Педагогика
УДК 796/799
старший преподаватель кафедры реабилитации, спортивной медицины и физической культуры Чубыкин Игорь Александрович
ФГАОУ ВО Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (г. Москва);
старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Стефановский Михаил Васильевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (г. Москва); кандидат педагогических наук Чайковская Ольга Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (г. Москва)
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА В ВУЗЕ ПРОБЛЕМЫ, УСПЕХИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В соответствии новым правилам организации образовательной деятельности в России для предупреждения распространения COVID-19 было предписано все взаимодействие обучающихся и преподавателей в образовательном процессе организовать дистанционно. Дистанционное образование, основанное на современных технологиях, становятся составляющей эффективности учебного процесса. В представленном материале статьи рассмотрена организация учебного процесса элективных дисциплин по физической культуре в дистанционном формате, выявляются как положительные, так и отрицательные стороны данной формы занятий. Выявление отрицательных факторов организации дистанционного образования позволит повысить эффективность учебного процесса. В процессе исследования рассмотрены аспекты познавательной деятельности и мотивационной стороны как основы успешного дистанционного обучения элективным дисциплинам по физической культуре и спорту. Вследствие информатизации образования и развития новых информационных технологий происходит формирование новой образовательной системы в том числе и элективных дисциплин по физической культуре и спорту в вузе. Данное условие позволяет получить опыт организации учебного процесса в дистанционном формате и определить направления по модернизации его и повышению его эффективности. Задачами исследования являлись выявление факторов, влияющих на эффективность дистанционной формы обучения и определения направлений для минимизации влияния отрицательных факторов обозначенной формы обучения. Решение задач по повышению эффективности учебного процесса будет способствовать формированию необходимого объема знаний и умений будущего специалиста. Так же позволит определить направления повышения эффективности учебного процесса и определить направление всего процесса подготовки специалиста в современных условиях.
Ключевые слова: мотивация, обеспечение учебного процесса, дистанционная форма обучения, информационные образовательные ресурсы, взаимодействие преподавателя и студента, студенты вузов, образовательный процесс, интернет, географическая составляющая, недостаток знаний работы с программными продуктами.
Annotation. In accordance with the new rules for the organization of educational activities in Russia, in order to prevent the spread of COVID-19, it was prescribed to organize all interaction of students and teachers in the educational process remotely. Distance education based on modern technologies is becoming a component of the effectiveness of the educational process. In the presented material of the article, the organization of the educational process of elective disciplines in physical culture in a distance format is considered, both positive and negative sides of this form of classes are revealed. The identification of negative factors in the organization of distance education will improve the effectiveness of the educational process. In the course of the research, the aspects of cognitive activity and motivation are considered as the basis for successful distance learning in elective disciplines in physical culture and sports. As a result of the in-formatization of education and the development of new information technologies, a new educational system is being formed, including elective disciplines in physical culture and sports at the university. This condition allows you to gain experience in organizing the educational process in a distance format and determine directions for its modernization and improving its effectiveness. The objectives of the study were to identify factors affecting the effectiveness of distance learning and to determine the directions to minimize the impact of negative factors of the designated form of learning. Solving tasks to improve the efficiency of the educational process will contribute to the formation of the necessary amount of knowledge and skills of the future specialist. It will also allow to determine the directions of improving the efficiency of the educational process and determine the direction of the entire process of training a specialist in modern conditions.
Key words: motivation, provision of educational process, departmental form of training, informational educational resources, interaction of teacher and student, students of universities, educational process, Internet, geographical component, lack of knowledge of working with software products.
Введение. Дистанционный формат обучения или «учёбы на расстоянии» имеет давние корни, так еще в начале XVIII века в Европе получило свое начало корреспондентское обучение, в процессе которого взаимодействие педагога и обучающегося реализовывалось посредством почтовых отправлений [11, 121. В Российской Федерации дистанционный формат обучения получил развитие 30 мая 1997 года, согласно приказу № 1050 Минобразования России [4, 5 6, 7, 91. Данная система применяется для обучения студентов, находящихся удаленно от места расположения вуза по ряду дисциплин, в том числе и элективным дисциплинам по физической культуре. Дистанционный формат обучения отличается от очных занятий, в выстраивании учебного процесса и взаимодействия преподавателя и студента на основе использования интернет-технологий [6, 9, 13].
