Научная статья на тему 'СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КИТАЕ'

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ОПЕРНАЯ ШКОЛА / ВОКАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хань Мэйшуан

Цель настоящего исследования: сравнить особенности музыкального образование и преподавания, характерные для Китая и России. Материальную основу исследования составили работы следующих авторов: А. А. Брыкова, И. В. Субботина, Т. П. Королева, И. М. Красильников, Л. Ванг, Л. Винг-Во. В ходе анализа работ И. М. Красильникова и Ч. Вана сделан вывод о том, что в РФ и Китае важность музыкального образовательного процесса понимается различно. Так, преподавание курсов музыки в РФ включает в себя два академических года, в то время как наиболее продолжительная программа может длиться около четырех академических лет. Кроме того, профессионализм музыкальных учебных материалов двух стран отличается: в РФ повсеместно используется система, предложенная Д. Б. Кабалевским, в то время как в КНР общая система отсутствует. Также в Китае имеет место проблема, сопряженная с недостаточным развитием индивидуального подхода к преподаванию в вокальной методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARING PEDAGOGICAL MODELS OF MUSIC EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA

The purpose of this study: to compare the features of music education and teaching, typical for China and Russia. The material basis of the research was made by the following authors: A. A. Brykova, I. V. Subbotina, T. P. Koroleva, I. M. Krasilnikov, L. Wang, L. Wing-Wo. During the analysis of I. M. Krasilnikov and Ch. Wang’s works the conclusion is made that in the Russian Federation and China the importance of the music education process is understood differently. Thus, the teaching of music courses in the Russian Federation includes two academic years, while the longest program can last about four academic years. In addition, the professionalism of music teaching materials of the two countries differs: in the Russian Federation the system proposed by D. B. Kabalevsky is universally used, while in the PRC there is no common system. Also in China there is a problem associated with insufficient development of individual approach to teaching in vocal methodology.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КИТАЕ»

Сопоставление педагогических моделей музыкального образования в России и Китае

Хань Мэйшуан,

аспирант, кафедра методологии и технологий педагогики музыкального образовани, Московский педагогический государственный университет E-mail: 515340039@qq.com

Цель настоящего исследования: сравнить особенности музыкального образование и преподавания, характерные для Китая и России. Материальную основу исследования составили работы следующих авторов: А.А. Брыкова, И.В. Субботина, Т.П. Королева, И.М. Красильников, Л. Ванг, Л. Винг-Во. В ходе анализа работ И.М. Красильникова и Ч. Вана сделан вывод о том, что в РФ и Китае важность музыкального образовательного процесса понимается различно. Так, преподавание курсов музыки в РФ включает в себя два академических года, в то время как наиболее продолжительная программа может длиться около четырех академических лет. Кроме того, профессионализм музыкальных учебных материалов двух стран отличается: в РФ повсеместно используется система, предложенная Д.Б. Кабалевским, в то время как в КНР общая система отсутствует. Также в Китае имеет место проблема, сопряженная с недостаточным развитием индивидуального подхода к преподаванию в вокальной методике.

Ключевые слова: музыкальное образование, преподавания, индивидуальный подход, методические материалы, оперная школа, вокальные техники.

Введение

На сегодняшний день китайская национальная школа является доминирующей концепцией в музыкальном образовании Китайской Народной Республике (далее - КНР). При этом для Китая справедлива ситуация, в рамках которой будущие студенты высших учебных заведений склоняются к выбору академического пения, которое в большей степени характерно для европейской оперной школы. С другой стороны, китайская опера демонстрирует характер малой притягательности для граждан Китая. В отдаленной перспективе наметившаяся тенденция может привести к тому, что китайское культурное богатство угаснет и будет утрачено. Стоит отметить тот факт, что музыкальная культурная традиция существует порядка трех тысячелетий. Полагаем, что указанные традиции должны быть сохранены в современном социуме, так как формирование современной китайской школы происходило в рамках глобализационных процессов. Проблема заключается в том, что актуальные программы подготовки, предлагаемые китайскими преподавателями музыки, редко отвечают потребностям молодого поколения, в связи с чем следует говорить о том, что китайская школа нуждается в реформах.

