Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС'

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС / ОБУЧЕНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЯ / ТРЕНИРОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борцова Анна Николаевна, Кушнер Николай Александрович, Кознов Павел Николаевич, Лапшин Иван Андреевич, Королесов Максим Игоревич

В результате анализа современной научной и методической литературы, а также изучения передового практического опыта коллективом авторов разработан дистанционный курс обучения физической культуре и спорту. Разработку представленного дистанционного курса обусловила остро возникшая проблема резкого снижения функциональной и физической подготовленности курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России в период пандемии и самоизоляции, а так же не разработанность содержания дистанционной физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной работы среди учащейся молодежи. В статье подробно описаны: разработанный дистанционный курс обучения физической культуре и спорту, технология его реализации, ожидаемые результаты его внедрения. Представленный дистанционный курс обучения физической культуре и спору направлен на формирование у курсантов (студентов) способности поддерживать требуемый уровень функциональной и физической подготовленности в формате дистанционного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борцова Анна Николаевна, Кушнер Николай Александрович, Кознов Павел Николаевич, Лапшин Иван Андреевич, Королесов Максим Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE COURSE OF TRAINING THE PHYSICAL CULTURE OF CADETS AND STUDENTS OF THE ACADEMY OF CIVIL PROTECTION OF THE EMERCOM

As a result of the analysis of the modern scientific and methodological literature, as well as the study of the advanced practical experience, the team of authors has developed the distance-learning course for physical culture and sports. The development of the presented distance course was caused by the acute problem of the sharp decrease in the functional and physical fitness of the cadets and students of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia during the pandemic and self-isolation, as well as the lack of development of the content of remote physical culture and recreation and physical culture and sports work among students. The article describes in detail the developed distance-learning course for physical culture and sports, the technology of its implementation, the expected results of its implementation. The presented distance-learning course of physical culture and sports is aimed at developing the ability of cadets (students) to maintain the required level of functional and physical fitness in the format of distance learning.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС»

4. Подлесных А.А. О проблеме диагностики латерального психофизиологического профиля в спортивных единоборствах / А.А. Подлесных, Т.К. Ким, Р.К. Ким // Физическая культура и спорт: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник трудов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Института физической культуры, спорта и здоровья / сост. Т.К. Ким, И.В. Шагин. - Москва, 2018. - С. 156-159.

5. Ципин Л. Л. Пути повышения надежности коронных приемов в греко-римской борьбе / Л.Л. Ципин, Ф.Е. Захаров / «Спорт, Человек, Здоровье. VI Международный конгресс: материалы конгресса. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 194-195.

REFERENCES

1. Apoiko R.N. (2015), "Experimental methodology for improving crown technical actions in modern Greco-Roman wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (125), рр. 15-20.

2. Zakharov A.V. (2012), "Individual technical and tactical training of junior wrestlers aged 1718 at the stage of in-depth specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (85), рр. 90-94.

3. Kuzmenko, G.A. (2017), Technology of intellectual development of adolescents in children's and youth sports: monograph, Moscow.

4. Podlesnykh, A.A., Kim, T.K. and Kim R.K. (2018), "On the problem of diagnostics of the lateral psychophysiological profile in martial arts", Physical culture and sport: current trends, current problems and prospects of development. Proceedings of the interuniversity scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Institute of Physical Culture, Sports and Health, Moscow, pp. 156-159.

5. Tsipin, L.L. and Zakharov, F.E. (2013), "Ways to increase the reliability of crown techniques in Greco-Roman wrestling", "Sports, People, Health" VI International Congress: materials of the Congress, St. Petersburg, pp. 194-195.

