Научная статья на тему 'К вопросу о понятии электронного обучения'

К вопросу о понятии электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5132
718
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ВЕБ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / WEB-BASED LEARNING / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ONLINE LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Татаьяна Александровна

В данной статье рассматриваются понятия «электронное обучение», «веб-ориентированное обучение», «онлайн-обучение» и «дистанционное обучение», выявляются ключевые различия между ними и формулируется определение понятия «электронное обучение». Представленный в статье подход к определению рассматриваемых терминов включает применение двух комплементарных методов. Данная совокупность понятий анализируется на основе индивидуальных значений, составляющих одно понятие терминов и значений относящихся к ним концепций. Автором составлена сводная таблица, объединяющая понятия всех указанных форм обучения, их признаки, составляющие понятия термины, а также концепции, близкие по значению к рассматриваемым понятиям. На основе этой информации были выявлены принципиальные отличия электронного обучения от других форм и сформулировано собственное определение понятия электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF E-LEARNING

The terms and the concepts of «e-learning», «web-based learning», «online learning» and «distance learning» are presented in this article in order to identify the key differences between them and formulate a definition of the term of «e-learning». All definitions of the studied terms, their attributes, terms that constitute each concept and conceptions that are close in their meanings to the studied terms have been compiled by the author. The result has been presented in the table. On the basis of this information some fundamental differences between e-learning and other forms of learning have been revealed and then the definition of e-learning has been formulated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии электронного обучения»

УДК 303.211

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Т.А. Воробьева

Новосибирский государственный технический университет

[email protected]

В данной статье рассматриваются понятия «электронное обучение», «веб-ориентированное обучение», «онлайн-обучение» и «дистанционное обучение», выявляются ключевые различия между ними и формулируется определение понятия «электронное обучение».

Представленный в статье подход к определению рассматриваемых терминов включает применение двух комплементарных методов. Данная совокупность понятий анализируется на основе индивидуальных значений, составляющих одно понятие терминов и значений относящихся к ним концепций.

Автором составлена сводная таблица, объединяющая понятия всех указанных форм обучения, их признаки, составляющие понятия термины, а также концепции, близкие по значению к рассматриваемым понятиям. На основе этой информации были выявлены принципиальные отличия электронного обучения от других форм и сформулировано собственное определение понятия электронного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, веб-ориентированное обучение, онлайн-обучение, дистанционное обучение.

ON THE CONCEPT OF E-LEARNING

T.A. Vorobyeva

Novosibirsk State Technical University [email protected]

The terms and the concepts of «e-leaming», «web-based learning», «online learning» and «distance learning» are presented in this article in order to identify the key differences between them and formulate a definition of the term of «e-leaming».All definitions of the studied terms, their attributes, terms that constitute each concept and conceptions that are close in their meanings to the studied terms have been compiled by the author. The result has been presented in the table. On the basis of this information some fundamental differences between e-learning and other forms of learning have been revealed and then the definition of e-learning has been formulated.

Key words: e-learning, web-based learning, online learning, distance learning.

В настоящее время существуют различные трактовки понятия «электронное обучение». Дополнительную сложность создает тот фактор, что такие понятия, как «элек-

тронное обучение», «веб-ориентированное обучение», «онлайн-обучение» и «дистанционное обучение», часто взаимозаменяются. В представленной работе эти термины будут

рассмотрены более подробно для выявления их ключевых различий и уточнения формулировки понятия «электронное обучение».

Значения технических терминов могут быть определены разными способами. Определения «электронное обучение» и «веб-ориентированное обучение» приобрели свое содержание благодаря представлениям об электронной почте, всемирной паутине и обучении как таковом. В качестве примеров образования новых терминов можно привести также появление таких понятий, как «онлайн-обучение» и «дистанционное обучение».