Согласно статье 1 Соглашения, заключенного между Правительством РФ и Правительством КНР, Стороны обмениваются опытом и сотрудничают по культурным вопросам, в частности, знакомят граждан своих стран с литературными произведениями и объектами культуры другой Стороны [6]. Иначе говоря, страны сотрудничают также по культурным вопросам, которые имеют отношение к музыке. По этой причине представляется очевидным, что Китай, обращаясь за опытом развития сферы в РФ, может реформировать свой образовательный процесс, сопряженный с обучением музыке.

Результаты и обсуждение

Необходимо обозначить тот факт, что анализ истории Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что музыкальному образовательному процессу всегда придавалось большое значение. В школах времен СССР занятия, связанные с вокальными и музыкальными компетенциями, всегда имели высокую важность, на что указывает И.М. Красильников [4].

Следует также говорить о том, что преподавание курсов музыки в РФ включает в себя два академических года, в то время как наиболее продолжительная программа может длиться около четы-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

рех академических лет. Ученики с первого по девятый класс в обязательном порядке посещают занятия, сопряженные с изучением музыки. Содержательные характеристики таких уроков демонстрирует обширность знаний, последовательный и комплексный подход.

Что касается КНР, то Ч. Ван указывает, что КНР в гораздо меньшей степени, по сравнению с РФ, инвестирует в музыкальный образовательный процесс [2]. В качестве примера автор приводит следующий факт - китайские общеобразовательные институты лишь в 1978 году стали заниматься организацией курсов, на которых ученики получили возможность изучать музыку. Необходимо отметить, что такие курсы не являются обязательными. Кроме того, их продолжительность может максимально составлять один семестр. Что касается школьного образования, то указанные занятия, как и в РФ, носят обязательный характер. Однако при этом Ч. Ван утверждает, что преподавательский состав, ученики и даже их родители в малой степени заинтересованы в занятиях. Ученикам, которые демонстрируют желание обучаться по музыкальным программам, приходится выбирать специализированную школу.

И.В. Субботина утверждает, что в РФ учебники по музыке представляют собой специализированные и стандартизированные учебные пособия [7]. Указанный тезис подтверждается Т.П. Королевой, которая отмечает тот факт, что основой музыкальной образовательной системой в РФ является система, предложенная Д.Б. Кабалевским [3]. Напротив, музыкальные учебные пособия в Китае демонстрируют отсутствие систематичности и профессионализма, что особенно справедливо для высших учебных заведений КНР.

Большинство общедоступных учебников по музыке предназначены только для того, чтобы китайские учителя самостоятельно готовили некоторые слайды или копировали раздаточные материалы, им не хватает единства и профессионализма, а более профессиональное специализированное образование требует, чтобы преподаватели находили иностранные учебные материалы для руководства. Основное внимание при этом уделяется практическим методам обучения

Л. Винг-Во в рамках своей работы утверждает, что китайская преподавательская деятельность учителей музыки в Китае сконцентрирована на том, чтобы школьники и студенты получили совокупность основных навыков и компетенций [9]. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы дать ученикам знания базового характера.

Указанный тезис справедлив как для обучения теории музыки, так и для навыков, сопряженных с культурой музыки. Большая часть школ в КНР демонстрирует наличие строгих положений. В ка-5 честве примера автор приводит тот факт, что о классические произведения могут быть изучены Я исключительно в рамках одной образовательной ° программы, которая устанавливается Министер-5В ством Культуры.

Студенты имеют возможность сравнить свои навыки с навыками других учеников, что становится возможным благодаря проведению регулярных конкурсов и концертных программ. При этом следует говорить о том, что преподаватели музыки находятся в преимущественном, доминирующем положении по отношению к своим воспитанникам, так как образовательный процесс включает в себя, в первую очередь, получений базовых знаний и навыков. Л. Винг-Во утверждает, что в результате студенты и ученики музыкальных школ демонстрируют пассивность и низкую вовлеченность в образовательный процесс, что исключает возможность развиваться как личность, использовать творческое, абстрактное мышление. Иначе говоря, речь идет о том, что ценность будущих музыкальных специалистов падает.

