Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Людмила Георгиевна, Корнилова Елена Сергеевна, Глотова Ирина Владимировна

Целью исследования стало выявление психолого-педагогической эффективности процесса получения знаний с применением дистанционных технологий по мнению самих студентов, проведение самооценки уровня полученных студентами знаний и оценки технических возможностей платформы для дистанционного обучения. В работе использовалось сочетание различных как эмпирических, так и теоретических научных методов, при этом главным эмпирическим методом послужило проведение анкетирования в письменной форме. Исследование выявило, что студенты в большинстве своем выбрали обучение в аудитории и считают его более эффективным при изучении иностранного языка. Однако, третья часть студентов полагает, что только сочетание дистанционного и традиционного методов обучения будет способствовать успешному обучению. Результаты анкетирования показали, что 90% студентов освоили программу и сохранили свою оценку по предмету, некоторые даже повысили ее. Это свидетельствует о том, что система обучения в вузе по дистанционной технологии достаточно эффективна, и ее следует использовать в дальнейшем в системе вузовского образования в парадигме устойчивого развития. Обучение необходимо организовать так, чтобы дистанционный формат не подменял, а эффективно дополнял традиционную систему образования. Особенности изучения иностранного языка потребуют более продуктивной работы как преподавателей, так и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Людмила Георгиевна, Корнилова Елена Сергеевна, Глотова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF STUDENTS’ ATTITUDE TOWARDS DISTANCE LEARNING

In our study we aim to analyze the psychological and pedagogical effectiveness of the process of obtaining knowledge using distance technologies based on the opinion of the students themselves, to conduct a self-assessment of the level of knowledge they received and to assess the technical capacity of the platform for distance learning. The work uses a combination of both empirical and theoretical scientific methods, while the main empirical method is a questionnaire in written form. The study shows that the majority of students chose classroom training and consider it more effective in learning a foreign language. However, a third of the students believe that only a combination of distance and traditional teaching methods will contribute to successful learning. The results of the survey showed that 90% of the students mastered the program and retained their mark in the subject, some even improved it. This indicates that the distance learning system at the university is quite effective, and it should be used in the future in the system of university education. Education must be organized in such a way that the distance format does not replace, but effectively complements the traditional education system. Features of learning a foreign language will require more efficient work of both teachers and students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ»

12. С детьми и подростками в детском оздоровительном лагере. - 2022. - URL: https://helpiks.org/7-34321.htm (дата обращения: 16.05.2022).

Педагогика

УДК 811.111.342(075.8)

кандидат филологических наук, доцент Орлова Людмила Георгиевна

Волжский государственный университет Водного транспорта (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Корнилова Елена Сергеевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Глотова Ирина Владимировна

Волжский государственный университет Водного транспорта (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ

ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. Целью исследования стало выявление психолого-педагогической эффективности процесса получения знаний с применением дистанционных технологий по мнению самих студентов, проведение самооценки уровня полученных студентами знаний и оценки технических возможностей платформы для дистанционного обучения. В работе использовалось сочетание различных как эмпирических, так и теоретических научных методов, при этом главным эмпирическим методом послужило проведение анкетирования в письменной форме. Исследование выявило, что студенты в большинстве своем выбрали обучение в аудитории и считают его более эффективным при изучении иностранного языка. Однако, третья часть студентов полагает, что только сочетание дистанционного и традиционного методов обучения будет способствовать успешному обучению. Результаты анкетирования показали, что 90% студентов освоили программу и сохранили свою оценку по предмету, некоторые даже повысили ее. Это свидетельствует о том, что система обучения в вузе по дистанционной технологии достаточно эффективна, и ее следует использовать в дальнейшем в системе вузовского образования в парадигме устойчивого развития. Обучение необходимо организовать так, чтобы дистанционный формат не подменял, а эффективно дополнял традиционную систему образования. Особенности изучения иностранного языка потребуют более продуктивной работы как преподавателей, так и студентов.

