Научная статья на тему 'Модель системы научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования (ДПО) в информационно-образовательной корпоративной среде'

Модель системы научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования (ДПО) в информационно-образовательной корпоративной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / CORPORATE ENVIRONMENT / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Алексеевна

Сетевое взаимодействие в настоящее время представляет собой целенаправленное информационное взаимодействие отдельных образовательных, производственных и коммерческих предприятий, имеющих общую регламентированную цель, поддерживаемую нормативно-законодательными актами и договорами, что создает условия для создания информационно-образовательной корпоративной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Networking currently is a targeted communication selected educational, industrial and commercial enterprises with a common regulated target, supported by legislative and regulatory acts and treaties, which creates conditions for the establishment of information-educational corporate environment.

Текст научной работы на тему «Модель системы научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования (ДПО) в информационно-образовательной корпоративной среде»

Модель системы научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования (ДПО) в информационно-образовательной

корпоративной среде

Захарова Ольга Алексеевна доцент кафедры «Информационные технологии», к.п.н., начальник Управления дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет ул. Нагибина 3, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 oz64@mail.ru

Аннотация

Сетевое взаимодействие в настоящее время представляет собой целенаправленное информационное взаимодействие отдельных образовательных, производственных и коммерческих предприятий, имеющих общую регламентированную цель, поддерживаемую нормативно -законодательными актами и договорами, что создает условия для создания информационно-образовательной корпоративной среды. Networking currently is a targeted communication selected educational, industrial and commercial enterprises with a common regulated target, supported by legislative and regulatory acts and treaties, which creates conditions for the establishment of information-educational corporate environment.

Ключевые слова

дополнительное профессиональное образование, корпоративная среда, научно-методическое обеспечение

additional professional education, corporate environment, scientific and methodological support

Введение

Важную роль в эффективной организации и результативной качественной реализации процессов переподготовки и повышения квалификации в дополнительном профессиональном образовании имеет создание и использование научно-методического и организационного обеспечения образовательной деятельности. Под научно-методическим обеспечением образовательной деятельности в ДПО следует понимать снабжение процессов переподготовки и повышения квалификации необходимыми, научно обоснованными, средствами для организации и реализации процесса обучения, а также создание условий для эффективной и результативной образовательной деятельности. Это - состав необходимых исходных оснований, условий и средств (нормативно-правовых, науч-ных, педагогических, организационных, кадровых, учебно-методических, материально-технических, технико-технологических, ресурсных и др.) для повышения квалификации в рамках соответствующей программы обучения. Первичным в проблеме обеспечения условий

и средств образовательной деятельности является научное обоснование их создания, а вторичным - проектирование и разработка, и на третьем месте - их методическое применение. Проблема обеспечения процесса профессиональной переподготовки и повышения квалификации - это, прежде всего, научно-организационная и дидактико-методическая проблема научного обоснования его состава, структуры и содержания, роли и места этого обеспечения и установления организационных и методических условий эффективного его применения в образовательном процессе.

Это возможно осуществить путем создания информационно-образовательной корпоративной среды (ИОКС), участниками которой могут стать образовательные организации и промышленные предприятия, осуществляющие сетевую форму реализации образовательных программ на основе корпоративного обучения.

Модель системы научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования (ДПО) в информационно-образовательной корпоративной среде

Научно-методическое обеспечение ДПО в информационно-образовательной корпоративной среде следует понимать, как создание соответствующей научно -методической базы, позволяющей организовать в процессе повышения квалификации эффективную подготовку специалистов для осуществления профессиональной деятельности на предприятиях и в вузах на высоком уровне. В широком смысле система научно-методического обеспечения ДПО включает себя:

- концепцию, содержащую цели, стратегии, задачи, основные направления и структуру обучения, связывающую всю совокупность отдельных компонентов в единую систему;

- результаты исследований по актуальным проблемам повышения квалификации, практическое осмысление и обобщение отечественных и зарубежных исследований по близкой тематике и выработанные на этой основе соответствующие конкретные рекомендации для практической деятельности;

- методики оценки качества обучения, обеспечивающие обратную связь в механизме ДПО;

- методические материалы в помощь организаторам ДПО (руководителям, тьюторам, преподавателям и др.).

