Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

КОНТРОЛЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль / компьютерные системы тестирования / онлайн-формат / Образовательная платформа «Юрайт» / control / computer testing systems / online form / educational platform “Urait”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Л. Малютина, Н.А. Ларина

Статья посвящена проблеме контроля успеваемости обучающихся в вузе. Авторы акцентируют внимание на объективности оценки результатов обучения как одном из важнейших качеств метода тестирования обучающихся, максимально отвечающем современным требованиям к организации обучения. В статье подчеркивается необходимость широкого внедрения автоматизированных систем контроля знаний и умений обучающихся в образовательный процесс в контексте реализации вузом программ обучения студентов в дистанционной форме. Раскрывая возможности образовательной платформы «Юрайт», авторы убедительно демонстрируют их системный и взаимодополняющий характер, позволяющий использовать их и для оценки хода освоения дисциплины, и для коррекции процесса усвоения отдельных дидактических единиц. Выявляя средства организации промежуточной аттестации и итогового контроля компетенций в онлайн-формате (синхронном и асинхронном) с помощью сервиса «Юрайт.Экзамены», авторы детально рассматривают инструментарий сервиса, позволяющий оптимизировать процесс контроля освоения компетенций студентами вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Л. Малютина, Н.А. Ларина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL AS A KEY FUNCTION IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING AT A UNIVERSITY

The article dwells upon the problem of monitoring the university students’ progress. It focuses on the procedures for testing learning outcomes that best meet modern training requirements. There is a need for a widespread introduction of automated assessment to monitor the student’s knowledge and skills within the framework of distance learning. The use of the Urait Educational Platform gives its systemic character, which makes it possible to use it both for assessing the course of absorbing the discipline and for correcting the process of individual didactic units. Identifying the means of organizing mid-term assessment and final control of competencies in an online format (synchronous and asynchronous) using the “Urait.Exam” service, gives the opportunity to optimize the development control process of competencies by the students.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Библиографический список

1. Доминова Т.Н. Формирование лингвокраеведческой компетенции на материале историко-культурного пространства Санкт-Петербурга у иностранных студентов в процессе предвузовской подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.

2. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015; № 1 (20): 14 - 17.

3. Байгулова Н.В., Рудницкий Ю.А. Квест как современная интерактивная экскурсионно-образовательная форма знакомства с городом. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018; Выпуск 60, Ч. 4: 40 - 43.

4. Меркурьева А.С. Квест как форма культурно-образовательной деятельности музея. Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017; № 2 (8): 99 - 101.

5. Ивлева О.В., Толюпа В.С. Разработка квест-тура по острову Иманнуила Канта в городе Калининграде. Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: материалы V Международно-практической интернет-конференции. Чита: Забайкальский государственный университет, 2015: 168 - 173.

6. Власова Н.А. Образовательный квест как форма организации занятия при обучении русскому языку как иностранному (из опыта проведения). Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018; № 3 (30): 23 - 26.

7. Владимирова С.С., Иванова А.П. Музейный квест как инструмент формирования фоновых знаний иностранных студентов. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 201; № 194: 184 - 192.

References

1. Dominova T.N. Formirovanie lingvokraevedcheskojkompetenciina materiale istoriko-kul'turnogoprostranstva Sankt-Peterburga u inostrannyh studentov vprocessepredvuzovskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.

2. Alekseeva N.D., Ryabova E.V. Kvest-'ekskursiya kak innovacionnaya forma 'ekskursionnoj deyatel'nosti. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; № 1 (20): 14 - 17.

3. Bajgulova N.V., Rudnickij Yu.A. Kvest kak sovremennaya interaktivnaya 'ekskursionno-obrazovatel'naya forma znakomstva s gorodom. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2018; Vypusk 60, Ch. 4: 40 - 43.

4. Merkur'eva A.S. Kvest kak forma kul'turno-obrazovatel'noj deyatel'nosti muzeya. Molodezhnyj vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2017; № 2 (8): 99 - 101.

5. Ivleva O.V., Tolyupa V.S. Razrabotka kvest-tura po ostrovu Imannuila Kanta v gorode Kaliningrade. Problemy, opyt i perspektivy razvitiya turizma, servisa i sociokul'turnoj deyatel'nosti v Rossii iza rubezhom: materialy V Mezhdunarodno-prakiicheskoj internet-konferencii. Chita: Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet, 2015: 168 - 173.

