Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ТЕКСТОВЫХ РОЛЕВЫХ ИГР И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ'

ФЕНОМЕН ТЕКСТОВЫХ РОЛЕВЫХ ИГР И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1230
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текстовая ролевая игра / досуг / социальные сети / квест / онлайн-квест / text role-playing game / leisure / social networks / quest / online quest

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — К.И. Олешкевич, Е.Н. Чумакова

В статье рассматривается феномен текстовых ролевых игр как действенный инструмент организации досуга в учреждениях культуры. Авторами предложена классификация текстовых ролевых игр, а на основе анализа определены их функции. В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка описать механизм запуска текстовой ролевой игры и особенности ее организации в учреждениях культуры. Обосновывается мысль о том, что текстовые ролевые игры по своей сущности и особенностям организации удобны для внедрения в деятельность учреждений культуры с небольшим размером финансирования, так как затрачивают только интеллектуальный ресурс организатора. Особое внимание уделено механизму запуска текстовой ролевой игры в учреждении культуры и особенности ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF TEXT ROLE-PLAYING GAMES AND THEIR IMPLEMENTATION IN CULTURAL INSTITUTIONS

The article deals with the phenomenon of text role-playing games as an effective tool for organizing leisure time in cultural institutions. The authors propose a classification of text role-playing games, and based on the analysis, their functions are determined. As a research task, the authors attempted to describe the mechanism of launching a text role-playing game and the features of its organization in cultural institutions. The authors substantiate the idea that text-based role-playing games are convenient for implementation in the activities of cultural institutions with a small amount of funding, since they only use the intellectual resource of the organizer. Special attention is paid to the mechanism of launching a text role-playing game in a cultural institution and the specifics of its organization.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ТЕКСТОВЫХ РОЛЕВЫХ ИГР И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ»

References

1. Upravlenie kachestvom obrazovaniya sovremennoj shkoly (metodicheskie materialy). Avtor-sostavitel' V.F. Pokasov. Stavropol': SKIRO PK i PRO, 2012. Available at: http:// stavminobr.ru/uploads/files

2. Dubrovskih N.G. Kontrol'znanij studenta kak osnovnoj 'element ocenki kachestva obrazovaniya. Available at: http://www.vsevshk.ru/public/users/958/doc/121120162218_16.pdf

3. Zharkova L.I., Kartushina N.V. Testirovanie kak metod kontrolya znanij pri obuchenii inostrannym yazykam. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2017; T. 5, № 2. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN217.pdf.

4. Larina N.A. Formirovanie informacionnoj kul'tury studenta v kontekste stanovleniya grazhdanskogo obschestva. Resursy grazhdanskogo obrazovaniya. Uchebno-metodicheskij kompleks: sbornik statej, programmy, literatura. Redaktor-sostavitel' B.V. Car'kov. Moskva, 2015: 133 - 136.

5. Roschin S. Distant v vuze: kak ne poteryat' v kachestve. Rossijskaya gazeta. 2020; 28 dekabrya. Available at: https://rg.ru/2020/12/28/distant-v-vuze-kak-ne-poteriat-v-kachestve.html

6. Mokeeva O.A., Mokeeva S.A. Kontrol' znanij i umenij studentov. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016; № 4 (9): 188 - 197. Available at: http://tavr.science/stat/2016/04/ TNO-9.pdf

7. Malyutina E.L. Povyshenie kachestva podgotovki gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhaschih s ispol'zovaniem informacionno-kommunikacionnyh tehnologij. Sovremennye problemy lingvistiki i metodikiprepodavaniya russkogo yazyka v vuze i shkole: sbornik nauchnyh trudov. Voronezh, 2010; Vypusk 11: 290-296.

8. Yurajt.'Ekzameny. Obrazovatel'naya platforma «Yurajt». Available at: https://urait.ru/info/exam

Статья поступила в редакцию 05.02.21

УДК 379.81

Oleshkevich K.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture

(Moscow, Russia), E-mail: Oleshkevich-k@yandex.ru

Chumakova E.N, MA student, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: k9263758562@yandex.ru

THE PHENOMENON OF TEXT ROLE-PLAYING GAMES AND THEIR IMPLEMENTATION IN CULTURAL INSTITUTIONS. The article deals with the phenomenon of text role-playing games as an effective tool for organizing leisure time in cultural institutions. The authors propose a classification of text role-playing games, and based on the analysis, their functions are determined. As a research task, the authors attempted to describe the mechanism of launching a text role-playing game and the features of its organization in cultural institutions. The authors substantiate the idea that text-based role-playing games are convenient for implementation in the activities of cultural institutions with a small amount of funding, since they only use the intellectual resource of the organizer. Special attention is paid to the mechanism of launching a text role-playing game in a cultural institution and the specifics of its organization.

