Научная статья на тему 'Психологические особенности электронного обучения'

Психологические особенности электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1747
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАЦИЯ / ВИЗУАЛЫ / АУДИАЛЫ / КИНЕСТЕТИ-КИ / ТИП ВОСПРИЯТИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Татьяна Александровна

В статье рассматриваются психологические особенности электронного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, в том числе личностные качества, необходимые для успешного обучения в электронной образовательной среде. Было установлено, что мотивационный фактор и тип восприятия так же, как и личные свойства и особенности характера обучающихся, оказывают влияние на процесс электронного обучения и их вовлеченность в него. Анализ изученной литературы и результаты исследований позволили выделить и систематизировать основные качества и способности электронного слушателя, необходимые для продуктивного функционирования в электронной образовательной среде. Также были выявлены факторы, которые необходимо учитывать при проектировании электронных учебных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности электронного обучения»

УДК 37.013.77

Воробьева Татьяна Александровна

Старший преподаватель кафедры социально-массовых коммуникаций, Новосибирский государственный технический университет, vorobyeva.tatiana@gmail.com, Новосибирск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности электронного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, в том числе личностные качества, необходимые для успешного обучения в электронной образовательной среде. Было установлено, что мотивационный фактор и тип восприятия так же, как и личные свойства и особенности характера обучающихся, оказывают влияние на процесс электронного обучения и их вовлеченность в него. Анализ изученной литературы и результаты исследований позволили выделить и систематизировать основные качества и способности электронного слушателя, необходимые для продуктивного функционирования в электронной образовательной среде. Также были выявлены факторы, которые необходимо учитывать при проектировании электронных учебных курсов.

Ключевые слова: электронное обучение, электронная образовательная среда, компьютерные технологии, психологические особенности, коммуникация, визуалы, аудиалы, кинестети-ки, тип восприятия, мотивация.

В последние годы электронное обучение (ЭО) стало неотъемлемой частью системы высшего образования [14]. Однако применение технологий ЭО в учебном процессе, разработка и распространение программно-педагогических средств происходит во многом стихийно, без необходимого глубокого педагогического и психологического обоснования электронных технологий в обучении.

При рассмотрении ЭО как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, надо отметить, что она характеризуется рядом психологических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения. К ним относится: определение возрастного диапазона обучающихся, способных к ЭО, и описание их психологических характеристик; процесс построения общения в системе преподаватель - обучающийся и обучающийся - обучающийся в условиях ЭО; особенности протекания когнитивных процессов в ЭО и взаимообратное влияние данного обучения на познавательную деятельность обучающихся [2].

В ряде исследований ЭО отмечается особое значение и ценность налаженных коммуникаций между профессорско-преподавательским составом (III 1С) и обучающимися. Было установлено, что последние предпочитают тех преподавателей, с которыми они могут часто взаимодействовать посредством использования разнообразных средств -

электронной почты, телефонной связи, личных встреч. Так же, как и при очной форме образования, обучающиеся желают получать быстрые ответы от преподавателей и иметь возможности обсудить затруднения, возникающие во время учебного процесса, как с педагогами, так и с сокурсниками [6].

В исследованиях Е. СшкеП, Р. Danaher, К. РшпеП отмечается важность коммуникации обучающихся со своими сокурсниками, ведь недостаток подобных эмоциональных контактов и невозможность обсудить возникающие проблемы могут привести к досрочному прекращению их учебной деятельности [8].

Далее будут рассмотрены личностные качества, необходимые обучающимся для успешного обучения в электронной образовательной среде.

Один из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на процесс ЭО, - тип восприятия обучающегося, поскольку способ взаимодействия и система доставки учебных материалов в электронной среде отличается от того, к чему привыкли люди, обучаясь традиционным способом. Типы восприятия зависят от того, какие именно органы чувств задействованы при обработке поступающей информации.

ЭО доставляет большее удовольствие визуалам, в то время как аудиалы часто испытывают затруднения при освоении элек-

тронных курсов. Хотя в настоящее время большая часть электронных материалов создается в текстовом формате, некоторые преподаватели делают аудио- или видеолекции в качестве дополнения к своим курсам. Некоторые устраивают видеоконференции с обучающимися. Использование видео также восполняет эмоциональный пробел, возникающий при удаленном взаимодействии с сокурсниками и преподавателями, с помощью средств текстовой коммуникации.

Всё это не только помогает аудиалам, но и персонализирует ЭО в целом, делая его более эффективным и для других.

