Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ЦИФРОВОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломенцева Светлана Борисовна

Цель исследования - определить основные особенности онлайн-аттестации студентов художественно-творческих направлений подготовки. В статье отражены характерные черты процесса дистанционной проверки качества знаний, принципы создания целевой группы обучающихся и разработки тест-анкет, приведены особенности цифровой аттестации студентов по дисциплинам художественной направленности, намечены пути решения обнаруженных в ходе исследования проблем. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые произведена сравнительная оценка эффективности форм аттестации по теоретической и практической части художественных дисциплин, реализуемых кафедрой дизайна, художественного образования и технологий Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, в условиях дистанционного обучения. В результате выявлено, что возможности проверки качества знаний по практической части дисциплин объективно ниже, чем по теоретической. Определены наиболее предпочтительные по мнению обучающихся формы проведения аттестации, их отличительные особенности, сильные и слабые стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломенцева Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CERTIFICATION OF STUDENTS OF ARTISTIC AND CREATIVE DIRECTIONS OF TRAINING IN THE CONTEXT OF DIGITAL DISTANCE LEARNING

The aim of the study is to determine the main features of online certification of students in artistic and creative directions of training. The article presents the characteristic features of the process of remote verification of the knowledge quality, the principles of creating a target group of students and the development of test questionnaires. The features of students’ digital certification in disciplines of the artistic direction are given; the ways of solving the problems discovered during the study are outlined. The scientific originality of the study lies in the fact that the author for the first time carries out a comparative assessment of the effectiveness of certification forms in the theoretical and practical parts of art disciplines, implemented by the Department of Design, Art Education and Technology of Bunin Yelets State University in the context of distance learning. As a result, it has been revealed that the possibility of checking the quality of knowledge in the practical part of the disciplines is objectively lower than in the theoretical one. The most preferable forms of certification, their distinctive features, strengths and weaknesses have been determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

$ rpQmÔTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 6. С. 1096-1103 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 1096-1103

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Особенности аттестации студентов художественно-творческих направлений подготовки в условиях цифрового дистанционного обучения

Соломенцева С. Б.

Аннотация. Цель исследования - определить основные особенности онлайн-аттестации студентов художественно-творческих направлений подготовки. В статье отражены характерные черты процесса дистанционной проверки качества знаний, принципы создания целевой группы обучающихся и разработки тест-анкет, приведены особенности цифровой аттестации студентов по дисциплинам художественной направленности, намечены пути решения обнаруженных в ходе исследования проблем. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые произведена сравнительная оценка эффективности форм аттестации по теоретической и практической части художественных дисциплин, реализуемых кафедрой дизайна, художественного образования и технологий Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, в условиях дистанционного обучения. В результате выявлено, что возможности проверки качества знаний по практической части дисциплин объективно ниже, чем по теоретической. Определены наиболее предпочтительные по мнению обучающихся формы проведения аттестации, их отличительные особенности, сильные и слабые стороны.

Features of Certification of Students of Artistic and Creative Directions of Training in the Context of Digital Distance Learning

Solomentseva S. B.

Abstract. The aim of the study is to determine the main features of online certification of students in artistic and creative directions of training. The article presents the characteristic features of the process of remote verification of the knowledge quality, the principles of creating a target group of students and the development of test questionnaires. The features of students' digital certification in disciplines of the artistic direction are given; the ways of solving the problems discovered during the study are outlined. The scientific originality of the study lies in the fact that the author for the first time carries out a comparative assessment of the effectiveness of certification forms in the theoretical and practical parts of art disciplines, implemented by the Department of Design, Art Education and Technology of Bunin Yelets State University in the context of distance learning. As a result, it has been revealed that the possibility of checking the quality of knowledge in the practical part of the disciplines is objectively lower than in the theoretical one. The most preferable forms of certification, their distinctive features, strengths and weaknesses have been determined.

Введение

В настоящее время образовательное пространство высших учебных заведений можно охарактеризовать как информационное, для которого типична тенденция к нивелированию граней между традиционными и дистанционными методами обучения, в том числе и по художественно-творческим направлениям подготовки. Этот процесс является неотъемлемой частью цифровизации общества и в значительной мере облегчает студентам доступ к современным образовательным ресурсам. Для успешного планирования, организации и реализации учебного процесса в онлайн-формате по художественным дисциплинам необходимо определить оптимальные методики, адаптировать отработанные педагогические технологии обучения и аттестации, чтобы обеспечить традиционно высокий уровень высшего образования. Поэтому актуальность темы исследования определена тем, что экстренное введение дистанционной формы обучения в 2020 году, обусловленное серьезной

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210154

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

эпидемиологической ситуацией в мире, выявило, что на тот момент не существовало отработанной методики, которая позволила бы высшим учебным заведениям безболезненно перейти в онлайн-формат.