Толкования терминов «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» были предложены Д. Киганом1, Д.Р. Гэррисоном и Д. Шейлом2. Б.Х. Хан3 и Б. Холл4 проводили параллели между веб-ориентированным обучением и технологиями, лежащими в основе работы веб-браузера. В работах М. Розенберга5, М. Дри-сколла6, У. Хортона7 термин «электронное обучение» ассоциируется с термином «веб-

1 Keegan D. The Foundations of Distance Education. — London and New York: Croom Helm, 1986. — P 178.

2 Garrison D.R., Shale, D. Mapping the boundaries of distance education: Problems in defining the field / / The American Journal of Distance Education, 1(1), 1987. - P. 7-13.

3 Khan B.H. Web-based training. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications, 2001. - P. 159.

4 Hall B. Web-Based Training Cookbook. New York, NY: John Wiley & Sons, 1997. - P. 133.

5 Rosenberg M.J. E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. New York, NY: McGraw-Hill Companies, 2001. - P. 218.

6 Driscoll M. Web-based Training: Designing E-Learning Experiences, 2nd edition. San Francisco, CA: Jossey-Bass/Pfeiffer, 2002. - P. 120-122.

7 Horton WK. Designing Web-Based Training:

How to Teach Anyone Anything Anywhere Anytime.

New York, NY: John Wiley & Sons, 2000. - P. 92.

ориентированное обучение». Р.К. Щенк8 соотносит электронное обучение с образовательной деятельностью, включающей в себя использование компьютерных сетей, и разводит понятия электронного и дистанционного обучения. Концепция онлайн-обучения предшествует появлению всемирной паутины, однако публикации Л. Мало-пински, Дж. Киркли, Р. Штайна, Т. Даф-фи9, Р.К. Щенка и американской некоммерческой общественной службы телевизионного вещания10 на тему онлайн-обучения ссылаются на материалы, поставляемые посредством Интернета и Интранета.

Определения, представленные в технической литературе, могут разниться с общепринятым употреблением этих терминов ввиду чрезмерного обобщения либо неоправданного сужения сущности понятий. Иногда под электронным обучением подразумевается любая форма обучения при помощи электронных устройств, включая обучение, основанное на применении вычислительной техники. Некоторые авторы сводят представление о веб-ориентированном обучении к использованию учебных материалов, выложенных в сети Интернет, при этом исключая те же самые материалы, но уже поставляемые на СЮ-дисках.

8 Schank R.C., Designing World Class E-Learn-ing: How IBM, GE, Harvard Business School and Columbia University Are Succeeding at E-Learning. New York: McGraw-Hill, 2002. - P. 57.

9 Malopinsky L., Kirkley J., Stein R., Duffy T. An instructional design model for online problem based learning (PBL) environments: The Learning to Teach with Technology Studio. Proceedings of the Association for Educational Communications and Technology Conference (AECT), Denver, Colorado, October 26, 2000. - P. 7-10.

10 Public Broadcasting Service. Distance Learning Week, April 15-21, 2001. URL: http://www.pbs.org/ (Дата обращения: 17.10.2013)

Нижепредставленный подход к определению рассматриваемых терминов включает применение двух комплементарных методов: на основе индивидуальных значений и значений относящихся к ним концепций. Например, для толкования идеи онлайн-обучения рассматриваются значения слов «онлайн» и «обучение», а также значения концепций, относящихся к этой сфере, таких как «онлайн-документация», «онлайн-сервис» и «онлайн-помощь». Также в рамках этого подхода изучается экспертная информация об использовании указанной терминологии и предложенных определений. Таким образом, были получены ключевые различия и частичные совпадения в трактовке терминов.

Определение электронного обучения появилось из концепции электронной почты. Электронную почту описывают как процесс передачи индивидуальных сообщений посредством компьютеров и компьютерных сетей. В данном случае под компьютерными сетями понимаются Интернет и Интранет.

Электронное обучение соотносится с деятельностью, включающей одновременное использование компьютеров и сетей интерактивной диалоговой связи. Компьютер и компьютерная сеть должны быть значительными элементами образовательного процесса.

Веб-ориентированное обучение связано с применением учебных материалов в формате веб, поставляемых через веб-браузер, включая материалы на СО-дисках и других медианосителях. Возможность скачивания материалов курса компьютеризованной профессиональной подготовки с веб-сайта не является веб-ориентированным обучением, так как обучающимся не предоставляется контент в формате веб. Просмотр

учебных материалов в формате веб является ключевой особенностью данной формы обучения.