Ключевые слова: цифровизация, дистанционное обучение, дистанционные технологии, электронные технологии, онлайн-обучение

Annotation. In our study we aim to analyze the psychological and pedagogical effectiveness of the process of obtaining knowledge using distance technologies based on the opinion of the students themselves, to conduct a self-assessment of the level of knowledge they received and to assess the technical capacity of the platform for distance learning. The work uses a combination of both empirical and theoretical scientific methods, while the main empirical method is a questionnaire in written form. The study shows that the majority of students chose classroom training and consider it more effective in learning a foreign language. However, a third of the students believe that only a combination of distance and traditional teaching methods will contribute to successful learning. The results of the survey showed that 90% of the students mastered the program and retained their mark in the subject, some even improved it. This indicates that the distance learning system at the university is quite effective, and it should be used in the future in the system of university education. Education must be organized in such a way that the distance format does not replace, but effectively complements the traditional education system. Features of learning a foreign language will require more efficient work of both teachers and students.

Key words: digitalization, distance learning, distance technologies, electronic technologies, online learning

Введение. Система высшего образования в России постоянно совершенствуется и развивается в соответствии с запросами современного общества. Концепция дистанционного образования полностью вписывается в парадигму устойчивого развития. В самом общем смысле дистанционное обучение - это образовательный процесс, который обеспечивает связь преподавателя и обучающихся на расстоянии без непосредственного контакта.

В западных странах дистанционное образование получило широкое распространение в семидесятые годы прошлого столетия, когда были созданы университеты открытого типа для дистанционного образования. Сегодня при обучении они используют новейшие информационные технологии, компьютеры и мультимедиа, спутниковое цифровое телевидение и сетевые технологии [6].

В настоящее время в России дистанционное обучение является не самостоятельной формой получения образования как в западных странах, а способом организации учебного процесса с учетом психолого-педагогических особенностей и применением дистанционных образовательных технологий, которые реализуются посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей [2].

Во многих вузах дистанционное обучение изначально было набором грамматического или лексического материала по разным темам, в виде разных курсов, которые можно было посмотреть на компьютере в качестве дополнительной работы над неусвоенным по ряду причин материалом (по причине болезни, пропуска занятий, неполного понимания объяснений преподавателя и т.д.). Но система дистанционного обучения стала неотъемлемой частью образовательного процесса сегодня, когда в условиях пандемии необходимо было исключить прямые контакты преподавателя с обучаемыми и контакты между самими студентами. Начиная с 2020 года и до настоящего времени дистанционное обучение стало основным средством получения знаний, что способствует непрерывному устойчивому развитию системы образования несмотря на пандемию. Технологии дистанционного обучения постоянно развиваются и становятся более доступными [1]. Преподаватели овладевают методикой и новыми методами работы в дистанционном формате, а студенты учатся использовать все технические возможности дистанционных образовательных систем. В нашем исследовании мы стараемся выяснить психолого-педагогическую эффективность процесса получения знаний по такой технологии по мнению самих студентов.

Технология дистанционного обучения - это не просто работа преподавателя и студентов на расстоянии, это совокупное использование новейших информационных методов и форм психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку, которые позволяют обеспечить проведение учебного процесса в полном объеме на расстоянии.

Дистанционная технология обучения предоставляет возможность выбора проведения дистанционного занятия в режиме реального времени и писать сообщения и задавать вопросы преподавателю (синхронный формат) или просматривать записанные занятия в любое удобное время (асинхронный формат) [9]. Вполне обосновано, что вузы

выбрали синхронный формат дистанционного обучения. Это позволяет в целом организовать процесс обучения в соответствии с программой и расписанием занятий, дисциплинировать студентов, контролировать посещаемость занятий обучаемыми (система дистанционного обучения делает это сама в автоматическом режиме).

Занятия в дистанционном формате проводятся с использованием специальных образовательных платформ типа Moodle, адаптированных к образовательной среде вуза [10]. Во ВГУВТ - это система дистанционного обучения Парус. Во время дистанционных занятий преподаватель и студент взаимодействуют на базе этой платформы, где студент может задать свой вопрос, а преподаватель ответить на него в форме сообщений. Однако зачетные занятия проводятся с использование ЗУМ конференций, которые позволяют обеспечить опосредованный визуальный контакт преподавателя с группой обучаемых, контролировать их устные ответы онлайн, проводить онлайн тесты.

