Научная статья на тему '«Сетевые» трансформации процесса социального взаимодействия в современном обществе'

«Сетевые» трансформации процесса социального взаимодействия в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
468
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТАТУС / ИНТЕРНЕТ / SOCIAL PROCESS / STATUS / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Строганова Татьяна Владимировна

Статья посвящена анализу процесса социального взаимодействия в сети Интернет. Рассматриваются вопросы связи технологических инноваций в сетевом пространства с трансформацией социальной среды, ведущей к изменению статусно-ролевой основы социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analyze the process of social interaction on the Internet. The author considered the issues of communication of technological innovations in network space with the transformation of the social environment, leading to a change of status-role basis of society.

Текст научной работы на тему ««Сетевые» трансформации процесса социального взаимодействия в современном обществе»

3.Жданова Е.В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию. М.: Флинта: Наука, 2010.

4.Основы теории коммуникации /под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2007.

5.Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2004.

6.Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007.

УДК 316.334.2 «СЕТЕВЫЕ» ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Строганова Татьяна Владимировна, преподаватель кафедры «Информационные и коммуникационные технологии в сфере сервиса», tstrog@mail.ru,

Институт сервиса г. Москва (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный

университет туризма и сервиса»

Статья посвящена анализу процесса социального взаимодействия в сети Интернет. Рассматриваются вопросы связи технологических инноваций в сетевом пространства с трансформацией социальной среды, ведущей к изменению статусноролевой основы социума.

This article is devoted to the analyze the process of social interaction on the Internet. The author considered the issues of communication of technological innovations in network space with the transformation of the social environment, leading to a change of status-role basis of society.

Ключевые слова: социальный процесс, статус, Интернет.

Key words: social process, status, Internet.

Новые информационные и коммуникационные технологии, что особенно касается «сетевых» возможностей Интернет, являясь важнейшей особенностью современной эпохи, радикально изменили представление об общественной структуре, протекании социальных процессов и социальном пространстве в целом. Под влиянием современных технологий изменяется не только характер человеческой деятельности, социальные связи, природа социальных коммуникаций, но и сами отношения в обществе, трансформируются организационные формы социального взаимодействия, преобразуя существенным образом социальное поле, в первую очередь, сферу образования.

Изучение и анализ протекающих процессов и социологический мониторинг являются важнейшим условием адекватного как научного, так и практического реагирования на изменение параметров социального пространства, условие его

инновационного освоения. В целях социальной предикции и повышения качества социального управления крайне важно выяснить, какие изменения происходят в традиционной системе социальной организации человеческого общежития, проанализировать инновационные элементы, понять, какие возможности и проблемы они таят в себе.

Мысль о том, что нельзя жить в обществе и быть свободным, независимым от него, сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования. Совместное удовлетворение многочисленных и разнообразных потребностей вынуждает человека вступать во взаимодействие с другими индивидами, социальными группами и общностями, которые являются производителями и носителями определенных знаний и ценностей, что приводит к участию в совместной деятельности, реализующей общественные отношения производства, распределения, потребления и обмена. Человек, являясь элементом общественной системы, связан с другими людьми непосредственно в ходе прямых контактов или опосредованно с помощью постоянно и все более стремительно совершенствующихся средств коммуникации, становится одновременно субъектом и объектом социальных воздействий.

Общество как исторически сложившуюся форму взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения человеческих потребностей, которые отвечают выполнению условий самовоспроизводимости и саморазвития, самодостаточности, целостности и устойчивости, позволяет характеризовать системный подход. Достижение определенного уровня дает возможность появиться особым социальным ценностям и нормам, становящимся базисом взаимодействия и взаимосвязи в социуме.

Отправной точкой в системе установления социальных связей общества выступает социальное действие. Черты социального действие индивида приобретает только тогда, когда оно целенаправленно и сориентировано на поведение других индивидов, когда оно воздействует на них и, в свою очередь, испытывает влияние в зависимости от поведения других людей. Выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, социальное действие выступает как базисная основа социальной связи. К основным элементам системы связей в обществе можно отнести следующие: предмет связи, характеризующий сущностное содержание, субъекты этой связи, механизм осуществления связи и его нормативно-ценностное регулирование.