6. Vlasova N.A. Obrazovatel'nyj kvest kak forma organizacii zanyatiya pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (iz opyta provedeniya). Aktual'nye voprosy sovremennoj filologii izhurnalistiki. 2018; № 3 (30): 23 - 26.

7. Vladimirova S.S., Ivanova A.P. Muzejnyj kvest kak instrument formirovaniya fonovyh znanij inostrannyh studentov. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 201; № 194: 184 - 192.

Статья поступила в редакцию 05.02.21

УДК 378.146

Malyutina E.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management and Economics, State Socio-Human Science University

(Kolomna, Russia), E-mail: ole-lykoe@mail.ru

Larina N.A., Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Theory and Practice of Periodicals, Institute of International Law

and Economics n.a. A.S. Griboedov (Moscow, Russia), E-mail: larina-n-a@mail.ru

CONTROL AS A KEY FUNCTION IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING AT A UNIVERSITY. The article dwells upon the problem of monitoring the university students' progress. It focuses on the procedures for testing learning outcomes that best meet modern training requirements. There is a need for a widespread introduction of automated assessment to monitor the student's knowledge and skills within the framework of distance learning. The use of the Urait Educational Platform gives its systemic character, which makes it possible to use it both for assessing the course of absorbing the discipline and for correcting the process of individual didactic units. Identifying the means of organizing mid-term assessment and final control of competencies in an online format (synchronous and asynchronous) using the "Urait.Exam" service, gives the opportunity to optimize the development control process of competencies by the students.

Key words: control, computer testing systems, online form, educational platform "Urait".

Е.Л. Малютина, канд. пед. наук, доц., Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, E-mail: ole_lykoe@mail.ru

Н.А. Ларина, д-р филол. наук, проф., Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, г. Москва, E-mail: larina-n-a@mail.ru

КОНТРОЛЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена проблеме контроля успеваемости обучающихся в вузе. Авторы акцентируют внимание на объективности оценки результатов обучения как одном из важнейших качеств метода тестирования обучающихся, максимально отвечающем современным требованиям к организации обучения. В статье подчеркивается необходимость широкого внедрения автоматизированных систем контроля знаний и умений обучающихся в образовательный процесс в контексте реализации вузом программ обучения студентов в дистанционной форме. Раскрывая возможности образовательной платформы «Юрайт», авторы убедительно демонстрируют их системный и взаимодополняющий характер, позволяющий использовать их и для оценки хода освоения дисциплины, и для коррекции процесса усвоения отдельных дидактических единиц. Выявляя средства организации промежуточной аттестации и итогового контроля компетенций в онлайн-формате (синхронном и асинхронном) с помощью сервиса «Юрайт.Экзамены», авторы детально рассматривают инструментарий сервиса, позволяющий оптимизировать процесс контроля освоения компетенций студентами вуза.

Ключевые слова: контроль; компьютерные системы тестирования; онлайн-формат; Образовательная платформа «Юрайт».

Тезис о важности контроля успеваемости обучающихся и необходимости правильной его организации является одним из основополагающих в современной педагогической науке. Известные педагоги совершенно справедливо связывают контроль эффективности усвоения материала с уровнем качества получаемого обучающимися образования [1; 2; 3].

Среди мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российский Федерации был перевод образовательных учреждений высшего профессионального образования на дистанционный формат работы. Данный переход потребовал новых организационных, методических и технических подходов для успешной цифровой трансформации учебного процесса в целом, включая процедуры текущего и итогового оценивания знаний, умений и навыков студентов.

Нет сомнений в том, что дистанционное обучение не может заменить живого человеческого общения, обмена энергетикой, прямого контакта и наставничества. «При использовании информационных технологий образовательная коммуникация реализуется с помощью электронных информационных средств, технических каналов. Поэтому многие аспекты непосредственного общения субъектов остаются за рамками взаимодействия, поскольку затруднена передача эмоциональных состояний, обмен чувствами, размышлениями субъектов, поиск ответов на сложные вопросы; возникают проблемы формирования межличностных отношений. Вместе с тем следует понимать, что общение по техническим каналам - это новый профессиональный инструмент педагогов, который необходимо осваивать, осознавая его достоинства и недостатки, чтобы научиться эффективно и грамотно его использовать» [4].

Однако нельзя не согласиться с Сергеем Рощиным, проректором Высшей школы экономики, что «мы можем организовать дистант так, чтобы этот контакт был максимален» [5].