Особенности цифровизации в гуманитарных профилях подготовки имеют значительные отличия от технических. В данной статье мы рассмотрим проблемы аттестации студентов художественно-творческих направлений подготовки в условиях дистанционного образования. Незначительный объем исследований, посвященных системному анализу базовых проблем онлайн-обучения и проверки качества знаний, в большей мере был ориентирован на направления подготовки, для которых характерно широкое использование компьютерных технологий (Дожциков, 2020, с. 21-32; Бримжанова, Атанов, Гагарина, 2019, с. 36-41; Караваева, Борисова, 2018, с. 45-48).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить проблемы, связанные с организацией аттестации в дистанционном формате в зарубежных вузах и вузах РФ;

- выявить специфику дистанционной аттестации по дисциплинам художественно-творческой направленности в вузе на примере Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина.

Для решения поставленных задач мы применяли общенаучные и прикладные методы исследования: контент-анализ, анкетирование, статистический анализ и интерпретацию.

Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных и иностранных специалистов, в которых рассматриваются особенности дистанционного обучения и аттестации студентов высших учебных заведений. Проблематика работ достаточно широка и затрагивает вопросы, связанные с изучением преимуществ и проблем удаленного обучения (Грунт, Беляева, Лисситса, 2020, с. 45; Штыхно, 2020, с. 72-81; Fallatah, 2020, с. 29-36), влияния вынужденной изоляции на уровень стресса студентов (Quintiliani, Sisto, Vicinanza et al., 2021, с. 9), процесса компьютерного тестирования уровня знаний (Бримжанова, Атанов, Гагарина, 2019, с. 36-41; Караваева, Борисова, 2018, с. 45-48; Bashitialshaaer, Alhendawi, Lassoued, 2021, с. 1-2), прокторинга (Arno, Galassi, Tommasi et al., 2021, с. 41-43), объективности онлайн-экзаменов (Li, Luo, Sikdar, 2021, с. 1-8). Специфические особенности дистанционного художественного образования рассматриваются в контексте реализации практико-ориенти-рованных дисциплин (Ляо, 2020, с. 108-117), ведения проектной дизайнерской деятельности (Михальченко, 2020, с. 274-277), организации творческих экзаменов в онлайн-формате (Дождиков, 2017, с. 86-92).

Практическая база исследования. В данной статье приведены результаты исследований, которые мы проводили на базе кафедры дизайна, художественного образования и технологий Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина по итогам обучения в весеннем и осеннем семестре 2020 года. Этот период времени характеризовался тем, что преподаватели и студенты учебных заведений Российской Федерации, а также практически всего мира были поставлены перед необходимостью перейти в дистанционный формат, обусловленный пандемией COVID-19. Выбранные приемы и методы исследования во многом определены этим фактором: они должны были подходить для большинства респондентов целевой группы, которые имели возможность использовать только наиболее доступные, распространенные программные продукты и информационные ресурсы.

С целью сбора информации для последующего количественного и качественного анализа мнений обучающихся по теме исследования в онлайн-сервисе Google Формы была разработана тест-анкета из 12 вопросов, ориентировочное время на обдуманные ответы составляло 30-40 минут. При создании тест-анкеты были использованы вопросы следующих типов: выбрать один или несколько из предложенных вариантов ответов, установить порядок следования и шкалу соответствия, ввести свой краткий (строка) или подробный (абзац) вариант ответа на вопрос анкеты. Достаточно разнообразные типы тестовых вопросов позволили обучающимся выразить свое объективное мнение по исследуемой проблеме. Использование простых, но эффективных для нашего исследования статистических методов анализа данных в программе Excel позволило выявить особенности дистанционной аттестации обучающихся художественно-творческих направлений подготовки.

