Научная статья на тему 'Сопоставление эффективности различных видов очно-заочного обучения в вузах на основе педагогических измерений остаточных знаний'

Сопоставление эффективности различных видов очно-заочного обучения в вузах на основе педагогических измерений остаточных знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / дистанционные технологии / качество обучения / контроль остаточных знаний / факторы оценки качества / distance education / distance technologies / quality of education / control of residual knowledge / quality assessment factors.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузиков Денис Владимирович, Позднякова Ирина Робертовна

Целью данного исследования заключается в оценке качества усвоенных знаний студентов по различным дисциплинам перед прохождением промежуточной аттестации и после трехмесячного периода, учитывая использование различных образовательных технологий. В исследовании рассматриваются такие формы обучения, как классическая очно-заочная, комбинированная с элементами дистанционного обучения и полностью дистанционное обучение. Гипотеза исследования предполагает, что существует взаимосвязь между уровнем остаточных знаний студентов и степенью интеграции дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, независимо от направления подготовки студента, в рамках сложившейся образовательной системы. Научный вклад данного исследования заключается в определении ключевых факторов, влияющих на оценку качества остаточных знаний спустя определенное время после окончания обучения по оцениваемым дисциплинам. Исследование позволяет выделить положительные и отрицательные аспекты образовательного, которые по мнению потребителей образовательных услуг оказывают влияние на качество обучения. Анализ таких факторов может помочь улучшить организацию учебного процесс с учетом различной степени интеграции дистанционных образовательных технологий, оптимизировать методы обучения и создать более благоприятное образовательное окружение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузиков Денис Владимирович, Позднякова Ирина Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE EFFECTIVENESS OF VARIOUS TYPES OF PART-TIME EDUCATION IN UNIVERSITIES BASED ON PEDAGOGICAL MEASUREMENTS OF RESIDUAL KNOWLEDGE

The purpose of this study is to assess the quality of students’ acquired knowledge in various disciplines before passing the intermediate certification and after a three-month period, taking into account the use of various educational technologies. The study examines such forms of training as classical full-time and correspondence, combined with elements of distance learning and completely distance learning. The research hypothesis assumes that there is a relationship between the level of residual knowledge of students and the degree of integration of distance educational technologies into the educational process, regardless of the direction of the student’s training, within the current educational system. The scientific contribution of this study lies in identifying the key factors influencing the assessment of the quality of residual knowledge after a certain time after completion of training in the assessed disciplines. The study allows us to highlight the positive and negative aspects of educational services, which, according to consumers of educational services, influence the quality of education. Analysis of such factors can help improve the organization of the educational process, taking into account varying degrees of integration of distance educational technologies, optimize teaching methods and create a more favorable educational environment.

Текст научной работы на тему «Сопоставление эффективности различных видов очно-заочного обучения в вузах на основе педагогических измерений остаточных знаний»

Сопоставление эффективности различных видов очно-заочного обучения в вузах на основе педагогических измерений остаточных знаний

Пузиков Денис Владимирович,

аспирант, Московская международная академия E-mail: denis.puzikov.w@gmail.com

Позднякова Ирина Робертовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Московская международная академия E-mail: Pozdnikova@mail.ru

Целью данного исследования заключается в оценке качества усвоенных знаний студентов по различным дисциплинам перед прохождением промежуточной аттестации и после трехмесячного периода, учитывая использование различных образовательных технологий. В исследовании рассматриваются такие формы обучения, как классическая очно-заочная, комбинированная с элементами дистанционного обучения и полностью дистанционное обучение. Гипотеза исследования предполагает, что существует взаимосвязь между уровнем остаточных знаний студентов и степенью интеграции дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, независимо от направления подготовки студента, в рамках сложившейся образовательной системы.

Научный вклад данного исследования заключается в определении ключевых факторов, влияющих на оценку качества остаточных знаний спустя определенное время после окончания обучения по оцениваемым дисциплинам. Исследование позволяет выделить положительные и отрицательные аспекты образовательного, которые по мнению потребителей образовательных услуг оказывают влияние на качество обучения. Анализ таких факторов может помочь улучшить организацию учебного процесс с учетом различной степени интеграции дистанционных образовательных технологий, оптимизировать методы обучения и создать более благоприятное образовательное окружение.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционные технологии, качество обучения, контроль остаточных знаний, факторы оценки качества.

