Научная статья на тему 'Мониторинг корпоративного обучения'

Мониторинг корпоративного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / COMPETENCIES / DISTANCE LEARNING / NETWORK CORPORATE SYSTEM / QUALITY MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна, Минин Михаил Григорьевич

В статье описаны предпосылки формирования системы корпоративного обучения, компоненты условий обучения в сетевой системе, методы контроля качества учебного процесса. Представлены этапы обратной связи в процессе обучения. Контроль качества корпоративного обучения рассмотрен как основа управления в системе обучения. Предложен подход, который может быть применен к любой системе подготовки специалистов, включающей организацию стандартизированного контроля знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна, Минин Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the prerequisites for the formation of a corporate training system, the components of learning conditions in a network system, and methods for the quality monitoring of the learning process. The stages of feedback in the learning process are presented. The quality control of corporate training is considered as the basis of management in the training system. An approach, that can be applied to any system of training specialists, including the organization of standardized knowledge control is proposed.

Текст научной работы на тему «Мониторинг корпоративного обучения»

Мониторинг корпоративного обучения

Захарова Ольга Алексеевна к.п.н., начальник Управления дистанционного обучения и повышения

квалификации, Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 oz64@mail.ru

Минин Михаил Григорьевич д.п.н., профессор кафедры "Инженерная педагогика" Национальный исследовательский Томский политехнический университет, ул. Усова 7, г. Томск, 8 (3822) 56-33-02 minin@tpu.ru

Аннотация

В статье описаны предпосылки формирования системы корпоративного обучения, компоненты условий обучения в сетевой системе, методы контроля качества учебного процесса. Представлены этапы обратной связи в процессе обучения. Контроль качества корпоративного обучения рассмотрен как основа управления в системе обучения. Предложен подход, который может быть применен к любой системе подготовки специалистов, включающей организацию стандартизированного контроля знаний.

The article describes the prerequisites for the formation of a corporate training system, the components of learning conditions in a network system, and methods for the quality monitoring of the learning process. The stages of feedback in the learning process are presented. The quality control of corporate training is considered as the basis of management in the training system. An approach, that can be applied to any system of training specialists, including the organization of standardized knowledge control is proposed.

Ключевые слова

компетенции, дистанционное обучение, сетевая корпоративная система, контроль качества

competencies, distance learning, network corporate system, quality monitoring

Введение

В настоящее время в системе высшего профессионального образования наметились тенденции к сближению технических вузов и промышленных предприятий в стремлении объединить усилия в подготовке специалистов. Вызвано это тем, что современные инновационные наукоемкие предприятия ощущают острую нехватку квалифицированных специалистов, в первую очередь, инженерных кадров, способных на качественно новом уровне решать производственные и научно-технические задачи. Одним из эффективных путей решения этой проблемы, направленной на повышение престижа и качества инженерного труда, является формирование системы корпоративного обучения. Однако, для того, чтобы эта система приносила

ощутимые результаты она должна быть подкреплена адекватным уровнем научных разработок в области методологических и методико-эмпирических оснований прогнозируемого качества образования.

Формирование индивидуальной траектории корпоративного обучения

Основой системы корпоративного обучения являются практико-ориентированные методы и технологии, являющиеся базой любого профессионального обучения, не зависимо от его уровня. Задача корпоративного обучения заключается не в том, чтобы заменить, а в том, чтобы подкрепить и развить исторически существующие, сложившиеся научные школы, которые сконцентрированы в государственных университетах, и дают классическое фундаментальное образование [1].

Таким образом, функции традиционного и инновационного образования в корпоративном обучении распределяются следующим образом:

1. традиционное образование - реализация базовых теоретических знаний в области естественных наук, формирование научно-исследовательских, системных и других профессиональных компетенций;

2. инновационное образование - реализация творческих способностей и познавательных интересов личности;

3. корпоративное образование - формирование производственных компетенций, связанных с конкретной производственной деятельностью.

