Научная статья на тему 'Международная интеграция в сфере подготовки педагогических кадров. Россия и Китай: основные направления научно-педагогического сотрудничества в области музыкального образования, исторические предпосылки взаимодействия'

Международная интеграция в сфере подготовки педагогических кадров. Россия и Китай: основные направления научно-педагогического сотрудничества в области музыкального образования, исторические предпосылки взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
188
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Россия / музыкальное образование / педагогика / воспитание / история / международная интеграция / методы преподавания / реформа образования. / China / Russia / music education / pedagogy / education / history / international integration / teaching methods / education reform

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Чжэньюй

В статье рассмотрены особенностей преподавания музыки в России, в контексте влияния российского музыкального образования на систему преподавания музыки в Китае. Анализируется статус-кво преподавания российской музыки в университетах Китая, а также представляются исторические сведения появления русской музыке в Китае. Рассмотрена важность международной интеграции в области образования между двумя странами и, в частности, относительно методов и приемов музыкального образования, их внедрения в образовательный процесс в свете проводимых новейших педагогических реформ в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International integration in the field of teaching staff training. Russia and China: the main directions of scientific and pedagogical cooperation in the field of musical education the historical background of interaction

The article examines the peculiarities of music teaching in Russia, in the context of the influence of Russian music education on the system of music teaching in China. The article analyzes the status quo of teaching Russian music in Chinese universities, and provides historical information about the appearance of Russian music in China. The importance of international integration in the field of education between the two countries and, in particular, regarding the methods and techniques of music education, their implementation in the educational process in the light of the latest pedagogical reforms in China is considered.

Текст научной работы на тему «Международная интеграция в сфере подготовки педагогических кадров. Россия и Китай: основные направления научно-педагогического сотрудничества в области музыкального образования, исторические предпосылки взаимодействия»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-7-885-894

Международная интеграция в сфере подготовки педагогических кадров. Россия и Китай: основные направления научно-педагогического сотрудничества в области музыкального образования, исторические предпосылки взаимодействия

Ли Чжэньюй

Институт музыки, театра и хореографии Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена

199155, г. Санкт-Петербург, переулок Каховского, д. 2

Institute of Music, Theater and Choreography of the Herzen State Pedagogical University of Russia

Kakhovskogo side-str., 2, Saint Petersburg 199155 Russia

e-mail: 931132369@qq.сom

Ключевые слова: Китай, Россия, музыкальное образование, педагогика, воспитание, история, международная интеграция, методы преподавания, реформа образования.

Key words: China, Russia, music education, pedagogy, education, history, international integration, teaching methods, education reform.

Резюме: В статье рассмотрены особенностей преподавания музыки в России, в контексте влияния российского музыкального образования на систему преподавания музыки в Китае. Анализируется статус-кво преподавания российской музыки в университетах Китая, а также представляются исторические сведения появления русской музыке в Китае. Рассмотрена важность международной интеграции в области образования между двумя странами и, в частности, относительно методов и приемов музыкального образования, их внедрения в образовательный процесс в свете проводимых новейших педагогических реформ в КНР.

Abstract: The article examines the peculiarities of music teaching in Russia, in the context of the influence of Russian music education on the system of music teaching in China. The article analyzes the status quo of teaching Russian music in Chinese universities, and provides historical information about the appearance of Russian music in China. The importance of international integration in the field of education between the two countries and, in particular, regarding the methods and techniques of music education, their implementation in the educational process in the light of the latest pedagogical reforms in China is considered.

[Li Zhenyu International integration in the field of teaching staff training. Russia and China: the main directions of scientific and pedagogical cooperation in the field of musical education the historical background of interaction]

Мировой прогресс не может стоять на месте, а международная интеграция во всех сферах жизни необходима для всеобщего развития. Тесное сотрудничество между странами дает положительные результаты и в основополагающем сегменте развития общества на пути повышения равномерного и всеобщего благосостояния в образовании. Одной из самых важных составляющих культурного и экономического развития является область воспитания и образования подрастающего поколения, что представляется важнейшей задачей реализации образовательных программ, вырабатываемых государством. Важным элементом образования является музыка, которая на протяжении веков учила и воспитывала поколения, начиная с самого младшего возраста, и до самой старости.

Каждое государство обладает своей музыкальной историей и имеет различные пути развития, основанные на национальных многовековых традициях. Несмотря на разность культур, образовательный процесс не имеет четких границ и мировое сообщество, вступив в современную эру, объединяет государства между собой на пути достижения цели просвещения и образования, в том числе и в области музыкального воспитания, как на политическом уровне, так и на уровне культурного обмена.

Дружеские отношения между Китаем и Россией являются одним из примеров глубокого сотрудничества в сфере музыкального образования и совместной подготовки педагогических кадров, обмена методами обучения музыке и формированием современных принципов обучения молодых педагогов.

