розовый, бледно-оранжевый и оранжевый) и комплементарном сочетании (голубой и оранжевый) (рис. 10).
Рис. 9. Рисунок для платка «Абетоне», 1957, 79 х Рис. 10. Платок «Червиния», 1952, 89 х 89 см, 79 см, там же, с. 163. шелковая саржа, там же, с. 160.
Заключение
Острова и городки Тирренского моря, горнолыжные итальянские и швейцарские курорты были отлично знакомы Пуччи. Знание мифологии, фольклора, истории и культуры мест, наблюдательность по отношению к природе, природный дар колориста помогли Пуччи создавать принты, которые пришлись по вкусу современной состоятельной и богемной клиентуре США и Европы. Именно в 1950-е годы, благодаря ярким цветам итальянского Средиземноморья, аналоговому сочетанию цветов и любви Пуччи к итальянскому природному и нематериальному наследию, был сформирован ДНК бренда, который формировал образ Италии и феномена Made in Italy уже по всему миру.
Создаваемые российскими дизайнерами принты с природным и нематериальным наследием России могли бы стать частью феномена Made in Russia, стать великолепным инструментом продвижения бренда и повысить туристическую и культурную привлекательность страны.
Список литературы
1. Fondazione Ratti: сайт. - URL: http://www.fondazioneratti.org (дата обращения: 13.01.2022).
2. Europeana Fashion: сайт. - URL: http://www.europeanafashion.eu/portal/home.html (дата обращения: 06.01.2022).
3. Friedman, Vanessa, Armando Chitolina & Laudomia Pucci, Emilio: Pucci fashion story, Cologne, Taschen, 2013 (воспроизведенные изображения в книге).
DOI
RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF DISTANCE LEARNING BASED ON A SURVEY OF STUDENTS
Maslakov S.I., Tutaeva V.I., Kolesnikova A.V.
Starooskolsky branch of the National Research University «BelSU», 309502, Stary Oskol (Belgorod region), Russia.
Annatation: The article presents the results of a survey of students regarding the effectiveness of distance learning. The relevance of such a study is due to the fact that the distance learning format is one of the most modern technologies for organizing the educational process and allows all persons interested in obtaining knowledge to be involved in educational activities. This type of organization of educational activity is a relatively new phenomenon, is becoming more widespread in the modern world, causes a large number of disputes among specialists in various fields of knowledge. As part of the work, the authors developed a questionnaire that includes two blocks of developed questions: an assessment of the factors of the implementation of distance learning and an assessment of the effectiveness of distance learning. The analysis of the obtained results was carried out in the following positions: 1) assessment of the factors of the implementation of distance learning; 2)
the use of distance learning in recent times; 3) the frequency of the use of distance learning; 4) the forms of remote work used; 5) the means of remote work used; 5) the tasks solved in distance learning; 6) the possibility of using distance learning as an alternative to the traditional form of education; 7) the effectiveness of distance learning technologies; 8) the use of distance learning technologies in the process of studying at a university; 9) the effectiveness of using video tutorials in the educational process; 10) the use of various forms of intermediate certification; 11) factors of the effectiveness of distance learning; 12) effective distance learning tools; 13) groups of students for whom the distance learning format is effective. The main conclusion of the study: the most effective is a mixed type of training, combining both distance and traditional forms of training. Thus, the hypothesis of the study, which consists in the fact that the distance learning format is regarded by university students as an effective way of organizing the educational process, is partially confirmed.
Keywords: distance learning, distance education, distance learning technologies, online learning, factors of distance learning, forms of distance work, means of distance work, tasks of distance learning, distance learning tools, students.
УДК 378.147
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
С.И. Маслаков, В.И. Тутаева, А.В. Колесникова
Старооскольский филиал НИУ «БелГУ», 309502, Старый Оскол (Белгородская область), Россия.