Понятие «информационно-образовательная корпоративная среда» используется в исследовании для обозначения взаимодействия специалистов сферы образования и производства в рамках ДПО, происходящего с реализацией разных подсистем, набор которых может расширяться с появлением новых задач и условий и согласованное функционирование которых нацелено на формирование квалифицированных кадров. Использование сетевой формы позволит аккумулировать в ДПО компоненты всех образовательных технологий с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): электронное обучение (е-Ьеагт^), дистанционное обучение, smart-обучение и др.

Под ДПО в ИОКС в работе понимается способ реализации профессионального обучения в информационной системе доступных источников актуальной для обучающегося информации с возможностью ее моделирования, использования различных способов ее усвоения, создания условий информационного сетевого взаимодействия субъектов корпоративного обучения.

В обобщенной форме научно-методическое обеспечение ДПО в информационно-образовательной корпоративной среде как педагогическая система включает в себя следующие кластеры:

1. Дидактико-методическое обеспечение: дидактические условия реализации образовательной деятельности (закономерности и теории обучения, дидактические принципы обучения, критерии и показатели оценки результативности обучения); методические условия реализации образовательной деятельности (психолого-педагогические механизмы обучения, методические принципы обучения, методики и педагогические образовательные технологии профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников.

2. Учебно-методическое обеспечение: учебно-программная документация (дополнительная образовательная модульная программа: учебный план, календарный график, рабочие программы, оценочные материалы и др.; учебно-методическая и справочная литература (учебники, в том числе, электронные, учебные пособия, методические пособия и рекомендации; словари, справочники, инструкции, глоссарии, каталоги и др.

3. Информационно-технологическое обеспечение: средства обучения (наглядные средства, технические средства обучения), информационные и коммуникационные технологии обучения и их ресурсное обеспечение (средства электронного обучения, информационно-телекоммуникационные сети, их аппаратное и программное обеспечение; дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы и др.

Опираясь на выбранные подходы и принципы моделирования, а также основные функции разрабатываемой системы научно-методического обеспечения ДПО в информационно-образовательной корпоративной среде, выделяем основные структурно-функциональные компоненты (подсистемы):

1. Научно-исследовательская.

2. Подсистема стратегического планирования.

3. Компетентностная.

4. Дидактико-методическая.

5. Учебно-методическая.

6. Деятельностно-технологическая.

Рассмотрим назначение каждой из подсистем (рисунок 1).

Научно-исследовательская подсистема предназначена для поддержки проведения исследований по актуальным проблемам ДПО, осмысление и обобщение отечественных и зарубежных исследований по использованию технологий дистанционного, электронного, корпоративного обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов для предприятий и вузов, выработки научно обоснованных конкретных рекомендаций для практической реализации.

Подсистема стратегического планирования предназначена для развития корпоративного партнерства с работодателями с целью исследования их требований к содержанию и уровню формируемых профессиональных компетенций специалистов разного профиля.

Компетентностная подсистема предназначена для создания и реализации компетентностной модели выпускника ДПО, основанной на требованиях работодателей и социальном заказе, построения индивидуальной траектории обучения, развития и совершенствования обучающегося в соответствии с его профессиональными запросами. Конкретизация и развитие данной подсистемы в проведенном исследовании представлена компетентностными моделями специалистов технического профиля.

Дидактико-методическая подсистема предназначена для разработки дидактических и методических материалов для оценки качества освоения модулей программ обучения, учебно-методических комплексов, сформированности

профессиональных компетенций обучающихся, сертификации учебных курсов и программ, разработки и модернизации нормативных и рекомендательных материалов и документов.

Учебно-методическая подсистема предназначена для создания учебно-методического обеспечения учебных дисциплин (базовых и вариативных), профессиональных блоков и модулей, производственных практик в соответствии с концепцией ДПО и моделью компетенций обучающегося. В развитие учебно-методической подсистемы разработаны структурно-функциональная модель учебного модуля для реализации ДПО в информационно-образовательной среде и структурная «лепестковая» модель формирования индивидуальной программы повышения квалификации специалистов.