На рисунке 1 приведена схема, иллюстрирующая сущностные характеристики и систему взаимосвязи параметров, влияющих на качество подготовки и повышения квалификации специалистов.

О качественно обученном выпускнике или специалисте мы можем судить только на основе научно обоснованных и методологически проработанных квалиметрических характеристик. В настоящее время в России назрела острая необходимость как в модернизации системы подготовки специалистов, так и в разработке методологии оценки качества их обучения.

В этой связи, особый интерес представляет опыт создания на основе корпоративно-академического партнерства единых центров корпоративного обучения (ЕЦКО), предназначенных как для переподготовки специалистов предприятий, так и для повышения квалификации преподавателей технических вузов. Деятельность ЕЦКО предполагает использование смешанного обучения и сетевых технологий на основе единой виртуальной информационно-образовательной среды, что позволяет объединить в процессе подготовки специалистов научно-методический потенциал технических вузов и практический производственный опыт инновационных наукоемких предприятий.

Наиболее приемлемой формой обучения специалистов (предприятий и вузов) в ЕЦКО может стать смешанное трехфазное обучение по модульным программам с реализацией индивидуальной траектории их прохождения [2].

Педагогические условия формирования индивидуальной траектории обучения специалистов в сетевой системе корпоративного обучения включают следующие основные компоненты:

1) База данных учебных модулей для подготовки и повышения квалификации специалистов.

2) Алгоритм формирования индивидуальной программы на основе учебных модулей.

3) Обеспечение методической, психологической и технологической поддержки обучающегося специалиста со стороны преподавателя и тьютора.

4) Наличие эффективной системы управления обучением, контроля учебных достижений и оценки качества подготовки специалистов.

При разработке индивидуальной траектории обучения в корпоративном обучении специалистов важно выделить эффективные методы управления и оценки качества знаний обучающихся.

Рис.1. Качественные инварианты повышения квалификации

При этом под управлением должно пониматься не только управление образовательной структурой, но и управление обучением каждого специалиста. При индивидуальном подходе используется адекватное воздействие на процесс обучения, которое выбирается из множества

возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния процесса, его характеристик и ведет к улучшению функционирования, т.е. к приближению цели [3]. Анализ структурных компонентов такого подхода позволяет выделить узловые моменты построения и реализации процесса управления качеством, которые применяют к системе корпоративного обучения: конкретизация целей обучения, технологичность диагностики, выявление ведущих факторов обучения, систематичность обратной связи. Все перечисленные задачи должны поддерживаться нормативно-правовой базой управленческой деятельности и начинаться с анализа реального состояния системы корпоративного обучения в аспекте возможности реализации индивидуального обучения для конкретного специалиста.

При разработке критериев качества профессиональной подготовки специалистов следует исходить из следующих положений:

1. использование информационно-коммуникационных технологий, лежащих в основе функционирования виртуальной информационно- образовательной среды корпоративного обучения;

2. основополагающий взгляд на корпоративное обучение как на процесс развития творческих способностей специалистов («инженерного мышления»), позволяющих решать многообразные профессиональные задачи;

3. ориентация на дифференцированные и индивидуализированные модульные программы обучения;

4. переход от внешней мотивации обучения к внутренней само регуляции специалиста;

5. переход от разомкнутой схемы контроля знаний к осу-ветвлению полноценной обратной связи в организации процесса корпоративного обучения.

При разработке системы оценки качества подготовки специалистов в ЕЦКО были использованы все вышеназванные положения, в совокупности с опытом Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) в области создания многоцелевого автоматизированного диагностического комплекса [2]. Валидность и надежность комплекса как измерителя качества обучения студентов была доказана в ходе многолетнего использования в образовательных учреждениях городов Сибирского региона. Использование информационно-коммуникационных технологий

способствовало созданию стандартизированного технологического цикла педагогической, профессионально-педагогической диагностики, в полной мере, отвечающей требованиям личностно-ориентированного обучения.