Исследования Л. Ванга также подтверждают указанный тезис. Автор указывает, что по причине того, что инструментом вокального исполнителя является его тело, артикуляционный аппарат и голос, он нуждается в особой воспитательной системе [8]. Следовательно, китайские преподаватели должны занимается не столько «научением», сколько созданием условий благоприятного характера, которые в дальнейшем станут мотивировать ученика к самостоятельной работе. Кроме того, необходимо прививать ученикам творческое видение своей будущей деятельности. В случае, если обучающийся демонстрирует наличие активной позиции, образовательный процесс происходит в ускоренном темпе. Тот факт, что современные культурные характеристики китайского общества предполагают высокую интенсивность и скорость обучения, от студентов в музыкальных образовательных учреждениях требуется усваивать программу в сжатые сроки, что также негативно сказывается на их компетенциях.

Указанное положение дел приводит к росту формальных показателей достигнутых успехов, но и к поверхностному пониманию своей будущей трудовой деятельности учениками. Иначе говоря, китайские музыканты демонстрируют отсутствие навыков интеграции эмоционального наполнения в свою творческую деятельность. Такой исполнитель вряд ли достигнет высот в художественной деятельности.

Что касается музыкального преподавания в Российской Федерации и европейских странах, то здесь ситуация противоположная. Например, А.А. Брыкова указывает, что российские преподаватели в большей степени ориентированы на то, чтобы развивать в своих воспитанниках способность мыслить творчески, а также исполнять произведения таким образом, чтобы они соответствовали стилю произведения [1]. Что касается преподавания вокала, указанная ситуация справедлива и для него тоже. Желание научить воспитанника мыслить творчески вступает в противоречие с китайской вокальной традицией.

В РФ и европейских странах преподаватели вокала в рамках своей деятельности часто об-

ращаются к использованию вокализов. Причина этого заключается в том, что указанные методы позволяют работать над голосом воспитанников в части его технической и выразительной составляющих. Уровень квалификации ученика и этап, в рамках которого он получает новые знания -это то, что обуславливает выбор вокализа преподавателем, как справедливо отмечает С. Минлу [5]. Исполнение вокализов в какой-то мере можно считать подготовительной ступенью к освоению художественных произведений, но уже со словами.

В зависимости от того, каким опытом владеет воспитанник, а также от того, насколько полно понимает предъявляемые к нему требования, преподаватель выстраивает учебные занятия, опираясь на три базовых принципа вокальной подготовки. В первую очередь, образовательный процесс включает в себя переход от простых заданий к более сложным. Далее, непосредственно осваивается техника. Наконец, ученик решает поставленные перед ним задачи, выбор которых зависит от его индивидуальных качеств.

Проблема заключается в том, что в КНР традиционно преподаватели музыки не уделяют должного внимания вокализам. Кроме того, те китайские студенты, что получают музыкальное образование за рубежом, сталкиваются с проблемой, сопряженной с наличием языковых барьеров между ними и педагогом. В результате либо отсутствует взаимопонимание, либо ознакомление материалов происходит произвольно, так как ученик самостоятельно интерпретирует полученную информацию. Они либо вообще не понимают учителя или понимают только смысл сказанных им слов, свободно интерпретируя его в соответствии с собственным пониманием.

В силу того, что многие преподаватели игнорируют наличие языковых барьеров, в качестве решения указанной проблемы они предлагают китайским студентам имитацию иностранного произношения, что в действительности не решает проблему.

Необходимо также отметить следующее. В РФ и европейских странах преподаватели вокала, демонстрируя ученикам правильное извлечение звука, используют личный пример. Педагог использует образы зрительного, тактильного и слухового характера, что позволяет наиболее эффективно разъяснять проблемные моменты и демонстрировать правильное звучание. В результате европейские и российские преподаватели достигают того, что в сознании учеников возникает наиболее полная картина образовательного процесса. Китайские педагоги, наоборот, отказываются показывать правильное звуковое извлечение на личном примере.

Заключение

В ходе анализа работ И.М. Красильникова и Ч. Вана сделан вывод о том, что в РФ и Китае важность

музыкального образовательного процесса понимается различно. Так, преподавание курсов музыки в РФ включает в себя два академических года, в то время как наиболее продолжительная программа может длиться около четырех академических лет. В то же время КНР в гораздо меньшей степени, по сравнению с РФ, уделяет гораздо меньше внимания образовательному процессу в области музыки. Кроме того, профессионализм музыкальных учебных материалов двух стран отличается: в РФ повсеместно используется система, предложенная Д.Б. Кабалевским, в то время как в КНР общая система отсутствует. Анализ работ Л. Винг-Во позволяет утверждать, что в Китае, в отличие от России и европейских стран, имеет место проблема недостаточного внимания к индивидуальному подходу при обучении музыке и вокалу в частности. В результате китайские музыканты сталкиваются с ожидаемыми трудностями при попытке интегрировать в свою творческую деятельность эмоциональную составляющую.