Деятельностно-технологическая подсистема предназначена для создания и реализации технологий обеспечения взаимодействия участников ДПО, поддержки электронного и корпоративного обучения на основе дистанционных форм в информационно-образовательной среде, направленных на формирование профессиональных компетенций специалистов. Детализация данной подсистемы представлена структурно -функциональными моделями трехфазного обучения в ЕЦКО и реализации ДПО в составе тематических профессиональных конференций и симпозиумов.

Модель информационно-образовательной корпоративной среды в ЕЦКО представлена на рисунке1. Разработанная обобщенная модель может быть использована для решения, в частности, проблемы создания оптимального состава научно-методического обеспечения ДПО. Для этого необходимо знание исходных понятий и теоретических положений, сущности, структуры и содержания, принципов и требований к его проектированию, разработке, а также эффективному применению.

Структурно-функциональная модель системы научно-методического обеспечения ДПО в информационно-образовательной корпоративной среде, основанная на разработанной концепции, включает совокупность нормативных, программных, дидактических, критериально-оценочных материалов, обеспечивающих деятельность ДПО. Представленная модель является обобщенной и может служить ориентировочной основой деятельности для внедрения. Реализация подсистем модели может зависеть от ряда факторов. Схематично, реализация модели научно-методического обеспечения ДПО в информационно-образовательной среде представлена на рисунке 2.

Система и аучно-методического об е спечения дополнительного профессионального образования

ПОД С И С Т Е МЫ

Концепция системы научно-методического обеспечения ДПО

Рис.1. Модель системы научно-методического обеспечения ДПО

Рис.2. Реализация системы научно-методического обеспечения ДПО

Заключение

Таким образом, представленная модель, основанная на разработанной Концепции системы научно-методического обеспечения ДПО в информационно-образовательной корпоративной среде, включает совокупность нормативных, программных, дидактических, критериально-оценочных материалов, обеспечивающих деятельность субъектов образовательного процесса: специалист (приобретение знаний, навыков, компетенций; построение индивидуальной траектории развития; продвижение по карьерной лестнице); преподаватели (творчество и самосовершенствование; материальное благополучие); единый центр корпоративного обучения (повышение конкурентоспособности; аттестация и

аккредитация; корпоративные сети; формирование позитивного имиджа); работодатели (повышение конкурентоспособности предприятия; повышение эффективности производственной деятельности; лицензирование деятельности); государство в целом (повышение конкурентоспособности страны; снижение социальной напряженности).

Представленная моделью структура научно-методического обеспечения образовательной деятельности в организациях дополнительного профессионального образования является базовой, открытой и может дополняться с учетом современных положений и достижений развития профессионального образования и потребностей образовательных организаций, и их слушателей.

Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его научное, организационное и методическое обеспечение осуществляются системно, комплексно и на высоком научном уровне.

Литература

1. Захарова, О. А. Модель системы повышения квалификации и переподготовки специалистов на основе корпоративного партнерства/ О. А. Захарова // Вестник университета. Государственный университет управления. - Москва, 2013. - № 5. -С. 177-184.

2. Захарова, О. А. Организация сетевой формы повышения квалификации специалистов технического профиля в соответствии с принципом профессиональной целесообразности/ О. А. Захарова // Образовательные технологии и общество. (http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html) - 2014. -№ 2(17). - С. 502-518.

3. Захарова, О. А. Открытые системы в дистанционном образовании/ О. А. Захарова // Мир образования - образование в мире. - Ростов-на-Дону. - 2011. - № 2(42). -С. 111-116.

4. Захарова, О. А. Система поддержки дистанционного обучения "СКИФ" на основе программного обеспечения MOODLE в ДГТУ/ О. А. Захарова // Вестник Донского государственного технического университета. - 2011. - Т. 11, № 4(55). -С. 574-578.

5. Захарова, О. А. Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в техническом вузе: опыт ДГТУ/ О. А. Захарова // Вестник Донского государственного технического университета. - 2012. - № 9. -С. 223-227.

6. Захарова, О. А. Электронное обучение и "облачные" сервисы в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов/ О. А. Захарова // Вестник университета. Государственный университет управления. - Москва, 2013. - № 2. - С. 256-262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.