Научная статья на тему 'СОПОСТАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО РЕГИОНОВ РОССИИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА'

СОПОСТАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО РЕГИОНОВ РОССИИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / НЕФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ВУЗЫ / ПЕРИОДЫ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА / ВОСТОЧНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ РЕГИОНЫ РОССИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ / СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румба О.Г., Веселкина Т.Е., Борисов Е.С., Сизова Т.В.

В статье представлены результаты исследования двигательной активности студентов, обучающихся в нефизкультурных вузах. Сопоставляются данные, полученные в восточном (г. Якутск) и западном (г. Санкт-Петербург) регионах России с дифференциацией для теплого и холодного периодов календарного года. Предпосылкой для исследования послужил опыт пандемии, показавший, с одной стороны, последствия дефицита двигательной активности для здоровья населения, а с другой - возможности дистанционного построения физкультурных занятий.Цель исследования - выявление особенностей двигательной активности студентов нефизкультурных вузов в разные периоды календарного года.Организация и методы исследования. Исследование проводилось с октября по декабрь 2022 года на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее - СВФУ) и Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (далее - ПГУПС). Были применены методы опроса в виде анкетирования, математико-статистической обработки данных, общелогические методы теоретического исследования - анализ, обобщение, систематизация. Всего опрошено 1500 студентов в возрасте 17-23 лет.Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам исследования, студенты нефизкультурных вузов, проживающие в восточном и западном регионах России, больше двигаются в теплое время года, причем как в рамках организованной физкультурной деятельности, так и в фоновом режиме повседневного быта, отдавая предпочтение активному отдыху. В холодное время года двигательная активность студентов СВФУ и ПГУПС заметно различается. Около половины всех опрошенных считают свою двигательную активность достаточной; остальные либо считают ее недостаточной, либо дифференцируют по периодам календарного года, указывая на наличие дефицита в холодное время.Вывод: целесообразными являются формирование у студентов восточного и западного регионов страны опыта самостоятельной физкультурной деятельности в дистанционном режиме под руководством специалиста и сопутствующее повышение их физкультурной грамотности, что может реализовываться посредством адресно ориентированных учебно-методических разработок, учитывающих территориальные особенности проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румба О.Г., Веселкина Т.Е., Борисов Е.С., Сизова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS OF THE EASTERN AND WESTERN REGIONS OF RUSSIA IN DIFFERENT PERIODS OF THE CALENDAR YEAR

The article presents the results of a study of the motor activity of students of non-sports universities. The data obtained in the eastern (Yakutsk) and western (St. Petersburg) regions of Russia are compared both for warm and cold seasons of the calendar year. The study was inspired by the experience of the Pandemic, which showed, on the one hand, the negative consequences of the lack of motor activity for the health of the population, and, on the other hand, the possibility of organizing physical education classes in remote mode.The research purpose is to identify the features of the motor activity of students of a non-sports university in different periods of the calendar year.Organization and methods of research. The study was conducted from October to December 2022 in North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (hereinafter - NEFU) and in Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (hereinafter - PGUPS). The following methods were applied: the survey method in the form of questionnaire, mathematical and statistical data processing, also some general logical methods of theoretical research, namely, analysis, generalization, systematization. A total of 1500 students aged 17-23 years were interviewed.The research results and their discussion. According to the results of the study, the students of non-sports universities, who live in the eastern and western regions of Russia, move more during the warm season, both within the framework of organized physical education activities and in their everyday life and they give preference to active recreation. In the cold season, the motor activity of NEFU and PSUPS students differs markedly. About half of all respondents consider their motor activity sufficient; the rest either consider it insufficient, or differentiate by periods of the calendar year, indicating lack of motor activity in the cold season.Conclusion. It is expedient to help students of both eastern and western regions to obtain experience in independent physical culture activities in remote mode under the guidance of a specialist and to increase students’ physical culture literacy, which can be implemented through targeted educational and methodological elaborations, taking into account the territorial features of residence.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО РЕГИОНОВ РОССИИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА»

УДК 796.011.3 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-146-155

СОПОСТАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО РЕГИОНОВ РОССИИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА

О.Г. Румба1,2, Т.Е. Веселкина2, Е.С. Борисов1, Т.В. Сизова2

1Северо-Восгочный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия 2Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты исследования двигательной активности студентов, обучающихся в нефизкультурных вузах. Сопоставляются данные, полученные в восточном (г. Якутск) и западном (г. Санкт-Петербург) регионах России с дифференциацией для теплого и холодного периодов календарного года. Предпосылкой для исследования послужил опыт пандемии, показавший, с одной стороны, последствия дефицита двигательной активности для здоровья населения, а с другой - возможности дистанционного построения физкультурных занятий.

Цель исследования - выявление особенностей двигательной активности студентов нефизкультурных вузов в разные периоды календарного года.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось с октября по декабрь 2022 года на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее - СВФУ) и Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (далее - ПГУПС). Были применены методы опроса в виде анкетирования, математико-статистической обработки данных, общелогические методы теоретического исследования - анализ, обобщение, систематизация. Всего опрошено 1500 студентов в возрасте 17-23 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам исследования, студенты нефизкультурных вузов, проживающие в восточном и западном регионах России, больше двигаются в теплое время года, причем как в рамках организованной физкультурной деятельности, так и в фоновом режиме повседневного быта, отдавая предпочтение активному отдыху. В холодное время года двигательная активность студентов СВФУ и ПГУПС заметно различается. Около половины всех опрошенных считают свою двигательную активность достаточной; остальные либо считают ее недостаточной, либо дифференцируют по периодам календарного года, указывая на наличие дефицита в холодное время.

