Научная статья на тему 'Сопоставление образовательного процесса в сетевом обществе и «Обществе знания»'

Сопоставление образовательного процесса в сетевом обществе и «Обществе знания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / "ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ" / АКТИВНЫЙ УЧАЩИЙСЯ / ПАССИВНЫЙ УЧАЩИЙСЯ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ / THE «KNOWLEDGE SOCIETY» / EDUCATIONAL PROCESS / THE NETWORK SOCIETY / AN ACTIVE STUDENT / A PASSIVE STUDENT / NETWORK TECHNOLOGIES / COMPUTER NETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джиган М. В.

Автор рассматривает образовательный процесс в сетевом обществе как происходящий с помощью сетевых технологий и современных компьютерных сетей. В статье вводятся понятия активного и пассивного учащегося, а также выявляются достоинства и недостатки образовательного процесса в данном типе общества. Статья содержит анализ образовательного процесса в «обществе знания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers the educational process in the Network society as the one realized by means of network technologies and modern computer nets, introducing the concepts of active and passive students and analyzing positive and negative forms of the educational process in the Network society as well as in the «knowledge society».

Текст научной работы на тему «Сопоставление образовательного процесса в сетевом обществе и «Обществе знания»»

108

УДК 101.1 : 316.77 : 37

М. В. Джиган

Сопоставление образовательного процесса в сетевом обществе и «обществе знания»

Автор рассматривает образовательный процесс в сетевом обществе как происходящий с помощью сетевых технологий и современных компьютерных сетей. В статье вводятся понятия активного и пассивного учащегося, а также выявляются достоинства и недостатки образовательного процесса в данном типе общества. Статья содержит анализ образовательного процесса в «обществе знания».

The author considers the educational process in the Network society as the one realized by means of network technologies and modern computer nets, introducing the concepts of active and passive students and analyzing positive and negative forms of the educational process in the Network society as well as in the «knowledge society».

Ключевые слова: образовательный процесс, сетевое общество, «общество знания», активный учащийся, пассивный учащийся, сетевые технологии, компьютерные сети.

Key words: educational process, the Network society, the «knowledge society», an active student, a passive student, Network technologies, computer nets.

Сетевые технологии и образовательный процесс

Сетевое общество - это совокупность явлений, связанных с социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями, вызванными распространением сетевых, цифровых и информационно-коммуникационных технологий. Примерами сетевого общества служат различные глобальные сети, мобильные системы связи и другие информационно-коммуникационные технологии. По мере ускорения информационного обмена, увеличения мобильности и гибкости реципиентов информации, уменьшения их локальной привязанности появляются микросообщества и новые социальные институты глобальной коммуникации. Обмен информацией ведется посредством сети в виде сообщений, обычно имеющих текстовую форму, т. е. направленных на определенного реципиента данной информации. Таким образом, в качестве фундаментальной единицы общества начинает выступать не индивид, а

© Джиган М. В., 2015

109

сообщение. Жизнь индивида, микросообщества или социального института попадает под влияние и все более определяется характером и содержанием получаемых сообщений. Таким образом, возникает некая конструкция, «виртуальная реальность», в которой лич-личность не может выйти за ее пределы, она заменяет ей реальный мир с его проблемами и трудностями.

Если в эпоху информационного общества средства массовой информации направлены на определенную потребительскую аудиторию, то в сетевом обществе человек сам выбирает интересующую его информацию, часто не подозревая, что она способна манипулировать его сознанием. Кроме того, создаваемая в информационных сетях «виртуальная реальность», т. е. информационные образы, воздействующие на сознание индивида, также может быть использована в целях манипулирования.

Следовательно, особенностью информационного общества является создание, систематизация и передача определенной информации, а особенностью сетевого общества - возможность бесконтрольного распространения любой информации, что способствует высокоэффективному влиянию этой информации на ее потребителей, т. е. членов сетевого общества.

В силу указанных причин одной из важных задач современной философии науки, согласно В.А. Лекторскому [4], становится выявление влияния сетевых технологий на современное общество, а также на формирование личности и ее поведение в окружающей социальной реальности.