Key words: text role-playing game, leisure, social networks, quest, online quest.

К.И. Олешкееич, канд. пед наук, доц., Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: Oleshkevich-k@yandex.ru

Е.Н. Чумакова, магистрант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: k9263758562@yandex.ru

ФЕНОМЕН ТЕКСТОВЫХ РОЛЕВЫХ ИГР И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается феномен текстовых ролевых игр как действенный инструмент организации досуга в учреждениях культуры. Авторами предложена классификация текстовых ролевых игр, а на основе анализа определены их функции. В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка описать механизм запуска текстовой ролевой игры и особенности ее организации в учреждениях культуры. Обосновывается мысль о том, что текстовые ролевые игры по своей сущности и особенностям организации удобны для внедрения в деятельность учреждений культуры с небольшим размером финансирования, так как затрачивают только интеллектуальный ресурс организатора. Особое внимание уделено механизму запуска текстовой ролевой игры в учреждении культуры и особенности ее организации.

Ключевые слова: текстовая ролевая игра, досуг, социальные сети, квест, онлайн-квест.

В современных экономических условиях культура в России поставлена в трудное положение: наблюдается ужесточение требований работы со стороны учредителей культурно-досуговых учреждений, что выражается в сокращении субсидий; оптимизации и повышении качественных и количественных показателей в государственном и муниципальном задании. До пандемии специалисты справлялись с каждым нововведением, но опыт весны 2020 года и эмпирические эксперименты показали, что Россия не была готова к переходу на дистанционный формат работы. Это связано с множеством проблем, в том числе и недостаточным уровнем компьютерной грамотности среди кадрового состава учреждений культуры. Перед специалистами встала проблема, как удержать аудиторию дистанционно. И если крупные учреждения культуры, такие как Большой театр, театр Вахтангова, Третьяковская галерея, Пушкинский музей и другие справились с выполнением задачи на высоком уровне, то иные культурно-досуговые учреждения, в том числе и клубного типа, имея недостаточно развитую материально-техническую базу, были практически беспомощны в этой сложной ситуации. Те же организации, у которых была возможность проведения онлайн-трансляций, столкнулись с другой проблемой: вся культурная жизнь страны и дальнего зарубежья стала открыта, прозрачна и доступна аудитории со всего мира: спектакли, мюзиклы, эксклюзивные материалы транслировались практически круглосуточно, тем самым создавая неравную конкуренцию культурных продуктов другого типа. Однако мы полагаем, что для развёртывания системы домашнего досуга и его организации вовсе не обязательно иметь хорошую материально-техническую базу и подготовку кадров. Достаточно наличие социальных сетей и навыков работы в них.

Социальные сети - это то, без чего современный человек уже не представляет свою жизнь. Благодаря этому новомодное явление стало активно изучаться маркетологами и использоваться не только в качестве досуговой, но и рекламной деятельности. Так, например, исследователи выделяют креативный маркетинг социальных сетей, где основополагающей является система творческой среды, в которой потребитель услуг является одновременно и их создателем. Подобные исследования интересны в области организации работы учреждений культуры, в

которых главной моделью общения являются субъектно-субъектные отношения. Основным достижением социальных сетей является возможность каждому пользователю самостоятельно создавать контент и наполнять его разнообразным содержанием, получая одобрение со стороны других пользователей. Это уникальный информационный «контент», трактовка смыслов которого является одним из видов манипуляции общественным сознанием [1, с. 3]. Среднестатистический пользователь Интернета распределяет своё свободное время таким образом, что большая его часть тратится на ведение аккаунтов на различных площадках. Около трёх часов в день потенциальная аудитория развлекательного контента тратит на просмотр ленты новостей, публикации постов и обмен сообщениями. Однако, безусловно, в моменты карантина и самоизоляции время, которое люди проводят в Интернет-пространстве, значительно увеличивается. Изначально всё виртуальное пространство должно было служить исключительно высоким целям самообразования, но с течением времени многие ресурсы превратились в неблагоприятные и начали оказывать пагубное воздействие на личность, не только не развивая её, но и запуская деструктивные процессы, в том числе деградации. Проблема перенасыщения продуктами культуры и искусства в Интернете и так стояла уже давно, а опыт учреждений культуры весной 2020 года показал, что человек устает от нескончаемого потока информации. Чтобы разгрузить себя, осознанно отказывается от «полезного» досуга, предпочитая проводить свободное время за прочтением «лёгкой» литературы и просмотром ситкомов, шоу на ютью-бе и прочими продуктами поп-культуры. Культурно-досуговые учреждения, в своих проектах делая основной упор на педагогику и развитие культурно-творческих способностей, подобных продуктов не производят, а в своей работе зачастую используют метод игры, побуждая аудиторию к активному участию в программах, что в условиях дистанционной работы оказалось практически невозможным. С этим связан ряд причин, в том числе и низкая осведомленность о существовании текстовых ролевых игр.

