Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс обучения / контроль знаний / система управления обучением Moodle / learning process / knowledge control / Moodle learning management system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Соловкина, А.А. Темербекова

В настоящее время, связанное с пандемической ситуацией, дистанционная форма обучения и контроля знаний становится очень актуальной. Вузами рассматриваются различные варианты использования систем, способных помочь в процессе обучения и осуществления проверки знаний обучающихся. В данной статье описаны особенности проведения и проверки контроля знаний студентов через систему управления обучением Moodle, которая успешно реализуется в Горно-Алтайском государственном университете. Авторами приводятся конкретные примеры использования данной системы в учебном процессе, рассматриваются учебные модули, помогающие преподавателям в зависимости от специфики преподаваемой дисциплины подобрать вспомогательное средство оценки знаний студентов. Авторы приходят к выводу, что контроль знаний студентов через систему управления обучением Moodle дает положительную динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHECKING STUDENTS’ KNOWLEDGE VIA MOODLE LEARNING MANAGEMENT SYSTEM

Currently, due to the pandemic situation, distance learning and knowledge control is becoming very relevant. Universities are considering various options for using systems that can help in the learning process and test the knowledge of students. The article describes features of conducting and checking the control of students’ knowledge through the Moodle learning management system, which is successfully implemented at the Gorno-Altaisk State University. The authors provide specific examples of the use of this system in the educational process, consider educational modules that help teachers, depending on the specifics of the discipline being taught, to choose an auxiliary tool for assessing students’ knowledge. The authors conclude that the control of students’ knowledge through the Moodle learning management system gives a positive dynamic.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE»

буляра, закрепить изучаемые грамматические явления. На этом этапе преподаватель объясняет ход работы студентов и настраивает их на выполнение работы по проекту.

Второй этап представляет поиск информации по теме, анализ и переработку для дальнейшего представления. Современные информационно-коммуникационные источники во многом упростили задачу поиска для студентов. Однако за последние годы количество информационных ресурсов увеличилось, и объемы информационных материалов также увеличились, поэтому в этой связи процесс поиска и выборки соответствующего материала для студентов представляет определенную сложность и требует значительных затрат времени. Студенты осваивают способы анализа и обработки материала от общей информации, преобразовывая ее к потребностям конкретной тематики [3]. На данном этапе осуществляется командное взаимодействие по отбору материала для обоснования темы.

Периодические отчеты о результатах работы представляют краткое реферирование информационных материалов, которые студенты команды отобрали, и они дают обоснование необходимости включения данных материалов для раскрытия темы проекта. Студенты - участники команды высказывают свое согласие или несогласие с предлагаемым материалом, обсуждение ведется между участниками команды. Обучение командному взаимодействию, заинтересованности в общекомандном результате способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, основанной на ответственности каждого студента перед членами команды [4]. Поскольку преподаватель постоянно курирует и направляет учебную деятельность студентов, он перед занятием направляет студентам, прикрепляя документ в чате, устойчивые выражения «согласия - несогласия» на иностранном языке для отработки навыка речевой аргументации в процессе активизации данных выражений. В ходе такого взаимодействия у студентов развиваются навыки критического мышления, основанного на осмыслении содержания подобранного материала и рефлексии на его основе [5].

Именно на этом этапе осуществляется работа над определением употребления соответствующих языковых средств, которые позволят наиболее точно и убедительно обосновать решение проблемы, заявленной в теме проекта.

Библиографический список

Третьим, заключительным этапом метода проектов является его представление с использованием визуального ряда в виде презентации в программе PowerPoint. На этом этапе реализуются три базовых компонента структуры речевой деятельности на иностранном языке: оценка, планирование и исполнение. Именно на третьем этапе происходит обобщение опыта планирования стратегии предъявления устного сообщения, определения адекватного способа отбора речевых средств, способствующих успешной презентации информации [6, с. 23]. В устной презентации участвуют все участники команды. Задачей участников других команд является выслушать представление проекта, понять основные пункты информации и после представления проекта задать вопросы, требующие уточнения либо аргументированного пояснения.

