Научная статья на тему 'Организация сетевого обучения на базе специализированных программных пакетов'

Организация сетевого обучения на базе специализированных программных пакетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА / NETWORKED LEARNING / OPEN EDUCATION SYSTEM / INFORMATION AND EDUCATIONAL CORPORATE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюева Анна Романовна

В статье рассмотрены определение и основные понятия сетевого обучения, принципы системы открытого образования. В качестве примера организации сетевого обучения приведён портал электронного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета. Сделан вывод о влиянии развития корпоративной компьютерной сети на повышение эффективности процесса образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are considered the definition and main concepts of network learning, principles of open education system. An example of the organization of networked learning is the e-learning portal «SCIF» of the Don State Technical University. Concluded that development of the corporate computer network positively affects the efficiency improvement of the educational process.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого обучения на базе специализированных программных пакетов»

Организация сетевого обучения на базе специализированных программных пакетов

Клюева Анна Романовна аспирант 1-го года обучения кафедры «Теоретическая и прикладная механика», программист управления дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 2738623 [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены определение и основные понятия сетевого обучения, принципы системы открытого образования. В качестве примера организации сетевого обучения приведён портал электронного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета. Сделан вывод о влиянии развития корпоративной компьютерной сети на повышение эффективности процесса образования.

In the article are considered the definition and main concepts of network learning, principles of open education system. An example of the organization of networked learning is the e-learning portal «SCIF» of the Don State Technical University. Concluded that development of the corporate computer network positively affects the efficiency improvement of the educational process.

Ключевые слова

сетевое обучение, система открытого образования, информационно-образовательная корпоративная среда

networked learning, open education system, information and educational corporate environment

Введение

Развитие системы современного образования происходит на основе принципа открытых информационных сетей посредством модифицирования традиционных форм обучения с помощью телекоммуникационных технологий. Это обеспечивает свободный доступ к обучению, многогранность образовательных услуг, удобство работы с учебными материалами.

Сетевое обучение является видом учебной деятельности, основывающейся на идее массового сотрудничества и идеологии открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников [1].

Открытые системы объединяют ценные результаты научных исследований и отражают гуманистическую направленность образовательного процесса.

Система открытого образования необходима для самообразования, формирующего способность к творческой деятельности в целях большей самореализации в информационном обществе [2].

Идеи сетевого обучения рассматривали в своих работах Селестин Френе, Джон Дьюи, Иван Иллич [1].

Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных

организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Организация сетевого обучения

Важной структурной компонентой в обеспечении педагогического взаимодействия объектов посредством компьютерных сетей в процессе образования является информационно-образовательная корпоративная среда (ИОКС). Данная среда предоставляет возможность применения в учебном процессе современных технологий электронного обучения, а также позволяет поддерживать личные и профессиональные коммуникации в обучении.

Взаимодействие объектов в ИОКС можно рассматривать как «процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде... , при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога, при возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации» [3].

Особенность использования информационно-образовательной среды в поддержке сетевого обучения определяет набор компонентов и образ их взаимодействия.

Ниже перечислены характеристики информационно-образовательной корпоративной среды, обеспечивающей взаимодействия объектов в учебном процессе:

- основной способ представления контента образовательных ресурсов -гипертекст;

- визуализация и моделирование изучаемых объектов, процессов;

- персонализация учебного материала к конкретному пользователю;

- коллективная работа над творческим заданием;

- система обратной связи посредством электронной почты, вебинаров, видеоконференций и других возможностей коммуникации в сети Интернет.

В связи с развитием технологий в системе корпоративного обучения, предполагающим внедрение новых подходов, учебное сетевое взаимодействие можно осуществить в системе коллаборативного обучения (англ. - collaborative learning) [4].

В переводе с английского «collaborative» означает «общий», «объединенный», «совместный». Основными признаками коллаборативности являются коллективная работа, соавторство, взаимодействие, сотрудничество. Джош Берсин - ведущий специалист корпорации Microsoft по разработке программных средств поддержки корпоративного обучения - предложил термин как синоним нового термина «we-Learning» [6].