И если студентов естественнонаучных направлений эффективно подготовить к профессиональной деятельности без практической работы в лабораториях, к сожалению, не представляется возможным, то для бакалавров гуманитарных и социальных наук освоение профессиональных компетенций в условиях дистанционного обучения видится не только возможной, но и вполне достойной альтернативой обучению в вузовских аудиториях.

Переход в 2020 году к дистанционному обучению в условиях пандемии коронавируса заставил профессиональное сообщество по-новому взглянуть на проблему контроля в новых исторических условиях.

О.А. Мокеева и С.А. Мокеева в работе «Контроль знаний и умений студентов» отмечали, что в «высшем учебном заведении ... необходимо найти методы и средства повышения мотивации обучения.», одним из которых, по мнению авторов, является «совершенствование системы контроля знаний и умений студентов» [6].

В своей работе «Повышение качества подготовки государственных и муниципальных служащих с использованием информационно-коммуникационных технологий» 2010 г мы уже отмечали, что «тестирование - более объективный метод, исключающий субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки студентов или предвзятом отношении к некоторым из них» [7].

Однако объективность тестирования далеко - не единственное достоинство такого метода контроля.

Тестирование как метод контроля учебных достижений обучающихся исключительно органично сочетается с автоматизированной формой реализации. Большое количество компьютерных систем тестирования, автоматизированные варианты тестов и возможности сети Интернет обеспечивают проведение компьютерного тестирования, сбор и анализ результатов, выставление оценки по указанной в тесте шкале (презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования).

Так, на данный момент на образовательной платформе «Юрайт» собрана коллекцияиз болеечем 1800 учебных курсовс тестами, обеспечивающими про -ведение входного, текущего и итогового контроля успеваемости с применением совцееенных инфермммионныл еехнологуй. Науаеное обрезоватлоним рхсаа-се содержатся уже готовые и прошедшие проверку тестовые задания, что значительно облегчает задачу преподавателя по подготовке к проведению контроля

освоения компетенций студентами. Кроме того, тесты привязаны к конкретному учебному курсу (учебному пособию), что позволяет использовать их не только для оценки хода освоения дисциплин, но и для коррекции процесса усвоения отдельных дидактических единиц.

Существенную помощь в организации и проведении промежуточной аттестации в онлайн-формате студентов-бакалавров экономического факультета ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» (далее -ГСГУ) оказал новый сервис образовательной платформы «Юрайт» - «Юрайт Экзамены». Данный сервис позволяет организовать итоговый контроль компетенций с помощью более чем 10 видов тестовых вопросов и заданий, требующих развернутого ответа [7]. Сервис «Юрайт.Экзамены» доступен для зарегистрированных пользователей, имеющих действующую подписку на полный доступ к учебным курсам и сервисам платформы «Юрайт». Для преподавателей и студентов ГСГУ такой доступ на протяжении уже нескольких лет предоставляется в рамках вузовской корпоративной подписки на образовательную платформу «Юрайт».

Проведение промежуточной аттестация в онлайн-формате с помощью сервиса «Юрайт.Экзамены» (далее - экзамена) требует использования инструмента, позволяющего осуществлять взаимодействие преподавателя со студентами. Таким инструментом на платформе «Юрайт» являются студенческие группы, создание которых возможно из личного кабинета преподавателя (рис. 1).

Следующим шагом подготовки экзамена на образовательной платформе «Юрайт» является его назначение. Назначить экзамен можно из личного кабинета преподавателя, из каталога учебных курсов либо из карточки или рабочей программы курса, имеющего отметку о наличии экзамена. При назначении экзамена преподавателю предоставляется возможность указать период времени, в течение которого студентам будет доступно его прохождение (указать точные даты и время начала и окончания), а также задать общее время прохождения экзамена, по истечении которого результаты аттестации будут автоматически отправлены на электронную почту студента и отражены в цифровой экзаменационной (зачетной) ведомости, даже если были выполнены не все задания (рис. 2).

Достоинством сервиса «Юрайт.Экзамены» является возможность выбора исполнителей при назначении экзамена. В качестве исполнителей может выступать как вся группа, так и отдельные студенты, например, в случае необходимости проведения повторной промежуточной аттестации. После назначения экзамена каждому студенту, который указан в качестве исполнителя, на электронную почту автоматически отправляется уведомление о назначении экзамена, а за день и за час до начала экзамена приходит напоминание о его сдаче.

