Научная статья на тему 'Факторы эффективности электронного обучения'

Факторы эффективности электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2532
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАСИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Татьяна Александровна

В статье рассмотрены факторы, влияющие на эффективность реализации технологий электронного образования в системе вуза. Это мотивационный фактор, профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава к работе в электронной среде, учебно-методическое обеспечение и наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями у обучающихся. Указанные факторы были охарактеризованы, систематизированы и визуализированы в виде ментальной карты. Определены условия успешного внедрения и реализации электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы эффективности электронного обучения»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 37.018.4

Воробьева Татьяна Александровна

Старший преподаватель кафедры социально-массовых коммуникаций, Новосибирский государственный технический университет, vorobyeva.tatiana@gmail.com, Новосибирск

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на эффективность реализации технологий электронного образования в системе вуза. Это мотивационный фактор, профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава к работе в электронной среде, учебно-методическое обеспечение и наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями у обучающихся. Указанные факторы были охарактеризованы, систематизированы и визуализированы в виде ментальной карты. Определены условия успешного внедрения и реализации электронного обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, электронная образовательная среда, электронное обучение, эффективность, фасилитация.

На современном этапе развития отечественной системы образования происходит активное внедрение инноваций в практику многих вузов. В связи с этим возросла актуальность и интерес образовательных учреждений к изучению, разработке и использованию технологий электронного обучения (ЭО). Соответственно, изучение способов влияния на эффективность ЭО является одним из актуальных направлений исследований в области дальнейшего развития образовательных технологий.

Эффективность - одна из основных характеристик функционирования системы ЭО. Она выражает степень реализации цели, достижения намеченных результатов, степень приближения к проектируемому результату при учете затрат, направленных на достижение результата.

В целом трактовка понятий «эффективность» и «эффективный» у разных авторов схожа. В толковом словаре Т. Ф. Ефремовой, как и в толковом словаре Д. Н. Ушакова, даются следующие определения понятия «эффективный»: «приводящий к нужным результатам, действенный»; «дающий наибольший эффект, предназначенный для выполнения полезной работы» [4; 7].

В представленных словарных дефинициях общим свойством является ориентация на достижение определенного результата, которым в учебном процессе является приобретение необходимых компетенций.

Анализ научно-педагогических работ, публикаций, пособий по дистанционному образованию и ЭО показал, что авторы

отмечают важность проблемы мотивации и активности слушателей при дистанционном учебном процессе. Это связано с тем, что основу такого вида обучения составляет самостоятельная работа, в ходе которой обучающийся и преподаватель взаимодействуют опосредованно. В данных условиях уровень мотивации может явиться одним из решающих факторов, влияющим на результативность учебного процесса.

Успешное применение ЭО, по мнению А. В. Фролова, зависит от таких факторов, как: наличие надежной технологической инфраструктуры и опыта в использовании соответствующих технологий, понимание руководством вуза специфики ЭО, а также подготовленные преподаватели-инструкторы [8].

В качестве одного из критериев эффективности ЭО В. А. Куклев называет именно уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава (I II 1С), их личное участие в организации образовательного процесса, в решении учебно-воспитательных, научно-образовательных и других задач [5].

P. Shank полагает, что преподаватели должны участвовать во всех стадиях проектирования электронных курсов, включая определение предполагаемой аудитории курса, целей обучения и наилучшего формата представления учебного материала. Он подчеркивает необходимость профессиональной подготовки ППС к работе в электронной среде и применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Профессиональная подготовка включает в себя как технический,

так и концептуальный аспект. Если она осуществляется надлежащим образом, то станет весомым вкладом в успешность внедрения и реализации ЭО [Приводится по: 12].

Эффективность ЭО зависит и от того, обладают ли преподаватели соответствующими фасилитационными навыками. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.

По мнению P. Shank, если ППС не поддерживает высокий уровень фасилитационных навыков, то даже идеально спроектированный электронный курс не даст необходимых результатов ввиду невнимательности или халатного отношения со стороны преподавателя.

D. Holley считает, что преподавателям необходимо освоить новые педагогические технологии для поддержания качества электронных курсов. Также он утверждает, что ЭО достаточно сложно внедрять без поддержки и сотрудничества с ППС. Ведь именно взаимодействие ППС и обучающихся является определяющим в электронной среде обучения [Приводится по: 12].

В своих исследованиях T. Bates отмечает, что государственные высшие учебные заведения могут испытывать затруднения в реализации программ ЭО из-за сопротивления ППС работать в непривычной для них среде, а также желания в полной мере использовать преимущества физической инфраструктуры вуза. Он определяет и другие систематические препятствия, негативно отражающиеся на прогрессе обучающихся в системе ЭО, к которым относятся: недостаток профессиональной подготовки ППС к работе в электронной среде, ограниченные учебные цели и др. [9].

