ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА
А.В. РОДИН, СГАФКСТ, г. Смоленск, Россия;
В.П. ГУБА, РГУФКСМиТ, г. Москва;
П.В. ПУСТОШИЛО, СГУ, г. Смоленск, Россия
Аннотация
Здоровье студентов определяет потенциал будущего специалиста в профессиональной деятельности. В качестве основных параметров, определяющих здоровье студента, выступают показатели физического развития и двигательной подготовленности, а также степень овладения специфическими двигательными действиями. Применение физкультурно-оздоровительных технологий в физическом воспитании студентов обуславливает качественные перестройки в их организме. Внедрение в содержание дополнительных занятий со студентами индивидуально-игровых видов спорта позволяет добиться существенного повышения двигательной подготовленности и укрепления
физического и психического здоровья.
Ключевые слова: студенты, физкультурно-оздоровительные занятия, индивидуально-игровые виды спорта,
настольный теннис.
EFFECTIVENESS OF CONSTRUCTION OF ADDITIONAL PHYSICAL EDUCATION AND RECREATION CLASSES WITH STUDENTS ON THE BASIS OF INDIVIDUAL-GAME SPORTS
A.V. RODIN,
SSAPCST, Smolensk city, Russia;
V.P. GUBA, RSUPCSY&T, Moscow city;
P.V. PUSTOSHILO, SSU, Smolensk city, Russia
Abstract
The health of students determines the potential of the future specialist in professional activities. The main parameters determining the student's health are indicators of physical development and motor fitness, as well as the degree of mastery of specific motor actions. The use of physical education and health technologies in the physical education of students determines qualitative restructuring in the body of students. The introduction of individual sports in the content of additional classes with students makes it possible to achieve a significant increase in motor fitness and strengthen physical and mental health.
Keywords: students, fitness classes, individual play sports, table tennis.
Актуальность
Образовательный процесс студентов предусматривает увеличение времени, отводимого на изучение теоретических дисциплин, которые осваиваются в аудитории. Длительное времяпровождение без движений приводит к снижению двигательной активности студентов, что отрицательно сказывается на состоянии всего организма, а также физическом и психологическом развитии [2].
исследования
Период обучения студентов в вузе является благоприятным для развития физических способностей и совершенствования двигательных действий. Студенты проявляют интерес к различным видам двигательной активности индивидуального и коллективного характера. Среди множества спортивных игр, индивидуально-игровые виды спорта, к которым относится настольный теннис, характеризуются разнообразной двигательной
С*)
активностью, включающей различные упражнения, выполняемые с большой интенсивностью и требующие от занимающегося высокого уровня развития двигательных способностей, обуславливающих укрепление здоровья студентов [1, 3, 5, 9].
Вопросам оптимизации физического воспитания студентов во внеурочное (секционное) время посвящено достаточно большое количество работ отечественных специалистов [4, 8]. Однако следует подчеркнуть, что лишь некоторые специалисты в своих исследованиях [6, 7] затрагивали проблему организации физкультурно-оздоровительных занятий настольным теннисом, причём они, как правило, относятся не к дополнительным занятиям, а к аудиторной форме организации занимающихся. Имеющиеся в литературных источниках данные не представляют собой самостоятельную универсальную технологию дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий студентов, обеспечивающих укрепление здоровья и повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности, а лишь являются отдельными частями теории физического воспитания.
Цель исследования - разработать, экспериментально обосновать и оценить эффективность построения дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий со студентами на основе индивидуально-игровых видов спорта.
Организация исследования
Исследования проводились в четыре этапа в период с сентября 2018 по март 2021 г. В исследовании приняли участие студенты Смоленского государственного университета. Экспериментальное исследование было направлено на разработку, внедрение и оценку эффективности технологии дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий индивидуально-игровыми видами спорта (настольный теннис) со студентами различных специализаций. Основу исследований составил формирующий педагогический эксперимент, который позволил определить эффективность разработанных и внедренных в процесс дополнительного физического воспитания студентов содержания физкультурно-оздоровительных занятий на основе средств индивидуально-игровых видов спорта.