На протяжении всей работы над темой проекта студенты свободны в выборе решения проблемы. Несмотря на этапы «мини-отчетов», участники команды взаимодействуют для определения необходимых участков информации, которая будет использована на финальном этапе. Преподаватель остается наблюдателем, который осуществляет своевременную координацию деятельности студентов, осуществляет консультирование относительно выбора языковых средств. Во время презентации проекта преподаватель только фиксирует языковые ошибки, не прерывая речевого взаимодействия студентов. Анализ языковых ошибок осуществляется после представления проектов всех команд.

Работа над проектами в рамках курса иностранного языка способствует формированию навыков выработки стратегии по решению практических задач [7]. Учебная деятельность, основанная на методе проектов, позволяет сформировать навыки поиска, отбора, анализа текстовой информации на иностранном языке. Профессионально ориентированная тематика проектов позволяет расширить знания в сфере направления подготовки студентов и приближает учебную ситуацию к реальной, что будет способствовать автоматическому применению умений и навыков решения сходных задач. Таким образом, применение метода проектов в обучении иностранному языку является эффективным средством повышения мотивации студентов к изучению иностранного языку и развитию иноязычной коммуникативной компетенции с учетом профессионально ориентированного компонента.

1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Москва, 1989.

2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва, 1985.

3. Широких А.Ю. Сочетание индуктивных и дедуктивных методов в профессионально-ориентированном обучении английскому языку. Перспективы науки и образования. 2019; № 39 (3): 410 - 422.

4. Melnichuk M.V., Osipova V.M. Cooperative learning as a valuable approach to teaching translation. X Linguae. 2017; № 10 (1): 25 - 33.

5. Кантышева А.А. Развитие критического мышления у студентов профиля «Государственный финансовый контроль» на занятиях иностранному языку в рамках цифрового образования. Самоуправление. 2020; № 4 (121): 31 - 34.

6. Коренева М.Р, Каурова Е.М. Феномен компенсаторной компетенции и репрезентация ее структуры в лингводидактике. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 22 - 25.

7. Староверова Н.П., Кондрахина Н.Г, Петрова О.Н. Использование цифровых и информационных технологий в процессе обучения профессиональному английскому языку. Самоуправление. 2019; № 2 (115): 189 - 192.

References

1. Zimnyaya I.A. Psihologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke. Moskva, 1989.

2. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva, 1985.

3. Shirokih A.Yu. Sochetanie induktivnyh i deduktivnyh metodov v professional'no-orientirovannom obuchenii anglijskomu yazyku. Perspektivynaukiiobrazovaniya. 2019; № 39 (3): 410 - 422.

4. Melnichuk M.V., Osipova V.M. Cooperative learning as a valuable approach to teaching translation. X Linguae. 2017; № 10 (1): 25 - 33.

5. Kantysheva A.A. Razvitie kriticheskogo myshleniya u studentov profilya «Gosudarstvennyj finansovyj kontrol'» na zanyatiyah inostrannomu yazyku v ramkah cifrovogo obrazovaniya. Samoupravlenie. 2020; № 4 (121): 31 - 34.

6. Koreneva M.R., Kaurova E.M. Fenomen kompensatornoj kompetencii i reprezentaciya ee struktury v lingvodidaktike. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 22 - 25.

7. Staroverova N.P., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Ispol'zovanie cifrovyh i informacionnyh tehnologij v processe obucheniya professional'nomu anglijskomu yazyku. Samoupravlenie. 2019; № 2 (115): 189 - 192.