Достижения российской музыкальной культуры привлекли внимание всего мира. Все они неотделимы от российской системы всестороннего и научного музыкального образования. Понимание российской системы музыкального образования и размышления о существующих проблемах в совершенствовании системы музыкального образования в Китае помогает формированию характерной для страны обновленной образовательной системы (Сунь Сяоцзе 2008: 22). Применение некоторых методов российского музыкального образования в Китае имеет важное практическое значение.

В обновленном Китае эстетическое образование и музыкальное воспитание заняли свое место в общем развитии народного образования. Большое количество советских специалистов обогатили в Китае передовые системы преподавания различными русскими фортепианными школами. Не смотря на влияние внешних педагогических методов образование в Китае действительно демонстрирует процветание. После начала реформы образования и политики открытости большое количество выдающихся молодых учителей и представителей культуры было отобрано из музыкальных академий и исполнительских коллективов и отправлено для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую, Московскую консерваторию и в другие советские высшие музыкальные заведения. Позже, когда китайские студенты получили образование в России и вернулись в Китай, большинство из них стали столпами китайской музыкальной элиты. Помимо китайской учебной литературы использовались и переведенные на русский язык советские учебники музыки для начальной и средней школы. Например, музыкальная программа Дмитрия Кабалевского не только хорошо известна в России, но и получила признание в Китае, как один из дополнительных источников музыкального просвещения и образования. Китайское педагогическое сообщество, приняв часть лучшего из русского музыкального творчества продолжало развивать и народную музыку.

До XXI века, музыкальному образованию придавалось не большое значение, но все же оно восстановилось, в том числе и благодаря международному культурному обмену, что способствовало его дальнейшему развитию в Китае. В 2001 году в стране началась энергичная реформа учебной программы базового образования, и были сформулированы новые стандарты музыкального образования, была разработана передовая концепция музыкальной учебной программы, и поставлена новая общая цель достижения положительных результатов образовательной реформы (Лю Юнву, Ю Чжэнминь, 2014: 60).

Цельность российской классической музыки чрезвычайно высока и тесно переплетена с великой европейской музыкой. Любовь к музыке в России проходит через всю цивилизационную историю страны, создавая хорошую почву для культивирования музыкального наследия прошлого. Основываясь на своей обширной музыкальной истории, российские музыкальные педагоги придают большое значение наследственности национальной классической музыки и имеют всемирно известную модель музыкального образования (Тао Ябин, 2009: 2).

Россия по уровню музыкального образования занимает лидирующие позиции в мире. Россия дала бесчисленное количество известных исполнителей, гениальных композиторов и выдающихся музыкальных педагогов. Российская система обучения игре на фортепиано, вокальному исполнительству уникальна, имеющая выдающиеся результаты обучения, привлекла большое внимание пианистов и преподавателей в Китае. Система музыкального обучения в России носит комплексный характер, основываясь на богатом опыте преподавания.

По сравнению с Россией платформа развития музыкального образования в Китае была в определенный период относительно узкая, не привлекала внимания большинства граждан и не могла удовлетворить потребности достаточной части молодежи в обучении. По мере непрерывного бурного развития экономики Китая, повышения благосостояния граждан, социальные и культурные стандарты жизни в настоящее время существенно повысились. Музыка, культура и художественное образование широко заинтересовали все слои общества, в результате чего система преподавания музыки в Китае кардинально изменилась, перейдя на новый этап своего развития. Значение для развития музыкальной культуры Китая в целом имеет грамотное использование зарубежного опыта, но без его преобладания в целом.

Во-первых, хотя Китай и вобрал в себя образовательный опыт передовых стран в области художественного образования, в том числе и России. Принятая концепция сосредоточения внимания на национальной музыкальной культуре, взяла за основу давнюю традиционную культуру великой китайской цивилизации, привела к улучшению качества музыкальных и другие художественных институтов, обратив внимание на статус музыки и в общем обучении.

Во-вторых, планомерно внедряются новейшие методы в систему обучения, обращается внимание на музыкальное образование в музыкальном воспитании детей и создается полноценная система преподавания, при этом заполняется, разрыв между начальным и высшим музыкальным образованием, популяризируя значение музыки в масштабах страны, таким образом, чтобы талантливые и заинтересованные граждане, могли изучать музыку, ценить искусство. Задача педагогического сообщества Китая заключается в том, чтобы ставить личность человека на первое место и стремиться развивать музыкальные таланты высокого уровня, чтобы музыкальное образование в Китае могло развиваться лучше и быстрее. Китайские педагоги должны продолжать, продолжать усердно работать над музыкальным образованием студентов, продолжать обобщать опыт работы, вводить новшества и создавать прекрасный музыкальный мир для обучающихся музыке (Яо Сиюань 2010: 12).