Результаты исследования и их обсуждение
Методологической базой экспериментальной технологии дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий со студентами на основе индивидуально-игровых видов спорта являются системный и деятельностный подходы, где в основе находится парадигма развивающего обучения студента, которая предусматривает: создание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; установление взаимодействия - возникновение различных форм сотрудничества студента с тренером-преподавателем и сверстниками.
Основываясь на концептуальных подходах, а также методических рекомендациях, направленных на проектирование дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий в индивидуально-игровых видах спорта,
выделяем основные положения разработанной и примененной технологии, способствующей совершенствованию двигательных способностей у студентов, занимающихся настольным теннисом (рис. 1).
Теоретическая разработка технологии дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий настольным теннисом со студентами включала решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, которые реализовывались с помощью общеразвивающих и гимнастических упражнений, а также специализированных упражнений по технике игры и для развития психомоторных способностей. Все упражнения проводились с помощью повторного игрового и соревновательного метода в процессе групповых и индивидуальных занятий. На каждом этапе дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий проводился контроль состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности студентов.
Оценка эффективности технологии дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий индивидуально-игровыми видами спорта студентов осуществлялась в рамках формирующего педагогического эксперимента.
Результаты динамики физического развития, двигательной подготовленности и здоровья свидетельствуют о высокой эффективности предложенного подхода, что позволяет рекомендовать специалистам применять данную технологию в системе внеурочных дополнительных занятий по физическому воспитанию высших учебных заведений.
В результате исследования определено, что к концу формирующего педагогического эксперимента под воздействием физкультурно-оздоровительных занятий у мальчиков и девочек ЭГ происходит достоверное улучшение показателей челночного бега 3x10 м на 0,50 ± 0,03 и 0,54 ± 0,02 с соответственно (р < 0,05), а в КГ эти изменения не существенны (р > 0,05; рис. 2).
В ходе исследования выявлено, что в начале эксперимента показатели упражнения «бросок мяча в пол с поворотом на 360о - ловля» у юношей КГ и ЭГ составляют 2,6 ± 1,1 и 2,6 ± 1,3 балла соответственно, а после: 3,6 ± 0,9 и 4,4 ± 1,2 балла (р > 0,05).
Такая же тенденция установлена и у девушек в этом испытании, в результате которого показатели до эксперимента составили 2,6 ± 0,8 и 2,6 ± 1,2 балла соответственно, после: 3,4 ± 0,8 и 4,2 ± 1 балл (р > 0,05).
Полученные данные позволяют констатировать, что в результате применения физкультурно-оздоровительных занятий во внеурочное (секционное) время у юношей и девушек ЭГ к концу формирующего эксперимента происходит достоверное увеличение показателей на 1,8 ± 0,3 и 1,6 ± 0,2 балла соответственно (р < 0,05), а в КГ эти изменения не существенны (р > 0,05).
В контрольном испытании - отбивании теннисного мяча в цель - у юношей КГ и ЭГ показатели уровня развития двигательных способностей до эксперимента составили: 2,6 ± 0,44 и 2,8 ± 0,6 балла, а после эксперимента: 3,2 ± 0,5 и 4, 2± 0,7 балла соответственно (р > 0,05; рис. 3).
Рис. 1. Технология дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий индивидуально-игровыми видами спорта со студентами государственного вуза
и кг □ эг
о.' ш ,
9,54
9,50
До | После Юноши
До | После Девушки
Рис. 2. Динамика показателей подготовленности по тестовому заданию «Челночный бег 3х 10 м» у студентов КГ и ЭГ
С*)
■ кг □ эг
Девушки
Рис. 3. Динамика показателей подготовленности в отбивании теннисного мяча в цель у студентов КГ и ЭГ
В свою очередь у девушек до исследования этот показатель составлял: 2,4 ± 1,2 и 2,6 ± 1,6 балла, после исследования: 3,2 ± 1,08 и 4,4 ± 1,26 балла соответственно (р > 0,05).
