которые могут быть использованы тренерами для оценки эффективности соревновательной деятельности команд. Так модельными характеристиками для атакующих действий команд высокой квалификации будет количество ударов по воротам противника от 40 и более при этом процент точности должен составлять 33% и выше. По количеству ударов в створ ворот нами была определена модельная характеристика в количестве 15 ударов в среднем за матч. Для оценки надежности оборонительных действий вратаря модельной характеристикой является процент отраженных ударов, для высококвалифицированных вратарей данный показатель должен быть не ниже 70%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Параметрическое моделирование состояния физической подготовленности пляжных футболистов / АА. Рооп, И.А. Малышев, М.С. Данилов, И.К. Яичников // Спорт, человек, здоровье : материалы Конгресса, Санкт-Петербург, 08-10 декабря 2021 года. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. - С. 123-125.
2. Перспективные направления научной разработки проблемы контроля соревновательной деятельности в женском пляжном футболе / А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, М.Р. Григорьян, В.Н. Ку-ропаткина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 141-145.
3. Мухамедзянов Р.Р. Программирование рабочих микроциклов на специально-подготовительном этапе тренировки высококвалифицированных вратарей в пляжном футболе / Р.Р. Мухамедзянов, М.Ю. Нифонтов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 241-245.
4. Количественный анализ выполнения обманных движений и их эффективности при выполнении нападающих ударов у сильнейших волейболистов мирового волейбола / О.В. Николаева, Б.Е. Лосин, Д.А. Попов, А.Д. Помыканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 7 (161). - С. 202-206.
REFERENCES
1. Roop, A.A., Malyshev, I.A., Danilov, M.S. and Yaichnikov, I.K. (2021), "Parametric simulations the physical condition of beach soccer players", Sport, People, Health, Proceedings of the 10th International Congress "Sport, People, Health ", to December 08-10, 2021, St. Petersburg, pp. 123-125.
2. Zolotarev, A.P., Gakame, R.Z., Grigorian, M.R. and Kuropatkina, V.N., (2021), "Perspective directions of scientific development of competitive activities control problems in women's beach football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 141-145.
3. Mukhamedzyanov, R.R. and Nifontov, M. Yu. (2021), "Programming of working microcycles at specially prepared stage of training of highly qualified goalkeepers in beach football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 241-245.
4. Nikolaeva, O.V., Losin, B.E., Popov, D.A. and Pomykanova A.D., (2018), "Quantitative analysis of performance of deceptive movements and their efficiency when performing the attacking blows at the strongest volleyball players of world volleyball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp. 202-206.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2022
УДК 379.8.092.2
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Ольга Геннадьевна Румба, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Степанович Борисов, старший преподаватель, Дарима Кышектовна Гармаева, доктор медицинских наук, профессор, Александр Николаевич Ким, доктор юридических наук, профессор, Надежда Валерьевна Саввина, доктор медицинских наук, профессор, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация
Эффективность двигательной активности человека напрямую зависит от её регулярности, что достигается при наличии внутренней мотивации занимающихся и их готовности к самостоятельным усилиям по её реализации. При этом в регионах с продолжительными суровыми зимами (таких как Республика Саха (Якутия)), существуют объективные ограничения в реализации самостоятельной физкультурной деятельности. Цель исследования - выявление особенностей дополнительных физкультурных занятий студентов в Республике Саха (Якутия). Организация и методы исследования: Исследование проводилось с марта по сентябрь 2022 года и включало беседы со специалистами, осуществляющими дополнительную физкультурную деятельность со студентами на базе спортивного студенческого клуба СВФУ и в фитнес-центрах города Якутска. Было опрошено 12 специалистов. В ходе исследования применены метод опроса в виде беседы и метод теоретического анализа и обобщения. Результаты исследования и их обсуждение. В статье сопоставлены мнения специалистов о регулярности дополнительных физкультурных занятий студентов и зависимости данного показателя от времени года в климатических условиях Республики Саха (Якутия); о мотивах таких занятий и причинах выбора видов двигательной деятельности; об особенностях занятий юношей и девушек; о влиянии Пандемии на организационные аспекты дополнительных занятий; об оптимальных формах, средствах, режимах самостоятельных физкультурных занятий студентов. Вывод: Полученные данные об особенностях дополнительных физкультурных занятий студентов в Республике Саха (Якутия) позволят продолжить работу по научному обоснованию технологий нормирования двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суровыми зимами.