Контактная информация: kim.tatiana@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2021

УДК 796.011.3

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС

Анна Николаевна Борцова, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Александрович Кушнер, заведующий кафедрой, Павел Николаевич Кознов, старший преподаватель, Иван Андреевич Лапшин, старший преподаватель, Максим Игоревич Короле-сов, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, Академия гражданской защиты МЧС России, Московская область, Химки

Аннотация

В результате анализа современной научной и методической литературы, а также изучения передового практического опыта коллективом авторов разработан дистанционный курс обучения физической культуре и спорту. Разработку представленного дистанционного курса обусловила остро возникшая проблема резкого снижения функциональной и физической подготовленности курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России в период пандемии и самоизоляции, а так же не разработанность содержания дистанционной физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной работы среди учащейся молодежи. В статье подробно описаны: разработанный дистанционный курс обучения физической культуре и спорту, технология его реализации, ожидаемые результаты его внедрения. Представленный дистанционный курс обучения физической культуре и спору направлен на формирование у курсантов (студентов) способности поддерживать требуемый уровень функциональной и физической подготовленности в формате дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционный курс, обучение, оздоровление, пандемия, развитие технология, тренировка, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p30-34

DISTANCE COURSE OF TRAINING THE PHYSICAL CULTURE FOR CADETS

AND STUDENTS OF THE ACADEMY OF CIVIL PROTECTION OF THE

EMERCOM

Anna Nikolaevna Bortsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolai Aleksandrovich Kushner, the department chair, Pavel Nikolaevich Koznov, the senior teacher, Ivan Andreevich Lapshin, the senior teacher, Maxim Igorevich Korolesov, the senior teacher, Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia, Moscow Region, Khimki

Abstract

As a result of the analysis of the modern scientific and methodological literature, as well as the study of the advanced practical experience, the team of authors has developed the distance-learning course for physical culture and sports. The development of the presented distance course was caused by the acute problem of the sharp decrease in the functional and physical fitness of the cadets and students of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia during the pandemic and self-isolation, as well as the lack of development of the content of remote physical culture and recreation and physical culture and sports work among students. The article describes in detail the developed distance-learning course for physical culture and sports, the technology of its implementation, the expected results of its implementation. The presented distance-learning course of physical culture and sports is aimed at developing the ability of cadets (students) to maintain the required level of functional and physical fitness in the format of distance learning.

Keywords: distance course, training, health improvement, pandemic, technology development, training, physical culture.

Отличительной особенностью жизнедеятельности современного человека, порожденной научно-техническим прогрессом, является существенное изменение ритма и образа жизни многих людей. Это характеризуется, значимым ограничением физического труда в обыденной жизни и на производстве, ростом интеллектуальных и психических нагрузок и снижением физической активности.

Вспышка коронавирусной инфекции (COVID-19) лишь усилила данную тенденцию, многим пришлось перенести почти все процессы в онлайн. Учеными были найдены новые способы использования современных инфокоммуникационных технологий, не выходя из дома. Проблема недостаточной двигательной активности различных слоев населения и, особенно, учащейся молодежи, приобрела особую актуальность, именно в период пандемии и самоизоляции, и вызывает большой интерес как со стороны отечественных, так и зарубежных специалистов в сфере физической культуры и спорта. Дистанционное обучение в период пандемии - вынужденная мера защиты людей от подобного рода чрезвычайной социально-биологической ситуации. Данная форма обучения связана с непосредственной работой за компьютером, сопровождающаяся значительным повышением умственных нагрузок обучающихся на фоне их нервно-эмоционального напряжения и снижения двигательной активности.

Анализ результатов опросов курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России показал, что состояние обучающихся в период самоизоляции характеризуется значительным эмоциональным и умственным напряжением на фоне пребывания в состоянии нехватки физической нагрузки, что приводит к нервно-психическим срывам и разнообразным расстройствам деятельности функциональных систем организма обучающихся.

Проведенными нами исследованиями установлено, что в период дистанционного обучения у курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России отмечено снижение уровня физической и функциональной подготовленности. Выявлено, что уже за 1 месяц дистанционного обучения у обучающихся курсантов (студентов) достоверно снизились показатели физической работоспособности на 15%, ухудшилась деятельность сер-

дечно-сосудистой системы (показатели частоты сердечных сокращений в покое и после стандартной физической нагрузки снижены в среднем на 13%) .

Следует обратить внимание и на то, что рост заболеваемости среди курсантов (студентов) является следствием, прежде всего, физической и функциональной детрени-рованности из-за ограничения двигательной активности [4].

