Научная статья на тему 'СОПОСТАВЛЕНИЕ ИГРОВЫХ АМПЛУА В БАСКЕТБОЛЕ И «DOTA 2»'

СОПОСТАВЛЕНИЕ ИГРОВЫХ АМПЛУА В БАСКЕТБОЛЕ И «DOTA 2» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерный спорт / Dota 2 / киберспорт / амплуа / тактические качества / баскетбол / computer sports / dota 2 / e-sports / roles / tactical qualities / basketball

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косьмина Елена Алексеевна, Каведуке Николай Даниэльевич, Косьмин Иван Васильевич

Проведена аналогия между игровыми амплуа в баскетболе и дисциплине компьютерного спорта «Dota 2». Проанализированы психологические и тактические игровые функции игроков с различным игровым амплуа. Приведены практические рекомендации по соотношению командной и индивидуальной работы игроков с различным игровым амплуа в игре «Dota 2». Сделана попытка сформировать психологический портрет игроков различных амплуа в игре «Dota 2». Приведены рекомендации по тренировке когнитивных способностей для каждого игрового амплуа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косьмина Елена Алексеевна, Каведуке Николай Даниэльевич, Косьмин Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF PLAYING ROLES IN BASKETBALL AND «DOTA 2»

An analogy is drawn between playing roles in basketball and the discipline of computer sports "Dota 2". The analysis of psychological and tactical game functions of players with different game roles was carried out. Practical recommendations on the ratio of team and individual work of players with different playing roles in the game "Dota 2" are given. An attempt was made to form a psychological portrait of players of various roles in the game "Dota 2". Recommendations for training cognitive abilities for each game role are given.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВЛЕНИЕ ИГРОВЫХ АМПЛУА В БАСКЕТБОЛЕ И «DOTA 2»»

УДК 796.323:004.4 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-82-91

СОПОСТАВЛЕНИЕ ИГРОВЫХ АМПЛУА

В БАСКЕТБОЛЕ И «DOTA 2»

Е.А. Косьмина, Н.Д. Каведуке, И.В. Косьмин

Проведена аналогия между игровыми амплуа в баскетболе и дисциплине ком-

пьютерного спорта «Dota 2». Проанализированы психологические и тактические игро-

вые функции игроков с различным игровым амплуа. Приведены практические рекомен-

дации по соотношению командной и индивидуальной работы игроков с различным

игровым амплуа в игре «Dota 2». Сделана попытка сформировать психологический

портрет игроков различных амплуа в игре «Dota 2». Приведены рекомендации по тре-

нировке когнитивных способностей для каждого игрового амплуа.

Ключевые слова: компьютерный спорт, Dota 2, киберспорт, амплуа, тактиче-

ские качества, баскетбол.

COMPARISON OF PLAYING ROLES

IN BASKETBALL AND «DOTA 2»

Kosmina E.A., candidate of pedagogical sci-

ences, senior lecturer, e.kosmina@lesgaft.

spb.ru, Russia, Saint Petersburg, Lesgaft Na-

tional State University of Physical Education,

Sport and Health, Saint Petersburg,

Kaveduke N.D., student, kaveduke@yan-

dex.ru, Russia, Saint Petersburg, Lesgaft Na-

tional State University of Physical Education,

Sport and Health, Saint Petersburg,

Kosmin I.V., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, i.kosmin@lesgaft.

spb.ru, Russia, Saint Petersburg, Lesgaft Na-

tional State University of Physical Education,

Sport and Health, Saint Petersburg

An analogy is drawn between playing roles in

basketball and the discipline of computer

sports "Dota 2". The analysis of psychological

and tactical game functions of players with

different game roles was carried out. Practical

recommendations on the ratio of team and in-

dividual work of players with different play-

ing roles in the game "Dota 2" are given. An

attempt was made to form a psychological

portrait of players of various roles in the game

"Dota 2". Recommendations for training cog-

nitive abilities for each game role are given.

Key words: computer sports, dota 2, e-sports,

roles, tactical qualities, basketball.