Технология дистанционного обучения позволяет передавать видеоизображение, аудио файлы, слайды и графическую информацию, что делает возможным проводить интересные насыщенные занятия и способствует решению целого ряда дидактических задач более эффективно. К плюсам дистанционного обучения следует отнести то, что оно способствует организации продуктивной учебно-познавательной деятельности студента.

Многие методисты среди преимуществ обучения по дистанционной технологии называют следующее [3]:

1) свобода доступа и выбора - можно заниматься практически в любом месте, в любое время и с любым преподавателем;

2) снижение затрат на обучение - затраты на носитель информации, но не на методическую литературу;

3) гибкость обучения - самостоятельный выбор продолжительности и последовательности изучения материалов, адаптированный процесс обучения под свои возможности и потребности;

4) возможность развиваться в ногу со временем - своевременное и оперативное обновление учебных материалов.

На наш взгляд - это относительные преимущества, которые не соответствуют современной системе обучения в вузе, а в большей мере можно отнести к самообразованию с использованием интернет-технологий.

При дистанционном обучении от студентов требуется больше ответственности и самодисциплины, чем при обучении в аудитории. Поэтому дистанционное обучение для студентов является проверкой сознательного отношения к учебе [8].

Изложение основного материала статьи. В современном обществе тема дистанционного обучения является релевантной, а сама проблема - актуальной в условиях устойчивого развития несмотря на пандемию. Проведенное исследование помогает оценить возможность, психологическую готовность и способность студентов получать необходимые знания по иностранному языку в процессе дистанционного обучения, сформировать профессиональные компетенции.

В нашем исследовании использовалось сочетание различных научных методов как эмпирических, так и теоретических. Главным эмпирическим методом было проведение анкетирования в письменной форме. На основе анализа и обобщения полученных результатов были сделаны выводы. Объектом исследования послужили ответы студентов очной формы обучения двух вузов (ВГУВТ и ННГСАУ).

Цель исследования - выявить отношение, психологическую готовность и способность студентов к самому процессу обучения по дистанционной технологии, провести самооценку уровня полученных ими знаний и оценку технических возможностей платформы для дистанционного обучения.

Апробация дистанционной технологии в системе высшего образования в России проходила в течение полутора лет и была успешной. Потому что образовательный процесс в вузах продолжался несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, запрет на передвижение и общение. Студенты продолжали совершенствовать лексико-грамматические навыки и развивать компетенции в соответствии с программой обучения. Данные анкетирования свидетельствуют о том, что у 73% студентов уровень реальных знаний по иностранному языку сохранился, у 13% обучаемых снизился, у 13% повысился. Что касается оценок, то у 84% студентов она осталась прежней, у 7% студентов повысилась и только у 9% студентов снизилась. Эти цифры свидетельствует о достаточно эффективной работе студентов дистанционно.

На один из основных вопросов анкеты, «по какой технологии Вам больше нравится изучать иностранный язык», 33% студентов высказались за дистанционные технологии, 56% - за обучение в аудитории, 11% студентов высказались за сочетание обеих технологий в пропорции 50% на 50%. В ответах на другой вопрос, «какая технология изучения иностранного языка Вам кажется наиболее эффективной», студенты проявили больше здравого смысла, поэтому результаты отличаются. По мнению 15% студентов это дистанционная технология обучения, 54% опрошенных считают, что самым эффективным способом является обучение в аудитории, и 31% студентов полагают, что только сочетание этих технологий дает наилучшие результаты.

Для большей части преподавателей работа по дистанционной технологии была первым опытом. Поэтому некоторые образовательные платформы, например, «Юрайт» организовали бесплатные дистанционные онлайн вебинары для преподавателей вузов и ссузов, которые познакомили преподавателей всей страны с основными принципами и практиками использования электронных ресурсов, разработанных на основе психолого-педагогических методик, в процессе дистанционного обучения.