P. Henry разделяет мнение о том, что для успешной реализации ЭО его необходимо рассматривать и внедрять как часть организационной стратегии [Приводится по: 11].

Коллективом авторов в составе И. Х. Бик-мухаметова, Е. А. Колганова, Р. Б. Шайхис-ламова и Н. Р. Саагмановой был проведен опрос экспертов в области электронного обучения, по результатам которого было установлено, что наиболее важным фактором, от которого зависит качество электронных образовательных услуг и эффективность ЭО, является материально-техническое обеспечение.

Кроме того, значительную роль играет и мотивация администрации и ППС вуза по внедрению электронных образовательных технологий в учебный процесс, и правильное распределение обязанностей среди участников процесса ЭО. Крайне высока роль администрации учебного заведения в вопросах мотивации ППС на получение нужных результатов, поскольку именно при наличии поддержки административного корпуса продуктивность преподавательской деятельности обычно повышается [9].

Согласно мнению J. Мар^а, руководство вуза и авторитетные представители ППС, имеющие возможность принятия основополагающих решений, которые могут повлиять на судьбу проектов, связанных с ЭО путем их продвижения или препятствия их реализации в рамках вуза, являются определяющим фактором успешности ЭО [12].

Индивидуальный подход к обучению и уровень ИКТ-знаний учащихся оказывают значительное влияние на эффективность ЭО.

Учебно-методическое обеспечение также оказывает влияние на развитие ЭО. Действительно, полноценный учебный процесс представляется невозможным при необеспеченности образовательной деятельности учебно-методическими комплексами, неоперативном обновлении учебных материалов или их низкой эффективности, недоступности или неполноты. Эту точку зрения разделяет и коллектив авторов в составе А. И. Григорьева, Ш. М. Минасова, Н. С. Минасовой.

Очень важным фактором является несоответствие кадрового потенциала вузов требованиям широкого применения ИКТ. Это касается как подготовки ППС, так и тьюторов по всем аспектам применения ИКТ в образовательном процессе [1].

Особое внимание требуется уделять вопросам контроля знаний обучающихся. Сложность состоит в том, что, с одной стороны, слушатель находится на расстоянии от преподавателя и затруднительно проверить, кто именно выполнил задание, а с другой стороны, целесообразно для этой цели использовать компьютерные технологии.

Среди других факторов, оказывающих влияние на развитие и эффективность ЭО, были отмечены следующие: нормативно-правовое обеспечение, наличие системы

66

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2015

менеджмента качества образования, информационное обеспечение, финансовое обеспечение и др.

Для эффективного функционирования системы ЭО необходимо, чтобы обучение строилось по индивидуальной траектории. Реализации индивидуального подхода способствует модульная структура курса обучения, при которой обучающийся имеет возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога в зависимости от уровня подготовки. Необходимо отметить, что объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию к обучению.

A. И. Григорьев, ш. М. Минасов, Н. С. Минасова полагают, что в рамках организации процесса взаимодействия обучающегося с системой ЭО эффективность определяется возможностью представления фрагментов учебного материала в различных формах и с разным уровнем детализации в зависимости от различных факторов: начального уровня подготовки, способности восприятия учебного материала, пропускной способности каналов связи для технологии дистанционного доступа и т. п. [3].

По мнению В. А. Куклева, эффективность ЭО зависит от уровня интеллектуального потенциала среды электронного обучения и от уровня самообразования и саморазвития личности, а результаты ЭО зависят от целевой установки и коммуникативных способностей обучающихся [5].

B. О'СопиеП полагает, что те обучающиеся, которые не владеют навыками работы с компьютером, или те, которые больше привыкли к традиционной очной форме обучения, испытывают затруднения, связанные с восприятием учебного материала в электронной среде [Приводится по: 12].

Подобным образом D. Но11еу предполагает, что даже те обучающиеся, которые более настойчивы и мотивированы, должны пройти подготовительный курс по работе в электронной образовательной среде. Отсутствие навыков владения ИКТ может стать проблемой для обучающихся в системе ЭО, и если они не прошли подобный подготовительный курс, то не смогут извлечь максимальную пользу из такой формы обучения. Более того, недостаток навыков владения

ИКТ является одной из главных причин отказа от ЭО [Приводится по: 12].

M. James и M. Voigt полагают, что электронный курс эффективен только в том случае, если преподаватели помогают обучающимся сориентироваться в нем и направляют их в ходе обучения. Также преподаватели должны обеспечить частую и своевременную обратную связь, быть организованы и доступны для обучающихся для получения консультаций [11].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение и реализация ЭО могут быть осуществлены только при выполнении следующих условий.

