УДК 378
Проблемы мотивации студентов технического вуза к изучению курса иностранного языка в условиях дистанционного обучения
Problems of motivating students at a technical university to study a foreign language course in the condition of distance learning
Штурба Я.Ю., Российский университет транспорта (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) ИПСС), yana_rav@mail. ru
Shturba Y., Russian University of Transport RUT MIIT, [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.022
Ключевые слова: дистанционное обучение, мотивация, типы мотивации, самодисциплина, сопротивление.
Keywords: distance learning, motivation, types of motivation, self-discipline, resistance.
Аннотация. Цель исследования - определить проблему мотивации студентов технического вуза к изучению курса иностранного языка в изменяющихся условиях, в частности, в условиях дистанционного обучения. Статья затрагивает актуальную тему адаптации студентов и педагогов к новым условиям дистанционного образования. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе проблем мотивации студентов к изучению иностранного языка, носящих как организационный, так и психологический характер; приводятся возможные способы их решения, а также делается попытка определить роль преподавателя в изменяющихся условиях. В результате доказано, что мотивация к изучению иностранного языка может быть как внешней, так и внутренней, предполагающей высокую степень концентрации и самодисциплины. В связи с этим варьируется роль преподавателя в зависимости от типов мотивации студента.
Abstract. The article is aimed to determine the problem of motivating students of a technical university to study a foreign language course in changing conditions, in particular, in the conditions of distance learning. The article deals with the actual topic of students' and teachers' adoption to the new conditions of distance education. The scientific novelty of the study consists in a comprehensive analysis of the problems of motivation, which possess both organizational and psychological in nature; possible ways of solving them are given as well as an attempt to define the role of a teacher in the changing conditions is made. As a result, it has been proved that motivation can be both external and internal, involving a high degree of concentration and self-discipline. Subsequently, the role of a teacher is varied in accordance with the types of student's motivation.
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена стремительно меняющимися условиями жизни и требованиями, которые накладывает Министерство высшего образования к режиму дистанционного обучения. Переход все большего количества учебных заведений на дистанционное обучение - типичная практика во всех странах мира, которая способствует сохранению здоровья студентов и педагогов. Разумеется, новые условия образовательной среды, такие как дистанционное обучение, рассматриваются и анализируются
исследователями, публикуются статьи, затрагивающие темы адаптации студентов, педагогов, руководящих лиц в области образования к новому формату учебной
деятельности. Поэтому вопрос о значимости мотивации к обучению остается дискуссионным и представляет интерес как для теоретиков в области образования, так и для педагогов-практиков.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
определить понятие мотивации студентов технического вуза к изучению курса иностранного языка и разобраться в его сущности;
- выявить методы и формы мотивации к изучению иностранного языка, характерные для студентов технического профиля;
- определить факторы, влияющие как на повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка, так и препятствующие ее развитию.
Для комплексного рассмотрения процесса мотивации к изучению иностранного языка в статье применяются следующие методы исследования: 1) осуществляемый в той или иной форме опрос субъекта (изучение мотивировок и мотиваторов студентов группы); 2) оценка поведения и его причин со стороны (метод наблюдения), 3) герменевтический метод (при анализе уже имеющихся публикаций).
Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных и зарубежных авторов: Н.А. Бакшаевой [1], М. Макгиннеса [4], А.А. Назаренко [6], В.К. Стародубцевой [8], О.И. Пантюшиной [9], посвященные рассмотрению мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализируемые в статье вопросы о мотивации и способов ее достижения могут быть использованы на практике в педагогической деятельности с целью совершенствования образовательного процесса. Также полученные результаты могут способствовать более продуктивному
сотрудничеству между преподавателем и студентом.
Понятие и сущность мотивации студентов технического вуза к изучению курса иностранного языка в условиях дистанционного обучения. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности
студентов [2, с.32-33].
В.К. Стародубцева определяет студенческую мотивацию к обучению как «процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки» [8, с.1].
А.А. Андреев предлагает рассматривать формулировку «Дистанционное обучение (ДО), как совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по
освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [1, с.55].