Вывод: целесообразными являются формирование у студентов восточного и западного регионов страны опыта самостоятельной физкультурной деятельности в дистанционном режиме под руководством специалиста и сопутствующее повышение их физкультурной грамотности, что может реализовываться посредством адресно ориентированных учебно-методических разработок, учитывающих территориальные особенности проживания.

Ключевые слова: двигательная активность, студенты, нефизкультурные вузы, периоды календарного года, восточный и западный регионы России, дополнительные физкультурные занятия, организационные аспекты физкультурных занятий, содержание физкультурных занятий, дистанционное обучение, анкетирование.

COMPARISON OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS OF THE EASTERN AND WESTERN REGIONS OF RUSSIA IN DIFFERENT PERIODS OF THE CALENDAR YEAR

О^. Rumba12, e-mail: RumbaOlga@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9257-3986 ^Ye. Veselkina2, e-mail: belomoina@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1145-5855 Ye.S. Borisov1, e-mail: es_borisov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7401-5008 T.V. Sizova2, e-mail: tanya-travel8@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9154-1803 *North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia 2Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, St. Petersburg, Russia

Abstract

The article presents the results of a study of the motor activity of students of non-sports universities. The data obtained in the eastern (Yakutsk) and western (St. Petersburg) regions of Russia are compared both for warm and cold seasons of the calendar year. The study was inspired by the experience of the Pandemic, which showed, on the one hand, the negative consequences of the lack of motor activity for the health of the population, and, on the other hand, the possibility of organizing physical education classes in remote mode. The research purpose is to identify the features of the motor activity of students of a non-sports university in different periods of the calendar year.

Organization and methods of research. The study was conducted from October to December 2022 in North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (hereinafter - NEFU) and in Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (hereinafter - PGUPS). The following methods were applied: the survey method in the form of questionnaire, mathematical and statistical data processing, also some general logical methods of theoretical research, namely, analysis, generalization, systematization. A total of 1500 students aged 17-23 years were interviewed.

The research results and their discussion. According to the results of the study, the students of non-sports universities, who live in the eastern and western regions of Russia, move more during the warm season, both within the framework of organized physical education activities and in their everyday life and they give preference to active recreation. In the cold season, the motor activity of NEFU and PSUPS students differs markedly. About half of all respondents consider their motor activity sufficient; the rest either consider it insufficient, or differentiate by periods of the calendar year, indicating lack of motor activity in the cold season.

Conclusion. It is expedient to help students of both eastern and western regions to obtain experience in independent physical culture activities in remote mode under the guidance of a specialist and to increase students' physical culture literacy, which can be implemented through targeted educational and methodological elaborations, taking into account the territorial features of residence.

Keywords: motor activity, students, non-sports universities, calendar year periods, eastern and western regions of Russia, additional physical education classes, organizational aspects of physical education classes, the content of physical education classes, distance learning, questionnaires.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосо-ва проводятся исследования, направленные на научное обоснование технологий нормирования двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суровыми зимами [8]. В Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I проводятся исследования, направленные на научное обоснование дистанционных технологий в учебном процессе по физической культуре в нефизкультурных вузах [4]. Оба направления исследований объединяет проблема поддержания оптимальной двигательной активности человека. Республика Саха (Якутия) в климатическом отношении является одним из самых суровых регионов в мире, в котором рекордная по продолжительности и низким температурам зима сочетается с жарким летом (климат — резко континентальный). Холодное время года длится в среднем восемь месяцев в году — с октября по май, при средней январской температуре -40о.

Разница температур самого холодного месяца (январь) и самого теплого (июль) составляет 70-75°. Кроме того, Республика Саха (Якутия) является самым большим субъектом РФ, в котором проживает менее одного миллиона человек, что характеризует ее как территорию с наименьшей плотностью населения. Вследствие указанных особенностей специфичным для региона является проживание людей в небольших населенных пунктах, расположенных на больших расстояниях и отличающихся сложностью ведения жилищно-коммунального хозяйства [5]. Все это обусловливает определенные трудности в реализации населением физкультурно-спортивной деятельности [1]. Прежде всего они связаны с недостаточностью либо отсутствием круглогодично доступной спортивной инфраструктуры на фоне объективных ограничений в возможностях самостоятельных физкультурных занятий на открытом воздухе, рассматриваемых многими в качестве универсальных и наиболее доступных [8]. В совокупности указанные факторы актуализируют проблему нормирования двигательной активности населения через раз-

работку соответствующих технологий, основанных на доминировании самостоятельных занятий в повседневных бытовых условиях и при ограниченном выборе вариантов двигательной активности.