XXI век - это эпоха информационных технологий и компьютерных сетей. В настоящее время существует большое количество сайтов, интернет-энциклопедий, несущих большие объемы информации. Также с помощью сетевых технологий есть возможность пользоваться электронными библиотеками: скачивать книги, журналы, статьи, можно заказать книгу.

В образовательном процессе существует такое понятие, как дистанционное образование. Оно представляет собой ведение диалогов в онлайн-режиме с помощью электронной почты, скайпа. Благодаря этому учащийся и преподаватель могут общаться в любое удобное для них время, находясь на расстоянии, даже в разных городах, странах. Примером этого является магистерское обучение автора в Великобритании в Университете Глиндор (Glyndwr University). С помощью сетевых технологий по электронной почте я отсылала научному руководителю части диссертации, а по скайпу мы обсуждали полученные результаты.

110

Посредством дистанционного образования ведётся обучение в институтах и колледжах как по очной, так и заочной формам обучения. Преподаватель создаёт сайт, на котором выкладывает свои лекции, семинарские занятия, домашние задания, вопросы к коллоквиумам и экзаменам. Студенты очной формы обучения могут просматривать материал заранее, а во время занятий задавать вопросы по тем моментам, которые были непонятны (материал лекции, решение задачи и т. д.). «На каждом семинаре предлагается разбирать задания, выполненные учащимися, объяснять возникшие трудности, проводить дискуссии по проблемным вопросам, соответствующим теме семинара. При этом необходимо проводить индивидуальную работу с каждым учащимся (замечания и комментарии по выполненным заданиям, объяснения, ответы на вопросы и т. п.) Все остальные учащиеся как бы “присутствуют” на занятиях и могут принимать активное участие в обсуждении, высказывая своё мнение» [1, с. 77]. У студентов заочной формы обучения занятия проходят в онлайн-режиме, однако сессии и государственные экзамены сдаются очно.

В процессе обучения иностранным языкам также используются сетевые технологии. Примером является перевод слов и статей с помощью сетевых словарей и программы Multitran, которая показывает значение слова в конкретном контексте.

Также с помощью сетевых технологий можно участвовать в стипендиальных программах, грантовых конкурсах. Мы можем взаимодействовать с зарубежными коллегами, обмениваясь с ними идеями и опытом.

В аспирантуре сетевые технологии позволяют дистанционно участвовать в конференциях, подавать тезисы докладов и статьи для публикации, обмениваться материалами с заинтересованными коллегами, подбирать интересующий тематический материал, работать в электронных библиотеках, слушать online-лекции ведущих мировых ученых, принимать участие в вебинарах по тематике проводимого исследования.

В образовательном процессе с помощью сетевых технологий могут принимать участие как активные, так и пассивные учащиеся. Активными учащимися являются те лица, которые вступают в диалог с преподавателем для обсуждения полученных знаний в данный момент времени. Пассивный учащийся «не участвует в учебном процессе в данный момент времени, но его высказывания за прошедший период используются (принимаются во внимание) активными учащимися» [1, с. 77]. Дистанционное образование

111

предполагает активное участие. Пассивное участие заключается в поиске материалов к статье, реферату. «Таким образом, каждый учащийся будет “присутствовать” на семинаре в удобное для него время и находиться в том месте, где у него есть возможность выхода в Интернет» [1, с. 78].

Достоинствами активного участия является живое общение с преподавателем, возможность задать вопросы, пассивного - поиск информации с помощью сети, а недостатком - отсутствие преподавателя, которому можно задать вопросы.

Сетевое образование является пассивным. Без «живого знания» сетевое образование неполноценно. Поскольку техника несовершенна, возникают помехи, отсутствует наглядность. Общаясь с преподавателем по скайпу, например, учащийся часто не понимает сообщения из-за медленной загрузки изображения или плохой слышимости в результате помех и шума.

Преимуществами образования с помощью сети являются:

• возможность заказать книгу, журнал, учебник с помощью интернет-ресурсов;

• лёгкий поиск информации в библиотеках разных стран мира;

• возможность догнать группу, если отсутствовал по болезни ли по каким-то другим причинам;

• возможность поиска коллег в разных университетах и исследовательских институтах мира;

• возможность вступить в глобальное научное сообщество.