Стоит отметить, что гуманитарным университетам достаточно легко перейти на обучение с использованием дистанционных технологий, тогда как «техническим» тяжело обойтись без очных лабораторных работ. В большинстве случаев с целью сохранения качества учебного процесса логика учебных планов постепенно меняется. Организационные сложности, как правило, касаются программного обеспечения, изменений формата используемых материалов и, что немаловажно, настроя студентов на дистанционный режим.
Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник высшего учебного заведения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому студентам именно в такое переходное время необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.
К сожалению, дистанционное образование гораздо тяжелее для студента, чем очное. Трудно поддерживать мотивацию студентов к изучению иностранного языка в отрыве от привычной учебной группы, в отсутствии зрительного контакта с преподавателем и дисциплинирующей атмосферы университета. Более того, занятия из дома создают ложное ощущение «простоты» происходящего [6].
Значит, любому студенту необходимо приложить больше усилий для достижения эффективности учебного процесса, тем самым преодолеть уютную домашнюю атмосферу.
Хорошая дисциплина и мотивация к изучению иностранного языка - залог успешного дистанционного обучения даже более чем успешного обучения в очном формате. Стоит отметить, что дисциплина является одним из основных факторов поддержания мотивации и достижения успехов при дистанционном обучении иностранному языку.
Так, О.И. Пантюшина в своем исследовании о влиянии имиджа вуза на мотивацию студентов к самообучению отмечает: «Компоненты имиджа вуза оказывают влияние на учебно-познавательную мотивацию. Возрастные особенности и дальнейшее развитие мотивационных аспектов учебной деятельности, включенность студентов в активные виды
деятельности, способ организации учебного процесса, взаимоотношения в диаде «преподаватель - студент» являются составляющими социальных, индивидуально-психологических и социально-психологических компонентов структуры корпоративного имиджа вуза» [9, с.15]. То есть особую роль автор отводит уже сложившемуся в сознании студентов и общества имиджу вуза, которому студент будет стараться соответствовать при дистанционном обучении.
Необходимо отметить, что мотивация к обучению и дисциплина напрямую связаны с таким элементом обучения в режиме онлайн з как самоподготовка.
Следовательно, студенту важно отслеживать не только свой прогресс в обучении, но и проблемы, связанные с овладением иностранным языком в объеме изучаемого материала. Объем прикладываемых усилий для достижения результата, а именно изучение иностранного языка в условиях дистанционного обучения, как правило, возрастает. Онлайн курсы, практика, где возможно многократное повторение заданий -это необходимый элемент дистанционного обучения [7, а25-26].
Методы мотивирования студентов и формы мотивации. Традиционные формы
мотивирования обучающихся к изучению иностранного языка достаточно сложно реализовать в условиях дистанционного обучения, и, исходя из этого, возникает необходимость трансформации привычных методов. Как правило, в качестве эффективных мотивирующих методов традиционного формата обучения педагоги выделяют хорошие оценки, высокие баллы, одобрение педагога, успешность среди сокурсников, поощрение педагога, а также страх оказаться хуже других. Дистанционное обучение, ограничиваясь онлайн-пространством, лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других. Показателем успешности здесь служит только отметка педагога, но в то же время дистанционная система в данном случае дает возможность педагогу для развернутого ответа с оцениванием, не ограничивая обсуждение результатов выполненной работы одним занятием. Именно обратная связь, даже в виде онлайн-сообщения, способна мотивировать обучающегося к изучению иностранного языка
[5, с.1-4].
Мотивация человека, студента с техническим складом ума может принимать разные формы. Иногда это чувство - простая удовлетворенность от выполнения задачи (например, от
выполненного теста, нахождения нужного алгоритма решения вопроса, правильно составленного диалога или общения на иностранном языке с собеседником в режиме онлайн).
Иногда это ожидание вознаграждения -поощрения, так называемых самозачета или самоэкзамена.
Иногда это ценность или принцип, важный для студента лично, - например, чувство долга выполнить весь набор задач проходимого курса (в нашем случае, иностранного языка).
Это может быть также влияние окружающих людей - прямое (что они говорят или делают) или косвенное (что они могли бы сказать или подумать). В случае с обучением иностранному языку онлайн — это прогнозирование будущей ситуации на рынке труда - насколько успешным будет положение выпускника, владеющего иностранным языком, какие плюсы он будет иметь в окружении, зная наряду с основными рабочими навыками основы технического английского языка и владея навыками его применения.
