Научная статья на тему 'СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ "МЕНЕДЖМЕНТ" В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ "МЕНЕДЖМЕНТ" В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ / СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СООБЩЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагбанова Юлия Борисовна

В статье автором отмечается роль преподавания управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент»: у студента формируются знания о реалиях деятельности личности, предприятия, социальных групп с точки зрения бизнес-коммуникаций; изучая управленческие дисциплины, студент может оценивать состояние трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов для принятия управленческих решений; они закладывают основы для восприятия будущими бакалаврами-менеджерами важности развития корпоративной культуры и социально-психологического климата в организации. Автором представлен анализ литературы по использованию педагогических приемов преподавания управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент», делается акцент на приемах с применением интерактивных методов, информационной модели, а также на педагогическом приеме - разбор конкретной ситуации. В статье обосновывается актуальность такого педагогического приема, как сопоставительный прием в преподавании управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент», так как он дает возможность преподавателю преподносить информационный материал по таким дисциплинам, как «Разработка управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Персональный менеджмент», «Конфликтология» и др. через сопоставление (сравнение) вымышленных организационных, межгрупповых, межличностных ситуаций через «идеализированные образы» с реальными организационными действиями и бизнес-ситуациями. Это важно и в связи с тем, что современные бизнес-процессы - это постоянные риски, предпринимательские проблемы, решение которых зависит от эффективных управленческих решений. В этом плане, сопоставительный прием обучения позволяет будущим менеджерам получить навыки овладения наиболее эффективными способами и методами управленческих решений. Автор статьи апробировал сопоставительный прием обучения с помощью работы студенческих команд, а также визуализации информационных сообщений, в рамках преподавания управленческой дисциплины «Конфликтология» для будущих выпускников-менеджеров. Автор приводит конкретные примеры реализации выше описанного приема: на лекционных занятиях через использование сказочных конфликтов, которые, с одной стороны, могут сопоставляться с реальными конфликтами в социальных группах, организациях, а с другой стороны, методы разрешения сказочных конфликтов могут применяться в реальных межличностных или в межгрупповых конфликтах; также через удачные примеры из рекламы, где показываются поведенческие противоречия между организациями с помощью вымышленных образов, которые можно сопоставить с реальными организационными противоречиями. Отмечается, что данный педагогический прием может реализовываться, как на практических, так и на лекционных занятиях, с помощью работы студенческих команд, а также через визуализацию информационных сообщений. В статье представлен пример визуализации информационных сообщений: на лекциях преподаватель после теоретических установок может показать видеосюжетный ряд конфликтных ситуаций из разных сфер жизнедеятельности, а студенты должны разобрать, какие роли участники того или иного конфликта выполняют; в качестве домашнего задания, к примеру, по видам организационных конфликтов, обучающиеся могут самостоятельно подобрать видеосюжет и представить его на практическом занятии. По результатам анализа применения сопоставительного приема обучения в рамках преподавания управленческой дисциплины «Конфликтология» для будущих выпускников-менеджеров, автор отмечает его эффективность, так как он позволяет преподавателю более доступно и точечно объяснять закономерности возникновения и развития конфликтов, показывать, как можно управлять разными видами конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между отдельными личностями, социальными группами и организациями. Кроме этого, данный педагогический прием дает возможность будущим менеджерам получить определенные навыки с точки зрения организации управленческих решений, приближенных к реальным бизнес-процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE TEACHING METHOD AS ONE OF THE PEDAGOGICAL METHODS OF TEACHING MANAGEMENT DISCIPLINES FOR BACHELORS OF THE DIRECTION "MANAGEMENT" IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In