Изложение основного материала статьи. В процессе исследования возник вопрос какой фактор оказал влияние на выбор дистанционной формы обучения. В ходе анализа дел студентов, обучающихся в дистанционном формате, выяснилось, что 91% студентов уже работают и соответственно не имеют возможности обучаться в очном режиме. В ходе бесед со студентами в дистанционном формате выяснилось, что для них это единственный способ получить необходимое образование, заочный формат не совсем подходит в силу ограниченности взаимодействия с профессорско-преподавательским составом. В данном случае сработало несколько факторов на выбор дистанционной формы обучения, это невозможность обучаться в очном формате, так как студент находиться географически далеко от расположения вуза, т.е. присутствует географическая составляющая, так же невозможность посещать занятия согласно расписанию, так как студент в данное время работает на производстве.
Но условия современности поставили задачу организации учебного процесса дистанционной формы обучения студентов, обучающихся в очном формате. И в данном случае возникает вопрос об отношении профессорско-преподавательского состава к дистанционной форме обучения. В ходе опроса по разработанным автором анкетам
выяснилось, что значительная часть преподавателей «предметников», таких как сопромат, высшая математика, теоретическая механика и так далее рассматривают данный формат как основной на некий промежуток времени, но позже необходимо очное общение со студентами, так как возникает достаточно большое количество вопросов к усвоению материала. Со слов профессорско-преподавательского состава в интернете представлен большой объем материала и достаточно качественного, необходимого для освоения дисциплины в дистанционном формате. Но, так же, со слов опрашиваемых, среди представленного материала встречается большое количество и низкокачественных источников, что представляет определенную опасность усвоения данных не соответствующих науке и представляет определенную трудность в выборе источника знаний.
В процессе опроса преподавателей элективных дисциплин по физической культуре об отношении к дистанционному формату обучения выяснилось следующее: 54% преподавателей положительно относятся к данной форме обучения, только как дополнительной или вспомогательной компоненте, но не основной, 43 % респондентов против данной формы, так как им пришлось работать только в условиях пандемии и в обычном режиме они надеются работать в очном формате и 3% не задумывались над данным вопросом, и работают по принципу если объявили дистанционный формат обучения, значит работаем в данном формате.
Не меньшую актуальность имеет и наполнение учебными материалами для реализации учебного процесса в дистанционном формате. На вопрос о наполнении курса учебными материалами все ответили, что это непрерывный процесс и работа по разработке учебных и тестирующих материалов ведется постоянно. В ходе бесед с профессорско-преподавательским составом, выяснилось, что практически все разрабатывают различные учебные материалы, в том числе и для дистанционной формы обучения. Но, в ходе бесед выяснилось, что учебный материал представляет из себя текстовый формат, без графического оформления. Это связывают с недостатком в знаниях пользования различными программами, что снижает качество учебного материала, лишает его наглядности. В основном знания пользования компьютером преподавателями сводится к пакету Microsoft Office, т.е. работа в текстовом и табличном редакторе и создании презентаций, но для создания видео контента необходимы знания работы с видео редакторами, а с ними преподаватели не сталкивались в своей работе и это представляет определенную сложность. Не меньшую сложность представляют и работа с аудио редакторами, необходимыми для записи аудио лекций. Аудио лекции необходимы для использования при ограниченном интернет-трафике или где нет необходимости представлении наглядной составляющей, таких как таблицы, графики, схемы и т.д.
Не меньшую проблему представляют и программные продукты, используемые в дистанционном обучении. В ходе анализа числа программного обеспечения дистанционного обучения используемого для организации и реализации учебного процесса, выявилось большое количество данных программ и число и функционал их продолжает увеличиваться [1, 3, 4], что расширяет возможности дистанционного обучения, популяризирует дистанционную форму обучения [3, 4, 5, 6]. Но при организации учебного процесса в дистанционном формате необходимо знать основы работы в данной программе, но для освоения программных продуктов необходимо время и для ускорения освоения необходим организованный учебный процесс с профессорско-преподавательским составом, что необходимо делать предварительно, перед организацией и реализацией учебного процесса в дистанционном формате.
Исходя из проблем, выявленных ранее, сформулируем задачи:
- студент должен постоянно взаимодействовать c преподавателем и основной акцент необходимо ставить на контроль выполнения задания от занятия к занятию, постоянный контроль качества выполненных заданий, необходимо оказывать помощь, т.е. дать литературу для самостоятельного освоения или иные материалы, способствующие усвоению учебного материала и выполнению задания;
- первокурсники имеют достаточно большой разброс по уровню базовой школьной подготовки, и данное должно учитываться преподавателями при организации и реализации учебного процесса. И перед профессорско-преподавательским составом стоит непростая задача, способствовать освоению учебной дисциплины отстающими студентами в дистанционном формате, что связано с целым списком проблем.