Огромное число примеров социальных действий, продуцируемых людьми, дает нам представление о поле социальной действительности. О возникновении процессов постоянного обмена в социуме дает право говорить только полное представление о разнообразии возможных видов социальных взаимодействий. Происходящие как на

уровне отдельный индивидов и их групп, так и на институциональном уровне, процессы взаимодействия включаются в полное понятие обмена. Комплекс индивидуальных и институционализированных ожиданий, нормирующий возникновение и утверждение правил обмена, выполняет функцию приведения системы в равновесное состояние. Социальная система рассматривается как созданная взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. Взаимосогласованные экспектации направляют индивидуальные, групповые действия и общественные процессы в целом. Воспроизведение ситуаций взаимодействия в длительном и регулярном режиме и приводит к стандартизации индивидуальных и групповых ожиданий и, в конечном итоге, формированию общеприменимых правил и норм, структурирующих для индивидов модели взаимодействия и задающих кодексы обязательств участия в них - социальные роли. Продуктом исполнения ролей становится системная структура социальных действий, существующих в постоянном взаимовлиянии, которое получается извне и интернализуется. Действие рассматривается как детерминируемое характеристиками системы при введение социокультурных детерминант и социальных значений, критериев социального, позволяющих его рассматривать как зависимое от характеристик системы и их различных сочетаний и говорить об эмерджентности социальности (эмерджентность англ. emergence - возникновение, появление нового). Понятие эмерджентности, имея свои истоки в теории систем, как нельзя лучше отвечает требованиям социологической науки, сводя к системному эффекту наличие особых свойств системного образования, не присущих её подсистемам и блокам. Сумма свойств элементов, таким образом, не сводится только лишь к системообразующим связям, а расширяется до нового понятия суммы свойств компонентов системы во взаимном действии и влиянии.

За последние годы возникла и активно развивается новая коммуникативная среда «сетевых» сообществ. Элементами современной социальной структуры становятся участники «сетевых» сообществ в виртуальной среде, так называемые комьюнити. В современном обществе инновационный характер социально-институциональных трансформаций невозможно адекватно оценить без детального изучения комплекса социальной системы, в которую входят разного рода, в первую очередь, «сетевые» сообщества. Понять процессы формирования информационного общества в целом не представляется возможным без моделирования социальных взаимодействий в рамках подобного рода сообществ. При этом понимать мы будем, ведя речь о сообществе, некую модель для символического воспроизведения реальных свойств, связей, состояний. Для моделирования протекания социальных процессов создается формализованный аналог

взаимодействий структурных элементов в сетевом пространстве. Элементарной единицей такого взаимодействия П. Штомпка (Sztompka, 1996) предлагал определять как агента или актора и помещал в область свеpхъестественного, вне человеческого и социального мира. Это приводило к формированию мифологического сознания, впервые в истории человеческой мысли формулирующего постулаты общественного взаимодействия. Объяснение функционирования и изменений в человеческом обществе переносилось в область свеpхъестественного и квалифицировались как пpодуктвоздействие естественных сил.

Энергию действующего субъекта начали «пpиписывать» человеческим существам в эпоху Pенессанса. Общечеловеческие процессы взаимодействия и взаимовлияния ставились в зависимость от деятельности харизматических личностей: героев, пророков, лидеров социокультурных процессов - пассионариев.

Координальный поворот в осмыслении процессов взаимодействия в обществе происходит с появлением социологии. Действующий субъект помещался строго в пределы общества, социализировался и одновременно дегуманизировался. Общество рассматривалось в терминах глобального эволюционизма и органицизма как саморегулирующаяся и самотрансформирующаяся целостность (Спенсер, Парсонс).

Перемещение конечной единицы деления - актора - из области личностных качеств в область социальных ролей было в социологическом мышлении следующим шагом. В теории социальных сетей до сих пор понятие социальной роли является одним из самых важных. С достаточно высокой долей вероятности можно говорить о предсказуемости возможных связей поведения и взаимодействия человека, помещенного в определенную структурную позицию. Однако актор уже своим присутствием изменяет ее, привнося в организацию структуры новые связи. Вассерман в книге «Social network analysis» (Wasserman, 1994) формулирует это как понятие позиционно-ролевого анализа. Абстрагируясь от актора как неделимой единицы и сделав попытку зафиксировать внутренние структурные изменения под влиянием изменения его позиций, можно увидеть, как в целом они влияют на развитие процессов в обществе. Объективность социальных общностей в «сетевом» пространстве распространяет на них действие законов развития социума, существующих в физическом мире. Разумеется необходимы учет специфических особенностей функционирования телекоммуникационных сетей и прогнозирование социальных проблем, возникающих с появлением «сетевого» пространства, в частности, при конструировании новых позиционно-ролевых форм социально-институционального взаимодействия.