Проведённые в ТПУ исследования показали необходимость выбора в качестве исходного пункта стандартизации диагностики качества обучения критериально-оценочное описание конечных результатов образовательной деятельности. Степень соответствия результатов учебной деятельности обучающегося поставленным целям решает проблему объективной оценки качества обучения. При этом диагностическая постановка целей учебной деятельности предусматривает не только необходимые условия достижения прогнозируемых результатов, но и наличие инструментария для диагностики и однозначной оценки степени достижения заранее фиксируемой цели [4].

На основе условий стандартизации критериально-оценочной базы, выражаемой в виде операциональной системы деятельности обучающегося по достижению заранее фиксируемых целей обучения, разработана система стандартизации диагностики качества, включающая измерительные средства

параметров качества обучения, диагностические методики, средства описания, обработки и способы интерпретации результатов контрольных испытаний.

Накопленный опыт в изучении проблемы качества подготовки специалистов диктует необходимость системно-структурного подхода к описанию качества обучения. Понятие «качество обучения» выявляется в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний в различных видах профессиональной деятельности, предусматривает соотнесение видов знаний с элементами содержания учебных модулей и, тем самым, с уровнями усвоения [4]. Первый уровень качества обучения выделен по отношению к предметной области и является предметно-содержательным. Однако содержание обучения в сознании обучающихся перерабатывается, перестраивается, преобразуется в процессе учебной деятельности в профессиональный опыт. Обучающийся становится все более активным субъектом своего обучения.

Процесс корпоративного обучения направлен от воспроизведения чужого опыта к применению его сначала в учебных целях, для освоения новых знаний, и далее, к использованию их в практической деятельности. Приобретенный новый опыт является для специалиста средством для планирования и построения того или иного вида деятельности.

В связи с этим необходимо также выделить такую группу качеств, которые характеризуют опыт в той мере, в какой он трансформируется под влиянием деятельности обучающихся. Качества этой группы составляют содержательно-деятельностный уровень. Для диагностики параметров качества этих уровней разработаны системы разноуровневого дифференцированного тестирования, когда обучающийся сам определяет необходимый уровень корпоративного обучения в соответствии с поставленными целями. Оценка приращения знаний по объему, прочности, системности, а также профессионального опыта, характеризует педагогический уровень качества обучения.

Эти показатели в комплексе позволяют судить о ходе овладения знаниями, навыками, практическим опытом и умениями специалистами на различных этапах обучения, а также сравнивать эффективность применяемых методов и средств учебного процесса. На основе получаемых данных осуществляется процесс управления корпоративным обучением на всех уровнях. Достижение оптимальных результатов в организации любого процесса возможно только при наличии замкнутого контура управления, состоящего из канала передачи информации (прямого канала) и канала обратной связи, служащего для управления процессом. При этом "обратная связь" является фундаментальным принципом, лежащим в основе управления.

Организация обратной связи в процессе корпоративного обучения требует выполнения ряда задач, среди которых особое место занимает контроль. Основными этапами обратной связи являются:

1. Закрепление за обучающимся набора учебных модулей в соответствии с индивидуальной задачей корпоративного обучения;

2. Проведение тьютериала (консультаций по изучению модулей);

3. Получение ответов от обучающихся (получение сведений о качестве восприятия - усвоения учебной информации);

4. Анализ полученных ответов;

5. Выделение сигнала рассогласования между параметрами заданных целей обучения и полученными результатами;

6. Принятие решения о дальнейших действиях;

7. Устранение имеющегося рассогласования путем регулирования и корректировки процесса корпоративного обучения.

В современной педагогической литературе определены следующие общедидактические принципы методики контроля: планомерность, доступность, систематичность, объективность, экономичность, простота, обозримость (предполагает наглядность и гласность результатов). В ходе апробации автоматизированного комплекса диагностики качества знаний в ТПУ выявили принципы, которые могут быть использованы для повышения эффективности обратной связи в системе корпоративного обучения: технологичность, адаптивность, целесообразность и открытость, дифференцированное оценивание результатов контроля на основе профессиональных требований к специалистам.