the article, the author notes the role of teaching management disciplines for bachelors of the "Management" direction: the student develops knowledge about the realities of the activity of an individual, enterprise, social groups from the point of view of business communications; studying management disciplines, the student can assess the state of labor, material, financial and other resources for making managerial decisions; they lay the foundations for future bachelor managers' perception of the importance of developing corporate culture and socio-psychological climate in the organization. The author presents an analysis of the literature on the use of pedagogical methods of teaching management disciplines for bachelors of the "Management" direction, emphasis is placed on methods using interactive methods, an information model, as well as on pedagogical methods - analysis of a specific situation. The article substantiates the relevance of such a pedagogical technique as a comparative technique in teaching management disciplines for bachelors of the direction "Management", since it allows the teacher to present information material on such disciplines as "Development of management decisions", "Strategic management", "Personal management", "Conflictology", etc. through comparison (comparison) of fictitious organizational, intergroup, interpersonal situations through "idealized images" with real organizational actions and business situations. This is also important due to the fact that modern business processes are constant risks, entrepreneurial problems, the solution of which depends on effective management decisions. In this regard, the comparative training method allows future managers to acquire the skills of mastering the most effective ways and methods of management decisions. The author of the article tested a comparative teaching method using the work of student teams, as well as visualization of information messages, as part of teaching the management discipline "Conflictology" for future graduate managers. The author gives specific examples of the implementation of the above-described technique: in lectures through the use of fairy-tale conflicts, which, on the one hand, can be compared with real conflicts in social groups, organizations, and on the other hand, methods for resolving fairy-tale conflicts can be applied in real interpersonal or intergroup conflicts; also through good examples from advertisements, where behavioral contradictions between organizations are shown using fictional images that can be compared with real organizational contradictions. It is noted that this pedagogical technique can be implemented, both in practical and in lectures, with the help of student teams, as well as through the visualization of information messages. The article presents an example of visualization of information messages: in lectures, the teacher, after theoretical attitudes, can show a video plot series of conflict situations from different spheres of life, and students must make out what roles the participants in one or another conflict perform; as a homework assignment, for example, according to the types of organizational conflicts, students can independently select a video plot and present it in a practical lesson. Based on the results of the analysis of the application of a comparative teaching method in the framework of teaching the management discipline "Conflictology" for future graduates-managers, the author notes its effectiveness, since it allows the teacher to more easily and pointwise explain the patterns of occurrence and development of conflicts, to show how it is possible to manage different types of conflict situations that can arise between individuals, social groups and organizations. In addition, this pedagogical technique enables future managers to acquire certain skills in terms of organizing management decisions that are close to real business processes.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ "МЕНЕДЖМЕНТ" В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №6, Том 9 / 2021, No 6, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://mir-nauki.com/PDF/31PDMN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шагбанова, Ю. Б. Сопоставительный прием обучения, как один из педагогических приемов преподавания управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент» в высшем учебном заведении / Ю. Б. Шагбанова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 6. — URL: https ://mir-nauki.com/PDF/31PDMN621 .pdf