Введение

Одним из важных этапов исследования на тему «Роль дистанционных образовательных технологий в обеспечении качества обучения» выбран анализ реального уровня освоения учебного материала студентами высших образовательных учреждений, осваивающих образовательные программы с использованием различного уровня интеграции дистанционных образовательных технологий. Оценка остаточных знаний студентов в период освоения дисциплины и спустя определенное время является одним из важных критериев эффективности образовательной технологии [5]. Данное исследование поможет сформировать представление о том, как долго студенты сохраняют полученные знания и компетенции, а также поможет оптимизировать образовательный процесс, улучшить программы обучения и существенно повысить качество подготовки специалистов. Также данное исследование призвано внести вклад в развитие методологии оценки качества образования и изменить подходы к измерению успеваемости обучающегося.

Целью данного исследования заключается в оценке качества усвоенных знаний студентов по различным дисциплинам перед прохождением промежуточной аттестации и после трехмесячного периода, учитывая использование различных образовательных технологий. В исследовании рассматриваются такие формы обучения, как классическая очно-заочная, комбинированная с элементами дистанционного обучения и полностью дистанционное обучение.

Гипотеза исследования предполагает, что существует взаимосвязь между уровнем остаточных знаний студентов и степенью интеграции дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, независимо от направления подготовки студента, в рамках сложившейся образовательной системы.

сз о со "О

Методы

Проведение данного исследования основано на достаточной выборке, включающей в себя опрос студентов, представляющих различные учебные заведения и укрупненные группы направлений (специальностей). Так в исследовании приняли участие студенты трех высших учебных заведений, реализующих в регионе образовательную деятельность по направлениям:

1. Юриспруденция,

2. Экономика и управление,

Ш А

—I О

сз т; о m О от

З

ы о со

3. Информатика и вычислительная техника,

а также имеющие по каждому направлению группы, осваивающие образовательные программы с применением классической очно-заочной формы обучения, смешанной технологии обучения (далее - смешанная технология), сочетающая в себе классическую форму обучения с элементами дистанционных образовательных технологий и реализующие образовательную программу полностью в дистанционном формате. Численность обучающихся в каждой исследуемой группе составляет 10-15 человек.

Методика оценки качества остаточных знаний обучающихся основана на проведении тестирования по двум дисциплинам учебного плана, являющихся общими для каждой укрупненной группы направлений и специальностей, а также реализуемых в рамках этих групп выбранными образовательными учреждениями [6]. Выбор дисциплин осуществлялся с учетом схожести дидактических единиц, продолжительности освоения и условий реализации, предусмотренных рабочими программами. Содержание тестовых заданий представляет собой композицию контрольно-измерительных материалов учебных дисциплин. После проведения тестирования по оценке качества остаточных знаний обучающимся предложено в свободной форме ответить на вопрос: «Что из организации вашего обучения по классической, смешанной и дистанционной технологии обучения являлось ключевым в получении вами низкой/высокой оценки?». В данном публикуемом исследовании анализ внешних факторов на результаты тестирования опущен.

Для оценки остаточных знаний и умений критерии оценки по тестам были нормированы на 100 баллов.

Сбор данных для оценки результатов тестирования проводился в два этапа. Первый этап проходил в период изучения анализируемой дисциплины за 10-15 дней до проведения промежуточной аттестации. Второй этап тестирования проведен спустя 3-4 месяца после окончания промежуточной аттестации студентов.

Для исследования были выбраны три укрупненные группы направлений. Анализ производился на основании тестировании группы по двум дисциплинам. Для исследования по укрупненной группе 40.00.00 Юриспруденция были выбраны по одной группе направления 40.03.01 «Юриспруденция». Для исследования по укрупненной группе 38.00.00 Экономика и управление были выбраны по три группы направлений 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Для исследования по укрупненной группе 09.00.0 «Информатика и вычислительная техника» были выбраны по две группы направлений 09.03.02«Информатика и вычислительная техника» и 09.03.03 «Прикладная математика».

Анализа полученных результатов проведен с использованием статистических методов, таких как регрессивный и корреляционный анализ, методы сравнения средних и дисперсий [8].

Результаты

В таблице 1 приведены сводные данные исследования по всем образовательным учреждениям и группам. Проведенное исследование выявило снижение остаточных знаний студентов по наблюдаемым дисциплинам по всем формам обучения независимо от интеграции в них дистанционных образовательных технологий.