В Санкт-Петербурге на кафедре «Физическая культура» ПГУПС с 2021 года проводятся разносторонние исследования по обобщению опыта дистанционного обучения студентов нефизкультурного вуза физической культуре [2, 4]. Стимулом для начала исследований послужила пандемия коронавирусной инфекции, в ходе которой был получен уникальный опыт самоизоляции населения, предоставивший эксклюзивные данные о массовых последствиях гиподинамии для здоровья, о возможностях дистанционных физкультурных занятий (в том числе в домашних условиях), об эффективных способах мотивации к нормированию двигательной активности [6, 7, 10]. По имеющимся на текущий момент результатам сформировано понимание, что, с одной стороны, для большинства студентов не свойственны инициатива к самостоятельной физкультурной деятельности и грамотность в ее организации, что обусловливает у них потребность в руководстве этой деятельностью; с другой стороны, в опыте дистанционного обучения самым ценным для большинства стала возможность свободного планирования времени своих занятий и выбора их содержания. На основании этих данных возникла идея формирования у студентов привычки к самостоятельным физкультурным занятиям через практику дистанционного взаимодействия с преподавателем в соответствующие периоды учебного года (сессия, каникулы, творческие командировки, экспедиционные выезды и т.п.). Реализация идеи требует разработки соответствующих дистанционных технологий, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку студентов, а также контроль результативности их обучения физической культуре [3].

В рамках воплощения планируемых в СВФУ и ПГУПС разработок возникла необходимость в получении информации об особенностях двигательной активности студентов, в том числе в разные периоды календарного года с дифференциацией его на теплое и холодное время, когда доступны разные варианты физкультурных занятий. Значение этих данных определяет-

ся прежде всего тем, что основой преодоления проблемы дефицита двигательной активности является наличие у самого человека понимания, потребности и возможностей ежедневного достижения локомоторных норм [1, 8, 9]. Дополнительный интерес запланированному исследованию придала перспектива сопоставления ответов студентов, проживающих в разных регионах России — восточном и западном, в разных климатических поясах (резко континентальный и переходный от континентального к морскому), в разных по масштабу городах (Якутск и Санкт-Петербург).

Таким образом, цель исследования состоит в выявлении особенностей двигательной активности студентов нефизкультурных вузов в разные периоды календарного года.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с октября по декабрь 2022 года. Оно включало анкетирование студентов СВФУ и ПГУПС, обработку и обобщение полученных результатов. В СВФУ было опрошено 1340 человек, обучающихся на 1-5-х курсах разных факультетов, из которых юношей

- 576 человек (43,0%), девушек - 764 (57,0%). В ПГУПС было опрошено 160 студентов, обучающихся на 1-3-х курсах разных факультетов, из которых юношей - 63 человека (39,4%), девушек

— 97 (60,6%). Общее количество респондентов — 1500 человек в возрасте 17-23 лет.

Опрос проводился с использованием анкеты, разработанной одним из авторов статьи Е.С. Борисовым [3]. Она включает 25 вопросов и состоит из двух частей, содержащих вопросы общей направленности и вопросы, предполагающие дифференциацию ответов по периодам календарного года.

Таким образом, основными методами исследования являются опрос в виде анкетирования, математико-статистическая обработка данных, общелогические методы теоретического исследования — анализ, обобщение, систематизация.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В полном объеме результаты проведенного исследования представлены в таблицах 1 и 2. Согласно полученным данным, большинство опрошенных студентов относятся к основной

Таблица 1 - Результаты анкетирования студентов об особенностях их двигательной активности в теплое и холодное время года (часть 1)

Table 1 - The results of a survey of students on the characteristics of their motor activity in the warm and cold seasons (part 1)

№ п/п Вопросы анкеты и варианты ответа Questionnaire questions and answer options СВФУ (1340 чел.) NEFU (1340 people) ПГУПС (160 чел.) PGUPS (160 people)

Пол опрошенных студентов

1 Юноши 43,0% 39,4%

Девушки 57,0% 60,6%

Укажите, пожалуйста, Вашу медицинскую группу для занятий физической культурой:

2 Основная 71,5% 88,8%

Подготовительная 13,4% 3,1%

Специальная 15,1% 8,1%

Сколько вузовских учебных занятий по физической культуре Вы в среднем посещаете в неделю?

Не посещаю 17,2% 4,4%

3 1-2 занятия 37,2% 84,4%

2 занятия 36,9% 7,5%

Более 2 занятий 8,7% 3,7%

Сравните, пожалуйста, свою двигательную активность в теплое и холодное время года

Больше двигаюсь в теплое время года 45,2% 56,3%

4 Больше двигаюсь в холодное время года 3,1% 1,9%

Одинаково двигаюсь в теплое и в холодное время года 26,6% 37,5%

Затрудняюсь ответить 25,1% 4,4%

Какой спортивный инвентарь и оборудование есть у Вас лично? (допускается несколько ответов)

Мобильные силовые тренажеры для атлетических занятий (пр., гантели, гири, мобильные перекладины, эспандеры и т.п.) 37,5% 49,4%

Средства для скоростного механического передвижения (пр., велосипеды, механические самокаты, скейтборды и т.п.) 29,3% 47,5%

5 Стационарные тренажеры (пр., велотренажеры, беговые дорожки, станки для гребли и т.п.) 11,1% 11,3%

Инвентарь для скоростного передвижения по снегу и льду (пр., лыжи, коньки, сноуборды и т.п.) 24,7% 31,3%

Оборудование для подвижных и спортивных игр (пр., мячи волейбольные, баскетбольные, ракетки и т.п.) 32,3% 41,3%

Туристическое снаряжение 6,3% 10,6%

Другое 20,0% 7,9%

Каким видом двигательной активности Вы бы хотели заниматься? (допустимы несколько ответов)

Оздоровительная ходьба (включая скандинавскую ходьбу) 19,0% 28,7%

Оздоровительный бег 24,3% 21,9%

Плавание 34,9% 33,8%

Передвижение на велосипеде 34,6% 35,0%

6 Спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол и др.) 39,6% 45,0%

Фитнес-аэробика 15,3% 34,4%

Кроссфит 12,4% 18,1%

Единоборства 12,4% 11,3%

Атлетическая гимнастика (включая занятия на силовых тренажерах) 13,4% 28,7%

Другое 3,6% 5,4%

Считаете ли Вы свою двигательную активность достаточной для Вашего организма?