В данной связи обоснованную тревогу вызывает не разработанность содержания дистанционной физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной работы среди обучающихся вузов. Используются консервативные методики физического воспитания (написание рефератов), вместо целенаправленного использования современных средств физической культуры и спорта для обучения курсантов (студентов) самостоятельной организации занятий физическими упражнениями и самоконтролю во время и после их выполнения. И как следствие повышение оздоровительно-развивающего, тренирующего эффекта физических упражнений, улучшение показателей здоровья учащей молодежи в период дистанционного обучения.

В связи с необходимостью разрешения данных противоречий, коллективом преподавателей кафедры физической подготовки и спорта Академии гражданской защиты МЧС России был разработан дистанционный курс обучения физической культуре и спорту.

Цель дистанционного курса обучения физической культуре и спорту:

- совершенствование функциональных показателей в условиях самоизоляции;

- компенсация дефицита двигательной активности, возникающей в условиях пандемии;

- повышение физической работоспособности и укрепление иммунитета;

- развитие кондиционных и координационных способностей.

Задачи дистанционного курса обучения физической культуре и спорту:

- привлечь курсантов (студентов) к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- сформировать знания основ теории и методики физической культуры и спорта;

- сформировать навыки самостоятельной организации и проведения занятий физическими упражнениями;

- обучить навыкам текущего и оперативного самоконтроля за физическим состоянием в покое и после физической нагрузки.

Для освоения теоретического раздела разработаны лекционные презентационные материалы. Для самостоятельного изучения курсантами и студентами техники физических упражнений на образовательном портале Академии гражданской защиты МЧС России представлены электронные учебные пособия, методические рекомендации, видеоматериалы, которые позволяют освоить обучающимися основные правила выполнения техники упражнений согласно изучаемым модулям дисциплин (легкая атлетика, плавание, гимнастика, спортивные игры, единоборства). Проработанные преподавателями кафедры физической подготовки и спорта видеоматериалы помогают курсантам (студентам) овладеть новыми знаниями о технике различных двигательных действий, расширить общее представление об изучаемых двигательных действиях, повысить мотивацию к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Размещенные на электронном образовательном портале Академии гражданской защиты МЧС России лекционные материалы, электронные учебные пособия и видеоматериалы направлены на решение образовательных задач учебного процесса по физической культуре и спорту и профессионально-прикладной физической культуре. Практические задания (ведение дневника самоконтроля показателей физического развития и физической подготовленности, разработка самопрезентации показателей физического состояния, разработка и реализация плана физического самосовершенствования) выполняются курсантами (студентами) после освоения лекционного материала. Дневник самоконтроля состоит из двух частей. В первой части необходимо отмечать содержание

спортивно-тренировочной или физкультурно-оздоровительной работы (дозировка, ЧСС при ее выполнении, способы выполнения упражнений и т.д.). Во второй части отмечаются величина нагрузки предыдущего занятия и, сопровождающие ее изменения функционального состояния по показателям индексов В.И. Кердо, Е. А. Пироговой, пробы Мар-тинэ (спортивная тренировка PWC170), пробы Генчи, пробы Ромберга, ортостатической пробы, теппинг-теста, субъективная оценка самочувствия в период бодрствования и сна, аппетит и работоспособность и т.д. Курсантам (студентам) рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Данные самоконтроля помогают занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов для самостоятельных физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.

Разработка плана физического самосовершенствования осуществляется по следующей структуре: цель, задачи, средства и методы достижения цели, дозировка физической нагрузки согласно возрасту, полу, уровню физического развития и физической подготовленности, программа занятий физической культурой и профессионально-прикладной физической культурой разрабатывается курсантами (студентами) под контролем преподавателя на 1 год; в процессе дистанционного обучения проводится анализ эффективности решения задач физического самосовершенствования на основе данных ведения дневника самоконтроля и оценки уровня физической подготовленности и при необходимости курсантами (студентами) своевременно вносятся коррективы в план совместно с преподавателем [2; 3].

