Научная статья на тему 'Понятие успешности в зарубежной практике дистанционного обучения'

Понятие успешности в зарубежной практике дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCES / УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтович Ирина Карловна

В статье рассматриваются вопросы успеха и успешности, являющиеся центральными понятиями в зарубежной теории и практике дистанционного обучения. Особое внимание уделяется анализу компетенций студентов, характеризующихся успешностью в дистанционном обучении, и исследуются факторы их успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF SUCCESS IN FOREIGN DISTANCE EDUCATION PRACTICE

The article focuses on the issues of success which is the central concept in foreign distance education theory and practice. Special attention is paid to the analysis of students’ competences that are characterized by success in distance education. The factors of success are studied.

Текст научной работы на тему «Понятие успешности в зарубежной практике дистанционного обучения»

УДК 378.14(045)

ПОНЯТИЕ УСПЕШНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

CONCEPT OF SUCCESS IN FOREIGN DISTANCE EDUCATION PRACTICE

И. К. Войтович

I. K. Voytovich

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы успеха и успешности, являющиеся центральными понятиями в зарубежной теории и практике дистанционного обучения. Особое внимание уделяется анализу компетенций студентов, характеризующихся успешностью в дистанционном обучении, и исследуются факторы их успешности.

Abstract. The article focuses on the issues of success which is the central concept in foreign distance education theory and practice. Special attention is paid to the analysis of students' competences that are characterized by success in distance education. The factors of success are studied.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные компетенции, успешность.

Keywords: e-learning, distance education, information and communication competences, success.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время процесс информатизации общества приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает большинство развитых стран мира. Он влечет за собой многие социальные изменения и существенным образом меняет практически все стороны жизни людей [2, 149]. В этих совершенно новых условиях информационного общества обучение приобретает статус непрерывности. И перед системой образования встает глобальная задача подготовки миллионов людей к жизни и деятельности, что вызывает появление современных форм обучения и получения образования благодаря новым обучающим технологиям [1, 35]. Продвижение форматов электронного обучения в практику вузовского преподавания вызывает немало сложностей не только у администрации и преподавателей вузов, но и у студентов или слушателей образовательных программ, предлагаемых вузом как в системе основного, так и дополнительного образования. Это определило цель статьи - выявить компетенции, необходимые студентам вузов для освоения учебных программ, предлагаемых в электронном формате, и факторы их успешного дистанционного обучения.

Материал и методика исследований. Работа проводилась на базе Института иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета. В его основу легли наблюдения, сделанные во время проведения дистанционных курсов для студентов очной и заочной форм обучения.

В ходе работы применялись:

• методы эмпирического исследования - практическое преподавание, наблюдение, тестирование и анкетирование студентов;

• теоретические методы - теоретико-методологический анализ педагогической, психологической, методологической и специальной литературы по проблеме исследования;

• общенаучные методы исследования - систематизация, обобщение и сравнение.

Результаты исследований и их обсуждение. В развитых зарубежных странах

кампус более не является единственно возможным местом обучения. Все большее распространение получило обучение вне кампусов. Еще в 1994 г. Сэр Джеффри Холанд (Sir Geoffrey Holland, Vice-Chancellor of the University of Exeter) заявил, что к 2020 г. получить образование можно будет тремя путями - очно, заочно и дистанционно [12].

Дистанционное обучение, или дистанционное образование, существует уже не одно столетие. В настоящее время его рассматривают как новое явление, включающее передовые технологии. Под дистанционным обучением понимают такую форму обучения, которая предполагает территориальную или временную удаленность обучающего и обучаемого, а также такие способы обучения, как интернет-конференции, телеконференции, мобильные устройства, помогающие устранить эту удаленность [9]. Задачей дистанционного обучения является предоставление необходимых образовательных возможностей всем, в любом месте и в любое время. Компьютер кардинально изменил процесс обучения, предоставив возможность реализации программ дистанционного характера, а также получив широкое применение в очной форме обучения, в классе. При использовании информационных технологий и средств телекоммуникаций в дистанционном обучении возникают новые аспекты, касающиеся целей и содержания обучения, организационных форм и методов учебной работы.

Настоящая статья обязана своим появлением дистанционному курсу «International Composition Online», который был разработан профессором Keith M. Geekie (Johnson County Community College, Kansas, USA). Благодаря программе академического обмена в 2000 г. данный курс впервые апробирован на студентах филологического отделения Института иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета. С тех пор уже более десяти лет студенты института не только имеют возможность изучать закономерности и традиции американской письменной речи, но и приобретают навыки учебы в нетрадиционном - дистанционном - формате.