Онлайн-обучение основано на эксплуатации контента, всегда доступного на компьютере. В большинстве англоязычных словарей11,12,13 в определение понятия

«онлайн» включается использование компьютеров и компьютерных сетей, преимущественно сети Интернет. Так, например, в группе Кембриджских словарей под термином «онлайн» подразумевают продукты, услуги и информацию, которые могут быть приобретены или использованы посредством сети Интернет14. Однако, если про эксплуатацию компьютерных сетей говорится не во всех определениях данного понятия, то применение компьютера является обязательным атрибутом каждого из них. Так, в самом популярном англоязычном онлайн-словаре «онлайн» означает доступный или функционирующий посред-

15

ством компьютера15.

Веб-ориентированное обучение и необходимое программное обеспечение, доступное из основного приложения, также может носить название онлайн-обучения.

11 Online — Definition of Online by Macmillan Dictionary. URL: http://www.macmillandictionary. com/dictionary/british/online (Дата обращения:

18.10.2013)

12 Online — Definition and more from the free Merriam-Webster dictionary URL: http://www.mer-riam-webster.com/dictionary/online (Дата обращения: 17.10.2013)

13 Online Etymology Dictionary URL: http:// www.etymonline.com/index.php?term=online& allowed_in_frame=0 (Дата обращения: 18.10.2013)

14 Online adjective — definition in the British English dictionary & Thesaurus — Cambridge dictionaries online. URL: http://dictionary.cambridge.org/ dictionary/british/online_1?q=online (Дата обращения: 17.10.2013)

15 Online | Define Online at Dictionary.com. URL:

http://dictionary.reference.com/browse/online?s=

b&path=/ (Дата обращения: 17.10.2013)

Однако поиск или открытие отдельного приложения для того, чтобы получить доступ к учебным материалам, не оценивается как онлайн-обучение, так как материалы не находятся в открытом доступе16.

Дистанционное образование представляет собой прогрессивный вид обучения, позволяющий объединить вместе в процессе обучения территориально удаленных преподавателя, учебный материал и обучающегося.

Надо отметить, что термин «дистанционное образование» получил значительно меньшее распространение по сравнению с термином «дистанционное обучение». Это в значительной степени объясняется тем, что распространение технологий дистанционного обучения происходит значительно быстрее становления законодательно и организационно обусловленной формы дистанционного образования17.

В Концепции создания и развития дистанционного образования в РФ давалось следующее определение: «Дистанционное образование — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое

16 Tsai S., Machado P. E-learning, online learning, web-based learning, or distance learning: unveiling the ambiguity in current terminology. URL: http:// elearnmag.acm.org/ featured.cfm?aid=568597 (Дата обращения: 07.10.2012)

17 Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному. 2009. Информ. технологии в образовании. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. - № 1 (17). - С. 4-5.

призвано реализовать права человека на образование и получение информации»18.

В настоящее время законодательно закреплено только определение понятия «дистанционные образовательные технологии», но не определение «дистанционного образования». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников19.

Концепция дистанционного обучения появилась гораздо раньше, чем все остальные, рассмотренные выше20. Изначально оно появилось в конце 1890-х гг. в форме школ так называемого корреспондентского обучения, когда учащиеся могли получать учебные материалы по почте и таким же способом вести переписку с преподавателями, и получило широкое распространение в течение последующих десятилетий. В 1950 г. легитимность программ корреспондентского обучения была поставлена под сомнение педагогами и другими представителями сферы образования. Таким образом, дистанционное образование (ДО) было приостановлено, пока ученые и научные работники исследовали возможность осуществимости данного вида образования. Развитие новых технологий с конца 1920-х до 1970-х гг. породило множество

18 Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз России. - М.: НИИВО, 1995.

19 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16.

20 Tsai S., Machado P. E-learning, online learning, web-based learning, or distance learning: unveiling

the ambiguity in current terminology. URL: http:// elearnmag.acm.org/ featured.cfm?aid=568597 (Дата обращения: 07.10.2012)

возможностей усовершенствования ДО посредством использования радио и телевидения. К 1970 г. мировая общественность начала обращать особое внимание на потенциал применения компьютеров в дистанционном обучении21.