Ввиду того, что кинестетики учатся посредством выполнения каких-либо действий или приобретения физического опыта, то традиционное очное обучение является для них более привлекательным. Однако у них также есть возможность продуктивной учебной деятельности в электронной образовательной среде при соответствующей помощи преподавателей, которые внедряют в процесс обучения большое количество практических упражнений, а также побуждают обучающихся участвовать в обсуждениях на форумах и электронных досках объявлений.

Предварительные результаты исследования влияния типа восприятия на достижения обучающегося в ЭО, проведенного J. Willems, показали, что тип восприятия действительно необходимо учитывать при проектировании, дизайне и реализации электронных учебных курсов для успешного освоения программ ЭО. Обучающиеся используют осведомленность о собственном типе восприятия для стимулирования метапознания в вопросе способа их обучения. Для преподавателя знания типов восприятия полезны при конструировании процесса электронного обучения для наибольшей пользы обучающихся.

Согласно результатам данного исследования, ставится под сомнение целесообразность применения единого подхода к построению электронной образовательный среды без учета различных типов восприятия обучающихся [20].

Личные свойства и особенности характера обучающегося также играют важную роль в определении влияния ЭО на его вовлеченность в учебный процесс. Многих людей публикация постов в Интернете менее страшит, чем участие в очных встречах, они бо-

лее воодушевлены и готовы к ведению дискуссий и выражению собственного мнения в онлайн-среде. Другие же предпочитают личные коммуникации, вследствие чего испытывают некоторые затруднения, общаясь исключительно с экраном компьютера.

Для эффективного прохождения курса ЭО обучающиеся должны обладать такими качествами, как самодисциплина и ответственность. В некоторых случаях они не могут адаптироваться к обучению на расстоянии, так как им необходим личный контакт с преподавателем для получения требуемых результатов. Если такой контакт не происходит, то обучающиеся вынуждены искать ответы на возникшие вопросы, используя иные информационные источники и ресурсы.

Существует три типа электронного обучения: асинхронное, синхронное и смешанное. Для осуществления асинхронного обучения необходимо уметь мотивировать себя на выполнение определенных задач и быть целеустремленным, т. к. данный тип ЭО предполагает самоконтроль в процессе обучения. В противном случае обучающемуся затруднительно выполнять задания в установленные сроки, в том числе по причине недостатка личного контакта с преподавателем, который мог бы оказать на него влияние, подтолкнуть к более решительным учебным действиям. Более того, слушатели курса не имеют возможности обсуждать возникшие в ходе обучения вопросы друг с другом, поскольку каждый проходит курс самостоятельно в своем темпе, а значит, велика вероятность того, что обучающиеся в один и тот же период времени будут осваивать разные дидактические единицы.

Синхронное электронное обучение подразумевает онлайн-встречи всей группы обучающихся в установленное время на определенном образовательном веб-сайте. Такой вид обучения подходит тем, кто продуктивнее работает в среде единомышленников и имеет возможность задать интересующие вопросы преподавателю и получить на них ответы в режиме реального времени. Однако, преимущества подобной формы обучения могут нивелироваться тем, что слушатели ограничены временным фактором. Они становятся полноправными членами киберпространства, а потому все совершаемые ими действия становятся достоянием

онлайн-общественности, в данном случае - сокурсников и преподавателей. Таким образом, исчезает возможность внесения корректив и исправлений, в том числе орфографических и грамматических, в высказанные мнения.

Элементы ЭО могут внедряться и в очное обучение, однако, принято считать, что модель электронного обучения подразумевает удаленность обучающихся от преподавателя во времени и пространстве.

A. P. Rovai, P. J. Smith, К. Murphy, S. E. Mahoney, D. Collett, P. Porter, L. O'Connor, M. G. Derrick, Jr. A. R. Artino, J. M. Stephens, S. Folinsbee, А. А. Андреев, В. И. Солдаткин и др. также считают, что для того, чтобы преуспеть в ЭО, обучающиеся должны быть способны мотивировать себя, обладать самостоятельностью, брать на себя ответственность за собственное обучение, а также принимать участие в электронных коммуникациях в рамках учебного процесса. Кроме того, они должны быть инициативными, изобретательными и находчивыми, демонстрировать упорство, настойчивость, целеустремленность и честность, а также верить в свои способности к самоорганизации и выполнять определенные действия, необходимые для полноценного участия в учебном процессе. Обучающиеся должны быть способны отслеживать и оценивать процесс своего обучения [1; 3; 9; 11; 13; 17; 18].

Это мнение разделяют и M. Q. Huynh, U. N. Umesh, J. Valachich, добавляя, что получение знаний посредством электронных курсов подразумевает наличие активного и заинтересованного отношения обучающихся к учебе [12], особенно ввиду снижения количества социальных коммуникаций с сокурсниками и преподавателями.