Курс «International Composition Online» интересен также с точки зрения преподавания, которое осуществляется американским преподавателем и его российским коллегой в режиме team-teaching. От слаженности действий этого небольшого интернационального коллектива в немалой степени зависит успешность обучения. Вообще дистанционное обучение - это своеобразный вызов. Умение учиться всегда было наиболее важным качеством студента. В отличие от обычного обучения в классе, когда требуется посещение занятий, виртуальное обучение является независимым и требует высокой степени приверженности и участия для достижения успеха. Чтобы такое обучение действительно положительно влияло на результаты работы, необходимо больше, чем просто пройти обучающий курс. Дистанционные курсы требуют от студента не только умения использовать технологии и работать с компьютером, но и проявления таких качеств, как дисциплинированность, организованность, способность работать самостоятельно, умение общаться на иностранном языке, быть гибким и открытым. Иначе говоря, данный международный дистанционный курс способствует формированию языковых, информационных, политических, гражданских, социальных компетенций студента-филолога.

В зарубежной практике дистанционного обучения основными педагогическими понятиями являются понятия успеха и успешности. Вопрос о компетенции успеха в образовании в последнее время начал обсуждаться и в отечественной научной литературе [4]. Понятие успеха в педагогике электронного обучения (e-pedagogy) представляет собой достаточно сложное явление, которое предполагает, с одной стороны, успех преподавателя, с другой - успех студента. В обоих случаях это реализация возможностей человека, его состоятельность в выбранных направлениях движения, настрой на позитив и на совершенствование своего «Я», достижение поставленных целей и желание ставить новые цели, это наличие миссии и созидания и др. Зарубежные исследователи отмечают, что успех в дистанционном обучении складывается из компьютерной грамотности, навигационных умений, способности к электронному взаимодействию на более высоком уровне и умения преодолевать изоляцию, которая зачастую имеет следствием чувство фрустрации [14]. Чтобы обучение в дистанционном режиме не имело у студентов негативных последствий, необходимо знать признаки успешности в дистанционном обучении и изначально вырабатывать их у себя. Студенты, характеризующиеся успешностью в дистанционном обучении [8]:

• зачастую занимаются лучше, если за ними нет постоянного контроля. Они обладают сильной мотивацией и не нуждаются во внешней поддержке;

• соблюдают сроки выполнения заданий. Им нравится работать в собственном режиме и не ждать других. Они четко понимают, что невыполнение программы может растянуть «удовольствие» учебы на годы;

• умеют хорошо читать. Традиционно люди учатся, слушая лекции и делая конспекты. Большинству же дистанционных студентов приходится обучаться, самостоятельно читая материал. В последнее время, правда, дистанционные курсы содержат видеофрагменты и аудиоклипы, но тем не менее основной объем материала представлен в письменном виде, поэтому навыки чтения и понимания материала без прямого присутствия преподавателя чрезвычайно важны при дистанционном обучении;

• способны противостоять бесконечным отвлекающим моментам и соблазнам. Если они знают, что им надо выполнить задание, ничто не сможет их отвлечь от работы. Они постараются заранее устранить то, что может угрожать их учебе;

• ограничивают активную студенческую социальную жизнь или общение и не страдают от этого. Им привычнее общение в форуме, дома или на работе с коллегами.

Многие из перечисленных выше признаков успешности в дистанционном обучении могут вызывать смущение, потому что такой формат обучения действительно не для всех. Для одних он является замечательным выбором, для других - страданием, так как придется заставлять себя учиться самостоятельно. Тем не менее, если знать нюансы удаленного обучения, можно сознательно подготовить себя к работе в данном формате и впоследствии оценить его достоинства и те возможности, которые он предоставляет при обучении.

Все больше студентов, особенно взрослых, отмечают и ценят удобство и свободу дистанционного обучения в условиях повышенной занятости. Вопрос об эффективности хорошо организованного дистанционного обучения по сравнению с также хорошо организованным традиционным обучением в настоящее время не является актуальным [11]. Актуальным будет вопрос о том, как добиться успешности при прохождении дистанционных курсов, потому что этот вид обучения требует от студентов определенных умений и навыков. На самом деле успешное дистанционное обучение складывается

из взаимодействия трех факторов: качественной разработки курса, умения преподавателя работать удаленно и умения студента учиться удаленно. В исследованиях американских ученых было установлено, что не все студенты могут эффективно использовать технологии дистанционного обучения и успешно учиться [13]. Одной из задач преподавателя, ведущего дистанционные курсы, является научить студентов правильно вести себя в виртуальном классе.