Часто это сочетание двух или более разных типов мотивации к обучению.
Следовательно, типы мотивации можно разделить на:
- внутреннюю - удовлетворение от учебы (работы);
- внешнюю - вознаграждение за проделанную работу;
- личную - собственные ценности и убеждения;
- социальную - влияние извне [4, с.12-13].
Так же перечисленные типы мотивации
представляют собой скорее разные аспекты одного явления, чем независимые понятия. Мотивация к изучению иностранного языка может возникнуть как из личного желания и потребности или данной дисциплины, так и быть результатом влияния и вдохновения чего-то неизмеримо большего, то есть внешнего.
Все эти факторы явились результатом перехода образования в новую среду, выхода на новую платформу, помещения студента в статичную обстановку и возникновения большего количества времени на самостоятельное планирование времени и управление собственным таймменеджментом. Студенту -«технарю» легче спланировать свое расписание, организовать рабочую атмосферу и мотивировать себя на работу, чем гуманитарию, поскольку технический склад ума неизменно формирует в сознании определенный алгоритм и визуализирует весь процесс работы в форме
алгоритмов, что способствует большей концентрации и производительности.
Немаловажным является тот фактор, что время, затрачиваемое ранее студентом на дорогу, в новых условиях может быть потрачено на обучение чему-то новому самостоятельно или на образовательной платформе. Зачастую студент бросает вызов сам себе, у него появляется стимул чему-то научиться без раздражающих факторов среды, в спокойной обстановке. Ему открывается то, что он не знал раньше, появляется стремление прыгнуть выше головы, развивать новые навыки - все это важные составляющие удовлетворения от процесса дистанционного обучения. Для него открывается не только возможность работать в группе с целью сдать экзамен или зачет и получить отметку о прохождении курса, то также наставничество без оценок и экзаменов, обзор и исследование опыта настоящих мастеров, самообразование путем чтения книг как на русском, так и на иностранном языках, участие в профессиональных мероприятиях, онлайн-доступ к различным библиотекам мира, - все то, на что в обычном режиме дня у него не хватало времени. Здесь задача студента - следовать не только программе обучения, но и самостоятельно искать знания, навыки, учителей и наставников, которые помогут пройти путь до истинного профессионала, поскольку доступ к огромной базе знаний действительно значительно расширился.
Итак, мотивация - энергия, являющаяся причиной целей обучающегося, его намерений и действий к их достижению. Мотивация бывает внутренней (способность ставить цели и получать удовольствие от процесса обучения) и внешней (признание, поощрение или наказание).
Работа с внутренними мотиваторами более эффективна, чем с внешними. Например, система внешних оценок и публичных рейтингов будет работать хуже, чем самооценивание и рефлексивный дневник для осознания прогресса.
Внешняя мотивация быстро действует и дает краткосрочный эффект. Внутренняя мотивация начинает работать медленнее и дает долгосрочный эффект. Например, короткая «подзарядка» в виде конкурса на лучший проект в курсе быстро сработает, и люди могут вовлечься, однако если внутреннего побуждения и осознания важности этого проекта нет, то мотивация сойдет на нет. Работа с внутренней мотивацией требует времени на то, чтобы понять свои истинные цели и их актуальность.
Факторы, способствующие развитию мотивации. Чтобы достигнуть такой увлеченности онлайн-образованием и высшей
степени мотивации к изучению иностранного языка, должны соблюдаться следующие условия:
- ясные цели обучения;
- понимание своих действий;
- соответствие сложности задач имеющемуся уровню возможностей;
- грамотное распределение времени;
- глубокая концентрация, исключение отвлекающих факторов из зоны внимания;
- отсутствие страха неудачи;
- поглощенность учебой и удовольствие от
нее.
При этом не менее важна и обратная связь, в нашем случае связь с педагогом-наставником, преподавателем. Студент должен понимать, насколько хорошо он справляется с поставленной задачей. При этом необходимо уметь самостоятельно адекватно оценивать свою работу, уделять значительное время анализу и оценке своей работы.