Ключевые слова: студенты, проживающие в регионах с продолжительными суровыми зимами; дополнительные физкультурные занятия; мотивация к физкультурной деятельности; студенческий спортивный клуб; фитнес-центры; самостоятельная физическая тренировка; организационно-методические аспекты физкультурных занятий; метод опроса в виде беседы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p491-497
ON SPECIFICITY OF ADDITIONAL PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR STUDENTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Olga Gennadyevna Rumba, the doctor of pedagogical sciences, professor, Evgeny Stepa-novich Borisov, the senior teacher, Darima Kyshektovna Harmayeva, the doctor of medical sciences, professor, Alexander Nikolaevich Kim, the doctor of law, professor, Nadezhda Val-eryevna Savvina, the doctor of medical sciences, professor, North-Eastern Federal University,
Yakutsk
Abstract
The effectiveness of the person's motor activity directly depends on its regularity, which is achieved due to internal motivation of those involved and their readiness for independent efforts to implement it. At the same time, in the regions with prolonged severe winters (such as the Republic of Sakha (Yakutia)), there are objective restrictions in the implementation of independent physical education activities. The purpose of the study is to identify the specificity of physical education classes of students in the Republic of Sakha (Yakutia). Organization and methods of research: The study was conducted from March to September 2022 and included interviews with specialists engaged in additional physical education activities with students at the NEFU Sports Student Club and in the fitness centers of the city of Yakutsk. Twelve specialists were interviewed. In the course of the study, the interview method in the form of a conversation and the method of theoretical analysis and generalization were applied. The results of the study and their discussion. The article compares the opinions of the experts on the regularity of additional physical education classes for students and the dependence of this indicator on the time of year in the climatic conditions of the Republic of Sakha (Yakutia); on the motives of such classes and the reasons for choosing particular types of motor activity; on the specificity of classes for boys and girls; on the impact of the Pandemic on the organizational aspects of additional classes; on optimal forms, means, modes of independent physical education classes of students. Conclusion: The data obtained on the specificity of additional physical education classes of students in the Republic of Sakha (Yakutia) will allow us to continue work on the
scientific substantiation of technologies for rationing the motor activity of students studying in the regions with prolonged severe winters.
Keywords: students living in the regions with long severe winters, additional physical education classes, motivation for physical activity, student sports club, fitness centers, independent physical training, organizational and methodological aspects of physical education classes, interview method in the form of a conversation.
ВВЕДЕНИЕ
Значение двигательной активности для формирования и поддержания здоровья человека общепризнано [1]. При этом крайне важным фактором является её регулярность, что может быть достигнуто при наличии внутренней мотивации самих занимающихся и их готовности к самостоятельным усилиям по её реализации. Поскольку учебная дисциплина «Физическая культура» представлена в ограниченном режиме (на протяжении 2-3 лет по 1-2 раза в неделю в не каникулярное время), в студенческой среде инициатива к дополнительной физкультурной деятельности, как правило, воплощается в рамках самостоятельных занятий, а также в системе студенческих спортивных клубов и в фитнес-центрах [5, 2].
В регионах с продолжительными суровыми зимами, к числу которых относится Республика Саха (Якутия), существуют объективные ограничения в возможностях проведения самостоятельных физкультурных занятий на открытом воздухе, рассматриваемых многими в качестве универсальных и наиболее доступных, поскольку для них требуются минимальные финансовые и временные затраты [3]. В связи с этим студенты, проживающие в регионах с суровым климатом, вынуждены иначе подходить к организации дополнительной физкультурной деятельности [6, 4].