<'> Версия для слабовидящих

П Л А - Р М А 4

Каталог Мои подписки Сервисы Информация Онлайн-курсы Как изучать Как купить О нас

Студенты Волонтерская программа Гибкие курсы Экзамены Задания

Мои студенты

Добавить группу

Действия -

Экспортировать список ±

Государственный социально-гуманитарный университет (г Коломна) V

Группа Поиск группы Ссылки: приглашение в группу, чат Число студентов

> □ 16ФЖ-3-51 Скопировать: приглашение •

> □ 17ТЭТ-041 Скопировать: приглашение :

> □ 18ЭПИО-0-31 Скопировать: приглашение | чат :

Рис. 1. Подраздел «Мои студенты» образовательной платформы «Юрайт»

Сортировать: П :■ дате за вершения

Финансовые рынки

Курс: Финансовые рынки и институты

ЗАВЕРШЁН

53 28.12.2020 15:30-20.12.2020 16:30 18ЭПиО-о-31

Ведомость

Рис. 2. Подраздел «Экзамены» образовательной платформы «Юрайт»

Сам экзамен может включать в себя экзаменационный тест и вопросы с развернутым ответом. Для экзаменационного теста преподаватель может задать количество вопросов в экзамене. Для каждого студента заданное количество вопросов будет случайно выбираться из всех тестовых вопросов курса, кроме того, в каждом варианте экзамена вопросы будут случайным образом перемешиваться. При использовании в рамках промежуточной аттестации вопросов с развернутым ответом у преподавателя есть возможность указать темы, вопросы по которым должны быть включены в экзамен, установить количество вопросов на одного студента и задать критерии их оценки. Так же, как и в случае с тестовыми вопросами, задания с развернутым ответом для каждого студента подбираются случайным образом. При ответе на них студент может давать развернутые ответы в виде текста, а также прикреплять к ответу файлы.

При использовании сервиса «Юрайт.Экзамены» появляется возможность проведения экзамена как в синхронном, так и в асинхронном формате. За ходом экзамена преподаватель может следить в своем личном кабинете на платформе «Юрайт» в подразделе «Экзамены». В данном подразделе в режиме реального времени отображается текущий статус экзамена, количество работ, ожидающих проверки, а также ссылка для перехода к цифровой экзаменационной (зачетной) ведомости, в которой отражается сводная информация по всем участникам экзамена. Тестовые задания проверяются автоматически, в то время как вопросы с развернутым ответом требуют проверки. Заполнен-

Библиографический список

ные ведомости после окончания экзамена можно скачать в виде файлов Word или Excel.

Опираясь на опыт использования сервиса «Юрайт.Экзамены» для проведения промежуточной аттестации студентов-бакалавров по направлению подготовки «Экономика» в дистанционном формате, можно констатировать, что наличие готовых тестов, несомненно, способствует более оперативному и качественному проведению онлайн-зачетов и экзаменов. Вместе с тем данное обстоятельство может стать ограничивающим фактором, если среди имеющихся на платформе учебных курсов не окажется подходящих для организации аттестации. В этом случае может помочь создание на платформе «Юрайт» гибких курсов, позволяющих преподавателю комбинировать материалы (отдельные главы, параграфы и разделы других курсов и учебников) образовательной платформы «Юрайт» и различных внешних источников в единый уникальный инструмент для обучения студентов[8].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в настоящее время для проведения контроля успеваемости студентов в онлайн-формате можно использовать не только образовательную платформу «Юрайт», развернутую на базе одноименной электронной библиотеки и интернет-магазина научной и учебной литературы для всех уровней профессионального образования, но и различные ресурсы, включая системы управления обучением (LMS) (например, Moodle, Canvas, Google Classroom, MS Teams и др.,) а также специализированные сервисы для создания веб-форм (например, Google Forms «Яндекс.Формы»).

1. Управление качеством образования современной школы (методические материалы). Автор-составитель В.Ф. Покасов. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. Available at: http://stavminobr.ru/uploads/files

2. Дубровских Н.Г Контроль знаний студента как основной элемент оценки качества образования. Available at: http://www.vsevshk.ru/public/users/958/ doc/121120162218_16.pdf

3. Жаркова Л.И., Картушина Н.В. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам. Интернет-журнал «Мир науки». 2017; Т. 5, № 2. Available at:http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN217.pdf.

4. Ларина Н.А. Формирование информационной культуры студента в контексте становления гражданского общества. Ресурсы гражданского образования. Учебно-мето-дическийкомплекс:сборникстатей,программы,литература.Редактор-составительБ.В.Царьков.Москва,2015:133-136.