Результаты контрольного тестирования показали, что у юношей и девушек ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента происходит существенное увеличение показателей двигательных способностей, оцениваемых с помощью теста «отбивание теннисного мяча в цель», на 1,4 ± 0,2 и 1,8 ± 0,3 балла соответственно (р < 0,05). В свою очередь в КГ подобной тенденции не отмечается (р > 0,05).
Установлена динамика показателей двигательной подготовленности в прыжках через скакалку у юношей КГ и ЭГ. До эксперимента результаты составили: 2,4 ± 0,8 и 2,2 ± 1,2 балла соответственно, а после него: 3,2 ± 0,72 и 4,2 ± 1,08 балла (р > 0,05). Выявлено, что у девушек до эксперимента изучаемые показатели составили 3,4 ± 0,8 и 3,4 ± 0,6 балла, после эксперимента: 4,0 ± 0,6 и 4,8 ± 0,5 (р > 0,05).
Весьма примечательно, что к концу формирующего педагогического эксперимента у юношей и девушек существенно возрастают показатели прыжков через скакалку на 2,0 ± 0,4 и 1,4 ± 0,2 балла соответственно (р < 0,05). Следует обратить внимание на то, что в КГ показатели
прыжка через скакалку также увеличиваются, но незначительно (р > 0,05).
Установлено, что показатели пробы Ромберга как у юношей, так и девушек находятся на достаточно низком уровне. У юношей КГ и ЭГ до эксперимента: 1,8 ± 1,6 и 1,8 ± 2 балла соответственно, а после: 3,0 ± 1,4 и 4,2 ± 1,8 балла (р > 0,05; рис. 4). У девушек КГ и ЭГ до эксперимента: 1,6 ± 0,8 и 1,6 ± 1,2 балла соответственно, а после: 2,6 ± 0,7 и 3,8 ± 1 балл (р > 0,05).
Проведенное исследование позволило установить, что у юношей и девушек ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента показатели пробы Ром-берга существенно возросли на 2,4 ± 0,4 и 2,2 ± 0,3 балла соответственно (р < 0,05), а в КГ эти изменения не достоверны (р > 0,05).
Применение экспериментальной технологии дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий настольным теннисом со студентами позволяет оптимизировать физическое развитие и повысить показатели двигательной подготовленности занимающихся.
Проведенные исследования показали, что перед началом формирующего педагогического эксперимента у студентов КГ и ЭГ количество посещенных и пропущенных занятий, а также количество заболеваний достоверно не отличалось (р > 0,05).
■ КГ □ ЭГ
До | После Юноши
До | После Девушки
Рис. 4. Динамика показателей подготовленности по тестовому заданию - проба Ромберга
у студентов КГ и ЭГ
С*)
В результате внедрения технологии дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий на основе индивидуально-игровых видов спорта в процесс по физическому воспитанию студентов ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента у них существенно возросло количество тренировочных занятий в течение года -13,8 и снизилось количество пропущенных занятий и заболеваний - 13,8 и 8,7 соответственно (р < 0,05). Весьма характерно, что в КГ к концу формирующего педагогического эксперимента достоверно увеличилось количество пропущенных занятий и заболеваний (р < 0,05).
В результате внедрения в физическое воспитание студентов ЭГ технологии дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий удалось существенно снизить количество острых респираторных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата на 3,7 и 2,6% соответственно (р < 0,05). В контрольной группе отмечалась противоположная тенденция, свидетельствующая об увеличении к концу формирующего педагогического
эксперимента количества ОРЗ и заболеваний ОДА на 2,6 и 2,7% соответственно (р < 0,05).
Установлено, что к концу формирующего педагогического эксперимента у студентов ЭГ произошло снижение количества заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы на 1,8 и 0,6% соответственно (р > 0,05). У студентов КГ количество таких же заболеваний к концу формирующего педагогического эксперимента возросло на 0,6 и 1,2% соответственно (р > 0,05).
Заключение
Проведенные комплексные исследования позволяют сделать вывод о том, что внедрение в физическое воспитание студентов технологии дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий с учетом воздействия на организм специализированных комплексных средств подготовки, интегрированных из индивидуально-игровых видов спорта, положительно влияет на физическое развитие, повышение двигательной подготовленности и укрепление состояния здоровья занимающихся.