For citation:

Shagbanova Ju.B. Comparative teaching method as one of the pedagogical methods of teaching management disciplines for bachelors of the direction "Management" in a higher educational institution. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(6): 31PDMN621. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Шагбанова Юлия Борисовна

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет

имени А.Н. Туполева — КАИ», Казань, Россия Доцент кафедры «Социологии, политологии и менеджмента» Кандидат исторических наук, доцент E-mail: chagbanovajuli@mail.ru

Сопоставительный прием обучения, как один из педагогических приемов преподавания управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент»

в высшем учебном заведении

Аннотация. В статье автором отмечается роль преподавания управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент»: у студента формируются знания о реалиях деятельности личности, предприятия, социальных групп с точки зрения бизнес-коммуникаций; изучая управленческие дисциплины, студент может оценивать состояние трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов для принятия управленческих решений; они закладывают основы для восприятия будущими бакалаврами-менеджерами важности развития корпоративной культуры и социально-психологического климата в организации. Автором представлен анализ литературы по использованию педагогических приемов преподавания управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент», делается акцент на приемах с применением интерактивных методов, информационной модели, а также на педагогическом приеме — разбор конкретной ситуации.

В статье обосновывается актуальность такого педагогического приема, как сопоставительный прием в преподавании управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент», так как он дает возможность преподавателю преподносить информационный материал по таким дисциплинам, как «Разработка управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Персональный менеджмент», «Конфликтология» и др. через сопоставление (сравнение) вымышленных организационных, межгрупповых, межличностных ситуаций через «идеализированные образы» с реальными организационными действиями и бизнес-ситуациями. Это важно и в связи с тем, что современные бизнес-процессы — это постоянные риски, предпринимательские проблемы, решение которых зависит от эффективных управленческих решений. В этом плане, сопоставительный прием обучения

позволяет будущим менеджерам получить навыки овладения наиболее эффективными способами и методами управленческих решений.

Автор статьи апробировал сопоставительный прием обучения с помощью работы студенческих команд, а также визуализации информационных сообщений, в рамках преподавания управленческой дисциплины «Конфликтология» для будущих выпускников-менеджеров.

Автор приводит конкретные примеры реализации выше описанного приема: на лекционных занятиях через использование сказочных конфликтов, которые, с одной стороны, могут сопоставляться с реальными конфликтами в социальных группах, организациях, а с другой стороны, методы разрешения сказочных конфликтов могут применяться в реальных межличностных или в межгрупповых конфликтах; также через удачные примеры из рекламы, где показываются поведенческие противоречия между организациями с помощью вымышленных образов, которые можно сопоставить с реальными организационными противоречиями. Отмечается, что данный педагогический прием может реализовываться, как на практических, так и на лекционных занятиях, с помощью работы студенческих команд, а также через визуализацию информационных сообщений. В статье представлен пример визуализации информационных сообщений: на лекциях преподаватель после теоретических установок может показать видеосюжетный ряд конфликтных ситуаций из разных сфер жизнедеятельности, а студенты должны разобрать, какие роли участники того или иного конфликта выполняют; в качестве домашнего задания, к примеру, по видам организационных конфликтов, обучающиеся могут самостоятельно подобрать видеосюжет и представить его на практическом занятии.

По результатам анализа применения сопоставительного приема обучения в рамках преподавания управленческой дисциплины «Конфликтология» для будущих выпускников-менеджеров, автор отмечает его эффективность, так как он позволяет преподавателю более доступно и точечно объяснять закономерности возникновения и развития конфликтов, показывать, как можно управлять разными видами конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между отдельными личностями, социальными группами и организациями. Кроме этого, данный педагогический прием дает возможность будущим менеджерам получить определенные навыки с точки зрения организации управленческих решений, приближенных к реальным бизнес-процессам.

Ключевые слова: педагогический прием; бизнес-коммуникации; сопоставительный прием обучения; управленческие дисциплины; конфликт; конфликтные ситуации; визуализация информационных сообщений

Введение

В современном высшем учебном заведении, особенно если речь идет о техническом вузе, проявляются тенденции, когда наряду с техническими направлениями развиваются и экономические, социо-гуманитарные направления, поскольку вуз сегодня — это мобильная коммуникативная и образовательная площадка, где кроме учебных, образовательных, исследовательских, воспитательных процессов, реализуются предпринимательские, организационные и иные процессы. В Казанском национальном исследовательском техническом университете (далее КНИТУ — КАИ) осуществляется подготовка по

https://mir-nauki.com

направлению «Менеджмент», в рамках которого преподаются экономические, исторические, философские, математические, социо-гуманитарные, управленческие дисциплины. Выпускники, выше указанного направления, без определенных философских, этических, политологических, исторических представлений не смогут глубоко осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в единстве всех ее законов и противоречий [1]. Тем более надо учесть, что выстраивание эффективного производства требует прихода во все сферы нового типа работника: не только грамотного профессионально, но и со сложившейся системой ценностей, уважительно относящегося к другому человеку, желающего быть полезным людям, стремящегося к самоактуализации [2].

В процессе преподавания управленческих дисциплин будущим выпускникам направления «Менеджмент» реализуются следующие задачи:

во-первых, у студента формируются знания о реалиях деятельности личности, предприятия, социальных групп с точки зрения бизнес-коммуникаций;

в-вторых, студент, изучая управленческие дисциплины, может оценивать состояние трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов для принятия управленческих решений;

в-третьих, они закладывают основы для восприятия будущими бакалаврами-менеджерами важности развития корпоративной культуры и социально-психологического климата в организации.