В исследовании принимали участие обучающиеся бакалавриата и магистратуры, которые имели опыт аттестации с помощью дистанционных образовательных технологий в весеннем и осеннем семестре 2020 года. Общее количество студентов, вошедших в исследуемую группу - 69 человек, общее количество художественно-творческих направлений подготовки - 5, подробные данные приведены в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Сведения по уровням образования и курсам студентов, вошедших в исследуемую группу

Уровень образования Курс Количество студентов, человек Процентное соотношение, %

Бакалавриат 1 11 15,94

2 17 24,64

3 16 23,19

4 8 11,59

Магистратура 1 13 18,84

2 4 5,80

Всего: 69 100

Анализ данных, представленных в Таблице 1, демонстрирует, что выборка обучающихся на 75,36% состоит из студентов бакалавриата и на 24,64% - из обучающихся магистратуры, что отражает реальное соотношение контрольных цифр приема по уровням образования в вузе. Студенты бакалавриата представлены таким образом: 1 курс - 15,94% от общей выборки, 2 курс - 24,64%, 3 курс - 23,19%, 4 курс - 11,59%. Количество обучающихся

магистратуры распределено в следующем процентном соотношении: 18,84% от общей выборки - 1 курс, 5,80% - 2 курс. Из приведенных сведений следует, что все курсы студентов бакалавриата и магистратуры представлены в полной мере, и это является дополнительным показателем объективности проведенных исследований.

Таблица 2. Сведения по направлениям подготовки и уровням образования студентов, вошедших в исследуемую группу

Уровень образования Направление подготовки Количество студентов, человек Процентное соотношение, %

Бакалавриат 44.03.05 Педагогическое образование, профили - Изобразительное искусство и технология 16 23,19

44.03.05 Педагогическое образование, профили - Художественное образование и дополнительное образование (дизайн, компьютерная графика) 20 28,98

54.03.01 Дизайн, профиль - Дизайн костюма 16 23,19

Магистратура 44.04.04 Профессиональное обучение, профили - Декоративно-прикладное искусство и дизайн 11 15,94

54.04.01 Дизайн, профиль - Дизайн-проектирование и современный арт-рынок 6 8,70

Всего: 69 100

Данные, приведенные в Таблице 2, свидетельствуют о том, что направления подготовки и уровни образования студентов, которые вошли в исследуемую группу, достаточно разнообразны и включают: Педагогическое образование, профили - Изобразительное искусство и технология - 23,19%; Педагогическое образование, профили - Художественное образование и дополнительное образование - 28,98%; Дизайн, профиль - Дизайн костюма - 23,19%; Профессиональное обучение, профили - Декоративно-прикладное искусство и дизайн - 15,94%; Дизайн, профиль - Дизайн-проектирование и современный арт-рынок - 8,70%. Это позволило рассмотреть особенности, а также объективно оценить эффективность и проблемы аттестации студентов художественно-творческих направлений подготовки в условиях цифрового дистанционного обучения.

В ходе исследования было определено, что обучающиеся художественно-творческих направлений подготовки Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, вошедшие в исследуемую группу, прошли аттестацию с применением дистанционных образовательных технологий, сдали в целом 47 зачетов и 38 экзаменов (Таблица 3). Это позволяет нам сделать вывод о том, что студентам достаточно полученного опыта для составления объективного мнения об особенностях и эффективности того или иного вида аттестации.

Таблица 3. Количество зачетов и экзаменов, сданных студентами, вошедшими в исследуемую группу

Уровень образования Курс Направление подготовки Количество зачетов Количество экзаменов

Бакалавриат 1 44.03.05 Педагогическое образование, профили - Художественное образование и дополнительное образование (дизайн, компьютерная графика) 7 4

2 44.03.05 Педагогическое образование, профили - Художественное образование и дополнительное образование (дизайн, компьютерная графика) 7 5

54.03.01 Дизайн, профиль - Дизайн костюма 8 4

3 54.03.01 Дизайн, профиль - Дизайн костюма 3 5

44.03.05 Педагогическое образование, профили - Изобразительное искусство и технология 6 2

4 44.03.05 Педагогическое образование, профили - Изобразительное искусство и технология 5 3

Магистратура 1 54.04.01 Дизайн, профиль - Дизайн-проектирование 5 5

44.04.04 Профессиональное обучение, профили - Декоративно-прикладное искусство и дизайн 3 5

2 54.04.01 Дизайн, профиль - Дизайн-проектирование 3 5

Всего: 47 38

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты - выявленные особенности и проблемы цифровой аттестации студентов художественно-творческих направлений подготовки - могут составить основу формирования актуальных методик аттестации студентов художественно-творческих направлений подготовки в условиях цифрового дистанционного обучения.