Таблица 1. Средние значения разности результатов тестирования перед промежуточной аттестацией и спустя 3 месяца после нее.

Укрупненная группа Направление Исследуемая дисциплина Очно-заочная форма обучения Очно-заочная форма обучения с элементами дистанционных технологий Очно-заочная форма обучения, реалезуемая посредством дистанционных образовательных технологий

Юриспру- Юриспруденция Теория государства и права 8,00 10,00 16,00

денция Гражданское право 8,00 10,00 16,00

Среднее значение 8,00 10,00 16,00

Экономика Экономика Бухгалтерский учет 8,00 8,00 10,00

и управление Документационное обеспечение деятельности 8,00 8,00 10,00

Менеджмент Бухгалтерский учет 4,00 8,00 10,00

Документационное обеспечение деятельности 4,00 8,00 10,00

Государственное и муници- Муниципальное и местное самоуправление 6,00 4,00 8,00

пальное управление Документационное обеспечение деятельности 6,00 4,00 8,00

Среднее значение 6,00 6,67 9,33

о с

и

см о см

Окончание

Укрупненная группа Направление Исследуемая дисциплина Очно-заочная форма обучения Очно-заочная форма обучения с элементами дистанционных технологий Очно-заочная форма обучения, реалезуемая посредством дистанционных образовательных технологий

Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии Архитектура аппаратных средств 8,00 8,00 10,00

Высшая математика 8,00 8,00 10,00

Прикладная информатика Архитектура аппаратных средств 6,00 8,00 10,00

Высшая математика 6,00 8,00 10,00

Среднее значение 7,00 8,00 10,00

Среднее по степени интегрированно-сти дистанционного обучения 6,67 7,67 10,67

Однако, средние показатели снижения результатов тестирования более выражены среди студентов обучающихся на программах с полной реализацией обучения посредством дистанционных технологий. При этом показатели обучающихся по классической очно-заочной форме обучения а также смешанной демонстрируют приблизительно одинаковые показатели остаточных знаний. Средний показатель падения составляет 8,4 балла, при стандартной ошибке не более 1,2 балла. При этом расхождение данных по образовательным учреждениям, принимающих участие в эксперименте, не превышает р<0,05.

Тенденция снижения уровня остаточных знаний у обучающихся по программам полностью перенесенных в дистанционных формат наблюдается по всем реализуемым образовательным программам. На рисунке 1 наглядно представлена кривая зависимости падения уровня знаний в зависимости от степени внедрённости дистанционных технологий. При этом прослеживается явная корреляция между этими показателями.

-Ряд1

у = 1х2 - 2х + 7,6667

R2 = 1

Очно-Заочная(ОЗ) ОЗ с элементами ДТ Только ДТ

6,67 7,67 10,67

Рис. 1. График зависимости падения баллов тестирования после аттестации по сравнению с предаттестационными результатами в зависимости от интеграции дистанционных технологий в образовательный процесс

На рисунке 2 представлен график зависимости, развернутый по укрупненным группам направлений подготовки. Анализ данных показал, что студенты групп 09.00.00 и 38.00.00 более способны сохранять полученные ранее знания и умения, при этом обучающиеся по направлению группы 40.00.00 проявили склонность к существенной

потере приобретенных знаний. Дополнительный анализ показал, что существенное отклонение в негативную сторону результатов повторного теста студентов указанной группы обусловлено в первую очередь слабой междисциплинарной связью и малой практической значимостью дисциплин начального блока. Для студентов групп 09.00.00 и 38.00.00 дисциплины являются фундаментом имеющим практическое значение в освоении дисциплин следующего семестра. Таким образом, сохранению остаточных знаний способствует наличие более тесной междисциплинарной связи изучаемых и изученных дисциплин, требующих постоянного оперирования знаниями полученными ранее в освоении каждой новой дидактической единицы [2].

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18

^^—Юриспруденция

Экономика и управление —^—Информатика и вычислительная техника

Рис. 2. График зависимости падения баллов тестирования после аттестации по сравнению с предаттестационными результатами в зависимости от направлений подготовки.