В зарубежной научной литературе описан целый ряд компетенций, которые являются важными для формирования успешности студентов в дистанционном обучении [11], [6]. Наиболее значимые из них рассматриваются ниже.

1. Умение распределять время. Студенты, характеризующиеся успешностью в дистанционном обучении, осознают свою активную позицию и ответственность за результаты обучения. Они умеют выделить время для занятий, составить жесткое расписание и придерживаться его, понимают, что дистанционное обучение - это отнюдь не легкий способ. Напротив, оно требует самодисциплины, организованности и стабильности в изучении материала и освоении программы [11].

2. Умение организовать рабочее место. Хорошо организованное рабочее место является важным моментом в дистанционном обучении. Идеально, если это отдельная комната, где можно уединиться, оставить бумаги на столе и спокойно работать. Хорошо организованное рабочее место увеличивает шансы на успех и уменьшает временные затраты [5].

3. Умение работать с учебным материалом. Данная компетенция предполагает умение правильно работать с учебным материалом и понимать план урока или занятия. План включает необходимую информацию: список основной и дополнительной литературы, вопросы для изучения, сроки выполнения заданий и др. Необходимо также помнить, что предлагаемые дистанционные курсы могут быть как регламентированными по времени и содержать сроки на выполнение заданий, так и проходить в индивидуальном режиме. Если сроки выполнения заданий в курсе строго определены, нужно четко следовать предлагаемому курсом графику работы. Без постоянного контроля со стороны преподавателя и общения с одногруппниками очень легко забыть и не выполнить какое-нибудь задание или тест. Чтобы этого не произошло, нужно, во-первых, хорошо изучить план занятия и, во-вторых, работая, регулярно его просматривать. Желательно внести в календарь сроки выполнения заданий и тестов. Более того, работа с учебным материалом требует также соблюдения определенных технических требований. Прежде всего, необходим надежный выход в Интернет (из дома или в компьютерном классе в учебном заведении) и настраиваемый компьютер с каким-либо программным обеспечением. Это также может быть ноутбук с WiFi. В любом случае компьютер должен иметь все необходимые программы, которые могут потребоваться при прохождении курса: операционную систему Windows XP и выше или MAC OSX и выше, Browser Plug-ins - Adobe Acrobat Reader, Flash, Windows Media Player и др. Кроме того, необходимо учитывать, какой браузер будет лучше поддерживать ту или иную электронную учебную оболочку, используемую для реализации курса.

4. Сохранение мотивации к учебе. Самое сложное в дистанционном обучении - не потерять мотивацию к учебе. Многие студенты быстро теряют интерес к учебе или начинают отвлекаться на другие дела, хотя успешность их обучения прежде всего зависит от них самих. Самоорганизация и самоконтроль чрезвычайно актуальны в условиях физического отсутствия преподавателя или других студентов. Необходимо поощрять себя даже

за маленькие достижения в учебе. В дистанционном обучении это крайне важно. Мотивировать интерес к учебе могут желание закончить учебный курс, получение хороших оценок или взаимомотивация студентов на своевременное выполнение заданий [6]. Можно привести и другие способы сохранения мотивации, такие как [7]:

• общение с другими студентами курса - виртуальное или живое;

• обсуждение пройденного материала с заинтересованными в этом людьми или другими участниками дистанционного курса, потому что проговаривание материала вслух поможет лучше понять его;

• фиксирование прогресса - хотя в дистанционных курсах хорошего уровня учебный прогресс студента наглядно представлен в разных разделах электронной учебной оболочки, желательно составить свою таблицу прогресса в обучении и пользоваться ею ежедневно;

самопоощрение - может стать дополнительным и весьма эффективным толчком к успеху в обучении;

• отдых и удовольствие - нельзя все время только работать или учиться. В итоге это приведет к усталости, поэтому нужно выделять немного времени на любимые дела, что поможет сохранить равновесие, необходимое для дальнейшей работы и учебы.