Проблемы, связанные с организацией аттестации в дистанционном формате в зарубежных вузах и вузах РФ

С проблемами организации онлайн-обучения и проведения экзаменов в период пандемии столкнулись педагоги практически всех направлений подготовки из разных стран мира. Ученые из университетов Алжира,

Египта, Ирака и Палестины провели масштабное исследование, направленное на выявление препятствий для достижения качественного дистанционного обучения и использования электронных экзаменов (Bashi-ИакЬааег, АШе^ат, Lassoued, 2021, с. 1-2). На основе анализа анкет педагогов и обучающихся были выявлены двадцать семь негативных факторов, которые объединены в четыре категории: личные, педагогические, технические и финансово-организационные препятствия. Однако ученые сосредоточились на выявлении проблем дистанционного образования в целом и проведении аттестации в виде электронного тестирования, тогда как другие формы оценивания полученных знаний не рассматривались.

Исследование, направленное на выявление повышения уровня стресса у обучающихся, эмоциональных изменений, трансформации подходов к образованию и аттестации, связанных с опытом пандемии COVID-19, провели ученые из университетов Италии (ОшШИат, Sisto, Vicinanza et а1., 2021, с. 9). Выяснено, что у респондентов наблюдалось повышение уровня стресса, около половины студентов отметили снижение концентрации и трудности в учебе, что привело к обеспокоенности результатами экзаменов и снижению успеваемости. Авторы полагают, что увеличение психологической устойчивости может являться защитным фактором для преодоления трудностей в дистанционном обучении и аттестации, но конкретных рекомендаций как справляться с неординарными ситуациями не приведено.

Представители художественно-творческих направлений подготовки отмечают ряд дополнительных проблем, связанных со спецификой обучения, а именно с особенностями проведения практических занятий и аттестации в дистанционном формате. Ученые из Саудовской Аравии выполнили исследование с целью изучения преимуществ и проблем, с которыми сталкивались студенты-дизайнеры во время занятий онлайн ^а1МаЬ, 2020, с. 29-36). Выявлены некоторые положительные аспекты дистанционного обучения: у студентов появилась возможность больше времени уделять выполнению творческих заданий, сократились затраты, связанные с перемещением к месту обучения. С другой стороны, технические проблемы, изменения в методике организации проектной деятельности отрицательно сказались на итогах промежуточной аттестации. В результате студенты отдали предпочтение гибридному методу обучения, причем особый акцент сделан на том, чтобы практические занятия и экзамены проводились очно.

Исследование ученых из США посвящено разработке рекомендаций по предотвращению «сговора» студентов при онлайн-экзаменах, что ставит под вопрос объективность их результатов (л, Luo, Sikdar, 2021, с. 1-8). Была создана специальная технология, которая оптимизирует последовательность вопросов экзамена и назначает их обучающимся в синхронизированные временные интервалы. Эта методика, несомненно, будет весьма полезна при проведении аттестации в виде тестирования, однако предложенный способ не применим к творческим экзаменам, где оценка базируется на других критериях.

Проблемы удаленного обучения и аттестации в художественном образовании исследовались учеными Китая (Ляо, 2020, с. 108-117). Основные затруднения возникли при реализации практико-ориентированных дисциплин, обучение по которым ведется на основе опыта преподавателя, демонстраций и мастер-классов. Многоплановый анализ педагогических возможностей и ресурсов позволил определить потенциально эффективные направления развития интернет-технологий в сфере художественного образования.

В настоящее время многие отечественные ученые обратили свое внимание на поиск путей эффективного развития дистанционного обучения и проверки качества знаний, выявление проблем, с которыми столкнулись преподаватели и студенты в условиях пандемии (Грунт, Беляева, Лисситса, 2020, с. 45). В ходе обработки результатов анкетирования обучающихся и педагогов Уральского федерального университета выявлены самые важные затруднения: необходимость быстрой адаптации к работе и обучению в онлайн-режиме; частичное снижение качества образования; перераспределение процентного соотношения контактной и самостоятельной работы и т.д.

Ученые Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова исследовали основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться преподавателям и студентам большинства российских вузов при экстренном переходе на дистанционное обучение (Штыхно, 2020, с. 72-81). Наиболее значимыми признаны следующие моменты: техническое оснащение рабочих мест, а также цифровая компетентность преподавателей и студентов во многом определяет качество образования; повышенная нагрузка на всех участников образовательного процесса способствует увеличению уровня стресса и возможному снижению успеваемости.