Недостатки:

• отсутствие «живого знания»;

• доступ к неполной информации;

• невозможность прочитать многие книги;

• закрытость части информации;

• дистанционное образование не является настолько объёмным, как очное.

Тем не менее сетевые технологии дают ряд преимуществ, которые позволяют сделать учебный процесс более удобным для обеих сторон и экономичным с финансовой точки зрения.

Трансформация представлений об образовании в «обществе знания»

В научное обращение понятие «общество знания», которое определяет тип экономики, где знания играют решающую роль, а их производство становится источником развития, ввел основатель менеджмента, профессор ряда американских университетов П. Друкер

112

в книге 1996 г. «Постэкономическое общество» (глава «От капитализма к обществу знания»). Знания в таком типе общества занимают первое место среди других факторов общественного развития.

Процесс переоценки движущих сил экономики начался в 70-х гг. ХХ в. Именно тогда человеческий фактор выдвигается на первый план среди других факторов производства. В это время американский экономист Г. Беккер разрабатывает теорию человеческого капитала, в которой речь идет о том, что вложения в человеческий капитал дают значительные по объему, длительные по времени, интегральные по характеру экономический и социальный эффекты.

Одним из первых признал ключевую роль знаний в экономике основатель современной неоклассической экономической модели А. Маршалл. С бурным технологическим прогрессом, формированием информационного общества проблема роли знания привлекла еще больше внимания. В это время заинтересованность данной проблемой наблюдалась у таких известных теоретиков, как П. Друкер, М. Кастельс, П. Ромер, Э. Тоффлер и др. Так, по мнению Э. и Х. Тоффлер, сфера знаний - это ось, вокруг которой «организуются» новые технологии, экономический рост, социальная стратификация [6]. В новых условиях на каждый доллар, который вкладывается в экономику «третьей волны», необходимо несколько долларов вкладывать в человеческий капитал - в обучение, образование. Самое главное при этом - трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к пониманию первичной значимости культуры в жизни человеческих сообществ.

Одновременно с перестройкой техносферы происходит рево-люционизация инфосферы. Мир в целом перестает представляться как машина. Он заполняется инновациями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие способностей, непрерывное образование, широкомасштабное мышление. На специфику знания как определяющего фактора развития указывает М. Кастельс: «В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информацио-нального способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» [2, с. 39].

113

По оценкам Мирового банка, сегодня физический капитал в современной экономике формирует 16 % общего объема богатства каждой страны, природный - 20 %, а человеческий - 64 %. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80 % национального богатства [5]. Таким образом, наиболее эффективной формой накопления сегодня становится развитие людьми собственных способностей, а наиболее выгодными инвестициями - инвестиции в человека, его знания и таланты.

В 2005 г. ЮНЕСКО подготовило доклад [3], в котором обосновывалась необходимость и значение перехода от концепции информационного общества к концепции «общества знания». В нем обращалось внимание на то, что возможности и ресурсы глобальной информатизации лишь в незначительной мере используются в процессе продуцирования и распространения знаний. Большая их часть способствует расцвету явлений, которые ничего общего с «обществом знания» не имеют: бессодержательные интернетовские «чаты», «шопинги» и т. п. Поэтому «общество знания» само по себе из информационного общества не сформируется, поскольку увеличение объема информации не обязательно приводит к приросту знаний. Необходимо, чтобы средства отбора, обработки, осмысления и использования этой информации также были адекватными заданию продуцирования и использования знаний для развития человеческого общества как в духовной, так и в материальной сферах. Понятие «информационное общество» определяется достижением технологии. Понятие же «общество знания» предусматривает более широкие социальные, психологические, этические, аксиологические и другие параметры.

Необходимо отметить, что в научном сообществе однозначного принятия этой рекомендации нет. И хотя ряд исследователей считает справедливым отождествлять эти понятия, а некоторые используют и такое понятие, как «информационное общество, основанное на знаниях», все же большинство исследователей рассматривают «общество знания» как высшую стадию информационного общества, становление которого стало возможным благодаря развитию информационных технологий. Можно заключить, что общество глобальных информационных связей - это лишь необходимое условие, среда для формирования «общества знания».

