Научная статья на тему 'Дидактический потенциал дистанционного обучения иностранному языку студентов экономического вуза'

Дидактический потенциал дистанционного обучения иностранному языку студентов экономического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGIES / PRACTICE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Марина Геннадьевна

Образование представляет собой инвестиции в «человеческий капитал» и по своей природе является одним из самых информационноемких процессов. Данная статья посвящена комплексному исследованию сетевого дистанционного образования и его дидактического потенциала. Особое внимание уделено гуманистической направленности дистанционного обучения, важнейшим принципам, составляющим основу процесса обучения иностранным языкам. В заключении приводится обобщенная характеристика дистанционного обучения с учетом опыта ведущих отечественных и зарубежных языковых школ и практики преподавания иностранных языков в экономическом вузе. По мере развития информационных и педагогических технологий дистанционное обучение как одна из форм получения образования становится все более востребованным и по праву занимает свое место на рынке образовательных услуг. Использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает для преподавателя и студента безграничные возможности передавать и приобретать, совершенствовать и расширять знания по любой академической дисциплине, в том числе и по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE AND ITS DIDACTIC POTENTIAL IN TEACHING STUDENTS OF ECONOMICS

Education is an investment in "human capital" and is by nature one of the most information-intensive processes. This article is devoted to the study of complex network of distance education and its didactic potential. Particular attention is paid to the humanistic orientation of distance learning, the most important principles that are the basis for the process of language teaching. It concludes with a generalized description of distance learning based on the experience of leading domestic and foreign language schools and the practice of foreign language teaching in the economic institution. With the development of information and educational technology for distance learning as a form of education is becoming more and more popular, and rightly takes its place in the educational market. The use of information and communication technologies (ICT) provide for faculty and students unlimited opportunities to transmit and acquire, improve and expand the knowledge of any academic discipline, including a foreign language.

Текст научной работы на тему «Дидактический потенциал дистанционного обучения иностранному языку студентов экономического вуза»

УДК 378.881.1:004.9. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Кудрявцева М.Г.

Образование представляет собой инвестиции в «человеческий капитал» и по своей природе является одним из самых информационноемких процессов. Данная статья посвящена комплексному исследованию сетевого дистанционного образования и его дидактического потенциала. Особое внимание уделено гуманистической направленности дистанционного обучения, важнейшим принципам, составляющим основу процесса обучения иностранным языкам. В заключении приводится обобщенная характеристика дистанционного обучения с учетом опыта ведущих отечественных и зарубежных языковых школ и практики преподавания иностранных языков в экономическом вузе. По мере развития информационных и педагогических технологий дистанционное обучение как одна из форм получения образования становится все более востребованным и по праву занимает свое место на рынке образовательных услуг. Использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает для преподавателя и студента безграничные возможности передавать и приобретать, совершенствовать и расширять знания по любой академической дисциплине, в том числе и по иностранному языку.

Ключевые слова: дистанционное обучение; информационные технологии; практика; образование.

DISTANCE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE AND ITS DIDACTIC POTENTIAL IN TEACHING STUDENTS OF ECONOMICS

Kudryavtseva M.G.

Education is an investment in "human capital" and is by nature one of the most information-intensive processes. This article is devoted to the study of complex network of distance education and its didactic potential. Particular attention is paid to the humanistic orientation of distance learning, the most important principles that are the basis for the process of language teaching. It concludes with a generalized description of distance learning based on the experience of leading domestic and foreign language schools and the practice of foreign language teaching in the economic institution. With the development of information and educational technology for distance learning as a form of education is becoming more and more popular, and rightly takes its place in the educational market. The use of information and communication technologies (ICT) provide for faculty and students unlimited opportunities to transmit and acquire, improve and expand the knowledge of any academic discipline, including a foreign language.

Keywords: distance learning; information technologies; practice; education.

Анализ технических возможностей компьютерных телекоммуникационных сетей по реализации информационного обмена между объектами и субъектами учебного процесса показывает, что дидактический потенциал сетей для целей дистанционного обучения прежде всего связан с возможностью активной коммуникативной деятельности обучаемого, являющейся важнейшей составной частью обучения иностранным языкам [1].