Ученые из Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского утверждают, что для современного дизайн-образования характерно концептуальное единство, включающее элементы художественной, проектной и маркетинговой деятельности (Михальченко, 2020, с. 274-277). Ярко выраженная социальная направленность дизайнерской деятельности требует использования востребованных в обществе технологий, в том числе дистанционных, и задача педагогов - сформировать систему обучения, включающую различные аспекты цифрового искусства и передачи данных.

Особенностям организации творческих экзаменов в онлайн-формате посвящены исследования коллег из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», которые рассматривали удаленную проверку качества знаний как один из факторов повышения эффективности вступительных испытаний (Дождиков, 2017, с. 86-92). Творческий экзамен предлагается проводить по видеоконференции в формате собеседования, используя современные методы аттестации. Подобные технологии позволят свести к минимуму социальные, географические и экономические преграды для будущих студентов.

Таким образом, основными проблемами, связанными с организацией обучения и проверки качества знаний в онлайн-формате в отечественных и зарубежных вузах признаны: отсутствие отработанной методики

проведения занятий и аттестации по практико-ориентированным художественным дисциплинам, трудности с техническим и программным обеспечением, недостаточная цифровая компетентность педагогов и обучающихся, повышение уровня стресса и эмоциональной напряженности у студентов.

Специфика дистанционной аттестации по дисциплинам художественно-творческой направленности

Аттестацию по дисциплинам художественно-творческой направленности можно условно разделить на две составляющие: проверка качества знаний теоретической базы и контроль уровня сформированное™ практических навыков, умений. До введения карантинных мер в период пандемии уже существовали разработанные и частично апробированные методики цифрового контроля по теоретической части дисциплин (Бримжанова, Атанов, Гагарина, 2019, с. 36-41; Караваева, Борисова, 2018, с. 45-48). Однако исследования, посвященные дистанционной аттестации по практической части художественных дисциплин, таких как «Рисунок», «Живопись», «Художественная графика» и др., проводились в незначительном объеме.

Количественные данные исследований отношения обучающихся к формам аттестации по дисциплинам художественно-творческих направлений подготовки в условиях цифрового дистанционного обучения приведены в Таблицах 4 и 5.

Таблица 4. Отношение обучающихся к формам аттестации по теоретической части дисциплин художественно-творческих направлений подготовки в условиях цифрового дистанционного обучения

Форма аттестации Предпочтения студентов: аттестация по теоретической части дисциплин, чел. Предпочтения студентов: аттестация по теоретической части дисциплин, %.

Тестирование онлайн в режиме реального времени 20 28,99

Тестирование онлайн с отложенным ответом 28 40,58

Устные ответы на вопросы билетов онлайн в режиме реального времени 14 20,29

Письменные ответы на вопросы билетов онлайн в режиме реального времени 7 10,14

Всего: 69 100

Результаты оценки предпочтений студентов по отношению к формам аттестации по теоретической части дисциплин художественно-творческих направлений подготовки в условиях цифрового дистанционного обучения, приведенные в Таблице 4, показывают, что тестирование онлайн с отложенным ответом набрало 40,58% и, по мнению студентов, является наиболее предпочтительной формой проверки качества знаний. Следующие по популярности: тестирование онлайн в режиме реального времени - 28,99%, устные ответы на вопросы билетов онлайн в режиме реального времени - 20,29%, письменные ответы на вопросы билетов онлайн в режиме реального времени - 10,14%.

Значительная часть респондентов предпочла традиционные виды аттестации - устный или письменный ответ по экзаменационным билетам в режиме реального времени, например, с 9:00 до 10:00, включая время на подготовку. В качестве положительного момента обучающиеся отметили возможность задать уточняющие вопросы в случае сомнения в формулировке вопроса и внести немедленные коррективы в ответ. По мнению студентов, письменные ответы на вопросы экзаменационных билетов позволяют частично уменьшить напряжение, возникающее из-за необычных условий обучения и сосредоточиться на излагаемом материале.

При аттестации в форме ответов на вопросы экзаменационных билетов оцениваются не только фактические знания, но и умение обучающихся их преподнести, что является немаловажным критерием для студентов высших учебных заведений. На оценку качества знаний значительное влияние оказывают субъективные факторы: преподаватель выставляет итоговую оценку на основе ответа на экзамене, но зачастую учитывает работу обучающегося в течение семестра, общее впечатление, личное отношение и т.д.