114

Согласно Всемирному докладу ЮНЕСКО, основными факторами перехода к «обществу знания» для человечества должны стать следующие [3]:

• доступ к качественному и непрерывному образованию для всех жителей Земли;

• сохранение культурного и языкового разнообразия;

• открытый доступ к сети Интернет, основанный на соблюдении прав человека, в частности свободы слова;

• эффективная инновационная система, которая объединяет в единый комплекс экономику, научные и разного рода исследовательские центры и учебные заведения;

• государство как инициатор и координатор становления и развития общества знания.

Становление такого общества основывается на развитии и системном взаимодействии науки, образования и инноваций. Поэтому человек, который хочет быть успешным в «обществе знания», должен уметь, в первую очередь:

• гибко адаптироваться к быстро меняющимся жизненным ситуациям;

• самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни найти в ней свое место;

• самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире проблемы, трудности и искать пути их решения и преодоления, используя новейшие знания и технологии;

• четко осознавать, как эффективно эти знания можно применить на практике;

• быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• самостоятельно развивать и совершенствовать интеллект, культурный уровень;

• быть человеком высокой нравственности.

В таком обществе растет значение междисциплинарного, системного знания, которое позволяет самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями и процессами.

115

Основными изменениями в сфере образования является изменение методов обучения, позиции ученика в процессе обучения, изменение целевых ориентиров.

Главное значение приобретает проблема введения новых методов образования при использовании двух различных подходов к организации учебно-образовательного процесса: внешнего процесса по отношению к обучающемуся, т. е. контекстного обучения, и внутреннего процесса, связанного с развитием личности, т. е. проективного образования.

Приведем основные характеристики контекстного обучения:

1) мотивация осуществляется с помощью методов активного обучения, способных разбудить в учащемся познавательный интерес для освоения знаний и получения образования;

2) обучающийся выступает объектом педагогического воздействия - как организационного, так и информационного;

3) отношение обучающегося к получаемым сведениям как к знаниям объективным, не зависимым от людей;

4) сотрудничество с другими людьми, помимо общения с педа-гогом-преподавателем, которое является одним из условий, но не обязательным, ускоряющим (или замедляющим) процесс усвоения знаний и влияющим на его качество.

К базовым характеристикам проективного образования можно отнести следующие:

1) изначальную мотивацию к обучению как его необходимое условие, которое продолжается до тех пор, пока существует мотивация;

2) рассмотрение обучающегося в качестве субъекта, предъявляющего определенные требования к учебному процессу;

3) установление между учителем и обучающимся, помимо дидактических, и недидактических отношений, например, взаимного обмена информацией;

4) отношение к знаниям как к информации, ее систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости, предполагающее, что обучающийся сам из множества впечатлений, знаний и понятий, строит собственное представление о мире;

4) отношение к источнику сведений (учителю или преподавателю) основано на его авторитетности, признании превосходства в знаниях, нравственном опыте и т. п.;

116

5) приобретение образовательным процессом характерных черт взаимного обучения, имеющего целью получение нового знания в результате обмена как генерации нового в ответ на полученные сведения;

6) превращение образования в процесс информационного обмена с окружающими, происходящего в акте жизнедеятельности человека на протяжении всей его жизни.

Проективное образование создает условия для понимания образования как жизнедеятельности в двух формах: обучение и образование, когда образование перестает быть процессом усвоения знаний, совершаемым в специально организованных условиях, т. е. теряет сходство с обучением и начинает строиться на иных, непедагогических, принципах, совершаясь в форме бесед, консультаций, разговоров, совещаний, советов, обсуждений.

Обучение как индивидуализированный процесс, в значительной степени опирающийся на самообучение с учетом способностей и жизненных интересов студентов, определило в западных странах структуру и организацию всего учебно-воспитательного процесса, обусловив модернизацию форм и методов обучения, в результате чего студент превращается в активного субъекта. Он осознает себя, свои склонности и способности, зная, чего хочет добиться в избранной профессии, деле, жизни, что именно, на каком уровне и каким образом должен изучить.

