МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ
ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»
УДК 378.046.4:81.243(07)
Э.М. Байдашева, И.А. Каралаш E.M. Baydasheva, I.A. Karalash
ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ FACTORS OF SUCCESS OF DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE IN MODERN CONDITIONS
В статье рассматриваются факторы успешности дистанционного обучения иностранному языку в современных условиях. Доказано, что студенты имеют возможность осваивать новые материалы, консультироваться с преподавателями, выполнять контрольные и экзаменационные работы в удобное для них время с помощью своего домашнего компьютера. Выявлен ряд дидактических задач и различные компетенции в дистанционном режиме. Рассмотрены в теоретическом и в практическом плане факторы успешности обучения иностранному языку в современных условиях при дистанционном обучении. Изучены методики по диагностике и формированию качеств, необходимых студенту для успешного обучения в дистанционном формате. Раскрыты коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные и социальные мотивации у студентов при дистанционном обучении.
Ключевые слова: дистанционное обучение, факторы успешности, мотивация, технология, диагностика, компетенция, образовательная деятельность.
The article considers the factors of success of distance learning of a foreign language in modern conditions. It is proved that students have the opportunity to master new materials, consult with teachers, perform tests and examinations at a convenient time for them using their home computer. A number of didactic tasks and various competencies in the remote mode were identified. It is considered in theoretical and practical terms the factors of success in teaching a foreign language in modern conditions of distance learning. The methods of diagnostics and formation of the qualities necessary for a student to successfully study in a distance format are studied. Communicative, professional, educational, cognitive and social motivations of students in distance learning are revealed.
Keywords: distance learning, success factors, motivation, technology, diagnostics, competence, educational activity.
Введение
В настоящее время различные системы обучения не соответствуют современным возможностям человека и общества. Что касается образования, то
в современном мире обучающиеся должны научиться самостоятельно добывать необходимую информацию из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, применять полученные знания на практике. Если раньше целью образования являлись готовые знания, то сейчас они становятся лишь вспомогательными средствами интеллектуального развития человека. Следовательно, изменяются требования и подходы к изучению иностранных дисциплин. Особенно в реалии нашей жизни, когда весь мир зависим от дистанционного общения во время пандемии.
Дистанционное обучение - это востребованная форма, которая способна дополнять любую из видов подготовки на расстоянии. Благодаря этой системе, студенты имеют возможность осваивать новые материалы, консультироваться с преподавателями, выполнять контрольные и экзаменационные работы в удобное для них время с помощью своего домашнего компьютера или телефона и в данный момент это форма дистанционного образования спасает образование и почти все человечество.
Следует отметить, что обучение иностранному языку осуществляется на основе деятельностного подхода, которая предусматривает необходимость предоставления каждому обучаемому достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в упражнении по формированию соответствующих навыков. Обратимся к ученым, которые занимались особенностями дистанционного обучения иностранным языкам: В.Л. Аношкина, В.А. Артемов, Б.А. Бенедиктов, В.П. Беспалько, И.Л. Бим, Н.В. Витт, Н.Д. Гальскова, А.Д. Гарцов, Г.И. Гонтарь, Е.И. Дмитриева, И.А. Зимняя, Н.О. Карповская, Е.В. Ковалевская, Г.Г. Эксузян и другие. Нельзя не согласиться с мнением Е.С. Полат, что «в основе дистанционного обучения иностранным языкам должна лежать самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности, которым он овладевает в настоящее время» [10, с. 5].
В отличие от традиционного обучения, при дистанционном всю образовательную деятельность выполняет специально созданная структура
(программисты, системные администраторы, дизайнеры, администраторы отдельных систем и др.). Студентам предоставляют разнообразные ресурсы учебного заведения, которые управляют его самостоятельной работой при помощи обучающих средств и компьютерных программ, но с ведущей ролью преподавателя.