В принципе аттестация в виде ответов на вопросы к экзамену имеет под собой логичную основу, так как небольшие недочеты в ответах могут быть нивелированы за счет обратной связи от преподавателя, который знает, что студент усердно и качественно выполнял учебные задания. Одновременно эти же субъективные факторы могут сработать против обучающегося, который не имел технической возможности присутствовать на дистанционных занятиях и изучал материал в ходе самостоятельной работы. Дополнительные ограничения на подобную форму организации аттестации налагает и необходимость использования онлайн-сервисов проведения видеоконференций, таких как Zoom, Jitsi Meet, Skype и др., которые зачастую имеют высокие требования к качеству связи и ограничения по времени использования.

Тестирование имеет широкое распространение в системе высшего образования как одна из форм проверки качества знаний. Этот метод организации аттестации считается достаточно эффективным инструментом из-за стандартизации процедуры и универсальности критериев оценки для всех обучающихся, что удаляет возможные элементы субъективизма. Тестирование позволяет повысить уровень самоорганизации

студентов и развить навыки системного мышления. Оптимальная база тестовых вопросов должна отличаться валидностью и высокой степенью надежности, поэтому растет ответственность педагогов за качественную подготовку тестовых заданий, которые должны быть составлены логично, репрезентативно, обладать разнообразием форм и структуры.

В ходе проведения исследования обучающимся предлагались два варианта организации онлайн-тести-рования. Первый - в режиме реального времени, например, с 9:00 до 10:00. Второй - тестирование с отложенным ответом, например, время на прохождение теста - 1 час, его надо закончить до 12:00 в удобное для студента время. Эти способы организации дистанционной аттестации по теоретической части дисциплин были самыми популярными у студентов по результатам анкетирования. Однако предпочтительнее стал вариант с отложенным ответом, который позволяет частично нивелировать возможные проблемы с оборудованием и доступом к информационно-коммуникативной сети Интернет. Немаловажным аспектом является психологический комфорт обучающихся, которые испытывают меньший уровень стресса, когда знают, что имеют определенный запас времени на устранение неожиданностей разного рода, которых в ходе онлайн-обучения было достаточно много.

Но на организационном этапе дистанционного тестирования существует и достаточно узкий момент, связанный с однозначной идентификацией студентов. В настоящее время уже ведутся исследования в этом направлении, например, итальянские коллеги предлагают пути совершенствования систем прокторинга и их использования в ходе дистанционных экзаменов (Arno, Galassi, Tommasi et al., 2021, с. 41-43). Современное программное обеспечение позволяет по заранее созданной базе данных высококачественных фотографий достаточно точно распознать личность студентов, сдающих онлайн-экзамен. Этот подход позволит увеличить объективность контроля качества знаний, тем более что эпидемия COVID-19 придала ускорение внедрению автоматизированных онлайн-программ этого направления.

Обучение и аттестация по дисциплинам художественной направленности, таким как «Академический рисунок», «Живопись», «Декоративная живопись», «Художественная графика» и т.д., имеют свою специфику. Для них характерен индивидуальный подход, постоянное интерактивное взаимодействие студента с преподавателем, тогда как в условиях дистанционного обучения значительная часть работы выполняется обучающимися самостоятельно. Принципы выставления итоговой оценки включают такие специфические критерии, как уровень владения техникой, умение создать гармоничную композицию, передать перспективу, тональное и колористическое решение, фактуру материалов и др.

На начальном этапе исследования при выборе и оценке форм аттестации для включения в тест-анкеты казалось логичным, что большинство студентов должны были предпочесть вариант контроля качества знаний по практической части художественных дисциплин в виде аттестации по результатам выполненных в течение семестра работ. Но в итоге данная форма стала последней по популярности у обучающихся. В своих пояснениях студенты указали, что на протяжении семестра в формате онлайн-обучения выполнить все учебные работы на одинаково высоком уровне не представлялось возможным из-за специфических особенностей компьютерной техники, цифровых фотографий и видеоматериалов.

Таблица 5. Отношение обучающихся к формам аттестации по практической части дисциплин художественно-творческих направлений подготовки в условиях цифрового дистанционного обучения

Предпочтения студентов: Предпочтения студентов:

Форма аттестации аттестация по практическом части аттестация по практическом части

дисциплин, чел. дисциплин, %.