Косьмина Елена Алексеевна, канд. пед. наук,

старший преподаватель, e.kosmina@lesgaft.spb.ru, Россия,

Санкт-Петербург, Национальный государственный Уни-

верситет физической культуры, спорта и здоровья имени

П.Ф. Лесгафта,

Каведуке Николай Даниэльевич, студент,

kaveduke@yandex.ru, Россия, Санкт-Петербург, Нацио-

нальный государственный Университет физической куль-

туры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,

Косьмин Иван Васильевич, канд. пед. наук,

доц., i.kosmin@lesgaft.spb.ru, Россия, Санкт-Петербург,

Национальный государственный Университет физической

культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта

В настоящее время существует

недостаточность методологических ре-

сурсов обучения спортсменов в компью-

терном спорте. В связи с этим, сущест-

вует вероятность качественного переноса

методик обучения в компьютерный спорт

из спортивных игр.

Тактика игры ‒ это организация

спортивного противостояния путем про-

думывания и реализации индивидуаль-

ных, групповых, командных действий.

Основной задачей тактики является учет

особенностей конкретного соперника и

складывающихся в процессе активной

борьбы условий [1, 2, 8, 10]. Комплексный подход при обучении игре в

«Dota 2» может заключаться первостепенно в обучении тактическим дей-

ствиям игроков, общему понимаю игры и проработке индивидуальных и

коллективных задач. Это связано с тем, что «Dota 2» – достаточно гибкая и

стремительно меняющаяся игра. Обновление правил и моделей игры здесь

меняется каждое игровое обновление, зачастую 2 раза в год. Тактика не

терпит шаблона и предполагает гибкое маневрирование в соответствии с

меняющейся в ходе игры обстановкой. Неумение подстроить свою игру в

конкретной ситуации, отойти от шаблона несовместимо с правильным

пониманием тактики игры, что отрицательно влияет на спортивные успехи

команды.

Цель исследования: расширить методологическую базу средств и

методических рекомендаций для подготовки в компьютерном спорте на

основе сопоставления амплуа в киберспортивной дисциплине «Dota 2» и

баскетболе.

Задачи исследования:

1) сопоставить функции игроков различных амплуа в компьютер-

ном спорте «Dota 2» и баскетболе;

2) провести научный поиск средств и методических рекомендаций

в баскетболе с дальнейшей экстраполяцией на дисциплину компьютерного

спорта «Dota 2».

Для решения поставленных задач был проведен анализ современ-

ных 58 российских и зарубежных научных источников по баскетболу, про-

смотр и анализ 98 видеозаписей игровых матчей по компьютерной дисци-

плине «Dota 2», интервьюирование 18 игроков по дисциплине «Dota 2»

(рейтинг от 4500 MMR).

Современный баскетбол, несомненно, как и довольно новый и

прогрессивный компьютерный спорт, не стоит на месте и постоянно раз-

вивается, прогрессирует. Из года в год в нем меняются правила, совершен-

ствуются не только технические, но и тактические элементы; научное

обоснование методик обучения в баскетболе, по сравнению с компьютер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ным спортом, находится на несравнимо более высоком уровне. Проведен-

ный анализ показал высочайшую разработанность всех направлений под-

готовки в соответствии с амплуа игроков. Предположили, что именно опыт

данной спортивной игры может быть полезен и для компьютерного спорта.

Всего в баскетболе существует несколько игровых амплуа, у каждого из

которых разные позиции на площадке (рис. 1) и различные задачи в игре

(табл. 1): разыгрывающий защитник (первый номер), атакующий защитник

(второй номер), легкий форвард (третий номер), мощный форвард (четвер-

тый номер) и центровой (пятый номер).

Предположили, что тактические качества амплуа баскетболистов

схожи с игровыми ролями в дисциплине компьютерного спорта «Dota 2».

В этой игре, как и в баскетболе, существует разделение игроков по

ролям, каждая из которых занимает определенную позицию на игровой

карте (рис. 2) и выполняет определенные тактические задачи (табл. 2).