Важно отметить то, что дистанционное обучение не подменяет, а эффективно дополняет традиционную систему образования, давая возможность учить то, что нужно студенту, когда и где ему удобно. Другими словами, дистанционное обучение направлено на организацию продуктивной самостоятельной, учебно-познавательной деятельности студента. При дистанционном обучении студенты непрерывно контактирует с преподавателем, а иногда даже с другими студентами. Как правило, при дистанционном обучении применяют электронные учебники, дополнительные материалы, рекомендованные преподавателем для выполнения заданий. Важно то, что это мобильность, доступность связи с развитием компьютерных сетей и постоянное обновление информационного материала. Кроме того, происходит постоянный контроль знаний в форме компьютерного тестирования.
Дистанционное обучение иностранному языку эффективно решает целый ряд дидактических задач:
1. Роль педагога, основная задача которого поддерживать и направлять развитие личности студента, его творческий поиск.
2. Отношения со студентом строятся на принципах совместного творчества и сотрудничества.
3. Любая образовательная программа может реализовываться в дистанционной форме.
В этих условиях неизбежен пересмотр организационных форм учебной работы, которые сложились на сегодняшний день: увеличение самостоятельной индивидуальной работы и увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Следует отметить, что выполнение заданий и использование новых информационных технологий позволяет
студентам погружаться в реальную языковую среду через непосредственное телекоммуникационное общение напрямую с носителями языка. Также это открывает для них доступ к электронным, дидактическим и справочным материалам.
При помощи дистанционной формы обучения успешно реализуется задача кафедры латинского и иностранных языков АГМУ - это учет дифференцированного обучения, именно дифференцированный (индивидуальный) подход учитывает возможности обучающегося, его интеллектуальные способности, способствует снятию психологических трудностей в освоении учебного материала, дает возможность помочь студенту освоить программный материал. Такое внедрение самых перспективных технологий (видеоматериалы, демонстрация заданий, презентации, электронные словари, видеоконференции и др.) становится сегодня очень популярной формой обучения. Согласно Э.М. Байдашевой «при отборе форм учебной деятельности преподаватель должен опираться на обратную связь в работе со студентами, которая может быть организована через диалоговые формы работы - семинары, конференции, коллоквиумы и т.д. Одно из главных требований при этом - создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально-нравственную напряженность, а также использование образовательных возможностей социальной среды» [2, с. 32].
Следует отметить, что дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:
1) свобода доступа и выбора - можно заниматься практически в любом месте, в любое время и с любым преподавателем
2) снижение затрат на обучение - затраты на носитель информации, но не на методическую литературу
3) гибкость обучения - самостоятельный выбор продолжительности и последовательности изучения материалов, адаптированный процесс обучения под свои возможности и потребности
4) возможность развиваться в ногу со временем - своевременное и оперативное обновление учебных материалов.
Мы должны учитывать то, что дистанционное обучение - своего рода состязание, испытание силы воли, а с другой стороны основной недостаток такого обучения является оборотной стороной преимущества - удобства. Свобода и комфорт при дистанционном обучении требуют большей доли самодисциплины, чем очное обучение. Ещё один недостаток - это то, что технические возможности пользователей при дистанционном обучении пока ограничены, не все студенты обеспечены компьютером и имеют доступ в интернет. Но в нашем современном мире с каждым годом эта проблема решается всё быстрее и быстрее.
На основе вышеизложенного, мы полагаем, что факторы успешности обучения иностранному языку в современных условиях применения дистанционных технологий является следующее:
а) организация взаимодействия под руководством опытного педагога, т. е. на основе интерактивности;
б) построение учебного процесса таким образом, чтобы педагог имел возможность систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемых;
в) организация самостоятельной деятельности обучаемого в системе эффективной обратной связи в отношении как используемого учебного материала - пооперационная внутренняя обратная связь, обеспечивающая возможность самоконтроля, так и внешней обратной связи при работе в группах, при контактах с преподавателем.
Из этого следует, что обучаемый должен иметь разнообразные контакты в процессе обучения, помимо обучающего курса: с партнерами по курсу (парные, групповые, коллективные), с куратором сервера, с преподавателем и т.д. Построение разнообразной самостоятельной деятельности обучаемых: индивидуальная, парная, групповая (обучение в малых группах), со всей группой курса (конференции, коллективные обсуждения).