Немаловажно также учитывать и отрицательный фактор дистанционного образования - сопротивление. Сопротивление невидимо, неощутимо, обезличено, коварно и неутомимо. Универсальное правило: чем более важным для развития является действие, тем большее сопротивление человек ощущает, начиная (и завершая) его [4, с.83-84].
Так, А.П. Преображенский и О.Н. Чопоров в своей статье указывают на предвзятость отношения некоторых преподавателей, считающих, что у студентов нет интереса к той дисциплине, которую он преподает и, как правило, они работать в дальнейшем пойдут не по специальности. Такая установка влечет потерю мотивации, сопротивление не только у студентов, но и у самого преподавателя к качественному донесению материала. Авторы отмечают важность роли помощника в преподавателе, стремление помочь студенту разобраться в деталях и непонятных моментах [10]. Относительно дисциплины «Иностранный язык» это немаловажно, поскольку пропуск одного-двух модулей технического курса способен вызвать у студентов проблемы с пониманием текстов, диалогов, профессиональных статей и потерю интереса в дальнейшем к изучению языка.
Поскольку сопротивление возникает и укореняется внутри, то и преодолеть его можно с помощью силы воли, психологической стойкости. Необходимо задействовать все личностные ресурсы самодисциплины, самомотивации, самоподдержки, развить собственную внутреннюю культуру, составить адекватный график работы, что для студента с техническим складом ума представляется не сложным.
Принципы обучения при самомотивации. Если происходит переключение студента на внешнюю мотивацию, потом сложнее вернуться к мотивации внутренней. В образовательной системе (в нашем случае, в вузе технического профиля), где обучение - обязательное и принудительное, есть вероятность потери студентом собственной инициативы в этом процессе и даже привыканию к такому положению вещей. Возвращение к собственным целям может потребовать некоторой работы над самомотивацией.
Малком Ноулз, один из родоначальников андрагогики - науки о том, как учатся взрослые люди, - сформулировал пять принципов обучения взрослых [3].
1. Самооценка.
По мере того как человек взрослеет, его самооценка становится более независимой от восприятия других людей.
2. Опыт обучения.
Опыт для взрослых - важный ресурс для обучения.
3. Готовность к обучению.
Готовность учиться у взрослого человека ориентируется на развитие его социальных ролей.
4. Ориентация на обучение.
Взрослый человек учится ради того, чтобы решать насущные задачи. В отличие от субъектно ориентированного подхода у школьников, студенты предпочитают проблемно
ориентированный подход.
5. Мотивация к обучению.
Для студента характерна внутренняя мотивация учиться, поскольку он уже видит, в чем специфика выбранной им специальности, и какие перспективы ему открываются при владении, например, иностранным языком.
Следовательно, чем старше становится человек, тем важнее для него становится внутренняя мотивация и обучение как решение жизненных задач.
В связи с вышеуказанными принципами выделяют четыре стадии изменения мотивации учащихся и четыре стиля преподавателя, уместных на каждом этапе, см. таблицу 1.
Таблица 1. - Стадии изменения мотивации учащихся и четыре стиля преподавателя
Стадия Роль образовательной среды и преподавателя
Зависимый. Мотивация высокая, студенту интересен предмет, но пока он мало знает ту область, в которой планирует развиваться, или предмет (в нашем случае, английский язык) до этого изучался поверхностно. На этом этапе необходимо поставить цели, провести диагностику себя, получить инструкции от преподавателя Роль эксперта. Студент обращается к преподавателю, для того чтобы понять задачи курса, отдельных модулей и алгоритм действий, получить консультацию с целью более углубленно разобраться в той области знаний, которые его интересуют, получить список необходимой литературы и т.д.