Для студентов дистанционный формат предлагает ряд удобств, таких как, удобно учиться дома, не нужно тратить время на дорогу и сборы, нет привязки к конкретному месту. Но у дистанционной формы обучения есть и минусы, среди которых ряду студентов сложно концентрироваться без очного присутствия преподавателя, так же оказывают влияние и другие факторы, среди которых домочадцы и домашние питомцы, отсутствие должного настроя на учебную деятельность в домашних условиях, со слов студентов, даже стены в вузе оказывают стимулирующее к учебе воздействие и т.д.
Другое преимущество электронного обучения - независимость от локации. Неважно, где студент, он может находиться в любой точке мира, всё, что нужно для обучения - компьютер, смартфон или планшет с выходом в интернет. И это делает образование доступным независимо от места нахождения студента.
Но для эффективного обучения в дистанционном формате потребуется время, чтобы привыкнуть к режиму учебной деятельности в онлайн-формате. Дистанционный формат предполагает иные условия обучения, это самостоятельный график освоения материала, нет необходимости прибывать в учебное заведение, одеваться согласно требованиям вуза и в данном случае студенты занимаются в форме наиболее комфортной для них, и т.д.
Возникает ряд требований, среди которых подключиться к онлайн занятию согласно расписаниям, выполнить задание в установленные сроки или до закрытия доступа к данному заданию, необходимо поддерживать контакт с преподавателем, для устранения ошибок или неточностей в ответах.
Другой минус электронного образования - недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в условиях дистанционного обучения. Педагог должен уметь доносить информацию так, чтобы это было ярко, понятно и интересно, что является достаточно серьезной проблемой на данном этапе развития дистанционной формы обучения.
Преимущества такого формата учебы очевидны:
Стоимость дистанционного обучения намного ниже, в интернете есть множество бесплатных курсов и видеоуроков. Получать новые знания можно из любой точки мира, где есть сеть, поэтому необязательно привязывать себя к одному месту.
Одним из положительных моментов дистанционного формата является возможность акцентирования внимания на те материалы, по которым есть пробелы в знаниях, и они служат базисом для освоения других дисциплин, а осваивать основной материал можно в любое время.
Вместе с тем, есть у дистанционного обучения и свои недостатки:
- дистанционный формат обучения зависим от качества интернета;
- так же дистанционный формат обучения зависим от подготовленности профессорско-преподавательского состава;
- необходимость наличия современного оборудования;
- в большинстве случаев невозможность контроля выполнения задания студентами в дистанционном формате;
- наличие большого числа некачественного контента в интернете;
- часть студентов волнует лишь получение диплома о высшем образовании и соответственно низкая мотивированность данных студентов к занятиям в дистанционном формате;
- использование большого числа программного обеспечения для организации учебного процесса.
В процессе реализации учебного процесса в дистанционном формате выяснилось, что недостаточный контроль или его отсутствие со стороны преподавателя ведет к тому, что лишь 45% начинают осваивать учебную дисциплину согласно расписанию, остальные приступают к изучению материала только после напоминания преподавателя, что приводит к недостаточному усвоению учебного материала.
Дистанционный формат обучения достаточно эффективный при должной организации и методическом обеспечении вариант для совершенствования существующих знаний или углубленного изучения материала, но не для формирования новых знаний. Так в процессе опроса студентов было выявлено следующее: в интернете представлено большое количество материала сферы физической культуры, но выбрать материал, соответствующий теоретическим основам изучаемой дисциплины или раздела дисциплины, представляет затруднение, так как без сформированного базиса знаний сделать выбор достаточно сложно.
Не меньшее значение имеет и использование мультимедиа технологий, которые делают материал ярким и наглядным. По результатам опросов студентов было выявлено, что обучающимся интереснее посмотреть учебный фильм или лекцию, где материал раскрывается в визуальном ряде, чем прослушать и данное в ходе лекции. Но сразу возникает проблема подготовки материала, его съемки, обработки и монтажа. Данное требует определенных знаний и навыков работы, которые есть далеко не у всех преподавателей.