Аннотация. В статье представлены результаты опроса студентов относительно эффективности дистанционного обучения. Актуальность такого исследования связана с тем, что дистанционный формат обучения является одной из самых современных технологий организации образовательного процесса и позволяет всем заинтересованным в получении знаний лицам быть вовлеченными в учебную деятельность. Данный вид организации образовательной деятельности является относительно новым явлением, получает все большее распространение в современном мире, вызывает большое количество споров среди специалистов различных областей знания. В рамках исследования авторами была разработана анкета, включающая два блока вопросов: оценку факторов реализации дистанционного обучения и оценку эффективности дистанционного обучения. Анализ полученных результатов проводился по следующим позициям: 1) оценка факторов реализации дистанционного обучения; 2) использование дистанционного обучения в последнее время; 3) частота использования дистанционного обучения; 4) используемые формы дистанционной работы; 5) используемые средства дистанционной работы; 6) решаемые задачи при дистанционном обучении; 7) возможности использования дистанционного обучения в качестве альтернативы традиционной форме обучения; 8) эффективность дистанционных технологий; 9) использование дистанционных технологий в процессе обучения в вузе; 10) эффективность использования видеоуроков в образовательном процессе; 11) использование различных форм промежуточной аттестации; 12) факторы результативности дистанционного обучения; 12) эффективные инструменты дистанционного обучения; 13) группы студентов, для которых дистанционный формат обучения является эффективным. Основной вывод исследования: наиболее эффективным является смешанный тип обучения, сочетающий в себе как дистанционную, так и традиционную формы обучения. Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в том, что дистанционный формат обучения расценивается студентами вуза как эффективный способ организации учебного процесса, подтверждена частично.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, факторы дистанционного обучения, формы дистанционной работы, средства дистанционной работы, задачи дистанционного обучения, инструменты дистанционного обучения, студенты.
Введение
Дистанционное обучение является одной из самых современных технологий организации образовательного процесса и позволяет всем заинтересованным в получении знаний лицам быть вовлеченными в учебную деятельность. Организация дистанционного обучения непосредственно связана с применением особых технических средств и сети интернет для реализации образовательных задач в удаленном формате. Данная технология позволяет выстраивать учебный процесс не только для тех учащихся, которые не могут прибегать к традиционным формам обучения (в силу болезни, особых возможностей здоровья, удаленности проживания и т.д.), но и поддерживать обучение большого количества людей в период самоизоляции и пандемии. Дистанционное обучение является источником
разнообразных электронных образовательных ресурсов, предоставляет возможность получать дополнительное образование, позволяет посещать полноценные занятия в формате видеоуроков, предполагает наличие взаимосвязи в организации системы «педагог - обучающийся».
Данный вид обучения является относительно новым форматом занятий, поэтому на текущий момент времени сложно говорить о его эффективности. Однако как в отечественной, так и зарубежной педагогике уже разработан ряд методик, позволяющих дать оценку применения дистанционного формата обучения в образовательном процессе. Отметим здесь исследования Е.А. Гаджиевой [1], В.В. Красина [2], Н.Ю. Найденовой [3], Е.В. Чернобай [4], П. Файзал [5], П. Фидалго [6] и др.
С точки зрения Законодательства РФ, под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно -телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [7]. Стоит отметить, что, согласно Федеральному закону «Об образовании», организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
А.А. Андреевым было сформулировано следующее определение рассматриваемого нами понятия: «Дистанционное обучение можно определить как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [8, с. 19]. В исследованиях К.Г. Вержбицкого, И.П. Волкова, Ю.К. Кулюткина и др. дискуссионным является вопрос, можно ли считать дистанционное обучение альтернативой существующей системы заочного образования и каким образом осуществить в современных условиях переход от сложившихся образовательных традиций к новым формам и методам, заложенным в дистанционном обучении. Однако этими исследователями признается, что дистанционное обучение - это, прежде всего, образовательная технология, которая может применяться при освоении образовательной программы при любой форме обучения, в том числе очной.
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть интернет, не только могут обеспечить активное вовлечение студента в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую, необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения студента в процесс обучения. Интерактивные возможности программ и систем доставки информации, используемые в системе дистанционного обучения (СДО), позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения [9].
Поскольку организация дистанционного обучения является относительно новым явлением, получает все большее распространение в современном мире, вызывает большое количество споров среди специалистов различных областей знания, это позволяет отнести исследования эффективности данного вида деятельности к числу наиболее важных и актуальных вопросов современной науки и практики.
В данном исследовании приводится оценка факторов, характеризующих дистанционный формат обучения в вузе, рассматриваются преимущества и недостатки использования данного вида образовательной деятельности, а также уровень ее эффективности согласно мнению студентов Старооскольского филиала НИУ «БелГУ».
Цель исследования: определить степень эффективности дистанционного обучения на основе анкетирования студентов Старооскольского филиала НИУ «БелГУ».
Задачи исследования:
1. Разработать анкету для определения степени эффективности дистанционного обучения в высшем учебном заведении.
2. Провести анкетирование среди студентов Старооскольского филиала НИУ «БелГУ» на предмет эффективности дистанционного обучения.