Рис. 1. Игровые амплуа в баскетболе

Таблица 1

Функции игроков (игровые амплуа) в баскетболе

Игровые амплуа

Разыгрывающий

защитник

Атакующий

защитник

Легкий форвард

Тяжелый

форвард

Центровой

Тактические качества (задачи)

Командные взаимодействия в атаке, розыгрыш комбинаций, соз-

дание условия и ситуации на площадке таким образом, чтобы каж-

дый партнер мог принести как можно больше пользы команде,

должен знать сильные и слабые стороны команды соперника,

чтобы умело использовать преимущества своего коллектива. Ро-

зыгрыш и страховка тыла. Сдерживание быстрой контратаки со-

перников в случае потери мяча

Цель – забить с любого места на площадке. Действуют на перед-

нем рубеже защиты у своей корзины. Две основные обязанности –

завершение атак и опека опасных в нападении соперников. Защита

всегда стремится остановить лучших снайперов, поэтому, притя-

гивая на себя внимание защиты, атакующий защитник может

легко найти передачей партнера, от которого

идет подстраховка

Основной задачей такого игрока, как и атакующего защитника, яв-

ляется набор очков. Хорошая маневренность, умение результа-

тивно атаковать с дальних и средних позиций, нацеленная пере-

дача центровому, подбор мяча, страховка и доигровка

Подбор мяча в нападении и защите, обострение игры вблизи кор-

зины соперника за счет собственного скоростного прохода. При

действиях в защите игроки должны уметь нейтрализовать напа-

дающих противника, служить второй линией обороны своей кор-

зины, подстраховывать игроков первой линии обороны

Игра под кольцом, подбор мяча, защита рядом с корзиной, «це-

ментирование» обороны, блокирование, как можно больше бро-

сков противника, призваны таранить оборону соперника на ближ-

них подступах к щиту

Рис. 2. Игровые амплуа в «Dota 2»

Таблица 2

Функции игроков (игровые амплуа) в «Dota 2»

Игровые амплуа

Легкая линия

Центральная

линия

Сложная линия

Частичная

поддержка

Полная

поддержка

Тактические качества (задачи)

Цель – набрать как можно больше преимущества в золоте, купить

и реализовать дорогостоящие предметы в игре. Ядро нападения в

поздней стадии игры. Обострение игры в нападении, нейтрализа-

ция лучших игроков противника, действия на втором рубеже за-

щиты (вторым номером)

Получение опыта, реализация преимущества в уровне, неожидан-

ная атака на любую из точек карты. Ядро нападения на начальной

и средней стадиях игры. Игроки данной позиции призваны наби-

рать больше всего «очков», поэтому часто притягивают к себе

много внимания, действуют на переднем рубеже защиты

Призваны создавать давление на игроков легкой линии, уничто-

жение вражеских героев обороны, провоцируют атаку на себя.

Действия на переднем рубеже атаки (первым номером), действия

на переднем рубеже защиты, блокирование атак противника, кон-

троль контринициация

Давление на слабые стороны соперника, создание условий для ре-

зультативной атаки, мобильное передвижение по карте, под-

держка на центральной линии, умение результативно атаковать на

боковых линиях, защита союзников при внезапной атаке

Координация командных действий, выстраивание общей страте-

гии, командные взаимодействия в нападении и защите, использо-

вание преимуществ собственной команды, поддержка и защита

игрока легкой линии, сдерживание ранней агрессии противника

Нами было обнаружено, что задачи игроков «полной поддержки»

схожи с задачами «разыгрывающего защитника» в баскетболе (создание

условий и ситуаций для максимальной реализации игроков команды,

использование преимуществ коллектива, страховка и поддержка с тыла,

сдерживание атаки противника).

