Научная статья на тему 'Методический аспект музыкального преподавания в Китае на примере Пятой средней школы района Сонгшань'

Методический аспект музыкального преподавания в Китае на примере Пятой средней школы района Сонгшань Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / МУЗЫКАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ / MUSIC EDUCATION IN CHINA / HIGH SCHOOL / MUSICAL NOTATION / MUSIC LESSONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юньвэньтин Хао

Статья была создана в результате посещения занятий учащихся седьмого и восьмого классов в Пятой средней школе в городе Чифэн, в районе Суншань (КНР) в 2018 г. Изучив и проанализировав материалы и опыт работы педагогов музыки в данном классе, в статье изложено описание проводимых музыкальных занятий и представлены некоторые рекомендации по развитию музыкального образования в китайских средних школах. Данная работа является второй в цикле статей о музыкальном образовании в Китае (первая была посвящена методике преподавания уроков музыки в начальной школе)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGICAL ASPECT OF MUSIC TEACHING IN CHINA ON THE EXAMPLE OF THE FIFTH SECONDARY SCHOOL IN SONGSHAN DISTRICT

This article was created because of attending classes of seventh and eighth graders at the 5th Middle School in Chifeng City, Songshan District, PRC in 2018. After studying and analyzing the materials and experience of music teachers in this class, the article describes the music lessons that are being conducted and presents some recommendations for the development of music education in Chinese secondary schools. This work is the second in a series of articles on music education in China (the first was devoted to the methodology of teaching music lessons in elementary school)

Текст научной работы на тему «Методический аспект музыкального преподавания в Китае на примере Пятой средней школы района Сонгшань»

УДК 792.7.071.2:159.944.4

Хао Юньвэньтин

Методический аспект музыкального преподавания в Китае на примере пятой средней школы района Сонгшань

Статья была создана в результате посещения занятий учащихся седьмого и восьмого классов в Пятой средней школе в городе Чифэн, в районе Суншань (КНР) в 2018 г. Изучив и проанализировав материалы и опыт работы педагогов музыки в данном классе, в статье изложено описание проводимых музыкальных занятий и представлены некоторые рекомендации по развитию музыкального образования в китайских средних школах. Данная работа является второй в цикле статей о музыкальном образовании в Китае (первая была посвящена методике преподавания уроков музыки в начальной школе).

Ключевые слова: музыкальное образование в Китае, средняя школа, музыкальная нотация, музыкальное занятие

Khao Yun'ven'tin

The methodological aspect of music teaching in China on the example of the fifth secondary school in Songshan district

This article was created because of attending classes of seventh and eighth graders at the 5th Middle School in Chifeng City, Songshan District, PRC in 2018. After studying and analyzing the materials and experience of music teachers in this class, the article describes the music lessons that are being conducted and presents some recommendations for the development of music education in Chinese secondary schools. This work is the second in a series of articles on music education in China (the first was devoted to the methodology of teaching music lessons in elementary school).

Keywords: music education in China, high school, musical notation, music lessons DOI 10.30725/2619-0303-2020-3-139-142

Пятая средняя школа в районе Сонгшань города Чифэн во Внутренней Монголии была основана в 2008 г. Уроки музыки были введены одновременно с открытием школы. В настоящее время в Пятой средней школе в общей сложности три курса, на которых проводятся занятия музыкой. В седьмом и восьмом классе проводится по одному уроку музыки в неделю, в последнем классе средней школы музыке уже не уделяется столь большое внимание, так как учащиеся в этот год сдают государственные экзамены1. Прохождение этих экзаменов влияет на то, где они продолжат свое обучение, а также на планирование учебного процесса в девятом классе средней школы.

В данной статье мы рассмотрим уроки музыки в 7-м и 8-м классах, которые мне удалось посетить. Учебный план включает около 40 музыкальных уроков в год для каждого класса. Основное место для уроков музыки - обычная аудитория. Помимо обычных аудиторий школа располагает еще мультимедийным музыкальным классом, в котором есть фортепиано. Также был создан класс, в котором стоят 56 синтезаторов. Недавно открыта специальная мультимедийная

1 The Academic Test for the junior High School Students.

классная комната с современными клавишными инструментами.