Факторы успешности обучения иностранному языку затронуты в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), в
частности, именно совокупность личностной, социальной и профессиональной успешности выражает индивидуальные потребности личности в области общего образования. Нельзя не согласиться с С.И. Маджаевой «что личностный смысл, который они вкладывают, позволяет изменить внутренний мира человека, развивать язык, так как меняется предметный мир, следовательно, способы познания динамичны» [8, с. 61].
Доказано, что особую актуальность при обучении иностранному языку приобретает исследование успешности учебной деятельности и пути ее повышения на основе следующих компетенций: коммуникативной (речевой), языковой (лингвистической), социокультурной (социолингвистической) и учебно-познавательной.
Успешность обучения студентов иностранному языку в дистанционной форме зависит и от решения психолого-педагогических трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся. Подчеркнем то, что при обучении в дистанционном формате у студентов на первый план выходят вопросы решения проблем внутренней мотивации к учебной деятельности, силы воли, чтобы справляться со всем объемом учебных заданий, умения разделения учебного и внеучебного времени; проблемы самодисциплины и организации отдыха в условиях изоляции от сокурсников и преподавателей.
На наш взгляд психологические проблемы в процессе дистанционного обучения можно решить с помощью практики формирования внутренней мотивации, крепкой силы воли, самодисциплины и самоорганизованности. Сформированные компетенции и волевые качества обеспечат студентам успех при прохождении промежуточной аттестации. Мы предлагаем процедуру формирования качеств, которые помогут студентам успешно освоить учебные программы и пройти промежуточную аттестацию. В процедуру были включены методики по диагностике и формированию качеств, необходимых студенту для успешного обучения в дистанционном формате. В практической работе по формированию и развитию необходимых волевых качеств были задействованы студенты Астраханского ГМУ в процессе изучения латинского и иностранных
языков. Процесс формирования и укрепления внутренней мотивации обучающихся требует собственного развития студентов в процессе учения, познания нового, неизвестного. Например, для формирования внутренней мотивации и развития нами было применена анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Данная методика обеспечивает определение учебной мотивации обучающихся. Анкета была адаптирована к возрасту студенческой аудитории. Анкета состоит из 10 вопросов, отражающих отношение обучающихся к университету и учебному процессу, эмоциональное реагирование на учебную ситуацию. Если анкетируемый набирает 25-30 баллов, соответственно у него высокая мотивация к учению, если 24-19 баллов - средняя, 14-10 баллов - низкая.
Следует отметить, что нами был проведен тест по диагностике учебной мотивации студентов, разработанный на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина с дополнениями по В.Г. Леонтьеву и Н.Ц. Бадмаевой.
К шестнадцати основным утверждениям опросника были добавлены, характеризующие мотивы учения. В ходе тестирования студенты ответили на 34 вопроса. Результаты опроса выявили такие мотивы, как коммуникативные, убежденности в правоте своих действий, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные и социальные.
Студенты прошли тест «Диагностика мотивации», разработанный Т. Элерсом. Этот тест оценивает силу мотивации к достижению цели, к успеху. Результаты тестирования показали, что большинство испытуемых избегает рискованного поведения.
Для диагностики силы воли применялись тесты: разработанные Р. С. Немовым в редакции Батаршева А. Опросник включает двадцать суждений. Если испытуемый набирает 15-20 баллов, он имеет твердую волю, при 26-38 баллах - демонстрирует ответственное поведение, если 38 и выше, то это или «человек железной воли», или неискренне отвечал на вопросы. После диагностических тестов проводились упражнения на формирование силы воли, например, поиск спрятанной силы, понимание силы, нормализация, работа и
отдых, волевое общение, волевая трапеза, контроль жилого пространства, волевое планирование, ищем лень, волевое укрепление.
Сформированность самодисциплины диагностировалась с помощью опросника «Многомернофункциональная диагностика дисциплинированности», который был разработан Н.В. Воротниковой. Он содержит 140 вопросов, разделенных на блоки по 70 вопросов, на которые требуются ответы «да» или «нет».