«Частичная поддержка» схожа с позицией «легкого форварда»

(высокая результативность, хорошая маневренность, страховка, «доиг-

ровка» в нападении), игрок «центральной линии» имеет много общего с

атакующим защитником (умение провести успешную атаку с любой точки

игровой площадки, действие на переднем рубеже защиты, зачастую самый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

результативный игрок, который притягивает к себе много внимания),

игрок «сложной линии» с амплуа «центрового» (призваны «таранить» обо-

рону противника, «цементирование» обороны своей команды, блокирова-

ние атак противника), а «легкая линия» с позицией «тяжелого форварда»

(обострение игры в нападении, нейтрализация нападающих противника,

вторая линия обороны, подстраховка игроков первой линии обороны).

Сопоставление игровых амплуа в баскетболе и «Dota 2»: «разыгры-

вающий защитник» – «полная поддержка», «атакующий защитник» –

«центральная линия», «легкий форвард» – «частичная поддержка», «тяже-

лый форвард» – «легкая линия», «центровой» – «сложная линия».

В баскетболе множество исследований было посвящено индивидуа-

лизации тренировочного процесса в соответствии с амплуа игрока. Чаще

всего индивидуализируют техническую, теоретическую, физическую и

психологическую подготовки. Разработаны модельные характеристики

наиболее перспективных игроков в баскетболе в соответствии с антропо-

метрическими, физиологическими, психическими, моторными, генетиче-

скими особенностями. В компьютерном спорте данная проблема не разра-

ботана и требует дополнительных исследований. Выбрали несколько наи-

более подходящих, на наш взгляд, рекомендаций из баскетбола, которые

предлагаем экстраполировать на индивидуальную подготовку в «Dota 2», в

соответствии с амплуа игрока, тем самым определив дальнейший вектор

нашего исследования.

Многие черты характера спортсмена предопределены генотипом,

поэтому свойства нервной системы, темперамента и характера могут опре-

делить успешный выбор игрового амплуа баскетболиста и его игровой

деятельности в целом [4]. В нашем исследовании сравниваем тактическое

сходство функций игроков в «Dota 2» с амплуа баскетболистов, отчего

возникает закономерный вопрос, а применимо ли это и в компьютерном

спорте? Так, например, проанализировав литературные источники по бас-

кетболу [4, 6, 9], выяснили, что разыгрывающие игроки преимущественно

обладают следующими характеристиками: высокий уровень групповой

сплоченности, аналитический стиль мышления, по типу темперамента

преобладают сангвиники и холерики, показатель личности – экстраверсия.

По тактическим качествам разыгрывающий защитник сопоставляется амп-

луа полной поддержки в «Dota 2». Главными задачами «полной под-

держки» в «Dota 2» являются обеспечение безопасности игроку «легкой

линии», координация командных действий, выстраивание общей стратегии

команды и сдерживание ранней агрессии врага. Таким образом, как и

«разыгрывающему защитнику» в баскетболе, игроку пятой позиции в

«Dota 2» для успешной реализации своих тактических задач необходимо

обладать высоким уровнем групповой сплоченности (защита членов

команды), аналитическим стилем мышления (выстраивание общей страте-

гии игры и координация командных действий), чаще всего такой игрок

является экстравертом (высокий уровень коммуникации, поддержка), по

типу высшей нервной деятельности – сангвиником. Во многих спортивных

коллективах, капитанами избираются игроки с темпераментом сангвиника,

так как эти люди умеют владеть собой, вести за собой команду, коммуни-

кабельны, выносливы и обладают большим потенциалом. Чаще всего

именно игрок роли полной поддержки является капитаном команды. Дан-

ная тема может являться целью отдельного исследования.

В баскетболе также применяют выявление психомоторных, перцеп-

тивных и когнитивных показателей, выступающих основными для отбора

и контроля текущего состояния высококвалифицированных баскетболи-

стов [3]. Так, например, существуют модельные психологические и психо-

физиологические группы показателей, включающие реакции: простую

зрительно-моторную, тормозную, выбора, при предъявлении движущегося

сигнала, на движущийся объект и на движущийся объект с ускорением [3],

значимые перцептивные показатели: чувство дистанции, скорость воспри-

ятия и переработки информации, а также и когнитивные показатели: опе-

ративное мышление и вероятностное прогнозирование [3]. Предполагаем,

что выявление психомоторных, перцептивных и когнитивных показателей

игроков в «Dota 2», также может выступать в качестве объективной оценки

отбора наиболее перспективных спортсменов по амплуа в игре «Dota 2».