В 1980-1990-е гг. в Китае, так же как и в других странах, были восприняты идеи, которые были предложены Всемирной организацией учителей музыки при ЮНЕСКО (1БМЕ) в 1956 г., связанные с методами К. Орфа и З. Кодаи с применением ладовой (относительной) соль-мизации, цифровым методом обучения. В эти же годы (1989-2000 гг.) в Комитете по образованию КНР активно разрабатывался общий план по художественному развитию и воспитанию детей в школах КНР. Это привело к созданию системы пронумерованной музыкальной нотации, по которой созданы учебники и которые введены в учебный процесс общеобразовательных школ.

Ученики обучаются согласно пронумерованной музыкальной нотации, что, однако, как в младшей, так и средней школе недостаточно для подготовки профессиональных музыкантов. Например, во время ломки голоса в подростковом возрасте педагоги не применяют специальных методов обучения учеников. Однако преподаватель тем не менее объясняет ученикам, как можно защитить горло и обращает внимание на различные методы пения.

Принято считать, что музыкальное образование в Китае сложилось в последнее столетие, однако в последние 60 лет, и особенно, как мы уже отмечали, начиная с 1990-х гг., в КНР уделяется особое внимание созданию системы общего школьного музыкального образования. Были созданы музыкальные учебники, в том числе учебный материал для седьмого и восьмого классов, в соответствии с едиными национальными требованиями. Как отмечает в своем диссертационном исследовании Ян Бохуа [1, с. 15], в 1990-е гг. Государственным комитетом по образованию КНР разрабатывались учебные материалы для уроков музыки в старших классах средней школы всей страны. В частности, в 1992 г. в Китае был опубликован «Проект девятилетней школьной программы для начальных и средних школ КНР», «Устав музыкально-эстетического воспитания в девятилетних общеобразовательных школах» и другие директивы, направленные на воспитание гармоничной личности и выстраивание системы общего музыкального воспитания. На рубеже ХХ-ХХ1 в. данные образовательные проекты получили дальнейшее развитие2.

Основное содержание музыкальных учебников составляет традиционная китайская музыка и патриотические песни. На наш взгляд, это связано с внедрением методики К. Орфа, который и предполагал создание методов музыкального образования на национальном музыкальном материале.

Тем не менее в учебниках представлен и современный популярный музыкальный материал, взятый, например, из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки», Л. Уэббера «Кошки» и др. Представлены также и произведения классической академической музыки, однако, по словам преподавателя Ли, учащиеся предпочитают больше современную музыку.

В Пятой средней школе существуют два типа уроков музыки: урок пения и урок музыки. На наш взгляд, урок пения представляет собой урок практического музицирования, что тоже соответствует принятым методам в мировом опыте последних 30-40 лет.

В результате наблюдения за ходом уроков пения можно выделить несколько важных этапов. Вначале учитель представляет композитора и контекст его творчества. Затем он воспроизводит музыку или видео песни. Основное содержание урока подготовлено учителем в виде слайд-шоу. Затем педагог демонстрирует пение песни,

2 План преобразований и развития образования в XXI веке» (1999 г.), «Основы музыкального воспитания как составная часть программы девятилетнего школьного образования (2005 г.).

после чего ученики учатся петь ее вместе с ним. Преподаватель находит недочеты и исправляет их в процессе пения учеников. Во время исполнения учитель направляет учащихся, помогает обратить внимание на ритмические и тональные особенности. В то же время, у преподавателя нет возможности столь скрупулезно изучить песню с каждым учеником в течение времени, отведенного на урок.

После того, как ученики знакомятся с песней, преподаватель приступает к более сложным упражнениям. Упражнения выполняются в хоре, иногда разделенном на женские и мужские голоса. Ученики иногда сопровождают свое пение игрой на мелких перкуссиях. После игры на инструментах учитель показывает видео или аудио исполнения других певцов или хора, и они вместе обсуждают впечатления от просмотра. Наконец, учитель подводит итоги занятия.

В преподавании вокальной музыки учитель использует метод китайского народного пения или bel canto. В настоящее время в данной средней школе нет профессионального учителя эстрадного пения, несмотря на то что в дополнение к урокам музыки в школе открыты кружки. В конце семестра специальный экзамен по музыке не предусмотрен.

На уроке музыки ученики знакомятся с музыкальными произведениями при помощи современных технологий (фильмы, видео и т. д.). Программа преподавания в средних классах предполагает знакомство с различными формами и жанрами музыкальных произведений, которые расположены в музыкальных учебниках обычно по мере усложнения [2].

На уроках музыки учителя преподают основные понятия по теории музыки и ритму. В рамках изучения теории музыки представлены такие понятия, как лад и их разновидности, а также изучают пентатонику, которая традицион-на для мелодизма китайской национальной музыки.