Изучение управленческих дисциплин студентами по направлению «Менеджмент» актуально и в связи с тем, что управленческая деятельность организации связана с бизнес-проблемами, конкретными конфликтными ситуациями, которые необходимо не просто избегать или приглушать, а уметь выстраивать правильные диалоги и коммуникации организации, применять методы управления ими.

Среди управленческих дисциплин направления «Менеджмент» можно выделить такие как: «Разработка управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Персональный менеджмент», «Конфликтология» и другие. Для того, чтобы будущие менеджеры могли получить определенные навыки с точки зрения организации управленческих решений, необходимо, чтобы студенты были приближены к анализу реальных бизнес-ситуаций, поэтому содержательный аспект управленческих дисциплин должен этому соответствовать.

Анализ литературы по использованию приемов преподавания управленческих дисциплин бакалаврам по направлению «Менеджмент» в высшем учебном заведении

В процессе преподавания учебных дисциплин для будущих выпускников-менеджеров используются традиционные методы обучения, такие как лекция, практические занятия, лабораторные работы, в тоже время, в их рамках применяются современные нестандартные педагогические приемы преподавания управленческих дисциплин. Так, в работах Базавлуцкой Л.М. прописываются традиционные (объяснение, лекция, упражнение, тестирование и др.) и интерактивные (метод проектов, деловые и имитационные игры и др.) педагогические приемы профессиональной подготовки бакалавров [3, с. 54], конкретизируются такие приемы обучения, как лекция с заранее запланированными ошибками, которая рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации;

Роль управленческих дисциплин в подготовке бакалавров по направлению «Менеджмент»

лекция-конференция, как научно-практическое занятие при заблаговременном определении проблемы и предоставлением студенческих докладов длительностью 5-10 минут [4, с. 34].

Анализируя приемы преподавания управленческих дисциплин, Арбузова Е.Н. в своей работе рассматривает использование интенсивных обучающих приемов интерактивного характера, делая акцент на технологии кейсов, проблемного обучения [5].

Паластина И.П. в своих исследованиях рассматривает педагогический прием, основанный на подаче материала с применением мультимедийных средств обучения в рамках информационной модели [6; 7], где приоритетом выступает информация, которая подается в рамках логически выстроенной цепочки.

Важно отметь труды, в которых прослеживается педагогический прием — разбор конкретной ситуации: Гришина Н.В. [8] в своем труде описывает ситуационный педагогический прием, который закладывается в практическом аспекте образовательного процесса в рамках преподавания управленческих дисциплин, Литвинова Н.П. более четко объясняет его, представляя, что это разбор конкретной практической ситуации, подобной тем, которые случаются в управленческой деятельности руководителей организаций или их структурных подразделений; также она предлагает использовать в рамках выше описанного приема мини-кейсы, которые студенты могут сами составлять и рассматривать их на практических занятиях по управленческим дисциплинам [9].

Сопоставительный прием обучения в преподавании управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент»

В данной статье автор анализирует такой педагогический прием преподавания управленческих дисциплин будущим менеджерам, как сопоставительный прием обучения, который дает возможность преподавателю преподносить материал в рамках управленческих дисциплин через сопоставление (сравнение) вымышленных организационных, межгрупповых, межличностных ситуаций через «идеализированные образы» с реальными организационными действиями и бизнес-ситуациями. На наш взгляд, данный прием актуализируется в образовательном пространстве, особенно если речь идет о будущих менеджерах, поскольку, современные бизнес-процессы — это постоянные риски, предпринимательские проблемы, решение которых зависит от эффективных управленческих решений. В этом плане, сопоставительный прием обучения позволяет будущим менеджерам получить навыки овладения наиболее эффективными способами и методами управленческих решений.

Кроме этого, применение преподавателем выше описанного приема, позволяет студентам, с одной стороны, развивать аналитический склад ума, с другой стороны, поиск, к примеру, вымышленных ситуаций дает им возможность получить исследовательские навыки. Реализация данного приема может происходить через работу в команде (студенты делятся на команды из 4-5 человек; одна команда подыскивает вымышленные ситуации или образы из мифов, сказок, сказаний, фильмов и т. п., а другая команда должна сравнить их с организациями, личностями из реальной бизнес-среды). Так действует каждая студенческая команда, взаимодействуя друг с другом.