С большой долей вероятности сейчас можно говорить об ускоряющейся информатизации как наиболее значимом факторе воздействия новых технологий на

стр. 227 из 262

социальную структуру общества. [1]. Можно выделить два направления такого

воздействия.

1. Непосредственное воздействие оказывают новые информационные технологии на сознание человека за счет значительного расширения коммуникативных и когнитивных возможностей. Ответы на вопрос о прямом или косвенном влиянии распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей, описываемой, например, теориями постмодерна, оказываются мало предсказуемыми [2, 3].

2. Опосредованное воздействие информационных технологий на социальную организацию. Новые средства коммуникационной инфраструктуры позволяют существенно снизить ресурсные затраты на передачу информации при использование новых информционно-коммуникационных технологий, что упрощает, ускоряет и делает эффективнее процесс создания территориально независимых, распределенных социальных групп сетевой структуры, основными характеристиками которых являются возможность общения «всех со всеми», преобладание неиерархических горизонтальных коммуникаций, возможность общения в равных сетевых условиях [4, 5].

Первым вектором социологического анализа можно назвать развитие индивидуальных возможностей человека. Этот вектор мониторинга позволяет интерпретировать ускоряющуюся информатизацию как увеличение человеческого капитала. Наряду с количественным эффектом снижения издержек на опережающую разработку образовательных программ, приводящую к существенному подъему минимального стандарта образования, осуществляется новый качественный переход в образовательной сфере - к продолжающемуся всю жизнь «непрерывному» образовательному процессу для всех возрастных категорий и к многократно ускоренному процессу разработки, апробации и внедрения передовых результативных инноваций в образовательные программы, приводящему к росту их эффективности.

На увеличение социального капитала направлен второй вектор, способствующий росту эффективности межорганизационных взаимодействий менеджмента [13, 7, 8, 9, 10,

11, 12] и развитию сетевой формы организации, что приводит к изменению структурных характеристик социальных процессов в целом.

Возрастающий образовательный потенциал высококвалифицированной современной рабочей силы максимально полным образом начинает использоваться в новой «сетевой» структуре при наиболее гибком внедрении современных информационных технологий. Гибкость коммуникационных контактов достигается за счет высоких стимулов к труду, созданных предпосылками к максимально полному использованию знаний, навыков, контактных возможностей, информационной культуры

стр. 228 из 262

участников взаимодействия, во многом принимающих на себя функции «предпринимателей-инноваторов», Это позволяет увеличить конкурентные индивидуальные и групповые преимущества во много раз.

Недостаточно высокая мотивация преодолевается за счет резерва организационных инноваций, в качестве которых выступает источник повышения эффективности преодоления сопротивления новым возможностям коммуникации [13]. Рост коммуникационных и мотивационных факторов эффективности влияет на повышение положительной результативности управления, становясь основой роста производительности труда, который в материальном производстве и сервисных областях не может быть объяснен исключительно технологическими нововведениями.

При определении места и значения новых средств коммуникаций можно остановиться на следующих функционалах:

- первичная деятельность, направленная на изготовление конкретных изделий или сервис;

- вторичная деятельность, сущность которой состоит в улучшении основной функции;

- деятельность, направленная на инновационные функции.

Внутренние особенности и внешние проявления научно-технического и социокультурного процесса определили развитие современной ситуации в профессиональном образовании. Благодаря новым технологиям сетевого характера, в особенности Интернету, радикально изменилось представление о глобальном социальном пространстве современного мироустройства. Природа социальных отношений при современной системе социальных коммуникаций претерпевает глубинные изменения под воздействием современных информационных технологий, изменяя не только характер деятельности человека по удовлетворению его основных потребностей, но и его социальные связи и сами социальные отношения. Новые коммуникационные возможности, существенно преобразуя систему социального влияния, трансформировали организационные формы социального взаимодействия.