Да 23,7% 20,0%

Скорее, да 20,2% 26,9%

7 Нет 16,4% 7,5%

Скорее, нет 23,7% 16,9%

Достаточна в теплое время года, но недостаточна в холодное 11,4% 23,7%

Достаточна в холодное время года, но недостаточна в теплое 0,5% 1,9%

Затрудняюсь ответить 4,0% 3,1%

Продолжение на следующей стр. ►

3 Начало на предыдущей стр.

Хотели бы Вы овладеть технологиями или методиками, которые позволяли бы Вам нормировать свою двигательную активность в разное время года?

Да 36,6% 36,9%

8 Скорее, да 35,7% 32,5%

Нет 9,3% 9,4%

Скорее, нет 6,2% 5,6%

Затрудняюсь ответить 12,2% 15,6%

Примечание: СВФУ - Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); ПГУПС - Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (г. Санкт-Петербург)

Note: NEFU - North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Yakutsk); PGUPS - Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (St. Petersburg

медицинской группе: 71,5% в СВФУ и 88,8% в ПГУПС. В большинстве своем они посещают 1-2 занятия в неделю по физической культуре в вузе. При этом в СВФУ достаточно высок процент посещающих именно два занятия в неделю — 36,9% (в ПГУПС — 7,5%). На диапазон «1-2 занятия» указали 37,2% студентов СВФУ и 84,4% студентов ПГУПС. Вероятно, это связано с практикуемым в ПГУПС вынесением части физкультурных занятий за сетку учебного расписания в связи с переводом их в раздел самостоятельной работы студента. В последние годы данная тенденция стала активно распространяться в нефизкультурных вузах страны.

Большинство студентов в обеих выборках считают, что больше двигаются в теплое время года, чем в холодное: 45,2% в СВФУ и 56,3% в ПГУПС. Значительная часть отметили, что двигаются одинаково в разные периоды календарного года: 26,6% в СВФУ и 37,5% в ПГУПС. Интересно, что 25,1% студентов СВФУ затруднились ответить на этот вопрос. В числе имеющегося в личном пользовании спортивного инвентаря и оборудования респонденты преимущественно указали: мобильные силовые тренажеры для атлетических занятий (гантели, гири и т.п.), средства скоростного механического передвижения (велосипеды, механические самокаты и т.п.), игровой инвентарь (мячи, ракетки и т.п.), средства скоростного передвижения по снегу (лыжи, сноуборды и т.п.). При этом указанные ответы в целом соотносятся между выборками. Стационарные тренажеры и туристическое снаряжение имеются в среднем у 10% опрошенных. Кроме того, 20% студентов СВФУ указали, что имеют и иное спортивное оборудование, не конкретизировав его.

В качестве наиболее привлекательных видов двигательной активности более трети студентов в обоих вузах назвали: спортивные игры, передвижение на велосипеде, плавание. Помимо этого, для студентов ПГУПС существенный интерес представляют занятия фитнес-аэроби-кой, оздоровительной ходьбой и атлетической гимнастикой; для студентов СВФУ — занятия оздоровительным бегом.

Относительно оценки достаточности своей двигательной активности мнения студентов вы-раженно поляризовались. Так, в СВФУ респонденты практически поровну разделились: 43,9% выбрали ответы «да» и «скорее, да», 40,1% — ответы «нет» и «скорее, нет». В ПГУПС положительных ответов вдвое больше, чем отрицательных: 46,9% и 24,4% соответственно. При этом, помимо указанных вариантов ответов, 11,4% студентов СВФУ и 23,7% студентов ПГУПС отметили, что их двигательная активность достаточна в теплое время года, но недостаточна в холодное.

Практически равное по величине большинство в обеих выборках подтвердили, что хотели бы овладеть технологиями или методиками, позволяющими нормировать двигательную активность в разное время года (ответы «да» и «скорее, да»):72,3% в СВФУ и 69,4% в ПГУПС. В серии вопросов, ответы на которые дифференцировались по периодам календарного года, было три, касающихся предпочитаемых способов передвижения между домом и местом учебы. На них студенты СВФУ и ПГУПС дали существенно различающиеся ответы, что, вероятнее всего, связано с тем, что в Якутске большинство респондентов живут недалеко от вуза, а в Санкт-Петербурге — довольно далеко. На это обстоятельство указывают ответы на вопрос,

Таблица 2 - Результаты анкетирования студентов об особенностях их двигательной активности в теплое и холодное время года (часть 2)

Table 2 - The results of a survey of students on the characteristics of their motor activity in the warm and cold seasons (part 2)

№ Вопросы анкеты и варианты ответа сВФУ (1340 чел.) NEFU (1340 people) ПГУПС (160 чел.) PGUPS (160 people)

п/п Questionnaire questions and answer options теплое холодное теплое холодное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время года время года время года время года

Как Вы добираетесь из дома до места учебы?