В рамках предложенного педагогического приема также происходит визуализация информационных сообщений, поскольку бизнес-ситуации в деятельности организаций, социальных групп или институтов могут демонстрироваться с помощью современных рекламных и информационных технологий.

Апробация сопоставительного приема обучения в преподавании управленческой дисциплины «Конфликтология» для бакалавров направления «Менеджмент»1

Автор статьи апробировал сопоставительный прием обучения с помощью работы студенческих команд, а также визуализации информационных сообщений, в рамках преподавания управленческой дисциплины «Конфликтология» для будущих выпускников-менеджеров.

На лекционных занятиях реализация преподавателем данного педагогического приема происходит через использование сказочных конфликтов, где сконцентрирована образность, сила убеждения и яркая визуализация1.

Сказочные конфликты могут применяться при анализе темы о разных видах конфликтов: с одной стороны, они могут сопоставляться с реальными конфликтами в социальных группах, организациях, а с другой стороны, методы разрешения сказочных конфликтов могут применяться в реальных межличностных или в межгрупповых конфликтах. Так, в известной сказке «О рыбаке и рыбке» в семейном конфликте между стариком и старухой появляется субъект конфликта — посредник в виде образа «золотой рыбки», который использует эффективные методы управления межличностными конфликтами, такие как конкуренция, компромисс. Такого рода методы могут применяться в процессе управления, к примеру, реальными семейными конфликтами. Такая форма работы позволяет понять «сущность достаточно сложных по своей природе межпоколенческих отношений в семье, что чрезвычайно важно для выработки механизмов сохранения преемственности поколений, недопущения разрыва межпоколенческой «цепочки», по которой осуществляется трансмиссия норм, ценностей, мировоззренческих установок от старших поколений к младшим, предотвращения конфликтов в процессе интеракции представителей разных поколений семьи, укрепления внутрисемейных связей и отношений» [10, с. 187].

Сопоставительный прием обучения в рамках дисциплины «Конфликтология» реализуется преподавателем через удачные примеры из рекламы, где показываются поведенческие противоречия между организациями через вымышленные образы, которые можно сопоставить с реальными организационными противоречиями. К примеру, в одной из реклам автомобиля марки Mercedes-Benz (автомобиль сопоставлялся с животным зеброй) был представлен и образ автомобиля марки BMW в виде животного гепарда. В рекламе гепард гонится за зеброй. На первый взгляд может показаться следующее: так как гепард более сильное животное, а его черты можно сопоставить с чертами автомобиля марки BMW, значит, этот автомобиль — лидер. На самом деле, в рекламе именно автомобиль марки Mercedes-Benz в образе зебры представлен в качестве лидера на автомобильном рынке, так как за ним гонится гепард (автомобиль марки BMW) и не может его догнать (значит, он не является лидером автомобильного рынка). На наш взгляд, использование преподавателем сопоставительного приема обучения позволит студенту развивать аналитический склад ума, сравнивать вымышленные образы, представленные в мифологических, рекламных коммуникациях, с реальными бизнес-ситуациями, тем более, обучающийся должен уметь применять наиболее эффективные техники в межличностных и групповых коммуникациях в организации, а также за ее пределами.

Автор статьи в рамках преподавания дисциплины «Конфликтология» сопоставительный прием обучения реализует и с помощью студенческих команд: к примеру, преподаватель

1 Социология конфликта: Учебное пособие для студентов ВУЗов, (изд. в рамках программы обновления гум. образования), 3-изд. доп и пер. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 317 с.