В связи с вышесказанным, дистанционное обучение иностранным языкам посредством использования компьютерных сетей представляется наиболее интересным.

Кроме коммуникационных услуг, современные сети выполняют функцию аккумулятора и хранителя колоссального объёма информации в различных областях человеческих знаний и деятельности. Вся информация содержится в памяти главных машин сети, и доступ к ней может получить любой пользователь. Для того чтобы не потеряться в этом безграничном пространстве, быстро и целенаправленно находить необходимые сведения, в компьютерные сети внедряются специальные поисковые программные системы, облегчающие для пользователя поиск и получение информации на свой компьютер. В настоящее время существуют несколько конкурирующих между собой систем, таких как Windows, Opera, Google, Yahoo и др. Работа этих систем основана на гибкой гипертекстовой модели доступа к информационным ресурсам сети.

С уверенностью можно утверждать, что гипертекстовый принцип нахождения и извлечения информации уже сам по себе обладает дидактическим потенциалом. Этот потенциал связан непосредственно с семантическим аспектом информации, а также с возможностью выбора оптимальной, в обучающем смысле, структуры этого доступа. Следовательно, гипертекст как один из инструментов получения информации в сети может рассматриваться и как инструмент овладения знаниями при условии профессионально-педагогического подхода к подбору и структурированию обучающей информации [2]. Другими словами, на основе гипертекстового принципа могут разрабатываться достаточно эффективные обучающие курсы для целей дистанционного обучения. Степень эффективности подобных курсов будет определяться тем, насколько успешной будет их методика, учитывающая конкретные технические и дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей. Следует отметить особенную привлекательность гипертекста при обучении иностранным языкам. Изучающие данный предмет знают, как много времени тратится на поиски зна-

чения или произношения нужного слова в словаре, его грамматической формы в справочнике, как важна своевременная подсказка или помощь. В обучающих курсах, созданных на основе гипертекста, все эти проблемы решает компьютер. Кроме того, современные гипертекстовые сетевые системы, предлагающие пользователю оперативный доступ к электронной почте, дают обучаемому возможность обратиться за консультацией к преподавателю-куратору, и получить необходимую консультацию. Нельзя не подчеркнуть то, что работа с таким курсом будет иметь четко выраженный коммуникативно-деятельностный характер. Данное обстоятельство делает дистанционное обучение иностранным языкам с использованием компьютерных сетей особенно эффективным.

Вся история развития дистанционное обучения - свидетельство его гуманистической направленности. Дистанционное обучение иностранным языкам с использованием компьютерных сетей может оказаться единственным возможным способом следующих категорий обучаемых:

- учащиеся, проживающие в отдалённых местностях и не имеющие возможности посещать школу, курсы или пользоваться услугами репетитора;

- инвалиды; учащиеся, не имеющие возможности посещать регулярные занятия в учебном заведении из-за продолжительной болезни;

- люди, вынужденные часто менять место жительства в связи со спецификой работы (геологи, военные, строители и др.), для которых система дистанционного обучения дает возможность проходить обучение по одной программе и с постоянным преподавательским составом.

Такая форма изучения иностранного языка может оказаться существенной поддержкой для:

- студентов и школьников, стремящихся углубить свои знания и применить их, а также полученные умения и навыки на практике, участвуя в различных проектах, конференциях, переписке; конкурсах;

- старшеклассников, которые хотят систематизировать ранее полученные знания и для подготовки к поступлению в ВУЗ;

- лиц стремящихся изучить второй или третий иностранный язык самостоятельно и др.

Итак, наличие достаточно широкого круга потенциальных потребителей позволяет сделать вывод о том, что дистанционное обучение как новая форма получения образования будет востребованным, и, следовательно, найдет свое место на рынке образовательных услуг, приобретая новые возможности и вариативность по мере развития информационных и педагогических технологий. Использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает для преподавателя и студента безграничные возможности передавать и приобретать, совершенствовать и расширять знания по любой академической дисциплине, в том числе и по иностранному языку. Обучение при помощи интернет-технологий позволяет сфокусировать внимание преподавателя на потребностях студента, осуществляя индивидуальный подход и стимулируя самостоятельность и активность обучаемых.