Пешком 52,2% 36,3% 12,5% 0,0%

9 Чаще пешком 15,1% 9,1% 1,3% 0,0%

На транспорте 23,4% 39,9% 62,5% 81,3%

Чаще на транспорте 4,6% 10,1% 2,5% 12,5%

Когда как 4,7% 4,6% 15,0% 6,3%

Как Вы добираетесь с места учебы до дома?

Пешком 56,6% 40,0% 12,5% 12,5%

10 Чаще пешком 14,2% 9,9% 2,5% 1,3%

На транспорте 19,6% 36,6% 70,0% 77,5%

Чаще на транспорте 3,7% 8,8% 1,3% 2,5%

Когда как 5,9% 4,8% 13,8% 6,3%

Сколько времени в среднем занимает Ваш путь между домом и местом учебы?

5-15 минут 37,9% 36,9% 6,3% 3,1%

11 15-20 минут 17,9% 16,3% 11,3% 9,4%

20-30 минут 19,6% 21,3% 20,0% 12,5%

30 минут и более 24,6% 25,5% 62,5% 75,0%

Какой вид отдыха Вы предпочитаете в свободное время?

Активный отдых (пешие прогулки, катание на велосипеде, передвижение на лыжах, боулинг, 50,2% 14,0% 55,0% 31,9%

12 турпоходы и т.п.)

Пассивный отдых (чтение книг, просмотр фильмов, интернет-серфинг и т.п.) 18,7% 61,0% 13,8% 24,4%

Смешанный отдых 31,0% 25,0% 31,3% 43,8%

Как часто Вы пользуетесь лифтом?:

Всегда стараюсь подниматься по лестнице пешком 19,3% 17,5% 15,0% 12,5%

Стараюсь подниматься по лестнице пешком до 3-го этажа 18,7% 18,5% 1,3% 3,8%

13 В моем доме нет лифта, поэтому несколько раз в день поднимаюсь по лестнице пешком (выше 2-го этажа) 14,7% 14,3% 12,5% 12,5%

Редко пользуюсь лифтом, потому что живу на 1-м / 2-м этаже 8,3% 8,2% 5,0% 5,0%

Если нужно подняться на 1-2 этажа, иду пешком 16,0% 15,4% 50,0% 47,5%

Предпочитаю пользоваться лифтом во всех случаях 23,1% 26,0% 16,3% 18,8%

Занимаетесь ли Вы физической культурой дополнительно в какой-либо секции под руководством специалиста?

Занимаюсь регулярно 17,8% 16,3% 56,3% 51,3%

14 Занимаюсь время от времени 21,3% 23,1% 20,6% 18,1%

Занимаюсь реже одного раза в неделю 54,8% 46,3% 16,9% 19,4%

Не занимаюсь 6,1% 14,3% 6,3% 11,3%

Если Вы занимаетесь под руководством специалиста, то какими видами двигательной активности?

Оздоровительная ходьба 11,6% 11,8% 9,4% 0,0%

Оздоровительный бег 14,0% 11,6% 3,1% 0,0%

Плавание 8,1% 7,8% 25,0% 23,8%

15 Атлетическая гимнастика (тренажеры) 5,7% 5,8% 37,5% 46,9%

Аэробика (либо шейпинг, пилатес и т.д.) 2,8% 3,1% 15,6% 20,0%

Игры (баскетбол, волейбол и т.д.) 12,9% 12,9% 6,3% 6,3%

Единоборства (борьба, бокс, дзюдо и т.д.) 3,0% 3,2% 3,1% 3,1%

Другое 41,9% 43,9% 0,0% 0,0%

Продолжение на следующей стр. ►

3 Начало на предыдущей стр.

16 Если Вы занимаетесь под руководством специалиста, то сколько раз в неделю?

5-6 раз и более 7,8% 7,3% 9,4% 9,4%

3-4 раза 12,5% 11,1% 68,8% 68,8%

1-2 раза 29,8% 31,4% 25,0% 25,0%

Занимаюсь нерегулярно - менее одного раза в неделю 49,9% 50,1% 3,1% 3,1%

17 Если Вы занимаетесь под руководством специалиста, то какова продолжительность занятий?

1,5 часа и более 24,9% 22,8% 11,3% 6,3%

1час-1,5 часа 26,9% 28,0% 62,5% 67,5%

40-60 минут 12,3% 12,7% 23,8% 23,8%

20-40 минут 8,1% 8,3% 2,5% 2,5%

до 20 минут 27,8% 28,3% 0,0% 0,0%

18 Занимаетесь ли Вы самостоятельно физической культурой?

Занимаюсь регулярно 16,6% 13,7% 73,1% 48,1%

Занимаюсь время от времени 40,8% 36,5% 11,3% 18,8%

Занимаюсь реже одного раза в неделю 36,0% 37,6% 9,4% 18,8%

Не занимаюсь 6,6% 12,1% 6,3% 14,4%

19 Если Вы занимаетесь физической культурой самостоятельно, то какими видами двигательной активности?