Статья поступила в редакцию 31.03.21

УДК 378.146+004.912

Solovkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute, Gorno-Altaisk State Institute (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: sol0903@mail.ru

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Physical-Mathematical and Engineering-Technological Institute, Gorno-Altaisk State Institute (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru

FEATURES OF CHECKING STUDENTS' KNOWLEDGE VIA MOODLE LEARNING MANAGEMENT SYSTEM. Currently, due to the pandemic situation, distance learning and knowledge control is becoming very relevant. Universities are considering various options for using systems that can help in the learning process and test the knowledge of students. The article describes features of conducting and checking the control of students' knowledge through the Moodle learning management system, which is successfully implemented at the Gorno-Altaisk State University. The authors provide specific examples of the use of this system in the educational process, consider educational modules that help teachers, depending on the specifics of the discipline being taught, to choose an auxiliary tool for assessing students' knowledge. The authors conclude that the control of students' knowledge through the Moodle learning management system gives a positive dynamic. Key words: learning process, knowledge control, Moodle learning management system.

И.В. Соловкина, канд. пед. наук, доц., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: sol0903@mail.ru

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., Физико-математический и инженерно-технологический институт Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай в рамках научного проекта №20-413-040003 р_а

В настоящее время, связанное с пандемической ситуацией, дистанционная форма обучения и контроля знаний становится очень актуальной. Вузами рассматриваются различные варианты использования систем, способных помочь в процессе обучения и осуществления проверки знаний обучающихся. В данной статье описаны особенности проведения и проверки контроля знаний студентов через систему управления обучением Moodle, которая успешно реализуется в Горно-Алтайском государственном университете. Авторами приводятся конкретные примеры использования данной системы в учебном процессе, рассматриваются учебные модули, помогающие преподавателям в зависимости от специфики преподаваемой дисциплины подобрать вспомогательное средство оценки знаний студентов. Авторы приходят к выводу, что контроль знаний студентов через систему управления обучением Moodle дает положительную динамику

Ключевые слова: процесс обучения, контроль знаний, система управления обучением Moodle.

Развитие образования в России, его модернизация, продиктованная циф-ровизацией всех сфер деятельности общества, обозначило обновление системы высшего образования. Из многокомпонентного глобального процесса выделяется поливариантность образовательного пространства. В этой связи студент вуза способен сам спроектировать и реализовать в будущем свой образовательный маршрут и образовательную траекторию. Реализация этого образовательного проекта нацелена на удовлетворение будущих профессиональных запросов, в результате чего молодой специалист станет востребованным и устойчивым к запросам рынка труда [1].

В осуществлении одной из основных задач современного высшего образования - повышение уровня качества профессиональных знаний - важнейшее значение имеют различные информационно-коммуникационные технологии, ориентированные на углубление и разнообразие методов учета и контроля знаний студентов, в связи с чем компетентно выстроенный и объективный контроль знаний является залогом успешного и качественного образования. В свою очередь, под качеством образования понимается «интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучающихся» [2]. Оно также ориентировано на применение в учебном процессе передовых информационно-технологических средств, способствующих его модернизации и улучшению.

В Горно-Алтайском государственном университете, как и во многих вузах России, с целью повышения качества образования успешно применяется система управления обучением Moodle. Внедряемая уже почти десятилетие система сегодня успешно реализуется, активно и плодотворно используется профессорско-преподавательским составом университета. Эта система ориентирована на повышение эффективности обучения студентов. Использование данной системы позволяет каждому обучающемуся как самостоятельно, так при помощи преподавателей конструировать в процессе учебного взаимодействия новые знания. Кроме того, Moodle обладает рядом специфических характеристик, одной из которых является многоуровневая, удобная в применении проверка знаний студентов. Актуальность такого контролирующего механизма обусловлена настоящим периодом времени, связанным с пандемической ситуацией в стране.

Система Moodle предоставляет несколько вариантов проведения контроля знаний студентов, которые преподаватели выбирают на свое усмотрение в зависимости от специфики преподаваемой дисциплины. Охарактеризуем основные модули.

- «Анкетный опрос» - используются различные типы вопросов, необходимых для проведения опроса при помощи сбора нужной информации от студентов.

- «Обратная связь» - используются различные типы вопросов, у преподавателя есть возможность создания собственных анкет для сбора информации от студентов, кроме того, здесь можно использовать несколько вариантов ответов: выбор одного или несколько вариантов ответов из предложенных (да или нет), обучающиеся могут вводить текст.