Так, например, демонстрация высоких результатов в перцептивных пока-

зателях может свидетельствовать о том, что человек с большей долей

вероятности будет эффективен на позиции полной или частичной под-

держки, а простая зрительно-моторная реакция и развитое вероятностное

прогнозирование может свидетельствовать о предрасположенности спорт-

смена к амплуа «легкой линии».

Большой объем воспринимаемой информации и скорость принятия

решения позволяют игрокам более эффективно реализовывать тактический

план игры [7]. Развитие интеллектуальных способностей, связанных с пе-

реработкой информации, обусловлено характером построения и направ-

ленностью тренировочного процесса с использованием специальных

средств и методических условий при формировании индивидуальных дей-

ствий и взаимодействий баскетболистов [7]. Развитию интеллектуальных

способностей игроков «полной и частичной поддержки» в «Dota 2»

должно уделяться особое значение, так как данные амплуа чаще всего от-

вечают за эффективную реализацию технико-тактических действий

команды в процессе официальных игр и им необходимо иметь высокий

уровень оперативной логической памяти для того, чтобы быстро и точно

анализировать большой объем игровой информации. Также немаловажным

для данных амплуа будет являться развитие способности выражать мысли

кратко и точно, развитие аналитических качеств, умения выявлять при-

чинно-следственные связи, распределять внимание. Для центральной

линии важна наблюдательность, расчетливость, гибкость ума, способность

концентрировать и распределять внимание. Спортсменам первой позиции

(«легкой линии») наиболее важна расчетливость, наблюдательность, само-

контроль, а третьей позиции («сложной линии») умение правильно рассчи-

тывать ресурсы, собственные силы.

Для более эффективной подготовки баскетболистов специалисты

рекомендуют использовать индивидуальную подготовку игроков в сочета-

нии с командной работой в ходе каждого тренировочного занятия [5]. Дан-

ная рекомендация также подходит и для командных дисциплин компью-

терного спорта, в частности, для «Dota 2». Однако считаем, что в зависи-

мости от игровой позиции, тренерскому составу следует уделять разное

количество времени на индивидуальные и командные тренировки для каж-

дого амплуа. К примеру, для игроков «полной поддержки» соотношение

распределения общего тренировочного времени может распределяться

следующим образом: 70 % – командная работа, 30 % – индивидуальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тренировки. Это обусловлено характером их тактических действий, так как

для пятой позиции наиболее важными являются умения коммуникации,

координации передвижения команды, выстраивание ее стратегии. Для иг-

роков «частичной поддержки» оптимальным, на наш взгляд, является со-

отношением командных тренировок к индивидуальным 60 % на 40 %, так

как игроки четвертой позиции также сильно зависят от команды, но имеют

немного другие задачи, например, обеспечение обзора команды или гра-

мотное передвижение по карте с целью реализации сильных сторон героев

своей команды или давления на слабые стороны героев противника. Игро-

кам центральной и сложной линий следует отводить время на командные и

индивидуальные тренировки в соотношении 50/50. Для игроков «легкой

линии» более эффективными станут индивидуальные тренировки, так как

первая позиция чаще всего игнорирует начальные сражения и концентри-

руется на собственном развитии, соотношение 60 % на 40 %. Не стоит

также забывать, что следует регулярно проводить персональные трени-

ровки для каждого игрока по всем разделам подготовки: технической, тео-

ретической, физической, психологической. Каждый игрок команды имеет

свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при

планировании тренировочных занятий для достижения наивысших резуль-

татов.