Ходьба (пешие прогулки, скандинавская ходьба и т.д.) 43,9% 34,6% 42,5% 7,5%

Оздоровительный бег 16,9% 13,1% 3,1% 9,4%

Утренняя гимнастика 10,1% 14,3% 10,6% 25,0%

Плавание 1,7% 1,6% 6,3% 5,0%

Велосипедные прогулки (самокаты и т.п.) 5,4% 1,1% 37,5% 0,0%

Катание на роликовых коньках (скейтборде и т.п.) 0,8% 1,8% 0,0% 0,0%

Прогулки на лыжах (сноуборд, горные лыжи и т.п.) 0,4% 3,2% 0,0% 37,5%

Катание на коньках 1,4% 9,3% 0,0% 15,6%

Другое 19,3% 21,0% 0,0% 0,0%

20 Если Вы занимаетесь физической культурой самостоятельно, то сколько раз в неделю?

5-6 раз и более 9,9% 7,8% 8,8% 3,1%

3-4 раза 21,7% 15,4% 14,4% 10,6%

1-2 раза 33,2% 35,2% 58,1% 65,0%

Занимаюсь нерегулярно - менее одного раза в неделю 35,1% 41,6% 18,8% 21,3%

21 Если Вы занимаетесь физической культурой самостоятельно, то какова продолжительность занятий?

1,5 часа и более 17,3% 12,9% 10,6% 6,3%

1час-1,5 часа 16,5% 15,7% 17,5% 13,1%

40-60 минут 19,6% 19,1% 51,9% 58,8%

20-40 минут 20,1% 22,5% 18,8% 18,1%

до 20 минут 26,4% 29,9% 1,3% 3,8%

22 Если Вы занимаетесь дополнительно (со специалистом либо самостоятельно), укажите места ваших занятий:

Фитнес-центры 13,1% 14,0% 53,1% 56,3%

Студенческие спортивные клубы 10,2% 10,9% 25,0% 18,8%

Секции по видам спорта 12,6% 13,1% 9,4% 9,4%

Спортивные площадки 10,8% 6,0% 0,0% 0,0%

Бассейн 2,5% 2,5% 6,3% 3,1%

Открытый водоем 1,4% 0,0% 0,0% 0,0%

Роллерная площадка 0,5% 0,3% 0,0% 0,0%

Каток 1,6% 8,3% 0,0% 12,5%

Стадион 6,8% 4,9% 6,3% 0,0%

Другое место 40,4% 40,0% 0,0% 0,0%

Примечание: СВФУ - Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); ПГУПС - Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (г. Санкт-Петербург)

Note: NEFU - North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Yakutsk); PGUPS - Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (St. Petersburg

сколько времени занимает путь между домом и местом учебы: в среднем менее получаса у 75% студентов СВФУ и более получаса — у 60% студентов ПГУПС. Ожидаемо установлено, что в теплое время года студенты чаще выбирают пеший вариант передвижения, при этом предпочтительнее по пути с учебы домой, а не наоборот. Так, в Якутске в теплое время года добираются пешком до вуза 67,3% студентов, из вуза — 70,8%; в холодное время года — 45,4% и 49,9% соответственно. В Санкт-Петербурге в теплое время года добираются пешком до вуза 13,8% студентов, из вуза — 15,0%; в холодное время года — 0,0% и 13,8% соответственно (таблица 2).

На вопрос об избираемых видах отдыха были получены схожие ответы респондентов относительно теплого времени года, в которое 50,2% обучающихся в СВФУ и 55,0% обучающихся в ПГУПС предпочитают активный отдых, при том что последовательность иных вариантов ответов тоже идентична — смешанный и пассивный виды отдыха. В отношении холодного времени года ответы различаются: в СВФУ 61,0% студентов предпочитают пассивный отдых и далее по частоте выбора — смешанный и активный виды отдыха; в ПГУПС 43,8% студентов предпочитают смешанный отдых и далее — активный и пассивный. На частоту пользования лифтом период календарного года, согласно результатам анкетирования, в целом не влияет. Внутри выборок получены схожие данные по вопросам наличия лифта в принципе и потребности в нем. Заметные различия зафиксированы в положительном отношении студентов к ситуации, когда требуется подняться на 1-2 этажа: в ПГУПС это самый распространенный ответ среди опрошенных — 47,5-50,0%, в СВФУ это один из равноценных вариантов — 15,4-16,0%. При этом в сравнении с ПГУПС заметно большее число студентов СВФУ указали, что всегда стараются подниматься по лестнице пешком до 3-го этажа (18,5-18,7%), а также предпочитают пользоваться лифтом во всех случаях (23,126,0%). В ПГУПС указанные варианты ответов выбрали 1,3-3,8% и 16,3-18,8% студентов соответственно.