Во время урока педагог продолжает использовать в процессе обучения музыкальные инструменты, такие как губная гармоника, блокфлейта и ударные инструменты (треугольник, маракасы, тамбурин, китайский том-том, малый барабан и др.), с которыми ученики познакомились еще в начальной школе. Использование данных инструментов позволяет учащимся расширить свои познания о ритме, размере и темпе.

Преподаватель музыки Ли считает, что не все ученики класса заинтересованы в академической музыке, некоторые больше увлечены просмотром музыкальных фильмов и прослушиванием популярной музыки.

140 • Вестник СПбГИК№ 3 (44) сентябрь • 2020

Методический аспект музыкального преподавания в Китае...

На уроке музыки преподаватель сначала знакомит школьников с общим содержанием музыкального произведения, которое они будут изучать на этом уроке. Известный преподаватель музыки Чжоу Ци в своей статье «Эстетический опыт в обучении музыкальному искусств» отмечает, что учителю в ходе учебного процесса нет необходимости следовать полностью учебным пособиям, иногда необходимо привносить изменения в содержание, подстраиваясь под интересы школьников. Тем не менее часто обучение происходит по установленной программе [3, с. 11-15]. Преподаватель Ли, опираясь на это высказывание, уделяет внимание развитию способности учащихся ценить искусство.

Цель каждого урока состоит в том, чтобы стимулировать интерес школьников к музыке. Преподаватель показывает слайд-шоу и тщательно анализирует различные составляющие этого фильма, такие как жанр, музыкальное исполнение, форму. После этого учащиеся смотрят фильм.

Преподаватель Ли отметил, что он уже показывал ученикам следующие фильмы: «Список Шиндлера», «Хористы», «Звуки музыки» и т. д. Но есть и трудности при просмотре: из-за ограничений учебного процесса по времени, ученики могут смотреть только фрагменты музыкальных фильмов и саундтреки к фильмам.

В дополнение к урокам музыки в школе открыты кружки по пению в хоре, игре на гитаре, синтезаторе. Деятельность всех кружков осуществляется под руководством учителей музыки. Учителя бесплатно обучают школьников музыкальным навыкам и инструментальным методам исполнения, которые они не изучали в классе в основное время. Обычно дополнительные занятия проходят в специальной музыкальной аудитории.

В школе есть хор, в котором принимают участие около 80 учеников. Они обычно поют патриотические или современные популярные песни с позитивным содержанием. Хор часто участвует в конкурсах и получает награды. Кроме того, Пятая средняя школа в районе Сонгшань уже 9 лет успешно проводит фестиваль культуры. Школа также направляет учеников для участия во внешних конкурсах пения и танцев. Успешная работа учителей Пятой средней школы была отмечена специальными грамотами департамента образования района Сонгшань.

Преподаватель Ли предполагает, что ученики, начиная с начальной школы, получают качественное музыкальное образование, что помогает им осваивать материал в средней школе. Он также надеется на помощь родителей и часто просит их не отдавать слепо детей на непрофес-

сиональные уроки музыкальной подготовки вне школы.

Ученикам 8-го класса (всего 11 человек) была представлена анкета, подготовленная мною в СПбГИК. В результате анкетирования было выявлено, что абсолютно всем учащимся нравятся занятия музыкой, среди причин были отмечены личная заинтересованность, увлеченность и возможность отвлечься, расслабиться от школьной нагрузки. Также большинством была отмечена важность проведения музыкальных занятий. Две трети учащихся периодически покупают музыкальную литературу, инструменты или диски. Около 64% учащихся предпочитают европейскую и американскую популярную музыку (остальные отдают предпочтение либо китайской традиционной, либо корейской, японской). Большинство родителей интересуются успехами своих детей в области музыки от случая к случаю.

На вопрос, «что именно тебе нравится на уроках музыки?» большинство отметило вокал, на втором месте по популярности - эстетическое наслаждение, музыкальные знания и история были наименее популярными ответами. При этом одна треть респондентов отметила процесс обучения музыки трудным. Что касается музыкальной программы, около 36 % респондентов полностью довольны.

В результате опроса было выявлено, что только трое из одиннадцати учащихся 8-го класса могут прочитать и пропеть ноты, прописанные на нотном стане. На вопрос, «скольких китайских и зарубежных музыкантов вы можете назвать?», большинство отметило 5-10 музыкантов, трое учащихся отметили 1-5.