Аттестация онлайн в режиме реально-

го времени по выданному преподава- 19 27,54

телем заданию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аттестация онлайн с отложенным от-

ветом по выданному преподавателем 17 24,64

заданию

Аттестация онлайн в режиме реально-

го времени по заранее выданному 21 30,43

преподавателем заданию (постановку

студенты выполняют сами)

Аттестация по результатам выполненных в течение семестра работ 12 17,39

Всего: 69 100

Анализ полученных результатов оценки предпочтений студентов по отношению к дистанционным формам проверки качества знаний по практической части дисциплин художественной направленности, приведенных в Таблице 5, показывает, что 30,43% обучающихся отдали предпочтение аттестации онлайн в режиме реального времени по заранее выданному преподавателем заданию (постановку, то есть гармонично организованную группу предметов и материалов, подобранную по цвету и форме, отличающуюся композиционной завершенностью, студенты выполняют сами). Следующие по популярности: аттестация онлайн в режиме реального времени по выданному преподавателем заданию - 27,54%, аттестация онлайн с отложенным ответом по выданному преподавателем заданию - 24,64%, аттестация по результатам выполненных в течение семестра работ - 17,39%.

Аттестация онлайн в режиме реального времени и с отложенным ответом по выданному преподавателем заданию имеют одинаковые подготовительные этапы. Педагог предоставляет текстовое описание задания и качественные фотографии постановки с различных ракурсов, а при наличии технической возможности и видеофайлы. Здесь проявляются специфические узкие моменты, отличающие художественные дисциплины. Особые требования предъявляются к подготовке исходных фотографий и видеотрансляции: необходима точная настройка софитов и основного освещения, калибровка камеры и технических средств для правильной цветопередачи, надо предусмотреть возможность многократного увеличения отдельного фрагмента творческого проекта. В режиме реального времени преподаватель контролирует работу обучающихся на всех этапах выполнения задания и дает рекомендации по ходу выполнения работы. Студенты имеют возможность внести коррективы и выполнить художественную работу более качественно, чем при режиме с отложенным ответом, когда проект выполняется в строго определенное время, а педагог оценивает итоговый результат. Обучающиеся предпочли бы получать комментарии и замечания преподавателя онлайн, но отметили, что именно этот формат наиболее требователен к скорости подключения к информационно-коммуникативной сети Интернет. Также к узким моментам можно отнести тот факт, что современные платформы, которые можно использовать для подобного рода занятий, такие как Google Hangouts, Jitsi Meet, Zoom и др., могут иметь ограничение по времени непрерывного сеанса.

Наибольшее количество обучающихся предпочли проходить дистанционную аттестацию в режиме реального времени, причем студент должен заранее самостоятельно подготовить постановку в месте своего пребывания по предварительно выданному заданию. Естественно, что повторить постановку по полученным от преподавателя фотографиям или видеоматериалам с филигранной точностью вряд ли получится, но данный подход позволяет избежать накладок, связанных с техническими особенностями оборудования и настройками программного обеспечения. По мнению студентов, этот метод аттестации имеет ряд значительных положительных моментов: обучающиеся выполняют работу с натуры, видят композицию в целом, имеют возможность в реальных условиях отразить свое цветовое восприятие, текстуру и фактуру предметов, материалов. Немаловажным фактором является возможность онлайн-общения с преподавателем, который контролирует процесс и дает рекомендации по ходу выполнения работы. Отметим, что при данном варианте аттестации нагрузка на педагога многократно возрастает как на подготовительном, так и на основном этапе дистанционной аттестации, но главная цель - объективность проверки качества знаний - будет достигнута.

Таким образом, для эффективной организации удаленной проверки качества знаний по дисциплинам художественно-творческой направленности необходимо произвести адаптацию имеющихся педагогических технологий с тем, чтобы обеспечить достойный уровень вузовского образования. Аттестация по теоретической части дисциплин может проходить в уже ставшем привычным формате: удаленное тестирование в режиме реального времени или с отложенным ответом, устные или письменные ответы на вопросы билетов с использованием онлайн-сервисов проведения видеоконференций. Наиболее специфичными являются методы проверки качества знаний по практической части учебных предметов, для которой характерны активная проектная художественная деятельность, тесное взаимодействие обучающегося с педагогом и индивидуальный подход, реализовать которые в удаленном режиме весьма проблематично. Для того чтобы аттестация онлайн по творческому заданию была успешной и объективной помимо организации непрерывного сетевого взаимодействия необходимо приложить дополнительные усилия в подготовке исходных фото- и видеоматериалов, настройке оборудования для корректной цветопередачи и оптимального освещения.