Технология реализация дистанционного курса по физической культуре и спорту для курсантов и студентов Академии гражданской защиты МЧС России, которая включает в себя следующие операции и действия:

- определяется уровень физического развития (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий);

- оценивается уровень физической подготовленности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий);

- характеризуется интегральная оценка физического состояния;

- оценивается состояние здоровья, определяется физкультурная группа;

- выявляются значимые корреляционные связи между отдельными показателями физического состояния курсантов (студентов), благодаря которым создаются типоспеци-фические группы;

- обнаруживаются типоспецифические двигательные предпочтения курсантов и студентов, выявляются ведущие и отстающие компоненты их физического состояния;

- для каждой типоспецифической группы подбираются определенные средства, методы и организационные формы физического воспитания, разрабатывается (совместно с каждым обучающимся типоспецифический двигательный режим физических нагрузок) [1].

Критерии оценки. Общая оценка складывается из четырех составляющих: Оценка за ведение текущей документации. Оценка по теоретическому разделу работы (реферат, письменное составление плана построения занятия и комплексов общеразвивающих упражнений). Оценка за контрольное (открытое) занятия. Оценка, выставленная преподавателем курсанту (студенту) по общим результатам дистанционного курса

Ожидаемые результаты. В процессе занятий физической культурой и спортом курсанты (студенты) должны овладеть следующими навыками:

- проведения оперативного и текущего контроля за состоянием сердечнососудистой системы (оценка пульсометрических показателей, артериального давления в покое и после физической нагрузки, проведение функциональных проб);

- подбора комплексов упражнений, и выбора необходимых средств и методов в зависимости от своих индивидуальных особенностей и поставленных совместно с преподавателем задач по физическому совершенствованию;

- оценивать влияние занятий физическими упражнениями на свой организм [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Борцова А.Н. Технология дифференцированного физического воспитания школьниц на основе учета особенностей интегральных показателей их физического состояния / А.Н Борцова, Ю.И. Люташин // Грани познания. - 2015 . - № 2 (36). - С. 46-50.

2. Борцова А.Н., Мурадисов М.А., Лапшин И.А. Оптимизация силовой подготовки курсантов 1 - 2 курсов образовательных организаций МЧС России (на примере АГЗ МЧС России) / А.Н. Борцова, М.А. Мурадисов, И.А. Лапшин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2017. - №2 (33). - С. 104-109.

3. Дифференцированное физическое воспитание учащейся молодежи АГЗ МЧС России / А.Н. Борцова, М.А. Мурадисов, И.А. Лапшин, В.П. Плесак // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания ; Под редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва, 2019. - С. 50-54.

REFERENCES

1. Bortsova, AN. and Lyutashin, Y.I. (2015), "Technology of differentiated physical education of schoolgirls on the basis of taking into account the features of integral indicators of their physical condition", Facets of knowledge, No. 2 (36), pp. 46-50.

2. Bortsova, A.N., Muradisov, M.A. and Lapshin, I.A. (2017), "Optimization of strength training of 1st - 2nd year cadets of educational organizations of the EMERCOM of Russia, Scientific and educational problems of civil protection, Vol. 2 (33), pp. 104-109.

3. Bortsova, A.N., Muradisov, M.A., Lapshin, I.A. and Plesak, V.P. (2019), " Differentiated physical education of students of the AGZ EMERCOM of Russia", "Physical culture, sports, tourism: innovative projects and advanced practices.", Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th anniversary of the founding of the Department of Physical Education, pp. 50-54.

Контактная информация: i.lapshin@amchs.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2021

УДК 796.011.3+796.012.11

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения; Татьяна Юрьевна Степина, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург; Константин Юрьевич Ефимов, старший преподаватель, Самарский государственный технический университет

Аннотация

В статье рассматривается проблема силовой подготовки студентов технических вузов, направленной на обеспечение оптимальной адаптацию к условиям их профессиональной деятельности. Обобщение основных идей становления атлетизма (в исторической ретроспективе) позволило конкретизировать физиологические и организационно-методические основы развития силовых качеств. Обобщение педагогического опыта позволило разработать и апробировать программы силовой подготовки различной направленности.

Ключевые слова: атлетизм; методы и средства силовой подготовки; динамическая, «взрывная» сила, силовая, статическая выносливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.