Параллельно с основным тестированием учащимся было предложено ответить на вопросы анкетирования. Одним из основных вопросов на который должны были ответить участвующие в исследовании студенты, был вопрос о причинах способствовавших получению высоких или низких баллов. Сводные результаты данного опроса представлены в таблицах 2-4.

Так, при классической очно-заочной форме обучения студентами наиболее негативно влияющими факторами отмечены ограниченные образовательные ресурсы (45%) и однообразность заня-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о см

тий (32%). При этом положительными явлениями студенты назвали более глубокую вовлеченность в образовательный процесс и общественную жизнь учреждения (32%), а также более близкий контакт с преподавателем (27%).

Таблица 2. Факторы, повлиявшие на получение высоких или низких баллов названные студентами, обучающимися на классической очно-заочной форме обучения

№ Положительные факторы Отрицательные факторы

п/п Фактор % Фактор %

1 Полное погружение в учебный процесс 32 Ограниченные образовательные ресурсы 45

2 Личное внимание преподавателя 27 Однообразность методов обучения 32

3 Создание благоприятного образовательного окружения 18 Неучтенные индивидуальные потребности 12

4 Структурированный учебный процесс 16 Ограничение гибкости образовательного процесса 10

5 Прочее 7 Прочее 1

Такие результаты характерны для традиционной формы обучения. Накопленный опыт и структурированность образовательного процесса вносит существенный вклад в качество обучения [1]. Однако, отмеченные студентами негативные факторы имеют место быть и в условиях развивающихся технологий оказывают отрицательное воздействие на заинтересованность и мотивацию учащихся.

Таблица 3. Факторы, повлиявшие на получение высоких или низких баллов названные студентами, обучающимися на смешанной форме, объединяющей классическую очно-заочную форму с элементами дистанционных технологий

№ п/п Положительные факторы Отрицательные факторы

Фактор % Фактор %

1 Расширенные возможности обучения 27 Недостаточная адаптация к новым методам обучения 34

2 Индивидуальный подход 26 Проблемы с организацией учебного процесса 32

3 Использование инновационных технологий 25 Недостаточная мотивация 21

4 Большая гибкость в организации времени 20 Недостаточное взаимодействие с преподавателем и обратная связь 9

5 Прочее 2 Прочее 4

чения с частичной интеграцией дистанционных образовательных технологий. Студенты данной формы обучения весьма высоко ценят расширение возможностей обучения (27%), наличие инновационных технологий в обучении (25%) и расширения возможностей индивидуального подхода в образовании (26%). Однако, решение одних задач и изменение технологии обучения привело к прогнозируемым отрицательным результатам, характерным для реализации новых направлений работы. Так наиболее негативными факторами студенты называют недостаточную адаптацию к новым методам обучения (34%) и проблемы с организацией учебного процесса (32%). Также начинают проявляться проблемы с мотивацией и самомотивацией студентов (21%). Эти отрицательные факторы характерны для каждого образовательных учреждений, принимавших участие в исследовании.

Таблица 4. Факторы, повлиявшие на получение высоких или низких баллов названные студентами, обучающимися на очно-заочной форме полностью реализуемой с применение дистанционных образовательных технологий

№ Положительные факторы Отрицательные факторы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п/п Фактор % Фактор %

1 Эффективное использование ресурсов 47 Отсутствие прямого контакта с преподавателем 33

2 Проактивное взаимодействие с преподавателем 21 Недостаток интерактивности 27

3 Хорошая самодисциплина 14 Сложности с мотивацией и самодисциплиной 19

4 Поддержка со стороны семьи и окружения 11 Технические проблемы 19

5 Прочее 7 Прочее 2

Для решения проблем с описанными выше негативными факторами реализована форма обу-

Большая интеграция дистанционных технологий в образовательный процесс существенно дистанцирует учащегося не только от образовательного учреждения как организации, но и вопреки ожиданиям от преподавательского состава [4]. Наличие всевозможных средств коммуникации не позволяет полностью удовлетворить потребности студентов в личном контакте (33%). Усугубляется ситуация с самомотивацией и дисциплиной. Для многих людей оказывается неподъемной задача самостоятельной организации времени труда и отдыха (19%). Не смотря на достаточно длительный период развития дистанционных технологий, в образовательных учреждениях, принимавших участие в исследовании, все еще присутствуют технические проблемы (19%), отрицательно сказывающиеся на качестве образования. Однако, те студенты, которые смогли самоорганизоваться (14%) и настроить свою деятельность под эффективное обучение считают, что имеют гораздо лучший доступ к образовательным ресурсам (47%) и постоянный контакт с педагогом посредством

современных технологий коммуникации (21%) существенно помогает им в обучении.