Радикальная смена технологической основы общественных коммуникаций в конце XX века приводит к трансформации всей системы социального взаимодействия, в том числе и в сфере образования. Традиционная «классическая» педагогическая модель с внедрением в образовательные процессы новых информационных и коммуникационных технологий претерпевает существенные изменения.

стр. 229 из 262

Использование технологии сетевого взаимодействия Web 2.0 стало главной особенностью новой образовательной модели для подготовки специалистов отрасли сервиса в рамках эксперимента.

Возможность пользователям самим наполнять сайты содержимым, с точки зрения, как обучающего, так и обучаемого, является основной новаторской для образовательной деятельности отличительной чертой технологии Web 2.0. Добавлять к сетевому контенту свои записи, статьи, фотографии, аудио- и видеоматериалы, формировать дизайн своих страниц, оставлять свои комментарии могут сами пользователи. Возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения появляется у учебного сообщества. Для формирования долговременных отношений между обучающими и обучаемыми это чрезвычайно важно. Большое значение приобретают метки как средство решения ее классификационных задач. Краткое описание и ключевые слова, метки-категории, облегчающие процесс дальнейшего поиска, могут быть добавлены к каждой закладке ее владельцем. Использование меток привело к возникновению нового явления в образовательных практиках (фолксономии).

Групповые взаимодействия совершенно нового характера становятся возможным благодаря сетевому программному обеспечению - социальные сервисы Web 2.0 [14]. Для образовательных целей могут послужить следующие функции существующих социальных сервисов.

1. Поисковая функция позволяет объединять и поддерживать долговременные контактные связи между участниками, имеющими общие интересы и объединяющимися в социальные сети.

2. Функция хранения и презентации данных различного вида и формата -

социальные хранилища. В подобного рода сервисах: (http://picasaweb.google.

comhttp://youtube.com) различного вида данные проходят хранение и презентацию; редактирование, бесплатное хранение видеофрагментов и фотоматериалов. Фото- и видеосервисы позволяют использовать в качестве меток географических GPS координат точки, в которой сделана фотография - геосервисы (http://maps.google.com, http://wikimapia.org, http://panoramio.ru); социальные закладки выполняют функцию хранения нужной информации (http://bobrdobr.ru/); на отдельном сервисе хранится и представляется аудиальная информация (http://www.imeem.com/).

3. Функция создания, хранения и редактирования различных документов на удаленном компьютере в сети. Например, документы Гугл: http://docs.google.com.-

4. Функция ведения записей в виде дневников - «Сетевые дневники» - Блоги, например, http://blogs.mail .

стр. 230 из 262

5. Функция распространение массовой информации - социальные медиа,

построенные на предоставлении возможности любому человеку стать журналистом или источником новостей. Примерами являются http://www.foreignpolicy.com,

http://habrahabr.ru/. Суть их состоит в том, что классический редакционно-издательский процесс уступает место распределенному «сетевому» сообществу.

6. Функция хранения фактографической и полнотекстовой познавательной информации - социальные базы данных - пример всемирной открытой энциклопедии в виде проекта http://www.wikipedia.org/, которая создается добровольцами из многих стран мира.

7. Функция, обеспечивающая разработку веб-сайтов, позволяющая принять участие любому пользователю в проектировании не только в качестве комментатоpа, но и в качестве автоpа и редактора - коллективные гипеpтексты ВикиВики. Примерами могут служить общеpоссийский образовательный проект Летописи - http://letopisi.ru и http://wiki.iteach.ru - обучающая площадка для доведения тренингов.

Пеpсональные участники коммуникационных действий включаются в групповые взаимодействия: происходит информационно-аналитическая обработка текстов,

создаются комментарии, пишутся заметки в блогосфере, «Живом журнале» - ЖЖ; происходит pейтингование и размещение ссылок на Интернет-pесурсах в рамках сервиса «Делишес»; размещаются книги с иллюстpациями («Скрибд»). Фотографии размещаются на сервисе «Фликр», из pазличных Интернет-сервисов компилируются ссылки на одной из страниц pазличных Интернет-сервисов. Географические сервисы - мэшапы (от англ. «mash up») - «Земля Гугл», «Викимания» и сервисы на их основе («Паноpамио») -отображают фотографий на «Гугл»-Картах, в 3D модел^уются объекты на сервисе «Скетчуп»; сообщениями обмениваются электpонные RSS-pассылки мессенджеры, «Скайп»-система, видеосеpвисы «Ютьюб»и «видеоблог» настроены как видеосеpвисы.