Не меньшее преимущества имеют и электронные учебники и тесты, которые дорабатываются, могут рассылаться в том числе и по электронной почте, что позволяет широко использовать их в системе дистанционного обучения в отличии от традиционных учебных пособий и учебников, освоить которые возможно только при их физическом присутствии [2, 5, 6, 13]. Данный фактор необходимо использовать и в очном формате, где различные учебные материалы могут быть разосланы для самостоятельного изучения студентами.
Эффективность дистанционного обучения складывается из ряда показателей: обеспечение доступа к образовательным ресурсам, двух сторонне взаимодействие преподавателя и студентов, налаживание коммуникации между студентами, осваивающими учебную дисциплину, обеспечение контроля выполнения задания и этапного контроля.
На основании данного перечня функций определен набор требований, которыми должен обладать профессорско-преподавательский состав [3, 6, 8, 10]:
- владеть профессиональными знаниями в сфере физической культуры и элективных дисциплин по физической культуре и осуществлять все виды занятий реализуемой образовательной программы;
- использовать в учебном процессе современные информационные технологии в объеме продвинутых пользователей;
- знать и уметь использовать интерактивные учебно-методические материалы;
- обладать специальными знаниями и умениями в области организации учебного процесса, проверки качества знаний при обучении в дистанционном формате;
- дополнять стандартные материалы собственными примерами, заданиями и т.п. для облегчения их восприятия студентами;
- уметь формировать и поддерживать мотивацию обучающихся;
Выводы. В процессе исследования авторы пришли к ряду выводов. У дистанционной формы обучения достаточно большой список преимуществ, среди которых следует выделить такие как отсутствие географической зависимости от места организации учебного процесса, доступ к учебным материалам обеспечивается на всем протяжении учебного периода: дня, недели, месяца, учебного семестра, года и периода обучения в вузе. В ходе анализа программных продуктов, используемых для организации учебного процесса, выяснилось, что программы, используемые для организации учебного процесса в дистанционном формате, представляют все больше и больше возможностей. Современные программные продукты позволяют организовывать видео конференции и видео лекции, в том числе и в режиме on line, что многократно повышает эффективность учебного процесса, делая его двунаправленным процессом, обеспечивающим взаимодействие преподавателя и студента и контроль выполнения заданий, что совпадает с мнением авторов [1, 3, 13].
Но выявлены и недостатки, которые снижают эффективность учебного процесса в дистанционном формате. Одним из недостатков является в ряде случаев организация контроля выполнения задания, в ходе которого студенты с недостаточным уровнем знаний списывают или находят в интернете необходимые ответы на контрольные тесты, что демонстрирует не знания, а умение пользоваться ресурсами интернета и способствует накоплению проблем в знаниях. В ходе реализации занятий выявилась ситуация, требующая психологической подготовленности профессорско-преподавательского состава. В ряде случаев, студенты, чтобы сорвать он лайн занятие дают данные по подключению посторонним лицам или сами подключаясь под различными никами, хамили, оскорбляли и провоцировали педагога. В данном случае требуется подготовка педагога к таким ситуациям. Ведь на педагога онлайн смотрят и слушают студенты и данная ситуация влияет на авторитет педагога. Соответственно необходима подготовка профессорско-педагогического состава к данным ситуациям.
Литература:
1. Воробьева, С.А. Дистанционное обучение: сегодня и завтра // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 6. - С. 64-68.
2. Залесский, М.Л. Использование средств дистанционного образования для облегчения адаптации первокурсника учреждения среднего профессионального образования / М.Л. Залесский, М.Э. Григорян // Разработка образовательных программ в условиях повышения конкурентоспособности экономического образования: Сборник тезисов докладов и статей методической конференции ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 06-08 февраля 2017 года / Ответственный редактор А.О. Грудзинский. - Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017. - С. 34-42.
3. Земенкова, М.Ю. Инновационные педагогические технологии при реализации дистанционного образования / М.Ю. Земенкова, С.М. Моор // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: Материалы III Международной научно-практической видеоконференции, Тюмень, 26 ноября 2015 года / Министерство образования и науки РФ, Тюменский государственный нефтегазовый университет. - Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2016. - С. 62-65.
4. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
5. Кузнецова, З.М. Управление качеством дистанционного образования / З.М. Кузнецова, Г.С. Фисенко // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 1. - С. 47.
6. Курушкина, С.А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно-исследовательской компетентности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 4. - С. 25-27.
7. Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000. - 326 с.
8. Подгребельная, Н.И. Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2009. - 23 с.