Обсуждение

В результате данного исследования была подтверждена гипотеза о том, что существует зависимость между качеством остаточных знаний и умений студентов высших учебных заведений и степенью интеграции дистанционных технологий в образовательный процесс. Результаты данного исследования согласуются с работами других авторов, например к.и.н., Щербаковой И.К. в ее работе на тему «Влияние дистанционного формата обучения на качество образовательного процесса» [10]. Однако, исследование показало, что снижение остаточных знаний также зависит от направления подготовки, что в свою очередь порождает необходимость дальнейшего изучения данного аспекта.

Также в работе проанализированы положительные и отрицательные факторы образования, выделенные студентами на одной и той же форме обучения с различным уровнем внедрения дистанционных технологий в трех различных высших учебных заведениях.

Научный вклад данного исследования заключается в определении ключевых факторов, влияющих на оценку качества остаточных знаний спустя определенное время после окончания обучения по оцениваемым дисциплинам. Исследование позволяет выделить положительные и отрицательные аспекты образовательного, которые по мнению потребителей образовательных услуг оказывают влияние на качество обучения [3].

Анализ таких факторов может помочь улучшить организацию учебного процесс с учетом различной степени интеграции дистанционных образовательных технологий, оптимизировать методы обучения и создать более благоприятное образовательное окружение [9].

Заключение

Дальнейшее исследование в этой области могут быть направлены на изучение более детальных аспектов влияния выявленных при исследовании факторов на процесс обучения, разработку специализированных подходов к оценке качества остаточных знаний и дальнейшее совершенствование образовательных практик. Акцент на выявленных в исследовании факторах может способствовать улучшению образовательной системы и обеспечению качества обучения

Литература

1. Афанасьев В. Я., Воронцов Н.В. (2022). Влияние типов мышления и личностных качеств студентов на академическую успеваемость в дистанционном обучении в цифровой среде // Цифровая социология. Т. 5, № 1. С. 76-86. https://doi. огд/10.26425/2658-347Х-2022-5-1-76-86.

2. Гончарова О.Н., Халилова М.Ю. Особенности дистанционного обучения в высших учебных заведениях в условиях пандемии Covid-19. Открытое образование. 2022;26(1):34-41. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-34-41.

3. Логинова Н.С., Бендрикова А.Ю., Дегтярев С.И. Дистанционное обучение: проблемы и варианты их решения (на примере обобщения опыта дистанционного обучения в АГМУ) // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. № 3. С. 6-19.

4. Неврюев А.Н., Сычев О.А., Сариева И.Р. Связь отношения к дистанционному обучению студентов с отчуждением от учебы и эмоциональным выгоранием // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 136-146. DOI: 10.17759/pse.2022270111.

5. Раззаков, Ш.И. Контроль знаний в системе дистанционного обучения / Ш.И. Раззаков, У.З. Нарзиев, Р.Б. Рахимов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 7 (66). - С. 70-73. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/66/10934/ (дата обращения 3.05.24)

6. Рахматуллина З. Б. (2021). Некоторые социальные риски и преимущества дистанционного обучения // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности: XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения-2021», Москва, 04 марта 2021 г. М.: ООО «МАКС Пресс». С. 1185-1187. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=46559896 (дата обращения 3.05.24)

7. Соболь О.В. Исследование качества организации современного дистанционного обучения // УПИРР. 2021. № 2. С. 146-152. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kachestva-organizatsii-sovremennogo-distantsionnogo-obucheniya. (дата обращения 3.05.24)

8. Сорокина, Г. П., Особенности реализации смешанного обучения в вузе: монография / Г.П. Сорокина, Т.А. Першина, Е.А. Долгих. - Москва: Русайнс, 2021. - 88 с. - ISBN 978-5-4365-8037-1. - URL: https://book.ru/ book/941079 (дата обращения 3.05.24)

9. Токмянин, В.В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения / В.В. Токмянин. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - Т. 2. -Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 370-372. -URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1906/. (дата обращения 3.05.24)

10. Щербакова И.К. Влияние дистанционного формата обучения на качество образовательного процесса (по результатам исследования, проведенного в Государственном университете управления). Цифровая социология/ Digital Sociology. 2023;6(2):89-98. https://doi. org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-89-98

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

COMPARISON OF THE EFFECTIVENESS OF VARIOUS TYPES OF PART-TIME EDUCATION IN UNIVERSITIES BASED ON PEDAGOGICAL MEASUREMENTS OF RESIDUAL KNOWLEDGE

Puzikov D.V., Pozdnyakova I.R.