В результате исследований D. P. Diaz, R. B. Cartnal, R. M. Gagné, L. J. Briggs, W. W. Wager, S. Terrell, L. Dringus, L. Zhang, R. Sternberg, P. D. Birch, P. Pintrich и D. Schunk было выявлено, что на успех обучающегося в электронной образовательной среде влияют такие факторы, как тип восприятия, способность самостоятельного управления процессом обучения и мотивация.

Вопрос значимости мотивационного фактора поднимается и в исследовании M. Na-kayama, Н. Yamamoto, R. Santiago, которые к главным причинам, оказывающим влияние

на эффективность ЭО, отнесли добросовестность, мотивацию и открытость новому опыту. Отдельно ими выделяется осознание преимуществ и выгод электронного обучения в качестве одной из главных причин результативности подобной формы обучения [10; 16].

Исследования показали, что осознаваемая обучающимися полезность ЭО и то удовольствие, которое они получают от подобной формы обучения, очень важны для использования ими систем ЭО с целью приобретения новых знаний и компетенций [15]. Для одобрения и принятия обучающимися ЭО, инструкторы варьируют различные типы контента, чтобы сделать процесс обучения более захватывающим, обеспечивают немедленную обратную связь и побуждают обучающихся взаимодействовать как друг с другом, так и с преподавателями [19].

Это подтверждается и результатами исследования, проведенного D. Zhang, L. Zhou, R. O.Briggs, согласно которым более высокая интерактивность и контроль над процессом обучения связаны с возросшей удовлетворенностью обучающихся электронным обучением [21].

В рамках ряда исследований было установлено, что такие характеристики, как возраст и пол, оказывают влияние на результат ЭО. Например, молодые люди, недавно достигшие совершеннолетия, более склонны к тому, чтобы бросить учебу, по сравнению с их более зрелыми сокурсниками.

В 1996 г. М. Moore и G. Kearsley обнаружили, что подавляющее большинство обучающихся дистанционно составляют люди в возрасте 25-50 лет [Приводится по: 7]. Это отмечает и К. Cercone, таким образом делая акцент на понимании природы андрагогики для работы в электронных образовательных средах [5].

При создании позитивной среды обучения инструкторам необходимо учитывать особенности обучения взрослых людей. Например, если в процессе обучения школьник делает ошибку, то его исправляют и говорят, как делать правильно. Использование такого подхода в обучении взрослых приводит к обратному результату. Инструкторы помогают обучающимся самостоятельно находить сделанные ошибки и делать соответствующие выводы, что способствует более

глубокому пониманию предмета и совершению дальнейших действий уже без допущений аналогичных ошибок [4]. Несмотря на имеющийся жизненный и профессиональный опыт, взрослым обучающимся необходимо немедленное подтверждение того, что они правильно понимают изучаемый материал и могут адекватно применять полученные навыки в своей профессиональной деятельности.

Когда перед обучающимися обозначены цели обучения, содержание обучения соотносится с их предыдущим опытом, электронный курс интерактивен и оснащен учебно-проблемными задачами, а обратная связь осуществляется на постоянной основе, то такая программа обучения в большей степени соотносится с принципами андрагогики.

Рост востребованности электронных технологий в образовательном секторе способствует актуализации вопроса о лучшем понимании личностных качеств обучающегося, которые оказывают влияние на обучение и, как следствие, использование данной информации в педагогическом дизайне [16].

На основе изученной литературы и результатов исследований необходимых личностных качеств обучающегося для продуктивного функционирования в электронной образовательной среде были выделены основные качества и способности успешного электронного слушателя.

1. Дисциплинированность, ответственность, самостоятельность и целеустремленность.

2. Способность управлять, контролировать и оценивать процесс обучения.

На успешность освоения программ ЭО такими слушателями будет оказывать влияние налаженность двухсторонней коммуникации и высокая интерактивность курсов. Помимо этого, процесс обучения должен проходить в соответствующей учебной обстановке и ему необходимо уделять определенное количество времени.

При проектировании электронных учебных курсов необходимо учитывать вариативность типов восприятия, возрастных категорий и уровня образования обучающихся, а в рамках учебного процесса руководствоваться принципами андрагогики.

Применение в высших учебных заведениях электронных технологий обучения благо-

приятно сказывается на психолого-педагогическом аспекте образовательного процесса, способствует развитию индивидуальных ресурсов обучающихся и преподавателей, формирует навыки целеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и ответственность за выполняемую работу, а также снижает психологические нагрузки на обучающихся и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.

Библиографический список

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.

2. Могилева В. Н. Особенности когнитивных процессов дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/ index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d= light&id_sec=9&id_thesis=127 (дата обращения: 11.02.2015).