В коллаборативной среде обучения, учащиеся развиваются в социальном и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, выражают и защищают свои идеи. Учащиеся начинают создавать собственные концептуальные рамки, а не полагаться только на экспертов.

В условиях коллаборативного обучения, учащиеся общаются со сверстниками, обмениваются разнообразными убеждениями, могут ставить под сомнения другие концепций, принимать активное участие в образовательном процессе.

Различные подходы к совместному обучению формируют стратегии и системы взаимодействия в корпоративном обучении. К ним относятся:

- традиционный,

- программируемого обучения,

- алгоритмизированный,

- игровой,

- ситуационный анализ,

- проблемный,

- эвристический,

- социально-конструктивный,

- социально-культурный,

- разделенного познавательного процесса.

Каждый подход предполагает наличие развитой информационно-образовательной среды.

Возможности современных информационно-коммуникационных технологий позволяют реализовать учебный процесс при помощи ИОКС.

Существующие формы корпоративного обучения можно разделить на 3 группы (рис. 1).

Рис. 1. Формы корпоративного обучения

На схеме (рис. 2) представлена классификация условий и тенденций, способствующих развитию корпоративного обучения как методологической основы подготовки специалистов.

Рис. 2. Критерии развития корпоративного обучения

Предлагаемая концепция повышения квалификации звучит так: в современных условиях качественное повышение квалификации (или переподготовка) может быть обеспечена только при взаимодействии вузов с инновационными предприятиями в системе корпоративного сотрудничества при индивидуальной работе специалистов с индивидуально составленными сетевыми образовательными ресурсами под руководством наставника-тьютора [4]. Нормативно-законодательной базой для развития корпоративного партнерства служит ст.15 закона «Об образовании РФ», регламентирующая использование сетевой формы образовательных программ [5].

Портал «СКИФ» ДГТУ: информационно-образовательная корпоративная среда опорного вуза

Основным управляющим структурным компонентом ИОКС в ДГТУ является портал «СКИФ», название которого расшифровывается как «Система комплексная, информационная, формирующая».

Портал «СКИФ» представляет собой сложный программно-технический комплекс, имеющий модульную структуру и возможность подключения новых подсистем, разработанных на современной инструментальной платформе для внедрения в образовательную практику как ДГТУ, так и единого центра корпоративного обучения [4].

Портал основан на согласованном функционировании различных сайтов: информационного (de.dstu.edu.ru), автоматизации обучения (moodle.donstu.ru), сайта виртуальной ассоциации специалистов (da.dstu.edu.ru) и других, которые формируют информационно-образовательную корпоративную среду образования (рис. 3).

~~ Л

Рис. 3. Главная страница портала «СКИФ» ДГТУ

Подсистема дистанционного обучения (рис. 4) осуществляет автоматизацию образовательного процесса, поддерживает различные форматы информационных ресурсов, позволяет добавлять в содержание учебных курсов все типы цифровой информации и отвечает стандартным требованиям к системам управления обучением (Learning Management System - LMS) [4] :

- автоматизированные рабочие места преподавателя, тьютора и обучающегося доступны через Web-интерфейс, как из сети корпоративного обучения, так и из любой точки в Интернете;

- единый вход в систему (за весь сеанс работы с системой логин и пароль пользователя вводятся только один раз);

- использование современных стандартов для хранения образовательных ресурсов;

- применение модульной архитектуры для формирования внешнего вида интерфейса из стандартных визуальных компонентов;

- обеспечение гибкого графика обучения без привязки к определённому географическому месту.

В системе реализовано следующее:

- технология группового обучения: задания могут выполняться совместно, а обучающиеся могут общаться с преподавателем, тьютором, а также между собой, с помощью форумов и электронной почты;

- сдача контрольных заданий и проектов осуществляется в электронном виде с последующим оцениванием преподавателем;

- система автоматизированного тестирования, в которой тесты могут иметь ограничения по времени, количеству попыток и т.д.;

- система администрирования сайта обеспечивает полный доступ к хранящейся в базе данных информации и позволяет администраторам выполнять операции по управлению доступом пользователей, новостями, учебными курсами и планами [4].