1. Организационные изменения: подготовка учебного заведения к внедрению ЭО. Перед внедрением ЭО руководство вуза должно четко понять роль и специфику подобной формы обучения и осознать необходимость применения системного подхода при внедрении ЭО. Также необходимо осуществить подготовку сотрудников вуза, которые будут задействованы в процессе ЭО, к их видоизмененным обязанностям, к работе в электронной среде. Так как многих представителей ППС пугает перспектива работы с ИКТ, то следует организовать курсы по изучению используемых технологий.

2. Нормативно-правовое обеспечение. Стратегические цели в отношении ЭО, алгоритмы действий, на основе которых осуществляется сопровождение и аттестация обучающихся, должностные обязанности сотрудников, участвующих в процессе ЭО, должны быть нормативно закреплены. Также необходимо решить такие проблемы, как отсутствие должной защиты информационных ресурсов и охраны авторских прав.

3. Высокий интеллектуальный потенциал среды ЭО. Электронная образовательная среда обеспечивает освоение образовательных программ обучающимися.

Только при выполнении указанных условий есть смысл практиковать электронную форму обучения в вузах.

На основе проведенного анализа были выделены и систематизированы факторы, влияющие на эффективность ЭО (рис.).

Для контроля эффективности ЭО необходимо постоянно осуществлять мониторинг организации учебной деятельности, состояния и результатов образовательного процесса.

Педагогические технологии

ИКТ

Индивидуальный подход к обучению

Методы и средства ЭО

Рис. Факторы, влияющие на эффективность электронного обучения

Необходимые условия и факторы, влияющие на эффективность ЭО, имеют непосредственное отношение к способности каждого отдельно взятого человека преобразовывать полученные знания и навыки в образование, т. е. в персонифицированную систему этических, культурных и профессиональных ценностей, а также в способности применять эту систему в различных областях духовной и практической деятельности человека. Таким образом, ошибочно полагать, что лишь применение ИКТ в учебном процессе автоматически повысит его эффективность.

Библиографический список

1. Бикмухаметов И. Х., Колганов Е. А., Шай-хисламов Р. Б., Сагманова Н. Р. Факторы обеспечения качества электронного обучения в вузе // Электронный науч. журнал «Управление эконо-

мическими системами». - 2012. - № 11. - С. 62.

2. Воробьёва Т. А. К вопросу о понятии «электронного обучения» // Идеи и идеалы. - 2014. -Т. 2, № 1. - С. 143-152.

3. Григорьев А. И., Минасов Ш. М, Минасо-ва Н. С. Оценка эффективности инструментов формирования контента виртуального пространства знаний // Телематика 2009. Труды Всероссийской научно-практической конференции. -СПб.: Универ. коммуникации, 2009. - С. 240-241.

4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный (онлайн-версия) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-teim-123174.htm (дата обращения: 01.04.2015).

5. Куклев В. А. Электронное обучение с помощью мобильных устройств в любое время и в любом месте. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 356 с.

6. Лопатина В. А. Документные коммуникации в обеспечении образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2015

68

№ 9. - C. 263-266.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.slovoblog.ra/?search=%FD%F4%F4%E5%E A%F2%E8%E2%ED%FB%E9 (дата обращения: 01.04.2015).

8. Фролов А. В. Проблема «встраивания» электронного обучения в структуру традиционного университета // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», 2010. - С. 153-163.

9. Andersson A., Gronlund A. A conceptual framework for E-learning in developing countries: A critical review of research challenge // The

Electronic Journal on Information Systems in Developing Countries. - 2009. - № 38(2). - P. 1-16.

10. Bates T. The Online Higher Education Market in the USA [Электронный ресурс]. - URL: www.tonybates.ca/2010/02/08/the-online-higher-education-market-in-the-usa (дата обращения: 01.04.2015).

11. James M., Voigt M. Tips from the trenches: Delivering online courses effectively // Business Education Forum. - 2001. - Vol. 55, № 3. - P. 56-60.

12. Mapuva J. Confronting challenges to e-learning in higher education institutions // International Journal of Education and Development Using Information and Communication Technology. - 2009. - Vol. 5, № 3. - P. 101-114.

Vorobyeva Tatyana Aleksandrovna

Assist. Prof. of the Department of Social and Mass Communications, Novosibirsk State Technical University, vorobyeva.tatiana@gmail.com, Novosibirsk

FACTORS INFLUENCING THE EFFICACY OF E-LEARNING

Abstract. The article examines the factors affecting the effectiveness of the implementation of e-learning technologies in the university. This is a motivational factor, training teaching staff to work in an electronic environment, training and methodological support and the availability of skills in information and communication technology among students. These factors have been described, classified and visualized in the form of mental maps. The conditions were defined for the successful introduction and implementation of e-learning.

Keywords: e-learning, e-learning environment, e-learner, e-course, information and communication technologies, efficacy, facilitation.

Поступила в редакцию 25.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.