Приведем основные характеристики индивидуализированного процесса обучения:

• индивидуальное учебное планирование, соответствующее способностям и склонностям обучаемых, когда каждый студент учится по своему личному учебному плану;

• программы для одаренных;

• изучение элективных предметов (по выбору);

• отказ от ряда дисциплин, не связанных с избранной профессией;

• учеба одновременно на двух факультетах или даже в двух учебных заведениях;

• возможность легко (при необходимости) менять профиль обучения, факультет, вуз, например, при ошибке в выборе будущей специальности;

• функционирование абсолютно открытых для всех возрастов особых учебных заведений с дистанционным обучением и многое другое.

117

В XXI в. образование является главным условием развития человечества, способствующим формированию «общества знания». Его основным отличием от других типов общества является то, что основной акцент делается на научное инновационное знание, которое формируется за счет использования информационных технологий получения и обработки информации при непрерывном личностном образовательном процессе. У образовательной сферы, которая является частью социальной и духовной сфер общества, есть самостоятельные направления развития. Они могут задавать вектор социально-духовного развития общества. Образовательная парадигма, ориентированная на человека, присутствующая в «общества знания», учитывает необходимость обеспечения насущных потребностей личности и решения глобальных проблем человечества. Согласно данной парадигме, подобный тип общества может формироваться только на основании саморазвития личности в рамках научной деятельности и непрерывного образования. Основу такой образовательной парадигмы составляет объединение естественно-научного, технического и гуманитарного знания, которое соединено с мультимедийными технологиями, чтобы достичь нового качества образованности личности и как результат более высокие требования к интеллектуальным параметрам работника.

По сравнению с сетевым обществом, образовательный процесс в «обществе знания» обладает гораздо лучшими качествами, поэтому надо стремиться обеспечить соединение знаний, которые уже имеются в обществе, с новыми формами их создания, приобретения и распространения, используемых в рамках модели экономики знания.

Реализация менеджмента знаний в образовательном процессе высшей школы предполагает создание инновационной образовательной среды, основанной на следующих идеях:

• образование в условиях информационного общества, и тем более «общества знания», приобретает самостоятельную ценность как основной метод приобретения конкурентных преимуществ на рынке труда;

• критерии качества высшего образования учитывают требования социальных партнеров образования, прежде всего работодателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• значимым элементом в образовательном процессе является активное использование информационных технологий, позволяющих осуществлять оперативное управление потоками информации и знаниями;

118

• информационная компетентность, основывающаяся на сопровождении жизненного цикла знания, является необходимой среди перечня компетенций, приобретаемых выпускниками вуза;

• приоритетность личностного знания перед информацией;

• наличие трехслойной структуры взаимодействия в образовательном процессе (лекционно-консультативное взаимодействие с преподавателем, научно-исследовательская работа с научным руководителем, инновационно-предпринимательская работа с представителями предприятий, организаций, фирм);

• формирование инновационного знания и инновационной культуры образовательного процесса как среды развития инновационной культуры личности, которой предстоит жить в «обществе знаний» и работать в организациях, где главными стратегическими преимуществами будут являться знания и инновации.

В «обществе знания» получение и распространение образовательных и научных сведений, качество обучения и образования должны рассматриваться как важнейшие задачи. Здесь также следует создавать сетевые общества, которые объединяют людей по интересам, так как они являются ключом к сотрудничеству и эффективному обмену знаниями и информацией. Информационные и коммуникационные технологии следует рассматривать как образовательную дисциплину и педагогические инструменты в развитии эффективных образовательных услуг.

Список литературы

1. Даниелян Н. В. Информационное общество - сетевое общество - «общество знания». - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - 112 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

3. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО, 2005.

[Электр. ресурс]. - URL: http//unesdoc.unesco.org/smages/0014/001418/141843.

4. Лекторский В. А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопр. философии. - 2010. - № 8. - С. 30-34.

5. Мониторинг информационного общества и обществ знаний. Институт Статистики ЮНЕСКО. - СПб.: Рос. нац. б-ка, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2004. - 124 с.

6. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны. - Новосибирск: Сиб. молодежная инициатива, 1996.

[Электр. ресурс]. - URL: http://www.net.kg/jornal/n5/JRNAL511.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.