Преподавателям предстоит еще освоить много дополнительных программ, которые способствуют автоматизация рутинных процессов, когда ежедневная и трудоемкая работа будет выполняться автоматически с помощью, например, программы, разработанной по принципу работы платформы Skysmart [5]. Автоматическая проверка заданий позволяет экономить 1-2 часа в день. Система разработана для школы. Но ее простота и удобство могут быть использованы и в образовательной системе вузов по разным модулям обучения по типовой программе: «Бытовая сфера общения», «Социально-культурная сфера общения», «Учебно-познавательная сфера общения», «Профессиональная сфера общения» [4].

Независимо от технологии обучения в вузе у студентов должны быть сформированы не только профессиональные и коммуникативные компетенции, но и лингвистическая и социокультурная компетенции, а также вторичная языковая личность [7]. Обучение профессиональной коммуникации по дистанционной технологии открывает огромные возможности, поскольку в арсенале преподавателя находится мощный аппарат системы ИТ технологий, который является неотъемлемой частью концепции устойчивого развития. Преподавателям самим следует постоянно повышать компьютерную грамотность, чтобы успешно использовать полезные новинки в образовательном процессе.

При дистанционной технологии обучения некоторые аспекты должны быть выделены особо, например, мотивация. Конечно необычный изучаемый материал в какой-то мере должен способствовать повышению интереса к изучению предмета. Но это не происходит само собой, и пока не существует такой компьютерной программы. У студентов при слабой мотивации или ее отсутствии в процессе изучения иностранного языка есть проблемы с самодисциплиной. Они могут решить, что дистанционная форма обучения не обязывает их учиться регулярно, поэтому преподавателям необходимо подумать о новых формах контроля таких студентов. Результаты анкетирования свидетельствуют как раз об этом. Причем многие студенты (80%) осознают это сами и пишут в анкете, что «недостаточно мотивации и собственная лень являются причинами, которые снижают результаты изучения иностранного языка». Цифра - огромная, она свидетельствует о том, что

студенты, с одной стороны, самокритичны и могут оценить свое отношение, а с другой стороны, что мотивация недостаточная, и необходимо работать над этой проблемой постоянно. Среди причин, препятствующих успешному освоению языка 44% студентов назвали отсутствие времени. Современная жизнь молодых людей очень насыщена. Они активно занимаются спортом, музыкой, хобби, пытаются везде успеть. Неудивительно, что слабым звеном в этой сложной системе является учеба, особенно если она проходит в дистанционном формате. Недостаточная самодисциплина и отсутствие строго контроля за проведением занятий провоцируют студентов игнорировать некоторые дистанционные занятия. Поэтому организация дистанционных занятий по расписанию в синхронном формате и контроль за посещаемостью, который осуществляет система в автоматическом режиме, способствуют снижению фактора недостатка времени и повышают самодисциплину. Среди мер, которые могут повысить успеваемость, студенты указывают различные причины. Можно условно разделить их на две группы: (1) факторы, которые зависят от самих обучаемых; и (2) факторы, которые не зависят от обучаемых. Студенты написали:

- уделять больше внимания изучению иностранного языка (1);

- занятия с репетитором (1);

- бороться со своей ленью (1);

- ввести дополнительную пару по иностранному языку каждую неделю (2);

- не ставить занятия в 8 часов утра (2);

- проводить лекции дистанционно (2).

На вопрос, «что вам больше не нравится при дистанционном обучении», были ответы, которые также можно разделить на две группы: (1) факторы, которые зависят от самих обучаемых; и (2) факторы, которые не зависят от обучаемых. Самыми повторяющимися ответами были:

- все устраивает (1);

- отсутствие качественной связи, неустойчивый интернет (2);

- отсутствие личного общения (2).

При анализе ответов, связанных с технической стороной работы дистанционной системы, 31% опрошенных указали, что были не готовы работать дистанционно. 76% студентов отметили, что система дистанционного обучения полностью обеспечила учебный процесс, в том числе видео, аудиофайлами, методическими пособиями, дополнительными материалами и т.п. 87% студентов указали, что интерфейс платформы дистанционного обучения их вполне устраивает. Ответы двух студентов удивили. Один из них написал, что хотел бы видеть интерфейс образовательной платформы дистанционного обучения, созданный по типу «Одноклассники», другой студент написал - по типу «Телеграмм». Видимо студентам больше знакомы эти сайты, а работа в вузовской дистанционной системе оказалась дня них сложной. Хотя в самой системе есть инструкция по использованию платформы, преподаватели также дают рекомендации и указания по работе в системе.