- «видеоконференция BigBlueButton» - позволяет преподавателю создавать веб-конференции для проведения дистанционной формы обучения. Контроль знаний здесь осуществляется посредством задавания вопроса и ответом на него со стороны всей аудитории студентов;

- «Задание» - наиболее распространенный среди преподавателей вид контроля. Допускается размещение нескольких файлов, среди которых может быть теоретический материал, с целью ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, разнообразные контрольные вопросы и задания. Свои ответы студенты могут оформлять и отправлять в виде документов MS Offise Word, электронных таблиц и диаграмм MS Offise Excel, презентаций MS Offise PowerPoint, изображений (для загруженных файлов допускаются различные виды расширения) и т.п. Оценивая ответы студентов, преподаватель включается в интерактивный диалог, комментируя результаты учебной деятельности, исправляя ошибки и рецензируя предложенные студентами работы по определенной учебной дисциплине. Причем есть возможность ставить временные ограничения на выполнение оцениваемой работы. Оценка, выставленная преподавателем за ответ, автоматически

размещается в Журнале оценок и подвергается автоматической статистической обработке.

- «Рабочая тетрадь» - предоставляет возможность преподавателю давать отзывы на выполненные работы обучающихся по какой-либо выбранной тематике.

- «Семинар» - дает возможность преподавателю накапливать материал, заниматься просмотром, давать рецензии и оценки на работы студентов.

- «Тест» - часто используемый преподавателями вид контроля. Здесь можно использовать различные типы вопросов и несколько вариантов ответов: выбор одного или несколько вариантов ответов из предложенных (да или нет), обучающиеся могут вводить текст

На первоначальном этапе опытно-экспериментальной работы анализировался уровень владения студентами информационно-коммуникационными технологиями. Работа проводилась в Горно-Алтайском государственном университете. В ней участвовали обучающиеся двух направлений подготовки: Математика (01.03.01), Общий; Математика и компьютерные науки (02.03.01), Математическое и компьютерное моделирование.

В работу были включены электронные курсы по дисциплинам, преподаваемым студентам. Вместе с тем исследовались уровень владения и использования студентами в учебной деятельности самой системы Moodle, развитие мотивации у обучающихся к данному процессу [3].

Педагогический эксперимент осуществлялся на базе проведения электронных учебных курсов по учебным дисциплинам.

Так, при изучении аналитической геометрии реализовывались цели и задачи: совершенствование навыков математического и логического мышления, научное обоснование новых понятий, структурирование математической базы и развитие общей математической культуры [1].

При изучении методологии самостоятельной работы рассматривались вопросы, связанные с выработкой у студентов профессиональных навыков и приемов самостоятельной работы, таких как самостоятельная научно-исследовательская деятельность, применение интерактивных технологий, критическая оценка эффективности использования различных ориентированных на приобретение знаний и обработку информации систем. Изучение дисциплины преследовало реализацию следующих задач: ознакомление с основным понятийно-методологическим аппаратом, развитие творческого мышления, навыков самостоятельной работы с электронными образовательными ресурсами [1, с. 14; 4].

Исследование информационно-коммуникационной компетентности студентов ФМИТИ ГАГУ проводилось со студентами первого курса по совокупности критериев [1, с. 9; 5, с. 106]. Каждый курс по учебной дисциплине состоял из теоретического и практического материала. Последний осуществлялся с помощью проектной деятельности студентов. В учебном процессе создавался индивидуальный практико-ориентированный продукт. Целесообразность организации такого режима работы была продиктована возможностью выбора проектными группами определенной тематики и индивидуальной скоростью работы над проектами [1; 5; 6]. Актуальность получили групповые задания аналитического характера, которые были неоднозначными, требовали творческого подхода и работы над дополнительными источниками.