Литература
1. Губа, В.П. Еще раз об индивидуальном подходе в спортивно-педагогических исследованиях / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 9. -С. 66.
2. Губа, В.П. Приоритетное применение метода круговой тренировки на занятиях по физическому воспитанию в гуманитарных вузах / В.П. Губа, М.С. Леонтьева, С.А. Ар-хипова, В.Н. Егоров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. -№ 1. - С. 14-23.
3. Губа, В.П. Теория и методика спортивных игр: учебник / В.П. Губа. - М.: Спорт, 2020. - 722 с.
4. Илькевич, К.Б. Особенности организационно-педагогических условий физкультурно-оздоровительной деятельности студентов / К.Б. Илькевич, А.С. Болдов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 2 (180). - С. 128-132.
5. Лосенкова, О.А. Анализ физической подготовленности детей, занимающихся настольным теннисом / О.А. Лосенкова, А.В. Родин // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. под общ. ред. к.п.н., доц.
А.В. Родина (г. Смоленск, 24-26 января 2017 г.). - Смоленск, 2017. - С. 151-152.
6. Ольховская, Е.Б. Настольный теннис в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы / Е.Б. Ольховская // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 5. - С. 158-160.
7. Ратькина, Л.Г. Настольный теннис как средство физкультурно-оздоровительной деятельности студентов / Л.Г. Ратькина, В.В. Зотин // Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта: матер. Всерос. науч. интернет-конф. - М., 2017. -С. 75-78.
8. Родин, А.В. Основы методики спортивных игр: учебное пособие / А.В. Родин, А.Б. Самойлов, К.Н. Еф-ременков. - Смоленск, 2017. - 194 с.
9. Родин, А.В. Особенности развития психомоторных способностей у юных спортсменов, занимающихся настольным теннисом в группах начальной подготовки / А.В. Родин // Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта: матер. Всерос. науч.-практ. заоч. конф. с междунар. участ. РГУФКСМиТ. - М., 2015. - С. 110-115.
References
1. Guba, V.P. (2019), Once again about the individual approach in sports and pedagogical research, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 9, p. 66.
2. Guba, V.P., Leontyev, M.S., Arkhipova, S.A. and Egorov, V.N. (2017), Priority use of the method of circular training in physical education classes in humanities, Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, no. 1, pp. 14-23.
3. Guba, V.P. (2020), Theory and methodology of sports games: textbook, Moscow: Sport, 722 p.
4. Ilkevich, K.B., Boldov, A.S. and Ivanov, D.A. (2020), Peculiarities of organizational and pedagogical conditions of physical education and health activities of students, Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 2 (180), pp. 128-132.
C*)
5. Losenkova, O.A. and Rodin, A.V. (2017), Analysis of physical fitness of children engaged in table tennis, In: Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii, rekreacii i sporte: mater. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. pod obshh. red. k.p.n, doc. A.V. Rodina (g. Smolensk, 24-26 janvarya 2017 goda), Smolensk, pp. 151-152.
6. Olkhovskaya, E.B. (2016), Table tennis in physical education of students of a special medical group, Mezhdun-arodniy nauchniy zhurnal "Innovacionnaya nauka", no. 5, pp. 158-160.
7. Ratkina, L.G. and Zotin, V.V. (2017), Table tennis as a means of physical education and health activities of stu-
dents, In: Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya indi-vidual'no-igrovyh vidov sporta: mater. Vseros. nauch. internet-konf., Moscow, pp. 75-78.
8. Rodin, A.V., Samoylov, A.B. and Efremenkov, K.N. (2017), Fundamentals of the methodology of sports games: textbook, Smolensk, 194 p.
9. Rodin, A.V. (2015), Features of the development of psychomotor abilities among young athletes engaged in table tennis in initial training groups, In: Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya individual'no-igrovyh vidov sporta: mater. Vseros. nauch.-prakt. zaoch. konf. s mezhdunar. uchast. RGUFKSMiT, Moscow, pp. 110-115.