Текстовые ролевые игры появились с развитием первых форумов. Это формат виртуальных игр, в которых игроки описывают свои действия в соответствии с занимаемой ролью и текущим сюжетом. К сожалению, данный феномен

практически не изучен полностью. Мы согласны с исследователями, которые на первый план в текстовой ролевой игре выдвигают коммуникативный процесс, поскольку материалом игры является сама коммуникация путём обмена постами (текстовыми сообщениями с полным описанием своих действий и развитием сюжета). Раскрывая подробнее сущность игры, мы понимаем, что главная задача игроков - совместными усилиями создать повествование о вымышленном событии [2, с. 77]. Эмпирическим путём мы рассмотрели множество текстовых ролевых игр и определили следующую классификацию:

1. По стилю повествования

Стиль повествования может быть литературным - когда посты пишутся художественно от первого или третьего лица с детальным описанием сюжета, окружения и психофизики отыгрываемого персонажа. Полуролевой стиль предполагает отыгрыш действия в звёздочках с менее детальным описанием сюжета, окружения и психофизики, зачастую является беседой от первого лица с вкраплением действий.

2. По численности

Ролевая игра может быть как коллективной, при наличии более двух игроков, где каждый из участников пишет пост по очереди, так и индивидуальной, для которой необходимо наличие только двух игроков.

3. По содержанию

Множество ролевиков в сети называют себя фандомными. Фандом - это субкультурные сообщества для общения и специфического сотворчества на основе того или иного произведения искусства. Следовательно, это может быть игра на основе какого-либо литературного произведения, где отыгрываются события, описанные в книге или их альтернативное развитие; игра, основанная на фильме, сериале или даже сюжете картины мировой живописи [3, с. 115]. Также в среде ролевиков часто встречаются так называемые «оридижиналы» - это полностью оригинальная идея сюжета, придуманная игроками совместно. Это самое интересное содержание для работников культуры, так как в своих учреждениях можно реализовать подобную форму, написав сюжет по конкретной тематике, которая войдет в концепцию развития учреждения.

4. По структуре сюжета

Текстовая ролевая игра по правилам не сильно отличается от ролевой игры живого действия. У каждого участника есть своя роль (или несколько), которую он отыгрывает Сюжетные события могут быть как управляемыми (с обсуждением сюжета предварительно и в процессе игры), так и хаотичными (без обсуждения и общей концепции). Здесь мы можем говорить о разном подходе в организации ролевой игры. Так, например, коллективная игра предполагает наличие мастера, который управляет сюжетом и вводит новые обстоятельства в действие. Такие игры можно назвать "интеграционные", так как сюжетно-ролевая игра служит своеобразным стержнем, на который могут нанизываться и вариативно сопрягаться между собой элементы дидактической, ритмической, игры-путешествия, игры-поиска, игры с элементами драматизации и самопроекции. В известном смысле в них превалирует режиссерский замысел ведущего, поскольку они строятся по разработанному им сценарию [4, с. 110].

Таким образом, текстовая ролевая игра за счет своего разнообразия и малых затрат ресурсов удобна для внедрения в учреждения культуры. Рассмотрим подробнее механизм запуска текстовой ролевой игры в учреждении культуры и особенности организации. Разумеется, для начала необходимо выбрать площадку для проведения текстовой ролевой игры: это может быть Телеграм, Фейсбук или ВКонтакте (на основе анализа популярности социальных сетей в вашем регионе). Зачастую подобные игры проводятся на базе ВКонтакте, где создаётся группа или сообщество, а в обсуждениях или отдельных локациях проходит игровой процесс.