Результаты тестирования [3, с. 249] по проверке эффективности применения системы помогли определить уровень сформированности компонентов исследуемого качества при включении в учебный процесс системы Moodle [5, с. 106]. Выявлена положительная динамика (на начальном этапе этот показатель составлял 49%, на конечном - 69%), обработка достоверности результатов проходила по критерию Стьюдента. Выявленное сравнение: ¡эип (4,6) > t крит (2.00), р < 0,05 показало значительные изменения в уровнях сформированности исследуемого качества [1, с. 16; 3, с. 253].

Таким образом, в результате проведения опытно-экспериментальной работы, осуществляемой на базе ФМИТИ ГАГУ, получено подтверждение эффективности использования в учебном процессе системы. Проделанная исследователями работа подтверждает, что внедрение сетевых технологий в различные виды учебной деятельности студента [1; 5; 8; 9] реализует основную цель образования, в качестве которой выступает подготовка высококвалифицированного специалиста в новых условиях цифровых технологий [7, с. 159].

Покажем далее использование сиуемы МоасНе га примере студентов 810 группы 1 курса экономико-юридического факультета ГАГУ по дисциплвне«Л т нейная алгебра». С начала ноября 2020 года, вшЕеаяикогоеую иттиета.ию ем дисциплине, занятия проходили в онлайн-режиме в связи спаидимичес сой гиа-ацией в вузе. Лекционные и практические занятия проходили с использованием «Видеоконференции BigBlueButton». Пе.возачалззо нужно было сформировате фтйстзанярир(дткумент ) еря екать иеесиле ми дл я э^тлупо»

р мнфтрмаеии п^с^^^т^ь^ега заззтея . Ка вьофон эттет изфо|онко ню ивоТеоремс тнлоззеаб ра^с^^г^нт згм-ен тасию МБ Offise —'We-P0¡рtчря пока за пееид се.и-торией с пояснением материала по гай.

.а деньуо прсведения зпз ятия в фооае оеосинаио осу-

ка инркр ма^ит п родсооя^м злтятит,д атертрентзе его пеовтдьз ия сргка сно прто ст^Е^^н^с^-е—га^^«^^ вртмятр ант

ляции шла видеозапись занятия, так что у студентов была возможность просмотра изучаемого материала с целью ликвидации пробелов в знаниях. Кроме того, что студенты прослушивали материал, они также вели подробные конспекты всех занятий. В случае недопонимания и возникновения вопросов проблему сразу же решали, останавливаясь более детально на рассмотрении примеров решения соответствующих заданий.

Большое внимание уделялось контролю знаний. Студентам выдавались разнообразные проверочные задания по каждой теме изучаемой дисциплины: домашние задания - после каждой пары, самостоятельные и проверочные работы - после каждой темы, контрольные работы (по вариантам) - после изучения основного блока тем. Активно шло выполнение ИРС - индивидуальной работы студентов, рассчитанной на индивидуальный вариант для каждого. В этом виде деятельности применялся вид контроля системы Моос11е - «Задания». В результате студенты показали хорошую активность как при проведении занятий, так и при сдаче контрольных точек. Переход на систему онлайн-обучения нисколько не сказался на общей успеваемости студентов. Итоговой аттестацией был экзамен. Исходя из того, что всего было 23 лекционных, 26 практических занятий и 32 контрольные точки, включая все вышеперечисленные задания, экзамен был выставлен по сумме набранных студентами баллов.

Критерии оценки были следующие: «отлично» (84- 100% выполненных заданий); «хорошо» (66-83%), «удовлетворительно» (50-65%); «неудовлетворительно» (менее 50%). В итоге из 14 человек 11 студентов полочини«тт2ичео», 2 студента - «хорошо», 1 студент - «удовлетворительно» (см. рис. 1).

Оценка за экзамен

7,14«

■ Отлично

■ Хорошо

Удовл етвор ительно

Рис. 1. Оценка за экзамен по дисциплине «Линейная алгебра»

П.аведет тт^ойа^мерэтоеольнонаниедестемыМоосИетанриаЕ^ату-ленедт ЛЗЛ оыеоев1 Л ыосм ЫмеЕо-Еаттмттееескаоа ордмлнютя Фтмиео-оатема-тичтскогоиозжтзтрзо-тахноттаеееокаго иастетртм [Ж» по дисриплинмеМате-м aн8чефкым лоеиаа».С серед иныаа атк2Р20аодт1,нэлаБая и2нн8нyюю2Рcтиыию по дисциплине, занятия проходили в онлайн-режиме в связи с пандемической р^ндлоттет1 е олтт.