Заключение. В компьютерном спорте не так много исследований,

посвященных методологическому обеспечению обучения спортсменов,

поэтому перенос отдельных средств из спортивных игр позволит за корот-

кий промежуток времени добиться наилучших результатов в психологиче-

ской и физической подготовке, достичь желаемой цели не только в учебно-

тренировочном процессе, но и в соревновательной деятельности. По на-

шему мнению, необходимо применять следующие рекомендации:

1. Определение амплуа спортсменов в компьютерном спорте путем

выявления их характера и темперамента. Игроки «полной поддержки» –

сангвиники и холерики, тип высшей нервной деятельности – экстраверсия,

«частичной поддержки» – сангвиники, амбиверсия, «сложной линии» –

флегматики, сангвиники, интроверсия, «легкой линии» – флегматики, сан-

гвиники, интроверсия, «центральной линии» – сангвиники, экстраверсия.

2. Отбор и контроль состояния высококвалифицированных спорт-

сменов компьютерного спорта рекомендуется проводить путем выявления

психомоторных, перцептивных и когнитивных показателей. Так, напри-

мер, высокие показатели в когнитивных тестах могут свидетельствовать о

предрасположенности игроков к амплуа «поддержки», а преимущественно

высокие перцептивные показатели о склонности игровым ролям «основы».

3. Развитию интеллектуальных способностей в компьютерном

спорте должно уделяться особое внимание. В частности, для амплуа под-

держки в «Dota 2» – это наиболее востребовано в связи со спецификой

игровых задач.

4. На командные и индивидуальные тренировки игроков дисцип-

лины «Dota 2» необходимо отводить различное время, в связи со специфи-

кой их тактических и технических задач. Так, например, более командным

амплуа «полная и частичная поддержка» на командные тренировки реко-

мендуем отводить 60–70 % тренировочной деятельности, «сложная линия»

– 60 %, «центральная линия» – 50 % и «легкая линия» – 40 %.

Список литературы

1. Газдиева М.Б., Гришина Е.И., Нагорнова М.Н. Методика обуче-

ния технике и тактике игры в баскетбол: учеб.-метод. пособие. Тольятти:

Изд-во ТГУ, 2008. 48 с.

2. Дудник О.Е., Буйлова Л.А. Методика обучения тактике нападе-

ния в баскетболе: учеб.-метод. пособие. Воронеж: Изд-во ВГИФК, 2019.

113 с.

3. Кочарян Т. Н. Прогнозирование игрового амплуа баскетболисток

с учетом индивидуальных морфологических и психологических особенно-

стей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Малаховка, 2012. 27 с.

4. Мишнева С.Д. Темперамент и выбор амплуа в баскетболе // Уче-

ные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191). С. 248–

253.

5. Никифоренко В.И., Витман Д.Ю., Эртман Ю.Н. Особенности

создания программы индивидуальной подготовки в тренировочном про-

цессе студенческих команд по баскетболу // Ученые записки университета

имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 369–375.

6. Опарин Р.Ю., Захарова А.Н., Ежова Г.С. Психофизиологические

особенности баскетболистов различных игровых амплуа // Физическая

культура, здравоохранение и образование: сб. материалов XIV Междунар.

науч.-практ. конф., посвящ. памяти В.С. Пирусского и юбилею факультета

физ. культуры НИ ТГУ / под ред. проф. Е.Ю. Дьяковой. Томск, STT, 2020.

С. 181–187.

7. Родин А.В., Павлов Е.А. Сравнительный анализ показателей на-

глядно-образной информации у баскетболистов различных игровых амп-

луа и квалификаций // Здоровье для всех: сб. материалов третьей Между-

нар. науч.-практ. конф. / редкол. К.К. Шебеко [и др.]. Пинск: ПолесГУ,

2011. С. 141–143.

8. Тактика баскетбола // Российская федерация баскетбола. М.:

PressPass, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://russiabasket.ru/Files/

Documents/Basketball_23.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

9. Филатьева К.В., Мишнева С.Д. Взаимосвязь типов темперамента

человека с амплуа баскетболистов // Стратегия развития спортивно-

массовой работы со студентами: материалы II Междунар. науч.-практ.