3. Обработать полученные в ходе анкетирования данные, представить основной вывод исследования.
Гипотеза исследования: дистанционный формат обучения расценивается студентами вуза как эффективный способ организации учебного процесса.
Несмотря на то, что проблеме дистанционного обучения в настоящее время уделяется повышенное внимание, отношение студентов к данному виду деятельности изучено слабо. Кроме того, как справедливо замечают Л.Т. Зембатова и С.Р. Хаблиева, «современные модели дистанционного
обучения чаще всего работают без опоры на теоретические разработки в области педагогических и психологических наук. Слабо исследована дидактика дистанционных форм обучения, их психолого-педагогические особенности. Теоретико-педагогические основания дистанционного образования опираются на слабоструктурированный набор эмпирически найденных приемов, средств и правил» [10, с. 7]. Это обусловило теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.
Методы и материалы
Исследование было проведено на базе Старооскольского филиала НИУ «БелГУ» в 2021-2022 учебном году. Были опрошены студенты первого курса. Всего в диагностической работе было задействовано 67 человек. Возраст испытуемых составил 16-22 лет.
Испытуемым была предложена анкета, включающая 2 блока разработанных вопросов:
1) оценка факторов реализации дистанционного обучения (см. рис. 1.);
2) оценка эффективности дистанционного обучения (см. рис. 2.).
В качестве методик, используемых при разработке данной анкеты, выступили следующие:
1. Методика «Оценка факторов реализации дистанционного обучения (преимущества и недостатки)», разработанная профессором Колумбийского университета М.С. Техреном [11].
2. Анкета, созданная на основе информационно-аналитических материалов «Результативность дистанционного обучения и практика использования результатов дистанционного обучения» [12].
Перед началом исследования мы постарались определить возможные причины искажения результатов. В качестве таковых могли выступить следующие:
1) недобросовестное заполнение анкетных данных испытуемыми (нечестность, неискренность);
2) невнимательность анкетируемых при заполнении бланков;
3) игнорирование испытуемыми вопросов анкеты;
4) погрешность при заключении выводов, применяемых для генеральной совокупности.
Снижение влияния указанных причин искажения на конечный результат исследования было
связано с гетерогенной представленностью испытуемых по половому признаку, четкой и понятной инструкцией, максимальной быстротой выполнения задания, анализом анкет на предмет некачественного выполнения.
Уи хмлыыпередначало.н анкетироеания, нросимуказатьеашпол и еозраст Пол__Возраст_
.Методика 1. Оиенка факторареалшаиии дистанционного обучения (преимушестеа и недостатки/ па сравнению с традиционным о6разаеательны.чнрсиессом еуслоеияхеуза
Инструкция: Парад Вами предстае.1енряд яшшс^ мязшщьк с характеристиками окшйч
Тезисы №
Отсутствие необходимости покидать дом при дистанционном обучении
Меньшие затраты денежных средств (например., на проезд, питание и пр.) при дистанционном обучении
Наличие дополнительных о бразовательных возможно стен при онлайн-о бучении
Равные возможности обучения студентов нз различных мест проживания
Снижение влияния негативных, климатических факторов при дистанционном обучении
Использование новейших информационных технологии при дистанционном обучении
Возможность перерыва в любое время при дистанционном обучении
Новая форма требований.предъявляемых, как к теоретическим, так и к практическим знаниям, умениям, навыкам
Отсутствие прямого взаимодействия студентов н преподавателей
Прерывание занятий по техническим или иным причинам
Слабая техническая оснащенность онлайн-обучения в домашних условиях
Рис. 1. Блок вопросов «Оценка факторов реализации дистанционного обучения (преимущества и недостатки) по сравнению с традиционным образовательным процессом в условиях вуза»
Методика 2. Оценка эффективности дистаяшюняого обучения.
Инструкция : Перед Вами 14 еопросое. Прочитайте их внимательно и еыберите наиболее подходящий для Бас вариант ответа.
1. Бы принимаете (принимали е ближайшее еремя} гчастиве дистанционном обучении ? 6) Нет
2. Как часто е рамках учебного процесса у Бас возникает необходичость использовать дистанц ионный режим раба ты?