С тех пор ДО рассматривалось обучающимися, которые не могли посещать занятия в учебном заведении, как адекватная альтернатива очному образованию — как среднему, так и высшему.

В конце XX — начале XXI в. появились усовершенствованные варианты дистанционного образования, включая сочетание программ корреспондентского обучения и онлайн-обучения. Программы корреспондентского обучения предполагают работу с учебниками и рабочими тетрадями, в рамках которой обучающийся может самостоятельно выбирать скорость изучения материала. Требованием некоторых учебных заведений может являться отправление по почте выполненных заданий, но к настоящему моменту обучающиеся по большей части могут представлять на рассмотрение свои работы, сдавать экзамены, просматривать свои оценки в режиме онлайн.

В Интернете дистанционное обучение включает взаимодействие преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой на расстоянии и делает возможным своевременное предоставление ответов преподавателя на вопросы обучающихся. Типичное дистанционное обучение в этом контексте включает в себя: интернет-трансляции в режиме реального времени, видеоконференции, чаты, запланированные онлайн-дискуссии и даже курсы или обсуж-

21 History of Distance Learning: When did Distance Learning begin? URL: http://www.brighthub. com/education/online-learning/articles/24126.aspx (Дата обращения: 12.10.2012)

дения, происходящие посредством использования сервиса электронной почты.

Позднее появилось электронное обучение, которое является разновидностью дистанционного обучения. К его достоинствам относится возможность построения индивидуальной траектории обучения, доступ к образовательным ресурсам в любое время и в любом месте (при наличии доступа к сети Интернет). Многие образовательные учреждения обеспечивают своих слушателей онлайн-версиями учебников и учебных пособий, так же как и другими учебными материалами, и даже виртуальными библиотеками. Обучающиеся имеют доступ к асинхронным электронным доскам объявлений и форумам, чатам в режиме реального времени, записанным видеолекциям и другим виртуальным возможностям взаимодействия с преподавателями и сокурсниками. Некоторые сессии в режиме реального времени требуют виртуального посещения в определенные дни и время, и задания нужно сдавать в строго обозначенные сроки, но все остальное доступно в любое время, что позволяет более гибко планировать свое рабочее и учебное время.

Итак, различные программы дистанционного обучения могут требовать использования сети Интернет для сдачи экзаменов онлайн или просмотра текущих оценок, однако многие программы функционируют на основе переписки. Электронное обучение подразумевает использование электронных и/или образовательных технологий. Программы электронного обучения обычно полностью доступны онлайн, тогда как для прохождения программ дистанционного обучения могут требоваться учебники в бумажном виде22.

22 E-Learning and Distance Education Differences. URL: http://www.brighthub.com/education/

Под смешанным (комбинированным) обучением (blended learning) понимают процесс, предполагающий создание комфортной образовательной информационной среды, системы коммуникаций, представляющих всю необходимую учебную информацию. Информационная среда современного вуза понимается как сочетание традиционных и электронных форм обучения с постоянным наращиванием информационно-коммуникативных технологий и электрон-

23

ных ресурсов23.

Смешанное обучение может сочетать занятия, проводимые в университете, с обучением, основанным на использовании современных технологий, также происходит объединение вариативных методов, техник и ресурсов в интерактивной среде обучения. Онлайн-обучение привносит гибкость в смешанное обучение24.

Для каждой из этих концепций их отличительные черты должны быть основными характеристиками учебной деятельности. Именно эти черты являются определяющими, дополнительных особенностей каждого понятия недостаточно для идентификации формы обучения. Например, запуск приложения, основанного на использовании программных средств обучения через файл-сервер, не является электронным обучением, так же как и отправка электронного письма преподавателю после прослушанной в уни-

online-learning/articles/76415.aspx (Дата обращения: 11.10.2012)

23 Кадырова Э.А. Смешанное обучение в системе высшего образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2009, 14 января URL: http://www.eidos. ru/journal/2009/0114-3.htm (Дата обращения: 16.10.2013)

24 Blended Learning and Flexible Learning. URL: http://www.about-elearning.com/blended-learning.html#.UHYrRq63H7Y (Дата обращения:

11.10.2012)

верситете лекции не может быть признаком дистанционного обучения.