Заинтересованный. Появляются первые сложности и кризисы в обучении: - предыдущий опыт мешает, потому что действует инерция мышления; - первые пробы и ошибки, ничего не получается с первого раза и может упасть вера в себя; - отсутствие видимых результатов демотивирует Роль мотиватора. Преподаватель дает как можно больше обратной связи и поддержки, чтобы помочь студенту преодолеть первые сложности
Вовлеченный. Мотивация плавающая и зависит от результатов обучения. На этом этапе студент уже находится в более ответственной позиции по отношению к процессу обучения, появляется азарт, нарастает интерес Роль фасилитатора. Образовательная среда предоставляет возможность студенту обмениваться опытом с другими, помогает перевести знания в практику, например, проводит образовательные онлайн-конференции с привлечением зарубежных партнеров. На этом этапе преподаватель может добавлять студенту интересные и сложные задачи, в зависимости от уровня его подготовки
Самонаправленный. Мотивация стабильная и высокая, обучение дает результаты, и студент понимает, каких целей он достигает Роль консультанта. Преподаватель уже оценивает достигнутый прогресс, создает план дальнейшего развития для студента, даже если это выходит за рамки рабочей программы и курса
Итак, мы видим, что какой бы ни была самомотивация студента, и не в зависимости от его уровня овладения предметом, роль преподавателя при дистанционном обучении
значительно усложняется в отличие от традиционной. Преподаватель в новых условиях уже не только руководствуется учебной программой и разработанными планами занятий,
но и выступает в роли консультанта-наставника, то есть мотиватора, в чьи функции входит не только дать студенту знания, но и заинтересовать его предметом для дальнейшей самостоятельной работы и вдохновить его на практическое использование полученных знаний в новых рыночных условиях.
Заключение. Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Для студента очень важно иметь полную заинтересованность в изучаемом предмете, чтобы сформировать высокую степень мотивации для его изучения. Процесс дистанционного обучения предполагает высокую степень сосредоточенности на своем задании. Здесь не только нужно обладать стремлением завершить успешно курс, получить вознаграждение в виде заслуженной оценки или баллов, но также и иметь какие-то далеко выходящие за рамки курса амбиции, стремление получить хорошую должность, зарекомендовать себя на рынке труда и стать профессионалом своего дела. Дисциплина «Иностранный язык» подразумевает строгое выполнение всех заданий курса, умение сдавать работы четко в срок, методичную и системную работу с модулями, а самое главное, применение всех полученных знаний на практике. Знания должны приобретать автоматизированный характер для того, чтобы студент в дальнейшем использовал их в своей работе. Без мотивации такой результат недостижим.
Автором были рассмотрены различные классификации видов мотивации. Относительно изучения иностранного языка в режиме дистанционного образования целесообразнее разделять мотивацию на внешнюю и внутреннюю, включающую в себя какие-либо личностные ценностные ориентиры. Так, перспектива уверенного владения иностранным языком способна значительно повысить интерес к предмету, расширить диапазон выбираемой деятельности для студента, расширить культурные связи и иметь успех на рынке труда в дальнейшем, не только российском, но и международном.
Эта дисциплина неразрывно связана с умением студента планировать свой график и избегать отвлекающих факторов. Педагог должен суметь донести до студента мысль, что имеется огромная связь между тем, что он делает сегодня, и тем, чего он сможет достичь в дальнейшем при соблюдении всех правил. Откладывание какого-либо задания, касающегося дистанционной учебы, может отрицательно сказаться на его дальнейшем качестве жизни. Следовательно, и со стороны преподавателя материал (главным образом, лексика изучаемого языка) должен отбираться с учетом «рабочих» потребностей студента, его профессиональных ориентиров и планирования дальнейшей карьеры. При этом важно научить студента преодолевать как внутреннее сопротивление, так и внешние препятствия организационного характера. Эти умения в настоящее время могут еще только быть в процессе формирования, но важно уже осознавать значимость дистанционного обучения и стремиться минимизировать такие отвлекающие факторы и достигать более глубокой концентрации при прохождении дистанционного курса, в частности, в процесс вовлеченности в выполнение задач на иностранном языке. Все вышеуказанные факторы могут оставлять перспективу для дальнейших исследований.
Также автором были рассмотрены возможные пути сопротивления студента работе в дистанционном режиме. Такие случаи подлежат преподавательскому анализу с целью найти подход к таким студентам и заинтересовать их материалом, который бы повысил уровень мотивации и скоординировал их дальнейшую работу.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальном изучении принципов дистанционного обучения, в изучении технических средств и платформ, имеющих также значительное влияние на успешность обучения, в рассмотрении роли влияния самодисциплины студентов на качество предоставляемых образовательных услуг.