а) Постоянно
б) Часто
в) Редко
3. Какие формы дистанционной работы используются чаще ее его е вашем учебном заведении? (возможно несколько вариантов) :
а] Полноценные занятна {цйЗййХИйЙ
о) Консультнр ованне по учебным темам
б) Обсуждение пр о бл емнык £опр особ б онлайн- формате
г) Передача ¡здания и по л>^енне результата по выполненному заданию
д) ПроБерка -дашт с помошъю тестирования
е) Организация работы над проектом (курсовойработой. дипломом, отчетомнт.д.) С-еой ответ (указать ниже)
4. Какие средства д истанц ионного обучения Вы используете?
а] Созданная е вузе система дистанционного о буч енкя- ( СЭР Пегас) о) Интернет-форум
б) Чаты Е интернете
г) Электр о иная почта
д) Skype. Zo от н другие платформы Сбой вариант (указать ниже)
6. Каше задачи с Вашей то чки зрения решает дистанционное обучение?
а) Предоставляет возможность обучения в удобное время
о) Ф ормнрует мотивацию к само образованию
в) Развивает навыки самоконтроля
г) Развивает способности студента
д) ПредоставляетБозможностьрасшнрнтьсЕойвруг общения
е) Формирует новые навыки работы с л п т. дм я ути- им fr n j л гя птп-г
Рис. 2. Примеры заданий в блоке вопросов «Оценка эффективности
дистанционного обучения»
Результаты
Результаты, полученные в ходе исследования, были определены в соответствии с факторами, характеризующими эффективность дистанционного обучения. Для этого на начальном этапе мы обработали данные по первому блоку анкетирования, основанному на методике М.С. Техрена «Оценка факторов реализации дистанционного обучения (преимущества и недостатки)». Среди перечня факторов, влияющих на качество дистанционного образования, студентам было предложено выбрать наиболее и наименее значимые. Полученные результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты оценки факторов реализации дистанционного обучения студентов СОФ НИУ «БелГУ»
В дальнейшем для оценки эффективности дистанционного обучения был использован второй блок анкеты, составленный на основе информационно-аналитических материалов «Результативность дистанционного обучения и практика использования результатов дистанционного обучения». Результаты проведенного опроса представлены на рис. 4 - 16.
Вы принимаете (принимали в ближайшее время) участие в дистанционном обучении?
■ Да ■ Нет
Рис. 4. Результаты опроса с точки зрения использования дистанционного обучения в последнее время
Как часто в рамках учебного процесса у Вас возникает необходимость использовать дистанционный режим работы?
о
76%
■ Постоянно ■ Часто ■ Редко
Рис. 5. Результаты опроса с точки зрения частоты использования дистанционного обучения
Какие формы дистанционной работы используются чаще всего
в вашем учебном заведении?
70« 66«
1 Г '
50% 40« 30« 37% 21« 24%
10« ■ 1
Полноценные Консультирование Обсуждение Передача задания Проверка знаний I с Организация
занятия по учебным темам проблемных и получение помощью работы над
(видеоурок) вопросов в результата по тестирования проектом
онлайн-формате выполненному (курсовой работой,
заданию ДИПЛОМОМ,
Рис. 6. Результаты опроса с точки зрения используемых форм дистанционной работы
Рис. 7. Результаты опроса с точки зрения используемых средств дистанционной работы
Рис. 8. Результаты опроса с точки зрения решаемых задач при дистанционном обучении
Рис. 9. Результаты опроса с точки зрения возможности использования дистанционного обучения в качестве альтернативы традиционной форме обучения
Эффективно ли применение дистанционных технологий?
■ Да ■ Нет
Рис. 10. Результаты опроса с точки зрения эффективности дистанционных технологий
Образовательное учреждение, в котором Вы обучаетесь:
75%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
39%
16% 22%
Используетв процессе Предоставляет доступ Осуществляет проверку Организуетучастие в обучения видеоуроки по учащимся к и контроль знаний с научной, общественной
отдельным предметам электронным помощью компьютерных и других видах
образовательным технологий деятельности при
ресурсам помощи дистанционных
технологий
Рис. 11. Результаты опроса с точки зрения использования дистанционных технологий в процессе
обучения в вузе
Считаете ли Вы, что использование видеоуроков в образовательном процессе эффективно?
■ По всем учебным предметам ■ В рамках отдельныхучебных предметов
Рис. 12. Результаты опроса с точки зрения эффективности использования видеоуроков
в образовательном процессе
На Ваш взгляд текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию лучше проводить:
24%
■ С использованием традиционных методов оценки знаний
■ Методами компьютерного тестирования
■ Сочетая традиционные методы и систему компьютерного тестирования
Рис. 13. Результаты опроса с точки зрения использования различных форм промежуточной аттестации
Результативность дистанционного обучения в первую очередь зависит от:
52%
46% ■
36% ■ 30%
25% ■
■ ■
Техничес компьютер; а Интернет- вации студ ента Возможностей студента Качества' вид еоуроков V 1Ятнй,ЭОР, Квалификации педагогов | пр.