Однако следует отметить, что дистанционное обучение, как процесс самообразования на основе автономных курсов, не предполагающих регулярного взаимодействия с преподавателем, довольно сложен для большинства обучаемых в силу того, что предъявляет к студентам особые требования в отношении самодисциплины и мотивации. От мотивации и готовности к регулярной самостоятельной работе, а также от эффективности организации и качества используемых методических материалов, руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе, зависят успешность и качество дистанционного обучения.

Следовательно, основу процесса обучения иностранным языкам средствами дистанционного обучения составляет самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Возникает необходимость в создании гибкой системы образования, позволяющей приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.

Самостоятельное приобретение знаний - это не пассивный процесс. Обучаемый с самого начала вовлечен в активную познавательную деятельность, связанную с овладением знаниями, навыками и умениями, а также их применением для решения практических задач в совместной творческой деятельности в группах.

Кроме работы с готовым программным продуктом, современные технологии позволяют приобретать и совершенствовать знания, умения и навыки, обращаясь к ресурсам Интернета. Используя специально разработанную для интерактивного обучения оболочку (например, Moodle), ведущие преподаватели известных языковых школ проводят занятия в режиме он-лайн как по иностранным языкам, так и по широкому спектру общественных и прикладных наук. Студенты получают возможность не только приобретать знания по изучаемому языку, но и практикуются в непосредственном общении с носителями языка, своими коллегами из других стран, обмениваются профессиональной информацией, оказывают друг другу академическую помощь, таким образом, участвуя в межкультурной коммуникации. Ярким примером может служить сайт WIZIG.com. Эта базирующаяся на Интернет-технологиях платформа предлагает преподавателям и студентам, имеющим одинаковые профессиональные и учебные интересы, свободный доступ к образовательному контенту, тестовой и информационной базе. В виртуальном классе, владея всеми преимуществами цифровых технологий, студенты и преподаватели могут работать с помощью программ Image, PowerPoint (проведение презентаций и знакомство с документами на иностранном языке), обмениваться аудио и видео файлами, общаться в режиме реального времени с зарубежными коллегами и партнерами.

Все занятия на сайте WiZiQ автоматически записываются, чтобы можно было рассмотреть материал повторно и даже выполнять поиск по определенной теме. WiZiQ позволяет создавать свои учебные материалы и конвертировать их в доступном формате, для того, чтобы обсудить в группе или с преподавателем, разместить в блоге и получить комментарии других участников.

Следовательно, для успешной организации самостоятельной работы с использованием средств дистанционного обучения необходимо несколько условий:

- правильная постановка целей обучения иностранному языку;

- наличие технологий, в том числе мультимедийных средств, а также доступ к сети Интернет;

- умение обучаемых работать с компьютером и средствами мультимедиа;

- мотивация студентов к изучению иностранного языка.

Следует подчеркнуть, что история и современная практика организации получения образования дистанционно свидетельствуют о наличии ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Во-первых, дистанционное образование предоставляет весь спектр уровней подготовки: от начального до высшего образования, и предназначено для людей разных возрастных категорий: от маленьких детей до людей старшего возраста. Во-вторых, круг преподаваемых дисциплин также чрезвычайно разнообразен: от стенографии или горного дела до получения высшего образования. В-третьих, увеличение количества желающих получить дистанционное образование объясняется, прежде всего, тем, что высшее образование стало практически необходимо при приеме на высокооплачиваемую работу. Однако не все имеют возможность тратить время на посещение дневных, вечерних и заочных учебных заведений. Гораздо удобнее бывает самостоятельно распределять свое время, используя ресурсы дистанционного обучения. В последнее время количество студентов, обучающихся в таком режиме, растет быстрее, чем число студентов дневных отделений. Как известно, спрос рождает предложение, и количество «открытых» университетов также увеличивается. В-четвертых, правительства многих стран осознают, что обучать студентов дистанционно гораздо дешевле, чем предоставлять им возможность посещать лекционные занятия. Тем более что многие институты заочного обучения существуют за счет собственных средств, так как желающих получить образование всегда достаточно. В- пятых, постоянными