В настоящее время в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ) проводятся исследования, направленные на научное обоснование технологий нормирования двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суровыми зимами. На первом этапе исследований были проведены беседы со специалистами, осуществляющими дополнительную физкультурную деятельность со студентами на базе спортивных студенческих клубов и в фитнес-центрах.
Таким образом, цель исследования состоит в выявлении особенностей дополнительных физкультурных занятий студентов в Республике Саха (Якутия).
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с марта по сентябрь 2022 года. В ходе его подготовки было сформулировано восемь вопросов, в рамках которых строились беседы со специалистами (таблица).
Таблица - Вопросы для беседы со специалистами, осуществляющими дополнительную физкультурную деятельность со студентами_
№ Вопрос
1 По Вашим наблюдениям, насколько часто студенты посещают дополнительные физкультурные занятия? Различается ли показатель посещаемости в зависимости от времени года? Если да, то как это выражается?
2 По Вашим наблюдениям, кто в большей степени вовлечён в дополнительные физкультурные занятия -юноши или девушки? Какие виды двигательной активности являются наиболее востребованными для тех и для других?
3 По Вашему мнению, каковы основные мотивы дополнительных физкультурных занятий студентов?
4 По Вашему мнению, в чём состоят основные причины выбора студентами того или иного вида двигательной активности для дополнительных физкультурных занятий? Какой фактор является более весомым - личность тренера или непосредственное содержание двигательной деятельности?
5 По Вашему мнению, какая форма организации дополнительных физкультурных занятий является более эффективной для студентов - индивидуальная (с персональным тренером) или групповая?
6 По Вашим наблюдениям, как повлияла Пандемия на посещаемость дополнительных физкультурных занятий студентами? Как повлияла на посещаемость другими контингентами населения?
№ Вопрос
7 По Вашему мнению, какие виды двигательной активности эффективны для самостоятельных физкультурных занятий студентов?
8 По Вашему мнению, каковы минимальные периодичность и продолжительность дополнительных физкультурных занятий для обеспечения их эффективности?
Всего было опрошено 12 специалистов, из которых пять человек работают в студенческом спортивном клубе СВФУ (ССК СВФУ), семь человек работают в фитнес-центрах (ФЦ) города Якутска. Беседы осуществлялись как при личном контакте, так и посредством телефонной связи. Ответы специалистов записывались на диктофон, кратко конспектировались и далее обрабатывались с помощью метода теоретического анализа и обобщения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе обсуждения первого вопроса беседы трое из пяти сотрудников ССК СВФУ ответили, что время года не влияет на посещение студентами дополнительных физкультурных занятий. Один указал, что пик посещаемости приходится на весну на фоне подготовки к летнему сезону. Один отметил, что посещаемость увеличивается к концу семестра в связи с необходимостью отработки пропущенных учебных занятий.
Принявшие участие в беседах сотрудники ФЦ Якутска констатировали, что в целом студенты составляют незначительную часть их клиентов. Пик посещаемости данного контингента, по мнению троих специалистов, приходится на весну, наиболее выражено -с апреля. Двое отметили, что фиксируют увеличение количества студентов на своих занятиях в равной степени осенью и зимой; двое - преимущественно зимой. В целом, все семеро отметили общее снижение количества занимающихся после Пандемии и с началом специальной военной операции Вооружённых Сил РФ на Украине.
По результатам обсуждения второго вопроса беседы установлено, что, согласно наблюдениям троих сотрудников ССК СВФУ, девушки более активно посещают дополнительные занятия, чем юноши; по мнению двоих - посещают одинаково. Все респонденты указали, что девушки предпочитают кардио нагрузки, юноши - силовые. Один из опрошенных конкретизировал, что особенно привлекательными для девушек являются танцевальные упражнения; другой отметил циклические.