Существуют различия в содержании музыкального образования между Китаем и Россией, как в плане методики обучения, в организации учебного процесса, так и в плане выбора учебных материалов.

В различных формах обучения учебные материалы несут в себе научно-практическое содержание, которое является не только базовым учебным пособием, используемым учителями средней и высшей школы, но и источником знаний учащихся о музыке. В России используются книги и творческое наследие известных музыкантов-педагогов по изучению музыки в колледжах и университетах. Российские учебники богаты по содержанию, специализированы и стандартизированы.

Тем не менее, некоторые колледжи и университеты в Китае предлагают часть содержания музыкальных занятий без фиксированных и стандартизированных учебных материалов, а иногда используются конспекты лекций учителей в качестве учебных пособий.

Репертуар, используемый преподавателями разный. И Китай, и Россия выбирают классические произведения своей национальной культуры в качестве основных материалов для занятий по изучению музыки. Например, русские известные песни «Одинокая гармонь» (слова М.В. Исаковского, музыка Б.А. Мокроусова), «Вечер на рейде» (слова А.Д. Чуркина, музыка В.П. Соловьева-Седова), «Песня волжских бурлаков» («Эй, ухнем») (народная песня на музыку М.А. Балакирева) и др. часто используются в процессе музыкальных занятий в Китае.

Китайские вокальные произведения включают «Жасмин» (народная песня, родившаяся в конце XVIII века в период правления династии Цин), «Цветущий персиковый сад» (У Давэй, Вэй Баогуй, музыка Тиеюань) и «Нанивань» (Хэ Цзинчжи, Ма Кэ). Данные произведения и в Китае, и в России показывают всю глубину истории этих стран и отличаются общей мелодичностью и напевностью, сдержанностью и величием, что роднит их между собой.

Различен и фокус оценки и восприятия музыкальных произведений. Исполнение и изучение музыкальных произведений являются ключевыми позициями занятий музыкой в России и главным образом, рациональным восприятием музыки, а прослушивание, интерпретация и восприятие музыкальных произведений в китайских университетах, являются ключевыми позициями по изучению музыки и, в основном это перцепционная оценка музыкальных произведений (Чжан Жуй, 2016: 64).

Самая важная особенность преподавания русской музыки в отличие от других видов музыкального обучения состоит в том, что оно имеет полный репертуар звукового сопровождения.

В российской системе преподавания музыки и в китайских университетах очень важную роль играет вокальная музыка, которая также является предметом обучения для каждого преподавателя. В настоящее время при преподавании русской музыки в колледжах и университетах Китая наиболее часто используемые вокальные репертуары, которые включают в себя «Учебный сборник Чайковского», «Учебный сборник Рахманинова» и «Учебный сборник Глинки». Практикуя этот вокальный репертуар, преподаватели музыки обычно дают различные рекомендации, основанные на тембральных характеристиках учащихся, выделяя индивидуальные особенности личности и их физические способности к исполнению музыкальных произведений, чтобы подобрать наиболее подходящий репертуар для каждого ученика. В то же время, прежде чем обучать исполнению вокальных произведений, преподаватели должны активно общаться со студентами, а также проводить углубленное изучение и понимание истории создания песен, значения слов, характеристики персонажей, чтобы ученики могли улучшать свои певческие навыки (Чжан Сухуа, 2010: 63).

Художественные достижения русской музыки влияли на музыку Китая, но не затрагивали и не превалировали над национальной китайской музыкой. На протяжении длительного периода времени большое количество прекрасных музыкальных произведений в Китае создавалось с использованием сущности русской музыки, поэтому она музыка имеет огромное значение для развития китайской музыки, будь то прошлое или настоящее. (Лю Цзин, 2012: 11).

В китайских университетах в настоящее время, в связи с углублением международного сотрудничества в области образования, частично используются современные российские методы и стратегии преподавания русской музыки.

Под влиянием традиционных китайских концепций преподавания, преподавание русской музыки в китайских университетах в основном по-прежнему придерживается педагогической философии идеологической направленности работы преподавательского состава, что, несомненно, для Китая имеет значение. Такая образовательная философия более эффективна в краткосрочной перспективе, но она вызывает чрезмерную зависимость учащихся от педагогов в долгосрочной перспективе и не способствует в полной мере развитию творческой личности и индивидуальных качеств учащихся и даже может заставлять учащихся потерять интерес к обучению.