Текстовая ролевая игра проходит по всем правилам построения драматического произведения: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка (финал), за исключением того, что руководитель игры может вносить правки в сценарный ход. Текстовая игра, как и любое драматургическое произведение, предполагает наличие конфликта, а также положительных героев и антагонистов. Следовательно, участников необходимо распределять по фракциям, локациям, лейблам, факультетам и другим характерным признакам. Для распределения участникам необходимо пройти тест, который будет содержать в себе ключевые вопросы, соответствующие одной из сторон, с несколькими вариантами ответов. После прохождения опросника участнику необходимо заполнить подробную анкету, чтобы мастер понимал, какого персонажа он играет и как его интегрировать в общий сюжетный ход. Вопросы могут быть разноплановыми, но должны отражать основную суть отыгрываемого персонажа: имя, пол, возраст, подробная биография, описание характера и так далее. Главное - собрать максимальное количество информации о герое. Так, например, уже было изучено,

Библиографический список

что, сообщая соигрокам информацию о своем персонаже, автор взаимодействует с другими людьми, а также встраивает своего героя в структуру общего сюжетного хода и всех происходящих вокруг событий. Полная и подробная анкета даёт представление об отыгрываемом персонаже, однажды встроенный в структуру текста факт не может (по крайней мере, не должен) быть проигнорирован другими игроками. Игрок выбирает, о чем информировать читателей и партнеров по игре, и либо изобретает новые факты, либо обрабатывает (реагирует на/интерпретирует факты, введенные другими игроками) [2, с. 78].

Мы предполагаем, что при внедрении новых игровых методик в работу учреждений культуры организаторы могут столкнуться с вопросом: как продвигать проект и привлекать к нему людей? Ведь социальные сети учреждений клубного типа, как правило, развиты на недостаточно высоком уровне, служат лишь формой отчёта, а высококвалифицированные SMM-специалисты недоступны для культурно-досуговых учреждений. Однако, проанализировав механизм продвижения, мы определили, что продукт текстовой ролевой игры достаточно просто придать огласке. Существуют бесплатные паблики и серверы, в которых автор ролевой игры может дать объявление о поиске игроков, собрать первичную команду. Так, например, одно из самых крупных сообществ ВКонтакте «Поиск ролевиков» публикует объявления на безвозмездной основе, а количество просмотров записей позволяет набрать свою аудиторию. Также анонимный чат «Нутег» с возможностью подать объявление тоже является популярной базой для ролевого сообщества. Отличительной особенностью подобных инструментов является эффективность и бесплатность.

Текстовые ролевые игры по своей сущности и особенностям организации удобны для внедрения в деятельность учреждений культуры с небольшим размером субсидией, так как затрачивают только интеллектуальный ресурс организатора. При этом такая форма работы многофункциональна за счёт самых разнообразных процессов, которые проходят во время ролевого отыгрыша. Являясь многофункциональной формой, текстовые ролевые игры способны всесторонне развивать личность и пробуждать в неё творческое начало. На основе анализа текстовых ролевых игр нами были определены их следующие функции:

1. Коммуникативная.

Самая главная и основная функция - коммуникативная: игроки общаются друг с другом как посредством персонажей, примеривая на себя роли, некогда им неведанные и таинственные, так и посредством обычного живого общения. Нередки случаи, когда люди знакомились друг с другом в текстовых ролевых играх, а потом становились лучшими друзьями и создавали семьи.

2. Воспитательная.

Вся работа с населением в культурно-досуговых учреждениях строится на педагогике, а воспитание - необходимый двусторонний процесс, который, к сожалению, трудно реализовать в системе домашнего досуга. Текстовая ролевая игра за счёт многообразности сюжета, который продумывает сам мастер, способна передать основные мысли и идеи игрокам, являясь неким транзистором между работником культуры и игроком. Моделирование различных ситуаций помогает направить аудиторию в нужный вектор развития и не совершать в жизни ошибок, которые плохо кончатся в игре.

3. Развивающая.

Основанная на самодеятельности людей, текстовая ролевая игра способна повысить художественные навыки игроков: прежде всего, литературный язык и умение красиво и грамотно излагать мысли.

4. Рекреационная.

Вне всякого сомнения, когда человеку необходимо разгрузиться, наличие какой-либо новой социальной роли (которая у человека никогда не будет в реальной жизни) помогает расслабиться, забыть о насущных проблемах и окунуться в идеальный мир, что помогает поддерживать эмоциональный баланс.

5. Социализирующая.