5. Умение определить свой стиль учебы. Данная компетенция позволяет студенту понять, какой стиль обучения ему больше подходит, каким способом он может легко и эффективно учиться. Люди в поведении, в речи, в организации личной стратегии мышления опираются на свои ведущие репрезентативные системы или модальности: визуальные - образы, аудиальные - звуки, кинестетические - ощущения, дискретные - логику. Окружающий мир представляется для нас в виде звуков (А), образов (В), ощущений (К). Когда маленький человечек подрастает, он сталкивается с буквами, цифрами и тем, что можно изучить, познать. Тогда и появляется дискретный канал, отвечающий за формулы, схемы, графики и тому подобные достижения человеческого разума. Дискретами не рождаются. Ярко выраженными дискретами становятся в результате сильной психологической травмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов (ВАК), а то и все сразу. Дискретная репрезентативная система является важной составляющей всех репрезентативных систем [3]. Мы знаем, что все студенты разные, но тем не менее есть несколько типичных стилей их обучения и научения. Знание различий сенсорных репрезентативных систем человека чрезвычайно необходимо при организации дистанционных форматов обучения. В этом случае студенту важно определить, к какому стилю обучения он тяготеет, чтобы подгонять свои академические привычки к академическим задачам.

Рассмотрим основные типы студентов и стратегии их обучения [10], [3].

Аудиальные студенты зачастую не делают записей на занятиях в классе, потому что хорошо запоминают все, что говорят преподаватели. Они легко ведут умную беседу и многое из нее извлекают. А вот чтение книг представляет для них сложность - им трудно заставить себя штудировать учебники, приходится перечитывать одно и то же несколько раз. Студент-аудиал придает большое значение звучанию слов, темпу речи и интонации, с которой слова будут произнесены. Такой студент способен повторить услышанное слово в слово, даже когда кажется, что он не слушает преподавателя. Студента-аудиала можно очень легко отвлечь, и ему при написании важной работы сложно сосредоточиться, если будут лишние звуки (к примеру, шум в аудитории). Для того чтобы лучше понять написанное или услышанное, он, скорее всего, будет проговаривать текст. Аудиальная система является последовательной. Когда студент-аудиал отвечает на экзамене, он,

словно магнитофон, заученно повторяет речь преподавателя или текст учебника. Но стоит ему отвлечься от ответа, как возникает необходимость мысленно вернуться к моменту в прошлом (когда он еще отвечал), вспомнить ключевые слова и с этого продолжить свое повествование. В обучении им лучше записывать учебный материал на магнитофон и постигать его слушая. Либо им подойдет обучение с партнером или другом с проговарива-нием и обсуждением материала.

Визуальные студенты обожают читать учебники и делать записи. Устную же информацию они запоминают с трудом и только тогда, когда ее запишут. Они хорошо помнят то, что когда-то выучили, но с трудом переносят длинные затянутые дискуссии. Даже думать они предпочитают с ручкой в руке. Основная характеристика ярко выраженного визуального студента: «видеть слова глазами мозга». Когда он слушает лекцию, то быстро представляет полученную информацию в виде картинок. В обучении им лучше как можно больше читать. Если это устная информация, то лучше ее законспектировать и иметь в письменном виде.

Мануальные студенты или студенты-кинестетики запоминают и понимают пройденный материал только после того, как все проделают сами. Такие студенты читать не любят, теоретические курсы не понимают, потому что считают их непрактичными. «Кинестетика» легко выделить среди других представителей репрезентативных систем. Он говорит медленно, и скорость процесса мышления также достаточно медленная. Он мало жестикулирует, ориентирован на тактильные ощущения, при чтении водит пальцами по написанному, обучается делая, оценивает эффективность знаний и умений именно по действиям. В работе с такими студентами самое разумное - показать им возможности практического применения получаемых ими знаний в разных сферах жизни.

Описанные выше типы студентов в чистом виде встречаются достаточно редко. В большинстве случаев наблюдается смешение типов с преобладанием какого-то одного. Знание типа студента помогает выбрать более удобный способ обучения и сделать сам процесс обучения приятным удовольствием. Не случайно, что в дистанционных курсах для более эффективной подачи материала используется многосенсорное обучение. Оно позволяет делать занятия наиболее запоминающимися для студентов с различными репрезентативными системами, а также подкрепляет уже имеющиеся знания, так как чем больше информационных каналов задействовано, тем лучше живая память.