Библиографическийсписок

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

й евЕти и тсм.чтл си стенд «ВивеоЕоиферютеви ВщВЮкВайпт» нечдла рдт Лосатзнетрлтт.ыде санятиапртоенкли пра ротощт систклыМлзЫт-«Елда-нтссе Чимьювт тлииотже бзик одеед»еуе сом(отвот'^^еьоан |ЭУИсэтге ылдтентдс. Иооаешиито 1т зеняеаё иттиаоиплиер мак лекгизвиеуОТЕР0Узе<жко, те. ооиневре-менно рассматривались теоретические вопросы и выполнялись практические тядрзвн. Аитит-уздь треаысунтме о|ижмпьу студоиоао вещвсазиеб вазктот,,)аз-нт1т нрчолктнтзз ь^тзг-вф токалздоо тнзт тзыоаемой дмееиплвуы:дзм8ы-уe Зб01огиь - зколе ке^ии ои^, ннмтозотеиозиб12 т идосзрючз ые ыЕитч^тотле кожьдор тамы, оoенле2зсыо |Р2еоиы тпл вкроенеио) - по—ти ифучтзле ocныномге 6ьолз еем. Вйознрe-пocуь остфотнтов Иызн отгощ-н, зыoд-ыомeрно нфотгЕрись ковортнчнот тсууки . Экзамен, являющийся итогом аттестации, был выставлен по ру—нее т^М^^оанпт ноу.чтыамз Малота

И з Вчероолк 4 студента получили «отлично», 4 студента - «хорошо», 1 студент - «удовлетворительно» (см. рис. 2).

■ Отлично

■ Хорошо

Удовл етвор ите л ьно

Рис. 2. Оценка за экзамен по дисциплине «Математическая логика»

Исходя из двух последних примеров дистанционной формы проведении занятиН сн<;пйлнзованизФ .картиной фышй лостемы, пременят пои энЕ2 лишь некоторые учебные модули, такие как «Задание» и «Видеоконференции В1дВ1иеВийоп» в качестве проведения контроля знаний студентов и непосредственного объяснения нового учебного материала, можно сделать вывод о неоспоримой эффективности данной модели и о ее незаменимости и актуальности в столь сложной учебной ситуации.

Система управлением обучения Моос11е используется и в обычном режиме обучения очень результативно. Так, преподаватели размещают на страницах своих дисциплин необходимые учебные материалы: рабочие программы, фонды оценочных средств, методические указания, лекционные и практические занятия, домашнее задание, разнообразные контролирующие модули. Осуществляемая таким образом совместная работа преподавателя и студентов дает положительный результат, значительно повышает уровень дополнительного общения и облетает работу преподавательского состава университета.

Характеризуя методическую сторону системы, нами выявлен широкий спектр ее методических возможностей. Это подчеркивается в различных исследованиях [1; 3; 7; 10; 11; 12], где выявлена педагогика взаимодействия и критической рефлексии, простота и совместимость с разными браузерами, высокая степень коммуникации, динамичность построения учебного процесса. Методической ценностью является то, что система МоосНе для преподавателя дает обширный инструментарий для организации обучения студентов [1, с. 15; 7, с. 159].

Рассмотренные выше возможности системы МоосНе при использовании тнзаи жсых форм и методов обучения дают положительные результаты. Активное нрпмззвназиензчеЬномвеорертзрблюыно метода сыгвпп о ввжнрючолтзрв прлолдети и контроля знаний обучающихся [3; 7; 9; 11; 12; 13].