5. Рощин С. Дистант в вузе: как не потерять в качестве. Российская газета. 2020; 28 декабря. Available at: https://rg.ru/2020/12/28/distant-v-vuze-kak-ne-poteriat-v-kachestve. html

6. Мокеева О.А., Мокеева С.А. Контроль знаний и умений студентов. Таврический научный обозреватель. 2016; № 4 (9): 188- 197. Available at: http://tavr.science/ stat/2016/04/TN0-9.pdf

7. Малютина Е.Л. Повышение качества подготовки государственных и муниципальных служащих с использованием информационно-коммуникационных технологий. Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник научных трудов. Воронеж, 2010; Выпуск 11: 290-296.

8. Юрайт.Экзамены. Образовательная платформа «Юрайт». Available at: https://urait.ru/info/exam

References

1. Upravlenie kachestvom obrazovaniya sovremennoj shkoly (metodicheskie materialy). Avtor-sostavitel' V.F. Pokasov. Stavropol': SKIRO PK i PRO, 2012. Available at: http:// stavminobr.ru/uploads/files

2. Dubrovskih N.G. Kontrol'znanij studenta kak osnovnoj 'element ocenki kachestva obrazovaniya. Available at: http://www.vsevshk.ru/public/users/958/doc/121120162218_16.pdf

3. Zharkova L.I., Kartushina N.V. Testirovanie kak metod kontrolya znanij pri obuchenii inostrannym yazykam. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2017; T. 5, № 2. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN217.pdf.

4. Larina N.A. Formirovanie informacionnoj kul'tury studenta v kontekste stanovleniya grazhdanskogo obschestva. Resursy grazhdanskogo obrazovaniya. Uchebno-metodicheskij kompleks: sbornik statej, programmy, literatura. Redaktor-sostavitel' B.V. Car'kov. Moskva, 2015: 133 - 136.

5. Roschin S. Distant v vuze: kak ne poteryat' v kachestve. Rossijskaya gazeta. 2020; 28 dekabrya. Available at: https://rg.ru/2020/12/28/distant-v-vuze-kak-ne-poteriat-v-kachestve.html

6. Mokeeva O.A., Mokeeva S.A. Kontrol' znanij i umenij studentov. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016; № 4 (9): 188 - 197. Available at: http://tavr.science/stat/2016/04/ TNO-9.pdf

7. Malyutina E.L. Povyshenie kachestva podgotovki gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhaschih s ispol'zovaniem informacionno-kommunikacionnyh tehnologij. Sovremennye problemy lingvistiki i metodikiprepodavaniya russkogo yazyka v vuze i shkole: sbornik nauchnyh trudov. Voronezh, 2010; Vypusk 11: 290-296.

8. Yurajt.'Ekzameny. Obrazovatel'naya platforma «Yurajt». Available at: https://urait.ru/info/exam

Статья поступила в редакцию 05.02.21

УДК 379.81

Oleshkevich K.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture

(Moscow, Russia), E-mail: Oleshkevich-k@yandex.ru

Chumakova E.N, MA student, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: k9263758562@yandex.ru

THE PHENOMENON OF TEXT ROLE-PLAYING GAMES AND THEIR IMPLEMENTATION IN CULTURAL INSTITUTIONS. The article deals with the phenomenon of text role-playing games as an effective tool for organizing leisure time in cultural institutions. The authors propose a classification of text role-playing games, and based on the analysis, their functions are determined. As a research task, the authors attempted to describe the mechanism of launching a text role-playing game and the features of its organization in cultural institutions. The authors substantiate the idea that text-based role-playing games are convenient for implementation in the activities of cultural institutions with a small amount of funding, since they only use the intellectual resource of the organizer. Special attention is paid to the mechanism of launching a text role-playing game in a cultural institution and the specifics of its organization.

Key words: text role-playing game, leisure, social networks, quest, online quest.

К.И. Олешкееич, канд. пед наук, доц., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: Oleshkevich-k@yandex.ru

Е.Н. Чумакова, магистрант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: k9263758562@yandex.ru

ФЕНОМЕН ТЕКСТОВЫХ РОЛЕВЫХ ИГР И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается феномен текстовых ролевых игр как действенный инструмент организации досуга в учреждениях культуры. Авторами предложена классификация текстовых ролевых игр, а на основе анализа определены их функции. В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка описать механизм запуска текстовой ролевой игры и особенности ее организации в учреждениях культуры. Обосновывается мысль о том, что текстовые ролевые игры по своей сущности и особенностям организации удобны для внедрения в деятельность учреждений культуры с небольшим размером финансирования, так как затрачивают только интеллектуальный ресурс организатора. Особое внимание уделено механизму запуска текстовой ролевой игры в учреждении культуры и особенности ее организации.