Общение уже давно перешло в социальные сети, где существует своя культура, которой, несомненно, можно научиться под руководством мастера ролевой игры.

Таким образом, ролевая игра - это многофункциональная и инновационная форма работы в системе домашнего досуга, которая будет интересна, прежде всего, подросткам и молодёжи. Подобная методика поможет учреждению подняться на новый уровень, расширить географию своей аудитории и упростить дистанционную работу. Текстовая ролевая игра по своей природе многофункциональна и не требует большого количества ресурсов, что важно для бюджетных организаций. Подобные формы работы - это ответ культуры на современную социокультурную ситуацию, способный расширить горизонт работы учреждения и, возможно, муниципального и государственного задания.

1. Панина Т.С. Культурная политика и социальные сети. Политика, экономика и инновации. 2018; № 6 (23). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-i-sotsialnye-seti

2. Иванова Ю.М. Концепт персонажа как информационное ядро игрового взаимодействия (на материале текстовых ролевых игр). Вестник ИГЛУ. 2009. № 2 (6). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/kontsept-personazha-kak-informatsionnoe-yadro-igrovogo-vzaimodeystviya-na-materiale-tekstovyh-rolevyh-igr

3. Baym N.K. Tune in, log on: Soaps, fandom, and online community. Sage Thousand Oaks, CA, 2000.

4. Олешкевич К.И. Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: Технологический подход: монография. Москва: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019.

References

1. Panina T.S. Kul'turnaya politika i social'nye seti. Politika, 'ekonomika i innovacii. 2018; № 6 (23). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-i-sotsialnye-seti

2. Ivanova Yu.M. Koncept personazha kak informacionnoe yadro igrovogo vzaimodejstviya (na materiale tekstovyh rolevyh igr). Vestnik IGLU. 2009. № 2 (6). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontsept-personazha-kak-informatsionnoe-yadro-igrovogo-vzaimodeystviya-na-materiale-tekstovyh-rolevyh-igr

3. Baym N.K. Tune in, log on: Soaps, fandom, and online community. Sage Thousand Oaks, CA, 2000.

4. Oleshkevich K.I. 'Esteticheskoe vospitanie detej mladshego vozrasta v uchrezhdeniyah kul'tury: Tehnologicheskijpodhod: monografiya. Moskva: BIBLIO-GLOBUS, 2019.

Статья поступила в редакцию 03.02.21

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

ON THE PROBLEM OF PERFORMANCE ANALYSIS IN INSTRUMENTALIST CLASSES. The article substantiates the relevance of mastering the basics of performance analysis in the classes of instrumentalists. The significance of the ability to stand on the position of the author's writings, the ability to understand it all the intricacies of nature and to find an adequate variant of their own reading is shown. It becomes obvious that the expansion of the practice of artistic generalization allows the instrumentalist not only to dynamically develop his technical and tactical, artistic and creative potential, but, at the same time, to approach the implementation of the performing analysis of a musical work in a holistic manner. Attention is drawn to the fact that the harmony of the experience of sensory and mental perception brings performers-musicians not only to the necessary knowledge, but also to the balanced application of the objective and subjective, traditional and innovative in their interpretations. The process of improving performance analysis in instrumentalist classes involves the search and usage of innovative pedagogical approaches. One of them involves the application of the modern pedagogical paradigm "4D" (mastering the musical space of compositions at the level of musical text, "subtext", "supertext" and "context"), which can significantly optimize the musical and educational activities of students, allowing them to embark on a new stage of understanding the world musical heritage. This development is the fruit of the author's scientific work and has been distributed on the territory of the Russian Federation.

Key words: performance analysis, musical composition, class of instrumentalists, performer-instrumentalist, teacher, pedagogical paradigm "4D", consciousness, unconscious.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА В КЛАССАХ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ

В статье обосновывается актуальность освоения основ исполнительского анализа в классах инструменталистов. Раскрывается значимость умения встать на позиции автора сочинения, способности понять его природу во всех тонкостях специфики и при этом найти адекватный вариант собственного прочтения. Становится очевидным, что расширение практики художественного обобщения позволяет инструменталисту не только динамично развивать свой технико-тактический, художественно-творческий потенциал, но и детализировано и вместе с тем целостно подойти к осуществлению исполнительского анализа музыкального произведения. Обращается внимание на тот факт, что гармоничность получаемого опыта чувственного и мысленного восприятия приближают исполнителей-музыкантов не только к необходимому знанию, но и к сбалансированному применению объективного и субъективного, традиционного и новационного в своих интерпретациях. Процесс совершенствования исполнительского анализа в классах инструменталистов предполагает поиск и применение новационных педагогических подходов. Один из них предусматривает применение современной педагогической парадигмы «4D» (освоение музыкального пространства сочинений на уровне нотного текста, «подтекста», «надтекста» и «контекста»), которая может в значительной степени оптимизировать музыкально-образовательную деятельность обучающихся, позволить им встать на новую ступень осмысления мирового музыкального наследия. Данная разработка является плодом научного труда автора и получила распространение на территории РФ.