3. Artino Jr. A. R., Stephens J. M. Beyond grades in online learning: Adaptive profiles of self-regulated learners // Journal of Advanced Academics. - 2009. -№ 20(4). - P. 568-601.

4. Ballou J., Chinappi J. Creating a Positive Learning Environment for Adults [Электронный ресурс]. - URL: http://www.brighthub.com/education/ online-learning/articles/41064.aspx (дата обращения: 04.02.2015).

5. Cercone K. Characteristics of adult learners with implications for online learning design // AACE Journal. - 2008. - № 16(2). - P. 137-159.

6. Choy S., McNickle C., Clayton B. Learner expectations and experiences: An examination of student views of support in online learning [Электронный ресурс]. - URL: http://eprints.qut.edu. au/7250/1/7250.pdf (дата обращения: 01.02.2015).

7. Colorado J. T., Eberle J. Student demographics and success in online learning environments // Emporia State Research Studies. - 2010. - Vol. 46. -№ 1. - P. 4-10.

8. CuskellE., Danaher P., Purnell K. Just which technology do distance students really want? Results of focus group research, The Proceedings of the 13 th Biennial Forum of the Open and Distance Learning Association of Australia, 1997. - P. 88-93.

8. Derrick M. G. Creating environments conducive for lifelong learning // New Directions for Adult and Continuing Education. - 2003. -№ 100. - P. 5-17.

9. Diaz D. P., Cartnal R B. Students' learning styles in two classes: Online distance learning and equivalent on-campus // College Teaching. - 1999. -Vol. 47. - № 4. - P. 130-135.

10. Folinsbee S. Online Learning for Adults: The factors that contribute to successful and effective

вопросы воспитания и обучения

learning. A Literature Review. - 2008. - P. 1-24.

11. Huynh M. Q., Umesh U. N., Valachich J. E-Learning as an Emerging Entrepreneurial Enterprise in Universities and Firms // Communications of the AIS. - 2003. - № 12. - P. 48-68.

12. Imel S., Jacobson E. Distance Education and E-Learning: New Options for Adult Basic and English Language Education // California Adult Education Digest. - 2006. - № 4. - P. 1-4.

13. Larreamendy-Joerns J., Leinhardt G. Going the distance with online education // Review of Educational Research. - 2006. - № 76(4). - P. 567-605.

14. Mahmod R., Dahlan N., Ramayah T. еt al. Attitudinal Belief on Adoption of E-MBA Program in Malaysia // Turkish Online Journal of Distance Education. - 2005. - № 6(2). - P. 1-10.

15. Nakayama M., Yamamoto H., Santiago R. The Impact of Learner Characteristics on Learning Performance in Hybrid Courses among Japanese Students // The Electronic Journal of e-Learning. -2007. - Vol. 5. - № 3. - P. 195-206.

16. Rovai A. P. In search of higher persistence rates in distance education online programs // Internet and Higher Education. - 2003. - № 6. - P. 1-16.

17. Smith P. J., Murphy K., Mahoney S. E. Towards identifying factors underlying readiness for online learning: An exploratory study // Distance Education. - 2003. - № 24(1). - P. 57-67.

18. Wagner N., Hassanein K., Head M. Who is responsible for E-Learning Success in Higher Education? A Stakeholders' Analysis // Educational Technology & Society. - 2008. - №2 11(3). - P. 26-36.

19. Willems J. Does style matter? Considering the impact of learning styles in e-learning [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ascilite.org. au/conferences/singapore07/procs/willems-poster. pdf (дата обращения: 16. 02.2015).

20. ZhangD., Zhou L., Briggs R. O. Instructional video in e-learning: Assessing the impact of interactive video on learning effectiveness // Information & Management. - 2006. - № 43. - P. 15-27.

Vorobyeva Tatyana Aleksandrovna

Assist. Prof. of the Department of social and mass communications, Novosibirsk State Technical University, vorobyeva.tatiana@gmail.com, Novosibirsk

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF E-LEARNING

Abstract. The article examines the psychological characteristics of e-learning as an activity mediated by information and communication technologies. Previous studies have indicated that learner's success is influenced by such factors as learning styles, self-directive competencies and motivation. Learner's personal qualities and peculiarities of their character are also of great importance when it comes to the engagement in the learning process as well as the results of it. Based on the information gathered from the literature and on the results of the empirical studies e-learner's most important personal qualities and abilities necessary for successful learning in e-learning environment have been picked out and classified. The factors needed to be taken into consideration while creating e-courses have been also defined in this article.

Keywords: e-learning, e-learning environment, e-learner, e-course, information and communication technologies, psychological characteristics, communication, motivation, learning styles, visual learners, verbal learners, kinaesthetic learners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.