9. Полат, Е.С. Современные и педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: ИЦ "Академия", 2010. - 368 с.
10. Рыблова, А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства: Автореф. канд. дис. Саратов, 2007. - 23 с.
11. Скляренко, Т.М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука. - 2013. - № 1. -С. 106-117.
12. Скляренко, Т.М. Дистанционное образование: зарубежные концепции / Т.М. Скляренко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 5. - С. 65-69.
13. Тимофеева, О.Ю. Механизмы реализации дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5. - С. 11-13.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель Шакирова Алина Альбертовна
Казанский федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук,
старший преподаватель Гизятова Ландыш Афраимовна
Казанский федеральный университет (г. Казань)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Цифровая экономика диктует свои условия современным производствам, бизнесу и образованию. Статья представляет определения ключевого понятия «цифровая экономика» и его особенности. На первый план в рамках данного исследования выходят цифровые компетенции современного выпускника. Использование цифровых технологий в процессе обучения является объективной необходимостью. Эти инструменты повышают мотивацию учащихся, заинтересованность в изучении предмета и в какой-то мере облегчают ежедневный труд преподавателя, экономя его время. Набор используемых преподавателем цифровых инструментов сегодня достаточно широк. Однако из-за быстрого роста количества новых технологий иногда сложно отследить, изучить и внедрить в процесс обучения тот или иной инструмент. Данное исследование представит набор цифровых инструментов, которые может использовать преподаватель в рамках любого курса - они достаточно универсальны. В статье описан опыт создания онлайн курса «Академическая мобильность» для магистров направления «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Онлайн курс является одной из форм интерактивной работы со студентами в дистанционном формате. Платформа Moodle, на которой создан курс, представляет широкий набор возможностей по представлению материала и контролю его усвоения. Также детально рассмотрен такой вид работы, как проект по материалам лекции. В рамках работы над проектом студенты учатся работать с такими цифровыми инструментами, как программы по обработке больших данных, дистанционной командной коммуникации и дистанционной групповой работе. Представленные в статье инструменты позволят облегчить труд преподавателя, при этом не умаляя качества преподавания. Студенты получают практические навыки работы с цифровыми инструментами, которые они, как будущие учителя, смогут успешно применить в своей предстоящей педагогической работе.
Ключевые слова: цифровая экономика, онлайн курс, академическая мобильность, магистры, Moodle.
Annotation. The digital economy dictates its terms to modern industries, business and education. The article presents the definition of the key concept of "digital economy" and its features. In the framework of this study, the digital competencies of a modern graduate come to the fore. The use of digital technologies in the learning process is an objective necessity. These tools increase students' motivation, interest in studying the subject and, to some extent, improve the daily routine of the teacher, saving his time. The set of digital tools used by the teacher today is quite wide. However, due to the rapid growth in the number of new technologies, it is sometimes difficult to track, study and implement one or another tool in the teaching process. This study will present a set of digital tools that a teacher can use within any course - they are quite universal. The article describes the experience of creating the online course "Academic Mobility" for masters with the major "Theory and Methods of Teaching Foreign Languages and Cultures". An online course is one of the forms of interactive work with students in a remote format. The Moodle platform, on which the course was created, provides a wide range of opportunities for presenting material and monitoring the results. Also, such type of work as a project based on the lectures' materials is considered in detail. As a part of the project, students learn to work with digital tools such as big data processing programs, remote team communication and remote group work. The tools presented in the article will facilitate the work of the teacher without worsening the quality of teaching. Students improve their practical skills in working with digital tools, which they will be able to successfully apply in their future teaching work.
Key words: digital economy, online course, academic mobility, masters, Moodle.
Введение. Сегодня весь мир наблюдает активный переход от традиционных форм передачи информации, коммуникации к быстрым, дистанционным цифровым способам организации работы, общения и образа жизни в целом. Можно с уверенностью утверждать, что условия короновирусной пандемии вскрыли и вынесли на поверхность необходимость задуматься о смене многих парадигм, в том числе в образовании. Безусловно, преподаватели и ранее использовали ряд цифровых инструментов в своей работе. Однако, столкнувшись с острой необходимостью быстро пересмотреть свои ежедневные рутинные действия в работе со студентами, не все работники образования осознали, что могут мобильно и качественно перейти на новый дистанционный формат обучения. Недостаток знаний и практики в данной сфере привел к тому, что ряд студентов потеряли интерес к таким онлайн занятиям, предпочитая традиционный офлайн вариант.