Следующая группа вопросов касалась дополнительных физкультурных занятий студентов

(вне учебного процесса в вузе). Было установлено, что более половины студентов ПГУПС регулярно занимаются под руководством специалиста: 56,3% в теплое время года и 51,3% в холодное. Студенты СВФУ в основном занимаются нерегулярно — менее одного раза в неделю: 54,8% в теплое время года и 46,3% в холодное. В данном формате студенты ПГУПС занимаются в среднем 3-4 раза в неделю по 1-1,5 часа, независимо от периода календарного года, преимущественно выбирая атлетическую гимнастику, плавание, аэробику. Студенты СВФУ занимаются менее раза в неделю с равно указанной продолжительностью — до 20 минут и 1-1,5 часа, преимущественно выбирая не уточненные в ответах виды двигательной активности (вариант «другое»), а в числе названных — поровну указав оздоровительную ходьбу, бег и спортивные игры. Самостоятельные физкультурные занятия также более системно включены в жизнь студентов ПГУПС: регулярно занимаются самостоятельно в теплое время года — 73,1%, в холодное — 48,1%. Студенты СВФУ поровну указали, что занимаются время от времени (в теплое время года — 40,8%, в холодное — 36,5%) и что занимаются реже 1 раза в неделю (36,0% и 37,6% соответственно). Большинство обучающихся в ПГУПС реализуют указанный формат занятий 1-2 раза в неделю по 40-60 минут, предпочитая в теплое время года оздоровительную ходьбу и велопрогулки, в холодное — прогулки на лыжах. В СВФУ равное количество респондентов указали, что занимаются 1-2 раза в неделю и что занимаются реже раза в неделю, преимущественно до 20 минут и по 20-40 минут в основном оздоровительной ходьбой. Заключительный вопрос анкеты касался выявления наиболее подходящих мест для дополнительных физкультурных занятий студентов. Было установлено, что студенты ПГУПС занимаются преимущественно в фитнес-центрах (53,1-56,3%) и в студенческих спортивных клубах (18,8-25,0%). Студенты СВФУ примерно поровну указали, что занимаются в фитнес-центрах, секциях по виду спорта, студенческих спортивных клубах (в среднем по 10-14%), однако многие из них не уточнили места своих занятий, выбрав вариант ответа «в другом месте» (40,0%-40,4%) и не раскрыв его.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В обобщенном виде результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что студенты нефизкультурных вузов, проживающие в восточном и западном регионах России, больше двигаются в теплое время года, причем как в рамках организованной физкультурной деятельности, так и в фоновом режиме повседневного быта, отдавая предпочтение активному отдыху.

В холодное время года двигательная активность студентов СВФУ и ПГУПС заметно различается. Якутские студенты более выраженно реализуют фоновую двигательную активность; предпочитают пассивный отдых и фрагментарно включают в распорядок дополнительные физкультурные занятия. Петербургские студенты, напротив, регулярно и систематически реализуют дополнительную физкультурную деятельность в форме занятий; предпочитают смешанный отдых, но несущественно воплощают фоновую двигательную активность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аржакова Л.И. Сравнительный анализ соматометри-ческих и орхидометрических показателей юношей, проживающих в Республике Саха (Якутия), занимающихся и не занимающихся спортом / Л.И. Аржакова, Д.К. Гармаева, А.А. Лыткина, С.П. Винокурова, В.А. Макарова, Е.П. Птицына // Якутский медицинский журнал, 2022. №3(79). С. 112-115. Э01: 10.25789/ YMJ.2022.79.28

2. Веселкина Т.Е. Опыт построения дистанционного обучения физической культуре в вузе в период Пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Культура физическая и здоровье,

2022. №1(81), С. 65-73.

3. Веселкина Т.Е. Результаты исследования двигательной активности студентов нефизкультурного вуза в разные периоды календарного года / Т.Е. Весел-кина, О.Г. Румба, С.В. Кононов, С.А. Романченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта,

2023, вып. 3(217). С. 83-88. Э01: 10.34835Zissn.2308-1961.2023.03.р83-88

4. Веселкина Т.Е. Сопоставление результатов анкетирования преподавателей физической культуры и студентов по проблеме реализации дистанционного обучения в период Пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, С.В. Кононов, С.А. Романченко // Наука и спорт: современные тенденции, 2023. Том 11 №1, С. 120-127. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-1120-127

Многие студенты в обеих выборках имеют в личном пользовании то или иное спортивное оборудование и инвентарь. Около половины из них считают свою двигательную активность достаточной; остальные либо считают ее недостаточной, либо дифференцируют по периодам календарного года, указывая на наличие дефицита в холодное время. Большинство осознанно отнеслись к перспективе нормирования двигательной активности, выразив желание овладеть соответствующими технологиями. Полученные данные позволяют сделать вывод о целесообразности формирования у студентов восточного и западного регионов страны опыта самостоятельной физкультурной деятельности в дистанционном режиме под руководством специалиста и сопутствующего повышения их физкультурной грамотности, что может реа-лизовываться посредством адресно ориентированных учебно-методических разработок, учитывающих территориальные особенности проживания.

5. Гнатюк Г.А. Территориальные особенности здоровья населения Республики Саха (Якутия) / Г.А. Гнатюк, Г.А. Пономарева // Вестник Якутского государственного университета, 2005. Т.2. №2. С. 81-86.

6. Грачев А.С. Оценка изменения мотивов занятия физической культурой и спортом у студентов в период самоизоляции / А.С. Грачев, Д.Е. Егоров, Е.Н. Копей-кина, А.С. Шепляков // Теория и практика физической культуры, 2022. №12. С. 58-60.

7. Мухаметшин Р.Р. Онлайн-трансляция и видеозапись занятий как эффективный инструмент при организации электронного обучения / Р.Р. Мухаметшин, Р.Р. Хадиул-лина // Открытое образование, 2022. Т. 26. №1. С. 42-50.