студентами учебных заведений дистанционного типа являются сотрудники компаний, направленные работодателями на курсы повышения квалификации. В США, например, на это ежегодно тратится около $50 млрд. В-шестых, еще одной группой пользователей системы дистанционного обучения являются абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на дневное или вечернее отделения в выбранный ВУЗ. В этом случае поступление на отделение дистанционного образования, специальности на котором полностью дублируют курсы дневного обучения, является достойной альтернативой. Причем дипломы, полученные в таком режиме обучения, ничем не отличаются от стандартных.

Однако, помимо интернета, применяются и другие способы интерактивного общения и обучения. Например, студенты и преподаватели используют спутниковое ТВ-вещание для демонстрации лекций и семинаров, может быть организован режим конференц-связи для двухстороннего общения.

До настоящего времени значительное число институтов дистанционного образования работает в режиме одностороннего общения. Обучение через видео кассеты применяется в 52% институтов США, аудио кассетами пользуются 10% институтов, а 9% организаций проводят «живые» видео-трансляции. Одновременно все более широкое распространение получает использование интерактивного видео (37% институтов), аудио конференций (11% институтов) или онлайн конференций через интернет (52% институтов)[3]. Самым перспективным направлением взаимодействия студентов и ВУЗов является трансляции лекций и семинаров через глобальную сеть, однако не у всех имеется достаточная скорость интернет-канала и, например, WEB-камеры, необходимые для полноценного общения. К тому же, значительное число дистанционно обучающихся студентов проживают не в самых развитых странах, где довольно маленький процент жителей пользуется продуктами современных технологий.

Тем не менее, имеющиеся технические средства дают возможность выбора оптимального режима обучения и, естественно, способствуют продвижению дистанционного обучения в мире. Например, в США на данный момент дис-

танционно обучается около 400 тысяч студентов. Однако стоит заметить, что многие из них получают дистанционное образование дополнительно к основному высшему, изучая какой-то определенный курс без отрыва от учебного процесса [3]. Во всех странах, где развито удаленное обучение, в последние годы наблюдается тенденция к глобализации.

Можно наверняка утверждать, что в XXI веке, по мере продвижения человечества по пути совершенствования информационных технологий, дистанционное образование станет играть все более значимую роль, благодаря своей уникальной природе, гибкости и вариативности форм и методов.

Список литературы

1. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. URL: http://www.e-

joe.ru/sod/98/1_98/st007.htm (дата обращения 25.09.2012).

2. Материалы Конференции «Образование в 21 веке», URL:

http://www.microsoft.com/rus/edu2010/ (дата обращения 28.08.2012).

3. Cnews analytics (он-лайн журнал) URL:

http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php?a=nav&c=getForm&r=navDesc&id_res=16 52&d=light (дата обращения 20.09.2012)

References

1. Polat E.S. Organizacija distancionnogo obuchenija inostrannomu jazyku na baze kompjuternyh telekommunikacij [Distance learning a foreign language on the basis of computer telecommunications]. http://www.e-joe.ru/sod/98/1_98/st007.htm (accessed 25.09.2012)

2. Materialy Konferencii «Obrazovanie v 21 veke.» [ Proceedings of the Conference "Education in the 21st Century"]. http://www.microsoft.com/rus/edu2010/ (accessed 28.08.2012)

3. Cnews analytics (online magazine).

http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php?a=nav&c=getForm&r=navDesc&id_res=16 52&d=light (accessed 20.09.2012)

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кудрявцева Марина Геннадьевна, доцент кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов, кандидат педагогических наук

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Бутлерова, д.4, г. Казань, 420012, Россия kafanglnem @mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kudryavtseva Marina Gennadevna, associate professor, the of Foreign Languages Department for Economcs, Business and Finance

Kazan (Volga Region) Federal University

4, Butlerov str., Kazan, 420012, Russia kafanglnem @mail. ru

Рецензент:

Марданшина Римма Марсельевна, доцент, к.пед.н., ФГАОУВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт экономики и финансов, кафедра иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.