Заключение

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

- В настоящее время создаются и апробируются базовые методики организации и ведения образовательной деятельности в онлайн-формате, предпринимаются попытки решения выявленных в ходе исследования коммуникативных, технологических и организационных проблем. На наш взгляд, так экстренно внедрившаяся в педагогическую деятельность технология дистанционного обучения превратилась в устойчивую тенденцию, которая является объективной необходимостью и отвечает требованиям современного общества, уверенно движущегося по пути цифровизации.

- Для теоретической части дисциплин оптимальным видом проверки качества знаний признано тестирование онлайн с отложенным ответом, которое отличается всеми присущими этой форме достоинствами и одновременно позволяет нивелировать недостатки, связанные с возможными проблемами с доступом к информационно-коммуникативной сети Интернет и поломкой оборудования. Однако следует отметить возникающую проблему прокторинга, то есть идентификации личности студентов во время тестирования.

- Аттестация по практической части дисциплин художественной направленности ожидаемо вызвала больше проблем, связанных с техническими возможностями и оснащением необходимым специализированным оборудованием как обучающихся, так и учебных заведений. По мнению студентов, наиболее эффективной формой признана аттестация онлайн в режиме реального времени по заранее выданному преподавателем заданию, причем объемную постановку обучающийся выполняет сам, имея описание учебного задания и его фото с четырех позиций. Данный метод позволяет частично сгладить негативные факторы, связанные с разницей в освещении и цветопередаче при цифровой трансляции, а студентам - получить обратную связь

от преподавателя непосредственно во время процедуры проверки качества знаний, а не только при выставлении итоговой оценки.

Перспективным для дальнейшего исследования представляется изучение вопроса создания всеобъемлющей базы данных для аттестации студентов по дисциплинам художественно-творческих направлений подготовки в условиях цифрового дистанционного обучения с целью формирования единой электронной информационно-образовательной среды университета, в которой должны быть аккумулированы все необходимые составляющие учебного процесса, в том числе результаты освоения студентами компетенций.

Источники | References

1. Бримжанова С. С., Атанов С. К., Гагарина Л. Г. Тестирование - метод контроля качества знаний обучающихся // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах.

2019. Т. 7. № 1. DOI: 10.18503/2306-2053-2019-7-1-36-41

2. Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). DOI: 10.32744/ pse.2020.5.3

3. Дождиков А. В. Дистанционный творческий экзамен для поступающих в вузы // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210).

4. Дождиков А. В. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32

5. Караваева О. В., Борисова К. В. Разработка системы автоматизированного тестирования // Вестник науки и образования. 2018. № 13 (49).

6. Ляо Ч. Технологии дистанционного обучения в художественном образовании Китая // Научное мнение.

2020. № 10.

7. Михальченко М. С. Новые технологии в дизайн-образовании высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1.

8. Штыхно Д. А. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

9. Arno S., Galassi A., Tommasi M., Saggino A., Vittorini P. State-of-the-Art of Commercial Proctoring Systems and Their Use in Academic Online Exams // International Journal of Distance Education Technologies. 2021. Vol. 19. Iss. 2. DOI: 10.4018/IJDET.20210401.oa3

10. Bashitialshaaer R., Alhendawi M., Lassoued Z. Obstacle Comparisons to Achieving Distance Learning and Applying Electronic Exams during COVID-19 Pandemic // Symmetry. 2021. Vol. 13. Iss. 1. DOI: 10.3390/sym13010099

11. Fallatah S. A. Senior Interior Design Students' Perceptions about Distance Learning in the Shadow of COVID-19 // Journal of Public Health Research. 2020. Vol. 9. Iss. S1. DOI: 10.4081/jphr.2020.1914

12. Li M., Luo L., Sikdar S. Optimized Collusion Prevention for Online Exams during Social Distancing // Science of Learning. 2021. Vol. 6. Iss. 5. DOI: 10.1038/s41539-020-00083-3

13. Quintiliani L., Sisto A., Vicinanza F., Curcio G., Tambone V. Resilience and Psychological Impact on Italian University Students during COVID-19 Pandemic. Distance Learning and Health // Psychology, Health & Medicine. 2021. DOI: 10.1080/13548506.2021.1891266

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Соломенцева Светлана Борисовна1, доц. 1 Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Solomentseva Svetlana Borisovna1 1 Bunin Yelets State University

1 ss00001@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 09.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): аттестация студентов; художественно-творческие направления подготовки; цифровое дистанционное обучение; качество знаний; student certification; artistic and creative directions of training; digital distance learning; quality of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.