Как показывает наш опыт по проведению совместных с зарубежными партнерами дистанционных учебных курсов, дистанционное обучение для студента будет считаться успешным в соответствии со следующими критериями: завершением прохождения дистанционного курса в срок, высоким оценочным результатом по итогам курса и получением сертификата о прохождении курса, чувством личной удовлетворенности, полученным от дистанционного формата обучения, и желанием проходить дистанционные курсы в дальнейшем.

Резюме. В настоящей статье были рассмотрены лишь отдельные слагаемые успешности в дистанционном обучении. Тем не менее, очевидно, что чем больше усилий студенты вкладывают в дистанционный курс во время обучения, тем значительнее будет их успех по мере окончания курса. Дистанционное обучение может многое предложить студентам, которые готовы потратить свое время, чтобы извлечь из курса все возможное и полезное.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еляков, А. Д. Современная информационная революция / А. Д. Еляков [Электронный ресурс] // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 29-38. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/ images/pubs/2007/10/23/0000314338/3-Elyakov_29-38.pdf

2. Осмоловская, И. М. Изменение процесса обучения: от общества индустриального - к информационному / И. М. Осмоловская // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 149-156.

3. Саушева, В. А. НЛП-подходы в педагогическом процессе обучения студентов / В. А. Саушева, П. И. Шашурин [Электронный ресурс] // Московский психологический журнал. - 2004. - № 2. - Режим доступа: http:// magazine.mospsy.ru/nomer2/ped01.shtml

4. Хуторской, А. В. Компетенции успеха в образовании. Стенограмма заседания ученого совета Института образования человека, 27-31 сентября 2011 г. / А. В. Хуторской, А. Д. Король, Г. А. Андрианова [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2011. - № 10. - Режим доступа: http ://www. eidos. ru/j ournal/2011/1023-10. htm

5. Gatlin, S. How to Succeed as an Online Student / S. Gatlin [Электронный ресурс] // About.com Guide: Distance Learning. - Режим доступа: http://distancelearn.about. com/od/distancelearning101/a /studentsuccess.htm

6. Kelly, R. How to be a Successful DL Student: Online Students Share Tips for Success / R. Kelly [Электронный ресурс]// Distance Learning, Online Education. - 2009. - Режим доступа: http://www.facultyfocus. com/articles/distance-learning/online-students-share-tips-for-success/

7. Littlefield, J. Ways to Stay Motivated / J. Littlefield [Электронный ресурс] // About.com Guide: Distance Learning. - Режим доступа: http://distancelearn.about.com/ od/managingyourwork/a/ motivation.htm

8. Littlefield, J. Is Distance Learning Right for You? / J. Littlefield [Электронный ресурс] // About.com Guide: Distance Learning. - Режим доступа: http://distancelearn.about.com/od/isitforyou/a7considering.htm

9. Mugridge, I. Distance Education and the Teaching of Science / I. Mugridge // Impact of Science on Society. - 1991. - Vol. 41. - P. 313-320.

10. O'Leary-Rockey, C. Study Tip: Learn How You Learn / C. O'Leary-Rockey, T. Kuther [Электронный ресурс] // About.com Guide: Distance Learning. - Режим доступа: http:// gradschool.about.com/cs/ studytips1 /a/studytips. -htm?terms= study

11. Roper, A. R. The Development of Online Student Skills: Successful Online Students Share Their Secrets / A. R. Roper [Электронный ресурс] // Proceedings of the Technology, Colleges & Community Worldwide Online Conference 2007. - Golden Gate University: USA. - 2007. - P. 170-183. - Режим доступа: http://etec.hawaii.edu/ proceedings/2007/ roper.pdf

12. Spodick, E. F. The Evolution of Distance Learning / E. F. Spodick [Электронный ресурс]. - Hong Kong University of Science & Technology. - 1995. - Режим доступа: http://sqzm14.ust.hk/distance/evolution-distance-learning.htm

13. Watkins, R. Building Skills for E-Learning Success / R. Watkins // Distance Learning. - Greenwich. -2004. - Vol. 1. - Iss. 6. - P. 27-28.

14. Wojciechowski, А. Individual Student Characteristics: Can Any Be Predictors Of Success In Online Classes? / А. Wojciechowski, L. B. Palmer [Электронный ресурс] // Online Journal of Distance Learning Administration. - 2005. - Vol. 8. - № 2. - Режим доступа: http://www.westga.edu/~distance/ojdla/summer82/ wojciechowski82.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.