Портал СКИФ Учебные курсы Тестирование Повышение квалификации Профессиональная переподготовка Олимпиады ДГТУ Оценка качества образовательный услуг I I [Kl''I: For Students from China УМКД ДГТУ В начало * Курсы

Вход

НИ

Логин! адрес электронной почты

Пароль

Запомнить логин

Поиск курса:

¡Применить!

Забыли пароль?

» Свернуть всё

► Обучение для Опорного университета

► Партнеры Учебные курсы

► Учебная практика Тестирование

Дополнительное профессиональное образование

Инклюзивное образование Блокнот молодого ученого

► Школа ЕГЭ

► Детская академия наук

► Университет серебряного возраста

► Конкурсы

Банк образовательных ресурсов. Вводные лекции

Навигация sm

В начало

• Е'Логи сайта

» Курсы

Календарь 00

Март 2017 t_

Пн Вт Ср Чг ГЪ СБ Be

1 2 3 4 5

3 7 Я в 10 11 12

13 14 15 16 17 1В ie

20 21 22 23 24 25 26

27 28 29 | | 31

► Олимпиады ДГТУ

► Учебные программы

Рис. 4. Страница портала «СКИФ»

В программе администрирования предусмотрен доступ пользователей по категориям (преподаватель, консультант, гость, администратор, тьютор), при этом каждый пользователь может выполнять только те действия, которые определены функциями его категории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным структурным компонентом ИОКС является электронный образовательный ресурс и учебно-методический комплекс, объединяющий основные дидактические разделы учебной программы.

Библиотека электронных ресурсов (de.donstu.ru) вместе с поисковой системой является основой взаимодействия в ИОКС и инструментом предоставления свободного доступа обучающихся к электронным ресурсам сайта. - лекционным курсам, компьютерным практикумам, лабораторным работам, методическим указаниям, образцам выполнения курсовых работ (см. рис. 5).

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Кафедра «Информационные технологии»

Учебно-методическое пособие

по дисциплине «Информационные технологии в отрасли»

«Основы XML»

Авторы Захарова О.А, Чугуева Н.И.

Г\ ж

Ростов-на-Дону, 2017 Рис. 5. Пример электронного ресурса

Заключение

Построение современной информационной инфраструктуры учебных заведений должно происходить на основе планомерного развития корпоративной компьютерной сети и совершенствования технологии взаимодействия участников образовательного процесса, что способствует повышению его эффективности.

Законодательные требования, связанные с необходимостью развития информационно-образовательной среды университетов, приводят к созданию общей корпоративной среды, объединяющей вузы с профильными предприятиями.

В этом контексте концепция портала электронного обучения «СКИФ» ДГТУ призвана объединить усилия заинтересованных сторон в подготовке специалистов для инновационного производства с использованием сетевого взаимодействия и открытых программных продуктов.

Литература

1. Сетевое обучение. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс] Режим доступа

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевое_обучение#.D0.9E.D0.BF.D1.80.D0.B5.D0.B4.D

0.Б5.В0.ББтБ5.В0.БВтБ8.В0.Б5_.В1.82тБ5.В1.80.В0.БСтБ8.В0.БВ.

Б0.Б0

2. Родина А.И. Внедрение открытых систем как значимый компонент реформы высшего образования [Текст] / Современные проблемы многоуровневого образования: IV междунар. науч.-метод. симп., 28 сент.-4 окт. 2009 г. - г. Ростов-на-Дону. - 2009. - С. 302-305.

3. Рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ [Текст] // Официальные документы в образовании. - ноябрь 2015. - С. 19-43.

4. Захарова О.А. Научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования [Текст]: монография / О.А. Захарова; науч. ред. д-р пед. наук, проф. П.В. Стефаненко. - Донецк:ООО «Технопарк ДонГТУ «УНИТЕХ», 2016. - 302 с.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Образование в документах. - №1. - 2013.- 239 с.

6. Захарова О.А. Развитие корпоративного обучения: от "e-Learmng" до Learmng" [Электронный ресурс] / Образовательные технологии и общество: междунар. электрон. журн. - 2013. - Т. 16, №2. - С. 529-546. - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/pdf/13.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.