Анализ показал каким видом дисциплины обладает испытуемый: врожденной, сознательной, по инструкции или закону, активной самостоятельной, оптимистической, ищет промахи в собственной деятельности, ориентируется на интересы коллектива, понимает суть дисциплины, видит свои приоритеты в достижении общественно значимых результатов, импульсивен в действиях, имеет трудности в соблюдении правил дисциплины, соблюдает дисциплину для имиджа, имеет дух противоречия, послушен и исполнителен, в своих промахах винит других, неудовлетворен от того, что слишком дисциплинирован, у него преобладают личные мотивы обогащения, имеет искаженное превратное понимание дисциплины, ориентирован на лично значимые результаты и достоверность ответов на вопросы. С целью формирования самодисциплинированности применялись упражнения: узнайте свои слабости "в лицо", учимся преодолевать соблазны, уделите время качественному и своевременному приему пищи, поставьте четкие цели и напишите план их достижений, создайте свою дисциплину, создавайте новые привычки, но не усложняйте их, создайте свой утренний распорядок, меняйте свои предубеждения, делайте себе небольшие вознаграждения, прощайте себе ошибки и продолжайте идти вперед. В практике диагностики и упражнений по формированию выше описанных качеств принимали участие 100 человек студентов 1, 2 курса педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов.
По результатам диагностики были выявлены три группы. В первую группу вошли 30 обучающиеся у которых внутренняя мотивация, сила воли,
самодисциплина была сформирована на 80%, во вторую - 40 человек - на 60%, в третью 30 человек - менее 40%. По итогам проведенных упражнений произошли позитивные изменения в составе групп. В первой группе оказалось 40 человек - от 90% до 80%, во второй группе - 50 человек - от 85% до 70 %, в третьей - 10 человек менее 50%.
В заключение можно сделать вывод о том, что необходимыми факторами успешности процесса изучения иностранных языков в дистанционной форме оказываются: с одной стороны, реализация компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению, с другой стороны, высокая внутренняя мотивация к обучению, крепкая сила воли, самодисциплина и организованность. Студент в процессе дистанционного обучения рассматривается, как волевая личность, готовая к решению творческих задач в нестандартных ситуациях.
Литература
1. Бахарев В.В. Возможности мультимедийных средств в организации самостоятельной работы студентов (на примере изучения английского языка)// Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. / Редкол.: Ю. М. Трофимова (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С. 52-54.
2. Байдашева Э.М. Психолого-педагогические аспекты поликультурного образования как часть культуры преподавателя и студентов медицинского вуза // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Психологическое и педагогическое сопровождение студентов вуза в современном социокультурном пространстве». - Астрахань, 2018. - С. 32-37
3. Кожевникова Т.В. Взаимодействие в дистанционном обучении иностранным языкам // Обучение иностранному языку как коммуникативному
взаимодействию (неязыковые вузы). - М., 1999. - C. 105-110 (Тр. МГЛУ: вып. 443).
4. Лусканова Н.Г. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» // Школьная психология. - №9. - 2001.
5. Маджаева С.И., Касимцева Л.М. Языковая личность: значение и личностный смысл // Современные тенденции развития клинической психологии. Материалы научно-практической конференции с междунар. участием. - Астрахань, 2016. - С. 57-61.
6. Немов Р.С. Психология. В 3кн. - 4-у изд. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психодиагностическое исследование с элементами математической статистики.
- 640 с.
7. Полат Е.С. Дистанционное обучение. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
8. Пряденин В.П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты: [монография] // Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО. - Югра «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. РИО Сур.ГПУ, 2013. - 245 с.
9. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография.
- Улан-Удэ, 2004. - С.151-154. Тест по диагностике учебной мотивации студентов.
References
1. Baharev V.V. Vozmozhnosti mul'timedijnyh sredstv v organizacii samostojatel'noj raboty studentov (na primere izuchenija anglijskogo jazyka) [Possibilities of multimedia tools in the organization of independent work of students (on the example of studying English)]// Traditions and innovation in humanitarian research: SB. nauch. Tr. / Ed.: Yu.M. Trofimova (ed.) and others. - Saransk: Mordovia Publishing house. UN-TA, 2002. - pp. 52-54.