По мнению троих сотрудников ФЦ Якутска, девушки больше вовлечены в дополнительные физкультурные занятия; по мнению двоих - больше вовлечены юноши; по мнению ещё двоих - вовлечены поровну. Трое респондентов выделили кардио упражнения как предпочитаемые девушками и силовые - как предпочитаемые юношами. Двое отметили, что в клубах по месту их работы развиваются все перспективные направления дифференцировано для юношей и девушек. Один указал на преимущественный запрос от молодёжи на кроссфит; другой выделил кроссфит, атлетическую гимнастику, аэробику, лёгкую атлетику, стрельбу из лука.
При обсуждении третьего вопроса беседы в качестве основных мотивов дополнительных физкультурных занятий студентов сотрудниками ССК СВФУ были названы следующие: формирование внешней привлекательности (по мнению четверых респондентов), повышение физической подготовленности (по мнению троих), оздоровление (по мнению двоих), выполнение разрядных нормативов (по мнению одного), общение (по мнению одного).
Сотрудниками ФЦ Якутска в качестве ключевых мотивов были названы: коррекция внешних параметров тела и оздоровление. Один из респондентов помимо этого указал также развитие гибкости и выносливости. Один обратил внимание на то, что до Пандемии ведущим мотивом было формирование внешней привлекательности, после Пандемии - стало оздоровление.
В ходе обсуждения четвёртого вопроса беседы сотрудниками ССК СВФУ были отмечены следующие причины выбора студентами видов двигательной активности для дополнительных физкультурных занятий: содержание двигательной деятельности, включая её «модность» и персональную привлекательность (по мнению троих респондентов); направленность упражнений (по мнению двоих); перспективы спортивных достижений (по мнению двоих). Лишь один специалист из числа опрошенных указал, что личность тренера влияет на данный выбор.
По мнению сотрудников ФЦ Якутска, в качестве основных причин выступают следующие: направленность упражнений (указали шестеро респондентов); содержание двигательной деятельности (указали пятеро); развитие выносливости и силы (указал один). Ни один из опрошенных в данной выборке не выделил значение личности тренера. Более того, двое подчеркнули, что в данном случае этот фактор не играет роли.
При обсуждении пятого вопроса беседы сотрудники ССК СВФУ высказали единое мнение о преимуществе групповой формы дополнительных физкультурных занятий студентов по сравнению с индивидуальной.
Сотрудниками ФЦ Якутска при аналогичной направленности ответов был сделан иной смысловой акцент. В частности, шестеро указали, что индивидуальная форма занятий с персональным тренером является эффективнее, однако групповая форма - доступнее, прежде всего, с точки зрения финансовых возможностей. Один респондент указал, что девушки предпочитают индивидуальные занятия с персональным тренером, а юноши - самостоятельные индивидуальные занятия.
Результаты обсуждения шестого вопроса беседы свидетельствуют о выраженном отрицательном влиянии Пандемии на посещаемость студентами дополнительных физкультурных занятий. Так, пятеро сотрудников ССК СВФУ отметили резкое снижение данного показателя, причём как в период Пандемии, так и после. Двое из них зафиксировали переориентацию студентов на занятия в онлайн-режиме. Касаемо посещаемости занятий иными категориями населения респонденты затруднились дать ответы, поскольку работают только со студентами.
Пятеро сотрудников ФЦ Якутска указали на существенное снижение посещаемости физкультурных занятий всеми категориями населения, включая студентов, вследствие Пандемии. Двое отметили, что студенты практически совсем перестали ходить на занятия, а другие лица в большом количестве переориентировались на занятия в онлайн-режиме. По наблюдениям одного из респондентов, следует выделить три волны снижения посещаемости: начало Пандемии, введение QR-кодов в качестве допуска на занятия, начало специальной военной операции Вооружённых Сил РФ на Украине. Другой респондент констатировал возобновление посещаемости занятий по окончании Пандемии всеми категориями населения, за исключением студентов.