Ключевые слова: исполнительский анализ, музыкальное произведение, класс инструменталистов, исполнитель-инструменталист, педагог, педагогическая парадигма «4D», сознание, бессознательное.

В настоящее время проблема глубокого, всестороннего анализа исполняемых музыкальных произведений в классах инструменталистов обостряется, все отчетливее заявляет о своей неразрешимости, требует осмысления, предполагает разработку специальной концепции, действенных технологических подходов.

Тенденция «разобранных форм», отсутствие целостности в исполнительстве, «сухая», «бесцветная» игра, эклектика, стилистическая безграмотность, к сожалению, занимают все большее пространство в концертных выступлениях обучающейся молодежи.

Распространенные педагогические формулы (учить быстро - играть выразительно; единство руки, ума и сердца; мотив, интерес, потребность - знание, оценка, ценностные ориентиры; чувствовать - мыслить - действовать - мыслить чувствовать; интересно + доступно + наглядно + понятно + деятельно + системно = творчество и др.) остаются формальными лозунгами, если их перманентно не наполнять высокохудожественным содержанием. Важно, когда оно соразмерно с замыслом композитора и интерпретационной идеей исполнителя отображает единство исполнительских традиций и новаций, педагогического наставничества и индивидуально-творческой работы обучающегося. Почему оправданные целевые установки не получают своего достойного сопровождения, а решаемые задачи, связанные с искусством интерпретации в классах инструменталистов, растягиваются во времени, часто становятся невыполнимыми?

Подобная музыкально-образовательная практика во многом возникает порой в силу недостаточной компетентности некоторых педагогов, при отсутствии индивидуального подхода к инструменталистам, игнорировании природосо-образной постановки исполнительского аппарата. Иногда такое происходит из-за неподготовленности обучающихся, несовершенной методической базы, низкого уровня работоспособности класса в целом и т.п.

При этом все отчетливее становится значимость глубокого осмысления исполняемых сочинений, рефлексия играющего на инструменте музыканта, понимание существа, деталей происходящего. Иными словами, исполнительский анализ музыкального произведения должен стать «территорией смыслов», ана-

литической средой, интеллектуально развивающей субстанцией, позволяющей активизировать и формировать эстетическое, творческое сознание обучающихся. Неслучайно А.С. Базиков утверждал: «Конкретный выбор метода работы должен детерминироваться целью и содержанием обучения, индивидуально-характерными особенностями учителей и учеников, субъект-субъектными отношениями между ними. Специфика успешного музыкального обучения, природа данного вида учебной деятельности определяет примат эвристических, творчески-ориентированных методов: они активизируют интерес учащегося к работе, органично сопрягаются с принципом моделирования творческого процесса в ходе учения» [1, с. 54].

А.Б. Гольденвейзер замечал: «Исполнитель слагается из художественного намерения, замысла, образа и тех средств, с помощью которых он может все это осуществить и довести до слушателя. Есть исполнители, у которых сторона замысла высока, но не хватает средств для его реализации, у других же средств много, но замысел недостаточно глубок и значителен. Если первые жалки, то вторые досадны. У настоящих мастеров между тем и другим достигается большая или меньшая степень гармонии, хотя, конечно, полного совершенства нет.

Музыкант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значительности автора» [2, с. 76].

Понять содержание музыкального сочинения, «врасти в него всеми фибрами души», определить логико-смысловую и эмоционально-чувственную канву -значит, приблизиться к постижению тайн художественных образов, заложенных композитором. Знание жанрово-стилистических особенностей произведения, глубокое осмысление музыкальной речи, всей тонкой организации музыкальной ткани позволяют исполнителю встать на путь формирования соответствующей исполнительской концепции, приступить к поиску художественно-оправданных выразительных средств.

Какие «подводные камни» таит в себе исполнительское искусство музыканта? Что составляет основу музыкального содержания?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.