https://mir-nauki.com

предлагает студенческой команде из трех человек для лекционного занятия подготовить одну из тем конфликтологии, опираясь на исторический контекст; другая команда раскрывает эту же тему, сопоставляя исторический контекст с современными процессами в области конфликтологии. Затем каждая команда презентует свои темы с использованием мультимедийных технологий перед аудиторной группой. Это позволяет, с одной стороны, привлекать студентов к реализации коммуникативных, профессиональных навыков, а именно установления эффективного межгруппового, межличностного, внутригруппового общения в организации, а также для использования методов и моделей управления организационными конфликтами, с другой стороны, на лекции развивается диалоговый, дискуссионный режим общения между преподавателем и студентами. Для будущих менеджеров изложение учебного материала выше описанным способом, «во-первых, будет интересно самим студентам; во-вторых, будет способствовать развитию их творческих и исследовательских навыков»

В рамках учебной дисциплины «Конфликтология» сопоставительный прием обучения наиболее эффективно используется через визуализацию информационных сообщений, когда конфликты, к примеру, рассматриваются через видеосюжеты из кинофильмов или мультфильмов. Через подобную визуализацию можно определить и основные роли субъектов в конфликтных ситуациях. Визуализация информационных сообщений в рамках данного педагогического приема может использоваться, как на лекционных, так и на практических занятиях. На лекциях преподаватель после теоретических установок может показать видеосюжетный ряд конфликтных ситуаций из разных сфер жизнедеятельности, а студенты должны разобрать, какие роли участники того или иного конфликта выполняют. В качестве домашнего задания, к примеру, по видам организационных конфликтов, обучающиеся могут самостоятельно подобрать видеосюжет и представить его на практическом занятии. Это стимулирует не только творческие и организационные потребности студента, также заставляет их думать, прогнозировать совместно с лектором, искать пути разрешения конфликтологических проблем [12, с. 52], а также пути и средства для выстраивания эффективных межгрупповых, межличностных коммуникаций в организациях, «способов цивилизационного разрешения конфликтов, содействующих стабилизации и развитию общественных процессов и отношений» [13, с. 135].

В целом, представленный в статье сопоставительный прием обучения на примере преподавания учебной дисциплины «Конфликтология» позволяет преподавателю более эффективно и доступно объяснять закономерности возникновения и развития конфликтов, показывать, как можно управлять разными видами конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между отдельными личностями, социальными группами и организациями.

Современные реалии организационной среды, как внутренней, так и внешней, требуют знаний будущих менеджеров не только в управленческом аспекте, а также в маркетинговом, имиджевом, коммуникативном планах, развивая коммуникативные, профессиональные, исследовательские, научные, организационные, творческие компетенции [14, с. 1]. С этих позиций важно отметить эффективность сопоставительного приема обучения в преподавании управленческих дисциплин для бакалавров направления «Менеджмент».

[11, с. 314].

ЛИТЕРАТУРА

1. Сиволап, Т.Е. Проблемы внедрения инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — Т 200, № 1.

2. Человековедение: гуманизационные и гуманитарные функции. — М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2007.

3. Базавлуцкая, Л.М. Система формирования современного менеджера в образовательном пространстве / Л.М. Базавлуцкая. — Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017. — 180 с. — URL: https:/cspu.ru (дата обращения 6.12.2021).

4. Базавлуцкая, Л.М. Методика преподавания менеджмента / Л.М. Базавлуцкая, Д.Н. Корнеев. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. — 99 с. — URL: https:// prepodavanie-menedzhmenta.pdf (xn--2000-94dygis2b.xn--p1ai) (дата обращения 7.12.2021).

5. Арбузова, Е.Н. Методика преподавания управленческих дисциплин / Е.Н. Арбузова, О.А. Яскина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 224 с. — URL: https://urait.ru/book/metodika-prepodavaniya-upravlencheskih-disciplin-410760 (дата обращения: 09.12.2021).

6. Паластина, И.П. Применение информационной модели при проведении практических занятий по курсу «Управленческие решения» // Сборник научных трудов XIII Международной научно- методической конференции. Выпуск 11. — Москва, 2007. — С. 445-447.

7. Паластина, И.П., Козлов О.А. Использование информационных технологий в подготовке будущих управленцев гостиничного бизнеса // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста», Вып. 5. — Н. Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2007. — С.106-110.

8. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил.

— (Серия «Мастера психологии»).