Литература:
1. Андреев А.А. Современные телекоммуникационные системы в образовании / А.А. Андреев, В.П. Меркулов, Г.В Тараканов // Педагогическая информатика. - 1995. - № 1.
2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - М.: Юрайт, 2020. - 170 с.
3. Кукуев А.И. Андрагогика М. Ноулза: содержательная и процессуальная модели: научный журнал / А.И. Кукуев // Вопросы международного
сотрудничества в образовании Южного региона. -Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - № 3-4. - С. 2934.
4. Макгиннесс Марк. Мотивация для творческих людей / Марк Макгиннесс. - М., Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 320 с.
5. Маркеева А.А. Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении [Электронный ресурс] / А.А. Маркеева // Школьная педагогика. -
2020. - № 2(18). - С. 1-4. - Режим доступа: htlps://moluch.ru/th/2/archive/164/5177/
6. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение / А.Л. Назаренко. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2019. - 272 с.
7. Никуличева Н. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация / Н. Никуличева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 220 с.
8. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению [Электронный ресурс] / В.К. Стародубцева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -
№ 6. - Режим доступа: https://science-education.ru/article/view?id= 15617
9. Пантюшина О.И., Орлова Е.А. Влияние имиджа вуза на развитие учебной мотивации студентов / О.И. Пантюшина, Е.А. Орлова // LAP Lambert Academic Publishing. - М., 2017. - 252 c.
10. Преображенский А.П., Чопоров О.Н. О мотивации студентов к обучению [Электронный ресурс] / А.П. Преображенский, О.Н. Чопоров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. - 2016. - № 3. - Режим доступа: https://cyberlemnka.rUarticle/n/o-motivatsii-studentov-k-obucheniyu/viewer
References:
1. Andreev A.A. Modern telecommunication systems in education / A.A. Andreev, V.P. Merkulov, G.V. Tarakanov // Pedagogical informatics. - 1995. - № 1.
2. Bakshaeva N.A., Veibitsky A.A. Psychology of student's motivation / N.A. Bakshaeva, A.A. Verbitsky. -M.: Yurayt, 2020. - 170 p.
3. Kukuev A.I. M. Knowles' Andragogy: Content and Procedural Models: Scientific Journal / A.I. Kukuev // Issues of international cooperation in the education of the Southern region. - Rostov-on-Don: IPO PI SFU, 2008. - № 3-4. - S. 29-34.
4. McGuinness Mark. Motivation for Creative People / Mark McGuinness. - M., Mann, Ivanov and Ferber, 2020. -320 p.
5. Markeeva A.A. The problem of motivation of schoolchildren in distance learning [Electronic resource] / A.A. Markeeva // School pedagogy. - 2020. - № 2(18). - S. 1-4. - Access mode: https://moluchru/th/2/archive/ 164/5177/
6. Nazarenko A.L. Information and communication technologies in linguodidactics: distance learning / A.L.
Nazarenko. - Moscow: SPb. [and others]: Peter, 2019. - 272 p.
7. Nikulicheva N. Distance learning in education: organization and implementation / N. Nikulicheva. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 220 p.
8. Starodubtseva V.K. Motivation of students for learning [Electronic resource] / V.K. Starodubtseva // Modern problems of science and education. - 2014. - № 6. -Access mode: https://science-education.ru/article/ view?id=15617
9. Pantyushina O.I., Orlova E.A. The influence of the university image on the development of students' educational motivation / O.I. Pantyushina, E.A. Orlova // LAP Lambert Academic Publishing. - M., 2017. - 252 p.
10. Preobrazhensky A.P., Choporov O.N. About motivation of students for learning [Electronic resource] / A.P. Preobrazhensky, O. N. Choporov // Modern Research of Social Problems (electronic scientific journal), Modern Research of Social Problems. - 2016. - № 3. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/o-motivatsii-studentov-k-obucheniyu/viewer
13.00.08 -Теория и методика профессионального образования
Сведения об авторе:
Штурба Яна Юрьевна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский и иностранные языки», Российского университета транспорта (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) ИПСС), e-mail: [email protected]