Выводы. Вузы проработали в среднем полтора года в дистанционном формате, поэтому можно подвести предварительные итоги, подумать о достоинствах и недостатках этой технологии, попробовать выбрать оптимальное сочетание работы в аудитории и дистанционно.

Наше исследование показало, что студенты в большинстве своем выбрали обучение в аудитории и считают ее более эффективной при изучении иностранного языка. Однако, одна третья часть студентов полагает, что только сочетание этих технологий будет способствовать успешному обучению, и этот факт следует учитывать. Главными критериями оценки обучения по дистанционным технологиям являются объем и качество полученных студентами знаний, которые способствуют развитию необходимых компетенций. Результаты анкетирования показали, что 90% студентов освоили программу и сохранили свою оценку по предмету, некоторые даже повысили ее. Это свидетельствует о том, что большинство студентов психологически готово к получению знаний по иностранному языку в дистанционном формате в полном объеме, и подтверждает, что система обучения в вузе по дистанционной технологии достаточно эффективна, и ее следует использовать в дальнейшем в системе вузовского образования.

Сегодня стало очевидным, что дистанционная технология обучения - это реалии современной образовательной системы для устойчивого развития. И задача преподавателей заключается в выборе оптимального соотношения между дистанционной учебой и занятиями в аудитории. Обучение следует организовать так, чтобы дистанционное обучение не подменяло, а эффективно дополняло традиционную систему образования. Особенности изучения иностранного языка потребуют более эффективной работы как преподавателей, так и студентов. Преподаватели сегодня должны научиться пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций. Это поможет рационально организовать время преподавателя при дистанционной работе, контролировать и мотивировать обучаемых на расстоянии.

Литература:

1. Блоховцова, Г.Г. Перспективы развития дистанционного обучения / Г.Г. Блоховцова и др. // Новая наука: стратегии и векторы развития, № 118-3. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2016. - С. 89-92.

2. Гуро-Фролова, Ю.Р. Формирование профессиональных и социокультурных компетенций в условиях модульного обучения / Ю.Р. Гуро-Фролова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / Под. ред. канд.техн.наук, профессора генерал-майора М.М. Горбунова. М.: Изд-во «Перо», 2015. - Ч.2. Актуальные проблемы социально-политических наук. - С. 26-29.

3. Дистанционное образование в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uchi.pro/blog/distancionnoe-obrazovanie-v-rossii (Дата обращения 10.03.22)

4. Дистанционное обучение иностранному языку. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2020/02/03/distantsionnoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku (Дата обращения 18.03.22)

5. Интерактивная рабочая тетрадь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skysmart.ru/distant/guide/ (дата обращения 18.03.22)

6. Курбонов, А.М. Роль дистанционного обучения иностранным языкам / А.М. Курбонов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2015. - № 8 (88). - С. 969-971. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/88/17038/ (дата обращения: 14.03.2022).

7. Орлова, Л.Г. Формирование вторичной языковой личности у студентов инженерных специальностей / Л.Г. Орлова, Е.С. Корнилова // 18-ый Международный научно-промышленный форум «Велики реки» 2016. Труды конгресса. Т.2. -Н. Новгород: НГАСУ, 2016. - С. 397-400.

8. Синхронное и асинхронное обучение: что подходит вашим ученикам? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://antitreningi.ru/info/online-obrazovanie/sinhronnoe-i-asinhronnoe-obuchenie/ (дата обращения 20.03.22)

9. Степанова, А.С. Проблемы и риски цифровизации в образовании. / А.С. Степанова // Материалы Международной научно-практической конференции: Языковая, этническая и социокультурная идентичность человека в условиях цифровизации. - Уфа, 2021. - С. 121-127.