Креведенные исследования, базирующиеся на многоуровневом использо-татыи уоеррогомаоееиака п°иподавелмых в ФМ^Иоза ЭШГ.ГУ учернвн диез—лин, достоверно показали, что контроль знаний студентов, осуществляемый через систему управления обучением Moodle, имеет положительную дина-оок- и мтнет еффезтввзосспользоваться в процессе обучения.

Темербекова А.А., Алькова Л.А., Чистякова В.А. и др. Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности: монография.Горно-Алтайск: РИОГАГУ, 2016.

Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013.

Кудрявцев Н.Г, Темербекова А.А. Использование социальных сетей в качестве интерактивного средства обучения студентов вуза. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019; № 1 (46): 247 - 257.

ТемербековаА.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методикаобученияматематике:учебноепособие для студентов вузов. Санкт-Петербург: Лань. 2015. АльковаЛАКритериисформированностиИКТ-компетентностиличностипосредством Технологии. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62): 105 - 106. Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: монография. Москва, 2009.

Темербекова А.А. Практика использования социальных сетей в качестве инновационного образовательного ресурса. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62):157-160.

Кулибеков А.Н. Система формирования готовности будущих учителей математики к организации применения сетевых технологий. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 205 - 206.

Оценка за экзап

11,и%

9. Сазонова О.К., Костюнина А.А., Чистякова В.А. Возможности образовательной среды вуза в развитии профессиональной компетентности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 5 (60): 157 - 159.

10. Алькова Л.А., Осокин А.Е. Система Moodle как средство реализации электронной информационно-образовательной среды вуза. Информация и образование: границы коммуникаций. 2016; № 8 (16): 58 - 59.

11. Кудрявцев Н.Г, Темербекова А.А. Особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018; Т. 8, № 6: 167 - 182.

12. Долгова Н.В., Алкова Л.А., Чистякова В.А., Лебедева С.А. Формирование ИКТ-компетенции студентов НИД с использованием системы дистанционного обучения Moodle. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 3 (64): 226 - 228.

13. Кудрявцев Н.Г., Темербекова А.А., Малова В.Ю. Визуализация проектной деятельности как одна из компонент методики работы с проектной командой. Современные информационные технологии в образовании: материалы XXXI конференции. Москва - Троицк, 2020: 188 - 190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Temerbekova A.A., Al'kova L.A., Chistyakova V.A. i dr. Social'nye seti v obrazovatel'nom processe kak resurs formirovaniya IKT-kompetentnosti lichnosti: monografiya. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2016.

2. Temerbekova A.A., Chugunova I.V., Bajgonakova G.A. Metodika obucheniya matematike: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2013.

3. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A. Ispol'zovanie social'nyh setej v kachestve interaktivnogo sredstva obucheniya studentov vuza. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2019; № 1 (46): 247 - 257.

4. Temerbekova A.A., Chugunova I.V., Bajgonakova G.A. Metodika obucheniya matematike: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Sankt-Peterburg: Lan'. 2015.

5. Al'kova L.A. Kriterii sformirovannosti IKT-kompetentnosti lichnosti posredstvom t-tehnologii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 105 - 106.

6. Temerbekova A.A. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti uchitelya v regional'noj sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Moskva, 2009.

7. Temerbekova A.A. Praktika ispol'zovaniya social'nyh setej v kachestve innovacionnogo obrazovatel'nogo resursa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 157 - 160.

8. Kulibekov A.N. Sistema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej matematiki k organizacii primeneniya setevyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 205 - 206.

9. Sazonova O.K., Kostyunina A.A., Chistyakova V.A. Vozmozhnosti obrazovatel'noj sredy vuza v razvitii professional'noj kompetentnosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 5 (60): 157 - 159.

10. Al'kova L.A., Osokin A.E. Sistema Moodle kak sredstvo realizacii elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2016; № 8 (16): 58 - 59.

11. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A. Osobennosti metoda proektnyh interfejsov kak mehanizma razvitiya proektnogo podhoda v obrazovatel'nom processe i detskom tehnicheskom tvorchestve. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; T. 8, № 6: 167 - 182.