Большую часть сведений о музыке учащиеся получают только на уроках музыки в школе, а также участвуя и посещая музыкальные мероприятия. Среди тех, кто долгое время занимается музыкой в музыкальном кружке, - 1 человек.

Согласно опросу, в школе время от времени транслируется музыка по школьному радиовещанию и проводятся музыкальные мероприятия художественной самодеятельности.

Результаты исследования показывают, что музыкальное образование учащихся Пятой средней школы района Сонгшань направлено, прежде всего, на выполнение педагогических требований, установленных Государственным департаментом образования. Помимо этого, учитель музыки в школе знакомит учеников с различными стилями и жанрами музыкального искусства, и учителя создают специальные слайды на основе содержания уроков, что позволяет мотивировать учащихся, выявлять их интерес к музыке. Открытые в школе дополнительные

кружки для учащихся, где они обучаются бесплатно, несомненно, стимулируют и очень полезны для всех учащихся.

Ставшее уже традиционным обращение в китайской музыкальной педагогике к музыкальному искусству, в части академического музыкального исполнительства, фортепианного, скрипичного, получило огромное распространение в Китае в последние полвека. На наш взгляд, если школы и преподаватели улучшат следующие пункты в своей педагогической деятельности, то можно будет более всесторонне и качественнее развивать учащихся. Предлагаются следующие варианты:

С целью помощи учащимся в освоении учебной программы в последнем классе школы, учителя и родители могут помочь ученикам снять стресс. Ученики могут петь или смотреть видео в музыкальном классе и таким образом снимать напряжение от изучения других дисциплин. Столь поверхностное отношение к занятиям музыкой в девятом классе пагубно влияет на психическое и физическое развитие детей, не способствует развитию художественных способностей учащихся. «Миссия учителя музыки - использовать музыку для обучения студентов, так как она играет очень важную роль в воспитании человеческих качеств и в общем развитии человека [4, с. 20-21]. В связи с этим, рекомендация сводится к введению занятий музыкой в девятом классе со специально разработанной программой для улучшения психического здоровья и снятия сложных эмоций, связанных с интеллектуальным напряжением.

Как уже было отмечено, большое внимание уделяется в последние полвека в Китае на создание национальной музыкальной школы в национальной исполнительской музыкальной школы в области академической музыки.

Обращаясь в лучшие учебные заведения России, США и европейских стран, где обучаются в огромном количестве китайские студенты, эта задача постепенно решается. И сегодня мы можем говорить не только о величайшем исполнительстве Лю Шикуня, который был

удостоен второй премии на Первом международном конкурс им. П. И. Чайковского, но и о многих профессиональных музыкантах, которые сегодня сольно гастролируют и работают в оркестрах мирового уровня. Что касается стилистики эстрадно-джазовой музыки, пока еще очень слабо представлена в образовательном процессе китайских учебных учреждений. Мое предложение состоит в том, чтобы в средних школах, подобно Пятой средней школе г. Чифэн, были созданы кружки профессионального обучения эстрадно-джазовому вокалу, где дети смогут профессионально изучить лучшие образцы современной зарубежной и китайской популярной музыки.

Список литературы

1. Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2009. 25 с.

2. tS(®ii). it»-. AKtS^Mi, 2013. 61. [Музыка (Цифровой метод обучения). Пекин: тип. нар. образования, 2013. 61 с.]

3. тт. -ш^шмй^фйфш«. ия-.фшш

SSW, 2012. 56. [Чжоу Ци. Эстетический опыт в обучении музыкальному искусству. Пекин: Кит. муз. образование, 2012. 56 с.].

4. mtiSaWWii^WtiSWA.

SfeW, 2007. 56. [Ву Бин. Миссия учителя музыки - использовать музыку для обучения студентов. Пекин: Кит. муз. образование, 2007. 56 с.].

References

1. Jan Bokhua. Music education in secondary schools of modern China: abstr. dis. on competition of sci. degree PhD in Pedagogy: 13.00.02. Saint-Petersburg, 2009. 25 (in Russ.).

2. Music (Numbered musical notation). Beijing: Publ. education, 2013. 61.

3. Zhou Qi. Aesthetic experience in music appreciation teaching. Beijing: China Music Education, 2012. 56.

4. Wu Bin. Music teacher's mission is to use music to educate students. Beijing: China Music Education, 2007. 56.

142

Вестник СПбГИК№ 3 (44) сентябрь • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.