Рис. 14. Результаты опроса с точки зрения факторов результативности дистанционного обучения
Применение каких инструментов дистанционного обучения Вы считаете эффективными? 70%
34%
21%
Письменная консультация п реподаеателя Консультация преподавать !ля в {»жиме Система контроля знаний ЭОР (электронно-ни образовательные ресурсы) Видеоуроки
Рис. 15. Результаты опроса с точки зрения отбора эффективных инструментов дистанционного обучения
Рис. 16. Результаты опроса с точки зрения выбора группы студентов, для которых дистанционный формат
обучения является эффективным
Обсуждение
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1. Наиболее значимым в дистанционном обучении для студентов (63% испытуемых) является фактор меньших денежных затрат. Здесь предполагается то, что в условиях дистанционного обучения студент не привязан к конкретному месту проведения занятий. Он вовлечен в учебный процесс из любого удобного места, что исключает лишние расходы, связанные, к примеру, с проездом и питанием. Ключевым при этом становится наличие электронного средства общения.
2. Отсутствие необходимости покидать дом как значимый фактор дистанционного обучения отметили больше половины опрошенных студентов (54%). Этот показатель связан с предыдущим выводом. Здесь следует отметить, что при удаленной форме образовательного процесса экономятся не только материальные средства студента, но и его время (например, не требуется на дорогу к месту учебы), силы (например, обеспечивается возможность более длительного сна) и др.
3. Вопреки распространенному убеждению фактор слабой технической оснащенности является наименее значимым для студентов - более половины опрошенных (54%) отметили его как наименее значимый. Мы связываем это, по крайней мере, с двумя причинами:
1) в настоящее время для организации дистанционного обучения требуется минимум средств (наличие источника приема и передачи сигнала, доступное программное оборудование), что обеспечивает достаточное качество передаваемой информации;
2) как правило, при наличии технических сбоев в учебном процессе существует возможность отсрочить предоставление образовательного результата (как со стороны учебного заведения, так и со стороны студента).
4. Наиболее спорным фактором для студентов стало наличие дополнительных образовательных возможностей. 20% студентов отметили его как наиболее значимый, в то время как 22% посчитало его наименее значимым. Мы связываем это с тем, что оценка данного фактора представляется довольно субъективной. Кроме того, у студентов первого курса (напомним, что именно эта группа учащихся была вовлечена в исследование) дополнительные образовательные возможности вообще могут быть личностно не определены. Таким образом, при дальнейших исследованиях необходимо включать расшифровку того, что подразумевается под такими возможностями (например, возможность остановить видеолекцию на важном моменте, что обеспечит более осмысленное использование учебного материала).
5. Большая часть студентов (61%) прибегала к дистанционному формату обучения в последнее время, однако подавляющее большинство (76%) редко испытывало необходимость использовать такой режим обучения. Это можно объяснить тем, что в 2021-2022 учебном году часть занятий в филиале проводилась с использованием дистанционных технологий. В то же время студенты были вовлечены в занятия и традиционной лекционно-семинарской формы. Такой смешанный тип обучения позволял компенсировать недостаток знаний, возникающий при одной лишь удаленной форме педагогического воздействия.
6. Наиболее часто учебное заведение прибегает к проверке знаний с помощью тестирования (отмечено у 66% испытуемых) и передаче знаний с получением результата онлайн (отмечено у 64% испытуемых). Удобно то, что современные платформы дистанционного обучения имеют возможности для контроля знаний и показывают результаты необходимых срезов аттестации сразу же после выполнения предложенных преподавателем заданий.
7. Самым часто используемым средством дистанционного обучения студентами была названа созданная в вузе система дистанционного обучения СЭО Пегас (отмечена у 90% испытуемых). Это вполне закономерный результат, отражающий внутреннюю для учебного заведения среду дистанционного обучения. В каждом из современных вузов имеется собственная система удаленной работы с обучающимися, которая позволяет проводить основные виды учебной деятельности. Как правило, студенты знакомы с корпоративной сетью дистанционного обучения. Здесь можно отметить также и то, что большинство обучающихся филиала (75%) считают, что учебное заведение предоставляет доступ учащихся к электронным образовательным технологиям.