12. Dolgova N.V., Alkova L.A., Chistyakova V.A., Lebedeva S.A. Formirovanie IKT-kompetencii studentov NID s ispol'zovaniem sistemy distancionnogo obucheniya Moodle. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 3 (64): 226 - 228.

13. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A., Malova V.Yu. Vizualizaciya proektnoj deyatel'nosti kak odna iz komponent metodiki raboty s proektnoj komandoj. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: materialy XXXI konferencii. Moskva - Troick, 2020: 188 - 190.

Статья поступила в редакцию 01.04.21

УДК 376.47

Filatov V.O., senior teacher, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletov (Vladimir, Russia), E-mail: psyho-vlgu@mail.ru

Filatova O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletov (Vladimir, Russia),

E-mail: ofilvladimir@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF THE EMPLOYEES OF THE SALON OF THE ART PHOTO STUDIO. The article deals with an actual topic of professionally important qualities of employees of the salon of an art photo studio. In the process of professionalization, the employee must acquire knowledge and develop competencies that allow him to become effective and successful in the profession. The research is conducted from the standpoint of the psychological science of this profession and its representatives. The problem of personal and professional qualities and their impact on the effectiveness of the activity, satisfaction with the work of the salon employees is not sufficiently studied and requires further development. The article considers the need to take into account the specifics and diversity of personality manifestations in the organization of psychological support for employees, taking into account their individuality. The article presents the results that allow to develop recommendations for the organization of professional selection procedures, training and retraining of personnel, processes within the organizational interaction and improvement of the employee's personality.

Key words: personality, employee, art studio, professional qualities, work efficiency.

В.О. Филатов, преп., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир

О.В. Филатова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, E-mail: ofilvladimir@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ САЛОНА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОСТУДИИ

Статья посвящена актуальной теме, а именно проблеме профессионально важных качеств сотрудников салона художественной фотостудии. В процессе профессионализации работник должен приобретать знания и развивать компетенции, позволяющие ему стать эффективным и успешным в профессии. Исследований с позиций психологической науки этой профессии и ее представителей в научной литературе мы не встречали. Проблема личностно-профес-сиональных качеств и их влияния на эффективность деятельности, удовлетворенность работой сотрудников салона недостаточно изучена и требует дальнейшей разработки. В статье рассматривается необходимость учета специфики и многообразия личностных проявлений при организации психологического сопровождения сотрудников с учетом их индивидуальности. В статье представлены результаты, позволяющие разработать рекомендации по организации процедур профессионального отбора, подготовки и переподготовки кадров, процессов в рамках организационного взаимодействия и совершенствования личности работника.

Ключевые слова: личность, сотрудник, художественная студия, профессиональные качества, эффективность работы.

Зарождение фотографии (рисование светом) в России связано с именами Алексея Грекова и Левицкого Сергея Львовича [1]. В современном мире фотоискусство приобрело высокую популярность. Фотографии используются почти в каждой деятельности человека: при трудоустройстве; во время поездки; в документах, удостоверяющих личность; пропусках; бэйджах; личных делах; портфолио и многих других сферах жизни. Стоит оглянуться вокруг - повсюду изображения: газеты, журналы, рекламные щиты, сейчас популярно иметь страницы в социальных сетях, таких как ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер и др. Фотографии ценятся и в науках. Фотография - это, прежде всего, память. Речь идет не только о сохранении личных моментов жизни, таких как семейное фото, отдых,

крестины, свадьбы, но и более глобальных: фоторепортажи для журналов, газет о выставках, концертах, шоу-программах, научных открытиях и др.

Фотоискусство - искусство создания художественной фотографии. Фотографии отражают творческое видение фотографа как художника. Фотограф может сделать простой снимок, а может подойти к предмету или объекту съемки с особого угла, поймать необычное сочетание или яркую эмоцию. В этом и заключается его работа: сделать фотографию запоминающейся, заставить нашу память вновь пережить момент из прошлого.

Изучение психологических особенностей личности работников фотостудии (профессионально важных и личностно значимых качеств) и стало целью нашего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.