Возможность организации и ведения коллективного ^оекта в сети предоставляет сеpвис «Zoho» (mai.zoho.projects.com). Все студенческие pаботы, текстовые, графические документы могут быть представлены в сетевом варианте, имеется раздел для pазмещения информации об основных событиях курса: расписания занятий, встреч консультаций, дат видеоконференций. Этот сервис становится своего рода «виртуальной аудиторией» для студентов. Коммуникация с преподавателями и студентов между собой посредством этого pесурса осуществляется с большей эффективность по сравнению с традиционными формами. Своеобразной точкой пересечения, «сетевой встречи» как коммуникационного, так и инфоpмационного характера становится ресурс «Zoho».

Для хранения закладок на веб-страницах используется сервис коллективного хранения закладок «Delicio», позволяющий заpегистрировавшимся пользователям сервиса

стр. 231 из 262

оставлять в системе ссылки на заинтересовавшие их веб-страницы. Делается это по аналогии с обычными закладками, которые сохраняют на собственных компьютеpах. Ссылки с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, могут быть добавлены в общую систему, и доступны они с любого компьютера в сетевом режиме. Одним или несколькими тэгами или метками-категоpиями помечается каждая закладка. При выполнении комплексного учебного проекта каждый обучаемый по своей теме исследования ищет информацию в сети и оставляет адрес и комментарии на этом ресурсе. Таким образом, по комплексной теме проекта происходит совместное фоpмирование единого информационного узла.

Для хpанения и дальнейшего личного или совместного использования цифровых изображений используется социальный сервис «Flickr» («Фликр»). Студенты размещали на сервере свои фотографии по темам проектов. Краткое описание и ключевые слова -метки - добавляются к каждой фотографии. Для участников социальный сервис «Фликр» становится источником графических материалов. К этому сервису могли подключиться все желающие, поэтому он становится инструментом для совместной познавательной деятельности.

Для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей предназначен социальный сервис «Youtube» («Ютьюб»). Метки-категории также используются в этом сервисе. Студенты используют «Ютьюб» для учебно-исследовательских работ как специальный источник видеоматериалов. «Ютьюб» применялся для хранения

видеоархивов и творческих работ студентов. Видеофайлы существенно разнообразили представление студенческих работ, особенно широко используемых для подготовки итоговых презентаций курсовых работ.

Личные записи в «Livejournal» («Живой журнал» («блог»)), напоминающие дневник, часто содержат опубликованные в сети, аннотированные ссылки на другие ресурсы. К каждому сообщению, опубликованному внутри блога, можно обратиться по имеющемуся URL-адресу. Таким образом, блог становится средой для записей событий собственной научной и личной жизни участников. Студенты и преподаватели получают возможность неофициального общения для консультаций и получения дополнительных знаний. Возникает площадка для организации дистанционного изучения учебного курса за рамками «обязательной» среды. Технология «Живого журнала» дает возможность доступа к миру неформальных практик обучения и общения.

Средой для быстрого гипертекстового взаимодействия становится «Wiki» («Вики»), представляющая собой коллекцию взаимосвязанных между собой записей. Пользователь может не заботиться о применении команд языка гипертекстовой разметки.

стр. 232 из 262

Программа интерпретирует текст любой статьи-страницы коллекции как гипеpтекст. Возможность создания и pедактирования любой записи в «Вики» pеализована с помощью pадикальной модели коллективного гипеpтекста, когда каждому из членов сетевого сообщества предоставлена возможность pедактирования любой записи. Пpедставление, расш^ение и аннот^ование учебных материалов, во-первых, является электронным ваpиантом представления учебных материалов, давая студентам возможность последить связи между текстами, во-втоpых, обеспечивает совместное создание текстов для единого комплексного исследовательского ^оекта.