8. По мнению большинства студентов, дистанционное обучение предоставляет возможность обучения в удобное время (для 58% испытуемых) и формирует навыки работы с большим объемом информации (отмечено у 57% испытуемых). Более половины опрошенных студентов (57%) считают применение дистанционных технологий эффективным. Однако, несмотря на это, большинство студентов (54%) считают, что дистанционное обучение всё же не является альтернативой традиционной форме обучения.
10. Видеоуроки отмечены эффективным средством обучения в рамках отдельных учебных дисциплин (для 67% испытуемых).
11. Около половины студентов (49%) считают, что проведение промежуточной аттестации лучше осуществлять, сочетая традиционные и дистанционные формы тестирования.
Заключение
Тема настоящего исследования была посвящена вопросу эффективности дистанционного обучения на основе анкетирования студентов. Ее актуальность связана с тем, что дистанционный формат обучения является одной из самых современных технологий организации образовательного процесса и позволяет всем заинтересованным в получении знаний лицам быть вовлеченными в учебную деятельность. Данный вид организации образовательной деятельности является относительно новым
явлением, получает все большее распространение в современном мире, вызывает большое количество споров среди специалистов различных областей знания.
Целью настоящего исследования явилось определение степени эффективности дистанционного обучения на основе анкетирования студентов Старооскольского филиала НИУ «БелГУ».
В ходе проведенной работы были достигнуты заявленные задачи:
1. Разработана анкета для определения степени эффективности дистанционного обучения в высшем учебном заведении. Данный диагностический материал включал в себя 2 блока разработанных вопросов: 1) оценку факторов реализации дистанционного обучения; 2) оценку эффективности дистанционного обучения.
2. Проведено анкетирование среди студентов Старооскольского филиала НИУ «БелГУ» на предмет эффективности дистанционного обучения. Это позволило определить следующее:
1) наиболее значимым в дистанционном обучении для студентов является фактор меньших денежных затрат;
2) вопреки распространенному убеждению, фактор слабой технической оснащенности является наименее значимым для студентов - более половины опрошенных отметили его как наименее значимый;
3) наиболее спорным фактором для студентов стало наличие дополнительных образовательных возможностей при дистанционном обучении: 20% студентов отметили его как наиболее значимый, в то время как 22% посчитали его наименее значимым фактором.
3. Обработаны полученные в ходе анкетирования данные, представлен основной вывод исследования, согласно которому наиболее эффективным является смешанный тип обучения, сочетающий в себе как дистанционную, так и традиционную формы обучения. Таким образом, гипотеза исследования, заключающаяся в том, что дистанционный формат обучения расценивается студентами вуза как эффективный способ организации учебного процесса, подтверждена частично.
Список литературы
1. Гаджиева, Е.А. Исследование виртуальных технологий самоконтроля в повышении эффективности дистанционного обучения слушателей вузов МЧС России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Гаджиева Елена Арсеновна. - СПб., 2009. - 177 с.
2. Красин, В.В. Формирование профессиональной компетентности учителей в условиях дистанционного обучения системы повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.В. Красин. - М., 2012. - 240 с.
3. Найденова, Н.Ю. Методы повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Ю. Найденова. - Ставрополь, 2005. - 107 с.
4. Чернобай, Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е.В. Чернобай. - М., 2012. - 303 с.
5. Faisal, Piliang, and Zainul Kisman. "Information and communication technology utilization effectiveness in distance education systems." International journal of engineering business management 12 (2020): 1847979020911872.
6. Fidalgo, Patricia, et al. "Students' perceptions on distance education: A multinational study." International Journal of Educational Technology in Higher Education 17.1 (2020): 1-18.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.07.2022).
8. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» / А.А. Андреев // Дистанционное образование. - 2004. - № 4. - С. 16-19.
9. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. вузов / И.М. Ибрагимов. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
10. Хаблиева, С.Р. Дистанционное обучение как средство формирования информационной компетентности студентов педагогических специальностей: монография / С.Р. Хаблиева, Л.Т. Зембатова. - Ульяновск: Зебра, 2021. - 77 с.
11. Sagheb-Tehrani, Mehdi. "The results of online teaching: A case study." Information Systems Education Journal 7.42 (2009): 1-10.
12. Результативность дистанционного обучения и практика использования результатов дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - URL: https://vercont.ru/informatsionnye_materialy/informatsionno_analiticheskie_materialy/rezultativnost_distantsionn ogo_obucheniya_i_praktika_ispolzovan.html (дата обращения: 05.08.2022).