9. Литвинова, Н.П. Дисциплина «Менеджмент»: опыт преподавания будущим бакалаврам экономики // Современные проблемы науки и образования. — 2020.

— № 3. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29805 (дата обращения: 09.12.2021).

10. Нагматуллина, Л.К., Максимова, О.А. Диалог поколений в пространстве внутрисемейных трансфертов: в контексте дискурса реальных и условных поколений // Вестник экономики, права и социологии. — 2018. — № 2. — С. 186192.

11. Хамзина, Г.Р., Исламшина, Т.Г., Нагматуллина, Л.К. Самостоятельная работа студентов как важный компонент учебного процесса в вузе // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. — 2012. — № 4.

— вып. 2. — С. 314-316.

12. Бондарев П.Б. «Русская идея» в философии образования // Философские исследования. — М. — 1993. — № 2.

13. Орланова А.И. Специфика развития отечественной конфликтологии // Вестник РУДН. — Сер. Социология. —2003. — № 1(4).

14. Шагбанова Ю.Б. Педагогические методы преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении // Мир науки. — 2018. — Т 6, № 4.

Shagbanova Julia Borisovna

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI, Kazan, Russia

E-mail: chagbanovajuli@mail.ru

Comparative teaching method as one of the pedagogical methods of teaching management disciplines for bachelors of the direction "Management" in a higher educational institution

Abstract. In the article, the author notes the role of teaching management disciplines for bachelors of the "Management" direction: the student develops knowledge about the realities of the activity of an individual, enterprise, social groups from the point of view of business communications; studying management disciplines, the student can assess the state of labor, material, financial and other resources for making managerial decisions; they lay the foundations for future bachelor managers' perception of the importance of developing corporate culture and socio-psychological climate in the organization. The author presents an analysis of the literature on the use of pedagogical methods of teaching management disciplines for bachelors of the "Management" direction, emphasis is placed on methods using interactive methods, an information model, as well as on pedagogical methods — analysis of a specific situation.

The article substantiates the relevance of such a pedagogical technique as a comparative technique in teaching management disciplines for bachelors of the direction "Management", since it allows the teacher to present information material on such disciplines as "Development of management decisions", "Strategic management", "Personal management", "Conflictology", etc. through comparison (comparison) of fictitious organizational, intergroup, interpersonal situations through "idealized images" with real organizational actions and business situations. This is also important due to the fact that modern business processes are constant risks, entrepreneurial problems, the solution of which depends on effective management decisions. In this regard, the comparative training method allows future managers to acquire the skills of mastering the most effective ways and methods of management decisions.

The author of the article tested a comparative teaching method using the work of student teams, as well as visualization of information messages, as part of teaching the management discipline "Conflictology" for future graduate managers.

The author gives specific examples of the implementation of the above-described technique: in lectures through the use of fairy-tale conflicts, which, on the one hand, can be compared with real conflicts in social groups, organizations, and on the other hand, methods for resolving fairy-tale conflicts can be applied in real interpersonal or intergroup conflicts; also through good examples from advertisements, where behavioral contradictions between organizations are shown using fictional images that can be compared with real organizational contradictions. It is noted that this pedagogical technique can be implemented, both in practical and in lectures, with the help of student teams, as well as through the visualization of information messages. The article presents an example of visualization of information messages: in lectures, the teacher, after theoretical attitudes, can show a video plot series of conflict situations from different spheres of life, and students must make out what roles the participants in one or another conflict perform; as a homework assignment, for example, according to the types of organizational conflicts, students can independently select a video plot and present it in a practical lesson.

Based on the results of the analysis of the application of a comparative teaching method in the framework of teaching the management discipline "Conflictology" for future graduates-managers, the

author notes its effectiveness, since it allows the teacher to more easily and pointwise explain the patterns of occurrence and development of conflicts, to show how it is possible to manage different types of conflict situations that can arise between individuals, social groups and organizations. In addition, this pedagogical technique enables future managers to acquire certain skills in terms of organizing management decisions that are close to real business processes.

Keywords: pedagogical reception; business communication; comparative teaching method; management disciplines; conflict; conflict situations; visualization of information messages

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.