смирнова // Вестник Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, 2020. №4(41), С. 93-100.
7. Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу дисциплин «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2020. №7(185), С. 414-421.
8. Чигинцева А.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения / А.А. Чигинцева // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2018. №3(19), С. 10-13.
9. Anderson, T., & Dron, J. (2011). Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open and Distance Learning, 12(3). Retrieved from http://www.irrodl.org/index.php/ir-rodl/article/view/890/1826
10. Nigmatulina lu.R. Correction of the training process in a Pandemic: implementation and prospects / lu.R. Nigmatulina, O.G. Rumba, A.A. Skorokhodov // Proceedings of the Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kindom, November 25, 2020). Part 1. P. 187191. DOI 10.34660/INF.2020.56.37.023.
6. Smirnova A.S. Organization of distance learning of students in the conditions of a Pandemic / A.S. Smirnova // Bulletin of the Amur State University named after Sholom Aleichem, 2020. No. 4(41), pp. 93-100.
7. Usachev N.A. Organization of distance learning in universities in the cycle of disciplines "Physical culture and sport" in the conditions of a Pandemic / N.A. Usachev, D.I. Surnin // Scientific notes of the P.F. Les-gaft University, 2020. No. 7(185), pp. 414-421.
8. Chigintseva A.A. Current problems of distance learning / A.A. Chigintseva // Skif. Questions of Student Science, 2018. No. 3(19), pp. 10-13.1.
9. Anderson, T., & Dron, J. (2011). Three generations of distance education pedagogy. International Review of Research in Open and Distance Learning, 12(3). Retrieved from http://www.irrodl.org/index.php/ir-rodl/article/view/890/1826
10. Nigmatulina lu.R. Correction of the training process in a Pandemic: implementation and prospects / Iu.R. Nigmatulina, O.G. Rumba, A.A. Skorokhodov // Proceedings of the Conference «Process Management and Scientific Developments» (Birmingham, United Kindom, November 25, 2020). Part 1. P. 187-191. DOI 10.34660/ INF.2020.56.37.023.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Румба Ольга Геннадьевна (Rumba Olga Gennad'evna) - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии» Института физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-9257-3986.
Веселкина Татьяна Евгеньевна (Veselkina Tat'yana Evgen'evna) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура»; ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»; 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1145-5855.
Ким Александр Николаевич (Kim Aleksandr Nikolaevich) - доктор юридических наук, профессор; профессор кафедры «Конституционное и муниципальное право» юридического факультета; ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»; 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-0099-3391.
Копейкина Евгения Николаевна (Kopejkina Evgeniya Nikolaevna) - кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры физического воспитания; ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-6027-3495.
Борисов Евгений Степанович (Borisov Evgenij Stepanovich) - старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание» Института физической культуры и спорта; ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»; 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-7401-5008.
Поступила в редакцию 12 мая 2022 г. Принята к публикации 28 мая 2022 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Румба, О.Г. Педагогический опыт организации физ-культурно-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме в период пандемии / О.Г. Румба, Т.Е. Веселкина, А.Н. Ким и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 133-145. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-133-145
FOR CITATION
Rumba O.G., Veselkina T.Ye., Kim A.N., Kopeikina Ye.N., Borisov Ye.S. Pedagogical experience of organizing physical culture and sports activities of students in distance learning mode during the pandemic, Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no.2, pp. 133-145 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-133-145