8. Румба О.Г. Об особенностях дополнительных физкультурных занятий студентов в Республике Саха (Якутия) / О.Г. Румба, Е.С. Борисов, Д.К. Гармаева, А.Н. Ким, Н.В. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022, вып. 12(214). С. 491-497. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.

9. Смоленский А.В. Оздоровительное значение ходьбы как метода профилактики заболеваний и увеличения продолжительности жизни человека / А.В. Смоленский, Н.В. Капустина, Н.Н. Хафизов // РМЖ. Медицинское обозрение, 2018. Т. 2. №1-1. С. 57-61.

10. Fast O. Examining the practices and challenges of distance education of PHD candidates in the context of Covid-19 / O. Fast, N. Buhaichuk, G. Golya, O. Semenog, M. Vovk // Journal of Learning for Development, 2022. Т. 9. №1. С. 73-88.

REFERENCES

1. Arzhakova L.I. Comparative analysis of somatometry and orchidometric indicators of young men living in the Republic of Sakha (Yakutia), engaged and not engaged in sports / L.I. Arzhakova, D.K. Garmaeva, A.A. Lytkina, S.P. Vinokurova, V.A. Makarova, E.P. Ptitsyna // Yakut Medical Journal 2022. №3(79). pp. 112-115. DOI: 10.25789/YMJ.2022.79.28

2. Veselkina T.E. The experience of organizing distance learning of physical culture at a university during the Pandemic / T.E. Veselkina, O.G. Rumba, N.V. Karmanova, S.V. Kononov // Physical Culture and Health, 2022. No. 1(81), pp. 65-73.

3. VeselkinaT.E. The results of a study of the motor activity of students of a non-sports higher education institution in different periods of the calendar year / T.E. Veselkina, O.G. Rumba, S.V. Kononov, S.A. Roman-chenko // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2023, No.3(217). pp. 83-88. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03. pp. 83-88.

4. Veselkina T.E. Comparison of the results of a survey of physical education teachers and students on the problem of implementing distance learning during the Pandemic / T.E. Veselkina, O.G. Rumba, S.V. Kononov, S.A. Romanchenko // Science and Sport: current trends, 2023. Vol. 11. No. 1, pp.120-127. DOI: 10.36028/23088826-2023-11-1120-127.

5. Gnatyuk G.A. Territorial features of health of the population of the Republic of Sakha (Yakutia) / G.A. Gnatyuk, G.A. Ponomareva // Bulletin of the Yakut State University, 2005. Vol.2. No. 2. pp. 81-86.

6. Grachov A.S. Evaluation of changes in the motives of physical culture and sports among students during the period of self-isolation / A.S. Grachev, D.E. Egorov, E.N. Kopeikina, A.S. Sheplyakov // Theory and practice of physical culture, 2022. No. 12. pp. 58-60.

7. Mukhametshin R.R. Online broadcast and video recording of classes as an effective tool in organizing e-learning / R.R. Mukhametshin, R.R. Khadiullina // Open Education, 2022. Vol. 26. No. 1. pp. 42-50.

8. Rumba O.G. On specificity of additional physical education classes for students in the Republic of Sakha (Yakutia) / O.G. Rumba, E.S. Borisov, D.K. Garmaeva, A.N. Kim, N.V. Savvina // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2022, issue 12(214). pp. 491-497. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.

9. Smolensky, A.V. The health-improving value of walking as a method of preventing diseases and increasing human life expectancy / A.V Smolensky, N.V. Kapustina, N.N. Khafizov // RMJ. Medical Review, 2018. Vol. 2. No.1-1, pp. 57-61.

10. Fast O. Examining the practices and challenges of distance education of PHD candidates in the context of Covid-19 / O. Fast, N. Buhaichuk, G. Golya, O. Semenog, M. Vovk // Journal of Learning for Development, 2022. T. 9. №1. C. 73-88.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Румба Ольга Геннадьевна (Rumba Olga Gennadievna) - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры»; Институт физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58; профессор кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9; e-mail: RumbaOlga@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9257-3986.

Веселкина Татьяна Евгеньевна (Veselkina Tatiana Evgenievna) - кандидат педагогических наук; доцент кафедры «Физическая культура»; ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, e-mail: belomoina@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1145-5855. Борисов Евгений Степанович (Borisov Evgeny Stepanovich) - старший преподаватель кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры»; Институт физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: es_borisov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7401-5008.

Сизова Татьяна Викторовна (Sizova Tatiana Viktorovna) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура»; ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, e-mail: tanya-travel8@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9154-1803.

Поступила в редакцию 4 мая 2023 г. Принята к публикации 18 мая 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Румба, О.Г. Сопоставление двигательной активности студентов восточного и западного регионов России в разные периоды календарного года / О.Г. Румба, Т.Е. Веселкина, Е.С. Борисов, Т.В. Сизова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 2. - С. 146-155. Э01: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-146-155

FOR CITATION

Rumba O.G., Veselkina T.E., Borisov E.S., Sizova T.V. Comparison of motor activity of students of the eastern and western regions of Russia in different periods of the calendar year. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no. 2. - pp. 146-155. DOI: 10.36028/2308-8826-202311-2-146-155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.