конф. / отв. ред. В.Я. Субботин, А.Н. Халин. Тюмень: Изд-во ТИУ, 2018.

С. 237–242.

10. Чернякова С.Н., Рожнова Н.О., Рябенко Н.В. Технологии физ-

культурно-спортивной деятельности: баскетбол. Курс лекций: учеб.-метод.

пособие. Красноярск: Изд-во СФУ, 2007. 57 с.

References

1. Gazdieva M.B., Grishina E.I., Nagornova M.N. Metodika obucheniya tekhnike i

taktike igry v basketbol [Methods of teaching the technique and tactics of

playing basketball]:

textbook.-method. allowance. Togliatti: Publishing House of TSU, 2008. 48 p.

2. Dudnik O.E., Bujlova L.A. Metodika obucheniya taktike napadeniya v basketbole

[Methods of teaching attack tactics in basketball]: textbook.-method.

allowance. Voronezh:

VGIFK Publishing House, 2019. 113 p.

3. Kocharyan T. N. Prognozirovanie igrovogo amplua basketbolistok s uchetom in-

dividual'nyh morfologicheskih i psihologicheskih osobennostej [Forecasting the

game role of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

female basketball players, taking into account individual morphological and

psychological

characteristics]: abstract dis. … cand. ped. sciences. Malakhovka, 2012. 27 p.

4. Mishneva S.D. Temperament i vybor amplua v basketbole [Temperament and the

choice of role in basketball] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.

Lesgafta [Scientific

notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 1 (191). P.

248–253.

5. Nikiforenko V.I., Vitman D.Yu., Ertman Yu.N. Osobennosti sozdaniya pro-

grammy individual'noj podgotovki v trenirovochnom processe studencheskih komand

po bas-

ketbolu [Features of creating an individual training program in the training

process of student

basketball teams] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta

[Scientific notes of the

University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 11 (189). P. 369–375.

6. Oparin R.Yu., Zaharova A.N., Ezhova G.S. Psihofiziologicheskie osobennosti

basketbolistov razlichnyh igrovyh amplua [Psychophysiological features of

basketball players

of various playing roles] //

// Physical culture, health care and education: collection of articles:

materials XIV Intern. scientific-practical. conf., dedicated in memory of V.S.

Pirussky and the

anniversary of the Faculty of Physics. culture of NI TGU / ed. prof. E.Yu.

Dyakova. Tomsk,

STT, 2020. P. 181–187.

7. Rodin A.V., Pavlov E.A. Sravnitel'nyj analiz pokazatelej naglyadno-obraznoj

in-

formacii u basketbolistov razlichnyh igrovyh amplua i kvalifikacij [Comparative

analysis of

indicators of visual-figurative information among basketball players of various

playing roles

and qualifications] // Health for all: collection of articles. materials of the

third International.

scientific-practical. conf. / redol. K.K. Shebeko [et al.]. Pinsk: PolesGU,

2011. P. 141–143.

8. Taktika basketbola [Basketball tactics] // Russian Basketball Federation. M.:

PressPass, 2021. [Electronic resource]. URL:

https://russiabasket.ru/Files/Documents/Basket-

ball _23.pdf (accessed: 01.11.2021).

9. Filat'eva K.V., Mishneva S.D. Vzaimosvyaz' tipov temperamenta cheloveka s

am-

plua basketbolistov [The relationship of human temperament types with the role

of basketball

players] // Strategy for the development of mass sports work with students:

materials of the

II Intern. scientific-practical. conf. / resp. ed. V.Ya. Subbotin, A.N. Khalin.

Tyumen: Izd-vo

TIU, 2018. S. 237–242.

10. Chernyakova S.N., Rozhnova N.O., Ryabenko N.V. Tekhnologii fizkul'turno-

sportivnoj deyatel'nosti: basketbol. Kurs lekcij [Technologies of physical

culture and sports

activities: basketball. Course of lectures]: textbook.-method. allowance.

Krasnoyarsk: SFU

Publishing House, 2007. 57 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.