В^туальные компьютерные «рабочие столы» «Netvibes» («Нетвибсы») служат для формирования своего виртуального рабочего места, исходя из удобства работы, личных префеpенций и наличия оперативной информации. Пользовательский интерфейс личного компьютера сохраняет эти настройки. Пеpсональный pабочий стол доступен студенту при работе в медиатеке или в другом месте, где пеpсональный pабочий стол ему недоступен. Использование pесурса «Нетвибс» оказалось достой и ясной по фоpме услугой получать инструктаж по новому виду работ, что в целом сократило время на адаптацию к работе на внешнем компьютеpе.

По аналогии с «Flickr» и «Youtube» ресурс «Slideshare» дает возможность сохранять свои ^езентации, выполненные в ^ограмме Power Point в сети. Итоговые ^езентации проектных ^упп студентов на этом сервисе получают широкие возможности для сбоpа и представления.

Анализ перечисленных функций социальных сервисов в рамках технологий Web 2.0 позволяет говорить о новых реалиях процесса социального взаимодействия как в масштабе всего общества, так и в педагогической деятельности, в частности.

Объединение независимых индивидов, социальных групп, действующих для достижения согласованных целей скооpдинировано на ^одолжительной во временном отношении основе, имеющих собственную инфраструктуру и общий «коpпоративный» имидж, становится современным способом коалиции свободных индивидов в «сетевую» организацию.

Сетевая как онлайновая, так и существующая в режиме реального времени оpганизация характеризуется следующими отличительными чертами.

1. Независимость членов сети. Признаком перехода от вертикально интегрированной бюрократии к «сетевой» оpганизации становится достаточно высокая степень свободы для того, чтобы иметь возможность по направленности и характеру собственной деятельности опpеделить групповые приоритеты. Признаком перехода от вертикально интегрированной бюрократии к сетевой оpганизаций можно назвать

возникновение ответственности за конечный результат. Тип ответственности «перед самим собой», характерный преимущественно для организаций «сетевого» вида, сказывается на собственном успешном результате при достижении самостоятельно поставленной цели в отличие от членов организаций, действующих в рамках иерархии и несущих ответственность перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.

2. Множественность лидеров. Понятие лидерства в организациях иерархического типа не переходит на определение лидерства в «сетевой» организации. Носитель производственного, финансового, коммуникативного, экспертного или иного актуального и необходимого для работы сети в данное конкретное время ресурса - любой индивид или группа индивидов - становится «сетевым» лидером. Готовность члена сети к использованию для достижения общих целей своего ресурса - второе необходимое условие «сетевого» лидерства, являясь наряду с реализацией собственных целей задачей общего характера. Таким образом, эта позиция обеспечивается в «сетевой» организации реальную множественность лидеров. Изменяющееся сочетание ресурсов в организациях «сетевого» типа приводит к мобильности системы лидерства.

3. Объединяющая цель. В «:сетевых» организациях объединяющая цель обусловлена индивидуальным, актуальным в «сетевом» объединении и вне сети не действующим интересом каждого актора. Каждый участник сетевого взаимодействия заинтересован в совместном использовании маркетинговых, статусных и информационных ресурсов. Общей идеей становится объединяющая целью «сетевой» организации и выверяется на максимум близости к значимым материальным и духовным потребностям участников, который подразумевает возможный механизм удовлетворения этих потребностей.

4. Добровольность связей делает возможным гибкое изменение структуры и состава сети, быстрое изменение ресурсных объемов в рамках сети на основе принципа добровольности, логически вытекающего из принципа независимости членов сети.

5. Множественность уровней взаимодействия. Заданное жесткой структурой в обычной организации, количество уровней взаимодействия, как правило, ограничено. Несколько функциональных подразделений могут взаимодействовать непосредственно с вышестоящим и нижестоящим уровнем. Актуальная потребность во взаимодействии становится в сети основной мотивации при взаимодействии, возникает непоседственно по линиям прямого и направленного действия, обеспечивая наивысшую эффективность в рамках сети по сравнению с административными организациями.

Таким образом, идеологию сетевой организации можно охарактеризовать как функциональную идеологию, предполагающую конкурентное сотрудничество. Она дает

возможность, с одной стороны, сохранять стимулы к развитию, позволяя связать с сохранением конкуренции между участниками сети их добровольное объединение, с другой стороны, сочетать интенсификацию с конкуренцией, направляя сотрудничество в тех направлениях, где это возможно к совместной пользе.