Обсуждение седьмого вопроса беседы с сотрудниками ССК СВФУ показало, что, по их единому мнению, самым доступным и эффективным средством для самостоятельной физической тренировки студентов являются силовые упражнения, включая упражнения в преодолении веса собственного тела и упражнения с отягощениями. Двое специалистов отметили также бег в аэробном и анаэробном режимах.
Аналогичного мнения придерживаются сотрудники ФЦ Якутска, единогласно указавшие силовые упражнения в качестве наиболее доступного средства для самостоятельных занятий. Кроме того, двоими респондентами были названы ходьба, бег, плавание. Один особо отметил оздоровительный эффект физических упражнений на открытом воздухе.
В ходе обсуждения восьмого вопроса беседы было высказано наибольшее разнообразие мнений. Так, каждый сотрудник ССК СВФУ из числа опрошенных обозначил свой диапазон целесообразной периодичности дополнительных физкультурных занятий:
2-3 раза в неделю, 2-5 раз, 3-4 раза, 3-5 раз, 2-6 раз. Относительно продолжительности занятий четверо респондентов в качестве оптимальной величины рассматривают 1,5-2 часа; один респондент - 45 минут.
Напротив, сотрудники ФЦ Якутска придерживаются единого мнения о периодичности дополнительных физкультурных занятий, указывая в качестве таковой 2-3 раза в неделю, и расходятся во мнениях относительно их продолжительности. Трое специалистов считают, что продолжительность одного занятия должна составлять 1 час; один указывает диапазон от 20 минут до 2-х часов; один - от 40 минут до 1,5 часов; один - от 3040 минут до 2-3 часов; один - от 1-го до 2-х часов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение результатов бесед со специалистами, осуществляющими дополнительную физкультурную деятельность со студентами на базе спортивных студенческих клубов и в фитнес-центрах на территории Республики Саха (Якутия), позволяет сделать следующие выводы.
Посещение студентами дополнительных физкультурных занятий приходится в основном на осень, зиму и весну. Характерное увеличение посещаемости наблюдается в основном во второй половине весны и связано с желанием занимающихся подготовить внешние параметры тела к летнему сезону.
В целом, юноши и девушки практически поровну вовлечены в дополнительные физкультурные занятия, однако девушки немного больше. В выборе видов двигательной активности их интересы расходятся: юноши предпочитают силовые упражнения, девушки - кардио.
Основными мотивами дополнительных физкультурных занятий студентов являются коррекция внешних параметров тела, оздоровление, повышение физической подготовленности.
При выборе вида двигательной активности для дополнительных физкультурных занятий студенты преимущественно руководствуются содержанием двигательной деятельности и направленностью упражнений. Личность специалиста, проводящего занятия, на данный выбор существенно не влияет.
Наиболее целесообразной и доступной формой дополнительных физкультурных занятий студентов является групповая.
В результате Пандемии произошло существенное снижение количества студентов, посещающих дополнительные физкультурные занятия. При этом многие из них переориентировалось на занятия в онлайн-режиме. Аналогичная тенденция характерна и для иных категорий населения.
Самым доступным и эффективным средством для самостоятельных физкультурных занятий студентов являются силовые упражнения. Кроме того, перспективно использование бега, ходьбы, плавания.
В качестве минимальных показателей периодичности и продолжительности дополнительных физкультурных занятий студентов следует рассматривать 2-3 раза в неделю по 30-40 минут; в качестве оптимальных - 3-4 раза в неделю по 1-2 часа.
В целом, полученные данные позволят продолжить работу по научному обоснованию технологий нормирования двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суровыми зимами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов А.А. Малые формы физкультурных занятий в режиме повседневной деятельности людей / А.А. Горелов, О.Г. Румба, Н.Н. Венгерова, Т.Г. Бякова, П.Е. Шувалов // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 1. - С. 56-58.