Moscow International Academy

The purpose of this study is to assess the quality of students' acquired knowledge in various disciplines before passing the intermediate certification and after a three-month period, taking into account the use of various educational technologies. The study examines such forms of training as classical full-time and correspondence, combined with elements of distance learning and completely distance learning. The research hypothesis assumes that there is a relationship between the level of residual knowledge of students and the degree of integration of distance educational technologies into the educational process, regardless of the direction of the student's training, within the current educational system. The scientific contribution of this study lies in identifying the key factors influencing the assessment of the quality of residual knowledge after a certain time after completion of training in the assessed disciplines. The study allows us to highlight the positive and negative aspects of educational services, which, according to consumers of educational services, influence the quality of education. Analysis of such factors can help improve the organization of the educational process, taking into account varying degrees of integration of distance educational technologies, optimize teaching methods and create a more favorable educational environment.

Keywords: distance education, distance technologies, quality of education, control of residual knowledge, quality assessment factors.

References

1. Afanasyev V. Ya., Vorontsov N.V. (2022). The influence of types of thinking and personal qualities of students on academic performance in distance learning in a digital environment // Digital Sociology. T. 5, No. 1. P. 76-86. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86.

2. Goncharova O.N., Khalilova M. Yu. Features of distance learning in higher education institutions in the context of the Cov-

id-19 pandemic. Open education. 2022;26(1):34-41. https://doi. org/10.21686/1818-4243-2022-1-34-41.

3. Loginova N.S., Bendrikova A.Yu., Degtyarev S.I. Distance learning: problems and options for their solution (using the example of generalizing the experience of distance learning at ASMU) // Intercultural communication in education and medicine. 2021. No. 3. P. 6-19.

4. Nevryuev A.N., Sychev O.A., Sarieva I.R. Relationship between students' attitudes towards distance learning and alienation from studies and emotional burnout // Psychological Science and Education. 2022. Vol. 27. No. 1. pp. 136-146. DOI: 10.17759/ pse.2022270111.

5. Razzakov, Sh.I. Control of knowledge in the distance learning system / Sh.I. Razzakov, U.Z. Narziev, R.B. Rakhimov. - Text: immediate // Young scientist. - 2014. - No. 7 (66). - P. 70-73. -URL: https://moluch.ru/archive/66/10934/ (access date 05/3/24)

6. Rakhmatullina Z. B. (2021). Some social risks and benefits of distance learning // Modern society in conditions of socioeconomic uncertainty: XV International Scientific Conference "Sorokin Readings-2021", Moscow, March 04, 2021 M.: MAKS Press LLC. pp. 1185-1187. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=46559896 (date accessed 05/3/24)

7. Sobol O.V. Study of the quality of organization of modern distance learning // UPIR. 2021. No. 2. pp. 146-152. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kachestva-organizatsii-sovremennogo-distantsionnogo-obucheniya. (date of access 3.05.24)

8. Sorokina, G. P., Features of the implementation of blended learning at a university: monograph / G.P. Sorokina, T.A. Pershi-na, E.A. Dolgikh. - Moscow: Rusigns, 2021. - 88 p. - ISBN 978-5-4365-8037-1. - URL: https://book.ru/book/941079 (access date 05/3/24)

9. Tokmyanin, V.V. Distance education: dependence of quality on the form of education / V.V. Tokmyanin. - Text: direct // Theory and practice of education in the modern world: materials of the I International. scientific conf. (St. Petersburg, February 2012). -T. 2. - St. Petersburg: Renome, 2012. - P. 370-372. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1906/. (date of access 3.05.24)

10. Shcherbakova I.K. The influence of the distance learning format on the quality of the educational process (based on the results of a study conducted at the State University of Management). Digital Sociology/Digital Sociology. 2023;6(2):89-98. https://doi. org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-89-98

o d

u

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.