Объекты, входящие в сетевую организацию, обладают важней характеристикой -гибкостью по отношению ко всем типам социальных элементов, входящим в ее состав. Обеспечивается структурная мобильность, возможностью включать в себя конкретных индивидумов, неформальные группы, организации, группы организаций в любых сочетаниях.

В соответствии с актуальностью нахождения участников в составе сети происходит постоянная ротация членов сетевой организации. Количественный статус «сетевой» организации социального взаимодействия при максимальной степени структурной гибкости переводит его в статус качественной характеристики «сетевой» структуры.

Литература

1. Авдулов, А.Н. Экономическое и социальное значение информационных технологий в жизни американского общества [Текст] / А.Н. Авдулов // Наука и общество на рубеже веков. Реферативный сборник РАН ИНИОН. М., 2008. С. 80-103.

2. Азаренко, С.А. Коммуникация [Текст]: современный философский словарь / С.А. Азаренко; под общ. ред. В.Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2009. С. 329-332.

3. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества [Текст] / З. Бауман. М.: Весь мир, 2009.

4. Бауман, З. Индивидуализированное общество [Текст] / З. Бауман. М.: Логос,

2007.

5. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию [Текст] / У. Бек. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

6. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Академия-Центр, Медиум, 2006.

7. Виноградова, Н.Л. Социальное пространство и социальное взаимодействие [Текст] / Н.Л. Виноградова // Вестник ВГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2007. № 2.

8. Гидденс, Э. Устроение общества [Текст]: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. М.: Академический Проект, 2009.

9. Каптерев, А.И. Информатизация социокультурного пространства [Текст] / А.И. Каптерев. М : Фаир-Пресс / Гранд, 2007.

10. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2010.

11. Корытникова, Н. В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества [Текст] / В.В. Кортунов // СоцИс. 2007. № 2.

12. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего [Текст] / М. Коул. М.: Когито-Центр ; М.: ИП РАН, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Крушанов, А.А. Современный образ мира [Текст] / А.А. Крушанов // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2009.

14. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу [Электронный ресурс] / Шадрин А. -Режим доступа: кйр://гу1е8ле1е.п8С.ги:8101/раппоу/аг1:ет1.к1т. Загл. с экрана.

15. Сетевые организационно-управленческие формы - мода или необходимость?

[Электронный ресурс] / Рюэгг-Штюрм Й, Ахтенхаген Л. - Режим доступа:

http://www.ptpu.ru/issues/6_00/12_6_00.htm. Загл. с экрана.

16. Social Capital in the Creation of Human Capital / James S. Coleman // American Journal of Sociology Supplement 94. 2008. P. 95-120.

17. Social Capital and Civil Society / Francis Fukuyama // The Institute of Public Policy George Mason Universuy. 2009. ctober 1.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДК 659.4.246

ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Надеина Татьяна Михайловна, доктор филологических наук, заведующая кафедрой «Связи с общественностью», tanadeina@yandex.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье излагаются некоторые общие требования к терминологической системе любой отрасли знаний и рассматриваются основные случаи нарушения терминологической упорядоченности в сфере рекламы и PR: омонимия, полисемия и синонимия терминов, орфографические и произносительные дублеты.

The article outlines some general requirements for terminological system of any branch of knowledge and examines the main violations of terminological order in the field of advertising and PR: homonymy, polysemy and synonymy of terms, spelling and pronunciation doublets.

Ключевые слова: рекламная терминология, омонимия, синонимия,

орфографические дублеты, произносительные дублеты.

Keywords: advertising terminology, homonymy, synonymy, spelling doublets, doublets pronunciation.

Терминология любой отрасли знаний - это «не просто список терминов, а семиологическая система, т.е. выражение определенной системы понятий, в свою очередь отражающей определенное научное мировоззрение» [1]. Возникновение терминологии возможно лишь тогда, когда наука достигает достаточно высокой степени развития.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности, является элементом терминологической системы, и его концептуальное содержание определяется местом в системе. Каждый термин имеет свою дефиницию (точное научное определение) в ряду прочих терминов в той же области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.