Для российских же учителей музыки в колледжах и университетах текущим приоритетом является обновление концепции преподавания музыки, использование интереса личности студентов в качестве отправной точки для обучения и стимулирование энтузиазма и инициативы студентов в образовательном процессе. Проведение музыкальных семинаров, концертных конкурсов, сольных выступлений подвигает студентов к самостоятельному углубленному изучению музыкальных произведений. С помощью этих гибких методов, способствующих совершенствованию певческих навыков учащихся и формированию личного стиля, преподаватели действуют в качестве наставников и помощников, направляя современные тенденции в области музыкальных знаний, и непосредственно формируют развитие личности учащихся.

Наблюдая за системой составления учебных программ по преподаванию русской музыки в китайских университетах и колледжах, обнаруживается очевидная тенденция «акцентировать внимание на теории и пренебрегать практикой» в системе разработки учебных программ в Китае, так как изучение теоретических знаний очень важно. Благодаря изучению теории музыки и теоретической грамотности студенты могут полностью осознать влияние музыки на общество, что заложит прочную основу для более высоких художественных достижений студентов. Однако в учебной программе существует большое количество обязательных предметов, и не все они связаны непосредственно с изучением музыки, а это означает, что, китайские студенты тратят почти треть своей энергии на занятия, которые не имеют ничего общего с их специальностью. Это явно противоречит самой цели обучения. Кроме того, в рамках учебной программы музыкальной практики явно недостаточно, а учащимся не хватает опыта выступления на сцене и практической музыкальной тренировки, как по освоению музыкальных инструментов, так и совершенствованию вокальных данных. Это не только препятствует повышению и общему развитию музыкальной грамотности учащихся, но и ставит учащихся в невыгодное положение при трудоустройстве в будущем. Поэтому для преподавания музыки в колледжах и университетах Китая необходимо совершенствовать систему разработки учебных программ, совмещать теоретические курсы с практическими занятиями, развивать многогранные, качественные, всесторонне образованные музыкальные таланты.

Некоторые элементы преподавания музыки в китайских университетах несколько отстают от развития времени, поэтому, необходимо реформировать и обновлять учебные материалы. Это не только способствует повышению качества преподавания, но и расширяет кругозор студентов и способствует международному уровню преподавания музыки в китайских университетах.

В то же время высшая школа также проводит активные китайско-российские музыкальные академические обмены и семинары, чтобы учащиеся двух стран могли общаться друг с другом и учиться друг у друга, преодолевать возникающие трудности. Активное обсуждение существующих проблем в обучении создает возможности для повышения общего качества и эффективности обучения (Чжан Сухуа, 2010: 64).

В процессе международной интеграции музыкального образовательного процесса происходит и повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава учебных заведений

Преподаватели являются основным органом педагогической деятельности, и их уровень напрямую определяет эффективность обучения. Как правило, необходимо повышать профессионализм музыки в китайских университетах. Китайская образовательная система на пути продолжающихся реформ народного образования должны усилить продвижение и обучение профессиональных качеств учителей музыки. Китай активно сотрудничает с российскими колледжами и университетами, и регулярно отправляют учителей для повышения квалификации и обучения современным методам музыкального обучения. Кроме того, в китайские учебные заведения привлекаются преподаватели из России, владеющие знаниями местными особенностей в преподавании, что может принести студентам другой опыт обучения и повысить уровень подготовки студентов.

Выявлено, что преподавание музыки в университетах Китая в основном связано с меньшим количеством практических занятий. В ответ на эти проблемы предлагается использовать методы и стратегии преподавания музыки в дошкольных, средних учебных учреждениях и университетах Китая, которые в основном включают четыре аспекта: обновление концепции преподавания музыки; совершенствование системы разработки учебных программ; реформирование содержания преподавания музыки и повышение качества профессиональной подготовки преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

Лю Цзин 2012. Анализ музыкального образования в России. Пекин: Drama House. 70 c.

Лю Юнву, Ю Чжэнминь 2014. Восприятие русского музыкального образования как урок: Размышления о существующих проблемах системы музыкального образования в нашей стране. Пекин: Художественное образование. 61 c.

Сунь Сяоцзе 2008. Система образования и обучения учителей русской музыки. Музыкальное образование в Китае. Пекин: Народное педагогическое издательство. 101 c.

Тао Ябин 2009. Ретроспектива и современные размышления об истории китайско-российского музыкального обмена. Пекин: People's Education Press. 4 c.

Чжан Жуй 2016. Сравнительное исследование китайского и российского музыкального образования. Подразделение: Музыкальный колледж Хэйхэ. 162 c.

Чжан Сухуа. 2010. Размышления об особенностях преподавания русской вокальной музыки в середине XX века. Журнал Университета Хулунбейер. 65 c.

Яо Сиюань 2010. Сборник статей о музыкальном образовании в современных школах Китая. Шанхай: Shanghai Education Press «Народное образование». 250 c.

Получена / Received: 13.06.2021

Принята / Accepted: 30.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.