Разбор нижеприведенных кейсов помогает прояснить различия между рассматриваемыми понятиями.

Интернет-исследование, проводимое с целью выполнения учебного задания, является электронным обучением, поскольку основной вид учебной деятельности основан на использовании сети Интернет. Само по себе исследование не является формой веб-ориентированного обучения, так как оно не включает работу с учебным контентом. Однако, оно может включать просмотр учебных материалов в формате веб. Месторасположение обучающегося не имеет значения.

Обучающие игры могут быть использованы через сеть. Обучающая игра на основе веб-технологий в Интернете — это одновременно форма электронного, онлайн- и веб-ориентированного обучения, поскольку такая игра доступна в режиме реального времени и поставляется через веб. Доступ к справочному руководству пакета Microsoft Office во время изучения данного пакета программ является онлайн-обучением по той же причине, что и доступ к стандартной справке считался бы онлайн-помощью. Это не электронное или веб-ориентированное обучение, поскольку веб или компьютерные сети не задействованы в данных операциях. Также это не является и дистанционным обучением25.

Существует большое количество определений, которые делают акцент на разных аспектах электронного обучения. Приведем некоторые из них.

25 Tsai S., Machado P. E-learning, online learning, web-based learning, or distance learning: unveiling the ambiguity in current terminology. URL: http:// elearnmag.acm.org/ featured.cfm?aid=568597 (Дата обращения: 07.10.2012)

Обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, охватывает весь спектр действий — от поддержки процесса обучения до доставки учебного контента слушателям26:

«курсы, которые размещаются на сервере, подсоединенном к сети Интернет»27;

«приобретение знаний и навыков посредством использования информационных технологий, таких как программное обеспечение учебного курса через Интернет и Интранет»28;

«использование технологий с целью предоставления людям возможности обучаться в любое время и в любом

29

месте»29;

«создание распределенного сообщества пользователей, ведущих общую виртуальную учебную деятельность»30;

«обеспечение людей обучающими про-

31

граммами через электронные средства»31.

26 Глоссарий ДОТ — Борис Георгиевич Но-вокрещин URL: http://www.proshkolu.ru/user/ newmaster/file/3355738/ (Дата обращения: 26.09.2013)

27 Rossett A., ed. The ASTD E-Learning Handbook: Best Practices, Strategies, and Case Studies for an Emerging Field. — New York: Mc-Graw-Hill, 2002. - P. 55.

28 E-learning definition — Dictionaries — MSN Encarta / / World English Dictionary [World English Edition] / (P) 2009 Microsoft Corporation URL: http://uk.encarta.msn.com/dictionary_1481581127/ e-learning.html (Дата обращения: 08.10.2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 What is E-learning? / 2010 e-Learning Consulting URL: http://www.e-learningconsulting.com/ consulting/what/e-learning.html (Дата обращения: 08.10.2010).

30 BaseGroup.ru:: Система электронного обучения, Electronic learning, E-learning / 1995 — 2010 BaseGroup Labs URL: http://www.basegroup.ru/ glossary/definitions/e_learning/ (Дата обращения: 08.10.2010).

31 E-learning definition (E-learning, Online Train-

ing, Online Learning) / 1996-2010 Derek Stockley Pty

Определение термина «электронное обучение» может изменяться в зависимости от организации, в которой оно применяется, однако несомненной составляющей определения является использование электронных средств для коммуникации и обу-

32

чения .

Термин «электронное обучение» по-разному трактуется и в отечественной литературе.

В Федеральном законе № 273 « Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации, обеспечивающих обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников33.