В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения стала технология дифференцированного и развивающего обучения с учетом зоны ближайшего развития. В этом плане при разработке диагностики качества корпоративного обучения особый интерес представляют подходы структурирования учебного материала на основе блочно-модульной технологии В.М. Монахова [5].

Основными особенностями дифференцированного подхода в технологиях В.М. Монахова, В.В. Фирсова [6] является блочная подача материала, наличие банка заданий по уровням усвоения и систематическая работа по предупреждению и ликвидации пробелов, выявляемых с помощью диагностики.

Для одной учебной цели задания должны разрабатываться по ступеням сложности, критериями которой являются требования к знаниям специалистов разных уровней. Планируемая алгоритмизация действий обучающихся при выполнении заданий учебных модулей, предполагает усиление корректирующей функции диагностики.

Работа по разработке контрольного теста начинается с выделения учебных элементов и основных целей обучения в границах предполагаемого содержания. В каждом модуле, объем которого должен составлять 8 часов, выделяются блоки учебного материала в соответствии с основными целями изучения блока, требованиями к знаниям обучающихся. Для диагностики достижения каждого учебного модуля разрабатываются варианты тестов. Каждый отдельный блок-тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, контролирующую степень достижения обучающимся одной учебной цели.

Использование четкой, упорядоченной системы заданий для педагогов и тьюторов необходимо по следующим причинам:

1. концентрация усилий на главном. Пользуясь системой дифференцированных заданий, преподаватель не только выявляет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы;

2. ясность и гласность (прозрачность) в совместной работе преподавателя, тьютора и обучающегося;

3. конкретные учебные цели дают преподавателю возможность разъяснять обучающимся ориентиры в общей учебной работе, обсудить их, сделать ясными для понимания всех лиц, заинтересованных в результатах корпоративного обучения;

4. создание эталона оценки результатов обучения;

5. обращение к четким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддаются более надежной объективной оценке. При этом эталон может быть разработан и уточнен вместе с обучающимися.

Параллельно с оценкой глубины и полноты знаний проводится диагностика затруднений и ошибок, чему способствует структура блока-теста, конструируемая по алгоритмам выполнения заданий. Результаты тестирования в этом случае представляют собой простой указатель и является источником информации для проведения педагогической коррекции.

В ДГТУ тесты уровневой дифференциации разработаны для текущего контроля знаний по учебным модулям с компьютерной поддержкой портала дистанционного обучения «СКИФ» и портала дистанционного корпоративного обучения «е-Ьеагт^ НЭВЗ», взаимодействующих по принципу кольца сайтов [7]. Кольцо сайтов ориентировано на поддержку обучения по групповой и индивидуальной траектории, организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимся, создание учебных модулей, обеспечение политики безопасности. Система управления и администрирования единой виртуальной информационно-образовательной среды корпоративного обучения

Осуществляет автоматизацию образовательного процесса, настраивается на конкретные педагогические технологии ЕКЦО и педагогический дизайн каждого преподавателя.

Система администрирования порталов обеспечивает полный доступ к хранящейся в базе данных информации и позволяет подключать следующие типы модулей:

- элементы курса (лекции, задания, тестирование, форум, wiki) ;

- отчеты по курсам;

- хранилища файлов;

- плагины поиска;

- форматы импорта/экспорта тестов.

Апробация разработанных контрольных тестовых работ и программных средств автоматизированной диагностики показала необходимость разработки методического сопровождения.

Разработанная и применяемая вышеуказанная методика как любой дидактический процесс, имеет трехкомпонентную структуру: подготовительный этап, этап собственной познавательной деятельности и этап управления этой деятельностью.