Литература

1. Брыкова А.А. Роль хорового пения в процессе преподавания музыки в образовательной школе. Образовательный форсайт. - 2020. - № 4 (8). - С. 12-18.

2. Ван Ч. Сопоставительный анализ концепций русского и китайского музыкального образования / Ч. Ван // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей LX Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 октября 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). -2022. - С. 170-172.

3. Королева Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королева. -Минск: БГПУ. - 2010. - 216 с.

4. Красильников И.М., Красильникова М.С. Концептуальный взгляд на современный урок музыки. Педагогика искусства. - 2019. - № 4. -С.103-111.

5. Музыкальное и художественное образование в современном евразийском культурном пространстве: международный сб. науч. трудов / Уральский государственный педагогический университет; ответственный редактор Л.В. Матвеева. - Екатеринбург: [б.и.]. - 2019. -155 с.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. - URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/1900252 (дата обращения: 10.02.2023).

7. Субботина И.В. Методика музыкального образования. Актуальные вопросы современного музыкального образования. Учебное пособие к курсу методики музыкального образования для студентов музыкально-педагогического факультета / Вологда. - 2011.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

8. Wang L. Research on the Policy of Music Education in China. International Conference on Arts, Humanity and Economics, Management (ICAHEM 2019). - 2019.

9. Wing-Wah L., Wai-Chung H. Music education in China: In search of social harmony and Chinese nationalism. British Journal of Music Education. -2011. - № 28(03). - pp. 371-388.

COMPARING PEDAGOGICAL MODELS OF MUSIC EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA

Han Meishuang

Moscow Pedagogical State University

The purpose of this study: to compare the features of music education and teaching, typical for China and Russia. The material basis of the research was made by the following authors: A.A. Brykova, I.V. Subbotina, T.P. Koroleva, I.M. Krasilnikov, L. Wang, L. Wing-Wo. During the analysis of I.M. Krasilnikov and Ch. Wang's works the conclusion is made that in the Russian Federation and China the importance of the music education process is understood differently. Thus, the teaching of music courses in the Russian Federation includes two academic years, while the longest program can last about four academic years. In addition, the professionalism of music teaching materials of the two countries differs: in the Russian Federation the system proposed by D.B. Kabalevsky is universally used, while in the PRC there is no common system. Also in China there is a problem associated with insufficient development of individual approach to teaching in vocal methodology.

Keywords: music education, teaching, individual approach, teaching materials, opera school, vocal techniques.

References

1. Brykova A.A. The role of choral singing in the process of teaching music in an educational school. Educational Foresight. -2020. - № 4 (8). - pp. 12-18.

2. Wang C. Comparative analysis of the concepts of Russian and Chinese music education / C. Wang // Fundamental and Applied Scientific Research: current issues, achievements and innovations: Proceedings of the LX International Scientific-Practical Conference, Penza, October 15, 2022. - Penza: Nau-ka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G. Yu.). - 2022. - pp. 170172.

3. Koroleva T.P. Methodology of musical education: manual / T.P. Koroleva. - Minsk: BGPU. - 2010. - 216 p.

4. Krasilnikov I. M., Krasilnikova M.S. The conceptual view of the modern music lesson. Pedagogy of art. - 2019. - № 4. - pp. 103-111.

5. Music and art education in modern Eurasian cultural space: international collection of scientific works / Ural State Pedagogical University; responsible editor L.V. Matveeva. - Ekaterinburg: [b.i.]. - 2019. - 155 p.

6. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on cultural cooperation. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1900252 (date of reference: 10.02.2023).

7. Subbotina I.V. Methodology of musical education. Actual issues of modern musical education. Textbook for the course Methods of music education for the students of the Faculty of music and pedagogy / Vologda. - 2011.

8. Wang L. Research on the Policy of Music Education in China. International Conference on Arts, Humanity and Economics, Management (ICAHEM 2019). - 2019.

9. Wing-Wah L., Wai-Chung H. Music education in China: In search of social harmony and Chinese nationalism. British Journal of Music Education. - 2011. - № 28(03). - pp. 371-388.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.