Глоссарий34 характеризует электронное обучение (e-learning) как процесс формального и неформального обучения, учебные занятия и события, проводимые с использованием электронных средств информации (Интернет, Интранет, CD-ROM, видеозаписи, телевидение, мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры и т. д.); термин, покрывающий широкий

Ltd. URL: http://derekstockley.com.au/elearning-definition.html (Дата обращения: 08.10.2010)

32 Glossary — Learning Circuits — ASTD // E-learning Glossary / 2010 American Society for Training & Development URL: http://www.astd.org/ LC/glossary.htm (Дата обращения: 08.10.2010)

33 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16.

34 Глоссарий // E-learning World, 2004. -№ 5-6. - С. 106.

спектр приложений и процессов, таких как сетевое обучение, виртуальные аудитории и цифровая совместная работа. Отличается доставкой контента через электронные носители.

В таблице приведены понятия всех вы-шерассмотренных форм обучения, их признаки, составляющие понятия термины, а также концепции, близкие по значению к рассматриваемым понятиям.

Понятия электронного, дистанционного, веб-ориентированного и онлайн-обучения

Понятие Составляющие термины и их значения Концепции, близкие по значению Признаки

Онлайн-обучение (online learning) Онлайн, обучение Онлайн — осуществляемый в режиме реального времени через Интернет, предоставляющий услуги через Интернет. Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи, типичным значением могло быть «не вешая трубку», то есть за один телефонный звонок, в режиме реального времени Онлайн-документация, онлайн-сервис, онлайн-помощь. Онлайн-помощь — это тематическая справочная информация, доставляемая пользователю посредством программного обеспечения • Использование компьютера • Использование всегда доступного контента (в Интернете, всемирной паутине, на СЮ-диске или жестком диске компьютера)

Веб-ориентированное обучение (web-based learning) Веб, веб-технологии, обучение Веб — «Всемирная паутина», т. е. глобальная гипертекстовая система для поиска и использования ресурсов сети Интернет. Предоставляет доступ к базам данных, возможность пользования электронной почтой, проведения видеоконференций и другие информационные услуги. Веб-технологии — комплекс технических, коммуникационных, программных методов решения задач организации совместной деятельности пользователей с применением сети Интернет Веб-дизайн, веб-хостинг, веб-страница, веб-браузер, веб-приложение Использование учебных материалов в формате веб (гипертекст, гиперссылки)

Электронное обучение (electronic learning) Электронный, обучение Электронный — основанный на использовании компьютера, компьютерных сетей Электронное правительство, электронная экономика, электронная коммерция, электронный бизнес, электронная почта • Использование компьютерных сетей, электронных носителей; • Доступ к образовательным ресурсам в любое время и в любом месте

Дистанционное обучение (distance learning) 1 1 Дистанционный, обучение Дистанционный — на отдаленности, на расстоянии 1 • Наличие обратной связи • Удаленность участников процесса обучения • Использование компьютеров и компьютерных сетей не является обязательным

Таким образом, в данной работе под электронным обучением подразумевается совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, в ходе которой осуществляется развитие, образование и воспитание их личности посредством передачи знаний через электронные средства и компьютерные сети в любое время и в любом месте и формирование умений и навыков.

Литература

Глоссарий // E-learning World, 2004. — № 5-6. - 106 с.

Глоссарий ДОТ — Борис Георгиевич Ново-крещин URL: http://www.proshkolu.ru/user/ newmaster/file/3355738/ (Дата обращения: 26.09.2013)

Кадырова Э.А. Смешанное обучение в системе высшего образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2009, 14 января URL: http://www. eidos.ru/journal/2009/0114-3.htm (Дата обращения: 16.10.2013)

Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному. 2009 Информ. технологии в образовании. — Новосибирск : Изд-во НГТУ. — № 1 (17). — С. 4—5.

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России / Госкомвуз России. — М.: НИИВО, 1995.

Паршукова Г.Б. Навигационная функция электронного учебно-методического комплекса // Открытое и дистанционное образование. — 2000. — № 2. — С. 38—40.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст.16.

BaseGroup.ru: Система электронного обучения, Electronic learning, E-learning / 1995 — 2010 BaseGroup Labs URL: http://www.basegroup.ru/ glossary/definitions/e_learning/ (Дата обращения: 08.10.2010).