10. Толстобородов, А.П. Использование системы электронного обучения MOODLE в учебном процессе очной формы обучения вуза / А.П. Толстобородов // Информатика: проблемы, методология, технология: Материалы девятой международной научно-методической конференции (12-13 февраля 2009 г.). - Воронеж: ВГУ, 2009. - Е. 2. - С. 377- 379.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Османова Патимат Алилаловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доцент кафедры иностранных языков Местоева Елена Алихановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и содержание психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей. Автор показывает, что в современных условиях постоянно меняющегося мира и необходимости в связи с этим постоянно усваивать новый материал, студенты переносят различные неблагоприятные воздействия, которые негативно сказываются на устойчивости психических процессов, общем функциональном состоянии, а то и состоянии здоровья, стимулируя развитие эмоционального стресса и психогенно обусловленных расстройств. Особенно это характерно для лиц с избыточной эмоциональной реактивностью, низкой эмоциональной устойчивостью. Сущность и содержание понятия «психологическая устойчивость» раскрыта путем изучения результатов исследований вопросов, которыми занимается не только психологическая наука. Автор пришел к выводу, что содержание формирования психологической устойчивости студентов с учетом их индивидуальных адаптационных особенностей включает в себя совокупность организационного, технологического и диагностического компонентов педагогического процесса, направленного на повышение уровня психологической устойчивости студентов.

Ключевые слова: сущность, содержание, психологическая устойчивость, студенты, индивидуальные адаптационные особенности.

Annotation. The article discusses the essence and content of the psychological stability of students, taking into account their individual adaptive characteristics. The author shows that in modern conditions of a constantly changing world and the need to constantly learn new material in connection with this, students endure various adverse effects that negatively affect the stability of mental processes, the general functional state, and even the state of health, stimulating the development of emotional stress and psychogenic disorders. This is especially true for individuals with excessive emotional reactivity, low emotional stability. The essence and content of the concept of "psychological stability" is revealed by studying the results of research on issues that are not only dealt with by psychological science. The author came to the conclusion that the content of the formation of psychological stability of students, taking into account their individual adaptive characteristics, includes a set of organizational, technological and diagnostic components of the pedagogical process aimed at increasing the level of psychological stability of students.

Key words: essence, content, psychological stability, students, individual adaptation features.

Введение. В современных условиях постоянно меняющегося мира и необходимости в связи с этим постоянно усваивать новый материал, студенты переносят различные неблагоприятные воздействия, для некоторых даже экстремальные психоэмоциональные нагрузки, которые негативно сказываются на устойчивости психических процессов, общем функциональном состоянии, а то и состоянии здоровья, стимулируя развитие эмоционального стресса и психогенно обусловленных расстройств. Особенно это характерно для лиц с избыточной эмоциональной реактивностью, низкой эмоциональной устойчивостью. В связи с этими обстоятельствами:

- во-первых, важно выявлять неблагоприятные изменения в психическом состояниях студента, принимать необходимые меры к предотвращению их дальнейшего усугубления и к преодолению их негативных последствий;

- во-вторых, необходимо обеспечивать своевременное восстановление функциональной реактивности органов и систем организма;

- в-третьих, для решения этих задач учитывать индивидуальные адаптационные особенности организма студента;

- в-четвертых, необходимо определение научно-обоснованных критериев, позволяющих объективно оценивать результативность индивидуально разработанных программ.

Проблема психологической устойчивости, а также индивидуального подхода к ее формированию актуальна для психологов и педагогов.

Невозможность выполнять практические задания курсантам летных училищ, послужили толчком для диссертационного исследования В.Л. Марищука, в котором были раскрыты сущность, содержание и пути развития психологической устойчивости летного состава. С середины 1960-х годов понятие «устойчивость» заняло свое место в отечественной психологической и педагогической науке [6, С. 5].

Кроме того, данной проблемой занимались A.M. Столяренко, М.И. Дьяченко, К.К. Платонова, В.Э. Чудновского, Л.М. Аболина, М.Ф. Секача и ряд других ученых.

Изложение основного материала статьи. В современном мире сформирован достаточно большой пул знаний, опыта и результатов исследований в области психологической устойчивости, но единого взгляда на сущность, содержание и структуру этого явления научное сообщество еще не достигло. Также нет конкретного и четкого понимания, какой методологический подход использовать при исследовании этого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.