С целью повышения эффективности процесса корпоративного обучения и стандартизации условий диагностики в ДГТУ разработана также методика использования программного обеспечения. Методика основана на оптимальном сочетании традиционных методов обучения и технологий, соответствующих модели полного усвоения и является обязательной частью технологического цикла педагогической диагностики. Она построена на базе следующей гипотезы: индивидуальная диагностика качества знаний с пропедевтической подготовкой и последующей коррекцией, проводимая при поддержке оригинального стандартизированного программного обеспечения на базе уровневой дифференциации повышает эффективность корпоративного обучения. Основные этапы методики, примененной к системе корпоративного обучения, которые являются звеньями технологической цепочки для управляемости и достижения воспроизводимых результатов, представлены на рисунке 2.

Для всех этапов создано предусмотрено методическое сопровождение обеспечение, которое включает:

1. Методические пособия и указания с детализацией целей корпоративного обучения по каждому учебному модулю из базовой системы заданий;

2. Инструкции по выполнению заданий учебных модулей с приведением образцов их выполнения;

3. Инструкции по работе с контролирующими программами в режиме тренинга;

4. Рекомендации по организации, проведению, проверке контрольных заданий;

5. Методика оценивания, анализа результатов диагностики качества изучения каждого учебного модуля;

Предлагаемый способ дифференцированного контроля качества корпоративного обучения позволяет обучающимся самостоятельно оценить свои возможности и выбрать тот уровень заданий, который соответствует его возможностям на данном этапе обучения, чего не сможет объективно сделать ни один преподаватель без использования стандартизованных измерителей. При таком подходе оценка становится стимулом к более глубокому познанию и вызывает рост интереса к процессу корпоративного обучения.

Предложенные виды методического сопровождения

совершенствуются по мере накопления практического опыта проведения корпоративного обучения.

], Предъявление целей диагностики, требований

к качнл ну чи.311нЛ

2. Предьяалевне стимулов

3. Руководство учебной деятельностью

4. Стимулирование учебник результатов, промежуточный контроль

5. Коррекция ЗНАНИЙ

й Нкиопая диагностика

1

7. Оценка результатов, -закрепление усвоенного

Рис. 2. Основные этапы методики оценки результатов корпоративного

обучения

Заключение

В используемом подходе к организации стандартизированного контроля знаний программно-методическое сопровождение комплекса диагностики выполняет и обучающие функции, что практически не свойственно тестированию. Разработанное программно-методическое обеспечение для условий педагогической практики, соблюдение авторских рекомендаций сделает процесс контроля качества знаний стандартизованным на всех этапах диагностики. Таким образом, контроль качества корпоративного обучения должен рассматриваться как педагогическая технология, как основа управления в системе профессионального обучения. Предложенный подход может быть применен к любой системе подготовке специалистов, включающей организацию стандартизированного контроля знаний, учитывая тот факт, что все больше бизнес-структур проникаются важностью ведения корпоративного обучения.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Месхи Б.Ч., Захарова О.А. Стратегия развития инженерного образования: опыт ДГТУ. Дистанционные технологии в инженерной педагогике: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. - 69 с.

2. Виртуальная образовательная среда в профессиональной подготовке и системе повышения квалификации: монография/ Захарова О.А.- Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011 -146с.

3. М.Г.Минин. Контроль качества знаний в образовании: монография/ М.Г.Минин, Н.С.Михайлова, Е.В.Жидкова; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.-230с.

4. Михайлова Н.С. Контроль учебных достижений на основе тестовых материалов: учебно-методический комплекс/ Н.С.Михайлова, Е.А.Муратова, М.Г.Минин; под ред. А.И.Чучалина; Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012.-223с.

5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. -Волгоград: Перемена, 1995. -160 с.

6. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов. - М.: Просвещение, 1994. - 136 с.

7. Захарова О.А. Система поддержки дистанционного обучения «СКИФ» на основе программного обеспечения Moodle в ДГТУ // Вестник Донского государственного технического университета, Т 11, №4(55), 2011. - С. 574578.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.