Blended Learning and Flexible Learning. URL: http://www.about-elearning.com/blended-learn-ing.html#.UHYrRq63H7Y (Дата обращения: 11.10.2012)

Driscoll M. Web-based Training: Designing E-Learning Experiences, 2nd edition. San Francisco, CA: Jossey-Bass/Pfeiffer, 2002. — 250 p.

E-Learning and Distance Education Differences. URL: http://www.brighthub.com/education/ online-learning/articles/76415.aspx (Дата обращения: 11.10.2012)

E-learning definition — Dictionaries — MSN Encarta // World English Dictionary [World English Edition] / (P) 2009 Microsoft Corporation URL: http://uk.encarta.msn.com/ dictionary_1481581127/e-learning.html (Дата обращения: 08.10.2010).

E-learning definition (E-learning, Online Training, Online Learning) / 1996-2010 Derek Stockley Pty Ltd. URL: http://derekstockley.com.au/elearn-ing-definition.html (Дата обращения: 08.10.2010)

Garrison D.R., Shale D. Mapping the boundaries of distance education: Problems in defining the field. The American Journal of Distance Education, 1(1), 1987. — P. 7—13.

Glossary — Learning Circuits — ASTD // E - learning Glossary / 2010 American Society for Training & Development URL: http://www. astd.org/LC/glossary.htm (Дата обращения: 08.10.2010)

Hall B. Web-Based Training Cookbook. New York, NY: John Wiley & Sons, 1997. — 315 p.

History of Distance Learning: When did Distance Learning begin? URL: http://www.brighthub. com/education/online-learning/articles/24126. aspx (Дата обращения: 12.10.2012)

Horton W.K. Designing Web-Based Training: How to Teach Anyone Anything Anywhere Anytime. New York, NY: John Wiley & Sons, 2000. — 640 p.

Keegan D. The Foundations of Distance Education. London and New York: Croom Helm, 1986. — 282 p.

Khan B.H. Web-based training. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications, 2001. — 600 p.

Malopinsky L., Kirkley J., Stein R., Duffy T. An instructional design model for online problem based learning (PBL) environments: The Learning to Teach with Technology Studio. Proceedings of the Association for Educational Communications and

Technology Conference (AECT), Denver, Colorado, October 26, 2000. - P. 7-10.

Online adjective - definition in the British English dictionary & Thesaurus - Cambridge dictionaries online URL: http://dictionary.cambridge.org/ dictionary/british/online_1?q=online (Дата обращения: 17.10.2013)

Online | Define Online at Dictionary. com. URL: http://dictionary.reference.com/browse/ online?s=b&path=/ (Дата обращения: 17.10.2013)

Online - Definition and more from the free Merriam-Webster dictionary URL: http://www. merriam-webster.com/dictionary/online (Дата обращения: 17.10.2013)

Online - Definition of Online by Macmillan Dictionary. URL: http://www.macmillandiction-ary.com/dictionary/british/online (Дата обращения: 18.10.2013)

Online Etymology Dictionary URL:

http://www.etymonline.com/index.

php?term=online&allowed_in_frame=0 (Дата обращения: 18.10.2013)

Public Broadcasting Service. Distance Learning Week, April 15-21, 2001. URL: http://www.pbs. org/ (Дата обращения: 17.10.2013)

Rosenberg M.J. E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. New York, NY: McGraw-Hill Companies, 2001. - 344 p.

Rossett A, ed. The ASTD E-Learning Handbook: Best Practices, Strategies, and Case Studies for an Emerging Field. New York: Mc-Graw-Hill, 2002. - 500 p.

Schank R.C. Designing World Class E-Learning: How IBM, GE, Harvard Business School and Columbia University Are Succeeding at E-Learning. New York: McGraw-Hill, 2002. - 387 p.

Tsai S, Machado P. E-learning, online learning, web-based learning, or distance learning: unveiling the ambiguity in current terminology. URL: http:// eleammag.acm.org/featured.cfm?aid=568597 (Дата обращения: 07.10.2012)

What is E-learning? / 2010 e-Learning Consulting URL: http://www.e-learningconsulting. com/consulting/what/e-learning.html (Дата обращения: 08.10.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.