2. Baydasheva E.M. Psihologo-pedagogicheskie aspekty polikul'turnogo obrazovanija kak chast' kul'tury prepodavatelja i studentov medicinskogo vuza [Psychological and pedagogical aspects of multicultural education as part of the culture of teachers and students of medical universities] / Materials of the scientific and practical conference with international participation "Psychological and pedagogical support of University students in the modern socio-cultural space". Astrakhan, 2018. - pp. 32-37
3. Kozhevnikova T.V. Vzaimodejstvie v distancionnom obuchenii inostrannym jazykam [Interaction in distance learning of foreign languages] // Teaching a foreign language as a communicative interaction (non-linguistic universities). - M., 1999. - pp. 105-110 (Tr. / MGLU: issue 443).
4. Luskanova N.G. Anketa "Ocenka urovnja shkol'noj motivacii" [Questionnaire "Assessment of the level of school motivation"] // School psychology. №9, 2001.
5. Madzaeva S.I. Jazykovaja lichnost': znachenie i lichnostnyj smysl [Language personality: the importance and personal meaning // Modern trends in the development of clinical psychology. Materials of the scientific and practical conference with internat. participation.] Astrakhan, 2016. pp. 57-61.
6. Nemov R.S. Psihologija. Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. zavedenij. V 3kn. [Psychology. Studies' manual for students of higher educational institutions. In 3b.] - 4th ed. - M. Humanit. ed. center VLADOS, 2001. - KN.3: Psychodiagnostics. Introduction to scientific psychodiagnostic research with elements of mathematical statistics - 640 p.
7. Polat E.S. Distancionnoe obuchenie. [Distance learning. Textbook] / Under the editorship of E.S. Polat. - M.: Gumanit. Ed. VLADOS center, 1998. - 192 p.
8. Pryadenin V.P. Psihodiagnostika lichnosti: izbrannye psihologicheskie metodiki i testy: [monografija] [Psychodiagnostics of personality: selected psychological methods and tests: [monograph]] / V.P. Pryadenin; State educational
institution. Establishment of the company. Prof. education KHMAO-Yugra "Surgut. state. PED. UN-t" [et al.]. RIO Sur.GPU, 2013. - 245 p.
9. Metodika dlja diagnostiki uchebnoj motivacii studentov (A.A. Rean i V.A. Jakunin, modifikacija N.C. Badmaevoj) [Methodology for diagnostics of students ' educational motivation (A. A. Rean and V. A. Yakunin, modification of N. C. Badmaeva)] / Badmaeva N.C. Influence of motivational factor on the development of mental abilities: Monograph. Ulan-Ude, 2004. - pp. 151-154.Test for diagnostics of students' educational motivation.
УДК 81'24:004.77:378.147
Е.В. Бекишева, Т.В. Рожкова, О.М. Рылкина E. V. Bekisheva, T. V. Rozhkova, O.M. Rylkina ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ BENEFITS AND DRAWBACKS OF VIRTUAL EDUCATION
В статье рассматриваются вопросы, связанные с трудностями, с которыми приходится сталкиваться преподавателю в процессе организации и проведения занятий в дистанционном формате, а студенту в процессе обучения. Новая форма образования с использованием компьютерных технологий может выступать дополнением к очному образованию, но не заменить его.
Ключевые слова: иностранный язык, дистанционное обучение, федеральный государственный образовательный стандарт, специфика, интернет-ресурсы, электронные учебные пособия
Abstract: The article studies the issues dealing with the difficulties which a teacher and a student have to face in the process of online teaching and online learning. New form of education with the use of computer technologies can be a supplement to full time mode of study and the place of the latter can't be completely placed by any other type of teaching and learning.
Key words: foreign language, distance education, federal state educational standard, specificity, Internet-resource
Попытки найти пути повышения эффективности образования, пути удовлетворения потребностей рынка в высококвалифицированных специалистах, а также поддержания конкурентноспособности выпускников вузов на международной арене привели к созданию Федеральных