Ключевые слова: текстовая ролевая игра, досуг, социальные сети, квест, онлайн-квест.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современных экономических условиях культура в России поставлена в трудное положение: наблюдается ужесточение требований работы со стороны учредителей культурно-досуговых учреждений, что выражается в сокращении субсидий; оптимизации и повышении качественных и количественных показателей в государственном и муниципальном задании. До пандемии специалисты справлялись с каждым нововведением, но опыт весны 2020 года и эмпирические эксперименты показали, что Россия не была готова к переходу на дистанционный формат работы. Это связано с множеством проблем, в том числе и недостаточным уровнем компьютерной грамотности среди кадрового состава учреждений культуры. Перед специалистами встала проблема, как удержать аудиторию дистанционно. И если крупные учреждения культуры, такие как Большой театр, театр Вахтангова, Третьяковская галерея, Пушкинский музей и другие справились с выполнением задачи на высоком уровне, то иные культурно-досуговые учреждения, в том числе и клубного типа, имея недостаточно развитую материально-техническую базу, были практически беспомощны в этой сложной ситуации. Те же организации, у которых была возможность проведения онлайн-трансляций, столкнулись с другой проблемой: вся культурная жизнь страны и дальнего зарубежья стала открыта, прозрачна и доступна аудитории со всего мира: спектакли, мюзиклы, эксклюзивные материалы транслировались практически круглосуточно, тем самым создавая неравную конкуренцию культурных продуктов другого типа. Однако мы полагаем, что для развёртывания системы домашнего досуга и его организации вовсе не обязательно иметь хорошую материально-техническую базу и подготовку кадров. Достаточно наличие социальных сетей и навыков работы в них.

Социальные сети - это то, без чего современный человек уже не представляет свою жизнь. Благодаря этому новомодное явление стало активно изучаться маркетологами и использоваться не только в качестве досуговой, но и рекламной деятельности. Так, например, исследователи выделяют креативный маркетинг социальных сетей, где основополагающей является система творческой среды, в которой потребитель услуг является одновременно и их создателем. Подобные исследования интересны в области организации работы учреждений культуры, в

которых главной моделью общения являются субъектно-субъектные отношения. Основным достижением социальных сетей является возможность каждому пользователю самостоятельно создавать контент и наполнять его разнообразным содержанием, получая одобрение со стороны других пользователей. Это уникальный информационный «контент», трактовка смыслов которого является одним из видов манипуляции общественным сознанием [1, с. 3]. Среднестатистический пользователь Интернета распределяет своё свободное время таким образом, что большая его часть тратится на ведение аккаунтов на различных площадках. Около трёх часов в день потенциальная аудитория развлекательного контента тратит на просмотр ленты новостей, публикации постов и обмен сообщениями. Однако, безусловно, в моменты карантина и самоизоляции время, которое люди проводят в Интернет-пространстве, значительно увеличивается. Изначально всё виртуальное пространство должно было служить исключительно высоким целям самообразования, но с течением времени многие ресурсы превратились в неблагоприятные и начали оказывать пагубное воздействие на личность, не только не развивая её, но и запуская деструктивные процессы, в том числе деградации. Проблема перенасыщения продуктами культуры и искусства в Интернете и так стояла уже давно, а опыт учреждений культуры весной 2020 года показал, что человек устает от нескончаемого потока информации. Чтобы разгрузить себя, осознанно отказывается от «полезного» досуга, предпочитая проводить свободное время за прочтением «лёгкой» литературы и просмотром ситкомов, шоу на ютью-бе и прочими продуктами поп-культуры. Культурно-досуговые учреждения, в своих проектах делая основной упор на педагогику и развитие культурно-творческих способностей, подобных продуктов не производят, а в своей работе зачастую используют метод игры, побуждая аудиторию к активному участию в программах, что в условиях дистанционной работы оказалось практически невозможным. С этим связан ряд причин, в том числе и низкая осведомленность о существовании текстовых ролевых игр.

Текстовые ролевые игры появились с развитием первых форумов. Это формат виртуальных игр, в которых игроки описывают свои действия в соответствии с занимаемой ролью и текущим сюжетом. К сожалению, данный феномен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.